Картина Николая Неврева Портрет М. С. Щепкина: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Портрет Михаила Семеновича Щепкина. Портрет актера Императорского Московского Театра Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863).
37). Несмотря на сильное противодействие гр. Все горести, радости, болезни Щепкины переживали на ее мощной груди, у ее любвеобильного сердца. Все они своими советами и указаниями сильно влияли на провинциального артиста. Если последний подкупал своим бессознательным комизмом (простотой речи, фигурой, добродушием и наивностью), то Щ. обладал важным преимуществом перед своим соперником: "он был умнее его, серьезнее относился к своему искусству и, тщательно обдумывая свои роли, все их детали до мелочной подробности передавал с безукоризненной тонкостью и искусством" (Каратыгин) кроме того, его репертуар был неизмеримо богаче репертуара Боброва.
Эту игру Белинский признавал творческой, гениальной: "Щ. — А. Ж., "Московские гости в Казани" ("Москвитянин", 1811 г., ч. 4, 8, стр. Первый исполнитель ролей Фамусова (Горе от ума, 1831), городничего (Ревизор, 1836), барона (Скупой рыцарь, 1853), Сальери (Моцарт и Сальери, 1854), Кузовкина (Нахлебник, 1862). 21. 1. 1821 в Харькове впервые поставлено Недоросль. Зато каждая встреча становилась событием. А то любимец Москвы, первый любовник и герой, Гамлет и Чацкий – Самарин (Иван Васильевич Самарин (1817-1885) – выдающийся актер Малого театра (с 1837 года), ученик М. С. Щепкина.
В конце 1876 года проходил по делу о народниках в громком судебном «процессе 193-х». 2, стр. М. С. Щепкин (1788-1863) «был великий артист, артист по призванию и по труду, – писал А. И. Герцен. До 1816 г. Щ. играл в труппе Барсовых.
Всюду радостно принимали их, не знали, чем угостить, чем одарить. 29 ноября приговорен к ВМН и 10 декабря расстрелян на Бутовском полигоне.
А. П. Клинчин. Щепкину (бюст на постаменте сохранился до сих пор и недавно отреставрирован). C. Щепкин в русской литературе", М., 1888 г. — Носков, "М.
Позднее часто выступал в Петербурге (Александрийский т-р), гастролировал в провинции, в т. ч. в Симферополе (1846, здесь познакомился с А. Серовым), в Н. Новгороде (1857, здесь встретился с Т. Шевченко). «Кажется, что Гоголь с него списывал своего городничего, а не он выполнял роль, написанную Гоголем», – говорил современник о первой постановке «Ревизора» в Москве. Страсть его к театру между тем усиливалась с каждым днем. Михаил Щепкин родился 17ноября 1788года вселе Красном Обоянского уезда Курской губернии (сейчас село Алексеевка Яковлевского района) всемье крепостных графа Волькенштейна.
Дебютировал в Москве в Малом театре в 1817 году. Они остались недовольны: он оказался недостаточно черен. И гордиться есть чем. 23 августа 1863), выдающийся актер украинской и российской сцены.
О характере его игры он пишет: Роли Щепкина никогда не лежали без движения, не сдавались в архив, а совершенствовались постепенно и постоянно. актрисы Елены Николаевны Щепкиной, писательницы Т. Щепкиной-Куперник, брат драм. В 1818 была организована общественная подписка на выкуп Щепкина из крепостного состояния. Во второй раз Петербург его встретил, как старого знакомого, с восторгом и радушием. Современники о М. С. Щепкине / Сост. из артистов сделались мы поденщиками. За превосходную речь помещик разрешает заниматься ему всем чем хочет Михаил.
Роль Кузовкина явилась последней крупной работой актера в Малом театре. Некоторое удовлетворение давали ему комедии Мольера, роли из которых ему удавались как нельзя лучше (Каратыгин утверждает, что в продолжение своей жизни он не видал лучшего исполнителя Мольеровских пьес). "Нахлебника" он играл в 1860 г. в состоянии полного физического измождения. В 1859 г. в «Список подозрительных лиц в Москве», составленный для шефа жандармов, был занесен и М. С. Щепкин с характеристикой: «Желает переворотов и на все готовый».
сцене — Рампоно ("Невинный в вине или Судейский приговор"). Однако, всё это не так. Впоследствии он часто возвращался к этим комедиям (последней его Мольеровской ролью был Жорж Данден, сыгранная им в свой бенефис 18 января 1851 г. ) и, выводя живыми чудаков из пьес "Мнимый больной" и "Доктор поневоле", он заставлял публику хохотать до слез. Он рассказал ему всю свою жизнь. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых. Часто это были украинские фразы, вроде: Ну, да прости мене, моя мила, що ты мене била.
– говорила Александра Петровна. Писатель и публицист, автор многих работ по истории Московского университета. — Его же, "История моего знакомства с Гоголем", в полном собрании сочинений изд. Турыгину Михаил Нестеров пишет: «Сейчас пишу женский портрет в расплату за Железноводск. "Всходов", СПб. Но в 20-х годах Мольеровских пьес в русском переводе было мало. Ведь меня князь выкупал, а не покупал.
1-й исп. Роли Фамусова игородничего очевидцы иисторики театра считают важнейшими вдолгой инасыщенной карьере Щепкина. Две характерные фигуры: маленький, круглый, светло улыбающийся Щепкин, которого почти все прохожие узнавали и приветствовали (даже извозчики, величавшие его по имени-отчеству) кто поклоном, кто улыбкой и суровый с густыми бровями Шевченко в смушковой шапке и смазных сапогах. Тургенев. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка или Странная болезнь», Тургенев— пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк» А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер— «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.
Но вернемся в имение Чаликовых. Они всю жизнь так и ходили за ней по пятам. Правда, среди многочисленных его ролей были и такие, которые "велят играть". Щепкин пользовался каждым случаем, чтобы побывать в Украине. В центре столицы, на улице Неглинной, притягивает творческую молодежь Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном Малом театре.
С 1822 выступал вновь в труппе И. Штейна в Туле (а этом году получил вольную от крепостной зависимости). Невзирая на все неудачи, он продолжает искать "естественности". 950). Тут Щепкин вызвался показать ему Москву. Поездка в Нижний лошадьми – тогда еще не было железнодорожного пути из Москвы в Нижний – в мороз и вьюгу была подвигом.
152). Никогда не учи роли, не прочитав внимательно всей пьесы. — "Сибирские Ведомости", 1863 г., 183 (некролог). В три часа времени Щ. уже знал свою роль "назубок".
В юности Шевченко учился живописи в петербургской Академии художеств. партий — Фаддей ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Трофим ("Несчастье от кареты"), Степан ("Сбитенщик"), Миккеле ("Водовоз"). В Горе от ума играл последовательно Чацкого, Загорецкого, Фамусова и Репетилова.
"Жить для Щ., — говорит С. Т. Аксаков, — значило играть на театре играть — значило жить". Она сейчас же протягивала староклассическим жестом руку и подхватывала реплику. Начальное образование получил в уездном училище в Судже. Проделать такую огромную работу оказалось отнюдь не просто, поскольку, по словам моего собеседника, потомки великого актёра разобщены (так уж сложилась жизнь) и общаются друг с другом в основном близкие родственники. Венгерова, т. II, стр.
Прощайте, Пантелей Иванович. Большом т-ре — Ижорского ("Рославлев"), Лапероньера ("Фанфан-Тюльпан или Давно пора бы догадаться"), Шляхтенко ("Карантин") в Петербурге — Репейкина ("Хлопотун или Дело мастера боится"), Гассана ("Забавы калифа или Шутки на одни сутки") на рус. Несмотря на свой солидный возраст (ему было около 60 лет), он обнаруживал удивительную неутомимость: он успевал подготавливать роли играть их и ухаживать за больным Белинским "Михаил Семенович, — писал Белинский, — ухаживает за мной, как дядя за Недорослем".
партий в операх и операх-водевилях: Шеллинга ("Учитель и ученик или В чужом пиру похмелье"), Репейкина ("Хлопотун или Дело мастера боится"), Вальбеля Три десятки или Новое двухдневное приключение"), Гассана ("Забавы калифа или Шутки на одни сутки"), Князя Борского ("Молодая мать и жених в 48 лет или Домашний спектакль"), Дурилова ("Встарь и ныне"), Дубницкого ("Похищенный офицер"), Хаима ("Керим-Гирей, Крымский хан"), Бенальтона ("Волшебный нос или Талисманы и финики"), Русского крестьянина ("Девкалионов потоп или Меркурий-предъявитель"), Джона-Пуддинга ("Пять лет в два часа или Как дороги утки"), Бабы-яги ("Иван-царевич"), Бонара ("Бонар в луне"), Лаверже ("Любовное зелье или Цирюльник-стихотворец"), Чупруна и Солдата ("Москаль-чаривник"). В 1905 году по болезни оставила сцену), Н. М. Медведева. Однако отпускать Щепкина на волю он не спешил. Как зальется, как зарыдает мой старик.
В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л. -С. 1800 в роли слуги Розмарина в комедии "Вздорщица" А. Сумарокова). И у нее тоже. Грановский и их окружение).
355, 485, 492, 524. Ещё один сын – Пётр, получивший юридическое образование, дослужился до товарища (заместителя) председателя Московского окружного суда. С 1805 актер курского т-ра братьев М. Е., П. Е. и А. Е. Барсовых, с 1816—Харьков. В 1836 году в Москве на одной из встреч Александр Сергеевич написал на большом листе писчей бумаги: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на реке Пенке. » и подарил его Щепкину для дальнейшего ведения.
Он быстро вырос как поэт-революционер в огромную силу. В центре возвышается четырёхгранный высокий обелиск над могилой замечательного историка, русского мыслителя, профессора Московского университета Тимофея Николаевича Грановского (1813 – 1855), которого ещё при жизни называли «Пушкин истории».
Их командир, генерал Чаликов, взял девочку на воспитание и у него, как Пердита из Зимней сказки (Зимняя сказка – пьеса В. Шекспира), она счастливо прожила всю свою юность. В личном архиве исследователя много неопубликованных писем, представляющих научный и общественный интерес, документальные сведения, прослеживающие истории многочисленных ответвлений генеалогического древа. И портрет А. М. Щепкиной – яркое тому подтверждение.
333—337). Окончил юридический факультет Московского университета. Среди них были его любимая ученица Н. М. Медведева (Надежда Михайловна Медведева (1832-1899) – выдающаяся актриса Малого театра (с 1848 по 1899 год).
По признанию покойного К. С. Станиславского (Константин Сергеевич Станиславский (сценический псевдоним К. С. Алексеева) (1863-1938) – народный артист Союза ССР, выдающийся деятель русского театра, режиссер, актер и театральный педагог. С его именем связано начало русского реалистического театра. Но то, что могло страшить посредственность, для Щ. было только побудительным стимулом к развитию своего таланта и к постоянным научным занятиям.
В Москве дебютировал в 1822 году, принят в Малый театр в 1823 году. В 1812 г., вероятно, Щ. женился на воспитаннице генерала Чаликова, Елене Дмитриевне. Когда тебе говорят – ты слушаешь, но не молчишь.
Щепкина-Куперник приезжала в Суджу в числе приглашённых на открытие памятника М. С. В сезоне 1821-22 Щепкин выступал в Киеве. Шевченко наконец вырвался из Нижнего благодаря хлопотам президента Академии художеств. Аксакова изд.
В Малый театр был принят в 1841 году. 378, 391, 397, 436, 437, 440, 442, 443, 447 т. V, стр. Угарова и Павлова. Баршев, М. П. Погодин, К. П. Барсов, С. П. Шевырев, Н. А. Рамазанов, С. М. Соловьев и др. В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна.
Щепкина около ста пятидесяти только прямых потомков в восьми поколениях. в Москва в 1864 г. — арт. подготовлено H. H. Для содержания огромного семейства хлебосольному артисту приходилось много зарабатывать.
Наибольший успех он имел в России в роли Отелло). нет. Пушкин относился к нему с глубоким уважением и убедил его вести "Записки". Щепкин продолжал оставаться крепостным. Щепкин переиграл множество ролей, как он сам написал, "от Тальма до Яги-бабы".
В эти дни невольного заточения Шевченко рисовал портрет Щепкина. Известие о постановке на петербургской сцене "Ревизора" подняло его упавший дух. Его возмущало и отношение публики к такому репертуару. 282, 283). У него прибавилось работы, которая, впрочем, его не тяготила. И теперь он, не думая ни о чем, собирался к своему другу.
Елена Дмитриевна точно помнила — за два года четыре раза. М. С. Гастролировал в Харькове (1829, 1842, 1845, 1850), Одессе (1837, 1845, 1846, 1850), Киеве (1843), Николаеве, Херсоне, Симферополе (1846), Полтаве (1850).
Однако вольную на себя и на часть семьи Щ. получил только в 1821. Он даже подумывал бросить московскую сцену и поехать в Петербург искать новых путей. Современники окрестили Щепкина «Пушкиным русской сцены». 16 августа приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь. Станкевич, сестра философа-просветителя Н. В.
Можно себе вот таким образом представить, какие трудности встретили П. С. Шевырев, которому гр. Но вслед за ним появилось множество стихотворцев, принявших его урок чисто механически. В Горе от ума Самарин так удачно выражал все желчные слова на пошлость общества, что Щепкин, в лице Фамусова, одушевился и так усвоил себе мысли Фамусова, что каждое выражение Чацкого убеждало его в сумасшествии Чацкого и Щепкин, предавшись этой мысли, нередко улыбался, глядя на Чацкого и наконец едва удержался от смеха. Мусина-Пушкина издание как новых, так и старых сочинений Гоголя было разрешено. Стоит бегло перечислить хотя бы нескольких обитателей старушечьего верха. Общество лучших людей Москвы бывало с радостью з скромном доме Щепкина.
Щепкину было тогда пятьдесят пять лет, Шевченко – двадцать девять. Он был человеком редкой нравственной красоты и обладал тонким критическим чутьем. Род. Летом обычно обедали и пили чай в саду, на террасе.
актрисы А. Л. Щепкиной-Куперник. 20, 27, 60. Он был одинаково дорогим гостем в различных кружках. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем. Нарядившись в ботфорты, которые "приходились на все ноги и возрасты", он играл свою роль задыхаясь от волнения и весь в жару. Окончив академию, Шевченко уехал на родную Украину.
Шевченко подарил ему свой автопортрет и посвятил поэму. Продолжавшиеся сетования Щ. не привели, конечно, ни к чему. Вконце 1820-х Щепкин играл имольеровских персонажей— Арнольфа в«Школе жен», Сганареля в«Школе мужей», Гарпагона в«Скупом». Музыкантам он таскал ноты в оркестр, для актеров переписывал роли, часто заменял суфлера.
За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц». 1387). Работал старшим экономистом Союзсельмаша. Лучшие роли создала в пьесах Островского (Гурмыжская, Мурзавецкая) и Грибоедова (Хлёстова), артистка А. И. Шуберт (Александра Ивановна Шуберт (1827-1909) – друг и ученица М. С. Щепкина, автор мемуаров о Щепкине. Он первый заложил основы театра переживания, перевоплощения в сценический образ.
Григорьев – поэт, литературный и театральный критик: ". 518, 549). Ограждённый участок мог бы считаться чисто семейным, если бы не одно примечательное обстоятельство. На его публичные лекции собиралось «пол-Москвы», а когда Тимофея Николаевича хоронили, то за гробом шли тысячи людей и в первом ряду – его близкий друг Михаил Семёнович Щепкин, завещавший впоследствии похоронить себя рядом с Грановским. Но Щепкин не испугался этого. "Записки и письма Щ. " изд.
За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»3. И всё же благодарные потомки чтят память великого русского актёра. «Горе от ума» Щепкин слышал в чтении самого А. С. Грибоедова. — Его же, "Биография M. H. Щепкин был непревзойденным рассказчиком, многие его рассказы легли в основу сочинений известных писателей: так родилась повесть «Сорока-Воровка» А. И. Белинский отзывался о нем, как о подлинном гении.
Потом пил чай и ехал на репетицию. собр.
Позже, давая оценку таланта Щ., он пишет: "Щ. 31 января 1923 – подписка аннулирована, дело прекращено.
Щепкин был одним из сильнейших пролагателей путей сценического реализма и осуществлял то, что уже было намечено целым поколением актеров дощепкинского периода. — И. С. Тургенев, "Литературные воспоминания" в полн. Часто выступал перед актерами с беседами о актерское и режиссерское мастерство. (1788—1863) — знаменитый русский артист — один из основоположников сценического реализма. Эта страница является одной из самых трагических для истории русского театра.
Вчетыре года его начали обучать грамоте. Щепкине и своем времени. губернского училища в Курске и скоро переведен был в 4-й (последний) класс. Он заменил ложный пафос и искусственную читку, царившие до него на сцене, подлинным реализмом, живой народной речью, ввел, по выражению Ф. Кони (известного критика и издателя театрального журнала Пантеон), вместо пластического проявления – духовное проявление. 57).
Март 1816 перешел в Харьков в труппу Штейна и Калиновского. Писатель И. С. В письмах к жене Щепкин пользовался особым «любовным шифром»: подписывался не «Миша», а «Маша». Наиболее ярко и гармонично искусство театра и искусство слова соединились в творческой судьбе Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), талантливого актера, основоположника школы реализма на русской театральной сцене. Среди участников этого кружка были Белинский, горячо любивший Станкевича, Аксаков (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) – известный русский писатель, автор книг Семейная хроника (1852), Детские годы Багрова-внука (1858) и др.
Пылкий, неуравновешенный поэт поддался благотворному влиянию светлой природы Щепкина. Но если изменить отношение общественного мнения к профессии актеров ему было не так легко (оно изменилось значительно позже под долголетним влиянием деятельности его и всей блестящей плеяды артистов 30-х, 40-х и 50-х годов), то эмансипироваться от традиционных форм сценического искусства конца XVIII века ему помог счастливый случай. Заточение и пост, которыми он был очень недоволен, скрашивались дружескими беседами. Писатели, художники, скульпторы иностранные артисты, как, например, Рашель (Элиза Рашель (1821-1858) – знаменитая французская трагическая актриса) или Ольридж (Аира Ольридж (ок. 5, стр. В то время великим постом спектаклей в театрах не было и он был свободен.
Со всей страстностью своей натуры он принялся за изучение роли Фамусова. Репнин. М. С. Но Елена Щепкина не пожелала что-либо менять в своей жизни. С утра они выходили из дома. 35, 39 июнь, стр.
Когда-то она была красавица, к старости сохранила величавость и важность своих героинь. "Просвещения", т. IV, стр. — Н. Кукольник, "Заметки о Щепкине" ("Голос", 1846 г., 77 и 78).
Письма. В 1925 году в письме к своему другу А. А. — "О подписке на портрет г-на Щепкина" ("Москвитянин", 1841 г., ч. 6, 11, стр.
"И что это за игра. — "Московские Ведомости", 1863 г., 178 (некролог). Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года— Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Геннади, "Краткие сведения о русских писателях и ученых, умерших в 1863 г. ".
Невзирая на воду и грязь, они обходили пол-Москвы. Шевченко встретили, как родного. Якушкин подарил Шевченко портреты Новикова (Николай Иванович Новиков (1744-1818) – русский писатель и общественный деятель издатель сатирических журналов, один из крупнейших просветителей XVIII века) и декабриста Волконского, семья Станкевичей – стихотворения Тютчева, Кетчер – все свои издания. Тело его было привезено в Москву и похоронено на Пятницком кладбище. 357—369, 362, 363, 389, 404, 426, 427.
Из критики, переписки, воспоминаний. Постоянные тренировки позволили ему прекрасно развить и разработать голос. смешно сказать. Обряд крещения был произведён в 1880 году «церковнослужителями Преображенской церкви Мценского уезда села Спасского, что в Лутовинове». И наверху – детский верх и старушечий верх. Михаил Семенович писал Гоголю: ".
Влияние его на молодых людей было велико и благодетельно: он внушал им серьезную любовь к искусству и своими советами и замечаниями об игре много способствовал их развитию" (Панаев). Он писал по этому поводу Сосницкому: "Бездействие меня абсолютно убивает. С. Щепкин, его жизнь и сценическая деятельность в связи с историей современного ему театра" (с портретом), СПб., 1893 г. — Его же, "M. "Литературного фонда", т. VII, стр. Но, поразмыслив, Щепкин приходит к абсолютно иному выводу: "И как мне досадно на самого себя: как я не догадался прежде, что то-то и хорошо, что естественно и просто.
— А. Н. Пыпин, "История русской литературы", т. IV, СПб., 1903 г., стр. Но профессия актера не предполагает баснословных гонораров. Он охотно принялся за обучение детей и скоро снискал их общую любовь своими постоянными заботами о них и чрезвычайной мягкостью обращения. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст. Сын Михаила Семеновича Николай Михайлович, публицист и литератор, был первым издателем книги отца «Записки актера Щепкина». Аксаков перевел и отчасти переложил на русский быт пьесы: "Школа женщин" и "Скупой" в первой Щ. играл Арнольда, во второй — Гарпагона.
Он играл в этот период Оронта (графа Знатова в переделке Кокошкина) в "Мизантропе", Журденя (или Дурмана) в "Мещанине во дворянстве" и Сингареля в "Школе мужей". — И. Ф. Горбунов (сообщ. ), "Н. 104, 326 т. III, стр. 23 октября 1937 – арестован как «участник контрреволюционной фашистской монархической организации». — С. Бураковский, "Очерк истории русской сцены и биографиях ее главнейших деятелей" ("Музыкальний свет", 1876 г., 41, 42, 45). Это в определённом смысле случайность.
После смерти отца ей выплачивалась пенсия из царской казны. Работу эту он выполнил, как и все, что ему когда-либо поручалось, хорошо и добросовестно. Щепкина, (1788 – 1863), прожившего неполных 75 лет.
Дедушка Бондарского Николай Александрович Щепкин (отец Елены и Екатерины) жил с семьёй в Спасском-Лутовинове – усадьбе И. С. В Малом театре с 1839 по 1872 год. Дети Щепкиных постоянно вращались в писательско-театральной среде, получили хорошее образование и были одарёнными от природы. Затем диванная с ходом на террасу, а налево из передней – кабинет Щепкина, служивший ему и спальней, потом другие комнаты, с девичьей в конце коридора.
Он помогал всем, чем только мог. "Матрос", "Жакардов станок" и др. Когда Садовский (Пров Михайлович Садовский (1818-1872) – великий русский актер, родоначальник актерской династии Садовских. Это писал человек шестидесяти пяти лет, первый артист московской сцены. В доме Щ. Белинский бывал еще в 30-х годах, теперь же особенно близко сошелся с ним и сделался самым задушевным его другом. Если не ложился вздремнуть, то отдыхом его было хождение взад и вперед по комнатам. сочинений, 4 изд., СПб., 1897 г., т. X, стр.
Кого только не бывало на этой гостеприимной террасе. Щепкин стал родоначальником большой творческой династии. Сын крепостного, Щ. окончил несколько классов городского училища.
Организовал первый в России театр оперетты (в саду Эрмитаж) известен постановками пантомим и феерий), которого Щепкин вызвал к себе, получив от него письмо с просьбой помочь ему стать актером. Она еще не знает своего будущего – и улыбается, а впереди – в 1937 году арест вместе с мужем как «участницу контрреволюционной фашисткой монархической организации». В 1898 году вместе с Вл. В 1805 вступил в состав полукрепостной труппы Барсовых.
Тот перестал пить и только бродил как тень около уборной. — "Прощальный обед Щепкина" ("Москвитянин", 1851 г., ч. 3, 10, кн.
С. Щепкин" изд. Так честно смотрел он на искусство, которое не любил, а обожал. Много позже он вспоминал о том, как в своих молодых театральных странствиях ".
Наконец Щепкин заявил жене, что пора с Пантелеем Ивановичем помириться: Жалко мне старика. Волкенштейна. — А. Д. Блудова, "Воспоминания" ("Русский Архив", 1889 г., т. I, стр. Надобно признаться, что редко встречается в актерах такое самоотвержение. — артист Московской императорской сцены род. Сохранилась большая переписка его со Щепкиным).
Жил у него знаменитый впоследствии артист С. В. Шумский (Сергей Васильевич Шумский (1821-1878) – выдающийся русский актер, ученик М. С. Щепкина. Щепкина и истории жизни его потомков с желанием восстановить и сохранить память, прежде всего, о своих ближайших родственниках, а потом и более дальних. Переписывался со Щепкиным), в котором он рассказывает ему, как недавно сам дал себе урок. В другой раз он подарил ей две банки помады. — Ригельман, "Вечера для чтения" ("Москвитянин", 1843 г., ч. 3, 5, стр.
В числе лучших его ролей: Чацкий и Фамусов (Горе от ума), Телятев (Бешеные деньги), Иван Грозный (Василиса Мелентьева), Петруччио (Укрощение строптивой), тогда в расцвете успеха и красоты, повязавшись по-итальянски красным фуляром и говоря на все голоса, устраивал петрушку за забором, при стечении даровой публики из соседней детворы. 401. Его лучшими ролями этого периода были: Репейкин, отец Земфиры, скупой рыцарь, Сганарель, Барон и, конечно же, Фамусов (Грибоедов, «Горе от ума», полная постановка состоялась в 1832 году). Но не сдавался. Он был не только великим артистом, но и воплотителем лучших начал человеческого духа. — "Петербургская Газета", 1888 г., 294.
В ночь с 31 января на 1 февраля 1920 – арестован «как участник нелегальной контрреволюционной монархической организации Тактический Центр». Молодой генерал князь С. Г. — H. B. Щепкин занимает в труппе ведущее положение: специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создает роли в своих знаменитых пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаривнык». т-ра (с 1824 — Малый т-р). Кроме разных стариков и старушек, в доме Щепкина жило множество молодежи.
Он окончил словесный факультет Московского университета и сам писал главным образом стихи, но, как пишет С. Венгеров (Семен Афанасьевич Венгеров (1855-1920) – известный русский литературовед, критик и библиограф. Не повезло только младшей дочке Верочке, здоровье которой поразил серьёзный недуг – в «люди» она не выбилась и замуж не вышла. Ровно через год после выхода Щ. из крепостной зависимости управляющий московским Императорским театром, Ф. Ф. Кокошкин, драматург и страстный любитель сценического искусства, послал в Тулу, где Щ. дебютировал, своего помощника М. Н. Загоскина (автора "Юрия Милославского") со специальным поручением пригласить талантливого артиста, слава о котором докатилась до Москвы, на Императорскую московскую сцену. A. Мюнстера, т. 2, СПб., 1869 г. ). Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Волькенштейна. Вот таким образом он тогда же принял предложение Загоскина преподавать театральное искусство в драматическом училище — должность, от которой он хотел было отказаться из скромности.
Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Щепкин был великим новатором, коренным образом изменившим сцену. В 1863 г. по совету врачей он уехал на южный берег Крыма и скончался 11 августа в Ялте.
". 221, 224, 225 и сл., 229, 232.
Мальчик окончил четырехклассное губернское училище. За превосходное исполнение поручения помещик "позволил Щ. заниматься, чем хочет". Кроме одного — она любила сидеть, подогнув ноги. " Он пробует играть в манере князя Мещерского, а у него не получается. Щепкин придал Фамусову многие оригинальные черты, нивелировал его «демонизм» и низвел его до уровня обычного обывателя, «выслужившегося» Молчалина.
555—558). Щепкин не ограничивался лишь участием в спектаклях. Но этих денег не хватило. Сам Щ. говорил о "натуральности" многих провинциальных актеров, напр.
Ее взяли на Отелло. — Князь H. H. К началу 40-х годов Щепкин переживал тяжелое время в смысле творческом. Однако привычки и пристрастия никак не выдавали происхождения Щепкиной.
– рассказывал Щепкин. Он был близок с западниками и славянофилами. Щепкин в роли городничего был именно таким, каким хотел видеть его Гоголь. И свои и чужие обращались к нему за нравственной поддержкой и лаской и недаром его приятель – украинский литератор Максимович (Михаил Александрович Максимович (1804-1873) – историк и собиратель народных песен) так определял его: Это дивно-милый человек, который и на закате дней своих светит и согревает, как солнце утром. — Афанасьев, "Воспоминания о Щепкине" ("Библиотека для чтения", 1864 г., 2). 334 т. IV, стр.
По возвращении из-за границы Щ. снова принялся за артистическую деятельность. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Если в провинции его занятия по самообразованию носили, за недостатком книг и руководителей, характер бессистемности, то в Москве, бывшей во время его деятельности центром русской культуры и средоточием лучших литературных и научных сил, он не чувствовал недостатка ни в чем, что могло бы способствовать утолению его жажды знания. За превосходную речь помещик разрешает заниматься ему всем чем хочет Михаил. В доме сына у нее был свой флигель и девица-компаньонка. Так она и осталась на всю жизнь в щепкинском доме.
Пунцовый цвет очень шел черноволосой пригожей турчаночке. Брак с крепостным тогда еще Щепкиным автоматически делал крепостной и его вольную супругу. Но, несмотря на все разнообразие ролей (за которое он получил в театре кличку "контрабандной подставки") и на часто скоропоспешную подготовку к ним, он всегда играл хорошо, выделяясь из среды своих товарищей — профессиональных актеров — душевным подъемом, страстью и более сознательным — вследствие умственного превосходства — пониманием ролей.
Ноуспех влегких комедиях неубаюкивал артиста— онощущал скудость отечественной драматургии. Артисту было тогда 70 лет. Александр, действительный статский советник, был управляющим Тульской казённой палатой. Неофиты.
"Просвещения", т., стр. C. Щепкин в семье и на сцене" ("Русский Архив", 1889 г., т. I ( 4), стр. В 1933 – освобожден из ссылки, вернулся в Москву, занимался литературной деятельностью. Щ. попросил очутившуюся в критическом положении Лыкову поручить ему эту роль. В летние месяцы принимал участие в спектаклях крепостного т-ра Г. Волькенштейна. "Трудом все сможешь", — говорил он.
С равным успехом исполняла и трагические роли: Катерина (Гроза), леди Макбет, королева Елизавета (Мария Стюарт) и комедийные: Катарина (Укрощение строптивой), Беатриче (Много шуму из ничего). — Н. Сведенцов, "Руководство к изучению сценического искусства", СПб., 1874 г., стр. С. Щепкин" ("Портретная галерея русских деятелей" изд.
Возвращаясь из клуба, где он играл в безик (спокойную игру, без азарта), Щепкин привозил ребятишкам шоколадные фигурки птиц, лошадей, собак, которые продавались в буфете клуба или грушу или яблоко и, проснувшись утром, они находили у себя под подушкой гостинец. Покончив с ходатайством о посмертном издании Гоголя, Щ. испросил себе в апреле 1853 г. отпуск на пять месяцев для поездки за границу (в южную Францию и Италию) с больным сыном. Он взял с собой Белинского, силы которого заметно угасали. Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Интересно сопоставить с этим высказыванием письмо самого Щепкина к Анненкову (Павел Васильевич Анненков (1813-1887) – литератор первый биограф и комментатор произведений А. С. Пушкина.
Нет, ей все равно. В. Гоголь к И. И. Сосницкому о постановке Ревизора" ("Русская Старина", 1872 г., т. VI, стр. Иногда позволял себе бокал шампанского по какому-нибудь торжественному случаю, но пьянство ненавидел и предостерегал от него молодежь. Как и Щепкин, она отличалась большой добротой.
121, 125). Летом 1832 г. Н. В. Гоголь, впервые приехав в Москву, посетил Щепкина. С 1871 по 1881 год – актер Малого театра. Берг, "Воспоминания о Гоголе" ("Русская Старина", 1872 г., т. V, стр. Определенный по воле помещика помощником землемера, межевавшего земли гр.
Этому помогали рассказы матери и тетки, помогал и стоявший у нас его бюст работы Опекушина (Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) – видный русский скульптор-реалист, автор памятников Пушкину в Москве и Ленинграде, Лермонтову в Пятигорске и др), до сих пор хранящийся у меня, прекрасно передающий, по словам близких, все обаяние его умного, тонкого и доброго лица.
Система Станиславского является развитием и продолжением системы М. С. Щепкина». 459—472). Абсолютно незавидным было и положение актера в обществе. – Взял парик, а руки так и дрожат.
По вечерам он иногда ездил в Английский клуб – тот самый, о котором упоминает Грибоедов (В комедии Горе от ума) и где для Щепкина сделали исключение: он единственный неблагородного происхождения был допущен в члены этого клуба да впоследствии Пров Садовский. "Просвещения", т. IV, стр. 158—160). — И. И. Панаев, "Литературные воспоминания и воспоминания о Белинском", ч. II, стр. — М., 1955.
Однажды Елена увидела Щепкина на сцене. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л. -С. Рассказы М. С. Щепкина в записи и обработке современников. Пел п/у И. Фельцмана, ф. Шольца и др. Вместе с тем он почувствовал, что Шевченко не подражает народным песням, – наоборот, его стихи должны стать народными песнями. Щепкин является автором первых мемуаров артиста в России.
— Ф. Буслаев, "К воспоминаниям о Щепкине" ("Современная Летопись", 1863 г., 42). С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Суджанском народном училище. Станкевича, оставила интересные воспоминания о М. С.
— А. Я. Головачева-Панаева, "Воспоминания" ("Исторический Вестник", 1889 г., февраль, стр. «Зато ведь, --- говорил М. С. Щепкин, — я и старух целую». 20 августа 1920 – приговорен к расстрелу с заменой на 10 лет концлагеря. Оба — Елена и Михаил — были люди зависимые. 383 т. IX, стр.
Когда ему что-нибудь не нравилось, он напрямик высказывал это Гоголю. Елена Дмитриевна не любила все эти обеды и вечера. И вот как-то Алена увидела Михаила на сцене.
Родился 6 ноября 1788 г. в с. Красном Курской губ., Обоянского уезда. Переведен в Таганскую тюрьму, назначен старшим воспитателем малолетних преступников.
Гоголя. Выступал в этом театре в ролях Чацкого, Гамлета, короля Лира, Фердинанда (Коварство и любовь), Карла Моора (Разбойники) и других создавал образы, проникнутые пламенной энергией, протестом против социального зла и насилия, высокими идеями гуманизма. Модель – очень приятная. Жизнь Щепкина шла размеренно и умеренно. — Его же, "Литературные и театральные воспоминания", в полном собрании сочинений изд. С 1801 учился в Курском губернском уч-ще. Приветственные речи произнесли Шумский, проф.
Его дебюты там, однако, не имели успеха: публика не узнавала в дряхлом старике прежнего Щ. и были даже случаи, когда приходилось отменять спектакль за отсутствием зрителей. 152—154). — "Два письма M. C. Щепкина H. B.
Всё это заслуженно, ведь своими делами они прославляли Россию. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. Дебют его на публичной сцене оказался удачным: публика хвалила его, актеры поздравляли, а граф выразил свое одобрение, поцеловав его и подарив ему триковый жилет. Все живет тут и осязательно является перед зрителями.
Он пленилпублику своей естественностью и простой, «нетеатральным» исполнением своих ролей. Брат ее, Николай Владимирович (Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) – русский философ и поэт), остался в истории русской литературы как глава знаменитого в свое время философско-литературного кружка Станкевича. Щ. сильно тосковал по Мольеру и вообще по пьесам, требующим работы и, по его просьбе, C. T.
На глаза у зрителей наворачивались слезы. Там Шевченко встретился с молодыми литературными знаменитостями того времени. — А. А. Ярцев, "М. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. — "Объяснения снимка" ("Москвитянин", 1853 г., ч. 5, 20, кн.
1822 дебютировал в Москве, а 6 марта 1823 был принят в труппу Моск. Грустно, страшно грустно.
Материальное его положение тоже улучшилось: ему было положено самое большое жалованье — 1500 рублей в год. Чем-то «зацепила» художника ее интеллигентность и легкий характер и второй раз три года спустя, в 1928 года, Нестеров вновь использует ее облик как модель к будущей картине, написав в плате старообрядки.
Пьесы Шекспира были запрещены в США и в 20-х годах Ольридж покинул родину. Захаживали в гости Пушкин, Гоголь, Тургенев, режиссёры, драматурги, деятели просвещения.
Первая в ряду захоронений – могила М. С. Появление «Горя отума» Грибоедова игоголевского «Ревизора» стало отрадой для большого артиста. Щепкин никак не мог рассказать ей об этом. Щепкин любил стихи и читал их великолепно. В 1855 г. было с большим торжеством отпраздновано 50-летие его служения русской сцене.
Михаил Семенович Щепкин ( 17 ноября 1788, Красное Курской губернии-. Это было в 1843 году. Это заслуга невидимая. С этого времени ему начали давать в театре Барсовых небольшие роли.
В 1810 году в домашнем театре князя Голицына Щепкин увидел актера-любителя князя П. В. 537—556). 2, стр. Происхождение в ней сказывалось разве в том, что она любила сидеть поджав ножки да была очень неравнодушна к сладостям в остальном это была абсолютно русская по духу и воспитанию женщина. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Герцен, Белинский, Аксаковы, Шевченко, Тургенев и др.
— М. Катков, "Описание юбилея М. С. Щепкина" ("Московские Ведомости", 1855 г., 143 и "Москвитянин", 1855 г., 21 и 22). Эта весть так меня озадачила, что я не скоро собрался с духом спросить, какая крепость. Шевченко приехал совсем больным и пришлось ему по крайней мере на неделю засесть дома. 95—97). Но как он ни старался, ему не удавалось принять простой и естественный тон. Жила сестра покойного трагика П. С. Мочалова (Павел Степанович Мочалов (1800-1848) – великий русский трагик.
Сегодня это портрет храниться в частой коллекции. Лучшие роли – Хлестаков, Чацкий, Кречинский, Жадов (Доходное место), Аркашка (Лес), постоянно гостили Г. Н. Федотова (Гликерия Николаевна Федотова (1846-1925) – выдающаяся русская актриса, воспитанница и последовательница М. С. Щепкина ей одной из первых было присвоено звание народной артистки Республики. — "Воскресный Досуг", 1863 г., 32 (некролог). Четырнадцати лет он так хорошо сыграл на сцене Фирюлина в "Несчастии от кареты", что привел графа в восхищение.
Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем. – Жан Франсуа Дюсис (1733-1816) – французский драмодел на русской сцене шла его переделка Гамлета), по его выражению или мерзость и мерзость.
542). В дело это вмешался Щ. Прибыв в Петербург для участия в представлениях Александринского театра, он, стремясь снять опалу с имени Гоголя, добился при помощи друзей случая читать сочинения его в присутствии великой княгини Елены Павловны и великого князя Константина Николаевича и в некоторых влиятельных салонах. Енгалычев, "Виссарион Григорьевич Белинский" ("Русская Старина", 1876 г., январь, стр. На сцене с успехом выступали его правнучки. 17 август, стр.
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Щепкин (Михаил Семенович Щепкин (1788-1863) – великий русский актер, основоположник сценического реализма. Или чтение Д. Мина (Дмитрий Егорович Мин (1818-1885) – врач, профессор Московского университета. ". В доме было шумно и весело.
В последние годы своей жизни он пригласил к себе гостить свою старую приятельницу, артистку Мочалову-Франциеву (сестру знаменитого артиста Мочалова), с которой он каждый день разыгрывал роли, подражая древним драматическим приемам. Постепенно больной стал поправляться и начал выходить из дома. "Но нет такой неестественной формы, — говорит о нем С. Т. Аксаков, — которая не могла бы быть одушевлена, а Щ., одаренный необыкновенным огнем и чувством, оживлял ими каждое произносимое слово". Тогда князь Репнин (Князь Репнин перекупил Щепкина у графини Волькенштейн, когда тому грозила участь быть проданным графу Каменскому – помещику-самодуру, описанному Лесковым в рассказе Тупейный художник) великодушно внес недостающие деньги, но за это оставил за собой право на Щепкина. Так, внук актёра Вячеслав Николаевич Щепкин (1863 – 1920) – учёный-лингвист, специалист по славянским языкам, литературе и искусству.
Вместе со Щ. были выкуплены у наследников графа Волькенштейна его отец, мать, жена и дети. Артист сыграл для своего друга и Городничего и Москаля-чаривника и Любима Торцова ("Бедность не порок" А. Островского). Ах, какие тут говорили слова: любовь. В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волькенштейна. В 1855 году поздравлял его с 50-лет ним юбилеем от имени петербургских писателей), Грановский (Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855) – известный русский ученый и общественный деятель, профессор всеобщей истории Московского университета.
и др. ). Щ. ожил. Гостей в хлебосольном доме было не сосчитать, так что самовар со стола целый день не убирали. Он пояснял этими словами, какую дань он платит за поцелуй молодых дам.
Нередко Малый театр называют «Домом Щепкина». Каждый спектакль был шагом вперед для молодого артиста. Девочку в горном Моздоке князь велел одевать по-русски. Занимался также литературной работой.
У Шевченко скоро не стало секретов от своего великого старого друга. Выдающийся исполнитель ролей в пьесах Шекспира. По словам артиста, развитие его дарования определили «два великие комические писателя. Тот не ответил ни слова, взял свой болван для париков и ушел из дома.
В 1895 году Т. Л. Недаром все в доме ее любили и не представляли себе жизни без нее.
По данным Бондарского, у М. С. Пристрастившись особенно к математике, он и другими науками занимался с неослабным рвением.
Так как все углы в доме были заняты, то ему поставили кровать в кабинете Щепкина. Тогда князь Репнин уплатил недостающую сумму из своих средств и таким образом стал хозяином актера. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. — "О выкупе Щепкина из крепостного состояния" ("Антракт", 1864 г., 156 и "Голос", 1864 г., 132).
А. А. Шаховской. С. 73, 78—80, 358—360 Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. — С. В. Танеев, "Театральные мелочи из прошлого Императорских театров", вып., доводя бедную чуть не до обморока.
— А. C. Мещерскому.
299, 300, 309, 310 март, стр. Ее портрет кисти Тропинина (Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – выдающийся русский художник) хранился в Русском музее в Ленинграде. Но Щ. пришлось еще вернуться в Тулу, чтобы отслужить сезон, на который он законтрактовался и начать свою службу в Москве он смог лишь с 1823 г. На московскую сцену, на которой он провел вторую половину своей жизни (40 лет), Щ. вступил уже вполне сформировавшимся артистом, вынесшим из своей семнадцатилетней сценической практики в провинции богатый житейский опыт и знакомство с разными слоями населения, солидную подготовку и твердое сознание необходимости для актера упорного труда с глубоко укоренившейся привычкой к нему. — П. Д. Боборыкин, "Театральное искусство", СПб., 1872 г., стр. но великая". И действительно, талант актера произвел настоящий фурор на московской сцене.
Умственный и художественный уровень деятелей сцены оставлял желать лучшего. На тропининском портрете Елене Дмитриевне тридцать семь лет. Сценическую деятельность начал в труппе Ивана Штейна и А. Калиновского в 1813-21 pp. Около трех лет он состоял в рядах графской дворни исполняя самые разнообразные обязанности: был "чем-то вроде графского письмоводителя и секретаря" (автобиография Щ. ), рисовал узоры для графини, часто исполнял службу официанта. Среди др. Его обычно целовали все — молодые и пожилые дамы и знакомые и в первый раз его видевшие: это вошло в обычай.
— В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений под редакцией C. A. 68—70, 261—263, 278, 279. 275—276). Театр теперь стал ассоциироваться у нее только с ним.
Вот что писал об игре актера современник Щепкина А. П. Но каково же было волнение, когда прибежала бонна и сказала, что дедушка зовет Оленьку в гостиную. Мы с дочерью составляли обстановку, а все дело было в Чацком. По пути заходили к друзьям и знакомым. Все это вместе разрушает меня, уничтожает меня.
Режиссерскую работу начал в 1888 году в кружке Общества искусства и литературы в Москве. Да и объявленные приметы совпадали.
Эта неудачная попытка показала ему, что труднее всего на сцене бывает выдержать именно простой тон. Герцен, Т. Н. драмы, оперы (бас). Пушкин, "Полное собрание сочинений" изд. Сценическую деятельность начал в 1877 году в семейном любительском кружке (Алексеевский кружок).
Е. Барсов – друг и сослуживец М. С. Щепкина по Курскому, Харьковскому и Полтавскому театрам. 87). Количество сыгранных им ролей приближается к шестистам. В 1846 г. Щ. совершил артистическое путешествие на юг. Три месяца он выдерживал его.
Ф. Ф. Старики не стесняли молодежь, молодежь любила стариков. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. Как же сложились судьбы продолжателей рода несравненного Щепкина. Сначала Михаилу показалось, что князь поразил его "неумением играть".
6 ноября 1788 г. в селе Красном, что на речке Пенке, Обоянского уезда Курской губернии, в крепостной семье графов Волькенштейнов, у которых отец его, Семен Григорьевич, был дворовым человеком (камердинером). Обучение продолжал в Курском губернском училище. В 1837 г., почувствовав в ослабевании голоса (вследствие дурных акустических условий театра) признаки упадка физических сил, Щ. подал в дирекцию прошение об отпуске его с сохранением жалованья и выдачей пособия на лечение: его побуждало к тому всегдашнее тяжелое материальное положение, обуславливавшееся многочисленностью семьи и его склонностью отдавать все, что он имел, первому просящему. А дело обстояло так. Земский деятель.
Загоскина", в собрании сочинений изд. С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Суджанском народном училище. Должны были поставить драму "Зоя". в душу роли проникайте, в самые тайники сердца человеческого". Щепкин говорил всегда, что учиться надо до конца жизни. 441— 444).
226. — A. Ocmpoвская, "Великий актер из народа (M. Она – пойдет в лагеря на восемь лет, муж – будет расстрелян. Панфиловой и О. М. Фельдманом. 529—554). На его даче близ Химок собирались: Белинский, M. H.
Сохранившееся свидетельство этого семейного события И. А. Имберх, "Выкуп артиста М. C. Выходит туловище, которое носит название Щепкина, – и она в восторге. Мать моя в то время была девочкой лет одиннадцати. Это – время, когда Щепкину, тогда уже знаменитому артисту, не удавалось получить вольную.
XXXV. — М. Д. Хмыров, "М. Все относились к ней с величайшим почтением и каждое ее слово ценилось. Вся театральная Россия гордится этим именем.
сочин. Последним, кто попал к нему, был известный М. В. Лентовский (Михаил Валентинович Лентовский (1843-1906) – известный актер, режиссер и антрепренер. Во время одного из чтений Гоголя на открытом воздухе он простудился и сильно заболел. 290— 298, о чтениях Щ., особенно произведений Гоголя). Его жена А. В.
– Он создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре». Виделись они редко — за два года четыре раза.
Гоголь не оправдал его ожиданий. Где-то в Курске она встретилась со Щепкиным, тогда еще крепостным актером. — M. A. Надо знать, что значило больше ста лет назад путешествовать (не было железных дорог, в пути встречались всевозможные опасности, приходилось переживать лишения и трудности), чтобы понять, какой дух был в этом некрасивом теле. или: Ажио на тын взлезла, та усих перелаяла. Вот его содержание.
Она самоотверженно ходила за ним, но поездка не помогла и он умер на ее руках. 1807-1867) – знаменитый негритянский трагик, уроженец США. А играть ему приходилось дюсисовскую дрянь (Дюсисовская дрянь. И он ждал от Гоголя новых созданий, в которых его силы могли бы найти применение. С годами всё повышались и его требования к себе и его требования к искусству. Весной 1853 г. Щ. привез рукописи Гоголя (в том числе и "Развязку Ревизора") и прочел их в Стрельне у великого князя Константина Николаевича.
4. Многочисленная молодежь, приходившая в их дом к щепкинским детям, особенно любила «оседать» в комнате Елены Дмитриевны. В то время, однако, Щ. только перешел в собственность другого помещика — князя Репнина. 104. — художник.
В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. Щепкин немедленно отвечает ему и зовет его на дачу своего сына. Приложение: Документы. Ему будет суждено войти в историю театра.
Она прочитала тогда свои стихи: «В краю родном, краю любимом, / Где небо ярче и синей, / Его талант расцвёл незримо / Среди лесов, среди полей» и добавила: «Маленький, почти никому неизвестный городок находит возможность обратить на себя взоры всей России своим интеллигентным почином по чествованию русского великого артиста-самородка». 22 июня 1930 – вновь арестован по обвинению в том, что, «начиная с 1925 года, устраивал у себя на квартире так называемые Вечера белых настроений». — Л., 1959. в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна.
— М., 1952 Записки актера Щепкина. 65— 67, 69. Т. М. Аралова была дочерью домовладельца, у которого Щепкин поселился по приезде в Москву.
измена.
Судьбе было угодно, чтобы «путевку» в жизнь книге «Записки актера Щепкина» дал сам А. С. Он связывал с творчеством Гоголя свои пламенные надежды на возрождение русского театра.
Она была из культурнейшей семьи Станкевичей. Щепкин считал, что обязан ему своей театральной карьерой, начавшейся в Курске, в театре братьев Барсовых (в пьесе Мерсье Зоя) в количестве семи человек, которые прожили у него в доме больше двадцати лет, потом детей декабриста Якушкина (Иван Дмитриевич Якушкин (1793-1857) – член Северного общества. В Москве Щ. быстро сошелся с передовыми представителями интеллигенции. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой.
- Начинал я изучение рода М. С. Не лучше обстояло и со стихами. 575 апрель, стр. Через Городенского же он познакомился с семьей Барсовых и часто бывал у них. Именно этим даром обладала издревле русская женщина.
41). Поцеловать М. С. Щепкина считалось необходимым.
Катков, Кетчер, Панаев, Аксаковы и др. Художник писал: «Исконный образ должен сложиться в душе, в воображении художника и приступить к исканию образа с карандашом и тем паче с кистью в руке – тревожное и тщетное дело На бумаге и холсте образ лишь зачатое внутри художника».
На доношении Загоскин написал: "На сто лет, только бы прожил". — Островинская, "Великий актер из народа" ("Детское Чтение", 1883 г., кн. Щепкина).
Материалы для биографии Щепкина" ("Киевлянин", 1870 г., 40, 41 и 43). За короткое время получил признание. (письма к Сосницкому (Иван Иванович Сосницкий (1794-1871) – известный актер Александрийского театра (ныне театр имени А. С. Пушкина), ученик первого русского актера И. А. Дмитревского, один из любимых актеров А. С. Пушкина. — В. И. Веселовский, "Первое знакомство Щепкина с Гоголем" ("Русская Старина", 1872 г., т. V, 2, стр.
Щепкина из крепостной зависимости" ("Русская Старина", 1875 г., т. 13, стр. Он долго не верил, что из него выйдет поэт и друзья уговаривали его не бросать живописи. Скончался Щ. 11 августа 1863 г. в Ялте. Лечил его домашний доктор Щепкиных Д. Мин, а Щепкин ухаживал за ним, как за ребенком, приглашал для него певицу, чтобы та пела его любимые украинские песни. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.
Она вернулась в Россию. Свежесть чувства, простота, музыкальность напева живо напомнили Щепкину песни милой ему Украины. Он так и отучил Шумского от природного недостатка.
Родился крепостным и был выкуплен на волю лишь в 1821 году. Он — один из основоположников русской актерской школы. В 1818 году Малороссийский генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву и Щепкин становится актёром Полтавского театра. Игорь Алексеевич Бондарский показал мне и собранную им портретную галерею (иконографию) Щепкина и его рода. 10 ноября по амнистии срок приговора снижен до 5 лет. И Щепкин обвинял себя за несдержанность. — "День", 1863 г., 39 (некролог).
43—50). — А. Щепкина, "M. Но о его невольном положении она не знала. После кратковременного пребывания в труппе И. Штейна дебютировал 1822 в московском театре (от 1824 Малый Театр), где и остался до конца своей жизни испытав особой славы в драмах Грибоедова и Гоголя. актрис — Александры и Феклы Щепкиных, дедушка драм. Драматично сложились судьбы двух внуков Щепкина. Родился в 1879 в Москве (дед, Щепкин Павел Степанович, професср университета отец Щепкин Митрофан Павлович, писатель).
Женщине на портрет уже 43 года, но выглядит она гораздо моложе, несмотря на невзгоды, обрушившиеся на семью после революции: потеря имения, многочисленные аресты мужа и обвинения в контрреволюционной деятельности, вынужденная работа вязальщицей. 23—29).
Вскоре он проник и за кулисы, познакомился со всеми актерами и сделался общим любимцем. Михаил Семёнович Щепкин родился в 1788 году в Курской губернии. 644—657. Но ему пришлось довольствоваться пока домашней сценой графа А. Волькенштейна, на которой он несколько раз играл в этот период. Дом Щепкина всегда был переполнен, но старик не терпел невоздержанности и кутежей.
В 1855 г. он праздновал пятидесятилетний юбилей своей сценической деятельности. Он стал пропагандировать в литературных и профессорских кругах Москвы (в которых был всегда желанным гостем) стихи молодого поэта и читал их постоянно. Алевтину Щепкину Нестеров писал дважды. В Малом театре с 1862 года. Шевченко сразу подпал под обаяние Щепкина. Та с позволения Барсова согласилась на это.
— Д Оболенский, "О первом издании посмертных сочинений Гоголя" ("Русская Старина", т. 8, стр. 1394—1397). Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст. Он сумел по-настоящему привлечь к себе русскую интеллигенцию и слиться с ней.
Их семейный «пантеон» находится на отдельном, огороженном участке. «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов», – писал поэт. Он играл в маленьком провинциальном театре.
— Г. H. Руками действовать не умеет, а говорит. Его Фамусов был мелок, расчетлив, злобно ненавидел всякое свободомыслие. Но репертуар его по-прежнему не удовлетворял. Актриса провинциальной сцены с 1847 года с 1859 года – в Малом театре), режиссер Малого театра С. А. Черневский (Сергей Антипович Черневский (1839-1901) – главный режиссер Малого театра, где он работал еще вместе с М. С. Щепкиным с 1852 года.
Отец драм. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. Вскоре понадобилась помощь Щ., чтобы увековечить имя Гоголя. Прохожего ("Параша—Сибирячка" А. Верстовского), Гонзальва ("Буря" К. Кавоса), Дестиваля ("Назовите, как хотите"), Мартена ("Скряги в тисках"), Жака ("Братья-матросы или Отец поневоле") в Москве — Трусимова ("Лунная ночь или Домовые"), в моcк. Первый русский, ехавший в Лондон, не боявшийся по-старому протянуть мне руку, был Михаил Семенович», – вспоминает о своем лондонском изгнании А. И. Герцен.
"Записки и письма M. C. Щепкина" (с портретом), M., 1864. — "Из записок украинца. "В это время Щ. был в полном разгаре своего таланта.
Почти все живут в Москве, лишь некоторые ещё во время Гражданской войны покинули Россию. Гости разных сословий и возрастов чувствовали себя желанными, своими в этой семье. Пушкин.
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д. — Казанский житель, "Письмо из Казани" ("Литературная Газета", 1840 г., 62, стр. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк» А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. С 1862 года театральный педагог учитель Г. Н. Федотовой и Н. А. Никулиной. — СПб., 1914 Михаил Семенович Щепкин: Записки. День они проводили в беседах, а вечером отправлялись в театр. Пьесами же Тургенева он сильно увлекался и с удовольствием их играл. — М., 1988 Глумов А. Музыка в русском драматическом театре: Исторические очерки.
24 августа направлен в БТ. Он верил, что Гоголь возродит русский театр, он преклонялся перед его гением. Гоголю" ("Русский Архив", 1889 г., т. ( 4), стр.
179— 180, по поводу свидания Щ. с Рашелью в Париже). Елене Дмитриевне она была незаменимой помощницей. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. Замечательные слова, показывающие, что он истинно любил дело больше себя. – говорит просто, ну так, как все говорят".
в декабре Котляревский (Иван Петрович Котляревский (1769-1838) – классик украинской литературы, автор шуточной поэмы Энеида и пьес Москаль-чаривник и Наталка Полтавка, впервые поставленных с участием Щепкина. Особенно Алене понравился Щепкин. "Просвещения", СПб., 1910 г., т. IV, стр.
И вот в это то время (в 1831 г. ) вышла в свет пьеса Грибоедова "Горе от ума". "Просвещения", т. IV, стр. Контракт был в марте 1832 г. возобновлен на прежних условиях. Посланцы турецкого паши уехали ни с чем.
Род Щепкина продолжается. Тургенева и был главным управляющим всех его имений. Последний шепелявил и Щ. заставлял его повторять множество раз не дававшиеся ему звуки. Щепкина в селе Алексеевка Яковлевского района. Его отец был крепостным графа Г. С. Владимир Николаевич Щепкин (1849 – 1884), окончивший Московский университет, служил секретарём Московского губернского земского собрания. Когда все стало известно, это не изменило ее решения быть с любимым человеком.
31 мая 1922 – вновь арестован в связи с начавшимся процессом над партией эсеров, 3 августа освобожден под подписку о невыезде. И в Москве немало мест, связанных с дорогим образом. Мастер считал, что «модель должна быть по душе». Сценическую деятельность начал в 1805 году в Курске. Когда он говорил о нем или читал отрывки из его писем, лицо его сияло и в глазах показывались слезы. Не прервалась ли актёрская линия. С. 635—641.
Театр был для него утешением в горе и даже целебным средством. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций. Может быть, это объясняется тем, что в семье моей матери – семье Щепкиных – все были близки театру.
Он вообще не знал страха – ни физического, ни нравственного. М. А. Щепкин. Сашенька ушла из жизни в расцвете своей молодости – в 25 лет. Мещерского, потрясшего его необычной манерой исполнения. С этой даты начинается их многолетняя дружба. К ней же обращался: «Друг мой Алеша. » За этой словесной игрой чувствуется радостная покорность, с которой несравненный, единственный, обласканный российской публикой Щепкин уступал своей Елене Дмитриевне бразды правления в их семейном дуэте.
Надо ли говорить, что с тех пор он больше своих снов не записывал. Очерк. В частности, в Курске именем М. С. Он уже с детства, в деревне, запрятавшись в бурьян, пел свои песни, обливая их слезами.
20 сент. Как я помню его строгое и вместе печальное лицо, его в душу проникающий голос. «. Комментарии / Изд. Щ. был крайне самобытен и своеобразен в передаче самых трудных характеров, придавая им колорит блестящий, яркий, поражая естественностью и непринужденностью игры.
Исполнение ролей Фамусова и гоголевского Сквозника-Дмухановского было истинным торжеством таланта Щ. Последней роли, по свидетельству многих очевидцев, великий артист придавал, так сказать, родовые черты провинциала смотря на него в этой роли, можно было подумать, что не артист исполнял роль, написанную Гоголем, а творец "Ревизора" написал своего городничего с исполнителя. Он был укрыт ею от житейских бурь в надежном убежище, возведенном ее терпением, умом, добротой и женской мудростью. Позже Михаил Семенович сыграет Подколесинав «Женитьбе», Утешительного в«Игроках», атакже роли вспектаклях попьесам Александра Островского— драматурга, которого вМалом театре чтут также, как исамого Щепкина. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». Щепкинское метод раскрытия внутренней сути сценического образа подхватили и развили его ученики и последователи (Марко Кропивницкий, Мария Заньковецкая, Николай Садовский, Панас Саксаганский).
Поздно вечером приехал он в Москву, взял в гостинице рублевый номер, но уже в семь часов утра отправился отыскивать своего друга к Старому Пимену (Старый Пимен – название церкви в Старо-Пименовском переулке), где тот тогда жил. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». Но в его преклонении перед Гоголем изображенном Панаевым в несколько иронической окраске, не было ни раболепия, ни слепого восхищения. У него лицо было светло-шоколадного цвета, а они ждали черного, как уголь. Его родной брат Евгений Николаевич Щепкин (1860 – 1920), видный учёный-историк, тоже профессор университета, занимался политикой и был даже избран в 1906 году депутатом 1-й Государственной Думы. Пишу с большим удовольствием, хотя и со страхом».
В этих изысканиях открылось для меня много интересного и поучительного. страсть.
Конец 50-х гг. Наибольшую известность получили внучка Щепкина Александра Петровна Щепкина-Черневская, актриса Малого театра и его правнучки – Александра Львовна Куперник (сценическая фамилия Щепкина) и заслуженный деятель искусств РСФСР Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. Граф покровительствовал семье Щепкиных. Родился в с. Красном Курской губернии в семье крепостного крестьянина.