Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель. В кабинете Мамонтова Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Саввы Ивановича Веры — «Девочка с персиками». Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности. Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена).
Но, зная щепетильность друзей, находил для них заказы, подавал идеи, предлагал проекты. Смысл её был зловещий: «У вас есть сын Савва в университете, уберите его иначе может быть очень плохо». Повсюду таятся зловещие тени.
А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина. Мальчик мечтал прикоснуться к этой красоте, однако у его отца, богатого потомственного купца Ивана Мамонтова, были совсем другие планы на будущее сына. Автор Михаил Врубель. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак.
Это был огромный риск, дело закончилось полным крахом Саввы Мамонтова. Тучендхольд: «Другие коллекционировали искусство, он же его двигал. В результате Мамонтов был объявлен банкротом, арестован имущество было описано. Он был Художник и Предприниматель в одном лице, вот таким образом, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие. Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом».
Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. Сделка не удалась, в июне следующего года Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. В его завещании будет особый пункт: на похоронах не должно быть Шаляпина. Материал холст, масло. Островский и будущий великий актер А. Ф. Этот человек очень любил искусство.
Где-нибудь и в чем-нибудь обязательно, как говорил А. Серов, «прокалывался». Начав со строительства небольшой ветки Москва – Сергиев Посад (1862 г. ), уже к 1870-му мамонтовское товарищество построило в 6 раз больше путей: Сергиев-Ярославль, Иванов-Шуя, Рыбинск-Бологое.
А временами на Савву находило фанфаронство: он снимал целый этаж во дворце в центре Рима или угощал аскетичного Мстислава Прахова клубникой посреди зимы. Но для русской культуры эта купеческая блажь имела грандиозные последствия. Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой. Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля – «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). Шаляпина. Мамонтовы приобрели Абрамцево в 1870 г. и практически тут же «у Саввы и Лизы» появился широкий круг художников, литераторов, скульпторов, музыкантов и архитекторов, либо приезжавших «на вакации», либо живших здесь весь сезон.
Именно с этого времени появилось само понятие " театрального художника ". Отец Саввы, Иван Федорович, был потомственный купец. А отец любил и умел доискиваться. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Оба – единомышленники в вопросах демократического обновления искусства. Мамонтов С. И. Но главное – Савва вместе со своей большой семьёй (у них с Елизаветой Григорьевной родится пятеро детей – Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра, первые буквы их имён составят анаграмму «САВВА») создавал среду.
Или грантами. Никак не могло понять, зачем это богачу, председателю Московско-Ярославско-Архангельской дороги богемные нахлебники. Но Мамонтов смотрел дальше. Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу» : в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. В 1864 году Савва посещает Милан и там увлекается пением. Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам.
Это было только началом врубелевской «демониады» — вскоре Михаил нарисовал иллюстрации к лермонтовскому «Демону». Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Художники недоумевали: что интересного находит Мамонтов в рельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах. Но помешала болезнь: понадобилась операция на пояснице. Мамонтов не занимался слепой благотворительностью. Федотов).
Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. Но дело жизни отца – железные дороги – стали главным делом сына. Принято считать, что главной заслугой " мамонтовской " оперы было открытие Ф. И. Очень показательна здесь история увлечения Саввы скульптурой – следующей после театра «страсти» неутомимого купца. вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Еще с детства самого Саввы Ивановича повелось во время этих летних вакаций устраивать театральные представления.
Витте уходит в отставку, уступая место П. А. Столыпину. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей». И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год. Все объяснялось спешностью постановки. Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова.
Когда Савва бывал в ударе, он смешил всех до упаду, до колик и счастливых слёз. Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова – статью «Русский человек» : «Интересно, что и Донецкой и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку – «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, – С. И. Проходит у него школу классического рисунка. Внучатая племянница Павла Третьякова, состоящая с Мамонтовыми в дальнем родстве, вспоминала об Иване Федоровиче так: «Если бы вы не знали, кто это, то сочли бы, что перед вами английский премьер-министр». Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Во времена благостные и драматические.
В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Васнецов, М. В. В России царствуют передвижники: сюжетная живопись, мрачноватые краски. В ходе одной из таких поездок Елизавета Григорьевна познакомится со скульптором М. М. Русская опера впервые прозвучала как великое искусство на " мамонтовской " сцене. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях – играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие.
Такой парадокс. Михаил Александрович окинул благодетеля презрительным взглядом и Мамонтов прикусил язык. В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. В лице его, в широко раскрытых глазах – воля, решительность, желание действовать.
И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. В 1869-м году Иван Федорович внезапно скончался от воспаления брюшины. Целыми днями он объезжал римские древности, разглядывал часовни и соборы. Однако позднее в своих воспоминаниях Савва Мамонтов пишет, что начал уважать семейное дело и постепенно втянулся.
Еще бы: всегда элегантен, чисто выбрит, подчёркнуто вежлив и в цилиндре. После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность. О знаменитых репинских «Запорожцах» скажет, что они «зачаты под небом Абрамцева». И так – изо дня в день», – пишет биограф Мамонтова Владислав Бахревский. И строить ее будет Савва Мамонтов.
Хорошие отметки имел только по немецкому и Закону Божию. первый в России частный оперный театр. Среди посещавших усадьбу были И. С. Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин.
Савва Иванович всегда был поклонником и оперного пения и театра и живописи. Дело прибыльное, да малознакомое. Поленов, М. А. Одной из любимейших книг в юности у Саввы были «Детские годы Багрова внука» Сергея Тимофеевича Аксакова.
Старинный купеческий род Мамонтовых известен с XVIII века. Некоторые люди, которым Савва Иванович всемерно помогал и кого считал своими друзьями, вдруг как-то "забыли" о нем. Коровин, И. Е. Мама, Валентина Семеновна, тоже композитор. В то время там затевалось строительство Ярославской железной дороги. Значит, надо ехать к нему.
Мамонтову. Серов, В. Д. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля. Коровина в Частной опере заменил Врубель. Антокольский иронизировал, конечно: имея капиталы, отчего бы не полепить.
Его отец, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири – сначала в Шадринске, затем в Ялуторовске, а в 1840 г. переехал с семейством в Москву. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Васнецова, «неугасавший художественный очаг». В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, созда тсерию скульптур майолик на сказочные темы Лель, Купава и др. Недосказанностью. Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха.
Савва заработает миллионы. Савва Иванович Мамонтов – друг художников, он всегда поддерживал нас». Савва не раз говорил, что его идеальная мечта – Ренессанс русского искусства. Онвкладывал вразвитие культуры огромные средства. После грандиозного успеха Шаляпина в роли Бориса Годунова гениальное творение Мусоргского завоевало Европу (а ведь ранее выдающиеся достоинства произведений Мусоргского признавались далеко не всеми в музыкальных кругах).
После недолгих занятий с местными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланских театров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и «Лукреция Борджиа». Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге. Суриков, В. А. Он построил одну из первых русских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву с Сергиевым Посадом (1860 – 1862 гг. ).
Сейчас «худрук», художественный руководитель – штатная должность, но в конце XIXвека Мамонтов изобрёл эту должность для себя сам. Иван Федорович Мамонтов подумал: мало ли, куда (по идеализму и склонности безоглядно увлекаться) мог вляпаться его Савва. Мамонтов встречает Елизавету Сапожникову – свою будущую жену и мать пятерых его детей. В Баку Савва несколько недель, чтобы не тратиться на кухарку, питался одними сардинами, вникал в обстановку и скоро компаньон предложил ему лично (и в сопровождении телохранителя. ) отправиться в опасную Персию. Розги исправно действовали. Актерами были сам Савва Иванович и его друзья — Васнецов, Костя Алексеев известный потом как Станиславский (кстати, впоследствии он называл себя учеником Мамонтова-режиссера), жена Поленова и певица Большого театра Надя Салина, профессор Новороссийского университета П. А.
Увещевания отца до Саввы доходили плохо. Антокольским, а позже будет помогать ему с организацией выставки в Риме. И еще увлёкся пением – знаменитый итальянец давал ему уроки. Вот отрывок из его воспоминаний о премьере «Садко» в декабре 1897 года: «В оркестре помимо фальшивых нот не хватало некоторых инструментов хористы в первой картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню, а в четвертой картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Недоумение и шум снова были огромные. Среди них строительство целой сети железных дорог на Русском Севере и к Донецкому угольному бассейну, открытие первой русской частной оперы, адресная поддержка русских художников, актеров и музыкантов, запуск вагоностроительного завода в Мытищах и судоверфи на Неве, создание сети средне-технических учреждений в Костроме, поддержка Московского товарищества художников, создание Художественно-промышленного общества при Строгановском училище, поддержка издания журнала «Мир искусства», проект освоения земель русского Севера. Тот «забавы» младшего Серова оценивает высоко: «дарование несомненное». После посещения Италии возвращаться к семейным делам было нелегко.
Драматургом и режиссером выступил сам Савва Иванович. В своей правоте он сумел убедить не только коллег, но и министра финансов (именно в ведении этого министерства в Российской империи было железнодорожное строительство) С. Ю. Последовало высочайшее решение: дорогу сначала до Архангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани – строить. Не говоря, разумеется, о деньгах. Первые аплодисменты начались, как только из-за занавеса показались невероятные для того времени декорации Васецова. На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов.
Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожных забот. Мамонтова стало шоком для всех. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Витте и государя императора Николая II. Но это будут тёмные, «слепые» годы.
Так, не завершив образование, Савва вступил во взрослую жизнь. Родился 5 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. ОкончилОдесскую гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургский университет наюридический факультет, который закончил в 1879 году. Еще какое-то время спустя – новое поколение художников: Нестеров, Серов, Коровин, Врубель. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны. Поленов был для Мамонтовых дон Базилио, его сестра-художница Елена – Лиля, Антокольский – Мордух, Серов, с детства подолгу живший в Абрамцеве, – Тоша, Коровин – Костенька. Пора, пора уходить. Когда люди будут думать только о хлебе насущном, пожалуй, не будет и хлеба».
Тяга к искусству обнаружилась у Саввы в раннем детстве. В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «. Тогда двадцатидвухлетний художник не подозревал, что его желание «писать отрадное» станет на многие годы эстетической программой для молодой московской школы.
Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился. В Италии Савва. Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом.
Не забыл Мамонтов и о театре. Чуть позже в его доме появятся браться Васнецовы (1, 2). Придумывал, например, мериться лысинами (как и отец, он облысел рано) с другом, доктором Спиро. Спиров и многие другие.
Сплотить его вокруг журнала и объединения «Мир искусства». В Париже. Врубель рисовал «Демона» с сына Мамонтова Всеволода. Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести.
1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. Наблюдая за работой Поленова и Марка Антокольского, Мамонтов и сам увлёкся скульптурой. На это указывает и вся обстановка кабинета: красный, в благородных узорах, ковер, оббитое ворсистым бархатом кресло. Однажды он захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно («Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами»). Савва называл их кружок «русским землячеством».
Возглавляемое С. Ю. Крепкой рукой Мамонтов опёрся на подлокотник, намереваясь встать и одновременно отшатнулся назад, будто остановленный каким-то видением. Но Иван Федорович просчитался: в Италии Савва взялся за старое. Декорации для Новой оперы Мамонтова писали Поленов, Васнецов, Врубель. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. Мамонтов «болел» театром страстно.
Он выступал в роли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор – А. Н. Островский. Витте правительство всеми силами стремилось прибрать к рукам частные железные дороги. Он позже вспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением. Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К. С. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича – Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. Над Новой оперой насмехались, её критиковали. И советует, не мешкая, отдать его в ученики к И. Е. Репину, крупнейшему художнику той поры. Савве на тот момент было 23. Вот и Савва с молодой женой и детьми часто будет приезжать в Италию, где у него сложится определенный круг общения и появятся «свои» места.
Купеческие гены брали своё: торговля быстро начала приносить барыши. Однако стараниями конкурентов Мамонтов за время ареста был почти разорён. Недоверчиво отнесся к Частной опере Мамонтова и его давний приятель Сергей Юльевич Витте, тогдашний министр финансов: «Знаете, это как-то несерьезно».
А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Редкое чутьё помогало Мамонтову удачно выбирать товар. Почти нищенствующего и болезненно неуверенного в себе Виктора Васнецова он буквально уговорил писать картины для кабинета правления Донецкой дороги (и в их числе «Трёх царевен подземного царства», символизирующих богатства каменноугольного бассейна), а когда правление откажется их оплатить, картины приобретут Савва с братом Анатолием. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано. Там Савва вроде бы наконец внял отцовским просьбам и взялся за дело. И тот же образ воплотил в глине (много позже, в 1928 году скульптурную голову Демона разобьет в Русском музее некий душевнобольной). Друзья-художники нередко выступали в роли актёров – один только Виктор Васнецов отыграл роли от Мороза в «Снегурочке» до Мефистофеля.
Он был оправдан. Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Говорили, что это слишком похоже на «любительский спектакль в очень богатом доме». Случилось другое, никогда не бывалое, абсолютно непонятное для купеческой среды. К 1882-му году она соединит Мариуполь и Юзовку (теперешний Донецк) с российскими промышленными центрами.
Таким же природным и непреложным, как воздух Абрамцева. Многие полагали: блажь барина. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу. – «Это серьезнее железных дорог, – отпарировал Савва. Вход был свободный и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам.
Действительно, для постановки " Снегурочки " Римского-Корсакова В. М. 2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. Это была абсолютно неоправданная жестокость. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены.
Витте промолчал. Савва переживёт многих из тех, кого любил. Отец дотянул Северную дорогу от Москвы до Ярославля. Со временем Мамонтов сменил гнев на милость и к нему вновь стали наезжать Шаляпин и Коровин. Министерство финансов назначило ревизию, в результате которой Мамонтова арестовали. Мамонтову. И речь не идёт только о портретах.
И счет картин, о которых справедливо сказанное идет не на десятки – на сотни. Живя в Ялуторовске (в этом северном городке в 1841-м родится Савва), Иван Мамонтов знался со ссыльными декабристами. А пока Савве был нанят немец-гувернёр, чтобы учил языкам и по необходимости порол. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем».
При этом никогда не жалел денег для искусства. Мамонтов провел в тюрьме несколько месяцев. От давней болезни почек скончается сын Андрей, одарённый архитектор. Наоборот, его левая рука опирается на подлокотник. Мамонтов – это в первую очередь гениальный куратор.
Однако вовремя погасить взятые ссуды не удалось. И весьма продуктивные: мальчик так продвинулся в своем художественном развитии, что вскоре стал «разбираться в произведениях искусства первой величины».
Римский-Корсаков известный своим невероятным вниманием к деталям и потому абсолютно не выносивший недоделок. Васнецов, который называл Савву Ивановича «творцом художественной среды» России рубежа веков. В 1885 году Савва Иванович поставил-таки театральную Москву на уши премьерой «Аида» в своей Частной опере. Крепкой рукой Мамонтов опёрся на подлокотник, намереваясь встать и одновременно отшатнулся назад, будто остановленный каким-то видением. Присяжные вынесли вердикт: "Невиновен".
Но одна из картин Васнецова была раскритикована газетой «Молва» и правление железной дороги от покупки картин этого художника отказалось. Друзья приходили и приезжали без приглашения. Все более популярными становятся портреты Огюста Ренуара. Савва Иванович изображен сидящим в удобном кресле. Бомонд попался на наживку: валом валил.
Пел сам Ф. Таманьо – знаменитый итальянский тенор. Ждали провала, однако премьера прошла блестяще. Миллионера обвинили в растратах и многочисленных злоупотреблениях своим положением. Россия тогда экспортировала туда ткани, стекло, а также серпы, косы, грабли.
Общему хору вторила и театральная критика. Изначально усадьба принадлежала писателю-славянофилу С. Т. Он был сломлен и так не смог, несмотря на предпринимаемые несколько раз попытки, вернуться в дело. Разве в делах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора».
Васнецов нарисовал знаменитую серию набросков костюмов и декораций. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Скульптор Марк Антокольский, с которым Мамонтов познакомился в Риме, так отозвался в письме к критику Стасову о необычном купце: «Он один из самых прелестных людей с артистической натурой. Тогда еще никто не знал, что этот дом станет одним из художественных центров Москвы: именно здесь Врубель напишет «Демона», а Шаляпин исполнит свои лучшие партии. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником.
У него обнаружилось нерядовое дарование. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей – художников Коровина и Серова и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен – картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Погодиным и уважавшим А. Н. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Коровина как декоратора. На это государь ответил: «Распоряжение уже сделано: Савва Иванович освобожден от суда до тюрьмы».
запел. Театр Мамонтова состоялся. Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе и в стихах, Мамонтов имел, по словам В. Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Жена не разделяла Саввиного увлечения. Своими подчас абсолютно безумными проектами он составлял конкуренцию императорскому академизму, что и стало питательной средой для «русского чуда» начала XX века. Или, живя в Неаполе, ехать смотреть на извержение Везувия (рядом с ними в тот день случился обвал, погибло около 60-ти человек и Савва долго не мог себе простить, что повёз жену «на бомбу»).
Туда-то – торговать и торговаться с хитрыми персами и направил отец молодого Савву. Аксессуары, окружающие главное действующее лицо портрета, великолепны и благородны. Их дом стоял рядом с заставой, которая вела из Москвы в Сергиевский Посад и старший Мамонтов посадил сыновей у окна – считать потенциальный «пассажиропоток» – пеших паломников и седоков на возах. Вся эта история похожа на сюжет одной из вставных новелл в «Будденброках» Томаса Манна, но никак не на реальную биографию сибирского купеческого сына. Словом, все это сплошное любительство», – клеймил рецензент мамонтовскую затею.
В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Душой всей этой компании была Елизавета Григорьевна, которой принадлежит большинство идей по перестройке усадьбы. А сердечные друзья Абрамцевского дома, где они, как и Серов, учились жить по Мамонтову. У Саввы оказался превосходный бас, он даже собирался дебютировать в миланской опере, готовил партии из «Нормы» и «Лукреции Борджиа», но не успел – внезапная охота жениться помешала. В год дебюта театра – в 1885 году – газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка. 9 января 1885 года сезон нового театра открывает опера «Русалка» Александра Даргомыжского.
Начинается оборона крепости «Порт-Артур». Хотя многие, как когда-то Саввин покойный отец, считали, что он стремится только «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Растет недовольство среди нарождающегося пролетариата.
Я же вскоре сделался чистеньким и аккуратным мальчиком». Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. Ведь и железная дорога и Невский завод находились в руках мамонтовской семьи. Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». И только две дороги – Северная и Донецкая – стали для России буквально дорогами жизни.
Мамонтова начался задолго до финансового скандала 1899 года. Среди кредиторов был могущественный Петербургский международный коммерческий банк. Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. И разорен: всё – и заводы и дома – лихо продали с аукциона.
Родился Серов в 1865 году в Петербурге, в музыкальной семье. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. Я был возмущен, но меня вызывали, подносили венки, артисты и Савва Иванович всячески меня чествовали и я попал как «кур в ощип». Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца". Васнецов подарил лицо Андрея Алёше Поповичу из «Богатырей» (а его конь – это гордость мамонтовских конюшен, любимый жеребец Саввы, по имени Лис).
А когда Третьяков забраковал написанный И. Е. И главное – подготовить и создать всемирно известные «Русские сезоны». К этому уместно добавить следующее.
Разве что глаза лучились по-прежнему. Тургенева, Мамонтов купил его и подарил Румянцевскому музею.
Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы. Московское купечество косо поглядывало в сторону Абрамцево. Все начиналось с домашних постановок в доме Мамонтовых. И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»». А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. «Московскому дворику» дебютирующего в пейзаже Поленова Савва предречёт, что он станет любимейшей картиной москвичей. Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье.
И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага – захвата Порт-Артура и. не дошли бы мы и до Цусимы». Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Однако за всеми этими придирками практически все его критики не заметят главного таланта «московского Медичи», о котором очень точно напишет уже после смерти Я. А. Тогда Мамонтов сам купил картины. Антокольский, В. М. А пока – первые уроки сына под руководством требовательного педагога.
Савва Великолепный работал буквально как «человек-оркестр». В 1902 году террористом-эсером С. В. Балмашевым убит министр внутренних дел России Д. С. Сипягин инициатор жестких карательных мер против рабочего, крестьянского и студенческого движения. Размеры 187 х 142, 5 см. И дать безвозмездно.
В провокациях немедленно обвинили студентов. Человеком, который, потеряв многомиллионное состояние, не потерял себя. Все началось со слухов о связи Саввы Ивановича и актрисы РЧО Татьяны Любатович. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им.
Нестеров, В. И. Все эти ночные катания на лошадях, рестораны, застолья заполночь, цыгане и тому подобные удовольствия были ей чужды. Савва Иванович был удивительно «артистическим» человеком, увлекаясь, работал неудержимо и много, но главное – делал все очень недурно, не оставаясь талантливым дилетантом, но совершенствуя свое мастерство. В 1900 году В. И. Ленин и Г. В. Плеханов основывают в эмиграции большевистскую газету «Искра» – будильник народного сознания. Задачу поставил более реальную: выбрать наиболее востребованные. Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований». Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево, возможно и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фонд русской живописи.
Благодаря Савве был открыт талант Шаляпина. Вот вам и новый скульптор. Реализм побеждает сухой, хотя и классический, академизм.
Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Жена отговорила. Многие годы Врубель работал в Москве. И вдруг художник узнает: Мамонтов арестован. Репрессивная полицейская машина заработала с удвоенной прытью.
Серов берет на себя все хлопоты по облегчению участи своего наставника. Непредвиденная встреча окажется судьбоносной в жизни Валентина Серова.
Именно на спектаклях оперы впервые выявилось выдающееся дарование К. А. Никто не мог объяснить: за что. Но у публики опера имела громадный успех, что и требовалось С. И. В этом-то и был главный талант Саввы, ведь С. И.
Серов успел-таки (он умер внезапно в 1911 году от сердечного приступа) узнать о закулисной стороне дела, возбужденного против Мамонтова. «Петь нужно играя» – таков был принцип этого театра. Считая, что театр – это «коллективный художник», Мамонтов окружил себя талантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле. Когда в 1918-м году в возрасте 77-ми лет Великолепного Саввы не станет, Россия не заметит потери: охваченной войной и революцией, ей еще долго будет не до вклада в свою историю и культуру «русского Медичи». Да и стыдно было оставить начатое отцом дело. Отдельно следует отметить донецкую каменноугольную железную дорогу, которая дала возможность развивать добычу угля в Донецком бассейне.
В Сибири сколотил небольшой капитал и подался в середине 19-го века в Москву. У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешала ему исполнить задуманное.
Требовали удовлетворения иски. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном. В какой-то момент Савва решил, что готов к созданию профессиональной сцены – «Частной оперы», которая, давая обязательных Верди и Доницетти, сможет также популяризировать русское искусство, лучших русских композиторов – Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова. Дирижером Савва пригласил Рахманинова.
Врубель Михаил Александрович, художник. Приехавши в Рим, он начал лепить – успех оказался необыкновенный. Иван Федорович рассчитывал, что Савва получит хорошее образование, но сыну и здесь было не до учебы.
Не меня одну – многих. В Италии Мамонтовы поначалу проводили не намного меньше времени, чем в России. Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многие его сверстники. Отец сушил голову, как быть с непутёвым сыном, но тут вмешался случай.
Несмотря на обилие дел и повышение статуса в обществе, его снова волнует искусство. "Зал дрогнул от рукоплесканий. Например, представляя публике свою первую постановку, оперу «Алая роза», Мамонтов даже не удосужился дать генеральную репетицию, более того – сам композитор и актеры слышали целиком эту оперу впервые. Мамонтов никогда не собирался отходить от деловой активности. Однако Серов властно держал «за душу».
Захватив девятилетнего Валю, она отправляется в тогдашнюю Мекку творческой богемы. Наконец, опера для Мамонтова не являлась коммерцией: в финансовом плане она оставалась убыточной. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. Копирует, как и его предшественники, «Нарцисса, влюбленного в свое изображение в источнике». Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды.
Репин. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь. Отец Иван Федорович (1800-1869 гг. ) недюжинным трудолюбием и природной смекалкой из крестьян выбился в купцы.
Специально для панно Врубеля (1, 2), отвергнутых жюри промышленной выставки в Новгороде, Мамонтов, назло всем критиканам, выстроит отдельный павильон. Необычайные таланты были у Саввы Ивановича и в драматургии и режиссуре. Вечер неуклонно двигался к полуночи: уже без четверти одиннадцать. Но Мамонтова это смущало мало: он был уверен, что служит высокому искусству. Он проживёт после ареста еще долгих 18 лет. Там живет, там работает. Но в его позе нет расслабленности отдыхающего человека.
«Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам. Ладонь левой руки зажата в кулак, как будто ему неудобно, тесно в этом кресле. Мне нужен не фигляр, а помощник. » «Ты совсем обленился, перестал учиться классическим предметам и предался непозволительным пустым удовольствиям – музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе». Врубель, К. А. ". Но жизнь не сводилась только к работе: для развлечения в особом зале был устроен домашний театр, где ставили пьесы А. Н.
В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Островского, У. Шекспира, Ф. Шиллера, а также произведения самого хозяина дома («Иосиф», «Алая роза», «Каморра», «Черный тюрбан» и др. ). Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. А когда через несколько месяцев появилась «Снегурочка» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, да еще в новом сценическом обличье – живопись шла рука об руку с музыкой, пением, хореографией – реакция оказалась двойственной. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего.
Он увлекался театром, пропадал в опере и даже сам в частной постановке «Грозы» с успехом играл роль Кудряша. После постановки «Грозы», что вызвало даже у его прогрессивного отца, дружившего с М. П.
Эти, дескать, не обманут: Господь не велит. Да и умница Антокольский воспринимал Мамонтова-скульптора вполне серьёзно. «Савва был вездесущ и, казалось, двужилен: от художников – к музыкантам, от музыкантов – к актерам – день ли это, ночь ли. Абсолютно иначе повела себя Елизавета Григорьевна. Тарабукин Н. М.
Не к лицу они столь значительной персоне, как председатель железной дороги. (бюст работы Репина, первый справа, 1880)Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, ни московский деловой мир. Эта "рыба" стала темой особого разбирательства. В душе он всю жизнь оставался музыкантом и художником. От отвечал в театре за всё: единство замысла, подбор актёров, репетиции, декорации. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Может, не зря театром увлекался.
Его актеры стали творцами своих художественных образов. Но он был упрям. «Демон (сидящий)» был закончен в 1890 году. Я хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Иван Федорович получил записку от анонимного доброжелателя. Не видел в этом смысла. Репиным по его заказу портрет И. С. Одна из сторон деятельности Саввы Мамонтова, которая связана с культурой. Дни мои какуклоняющаяся тень.
И прежде чем открыть свою Частную оперу в Газетном переулке, что в Москве, подготовил для нее почву – домашний театр в Абрамцево. Он и стал, что называется, пробой пера. После блестящей речи защищавшего Мамонтова знаменитого адвоката Федора Плевако (это, кстати, был принцип Мамонтова – всегда взаимодействовать только с лучшими в своей сфере: врачами, юристами, музыкантами) суд присяжных вынес оправдательный приговор. В 1900 году Серов пишет портрет Николая II.
Он плохо учился в гимназии, с трудом поступил в университет на юридический факультет (экзамен по ненавистной латыни за него сдал подставной человек), где почти не посещал профильные предметы, а бегал то на лекции по анатомии, то на репетиции театрального кружка (в числе участников: драматург А. Н. Возродить все угасающие ремесла он, разумеется, не мог. Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично. Он хотел, чтобы мы догадались: его портреты – не просто портреты. 9 января 1905 года – кровавое воскресенье в Петербурге.
Это и легло в основу «феномена Мамонтова» в русской истории. Подъезжая на лучшем скакуне во главе каравана с грузом к таможенному посту, где уже переминались мытари в ожидании бакшиша (почти неизбежной взятки), Савва приосанивался, сверкал глазами и уверенно гаркал: «Прочь с дороги. Сочинял. Им он отводил место исключительно на домашней сцене в Абрамцеве.
Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. Однако чего только не узнаешь, если сильно захочешь. Умрёт дочь Верочка. Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход в открытое море. В январе 1904 года объявлена русско-японская война за Маньчжурию и Корею.
В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Отец, Александр Николаевич, выдающийся композитор, музыкальный критик. Савва продолжит её до Вологды, Архангельска, Мурманска. Дело двигалось к концу.
Какой капитал унаследовал 28-летний Савва, доподлинно не известно. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. Напортрете кисти Цорна Мамонтов поражает силой иэнергией излучаемой всем его обликом. Серов увековечил Веру в «Девочке с персиками».
Министр юстиции Муравьёв враждовал с министром финансов Витте, с которым сотрудничал Мамонтов и рассчитывал, что после публичного позора «московского Медичи» Витте не сможет сохранить под собою кресло. Он любил Италию, неплохо ориентировался в искусстве и, кстати, бывал на могиле Медичи. Чем. А декораторами и актерами – художники.
Прошло десять лет. Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Одним из самых заметных проектов С. И. Мамонтов стала деятельность по строительству северных железных дорог.
В 1904 году он едет вПетербург. Все время между встречами он коротал за гончарным кругом, делал вазы или что-нибудь лепил. Негодование достигает высшей точки: восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и как взрыв – первая революция.
Серьёзно изучал греческую драму, римскую комедию. Этот человек очень любил искусство. Однако, как нам кажется, крах С. И.
Двери Мамонтовых никогда не запирались. А где Илья Ефимович. Тогда вся Россия находилась на перепутье: старое отживало, новое властно заявляло о себе. Конечно, он мог и просто ссудить денег.
Гибнет крейсер «Варяг». «Приезды к нам Саввы Ивановича, – вспоминала дочка художника Поленова Наташа, – не носили характера мирной беседы, это были какие-то каскады слов, начало слов без окончаний, страшно громких, с жестикуляцией, с громким смехом, но разговоры их были до того образны, что, отчетливо не понимая слов, я чувствовала, что нахожусь в атмосфере настоящего искусства». Потом Мамонтов потеряет жену, внука и вместе с ними – смысл. Станиславский ясно представлял, кто его учитель и очень уважал его. Хорош аристократ.
Манифест от 17 октября 1905 года, разработанный С. Ю. Витте, народ не усмирил. Аксакову. Познакомившись с М. М. Бывший акционер правления Московско-Ярославско-Архангельской дороги писал в газете «Руль» : «На виду же у всех была ясная вражда всесильного тогда графа Витте и министра юстиции Н. В. Муравьева, хотевшего также стать всесильным. Процесс длился несколько дней. Разорение С. И. студент.
Создается такое ощущение, что он хочет встать. Савва Иванович не сдавался и в итоге действительно сумел создать что-то необычайное. Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре – художники».
Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать. Такую атмосферу, которая не то чтобы вдохновляла – после позитивистстких 60-х «вдохновение» вышло из моды, а делала творческие заботы чем-то абсолютно естественным и единственно возможным для человека. Или ставить водевиль, где роль томной балерины будет отдана кряжистому Антоше Серову.
Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно и не думал, да и некогда было. Он привозил гастролировать лучшие голоса из Италии, Швеции. И сам писал водевили, комедии, мистерии. «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»1897г. Холст, масло 187 x 142, 5Государственная Третьяковская галереяМоскваМногие годы Врубель работал в Москве. Тургенев, М. М. Кризисные и переломные.
Контраст ощутимый.