Кстати, также хорошей иллюстрацией к одежде, да и самому духу эпохи барокко могут послужить картины испанского художника Веласкеса, его многочисленные портреты испанских принцесс-инфант.
Костюм был подчинен этикету. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596).
Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. занимает творчество Микеланджело да Караваджо.
Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было.
Гигантские шкафы из дерева украшались резными гравировками и однотонными рисунками. Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. Драматический дар художника проявился в его последних работах — «Избиении младенцев», «Несении креста» и «Стигматизации св. Сложные драпировки, яркие, запоминающиеся детали, занавесы из тяжелых тканей создают праздничную торжественную атмосферу.
Реальность персонажей подчеркивается деталями натюрморта: цветами, фруктами, музыкальными инструментами. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы).
В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св. Собор св. Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Особенно характерно решение человеческого тела.
М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови.
Кровати – обязательно с балдахинами и покрывалами. Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз.
Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами. Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». За портреты, написанные в Риме, художник избирается в члены Академии святого Луки. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин.
Художественное образование получил в Милане. В это время он приобрел замок Стен близ Малина, где подолгу жил. Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине. Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени.
Плюс красная, максимально яркая красная помада на губах. В середине 30-х гг. Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), вот таким образом отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами.
Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства. Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». И использование художественного стиля, прославляющего могущество знати и церкви, было как нельзя кстати.
Вот почему среди портретов XVII в. нет профильных изображений, люди в них обращены лицом к зрителю. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы. Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков, у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс.
Стиль барокко от маньеризма унаследовал тенденцию поражать воображение. В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами». Они были прообразом дворянского бала.
Мебель в стиле барокко — уникальное произведение искусства, вот таким образом она использовалась чаще всего для создания интерьерной композиции помещения. Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении. Он также испытывает влияние Тинторетто и Веронезе. Сооружение ансамбля было начато в 1563 г., велось под личным присмотром короля. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Под кафтан надевали камзол без рукавов.
Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский. К политической власти рвалась крепнущая буржуазия.
Вдали за скалой скрываются две фигуры. Успех Розы был огромным. Пустоту серой монастырской действительности подчеркивает колорит, выдержанный в темно-коричневых и зеленоватых оттенках.
Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е). П. П.
Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники. Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»). Фактически, это первый в России учебник этикета.
В переводе с итальянского языка, barocco — «странный, удивительный, причудливый». А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. Этот образ нельзя назвать определенно однозначным.
Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. 1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри). Солнце зашло за облако. В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была. Построенные ранее церкви украшали элементами барокко, в основном – интерьер. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34.
Галилей доказывает предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой. Родился в 1573 г. в Ломбардии. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. Эпоха Возрождения подошла к концу.
В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Позже они стали намного пышнее. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Гостиным помещениям во времена барокко уделялось особое внимание – в шикарных залах принимали гостей и устраивали балы.
Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища. Но и эта форма зачастую дополняется характерными изгибами линий, стены имеют выпуклые и вогнутые участки. Эскориал был сооружен в 45 км от Мадрида у скалистых отрогов Сьеры-де-Гвадаррамы. В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов. Однако молодой художник идет дальше учителя.
Роза выступает здесь как продолжатель идей реализма, становление которого начинается с творчества Микеланджело да Караваджо. Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало. Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Портреты изобилуют множеством символических атрибутов и аллегорических намеков.
На картине удивительным образом передана динамика движения. Для оформления королевского дворца вблизи Мадрида Веласкес пишет «Сдачу Бреды» — первую историческую картину, в которой нет аллегорий, ложной драматизации событий и в которой отдается уважение мужеству проигравших сражение. Там Сальватор Роза получил разностороннее образование: занимался классической литературой изучал грамматику, риторику, логику. Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына.
1530-1597). Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью.
Следуя этому негласному правилу, художники создавали полотна, при взгляде на которые у зрителя возникали абсолютно определенные ассоциации, вызывающие в памяти образы литературных героев. Именно в этот период им была написана большая часть пейзажей.
Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба). Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему.
Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи. Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Лепнина органично сочетает классические ордерные элементы и прихотливые растительные мотивы, образующие многоплановую структуру.
Не пришедшись ко двору в Мадриде, Эль Греко обосновывается в Толедо. Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. В 1570 г. художник прибыл в Рим, а в 1576 г. переселился в Испанию. В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» – комплект гармонирующей друг с другом мебели.
В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя. Мягкие гарнитуры (диваны, кресла с деревянными ножками, стулья) обивались дорогостоящими материалами насыщенных оттенков. Нарастало недовольство народных масс своим положением.
В то время в моде также абсолютно белая кожа. Возглавил строительство комплекса Хуан дс Эррера (ок. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни. Портрет Джеймса Стюарта, ок. В 1658 году он пишет свою знаменитую картину «Менины» («Фрейлины»), несколько лет спустя «Миф об Арахне», в которой демонстрирует построение одного пространства в другом.
Петра (Ватикан)И. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто.
Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб».
Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне». Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью. вытесняется классицизмом. В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным.
Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. Антонис ван Дейк. Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте. Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором.
Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона. Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман).
Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Исаак Ньютон в 1689 году создает труд под названием «Математические начала натуральной философии», а также открывает «Закон всемирного тяготения». Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали).
Назвали его Сальватором. Кроме кружев, на одежде было много бантов. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Франциска». Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. Большое место в живописи мастера занимает пейзаж.
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Кожа должна быть белой, неестественно белой, а платье неестественно ярким. Часто использовались аллегорические изображения, символы, метафоры, театральные приёмы, антитезы, риторические фигуры.
Это время абсолютизма. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами.
Поселился в Риме в начале 1590-х гг. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки.
Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли. В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. Отражающие свойства хрусталя использовались для многократного усиления света и блеска в интерьерах барокко. Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны.
Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения.
Поверх одевалось платье с длинным шлейфом. Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен. Последнему принадлежат архитектурные виды и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам.
Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Но на фоне меркантильных задач в сам стиль прорвался дух свободы, чувственность и самоощущение человека, как деятеля и созидателя. Особое внимание художник уделяет передаче освещения.
Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Веласкес умирает в возрасте 61 года в 1660 г. Он работал над монументальным циклом картин, посвященных Генриху IV, создал ряд алтарных картин, среди которых «Святой Рох» для церкви св. Колорит великого мастера оказал на него сильное влияние. Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане). Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным).
Фигуры вытягиваются, части тела деформируются. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон. Это высокая прическа из множества локонов.
Головы людей приобретают эллиптическую форму. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Стены ее украшали авторские работы живописца. Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
В возрасте 14-15 лет он попал в Венецию и там обучался в мастерской Тициана. В поэзии – вычурность использование сложных метафор. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури.
Обличье этих бандитов настолько сильно потрясло Сальватора, что он решил запечатлеть их в своем альбоме. Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Ее основу составляет строго симметричная композиция из пилястр или полуколонн, филенок, карнизов или падуг, плавно оформляющих переход от стены к потолку. По сторонам юбку украшали драпировки.
Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.
Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал.
Никакого загара, ни в коем случае. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. Но это только один из источников барочного искусства.
Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. 1637. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза.
Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг.
Драпировки были также и по краю декольте. Пространства в барокко имеют сложные построения.
В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). Два путника едут по дороге. Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм.
В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Родиной архитектуры барокко стал Рим. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени.
Костюм был подчинен этикету. Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». На Веласкеса оказывает влияние общение с Рубенсом, который был в Испании в 1628 г. Во время пребывания в Италии, куда художник был послан, чтобы пополнить дворцовую коллекцию картин, он пишет «Кузницу Вулкана», которая демонстрирует свободу письма и богатство цветовой палитры. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике.
Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко. Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Вся поверхность охвачена опалово- сероватой лазурью. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595).
Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. — шлак). Расцвет живописи в Испании предвосхищает творчество Эль Греко (Доменико Теотокопули) (1541- 1614), родившегося на Крите. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест.
В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Эскориал расположен у подножия амфитеатра гранитных серо-стальных скал. Карл Линнец публикует в 1735-м году известную работу по систематизации биологии «Система природы». Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена.
В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы. Величественные позы, гордые, надменные взгляды. Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Несмотря на иронию, присутствующую в изображениях людей, глядя на картины, зритель испытывает чувство жалости к монахам, музыкантам, бродягам, населяющим причудливый мир живописи Маньяско. Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами.
Стремившийся к правде, художник в религиозных и мифологических композициях изображает людей из простонародья. В сапогах ходили даже на балах. Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Барокко смог выразить новое представление о безграничности и многообразии окружающего мира, его единстве и драматичной изменчивости, пробудил интерес к стихиям природы.
Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества. В 1608-1609 гг.