Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Но что же отличает работу Веласкеса от множества прочих. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. Она много лет украшала его виллу Кастелло. В мифе события разворачивались стремительно. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю.
Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Они символизировали границу между миром духов и миром материальным. Сон богини полон безмятежного покоя, вечерняя тишина и согласие пронизывают всю природу и сама она как будто порождение той самой природы, которая ее окружает. Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. С1906 года «Венера перед зеркалом» стала достоянием общественности, что вскоре привело к роковым последствиям. Однако эта чувственность обманчива. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Еще один оригинальный вариант трактовки образа Венеры есть у Бориса Кустодиева на картине «Русская Венера». Раковина обозначала чистоту и непорочность. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь и верность. Тот оскопил отца серпом. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Такова богиня на его картине «Венера Вертикордия». Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. (Николай Кун.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. С давних времен Венера считалась символом цветущей природы, богиней плодородия. Почти у всех мифологических фигур изображённых художниками итальянского Ренессанса, были светлые волосы. А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты.
Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру.
На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Спустя сорок лет она писала об этом случае: «Власти уничтожали замечательную женщину Панкхерст, а я уничтожала замечательную женщину по мнению властей». Умер Боттичелли в безвестности.
В 1869 году Альберт Мура представил свою «Венеру» в Королевской Академии. Ее спутницы оры и хариты, богини красоты и грации, прислуживают ей. Но это не мешает вечно юной Афродите покорять сердца. А после нее обладателем картины Веласкеса стал дон Мануэль Годой. Об этом говорят холодные темные тона: серая шелковая простынь, холодная бордовая драпировка, даже кожа Венеры светлая, нет привычной розовой пышности, которая так и веет здоровьем. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. В них заворачивали как новорожденных, так и умерших. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Море из которого появилась Венера, видно на дальнем фоне. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Значительно отличаются от других мастеров Ренессанса картины Сандро Боттичелли. По пути, как говорится в легенде, ее похитили солдаты герцога Велингтона.
Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. До сих пор исследователи и историки так и не сошлись во мнении – откуда Сандро Боттичелли взял сюжет для картины. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Данте Россети представил Афродиту роковой женщиной, чья красота создана для разрушения мужских сердец.
Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Так вот, оскопил супербога его же сын Кронос, который не мог спокойно смотреть на страдания матери.
Действие происходит в часто посещаемом лесу, а перспектива и горизонт очень сжаты и компактны.
В греческом искусстве не было такого идеала Афродиты, который служил бы прототипом для последующих времен подобно тому, как созданный Фидием Зевс Олимпийский однажды и навсегда сделался типом «отца богов» и с необходимыми изменениями преобразился в типы Посейдона, Асклепия, Гадеса и Геракла. Когда в Испанию вторгся Наполеон «Венера» отправилась в Англию. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Весь воздух полон был благоуханием».
Первым владельцем картины считается маркиз Гаспар де Эличе. 203 x 314 см. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Но Джорджоне не окончил картину. Что же.
Восемьдесят лет картина был представлена довольно широкому кругу зрителей, пока финансовые трудности не заставили владельцев продать картину. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Разумеется внебрачного. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Флоренция.
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. В греческой культуре богиня отличается не только именем, но и историей своего происхождения. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса к ней стаями слетаются птицы.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. И это напоминает поединок за новорожденную. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Если представить работу с недостающими частями в уме, то воздушного пространства вокруг Венеры было бы значительно больше, что так же относится и к Зефиру с Флорой. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Среди Венер эпохи Возрождения выделяется «Венера» Лукаса Кранаха Старшего, она абсолютно не похожа на своих итальянских «подруг». Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Сандро родился в семье кожевника. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. В ней нет ни загадочности, ни роковой красоты.
Из-за строгой секретности нельзя определить точную дату написания картины. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Все полно той кристальной прозрачности, которая достижима только тогда, когда ясный, незамутненный дух живет в абсолютном теле. Но героиня кисти Диего все же вырывается из «череды итальянских Венер».
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой»2 «. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины.
Например, Тициан представляет богиню как свою современницу на полотнах «Венера и Амур», «Венера перед зеркалом», «Венера и Амур с органистом», «Венера с собакой и органистом». Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». Но как бы то ни было, «Венера перед зеркалом» возвращается с паспортом и оседает в Рокби в йоркширском особняке члена парламента Джона Морета. за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности. Венера столетиями будоражила умы людей, побуждала их к труду, любви, творчеству. «Трон Людовизи», ок. 470-460 до н. э. Богиня возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе вульвы), добралась до берега.
На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Возрождение. В ее мифологии (и следовательно, в образе) слились воедино греческие и восточные черты, оттого представление о Венере и сделалось столь многосторонним.
Это можно объяснить тем, что Вазари писал понаслышке от человека знающего и перепутал детали.
Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Дерево, темпера.
Италия. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Если она держала яблоко Париса, то как были расположены ее руки. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Их можно разбить на независимые группы.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Бушующее дыхание бога ветров Зефира гонит к берегу раковину, на которой стоит новорожденная богиня красоты. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Люди восхищались ей, возносили дары и строили храмы. Но самое известная работа художника «Венера Урбинская», которая оказала значительное влияние на многих живописцев.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Как выяснилось несколько позже, в Риме у Веласкеса была женщина, родившая ему сына. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. В поздний период творчества он попал под влияние пламенного проповедника Савонароллы и больше не писал картин на мифологические темы. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). И ощущение божественности пропало – перед нами обычная земная женщина. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант— крови в сочетании семенем), упавших в море— богиня Афродита. «Легенды и мифы Древней Греции»). Cлужанки Афродиты помогают ей подняться из моря.
Существуют различные версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Затем «Венера» принадлежала герцогине Альбе. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Тот оскопил отца серпом. Но со временем Венера стала богиней плотской любви. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
К тому же она считалась прародительницей жизни. Изначально образ Афродиты не подразумевал ни красоты, ни любви. Художники заключают в образ Венеры своих жен, любовниц иногда заказчиц. Филипп все же добился возвращения художника.
Четвертый дует небольшой раковиной в ухо Марса в попытке разбудить. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. И все же с тех пор, как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви, каждое новое поколение пытается найти единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант – крови в сочетании семенем), упавших в море – богиня Афродита. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Всем известна статуя Венеры Милосской, которая до сих пор будоражит мужские умы. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Но Иоргос уже продал Венеру местному священнику, который в свою очередь собирался преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Вообще, Венера в эпоху Возрождения – это зрелая, прекрасная, гармоничная именно такой изобразил ее Джорджоне на картине «Спящая Венера».
В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы. Одним из кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли, но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Ее красота предостерегает, вместо сладостного чувства вызывает тревогу.
Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Кроме того, что Венера – богиня красоты и юности, но еще и богиня супружества, плодовитости, «устроительница радостных браков» (не говоря уже о других значениях ее образа). Называя произведения живописи музыкальными или поэтическими, мы, зачастую, лишь эксплуатируем красивые слова. Поначалу работа называлась просто Dona Desnuda (в переводе с исп.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Богиня возникла из морской пены. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Теперь ее стали называть «Венера Рокебю» («Венера из Рокби»). Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом.
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Галерея Уффици. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан.
О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры.
В его мастерской он пробыл пять лет, прежде чем тот уехал, а юный Сандро перешел к Верроккьо. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Древнегреческие писатели Плиний и Павсаний в своих трудах упоминают о многих изваяниях Афродиты-Венеры из которых каждое воспроизводит особый тип богини.
Тридцатью годами ранее, в 1510 году другой выдающийся венецианский художник Джорджоне написал «Спящую Венеру». Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Безмятежно светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные вежды и прекрасный строгий рот создают образ непередаваемой словами прозрачной чистоты. Там почти за даром ее купил шотландец Уильям Бьюкенен и переправил ее в Северную Европу.
Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной»1. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.
На минуту остановилась Венера Книдская, охваченная легкой дрожью. Правда, впоследствии утверждения маркиза были опровергнуты французским ученым С. Рейнаком. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. «Поскольку у Венеры, – писал он, – судя по положению плеча, рука была приподнята, она, вероятно, опиралась этой рукой на плечо Марса правую же руку вложила в его левую руку». Только устремленный вдаль, как бы страстно заволакивающий взгляд показывает, что величественная богиня, прежде бесстрастно взиравшая на человеческие чувства, уступила место другой – подвластной страстям, как смертная женщина. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой).
Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. «нагая дама»), но позже картину переименовали в «Венеру перед зеркалом». И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. И все же это так. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу. Художнику не удалось избавить свою Венеру от холодности мрамора. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.