Еще менее значительным, запоздалым явлением испанского романтизма были произведения Эухенио Лукаса (1824—1870), который был подражателем Гойи. Особое место в галлерее женских образов Гойи занимает изображение молодой женщины известной под условным названием Махи (то есть простой девушки из народа), запечатленной дважды — одетой и обнаженной (ок. Жить ей осталось недолго.
В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Картины с описанием будут представлены ниже. Образ Тираны героичен.
Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. Гойя пережил со своим народом эту героическую и трагическую страницу его истории. Художник обращается к инфернальной теме («Шабаш ведьм»). И среди них один из самых правдивых — портрет старика Гойи (Прадо), которого Лопес написал в 1826 г. во время короткого пребывания Гойи в Мадриде.
Своеобразие идейно-образного содержания «Капричос» состоит в том, что это произведение сочетает критический дух передовой мысли своего времени и отзвуки столь устойчивых на испанской почве народных фольклорных представлений, широту общественного звучания и глубоко личное восприятие жизни художником. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Последние годы жизни Гойя провёл в Бордо, где скончался 6апреля 1828г. Женщина смотрит в противоположную сторону. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи.
После картин периода герильи и начала реакции с их настроением тревоги, где отдельные образы растворялись в общей массе толпы, здесь утверждается героизированный образ человека из народа, создается значительная обобщенная жанровая картина, широкий общественный размах и социальное звучание которой отличает ее от более ранних (1780-х гг. ) произведений на темы повседневной жизни. По-разному ощущают их. Но после его смерти, Испания забыла своего великого художника.
Первая серия картонов относится к 70-м годам. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно, лапидарно, в высшей степени выразительно. В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
«Капричос»—непревзойденный образец фантастически смелого, неповторимо острого реалистического гротеска. Фронтисписом служит автопортрет Гойи в шляпе «боливар»: немолодое лицо, представленное в профиль, с горько опущенными уголками губ. Один из них-большой заказ на серию картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара (в общей сложности Гойя выполнил 63эскиза). Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры.
И все-таки Гойя не остается только в кругу скорбных переживаний. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
1820 Будапешт, Музей). В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур. Гойя был одновременно и либералом (это понятие впервые возникло в качестве политического ярлыка именно в Испании тех времен) и покорным монархистом. В стране наступили мрачные годы реакции.
Чаще всего Гойя создавал поясные портреты или изображал только голову и плечи. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Впечатление не меньшей холодности и надуманности производили и произведения испанской скульптуры того времени—«Отец и сын при осаде Сарагосы» Хосе Альвареса (1768—1827) и памятник героям восстания 2 мая 1808 г. Даоису и Веларде работы Антонио Сола (1787—1861). Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле.
Во время пребывания в Италии в 1816–1817 Жерико открыл для себя искусство Микеланджело. Смысл многих надписей вытекает из смысла надписи предыдущего листа. Гойя принимает участие в защите своего родного города Сарагосы.
Период либеральных реформ сменяется в Испании периодом феодальной реакции. И, наконец, революционный взрыв народа и попытка политического обновления страны. Совсем иной предстает в небольшом камерном портрете жена Гойи. По воспоминаниям сына Гойи, Хавьера, художник любил работать ночью.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. По всей стране проходят казни, репрессии и экзекуция людей. Лист называется «Какая доблесть. ». 1802). Среди многочисленных изображений торжественных встреч, побед, приемов, похорон испанских монархов особое место занимают исторические композиции Антонио Хисберта (1835—1902) «Казнь коммунерос в Мадриде в 1521 году» (1860 Мадрид, Дворец Кортесов) и «Расстрел Торрихоса и его товарищей в Мадриде в 1831 году» (1865 Мадрид, Музей нового искусства).
Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Вслед за первыми двумя революциями в Испании последовали еще три буржуазные революции (1834—1843, 1854—1856, 1868—1873). Он также украсил фресками ее загородный дворец. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века.
По-разному они понимают жизнь и борьбу. «Дом Глухого»), стены которого в 1820—23 гг.
Не только сложной биографией известной по романам (самый знаменитый принадлежит перу Леона Фейхтвангера) и фильмам. Но и это уверенно написанное полотно не избежало общей идеализирующей приукрашенности. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. В картине «Праздник майского дерева» тема та же, что и в картоне 1787 года, но она утратила свое непосредственное конкретно-бытовое звучание.
Против французской республики были посланы войска, а внутри страны началась реакция. С удивительной быстротой он написал короля и его супругу, королеву Марию Луизу. Отсталую и нищую страну цепко держат в своих руках паразитирующие правящие классы, по-прежнему свирепствует «святая» инквизиция, глубокое разложение охватывает королевский двор.
Грудь его украшена сверкающими орденами, на боку висит шпага. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника.
Особенно тонко связь настроения человека с природой воплощена в «Зиме» или «Метели». Настенные росписи этого дома, портреты, несколько картин для церквей и графическая серия «Диспаратес» (в переводе-нелепость, безумства) относятся к числу поздних созданий мастера. Эти годы многое изменили в его судьбе и в судьбах испанского общества. На картине передана энергия толпы и напряжённость боя, а цветовая палитра подчёркивает жестокость происходящего. При бомбардировке Мадрида во время Гражданской войны в Испании правительство решило эвакуировать фонды Прадо. Творчество художника формировалось в период, когда испанское искусство утратило великие традиции реалистических завоеваний «Золотого века» (XVII в. ).
Все братья получили весьма поверхностное образование, вот таким образом Франсиско всю жизнь писал с ошибками. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни, сколько выразительность персонажей, напряженность эмоционального состояния («Раненый каменщик» Прадо). Особенно интересен групповой портрет королевской семьи (1800 Прадо) — не имеющее аналогий в традициях парадных изображений произведение, в котором внешняя представительность уступила место смелому, приобретающему характер объективного разоблачения видению натуры. 2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице.
Вместе с тем его привлекает не столько документальная точность изображения, сколько создание произведений трагического обобщающего характера. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Всё это было и не осталось незамеченным и забытым внимательным художником. Справа к расстреливаемым приближается еще группа людей. Рядом стоит супруга зятя — принцесса с маленьким младенцем на руках. Тогда же он написал свою знаменитую картину изображавшую расстрел испанских повстанцев французскими солдатами в ночь со 2 на 3 мая 1808 г. (1814 Прадо). Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника.
И к какой бы области мастер ни обращался, его творческие решения отличались своим особым, оригинальным восприятием мира. Справа к расстреливаемым приближается еще группа людей. По сравнению с ранними жанровыми работами 70-х гг. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Антония Падуанского, заставившего заговорить убитого, чтобы подтвердить невиновность отца святого. была, пожалуй, самым ярким событием художественной жизни того времени.
Работы Лукаса создают впечатление более или менее удачных подделок «под Гойю», не имеющих, по существу, самостоятельной ценности. «Маха» — портрет, хотя до сих пор еще неизвестной женщины. Что пишет чудовище с ушами летучей мыши, отчего в таком отчаянии ломают руки люди, стоящие сзади-на офорте «Против всеобщего блага». Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции.
Художник широко использует контрасты света и тени (темные силуэты старика и старухи ищущих тело сына среди белых фигур мертвецов, —лист «Хоронить и молчать»). После долгого периода засилья иностранцев, господства академизма во всех областях художественной культуры возникновение романтизма в Испании имело в целом прогрессивное значение, способствуя подъему национального самосознания. Опасаясь преследования инквизиции, художник преподнес офортные доски королю, не понявшему (а скорее не считавшему, что следует понимать) их истинный смысл. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта.
Он писал пейзажи и натюрморты. В 1823 году был казнен Риэго. Чем больше надежд принесли с собой годы революции, тем трагичнее было их крушение. Основной живописный эффект построен на контрастном сопоставлении черных и белых пятен. Из-за спины Фердинанда выглядывает его брат.
Паломничество к св. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме «Кинто дель Сордо» («Дом глухого»), стены которого расписал маслом (15 живописных пано).
Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Осталось последнее мгновение перед залпом. К концу 19 столетия испанская монархия переживала период глубокого кризиса. Полицейские ведут проституток («Бедняжки»). Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них – Маха обнаженная (ок. Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами.
Главными своими учителями Гойя считал Природу, Веласкеса и Рембрандта. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Начались годы странствий — художник едет в Италию, посещает Рим, Неаполь и Парму. Вторая попытка получить академическое образование через 3года тоже провалилась.
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик.
В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Политические интриги ввергли Испанию в пучину жестокой и никому не нужной войны, – войны, которая побудила творческий потенциал художника. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Национально-освободительная война в Испании, происходившая во имя «бога, родины и короля», отразила всю сложность исторической судьбы испанского народа, скованного еще узами феодально-католических представлений. Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма. Лист не случайно завершает целую группу других, посвященных борьбе женщин. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. Штрихи его иглы острые, царапающие. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака.
Французская революция 1789 года и особенно казнь Людовика XVI (1793) испугали испанский абсолютизм. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Она прославляет поэзию земного бытия с его чувствами и страстями.
Она прославляет поэзию земного бытия с его чувствами и страстями. Общеевропейскую известность испанское искусство после «золотого века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи.
е. нелепость, безумства) (ок. Эти черты намечались еще в портретах первых лет XIX века. Подавленный и отчаявшийся, некоторое время он совсем не писал. Ритмически чередуются позы и жесты участников сцены.
Лицо парки, сидящей справа, напоминает старую королеву, мать Карла IV. В 1814 г. Фердинанд VII вернулся в Испанию. Возможно, что уже в этот период Гойя был связан с Ховельяносом.
Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Наступил 1808 год, войска Наполеона без единого выстрела заняли всю Испанию. И Гойя вскоре стал учеником популярного в ту пору художника Франсиско Байеу. По-разному ощущают их.
Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. 1802). Картины Гойя рисовал для себя. В этом сверкающем парчой и драгоценными камнями обществе уродов не может быть места истинно человеческому. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления «против общего блага».
Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружают заснувшего человека: «Сон рассудка производит чудовищ». Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. 268 347 см. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. С другого края полотна зритель видит стоящего с гордо поднятой головой кронпринца Фердинанда — наследника.
Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. Они помогли ему создать искусство, которое, решительно порывая с художественными традициями XVIII в., открывало путь реализму XIX столетия. Реальность пейзажа не вызывает сомнений, но все взято в необычном аспекте. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
Достигнуто поразительное единство и взаимодействие толпы и пейзажа. После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. «Портрет семьи короля Карла IV» завершает творчество Гойи XVIII века. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. «Капричос» бичует язвы феодально-католической Испании, они направлены против мира зла, насилия, мракобесия, невежества, тупости аристократии, лицемерия и алчности духовенства, суеверия и фанатизма масс. В глубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. К сожалению, эта работа погибла в 1936г во время гражданской войны в Испании.
Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. Однако во времена Веласкеса и Рембрандта влияние их еще не ценили так, как впоследствии. Они приобретают значение своего рода «Капричос» в живописи. Но наряду с произведениями этой линии в искусстве Гойи можно видеть работы иного плана. Этой жажды борьбы исполнен весь народ. Эти произведения не принадлежат строго к портретному жанру. А пока в Испании наступает реставрация монархии.
Паломничество к св. Развитие романтизма в Испании 30-х гг. Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Но, в конце концов Фердинанд вошел в конфронтацию и со своими родителями и с французским императором и в королевской семье началась ожесточенная борьба за престол. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. В «Портрете Сабасы Гарсиа» раскрывается трепетная одухотворенность поэтической натуры молодой женщины. Первые профессиональные навыки он получил уже будучи в Сарагоссе учеником в мастерской Лусано Мартинеса, второстепенного художника, последователя условного академического искусства.
Светлому пятну полотна, висящего на балюстраде, соответствует на противоположной стороне светлая полоса пейзажа. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника. Французская революция 1789 года и особенно казнь Людовика XVI (1793) испугали испанский абсолютизм.
Вторая картина пользуется мировой известностью. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Антония, благословляющего больного.
Вторая часть серии отражает страшную эпоху реакции времени правления Фердинанда VII. В то же самое время он писал прелестные портреты детей и красивых женщин. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Весь энергия и действие, Гиймарде как бы воплощает самый дух французской революции. Гойю приняли в Академию Сан-Фернандо в 1780г, когда он уже успешно делал карьеру. Чем объясняется неистощимый интерес к Гойе и его творчеству.
Отец будущего художника, Хосе Гойя, был выходцем из крестьян, но постепенно выбился в ремесленники (он стал позолотчиком алтарей в храмах), а мать, Грация Лусьентес, происходила из обедневшего дворянского рода. В ней с потрясающей силой предстает вся Испания той эпохи.
В июне 1801 г. Гойя закончил один из самых своих знаменитых портретов «Королевская семья», парадно демонстрирующий четырнадцать персонажей в одном из дворцовых покоев Аранхуэса. Мрачным представляется будущее Испании-оно в руках страшных ведьм-парок, богинь судьбы, беспощадных к человеческой жизни (лист «Тонко ткут»).
Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Однако в настоящее время установлена связь росписей с политическими событиями тех лет.
Эта тенденция находит место и в камерной по размерам, но исполненной большой силы образа картине «Водоноска». Кажется, что портрет создан в минуту вдохновения, когда художником руководит одно чувство, один порыв, сообщающий его полотну непосредственность и жизненную выразительность. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Лист не случайно завершает целую группу других, посвященных борьбе женщин. Художник чуть не умер и остался полуглухим на всю жизнь.
Настроение нарастающего трагизма, тревоги и напряженности проникает в те произведения Гойи, в которых он возвращается к излюбленному им изображению народных празднеств и зрелищ (картина «Майское дерево», 1815, Берлин, Национальная галлерея графическая серия «Тавромахия», 1815). Город – крепость на скале – вероятно Кадис, где во время революции находились осажденные правительственными войсками кортесы. огромен. Время пожирает своих собственных детей.
Но есть у него и несколько портретов в полный рост («Семья Карла IV», «Портрет Марии-Терезы де Валлабриджа», «Автопортрет за работой»). Среди этих картин был автопортрет Байеу. «Каприччос» включает 80 листов, пронумерованных и снабженных подписями. Затем снова возвращается в Испанию.
Так запечатлел Гойя подвиг юной Марии Агостины, защитницы Сарагосы (лист «Какое мужество. »). Он также украсил фресками ее загородный дворец. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
«Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Особое место среди портретов 90-х годов принадлежит «Портрету Гиймарде», посла французской республики, долгое время не принятого испанским королем. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Художник неизмеримо более глубоко развивает в них давно волновавшую его тему страдающего человека-узника, еще намеченную в упомянутых листах серии «Капричос».
После того как композиция картины «Портрет семьи короля КарлаIV» была утверждена, КарлIV спохватился, что на картине будет изображено тринадцать человек. Портрет отразил истинное положение вещей – Мария Луиса, а не слабовольный Карл IV, правила страной. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. Но протокол допроса не сохранился.
И тем не менее это связанное с темами реальной жизни направление испанского жанра было более перспективным, нежели более высокое по художественному уровню творчество Мариано Фортуни (1838—1874). Ее красота и выразительность – красота неправильного, случайного и характерного. Так он вызвал ненависть Жозефа. В 1771 г. он вернулся на родину. В нем олицетворен общий смысл, общее настроение картины.
Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Созданные здесь сцены включают невиданно смелые для своего времени, остродинамич- ные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (Сатурн) и освободительной энергии юности (Юдифь). В нем олицетворен общий смысл, общее настроение картины. При королевском дворе решающую роль играли приезжие иностранные художники. Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного.
Иногда художники обращались и к более современным событиям. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Фигуры очень пластичны, тонкие обрывистые штрихи дают не только линию контура, но и объем.
Франсиско Гойя родился в 1746 году в деревне Фуэндетодос под г. Сарагоссой. Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Его вклад в формирование искусства 19–20 вв. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. И тогда Гойя предложил дописать его. Характерной особенностью испанской живописи было отсутствие стилевого единства и яркое проявление «подражательного» направления.
Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Учился в Париже у К. Верне и Дж. Б. П. Герена, копировал произведения старых мастеров в Лувре. Либеральные члены кортесов были брошены в тюрьму.
В свое время эти постройки — типичные порождения Эпохи глубокого кризиса европейской архитектуры — пользовались известностью и признанием, как, например, произведения архитектора и скульптора Артуро Мелида-и-Алинари (1848—1902), автора павильона Испании на Международной выставке 1889 г. в Париже, удостоенного премии. Художник выбрал сюжетом для картины – миг перед залпом. Изображен предельно напряженный момент перед залпом. В ней нет бытовых деталей обстановки, только пространство, в которое помещены три фигуры. Одной из первых известных нам картин подобного рода может считаться «Колосс», датировка которой относится исследователями ко времени между 1808 и 1814 гг. По-разному они понимают жизнь и борьбу. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании.
В 1792-1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Затем снова возвращается в Испанию.
Так, например, абсолютно различны такие почти одновременно созданные произведения, как портрет Гаспара Мельчиора Ховельяноса известного политического деятеля, публициста и друга Гойи (1797 Прадо) и портрет французского посла Фердинанда Гиймарде (1798 Лувр). В 1810—20 гг. В 1767-1770гг при мадридском дворе работал великий Дж. Здесь он пишет свои последние прекрасные зрелые произведения, простые в своей правдивости, предвещающей расцвет европейского реалистического искусства: «Бордосская молочница», «Девушка с кувшином» — это образы юных, в изображении которых нет ни старческого творческого бессилия художника, ни пошлой сладости.
Основной живописный эффект построен на контрастном сопоставлении черных и белых пятен. На заднем плане художник изобразил себя, стоящего за мольбертом. В них он нанес удар академической школе. Картина строится на ритмическом чередовании поз кузнецов, стоящих лицом друг к другу. Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Ту же тему страданий и подвига народа он развил в восьмидесяти пяти офортах серии «Бедствия войны» (1810—1820, название это дано Академией Сан Фернандо при их издании в 1863 г. ).
Холст, масло. Те из испанских художников, которые и пользовались признанием, не обладали большим дарованием и работали в русле академического искусства или подражали французским мастерам аристократического светского жанра. Сюжетом росписей купола церкви является средневековая легенда, повествующая о том, как св. Его отец был андалузским позолотчиком алтарей, а мать —дочерью бедного идальго из тех, кто, как писал Сервантес, «имеет родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку».
Действие происходит в картинной галерее Прадо в Мадриде. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». С 1808 по 1820 г. он работает над своей второй графической серией «Десастрес делла герра» («Ужасы войны»), состоящей из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой). В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Каждый безумствует по-своему.
«Портрет семьи короля Карла IV» завершает творчество Гойи XVIII века. Но в области изобразительного искусства испанский романтизм был менее ярок и самобытен.
Иным, жизнеутверждающим, мажорным звучанием проникнуты картины Гойи «Прогулка» («Молодость», ок. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Его друзья также умерли или были изгнаны из Испании. Аристократическую приставку «де» Гойя присоединил к своей фамилии в конце 1780-х годов, когда король Карл IV возвёл его в ранг придворного художника. Выявление самой сути личности портретируемого характерно для всех портретов Гойи. Некоторое исключение составляет творчество талантливого рано умершего Леонардо Аленсы (1807—1845).
Но герои этого произведения не только два ополченца республиканской армии. Тем было освещено великое множество. 1814). Никто себя не знает». Творчеству Гойи присущи и настроения отчаяния, сомнения, неверия и разочарования.
Первые его эскизы пространственны и «картинны», но художник быстро усваивает требования производства — перевод картона в полосу коврового тканья, обычно заполняющего пространство между окнами. Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду.
К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Во всей картине разлито удивительное ощущение красоты и поэзии повседневной жизни. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи.
«Зачем их прятать. » —толпа бродяг обступила трясущегося над кошельком скрягу.
Любая гипербола и гротеск раскрывают многогранные черты человеческого характера, этим и определяется необычайная сила воздействия «Капричос». Мать крепко и властно держит его за руку. Дж.
Трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме («Дом глухого»), стены которого расписал маслом. После портрета королевской семьи кажется неожиданным в парадном портрете образ племянницы короля герцогини де Чинчон. Начались годы странствий – художник едет в Италию, посещает Рим, Неаполь и Парму. Портрет понравился и был благосклонно принят.
Сюжетно картоны восходят к стилю рококо, но Гойя уже вносит отчётливый «испанский акцент» (испанский пейзаж, национальный костюм и своеобразный юмор), который позже ляжет в основу всех его зрелых работ. Но еще очевиднее их единство в особых изобразительных приемах Гойи: бурной, насыщенной движением и чаще всего многофигурной композиции, резких контрастах крупных черных и белых пятен, стремлении к обобщающим образам, лишенным мелочной детализации. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Прием тонкого тонального построения заменил здесь декоративные эффекты смело сопоставленных ярких красочных пятен более ранних работ («Продавец фаянса»). Как художник Гойя складывается сравнительно поздно.
В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Против французской республики были посланы войска, а внутри страны началась реакция. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Здесь, в «доме глухого», около 1820 г. он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, — серию притч, снов под названием «Диспаратес» — «Необычайности» (излишества, безумства), 21 лист самых сложных художественно и технически, самых трудных для понимания, самых индивидуальных и странных гравюр. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
огромен. Но в картине очень много воздуха и света. Образ махи, девушки из народа, в любимом испанками национальном костюме, появляется еще в картонах Гойи теперь маха выступает уже в роли Венеры XIX века. Но драматург сумел показать связь художников разных эпох. После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Портрет переливается волшебным сиянием цветов.
Ну или же поместить изображаемого в характерную обстановку. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании.
Ее возглавил работавший с 1761 г. в Испании немецкий художник Антон Рафаэль Менгс. В Испании прекратилось проведение либеральных реформ и начался период феодальной реакции. Позднее, видимо, в годы нового революционного подъема, Гойей создано второе большое полотно с жанровым сюжетом «Кузница». Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В 1771 г. Академия в Парме присудила Гойе вторую премию за картину о Ганнибале. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину.
Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Однако вскоре Гойя понял, что оказался в золотой клетке. В этот период художник впервые обращается к теме человеческой жестокости и безумия («Двор сумасшедшего дома»).
занял портрет. Характерной чертой этого искусства был эклектизм, особенно заметный в произведениях живописцев Мариано Маэлья (1739—1819) и Франсиско Байеу (1734—1795). Слева на переднем плане инфант Фердинанд.
Из-за приверженности художника к бескомпромиссному реализму в изображении моделей, грандиозный групповой портрет семьи Карла IV приобрёл характер разоблачения: «Мир-это маскарад: лицо, одежда, голос-всё подделка» (Фр. В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Это стало началом известности и процветания Гойи.
Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Восстание 2 мая 1808 г. послужило для него поводом к созданию картин «Восстание 2 мая» и «Расстрел со 2 на 3 мая 1808 г». Он, словно мозаика, кажется сложенным из драгоценных камней.
В сражении женщина заменяет погибших товарищей. В этих декоративных произведениях, в их несколько условной зрелищности еще сильна связь с искусством 18 столетия.
В начале нового столетия написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная», которых никто из серьезных исследователей теперь не связывает с именем герцогини Альба. Вспоминается и более ранняя картина периода герильи «Колосс» так же, как и росписи, построенная на сочетании реального и конкретного с немыслимым и невероятным. Вот почему, одновременно, возникают замечательные, утверждающие значительность человеческой личности портреты и сатирически беспощадная серия офортов «Капричос». Гойя расставил их в одном из залов дворца.
Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Характерно, что сама живописная манера становится здесь ясной, чистой, спокойной («Портрет Байеу», 1796, Прадо «Портрет доктора Пераля», 1797, Лондон, Национальная галлерея и другие). Однако Гойя, как и большинство его соотечественников, не мог не видеть, что в реальной жизни разум никогда не играл определяющей роли. В 1792–1793 Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Давно уже привлекли внимание исследователей росписи, выполненные техникой масляной живописи на стенах «Дома глухого». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. Хосе Мадрасе был автором созданной по классицистическому шаблону исторической композиции «Смерть Вириато» (1828 Мадрид, Музей нового искусства).
Мрачным представляется будущее Испании-оно в руках страшных ведьм-парок, богинь судьбы, беспощадных к человеческой жизни (лист «Тонко ткут»). Сам монументализм приобрел в росписях Кинты качественно иной характер. Между королевской четой стоит младший сын, с любопытством взирающий на зрителя.
Фигуры очень пластичны, тонкие обрывистые штрихи дают не только линию контура, но и объем. Все происходящее кажется противоестественным, как во время страшного сна. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. Из мрака, выделенные светом фонаря, выступают силуэты двух групп, стоящих друг против друга вдали видны черные здания Мадрида на фоне зловещего неба. Холст, масло.
Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Под давлением инквизиции художник был вынужден изменить первоначальный вариант картины и заменить надпись на хоругви mortus (умер) на гримасу маски. С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV»). За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе.
Он был первым мастером, который обратился в своем творчестве к актуальным событиям. Хавьер отмечал разнообразие технических приёмов в художественном арсенале отца: помимо кистей, Гойя иногда наносил краску ножом, пальцами и даже деревянной ложкой (в случае с картинами, посвящёнными мадридскому восстанию 2мая 1808г) иногда при создании картин использовал губки, тряпичные лоскуты и щётки. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Позднее, видимо, в годы нового революционного подъема, Гойей создано второе большое полотно с жанровым сюжетом «Кузница».
Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году.
В области исторического жанра работали мастера различных дарований. Испанский писатель-антифашист Рафаэль Альберти создал «драматический офорт» «Ночь войны в музее Прадо» – своеобразное драматическое произведение, рассказывающее о событиях 1936 года. Однако он сделал здесь смелый шаг вперед. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанскойреволюции.
Вот почему, одновременно, возникают замечательные, утверждающие значительность человеческой личности портреты и сатирически беспощадная серия офортов «Капричос». Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Широко и свободно ложатся мазки. В живописи ведущее положение занимали испанские ученики Давида — Хосе Мадрасе (1781—1859) и Хосе Апарисио (1773—1838). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов, — это Испания среди врагов. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.
97 х 190 см. Настроение, эмоции — прежде всего, они задевают художника. Меньшую роль играют поза и жест. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию.
Для росписи он использовал эпизод легенды о чуде св. Самой королеве Марии Луисе принадлежит почетное место в центре. Во всей картине разлито удивительное ощущение красоты и поэзии повседневной жизни.
Потом была война Испании с Францией, яростный отпор партизан войскам Наполеона. После того как французов разбили в 1813 году португальцы испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью. Аленса писал в свободной манере небольшие жанровые картины, правдивые портреты (автопортрет Мадрид, Музей нового искусства), создавал полные юмора и наблюдательности рисунки пером. Галерею прекрасных женских портретов Гойи завершает одна из последних поэтичных и просветлённых картин художника- «Молочница из Бордо», созданная в год его смерти-в 1828г. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). В 1794 г. появляется серия картин, посвященных теме народных развлечений («Деревенская коррида»).
Это посвященные жертвам инквизиции офорты «Капричос», в которых нет ни фантастики, ни гротеска, ситуации и образы взяты из самой жизни. «Игра в жмурки» (1791) безупречна по сочетанию белых, красных, желтых, темных пятен. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника.
Его вклад в формирование искусства 19-20 вв. Национальная традиция в живописи, приглушенная, неспособная противостоять натиску «подражательного» направления, все же существовала и проявлялась в талантливых работах Луиса Мелендеса (1716—1780). Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Техника серии — не только офорт, но и акватинта.
Ослепительно красный цвет пояса и банта в черных волосах контрастирует с белым платьем. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Возможно, что уже в этот период Гойя был связан с Ховельяносом. По своим живописным приемам и подаче городского пейзажа картина предвосхищает знаменитую «Прачку» французского художника середины XIX века Домье. Знаменитое полотно Жерико с изображением кораблекрушения – Плот Медузы (Лувр), выставленное на Салоне 1819, вызвало интерес из-за своего откровенного реализма и смелой антиклассической направленности. Работа над офортами «Каприччос» заняла пять лет, с 1793 по 1797 г. Возможно, нет произведений более трудных для анализа, чем эти графические листы.
Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В графической серии «Бедствия войны» (1810-1820) в строгой последовательности показаны эпизоды герильи, каждый лист дополняет предыдущий, они следуют друг за другом как драматическое повествование. Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Гойя отличался универсальным талантом, высочайшим техническим мастерством и поразительной работоспособностью (он мог написать портрет за один десятичасовый сеанс).
Незадолго до смерти в 1828 году он переезжает жить во Францию. Но его картина была отвергнута. Но герои этого произведения не только два ополченца республиканской армии. Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. В графической серии «Бедствия войны» (1810-1820) в строгой последовательности показаны эпизоды герильи, каждый лист дополняет предыдущий, они следуют друг за другом как драматическое повествование. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством.
Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. 1797). В начале нового столетия написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная», которых никто из серьезных исследователей теперь не связывает с именем герцогини Альба.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Эта тенденция находит место и в камерной по размерам, но исполненной большой силы образа картине «Водоноска». Влияние Менгса, с одной стороны и работавшего при мадридском дворе в 1767—1770 гг. Слева на переднем плане инфант Фердинанд.
Гойя тоже подвергался гонению — сначала ему дали понять, что некоторые из его «Капричос» не нравятся церкви. У Гойи не было любимого жанра. В картине «Праздник майского дерева» тема та же, что и в картоне 1787 года, но она утратила свое непосредственное конкретно-бытовое звучание. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Значительное место в творчестве мастера в 90-е гг. Годы перед эмиграцией во Францию он провел под Мадридом на берегу Мансанареса, в доме, получившем название «Дома глухого». Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
огромен. При этом художник, создавая свое весьма оригинальное произведение, явно опирался на композиционное решение глубоко чтимой им картины «Менины» Веласкеса, которую он, как известно, неоднократно копировал. Некоторые произведения, как, например, картина Висенте Пальмароли (1834—1896) «3 мая 1808 года» (Мадрид, Ратуша), являются образцом слезливой и дешевой мелодрамы. Проиллюстрировать эту особенность творческого почерка Гойи помогает сравнение «Портрета маркизы Санта-Крус» (1805) с воплощением неоклассицизма – «Мадам Рекамье» (1800) Жака-Луи Давида.
Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты Диспаратес оказали воздействие на немецких экспрессионистов. Холст, масло. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
Только в конце 18-го и начале 19-го веков Испания и вся Европа столкнулась с новой вспышкой гения в лице очень одарённого художника — Франсиско ГОЙИ. Ф. Гойя. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Инквизиция продолжала вмешиваться во все области светской жизни, в том числе и в развитие искусства. Пустынный, лишенный растительности пейзаж обостряет и подчеркивает этот накал человеческих страстей. Эзоповым языком, в форме басни, притчи, сказания, он наносил меткие удары двору и обществу.
Рядом с ним мужчина со сжатыми кулаками, его чувство протеста выражено более сдержанно и менее патетично. Гойя попадает в опалу существующему режиму и в конце концов уединяется от людей и живёт в одиноком затворничестве в «Доме Глухого». Напряженной интеллектуальной жизнью дышит тонкое, нервное лицо доктора Пераля, величием, спокойствием и уверенностью веет от фигуры знаменитой трагической актрисы, носящей прозвище «Ла Тирана». В ней с потрясающей силой предстает вся Испания той эпохи.
Одновременно Фортуни обратился к жанру особой «ретроспективной» картины изображающей изящный быт Испании 18 в. («Любители гравюр», 1867 ГМИИ «У викария» или «Испанский брак», 1869 Барселона, Музей нового искусства «Выбор модели», 1874, Нью-Йорк, собрание Стевард). «Маха» – портрет, хотя до сих пор еще неизвестной женщины. В начале 1790-х гг.
Широко и свободно ложатся мазки.
Для росписи он использовал эпизод легенды о чуде св. В центре он поставил королеву с детьми. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
являются годами своеобразного перелома в творчестве Гойи. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Вновь были восстановлены права инквизиции и возвращены иезуиты. Картина строится на ритмическом чередовании поз кузнецов, стоящих лицом друг к другу. Это не исключало намеков самого конкретного значения. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Художник живет одиноко, замкнуто, в полутора часах езды от Мадрида, в доме, который получил у соседей название «дом глухого».
Не сухой знаток законов и не чиновник, а чуткая художественная натура угадывается в Мартинесе. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Советские исследователи справедливо находят в «Капричос» отзвуки не только испанского народного лубка, но и французского революционного сатирического лубка. Важное место в портретном творчестве Гойи занимают женские образы.
Художник широко использует контрасты света и тени. Об этом он потом расскажет на своих полотнах и замечательных рисунках.
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Испанцев встретил оружейный огонь, французы с помощью мамелюков, ненавистных всем наемников (в тюрбанах), быстро расправились с нападавшими.
Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Ведут хоровод безобразные старики и старухи. Пробудившийся интерес к национальному художественному наследию наложил отпечаток на развитие всей испанской культуры второй половины 19 столетия.
В противоположность «Капричос» здесь много массовых сцен. В эти годы, чрезвычайно тяжёлые для Гойи, он жил в одиночестве в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Не все портреты Гойи равноценны. Реальность пейзажа не вызывает сомнений, но все взято в необычном аспекте.
Изгнаны наполеоновские войска («Пернатое чудовище»), но победа не принесла мира и успокоения. В ней нет бытовых деталей обстановки, только пространство, в которое помещены три фигуры. Настроение, эмоции – прежде всего, они задевают художника.
Вновь были восстановлены права инквизиции и возвращены иезуиты. Характерно для росписей дома панно «Утес, обстреливаемый из орудий». Веселые идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. Необычность трактовки, ощущение индивидуальности образа делают картины особенно живыми.
Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. «Капричос» и портреты 90-х годов подготовили появление «Портрета семьи короля Карла IV», написанного на рубеже двух столетий. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Долгий и мучительный роман с герцогиней Каэтаной Альбой позволил ему остро ощутить двусмысленность своего социального положения.
Целый ряд листов посвящен современным нравам. Свирепая и кровожадная Инквизиция тормозила развитие изобразительного искусства. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
Серия завершается образами беспредельного пессимизма. И это ему вполне удалось: после болезни Гойя создал свои знаменитые серии офортов, занимался религиозной живописью (всего за 3месяца оформил церковь Сан-Антонио де ла Флорида) и написал ряд прекрасных портретов, среди которых-портрет герцогини Альбы.
Однако в воображении художника, подобно вспышкам света, рождается то суровый образ женщины с мечом в руках (так называемой Юдифи), олицетворяющей возмездие и справедливость, то фантастическое видение неприступного города-крепости на скале, обстреливаемого из орудий, возможно, навеянное реальным образом города Кадиса, колыбели революции и свободы. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. На развитие его творчества значительное воздействие оказали три поездки в Марокко, плодом которых явились красочные картины, запечатлевшие экзотику южной солнечной страны (например, «Заклинатели змей», 1870 ГМИИ). Любая гипербола и гротеск раскрывают многогранные черты человеческого характера, этим и определяется необычайная сила воздействия «Капричос».
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Подле же стоят бледный страх, малодушная нищета, тупая лень и наглое невежество». Однако, вечно так продолжаться не могло. Начался период реакции. Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.
Рядом с ним мужчина со сжатыми кулаками, его чувство протеста выражено более сдержанно и менее патетично. Предельная выразительность композиции и колорита, строгий отбор деталей, высшая степень драматизма характерны для этого произведения Гойи (1814). стимулировалось революционно-патриотическими устремлениями начала века. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Картины, полные карнавального веселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр. ), сменяются такими, как «Трибунал инквизиции», «Дом сумасшедших», предваряющими его бессмертные офорты «Каприччос».
Но драматург сумел показать связь художников разных эпох. Он писал ее портреты много раз два самых знаменитых из них — Маха обнаженная (ок. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Ритмически чередуются позы и жесты участников сцены. Трагической выразительностью, гротескной трактовкой образов отличаются хранящиеся в Академии Сан Фернандо картины 1794 г. «Трибунал инквизиции», «Дом умалишенных», «Процессия флагеллантов». Уже при жизни Гойя был признан выдающимся испанским художником.
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. 1802 Прадо). Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. К классицистическому направлению в значительной мере принадлежал и художник Висенте Лопес (1772—1850) испытавший в своих портретных работах некоторое воздействие Гойи. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Жену брата почти полностью заслоняет зять короля.
Весь энергия и действие, Гиймарде как бы воплощает самый дух французской революции. В творчестве Гойи появляются новые темы и настроения. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником.
Это решение короля сильно взволновало Гойю — ведь он хотел создать работу, превосходящую «Менины» Веласкеса, чувствуя, что в силах сделать это. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо. В середине 90-х годов обостряется давняя болезнь Гойи, последствием которой становится глухота. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны».
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Во второй половине 90-х годов Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного («На охоте за зубами»). Эти годы многое изменили в его судьбе и в судьбах испанского общества. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823).
Женщина в колпаке, сидящая на позорном помосте, выслушивает приговор («Этому праху. »). Рядом стоит его невеста. Успех пришел к нему после создания картины Офицер конных егерей идущий в атаку (Париж, Лувр), выставленной на Салоне 1812.
90-е годы были тяжелыми для Гойи и в личном и в профессиональном отношении. Лучщие люди страны — многие из них друзья Гойи — подвергаются преследованиям и изгнанию. И все-таки Гойя не остается только в кругу скорбных переживаний.
Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный облик правителей Испании. Это-правящая клика Испании, уничтожившая революционную конституцию, вновь издает законы против народа. Восстание было прологом партизанского движения против французов-началась герилья.
1815 Лилль, Дворец изящных искусств), «Кузнецы» (1819 Нью-Йорк, музей Фрик), «Водоноска» (ок. Эти росписи, во многом созвучные «Капричос», нередко именуются «черной живописью». расписал маслом («Сатурн», «Юдифь», «Старики за похлебкой»).
Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Композиция напоминает «Жмурки» (1791), но это карикатура на них, это ирония над собственным ослеплением, «розовыми очками» молодости, скорбь над утраченными иллюзиями. Как Давид во Франции, Гойя с его художественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию.
Фантазией писателя Лиона Фейхтвангера, автора романа «Гойя или Тяжкий путь познания», была создана легенда, основанная на распространённой в его время гипотезе, что именно герцогиня Альба позировала для знаменитых картин Гойи- «Маха обнажённая» и «Маха одетая». Художник выбрал сюжетом для картины — миг перед залпом. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Во второй половине 17-го века в испанском изобразительном искусстве начинается спад.
ЖЕРИКО, ЖАН ЛУИ АНДРЕ ТЕОДОР (Gricault, Jean Louis Andr Thodore) (1791–1824), французский художник родился 26 сентября 1791 в Руане. Гойя становится даже чрезмерным, когда изображает уродства, гримасы страшных чудовищ. Острое видение и ощущение жизни привело художника к подобной трактовке образов. Франсиско Гойя родился в 1746 году в деревне Фуэндетодос под г. Сарагоссой. После картин периода герильи и начала реакции с их настроением тревоги, где отдельные образы растворялись в общей массе толпы, здесь утверждается героизированный образ человека из народа, создается значительная обобщенная жанровая картина, широкий общественный размах и социальное звучание которой отличает ее от более ранних (1780-х гг. ) произведений на темы повседневной жизни. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо.
Зло вновь торжествует. Офорты Гойи, обличающие обычаи и зло его времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Подражание живописцев классицисту Менгсу соседствовало с подражанием Тьеполо, творческая деятельность которого в Испании в 1767—1770-х гг. Особого внимания заслуживают рисунки задуманной им серии «Заключенные», которые посвящены образам борцов за свободу, ученым и мыслителям—жертвам инквизиции. Гойя). По сравнению с сатирическими работами Гойи его портреты могут показаться скучными. В Бордо он создает поэтичный образ крестьянки, так называемой «Молочницы из Бордо» (Прадо), пишет чудесные портреты своих друзей-изгнанников — поэта Леонардо Моратина (Мадрид, Прадо), Пио де Молина, бывшего мэра Мадрида (Винтертур, собрание Рейнгарт).
1797) и Маха одетая (ок. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. В случае если эта суть оказывалась бледной и невыразительной, художник, безупречно владевший пластической формой, становился неожиданно беспомощным и допускал небрежности в рисунке и композиции, восполняя душевно личностные недостатки своей модели чисто живописной красотой портрета. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. У Гойи начинается депрессия.
Ещё сложнее система жутких гротескных образов в серии офортов «Диспаратес», созданных в эти же годы. Опасаясь преследования инквизиции, художник преподнес офортные доски королю, не понявшему (а скорее не считавшему, что следует понимать) их истинный смысл. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Когда Фердинанд VII вернулся на испанский трон, Гойя все еще оставался придворным художником. Гойе-портретисту присуще необычайно яркое чувство личности — умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью.
Однако подписи под листами сразу раскрывают их смысл. 18 век тоже был не самым удачным для художников. 90-е гг.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. По своим живописным приемам и подаче городского пейзажа картина предвосхищает знаменитую «Прачку» французского художника середины XIX века Домье.
Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Проносятся на шабаш ведьмы. Через год после создания фресок Сан Антонио была напечатана серия офортов «Капричос». В портретной живописи существуют естественные ограничения, связанные с первостепенной задачей узнаваемого изображения модели. В противоположность «Капричос» здесь много массовых сцен.
Они были встречены с восторгом и энтузиазмом один из его биографов писал, что в Мадриде произошли два чуда, одно — абсолютное Антонием Падуанским, другое — художником Гойей. Обстановку осложняло то, что художник примерно в это время создал одну из самых знаменитых своих работ: полотна «Маха обнаженная» и «Маха одетая» (1800–1803), моделью для которых была герцогиня Каэтана Альба. Он вновь обращается к жанру, к своим излюбленным героиням — махам и пишет большое полотно «Прогулку» или «Молодость».
Творчество художника формировалось в период, когда испанское искусство утратило великие традиции реалистических завоеваний «Золотого века» (XVII в. ). Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть. 1820). Портрет написан в легких серо-голубых тонах, тонко соответствующих облику и настроению молодой женщины.
Гойя был абсолютно одинок. Гойя противопоставляет людской толпе гротескные образы сил зла. Жизнь в Испании становилась для Гойи невыносимой. Тьеполо, чьё влияние для испанских художников этого периода было определяющим. Последнее полотно изображает расстрел участников восстания французскими войсками.
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля.
Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Особое место среди портретов 90-х годов принадлежит «Портрету Гиймарде», посла французской республики, долгое время не принятого испанским королем. 1814, Мадрид, Прадо). Именно она повелевала своим мужем и всеми членами семьи. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается.
В 1826 г. он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Его хитростью завлекли во Францию. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов Бедствия войны. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Так нащупывается нить, приводящая к реальным историческим событиям.
В 1789, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок. Своеобразной графической параллелью росписям Кинты, но, быть может, в еще большей степени проникнутый духом фантастики и безысходности, явился цикл офортов известных чаще всего под названием «Диспаратес» (т. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Здесь он исполняет последние листы «Десастрес», а также серию, посвященную бою быков «Тауромахия» (около 40 листов). До сего времени фантастические образы населяли преимущественно его графику. Она отвернула голову от зрителя и смотрит на королеву. «Капричос» и портреты 90-х годов подготовили появление «Портрета семьи короля Карла IV», написанного на рубеже двух столетий. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
Но только для того, чтобы быть в этой консервативной стране отвергнутыми. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
1805 Вашингтон, Национальная галлерея) и Исабельи Кобос де Порсель (1806 Лондон, Национальная галлерея), молодой цветущей обаятельной женщины. Но общая тенденция испанской живописи выражалась в идеализации далекого прошлого. Целый ряд листов посвящен современным нравам.
Так, например, в офорте «Что может сделать портной» Гойя запечатлевает религиозные предрассудки народа. 1797) и Маха одетая (ок. На этом фоне произошло усиление влияния церкви. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование.
Фантастический образ истолковывался по-разному. Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Им нельзя отказать ни в занимательности живой, всегда немного анекдотически заостренной характеристики ситуаций и персонажей, ни в виртуозности исполнения. Гойя умер в Бордо в 1828 г. В конце века останки его были перевезены на родину. Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Картина с изображением скачек Дерби в Эпсоме (1822, Париж, Лувр) предвосхищает некоторые эффекты живописи импрессионистов.
Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Все здесь жестокая, страшная правда. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Значительно правдивее творчество Эдуарде Росалеса (1836—1873), автора картины «Завещание Изабеллы Католической» (1867 Мадрид, Музей нового искусства). Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Совсем глухой, теряющий зрение художник продолжает работать.
Под ее одеждой скрыт нож. По своему смыслу серия Гойи много-планова. Свободными широкими мазками написаны на втором плане фигуры стирающих женщин. Благополучной жизни художника пришёл конец зимой 1792-93гг.
Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа. Даже у наиболее содержательного жанрового живописца этого времени Хосе Хименеса Аранды (1837—1903) противоречия капиталистической действительности только намечены в картине «Несчастье» (1890 Мадрид, Музей нового искусства) изображающей падение каменщика с высоких лесов строящегося здания или в образе молодой потерявшей рассудок нищенки с мертвым ребенком на руках («Безумная» Мадрид, собрание Беруете). «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Он вновь обращается к жанру, к своим излюбленным героиням – махам и пишет большое полотно «Прогулку» или «Молодость». За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картине безобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут».
Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Артистичны и его многочисленные рисунки пером, акварели и офорты. Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.
Таковы изображения ослов, которых учат, увеселяют, портретируют услужливые мартышки и другие ослы, а двух здоровенных ослов несут на своих плечах крестьяне (лист «Ты, который не можешь»). Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Здесь он находит друзей. Достигнуто поразительное единство и взаимодействие толпы и пейзажа.
Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. И в живописном решении этой серии преобладают более сдержанные тональные соотношения.
Однако подражание в зданиях 19 в. архитектуре испанской готики, Возрождения, привнесение в них элементов прихотливого мавританского зодчества могли привести лишь к откровенному эклектизму и вопиющей безвкусице (арена для боя быков в Мадриде архитектор Эмилио Аюсо, 1845—1891). Художник может лишь оживить каноническую композицию с помощью символизма или аллегории. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
«Я это видел», «И это тоже», «Так было» — скупо и гневно подписывает Гойя некоторые листы. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий.
Ее красота и выразительность — красота неправильного, случайного и характерного. Художник иносказательно показывает действительность. С отчужденной замкнутостью возникает на холме здание с белой стеной и пролетом ведущего к нему моста и как контраст его неподвижной застылости – движение толпы у подножия. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Для художника это был жестокий удар. Свободными широкими мазками написаны на втором плане фигуры стирающих женщин.
Подле же стоят бледный страх, малодушная нищета, тупая лень и наглое невежество». Это 14 картин. Его композиции становятся более смелыми и уверенными, что проявилось уже в подготовительных набросках к картине Бег свободных лошадей (Лувр).
Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами. Особой остроты достигают антиклерикальные сатиры Гойи, его обличения инквизиции (листы «Какой златоуст», «Горячо», «Покорный обет», «Прихорашиваются»). Но Гойя верил в исцеляющую силу искусства и, чуть поправившись, вернулся к творчеству, чтобы, по его словам, «занять своё воображение и отвлечься от мыслей о болезни».
Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос (закончена к 1799), сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Схватку испанцев с мамлюками французской конницы на Пуэрта дель Соль он запечатлел в полотне «Восстание 2 мая 1808 г» (1814 Прадо). Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина). Антония, благословляющего больного. Продолжая традиции знаменитого венецианского мастера-декоратора XVIII века Д. Б. Тьеполо, Гойя сумел быть оригинальным и смелым в решении большой массовой сцены во фреске купола церкви, внеся в нее драматизм и подлинное дыхание жизни.
Постигшее его несчастье заставило по-новому посмотреть на многие события в стране. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес».
Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено. В отличие от классического искусства выразительность «Махи» достигнута подчеркиванием в образе неправильного и характерного. Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»). Жанровые по сюжету картины Гойи наполняются теперь иными настроениями и ассоциациями, становясь выразителем скорбных переживаний и чувств художника. Так нащупывается нить, приводящая к реальным историческим событиям.
Все происходящее кажется противоестественным, как во время страшного сна. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье («Старый избалованный ребенок»).
мировосприятие Гойи резко меняется, его произведения теряют былую оптимистическую окраску. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу.
В 1795 году, после смерти его шурина Франсиско Байеу, Гойю назначили директором отделения живописи Королевской академии изящных искусств. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи.
Он продолжается целые десятилетия. Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. В крупном по размерам полотне «Кузнецы» мастер связывает в компактной композиции крепкие фигуры кузнецов, охваченных ритмом напряженной работы. Лицо парки, сидящей справа, напоминает старую королеву, мать Карла IV.
Брэй затрагивает эту тему на странице 78, делая многозначительное замечание: «По существу, Гойя был художником-самоучкой». 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Об этом свидетельствуют почти одновременно созданные портреты Ховельяноса (1797) известного политического деятеля и друга Гойи и портрет французского посла Гиймарде (1798). Значительное место в творчестве мастера занимают гротеск, аллегория иносказание. На одном изображена, например, женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (надпись: «Они говорят «да» и отдают руку первому встречному»). Он был также замечательным гравёром. Самая большая коллекция произведений Франсиско Гойи хранится в музее Прадо в Мадриде.
Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Оно поражает активным отношением к изображаемому.
Он продолжал делать офорты для серии Бедствия войны и начал другую серию офортов изображающих историю боя быков в Испании, Тавромахия. Изувеченные тела, разрубленные на куски трупы, грабежи, насилия, расстрелы, пожары, казни — «художнику ни разу не изменили ни твердость руки, ни верность глаза в изображениях, которые и сейчас заставляют содрогаться самые крепкие нервы. » Эта серия —вершина реалистической графики Гойи. Умерла его жена. Эти черты намечались еще в портретах первых лет XIX века.
Это очень известные картины живописца. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Влияние творчества Гойи на развитие живописи и графики имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до XX в. Испанский писатель-антифашист Рафаэль Альберти создал «драматический офорт» «Ночь войны в музее Прадо» — своеобразное драматическое произведение, рассказывающее о событиях 1936 года.
Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В ясной, чистой, спокойной манере исполнены портреты друзей Гойи («Портрет Байеу», «Портрет доктора Пераля»), раскрывающие их внутреннее благородство и интеллигентность. Гойя — сложный и очень неровный художник. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Образная многоплановость присуща всем этим произведениям.
Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Портреты – наименее изученная область гения Гойи. Он продолжал писать правдивые портреты аристократии интеллигенции и придворных чиновников. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. Академия Сан Фернандо, Мадрид Гойя представляет народный карнавал демоническим праздником.
Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Её боялись. И только с появлением Фр. Гойи испанская живопись обрела общеевропейскую известность. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе.
Не случайно вот таким образом каждый персонаж фрески, в котором отсутствует оттенок идеальности и ощущается близость к натуре, покоряет законченностью и живой трепетностью образа. Тьеполо —с другой, было определяющим для испанских художников в этот период. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Через год после создания фресок Сан Антонио была напечатана серия офортов «Капричос». К «черным картинам» мы еще вернемся.
Дальнейший шаг в этом направлении представляют росписи Кинта дель Сордо («Дом глухого»), в котором Гойя жил с 1819 г. Темное, зловещее начало господствует в росписях «Дома глухого» изображения возникают, как в кошмарном сне. Действие происходит в картинной галерее Прадо в Мадриде. Романтизм обновил испанскую историческую науку, внес много свежего в развитие литературы и театра, возродив интерес к традициям «золотого века», к народному творчеству.
В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела худож ника к глухоте. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. При королевском дворе решающую роль играли приезжие иностранные художники.
Уединившись на вилле, Гойя работал. Ей никогда не выбраться. Характерно для росписей дома панно «Утес, обстреливаемый из орудий». Среди произведений Жерико, выполненных после возвращения во Францию, Пейзаж с печью для обжига извести (1823, Париж, Лувр) и пять картин с изображением умалишенных (Лувр, Париж, Лион, Гент и частное собрание). Свое сочувственное отношение к революционной Франции Гойя засвидетельствовал нарядным по колориту и торжественным по композиции портретом посланника французской Директории Фер-нана Гиймарде.
Творчество Гойи сложно и глубоко противоречиво. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Чтобы показать главенствующее положение короля, Гойя немного выдвинул его вперед.