Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. С 1516 Т. – офиц.
Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. к ст. КарлV) пишет также портреты короля ФилиппаII (1550–51, Прадо).
Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В Ферраре для студиоло А. дЭсте пишет 3 картины– «Поклонение Венере» (1518–19), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–26, обе– Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Нац. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни.
В картине «Сельский концерт» находят руку Тициана иногда даже полностью приписывая ему данную работу. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. мест в творчестве Т. Уже вранних произведениях Т., основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), стремится к разнообразию композиц. Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Итальянский художник венецианской школы эпохи Возрождения -Тициан. ТицианТициан (собственноТициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения.
Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Именно эта тонкая и сложная, обретенная через точно уловленные контрасты мягкая нейтральность общего тона, не только создавала характерное для венецианского художника Джорджоне единство между сложной дифференциацией оттенков и ясностью колористического целого, но и несколько смягчала тот радостно чувственный гимн пышной красоте и наслаждению жизни, который воплощен в этой картине. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). С самого начала портрет занимает одно из центр. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). К концу жизни Т. выработал новую технику живописи.
к ст. Сблизившись с венецианскими гуманистами, создаёт работы, отмеченные филос. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. С 1516 Т. много работает за пределами Венеции. Не меньшее место, чем произведения на религиозные сюжеты, в творчестве Лотто занимают и работы в портретном жанре.
Почти не используя подготовит. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. На нейтральном темном фоне, не отвлекающем взгляда изображен одетый в красную мантию человек, пристально и серьезно взирающий на зрителя. Он накладывал краски на холст и кистью и шпателем и пальцами.
галерея, Лондон см. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, картина «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. Аллегория) «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, галерея Боргезе, Рим). В поздний период Т. разрабатывает особую манеру письма, основанную на выразит.
и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов также изучает возможности северного иск-ва (благодаря гравюрам А. Дюрера и др. ) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа. 1534–36, Худож. -историч. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Приехал в Венецию в юношеские годы. Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок.
Тициан Вечеллио (1477. Королем живописцев и живописцем королей называли Тициана еще при жизни. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 1520-е гг., Лувр, Париж). По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Приехал в Венецию в юношеские годы. живописи.
илл. венецианского алтарного образа.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. илл.
В поздний период, нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями ипальцами, Т. создаёт открытую и динамичную живописную поверхность. «Портрет юноши с перчаткой» — одно из лучших творений Тициана. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. рисунок, Т. свободно импровизирует сразу на доске (холсте), композиции его картин находятся в постоянном становлении и могут быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и др. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. В этом главном христианском центре страны он занимался реставрацией картин, росписью статуй.
1509, Лувр, Париж). Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. работами во Дворце дожей, пишет портреты дожей и др.
Преобладающие строгие, темные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Возрождения. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати).
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. галерея Шотландии, Эдинбург, см. кст.
В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Т. продолжает ренессансную традицию повествоват. состояния модели. исследования выявляют элементы и фигуры исчезнувшие из окончат. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. галерея, Лондон).
1512–1514, Нац. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. Во многих «поэзиях», созданных для ФилиппаII и др. и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорич. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели.
В отличие от знаменитого Дж. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок. Портрет «Мужчина с перчаткой», написанный в 1523 году, можно по праву считать лучшим портретом своего времени. В этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство и все же главное внимание художника обращено не на частные детали в облике человека, а на общее, на самое характерное для его образа. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». возможностях мазка и живописной фактуры. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов. Дионис), ставшие первыми работами в новом для Т. жанре «поэзий» (poesie)– мифологич.
Всё это обогащает манеру Т., предлагающего радикально новые решения для традиц. Интерес представляет подпись художника справа под перчаткой, она выполнена в такой технике, что производит впечатление внутреннего свечения. Картина «Сельский концерт» или «Концерт под открытым небом» венецианского художника Джорджоне. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. 1506–1508 «Портрет юноши», ок.
художник. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Его творчество оказалось невостребованным современниками. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции.
Слава к Тициану приходит рано. – 1576) – величайший художник венецианского Возрождения. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр). Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). 1510, Худож. -историч. течениями того времени: «Аллегория трёх возрастов» (ок. По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия.
Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для имп. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. передачи освещения. В этот период Т. осваивает ценности рим. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому.
С середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). 1513, музей Гарднер, Бостон). КарлаV, по заказам которого Т. работал с 1530 (в 1533 получил звание герцога Палатинского): «Портрет КарлаV с собакой» (1533), «КарлV в сражении при Мюльберге» (1548 оба– Прадо), «Портрет КарлаV в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен см. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
С 1530-х гг. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В качестве подарка герцогу с письмом были отосланы две картины: портрет самого герцога Аретино и портрет «Мужчина с перчаткой», на котором изображен Джироламо Адорно, покойный поверенный в делах императора Карла V в Венеции.
музей, Вена), в которых обогащает формулы репрезентации модели. Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. мотивы, а также к более глубокой передаче внутр. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).
версий). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. В Мантуе (с 1523) Т. исполняет портреты (Ф. Гонзага, 1529, Прадо и Изабеллы дЭсте, ок. В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. сцены, «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–75, Нац. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондакко деи-Тедески, 1508–09, фрагменты в галерее Дж. Франкетти в Ка-дОро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказываясь от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», ок. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок. Принято считать, что картина написана Джорджоне совместно с Тицианом. художник Венецианской республики (осуществляет надзор над худож. 1534, Национальная галерея, Лондон). В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях.
1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). илл. сюжеты, разворачивающиеся в пасторальном пейзаже и проникнутые духом античности.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Вот как рассказывал об этом один из его учеников:о. с 1513 работает над сценой «Битва при Сполето», 1513–38, не сохр., эскиз в Лувре).
В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Размер работы составляет 110 x 138 см, картина выполнена на холсте маслом. ТИЦИАН, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1477 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре– 27. 8. 1576, Венеция) итал. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле и Джованни Беллини.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. музей, Вена).
Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция). Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. 1512, Прадо, Мадрид). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали (Введение во храм, 1534-1538, Галерея Академии, Венеция Мадонна семьи Пезаро, 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция Венера Урбинская, 1538, Галерея Уффици, Флоренция). На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
музей, Вена «Noli me tangere», 1511–12, Нац. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. 1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
мастеру («Сельский концерт», ок. Тициан (собственноТициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В то же время Т. отказывается от ясных пространственных построений, натуралистич.