Создавая «Портрет герцогини де Бофор», Т Гейнсборо окрасил ее облик нежной романтической дымкой и светлой мечтательностью. В 1785 году Гейнсборо по собственной инициативе пишет портрет драматической актрисы Сарры Сиддонс — своеобразный ответ Рейнольдсу, который написал Сиддонс в виде музы Трагедии. Крупнейший представитель английской школы портретной живописи XVIII в. Биография английского художника Томаса Гейнсборо не отмечена какими-нибудь значительными событиями. Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона.
В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. В портрете миссис Робинсон и портрете миссис Шеридан 1783 года Гейнсборо возобновляет попытки объединить портрет с пейзажем. В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса. Многие учёные, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам Ван Дейка и Рубенса.
Гейнсборо часто обращался к парным портретам. Завоевав репутацию портретиста в Ипсвиче, Гейнсборо решает переехать в модный курорт Бат, где в то время жили две его сестры. Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Достаточно назвать двух крупнейших портретистов — учредителей и членов Академии,, которые были в известном смысле антиподами: Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо.
Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс». «многие ученые, писавшие о Гейнсборо, превозносили этот портрет за его изысканность и аристократизм, по существу же, художник совершенно сознательно противопоставил обыкновенного мальчика аристократам Ван Дейка и Рубенса, придав ему значительность и силу характера», – отмечает Е. Некрасова. Особой проникновенностью отличаются портреты близких ему людей, прежде всего жены и дочерей, Марии и Маргариты, которых Гейнсборо писал на протяжении всей своей творческой жизни. Одной из первых подписанных картин Гейнсборо является портрет бультерьера Бампена на фоне пейзажа.
Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу. Гейнсборо написал два портрета Иоганна Кристиана Баха, сына Иоганна Себастьяна Баха.
В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Своенравный и незавимый темперамент будущего живописца влек к деятельности «на свой страх и риск».
Изображая родных и близких, художник позволял себе наибольшую свободу письма. Баттл разорился и его портрет ушёл с молотка. Это видно по портретам матери и отца, а также соседей помещиков — людей, хорошо ему знакомых.
Самой информативной частью портрета XVIII века можно считать костюм. Жизнь и учение его в Лондоне почти неизвестны. Его не интересует ни профессия, ни общественная роль изображаемого лица. Художник также практиковал в своем творчестве своеобразные жанровые сцены. Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». На шее у неё чёрная завязанная бантом под подбородком ленточка, на которой висит золотой крестик.
На ней простое, но элегантное бледно-голубое шёлковое платье на модных продолговатых фижмах. Работая над портретами «для себя» художник в большей степени раскрывал свой талант, т. к. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. не было необходимости оглядываться на пожелания клиента.
Слева – Портрет миссис Грэхем, 1777. Мазок художника приобрел уникальность, напоминая порывистые штрихи-росчерки. Гуляющая по лесу пара возникает перед нами как образец супружеской гармонии и верности. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами». Художник часто изображал своих дочерей, особенно в их детские и юношеские годы.
Больше всего он интересовался пейзажами, делал зарисовки растений. Все основные заработки художник получал от написания портретов. Лучшей была признана работа «Два мальчика-пастуха с дерущимися собаками» (ок. Он даже не слишком-то выезжал за пределы мест, где провел детство и юность.
Воздушные, залитые светом, они рождают ощущение безмятежного и радостного бытия. Приблизительно в это время начал писать портреты.
«Из всех людей, которых я когда-либо знал, он обладал наименьшим запасомжитейскогознания, но это и дало ему возможность проложить свойсобственныйпуть в наблюдении Великого Мира». В газетах появилось множество отзывов о его работах. Таким образом Гейнсборо передает благородство своих моделей. Художник всю жизнь тяготел именно к пейзажам, но, к сожалению, красивые виды природы не приносили дохода их мало покупали и вот таким образом ему приходилось заниматься портретами.
Через год он обвенчался с внебрачной дочерью герцога Бофора Маргарет Бур. Впоследствии к этим компонентам добавилось страстное увлечение пейзажами Рубенса. В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Родился в семье торговца сукном. 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон.
Портрет четы Эндрюс может рассматриваться как своеобразный документ, фиксирующий факт заключения брака, а заодно и деловой сделки. Миссис Эндрюс сидит на изящной рокайльной скамейке. Основной заработок художнику приносила работа над портретами, он говорил: «Пишу портреты, поскольку нужно на что-то жить, пейзажи – так как люблю их писать, музыкой же занимаюсь по велению сердца». Великолепно написан сельский пейзаж, поле спелой пшеницы и зеленая долина в точном, острохарактерном парном «Портрете Эндрью с женой» (около 1749, Лондон, Национальная галерея). Известно, что художник больше любил писать пейзажи, а не портреты.
Уравновешенность и спокойствие сменяются мощным движением. С 1928 года картина служит «гвоздём» собрания Хантингтонского музея в Калифорнии. Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Именно Гравело познакомил молодого Гейнсборо с Хогартом — крупнейшим художником, чья «Девушка с креветками» поныне считается одной из вершин мирового noтретного искусства. Высокий напудренный парик завершает образ. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо.
Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Одним из самых известных стал предполагаемый портрет герцогини де Бофор – дамы в голубом.
Мать звали Сюзанной. Они заняты делом или отдыхают, являясь органичной частью мира, в котором живут. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе». 1777), знаменитый портрет герцогини де Бофор (1780-е). Однако каждая картина говорит о большой наблюдательности и мастерстве художника.
На картине «Голубой мальчик» юный Джонтан Баттэл позирует художнику, одетый в голубой атласный костюм, держа в руках широкополую шляпу с перьями. Работая над портретом старшей дочери Мери (1749-1826), Гейнсборо отказался от пейзажного фона, который эффектно гармонировал с его возвышенными образами. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно.
Особенности живописной манеры Гейнсборо ясно выступают в «Портрете герцогини де Бофор» (. ) или «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Им стал «Портрет в рост на пейзажном фоне». На полотне преобладают серые тона, контуры слегка размыты, как бы расплылись в тумане. До 1759 года он напишет их целых восемьдесят. На первых порах это были голландские мастера, в особенности Я. Рейсдал, затем пейзажи Буше и галантные сцены Ватто, французские пастели, Лоррен и Пуссен. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал.
Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более лёгкими изящными и утонченными». В те времена наиболее модным художественным направлением в Европе становился академизм. Но часто художник создавал пейзажи для собственного удовольствия. Один из его братьев, Хэмфри, был механиком и изобретателем. Гейнсборо был неутомимым рисовальщиком. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению.
Художник соперничает с Президентом Королевской Академии Рейнолдсом, в связи с чем его отношения с Обществом Искусств становятся натянутыми. Перспектива картин художника размывается, пейзаж вбирает в себя человеческие фигуры. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. Голову венчает черная шляпа с перьями. Словом, через два года он уже в родном Сэдбер и зарабатывает свой хлеб насущный. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Мартина (художественной школе).
Он предпочитал пейзажи. В 1770-е годах в Англии распространилась мода на «вандейковские», в стиле XVII века, костюмы. Он ошибся, прожил со своей подругой счастливую жизнь и вырастил любимых детей.
Вот рассказ некоего учителя рисования по фамилии Тейлор: «Гейнсборо иногда чудил. Возможно именно вот таким образом он пришел к мысли объединить два жанра в одном. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Он шел за своей интуицией, за собственным чувством света и цвета. Своеобразие его манеры становится еще более очевидным, когда выясняется, что художник не получил академического художественного образования: «Я хорошо начитан в книге природы и мне этого достаточно» говорил он.
Реальность пейзажей Гейнсборо была своеобразной. Это тоже были своего рода композиции портрета и пейзажа, которые изобрел Томас Гейнсборо. Сначала, Гейнсборо работал в Суффолке (местечке Седбери где он родился) и в соседнем Ипсвиче, откуда поступали первые заказы на портреты.
Сменив нескольких владельцев, к 1809 году «Мальчик в голубом» стал собственностью семейства Гросвенор, глава которого носил титул герцога Вестминстера. Тейт Модерн отказалась от традиционного размещения произведений в хронологическом порядке. В газете «Морнинг пост» была опубликована заметка, в которой рассказывалось о причинах разрыва: «Гейнсборо послал шесть портретов в рост в распоряжение джентльменов, назначенных для проведения развески, с одновременным извещением о том, что продолжает работать над другим холстом изображающим фигуры в рост трех старших принцесс и заканчивает этот холст в стиле, для которого невыгодна развеска выше пяти с половиной футов». Направо простирается далеко в глубину их обширное поместье. Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Он родился в Седбери (графство Саффолк).
Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желто-розовыми лучами солнца. Справа – Утренняя прогулка, ок. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Основной заработок Томасу Гейнсборо приносила работа над портретами. Только некоторые художественные навыки Т. Гейнсборо получил во время недолгого обучения у французского гравера Гравелло (проживавшего в Англии) и процветающего портретиста и декоратора Ф. Хаймена. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы их облик говорит о высоком социальном статусе.
Светлый колорит облика выделяется на темном фоне играющем тенями. Пейзажи продавались плохо и Томас все больше концентрируется на портретах. 1783, Кенвудхаус, Лондон). Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными».
А поскольку портреты лучше продавались, он изобрел новшество в этой области. Он сам обучал девочек рисунку и пейзажной живописи. Она повернулась слегка влево. В 1752-м у художника уже две дочери, он по-прежнему небогат, даже влезает в долги. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок.
Примером таких произведений можно назвать «Портрет четы Эндрю». «Покажи мне, как ты одет и я скажу, кто ты» – это летучее выражение как нельзя более применимо к костюму XVIII века. Там он и поселился. Художественная фантазия Гейнсборо, кажется, не знает пределов, его руку направляет гениальная интуиция, которая лежит в основе таланта мастера, подчиняющегося не рациональному началу, но чувству. В большинстве своем они изображают самых разных людей на фоне восхитительного пейзажа.
Нужда не заглядывала к нему дом ибо его супруга (по некоторым данным, незаконная дочь герцога де Бофор) принесла ему в приданое небольшое состояние. Так уверенно и твердо начинал свой путь молодой человек, которому суждено было стать гордостью английской школы живописи одним из тончайших портретистов мира. В этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. И всем, что у меня есть, я обязана только самой себе».
Вот таким образом молодой Томас имел возможность учиться живописи в Лондоне у французских живописцев. Справа от дороги стоят два осла. При этом герои Гейнсборо объединены не столько общим действием или беседой, как у Хогарта, сколько пейзажем.
картины природы, которые окружали его в детстве. На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Они заставляют вспомнить, такназываемые, «сцены собеседования» — специфическую разновидность английского группового портрета XVIII века, типичную для раннего творчества Гейнсборо.
В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Позже накопленные таким образом мотивы подсказывали композиционные решения полотен.
Мистер и миссис Эндрью отдыхают после полудня, посвященного охоте. Слева от дороги юноша копает гравий или песок. Мужской костюм должен был представлять человека, подобно визитной карточке.
Однако ему ответили, что «его просьба расстроит всю экспозицию». В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Таковы его картины «Водопой» из собрания Уайтбреда, «Возвращение с жатвы» из музея в Бирмингеме, «Отправление на рынок» из Галловей колледжа и др.
В последние годы жизни художник рисует много простых пейзажей. 1785Прекрасная незнакомка кажется загадочной и магически притягательной еще и благодаря особой технике письма Гейнсборо. Гейнсборо изучал лица с сердечной теплотой и вниманием. На самом деле о женщине, позировавшей для этого портрета, ничего не известно.
Гейнсборо пишет и пейзажи. Технически художник очень вырос и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. В 1750 году семья переезжает в Ипсуич. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Парковый пейзаж так же лиричен, нежен и утончён, как и сама модель. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Но художник видел этот пейзаж именно в такой композиции и не иначе. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Помню, как мастер Хэймен, вернувшись с выставки, сказал: «Какую необыкновенную картину написал Гейнсборо – Голубого мальчика, не хуже самого Ван Дейка». Портрет Луизы, леди Кладж, ок.
он пишет лошадей, пасущихся коров, пробегающих или дерущихся собак. Жил мальчик в столице у серебряных дел мастера. В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.
Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен. «Я самоенепостоянноеи изменчивое существо», говорил о себе мастер.
Галерея Тейт позволила нам полюбоваться двумя своими шедеврами. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко».
Кажется, само движение руки и кисти художника подчиняется этой звучащей в нем музыке. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров. В других портретах, написанных художником, как, например, «Герцогиня де Бофор», «Дама в голубом», «Утренняя прогулка» используется очень характерный колорит, где гармонически сочетаются серебристые, серые, оливковые, жемчужные тона.
В 1796г. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо. И она знает это. В этих произведениях окружающая человека обстановка, прежде всего природа – пейзаж старинного парка или лесной опушки, – становится идеальной средой, гармонически созвучной настроению портретируемого. Вот таким образом художник вынужден был вернуться в Седбери. Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи.
Когда Томас Гейнсборо был маленьким, его отец очень впечатлился способностями сына в рисовании. Сохранились многочисленные зарисовки и этюды, которые он на протяжении всей жизни делал во время пеших прогулок — изображения деревьев, холмов, долин, речушек, мостиков и лесных дорог, растений и животных, выполненные с большой живостью и чувством реальности. Художник часто вводил в портреты музыкальные инструменты: скрипки, виолончели и т. д. Но художник не следовал ему – был слишком индивидуален. У неё изящный профиль. Картины «Утренняя прогулка» или «Собиратели хвороста» отличаются мастерской композицией, близостью и любовью к природе, теплотой и простотой отношений между собой. Гейнсборо считал себя по преимуществу пейзажистом.
Постепенно, сложился индивидуальный стиль его письма. Тогда же умирает отец Томаса и рождается первая дочь.
Кое-кто считает, что лица семейства Эндрюс несут на себе отблеск личной жизни художника. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре. В портрете аристократа Хэллета с женой (больше известном как «Утренняя прогулка») обособленность фигур и окружения сменяется их неразрывной слитностью. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал.
К числу непревзойденных парадных портретов этого мастера относятся портреты артистки Сиддонс (1784—85), миссис Грехем (ок. Техника его легка и виртуозна. В 1745 году Томас Гейнсборо открывает в Лондоне собственную мастерскую. Именно это сделало настоящим мастером такого художника, как Томас Гейнсборо. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими.
Особенно Гейнсборо удавались женские образы. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения». Иногда даже художники писали руки с запасных моделей. В полотне соединились оба таланта художника – портретиста и пейзажиста.
Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению. Сара сидит в кресле на фоне красной драпировки, которая выгодно оттеняет голубой костюм актрисы (голубой был любимым цветом художника). Под их влиянием изменился стиль художника. В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины.
Именно это и произошло с картинами Гейнсборо. Художник передаёт утончённую красоту и аристократическую элегантность дамы, грациозность движения руки, поддерживающей шаль. Предположительно, на погрудном портрете изображена дочь адмирала Боскауэна Елизавета, в замужестве герцогиня Бофорт, которой тогда должно быть около 33 лет. Родители назвали ее Мэри. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения».
Если Рейнольде изображал Сару Сиддонс в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне, то Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле – «Портрет актрисы Сары Сиддонс» (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея). Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы – «Собиратели хвороста» (1787, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Томас Гейнсборо.
Уже в семнадцать лет он открывает собственную мастерскую. В его взгляде читается упорство, самоуважение и самодостаточность. В изображении же крестьянских детей ощущается знакомство мастера с творчеством Мурильо. Ее портреты писали и Рейндолдс и Лоуренс.
Мастер писал жидкими красками и очень длинными (до шести футов) кистями. Эта борьба чувствовалась повсюду, в том числе и в Академии Св.
Но, несмотря на усталость, он весь в работе.
Вместе с другим художником – Ричардом Вильсоном – Гейнсборо стал родоначальником Британской пейзажной школы. Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке.
Соединив различные направления, смешав работы старых мастеров с современными, живопись и скульптуру с фотографиями и видиофильмами, организаторы разделили собрание на четыре больших раздела: «Натюрморт, предмет, реальная жизнь», «Пейзаж и окружающая среда», «Историческая живопись», «Обнаженная натура, действие, тело». В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Получивший — по его собственным словам — хорошее «подъюбочное образование» художник уже вскоре после свадьбы жаловался в письмах, что его «жена добра, но слаба и никак не может составить моё счастье».
Слишком горячо. Томас был девятым ребенком в семье. В двадцатилетнем возрасте он уже начал самостоятельно работать у себя на родине, занимаясь преимущественно пейзажной живописью. Сатиновый сюртук небрежно застёгнут на одну пуговицу, на ногах чёрные, до колена, бриджи. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа.
Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте. Томас Гейнсборо – английский пейзажист и портретист восемнадцатого века. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. Он пишет незамкнутое пространство, внутренняя динамика которого заключена в криволинейном, спиралевидном движении, куда вовлечены все элементы композиции: и трепещущие листвой купы деревьев и вьющиеся лесные дороги и наступающие на них холмы и едущие повозки с людьми. Вот таким образом данная картина не отражает какого-либо определенного места его родного города.
Костюм определяет роль человека в обществе. Именно в таком костюме изображён знаменитый «Голубой мальчик». Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. 1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо).
Первый шедевр – это «Портрет Мэри, дочери художника» (1777) кисти талантливого живописца Томаса Гейнсборо (1727-1788), одного из основателей британской школы портретной живописи. Его собака уже устала ждать хозяина и уснула рядом. Импульсивность и непредсказуемость его натуры находила отражение в отношении к моделям, а также — в степени законченности портретов, на первый взгляд казавшихся подмалевками. «Я абсолютно теряю всякое представление о человеке, если сразу же не достигаю сходства» говорил он часто. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.
В 1777 году Гейнсборо после большого перерыва принимает участие в Академической выставке, где им был представлен «Водопой» — ответ художника на «Водопой» Рубенса. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Таков портрет его племянника, Дюпона. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Этим он и начинает заниматься.
Ровно постриженные живые изгороди из боярышника, «пятибалочные» (нового образца) ворота. Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.
Эндрюс держит ружье, около него стоит охотничья собака. Ее портреты писали и Рейндольдс и Лоуренс. Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Соприкасающиеся с волосами завитки страусовых перьев (более мелкие, чем волосы) пенятся, как вода прибоя, не разрывая общей формы длинного изогнутого пера. Лучшими из них признаны «Водопой» и «Повозка, едущая на ярмарку». «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Однако некоторыми исследователями эта гипотеза подвергается сомнению.
Художник часто писал свои композиции с изображением людей на фоне английских пейзажей. Как отмечает кропотливый исследователь творчества английского художника Е. А. Лишь время от времени юноша посещал различные художественные мастерские. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы.
Большинство из них остались незаконченными. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк. Картина не была закончена, но тем не менее осталась очень знаковой в творчестве Гейнсборо. Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727 – 1788). Эти слова сказаны современником о Томасе Гейнсборо, английском живописце XVIII века.
Это не только изобразительный и эмоциональный фон большинства его портретов. Умер 2 августа 1788 года от рака. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, – «Портрет мальчика в голубом». В отличие от многих современников Гейнсборо не принадлежал к академическому направлению.
Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. В то время как в современной ему живописи царил безраздельно так называемый «классический» пейзаж с его возвышенным стилем, строгим композиционным построением и неизбежными мифологическими сюжетами, молодой английский мастер смело обращается к своим непосредственным впечатлениям от окружающей природы, не заботясь об академических правилах и декоративных эффектах.
Чаще всего он располагает фигуру посередине холста. Подходы Гейнсборо предвещают искания романтизма. Но в 1774 г. Гейнсборо снова переезжает в Лондон.
Мы ничего не знаем о женщине, послужившей моделью Томасу Гейнсборо. Гейнсборо не стремился к героизации природы, его композиции населены крестьянами, фигуры которых естественно вписываются в ландшафт.
Он все чаще пишет портреты в рост, в которых явно сказывается влияние творчества Ван Дейка. Он был одним из основателей Королевской Академии живописи. В них легко узнаются окрестности родного художнику Суффолка. В 1774 году Гейнсборо и его семья переезжают в Лондон.
Со временем в портретах художника усиливаются черты тонкой одухотворенности. Гейнсборо женился за несколько лет до написания этой картины (в 1746 году) на некой Маргарет Барр, которая по слухам была внебрачной дочерью можетгерцога Бофора, а можетгерцога Бедфорда. Его отец Джон торговал сукном и изделиями из него. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени. Английский художник и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Не информативны и руки. Этот художник выиграл «битву художников» с другим талантом своего времени – Джошуа Рейнолдсом, став ведущим британским портретистом второй половины восемнадцатого столетия. После возвращения он написал «Долину в горах», в которой постарался передать впечатления от поездки.
Особенно это видно в произведении «Голубой мальчик», где окружающая природа, небо, вечерний пейзаж гармонируют с меланхоличным настроением молодого дворянина, его черной шляпой, непринужденной позой. Это прозрачная, чистая, свежая живопись. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Детство будущий художник провел в месте, которое сейчас называется Домом Гейнсборо.
И в этом занятии он преуспел – уже в 18 лет Гейнсборо поселился в собственной мастерской. Известно, что художник был замкнут и не очень любил общаться. В это же время он женился и у него родилось две дочери. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Он старается создать слияние портрета с окружающей средой.
музей) инструменталиста К. Ф. Эйбела (до 1777, Сан-Марино, Калифорния, Художественная галерея Хантингтон).
Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Однако ясно одно: он преуспел в овладении мастерством. На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Это были заказы от местных торговцев и сквайров.
Костюм виден издали. Портрет Сары Сиддонс — портретный шедевр Гейнсборо. Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского – «беседа») – картины изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. Эта женщина – прежде всего характер, личность и должна быть интересна именно с этой позиции.
Томас Гейнсборо. На этот раз его желание было выполнено и картины развешены так, как этого хотел мастер. Гармония цвета на его картинах прекрасно сочеталась со своеобразным ритмом произведений, который критики даже называли «музыкальным». Весь облик дамы утонченно-благородный. Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики.
Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Но они продавались плохо и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы. Там он жил до 1749 года. Один из лучших пейзажей — «Возвращение с жатвы». С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей).
Он пользовался очень длинными кистями, что позволяло, находясь на одинаковом расстоянии от модели и мольберта, передавать на холсте целостное впечатление от образа.
У Дамы в голубом мечтательный взгляд, мягкая линия плеч. Он пишет любимые пейзажи и начинает практиковаться в портретах в стиле Ватто. Сеанс начинался в затененной комнате, когда холст был едва различим для взгляда. Портрет дочерей, 1759Томас Гейнсборо. Один из его биографов писал: «Гейнсборо был прирожденным живописцем.
В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Так написан «Голубой мальчик», где художник, с одной стороны, развивает традиции аристократического портрета, заложенные еще Ван Дейком, а с другой – вкладывает в него нечто интимное, музыкальное, оригинальное. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Он стоит, слегка наклонив голову, прямо глядя в глаза зрителю. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса.
Лицо в портрете XVIII века наименее информативно. Социальные характеристики отодвигаются на второй план. Во время «распродажи Европы», последовавшей за окончанием Первой мировой войны, портрет у герцога купил американский «железнодорожный король» Генри Хантингтон. Он не стремится скрыть мазки кисти, легкой и динамичной.
Ее тонкая шея будто не в силах вынести тяжесть прически и голова чуть-чуть склоняется, как экзотический цветок на тонком стебле. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в своих лучших картинах был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок. На момент написания картины ей должно было исполниться 33 года. Он сам был способным музыкантом, профессионально владевшим виолой-да-гамба.
Они слегка натянуты надо лбом и висками, а на пышных локонах их природная упругость чувствуется сильнее. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни. С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. Вскоре он написал первую из работ такого рода: портрет «Супруги Эндрюс» (1748–1749, Национальная галерея, Лондон).
Его композиции — это, скорее, вариации на темы реальных природных мотивов. Около 1770 года Гейнсборо пишет знаменитый портрет Джонатана Баттла известный как «Голубой мальчик».
Если лицо нужно разглядывать вблизи изучать, то костюм можно охватить глазом сразу. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Заслуживший у исследователей титул «самого английского художника XVIII века», Гейнсборо сумел отразить в портретах как красоту человека, так и представление о его духовной жизни. Через год произошел окончательный разрыв Гейнсборо с Королевской академией.
Но, все же, наибольшим спросом пользовались портретыего кисти. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Больше всего его привлекали сельские буколики. Это был шаг кардинальный, свойственный пылкому сердцу художника.
Его слегка меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Причиной послужила все та же развеска картин. В значительной степени в пейзажах реализовался и дар Гейнсборо-анималиста. Нарочитое позирование персонажей (часто членов одной семьи) на фоне пейзажа, символизировало естественноесуществованиесреди природы. Но портреты, которые они пишут, совершенно различны по манере, технике, колориту. Ок. Каждая деталь здесь призвана подчеркнуть прогрессивный характер хозяйства в Обри.
Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. В 1748 году художник рисует картину, получившую название «Лес Гейнсборо». Осанка подчеркивает величие актрисы. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Портрет Сары Сиддонс считается портретным шедевром Гейнсборо. Но его пейзажи не очень хорошо продавались.
Искусствоведы считают, что он создал особенный тип портрета: «Не утрачивая репрезентативности и парадности, его портреты кажутся более легкими изящными и утонченными». Н. Ионина считает, что такого эффекта художник достигает «посредством чисто живописного решения – красотой колорита и свободными легкими мазками, создающими впечатление живой и трепетной жизни». Кристи, зачинателя известных и поныне торгов, 1778, Малибу, Калифорния, Музей П. Гетти).
В нижнем левом углу картины дровосек увязывает кипу хвороста. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи. Она одета как в жизни, но при этом подчеркнут ее вкус интеллект, обаяние и красота.
ПЕЙЗАЖ занимает особое место в творчестве мастера. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Он известен также своей графикой. Сара Сиддонс, одна из двенадцати детей владельцев бродячего театра, сумела стать ведущей актрисой своего времени. Замкнутый и малообщительный, художник не выезжал за пределы родины.
Томас Гейнсборо. Поверх чепца надет популярный в то время соломенный бержер с подвёрнутыми полями. Художник увлекался произведениями Уильяма Хогарта и даже копировал его стиль. На редкость необычным был творческий метод Гейнсборо. Все, что было знакомо и близко ему с раннего детства: зеленые холмы и перелески, деревенские домики и изгороди извилистые сельские дороги и пасущийся скот, — все это появляется на его полотнах.
Картина Утренняя прогулка создана художником в 1785 году. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. В 1740 году ему разрешили поехать в Лондон для учебы. В 1960 г. она была приобретена Лондонской Национальной галереей. Охотничий костюм, кремневое ружьё, собака, расслабленная и непринужденная поза Роберта Эндрюса подчеркивают его социальный статус (нетитулованный мелкопоместный дворянин, довольно обеспеченный).
Этот портрет Гейнсборо писал не на заказ, а для собственного удовольствия. Глядя на них, мы почти слышим их неторопливый разговор, шуршание травы под ногами. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Глубокие чувства объединяют сквайра Халлета и его жену в портрете, получившем название «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Помог ему француз-гравер Гюбер Гравело.
Хорошенькая девушка пришла его проведать. О внутренней потребности ее продолжения говорит одно из его последних выражений: «Жаль покидать жизнь, когда только начинаешь что-то делать со своим искусством». Он рисовал быстро, а его зрелые работы характеризуются светлой палитрой и легкими мазками.
Лица людей выглядят несколько кукольно Гейнсборо, действительно использовал кукол для написания групповых композиций. На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Всем своим видом Сара как бы говорит: «Смотрите на меня, вот я какая. В своей живописи он часто обращается к теме пейзажей и окружающей природы.
Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа.
«Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). По колориту это живописное произведение симфонично. Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу.
Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее. Но с 1780 года его влияние усиливается. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми.
Уже в ранних своих работах Гейнсборо создает своеобразный тип портретной композиции. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей.
Часто художники обходятся совсем без рук или используют сделанный, балетный жест. В ряде случаев Гейнсборо исполнял заказы тех же лиц, что и Рейнольдс. Гейнсборо же показывал естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников.
Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Там он продолжает писать портреты известных людей, а также экспериментирует с техникой гравюры и созданием офортов.
Самой распространенной является версия о том, что это была дочь адмирала Боскауэна, которая вышла замуж за герцога де Бофора, вот таким образом второе, неофициальное название картины – «Портрет герцогини де Бофор». Он был широко признан при жизни как портретист.
Лучше всего у него получаются портреты. Искусство Гейнсборо складывалось под воздействием широкого круга живописцев. Уже упоминаемая работа «Сэр Эндрю с женой» – своеобразная проба кисти в этой области.
Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. В портрете, как и в жизни, костюм – главный семантически нагруженный признак. Но пейзажи были не столь популярны и не приносили особого дохода.