Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв. Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника.
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Это самый известный портрет Рафаэля.
Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Кастильоне и Рафаэля связывала тесная дружба, что помогло художнику добиться впечатления высокой интимности и доверительности. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina).
Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы.
1514, галерея Питти, Флоренция). Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета.
Рафаэль. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь.
Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Рафаэль исполнил много портретов, мужских и женских, в них хорошо виден уровень его мастерства последних лет, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской.
Национальная галерея античного искусства, Рим. Иеронима, св. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Последние станковые произведения Рафаэля несут в себе признаки назревающего в его творчестве кризиса.
Музей Прадо, Мадрид. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
На столе, покрытом алым сукном, лежит колокольчик с изящными узорами и книга, рисунки в которой Папа только что разглядывал сквозь увеличительное стекло. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом.
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции.
В последствии Рафаэлю пришлось вернуться в Урбино, где, за смертью матери и отца его Джованни, все его имущество оставалось без присмотра. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила».
Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
После завершения работ в первой комнате, папа Юлий II был очень впечатлен и решил поручить художнику, для дальнейшей работы, роспись в другой комнате. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Прекрасно передав болезненное состояние Юлия, художник подчеркнул черты, свидетельствующие о сильном и энергичном характере папы. Петра. Композиция портретов напоминает Мону Лизу: фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости.
Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. золотых и снял для неё виллу. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Музей Лувр, Париж.
Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Каждая тень была продумана. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс.
В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. fornarino, булочник). Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Иоанна Крестителя и св. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло.
Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. «Форнарина» (прибл. 1512, Прадо, Мадрид). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Бенедикта, св.
С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. В сильном движении представлен и младенец Христос. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Для того чтобы написать эти знаменитые произведения, ему пришлось закрашивать некоторые другие работы.
К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника.
Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». fornaro – пекарь). Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. У ангела слева одно крыло.
На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Молодой мастер продолжал работать в качестве помощника у Перуджино, пока не переехал во Флоренцию. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Свои картины на религиозные сюжеты Рафаэль писал на деревянных панелях, но при создании портретов художник чаще всего использовал холст, который лучше передаёт богатство красок и фактуру, характерную для этих его работ. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. Первый учитель – Перуджино. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. В пухлых пальцах библиотекарь сжимает ручку, его косые глаза подняты вверх – он словно обдумывает мысль, которую нужно перенести на бумагу. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
«Донна Велата». Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
И это верно до известной степени. Лучшее доказательство этому – его портреты. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги.
С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. На рентгеновском снимке видно 17 отдельных элементов, соединенных гвоздями, новую живопись и четыре вставки с левой стороны. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Этот камерный портрет действительно необычен. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения.
Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Лаврентия, св. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Купец Аньоло Дони женился Маддалене Строцци в 1503 году, но портреты Рафаэля, вероятно, были выполнены в 1506, в период, когда художник пристально изучал искусство Леонардо да Винчи.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Мавра и св. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Так началась история Рафаэлевых Станц. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Первоначальное место картины было перед большим распятием, вот таким образом выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом».
Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Аль Брехт особенно дорожил. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Галерея Палаццо Питти, Флоренция.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». По заказу банкира Агостино Киджи он работал над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина.
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Малая Мадонна Каупера. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Он сделал все возможное, чтобы придать шедевру первоначальный облик, но следы повреждений полностью скрыть не удалось. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ромуальда, св. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. 1513, музей Гарднер, Бостон). La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Стройность крупных областей цвета, которые возникают из светлых тонов почти чёрного фона и аналитическая обработка деталей женской одежды характерны для Рафаэля. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает совершенства. Портреты римского периода в большинстве изображают приближённых папы Юлия II и самого папы. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Только после того, как французы были изгнаны из Северной Италии в 1512 году, что положило конец противостоянию Рима и Франции, папа Юлий сбрил бороду. В 1508 г. Рафаэль по приглашению Юлия II приезжает в Рим и с тех пор до самой смерти живет в этом городе. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Умер Рафаэль в ее постели. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах.
1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Иоанна Арагонская (.
Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути.
В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В дальнейшем искусствоведы объясняли это его пристрастие желанием найти идеал чистоты и непорочности.
Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели.
Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Святое семейство под дубом 1518 год.
Первые заказы начали поступать практически сразу. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Пинакотека Ватикана, Рим. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
1502), приписывался Гольбейну, а затем Перуджино, пока общее мнение искусствоведов не склонилось на сторону Джованни Морелли, считавшего автором картины Рафаэля. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
«Сикстинская Мадонна» (итал. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино.
1516 г. Галерея Питти. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Он даже обвинил художника в плагиате. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). VI). К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном.
Однако в этом искусстве происходил постепенный, но неуклонный процесс нарастания драматических элементов, появления острых конфликтов, воплощение которых средствами рафаэлевского искусства было возможно только до определенного предела. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.
Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Портрет тонко сбалансирован. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре.
Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо).
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Им были созданы и архитектурные проекты. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Работа датируется 1498 годом. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Рисунок – это изображение на плоскости, выполненное от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха и пятна. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Он прожил остаток своей жизни здесь. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Плацидия. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). В 1513-1514 гг. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой.
1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, Святой Варвары и двумя ангелочками внизу, под Мадонной глядящие снизу вверх на её схождение. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Судьба изображений осталась неизвестна. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Ок. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год.