Портрет Изабеллы Брант, Питер Пауль Рубенс, около 1610Очаровательная женщина, особенно покоряют красивые и умные глаза да и к остальному придраться трудно. В отличие от своих современников Веласкеса, Вермеера или Рембрандта, Рубенс не считался мастером психологического портрета. Путь от натурного рисунка, в первую очередь лица, к масляными красками, свойственен Рубенсу-портретисту. Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. Рубенс пожалуй, первый в мировом искусстве, кто вечную тему материнства показал не только образами Богоматери и младенца Христа, но и много раз с особым восхищение писал портреты своей жены Елены Фоурмент с детьми.
Яркий представитель искусства барокко во фламандской живописи, Питер Пауль Рубенс (1577-1640) прославился как мифологическими и религиозными картинами, так и портретами. Именно по этой причине кое-кто сомневался в авторстве Рубенса, уж слишком хорош портрет. Рубенс провёл в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит.
Само собой, Рубенс был большим мастером портретной живописи и хотя его работы по своему психологизму и степени постижения модели уступают портретам Тициана, все же, Рубенс по праву входит в число самых значительных портретистов в истории.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. И подумалось мне, что Рубенс выбрал Елену, быть может, потому, что она напоминала ему юную Изабеллу. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.
Игнатия (ныне посвящённой св. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Наряду с подобного рода «официальными» портретами Рубенс писал также «интимные» портреты, преимущественно портреты своей первой и второй жены. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. И слава Богу.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. В итальянский период Рубенс ещё не достиг творческой зрелости, почти все критики единодушно заявляли, что его итальянское творчество не вполне самостоятельно и отмечено сильным влиянием шаблонов Болонской академии6162.
Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Единственным человеком, к которому Рубенс испытывал совершенное доверие, был старший брат Филипп. Изабелла Брант еле заметно улыбается, что намекает на испытываемые ею чувства радости и счастья. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). В его отсутствие старейшиной в студии оставался Л. Файдербе — скульптор, работавший исключительно по рисункам хозяина. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. После 1635 года приступы подагры становились у Рубенса тяжелее и продолжительнее: приступ этого года уложил его в постель на месяц.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28.
В частности, были убраны бойницы.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Доброклонский и Н. Н. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
Особой его любовью пользовались геммы и монеты, причём одну античную гемму он не смог продать вместе с коллекцией герцогу Бэкингему— настолько он к ней привязался. Он не побоялся – решил, что красота его Елены должна остаться навсегда: художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Отпевание состоялось 2 июня. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в ликующую праздничную гамму. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Речь шла о «Воздвижении креста».
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Портреты Рубенса можно назвать настоящим живописным справочником «кто есть кто» представителей западноевропейской знати XVII столетия. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
КОНТИНЕНТЫ. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Бригитта Спинола Дориа происходила из влиятельного генуэзского дворянского рода Дориа, представители которого боролись за первые роли в государстве. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
Рубенс был крупнейшим портретистом в истории западноевропейского искусства. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В первую очередь это относилось к мировосприятию139. После июльских событий 1631 года Мария Медичи бежала из пределов Французского королевства и укрылась в Хагенау. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Рубенс заботился о своих авторских правах. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. В книге, приуроченной к 350-летию со дня смерти великого фламандского художника Петра Пауля Рубенса (1577 – 1640), впервые в русском искусствознании самостоятельно рассмотрено портретное творчество мастера, дан анализ многих его работ. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. А над ним сияющая богиня славы. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Никулин.
Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Необходимые ему образцы и учителей он мог найти только в Италии, где к тому времени находился его брат Филипп.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Фигуры запечатлены в сложный момент движения и полуповороте, но они связаны между собой общим овалом портретной композиции77. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Эти документы были переданы эрцгерцогине, которая предложила ограничиться только двусторонними отношениями.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Парис решил похитить Елену. Любимов). Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. О его передвижениях свидетельствует переписка с герцогским управляющим Аннибале Кьеппьо из которой следует, что в Мантуе Рубенс провёл полных три года из восьми лет пребывания в Италии. В книге около 70 цветных и тоновых иллюстраций. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
Соперничество кончилось трагедией. Слишком скудно. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. создал свою мастерскую. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. В любой концепции наготы решающим является характер головы, венчающей тело, что справедливо даже для классических статуй, в которых выражение лиц сведено до минимума.
Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
В этой двусветной зале шла работа над крупномасштабными заказами— в первую очередь для церквей85. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Невыгодным стало его положение после прибытия посланника Франции де Шатонёфа, поскольку француз обладал правом принятия решений на месте, а Рубенсу приходилось за каждый шаг отчитываться перед Оливаресом. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
Квеллин после смерти учителя официально возглавил его мастерскую, а ван Эгмонт сделал карьеру во Франции и был одним из создателей Академии живописи и ваяния96. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Обычно Рубенс идеализировал модель приближая её к своему излюбленному типу. Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати.
Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского (1605, Национальная галерея, Лондон). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.
Картина была подписана обоими художниками104. Быстрота работы мастера поражала современников. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Именно его разносторонние интересы и широкий кругозор оказали сильное влияние на личность Рубенса.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября. Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
1750). Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Но Идас камнем сразил Полидевка. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). И я с интересом стала выискивать сведения о личной жизни художника в этот период. Попытки найти больше материала об этой девочке успехом почти не увенчались.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Его античные герои и раннехристианские мученики одеты в шёлк и бархат по современной ему моде. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Около 1611-1618 Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Наконец, существует и третья— диагональная— ось композиции, образованная колоннами в окне и двумя закрытыми книгами на столе. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Казалось, ему было подвластно все.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. По свежести восприятия, особой ароматности красок и виртуозной технике исполнения эти вещи принадлежат к наиболее совершенным творениям Рубенса». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
В этом примечательном документе перечислены дома в Баскюле и по улице Жюиф, ферма в Свиндрехте в 32 арпана, рента в 3717 флоринов, выплачиваемая Брабантом, Антверпеном, Ипром и Нинове. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Например, вот мнение о портретах Рубенса крупнейшего искусствоведа В. Н. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Также Рубенс создал множество портретов. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св.
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Лекуре, «доходило до угодничества». К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами31. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Брак был заключён с большой поспешностью. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица.
В ходе переговоров с королевой, Ришельё и казначеем аббатом де Сент-Амбруазом были определены сюжеты 15 первых полотен. Луки214. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти.
В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере».
Евангельские герои облачены в элегантные наряды и выглядят как светские особы, это подчёркивается и сочетанием ярких насыщенных красок. В это время появились известия о франко-испанском договоре о совместном вторжении на Британские острова и восстановлении на них католической веры, который был подписан Оливаресом ещё 20 марта 1627 года. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
По словам Н. Грицай, «в недостойный его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жёсткости письма, застылости композиций, напряжённой замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. В ней работало много известных личностей: Якоб Йорданис, Антонис ван Дейк, Франс Снейдерс и многие другие.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Рубенс накладывал краску жидкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивал подмалёвок или тон грунта92. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене.
Рубенс прекратил свою дипломатическую деятельность, перестал интересоваться карьерой придворного и целиком отдался живописи. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем.
В них начисто отсутствует мистика. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Художник скончался в 1640 году. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Прототипом, возможно, послужила копия Афродиты Книдской Праксителя в зарисовке Рубенса, сохранившейся лишь в копии118.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Многие жители покидали разоренную войной страну. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Резюме на английском и французском языках. Христос уже мертв и на его светлое, бледное тело, на холм Голгофы и на туманную даль изливается странный, мерцающий, сверхъестественный свет.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Портрет демонстрирует несомненную близость Рубенса тех лет к старой голландской школе, заложенной ван Эйком. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Рубенс стоял между Микеланджело и Бернини как художник своей эпохи, который смог объединить в своём искусстве живопись, скульптуру и архитектуру. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг.
Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Возможно, это труды Сенеки.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Ван Дейку Рубенс доверял писать уменьшенные копии картин, с которых снимались гравюры, распространяемые затем по всей Европе. В 1629 году он побывал в Англии. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. Социальное положение модели всегда подчёркивалось аксессуарами, пристальное внимание уделялось костюму, который выписывался с особой тщательностью.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». «Портретные работы, – писала М. Я. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Все это я вычитала в аннотации к картине. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия.
Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, так как она не обладала никакими недостатками своего пола она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили её живую и оплакивают мёртвую. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Художник увлекся новым жанром — портретом.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Его талант был сразу же замечен. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. В ноябре 1622 года в Антверпене вспыхнула эпидемия чумы, но Рубенс неуклонно работал над заказом.
Питер Пауль сотрудничал с семейством изготовителей клавесинов Рюккертов, создавал эскизы ковров и гобеленов для купца Свеертса145. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу.
Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.
С наслаждением писал местные пейзажи. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность.
В числе его пунктов значились статьи о прекращении военных действий и режиме свободной торговли между Англией, Испанией, Данией и Голландией на период подготовки и надлежащего оформления договора. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Ощущая потребность в самовыражении, он без колебаний исправлял подмеченные ошибки и демонстрировал творческий подход в колористике или светотенях. Но что-то дрогнуло во мне.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией».
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии.
Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Луки. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Варшавская, – не занимали центрального места в творчестве Рубенса.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Но Рубенс никогда не был педантом. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, чтобы тот смог увидеть богатейшее собрание произведений своего кумира Тициана, а также копировать их. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Карлу Борромео). Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Губерта, Диану на охоте и подобное. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
У верующих, созерцающих картину, не должно было остаться ни малейших сомнений в масштабе принесённой ради них жертвы107. Его начальное творчество как раз и представляет собой некоторое подражание художникам XVI в. Он освоил все жанры ренессансной живописи и затем стал самым универсальным художником своего времени. В Мантуе Рубенс пополнил местную картинную галерею портретами придворных.
Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи.
галерея Медичи в Лувре). Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Она даже пыталась продать ему свои драгоценности, чтобы нанять войска Рубенс кое-что купил. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Он интересовался латинской литературой профессионально, в переписке сохранились его рассуждения о рукописных копиях неизвестных или ещё не опубликованных сочинений древних авторов.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт.