Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году.
Здесь иная форма. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Семейный портрет – это воплощенные в красках чувства, объединяющие людей в шедевр природы – в семью. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами.
Красный альков справа – символ брачного чертога и классический атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. И тогда надпись Яна ван Эйка не означает, что художник был одним из юридических свидетелей этого события. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде. Обыкновенно Ян ван Эйк писал «fecit» («сделал») или «picsit» («написал»). Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена. Существует его портрет работы ван Эйка, позволяющий предположить, что он являлся другом художника.
На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Существует много неясностей в творческой биографии Яна. Поясной портрет, срез фигуры ниже, чем на других портретах ван Эйка, — слегка ниже пояса.
Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Нидерланды (Фландрия). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. Хрустальные четки — излюбленный в те времена подарок жене, — символ благочестия, а так-же метелка — символ чистоты тела и духа — символизируют христианские добродетели — мир и труд.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Выпуклые зеркала были более доступны. Доказать обратное трудно, практически невозможно. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк».
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
В зеркале отражается художник и еще один свидетель. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Неспроста здесь изображено зеркало.
Подобное суждение высказала в 1972 году и советская исследовательница М. Андроникова: «Поглядите внимательнее, разве напоминает итальянца человек на портрете, ведь у него чисто северный тип. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц.
Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
В начале XVI века "Портрет четы Арнольфини" принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе3032.
Джеймс Хей, полковник-лейтенант 16-го полка лёгких драгун, был участником битвы при Витории10. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Так же поступил и ванЭйк. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950.
1434». ). Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. А женщина. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Некоторые исследователи636465 считают, что художник написал автопортрет с женой, Маргаритой ван Эйк. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена.
Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. 1434». «И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. В XX веке, как и в случае с портретом «Человек в красном тюрбане» иногда делаются попытки уточнить или оспорить эту традиционную атрибуцию. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини».
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Кровать – это и реальный предмет спальни и символ брачных утех. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям». С тех пор среди ученых царит разброд.
Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. На женщине платье (т.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Но и здесь, в одном из чистеньких мещанских домиков, можно было увидеть несколько расставленных мольбертов, за которыми работают три человека, удивительно похожих друг на друга. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Оно полисемантично, в разных смысловых ситуациях означает разное, — зеркало как оптический инструмент, зеркало как символ иного мира и потустороннего и просто иного, предстающего нам во всей своей реальности, мира, не менее подробно представленного в отражении, чем существующий и в то же время мира, принципиально недостижимого, мира несуществующего. Это особенно заметно по одежде. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. 1434». ).
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Предполагается, что он использовал увеличительное стекло, для того чтобы изобразить мельчайшие детали, такие как блики на янтарных чётках, висящих рядом с зеркалом. Живопись Италии и Нидерландов. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Это особенно заметно по одежде. Что же может означать фраза «Ян ван Эйк был здесь».
Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Это особенно заметно по одежде. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.
Получилось пространство, наполненное символами. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать — соединённые руки персонажей. Здесь нет двери, от которой мы видим фигуры, а в отражении она присутствует.
Любой в обещаниях может стать богатым). Главное – это взаимоотношения Яна с его старшим братом ХубертомванЭйком, у которого он учился и вместе с которым выполнил ряд произведений. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Британцы захватили обоз с произведениями искусства, в основном картинами, которые французы вывезли из королевского дворца в Мадриде. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Он клянется свое жене в супружеской верности. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. И эта подпись трактуется иногда в очень широком смысловом диапазоне.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Несогласованность размеров люстры, зеркала, фигур мужчины и женщины с размером комнаты, а также то, что в помещении отсутствует камин, позволяют предполагать, что интерьер этот не существовал на самом деле, а был сочинён художником28. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Однако она по-городскому узка.
Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем.
Что и говорить, красота – страшная сила. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее.
У ван Эйка и Маргариты по документам было десять детей. Дерево, масло. Выпуклые зеркала были более доступны.
после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Более ста лет считалось, что на картине изображен Джованни диАрригоАрнольфини и его жена, Джованна Пенами, пока не обнаружилось, что они вступили в брак на тринадцать лет позже даты, указанной на картине.
Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Однако он продолжал пользоваться авторитетом среди негоциантов и богатых ремесленников города Брюгге и даже часто приглашался в качестве третейского судьи для разрешения экономических споров. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты. А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. 1434». ).
Если у истоков такого рода произведений стоит «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка, то на вершине подобного рода экспериментов оказываются знаменитые «Менины» Веласкеса, где тоже все зеркально обыгрывается. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Затем картина была покрыта лаком. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Взять хотя бы головные уборы.
Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Это тайна и гордость братьев Эйков, это их открытие, которое теперь стало столь обыденным, что о нем даже и не вспоминают.
В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.
Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Реализм подкреплен еще и техникой. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен.
А мог и сам подарить по дружбе. Худых — больше, чем толстых. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. нидерл.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. В конце работы художник выполнил также и надпись. Лондон. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».
Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. В конце работы художник выполнил также и надпись.
Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Авторская подпись отличается от тех, которые проставлял на своих картинах ван Эйк. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
Но некоторые косвенные свидетельства все-таки можно привести. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Высоких было больше, чем низких.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. На нем великолепная шуба и изысканный головной убор, только туфли сброшены им с ног при входе в дом. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»).
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Возрождение. И ван Эйк, живший на момент написания картины, в том же городе, вполне мог получить этот заказ. Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Арнольфини и его супруга изображены без обуви. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы.
Ц. Г. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Пытаюсь взрастить в себе материалиста.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. До сих пор вопрос остается открытым. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Блондинок мало. По мнению М. Герасимова, сравнивавшего изображения женщин с двойного портрета и портрета жены художника, написанного ван Эйком в 1439 году их лица схожи. Национальная галерея. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Любой в обещаниях может стать богатым).
все исследователи без исключения сходятся на том, что в «Портрете четы Арнольфини» запечатлен момент бракосочетания или обручения молодых. Было модно тогда принимать позу, отклонив корпус назад и выставив живот вперед, – так называемая готическая кривая. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Это особенно заметно по одежде.
Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Так кто же все-таки герой картины. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Далее. Она гласит: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»).
Очень хочется представить себе, что это свидители бракосочетания. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. А женщина. А вовлечь зрителя в картину всегда было очень заманчивой мечтой художников.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола59. Наоборот. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века.
Историк искусства предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк.
Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам.
Манина «Д. Д. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Выпуклые зеркала были более доступны.
Наоборот. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Четверть — молодежь. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Правда и тут не обошлось без загадок. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина.
1434". ). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом.
От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза.
Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. То же лицо – неправильное, очень характерное, незабываемое в своей выразительности. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Позднее картина очутилась в Испании и в конце XVIII века находилась в королевском дворце в Мадриде, где она украшала комнату для утреннего туалета короля.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Выпуклые зеркала были более доступны. А женщина. Однако она по-городскому узка.
Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Фрукты на сундуке и на подоконнике – яблоки, напоминающие о грехопадении прародителей. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. 82 x 59, 5 см. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. morgen – утро). На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1).
Это особенно заметно по одежде. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Впервые художник показал своих современников в обыденной обстановке, раскрывая человеческую индивидуальность без посредников между профанным и сакральным, роль которых в других случаях осуществляют религиозные персонажи31.
Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Стиль Ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. «О чем я думаю. Тогда как многослойная живопись пишется очень долго, притом, что необходимо ждать, когда предыдущий слой высохнет, этот художник писал свою картину намного быстрее, так как использовал технику когда краски – масло и темпера, наносятся друг на друга ещё не просохшими. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Это подпись художника. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.
На женщине платье (т. У окна лежат апельсины.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку6. Эта картина была не просто новой, она была революционной.