Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Конечно, Кипренский показывает живого, реального Пушкина, но и его костюм и его поза, Тропинин, напротив, пишет Пушкина таким, «как он есть»: «в домашнем халате, растрепанным».
1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета. «Портрет А. С. Пушкина» имел успех, хотя и вызывал споры.
Народный артист СССР В. С. «Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце. Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. Я прочел мои Воспоминания в Царском Селе, стоя в двух шагах от Державина.
Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», - заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке.
Ужели это следствие печалей жизни. На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах.
Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. дБФБ УПЪДБОЙС: 1827 З. бЧФПТ: фТПРЙОЙО ч. б. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником.
Оба портрета дополняют друг друга. Сомнительных мест в нем много. Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. VIII, с. 65-66). Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов.
Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. Брюллов изображен на фоне эффектной панорамы, завершаемой подножием Везувия. Только на двадцать первом году жизни Тропинин поступил в Академию художеств. Возможно, но точных доказательств тому нет.
Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Киреевскому. рТБЧБС ТХЛБ, ОБ ЛПФПТПК ЧЙДОЩ ДЧБ РЕТУФОС, РПМПЦЕОБ ОБ УФПМЙЛ У ТБУЛТЩФПК ЛОЙЗПК.
Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом» (т. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. В числе лиц, одобривших упомянутую работу, были люди очень влиятельные. Образ поэта становится мягче интимнее, доступнее.
Б, УЛПТЕЕ, ЛБЛ РТЙЪОБЛ ФПЗП РПЬФЙЮЕУЛПЗП ВЕУРПТСДЛБ, У ЛБЛЙН ТПНБОФЙЮЕУЛПЕ ЙУЛХУУФЧП ФБЛ ЮБУФП УЧСЪЩЧБМП РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЧДПИОПЧЕОЙЙ. Но насколько внушает доверие этот новый рассказ. За него вышла замуж, а муж и жена должны были иметь по закону равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные его жену, вечными крепостными Моркова и его наследников должны были стать и их дети. Когда же черезпять лет он вернулся вРоссию, то обнаружил, что портрет исчез, авместо него враме присутствовала весьма скверная копия (другая версия— портрет был выслан ему заграницу, нобыл подменен подороге мне обе версии кажутся странными— непредставляю, каккартина могла пропасть уЕлагиной изачем надобыло подменять портрет впосылке). Самый факт изображения человека в процессе работы является для того времени прогрессивным. Весной 1827 года, Пушкина портретировал В. Тропинин.
«Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце.
Популярность Тропинина как портретиста начинает расти. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж. Художник Петр Федорович Соколов (17871848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. По заведенной привычке Тропинин после сеанса писал еще много без натуры ища задуманный им образ, но тем самым, быть может и отходя от подлинного облика поэта.
То, что портрет А. С. Пушкина заказывал именно А. Дельвиг, не случайный факт: поэт называл А. Дельвига «художников друг и советник». Была прекрасно передана глубокая внутренняя значительность и творческая напряженность поэта. Его попросили также отреставрировать произведение. Кто не слышал о московском хлебосольстве, гостеприимстве и радушии. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику.
Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки «. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного.
ч ЬУЛЙЪЕ, ОБРЙУБООПН ОЕРПУТЕДУФЧЕООП У ОБФХТЩ, фТПРЙОЙО ВМЙЦЕ ЧУЕЗП РПДПЫЕМ Л ПУХЭЕУФЧМЕОЙА РПЦЕМБОЙК уПВПМЕЧУЛПЗП. Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. ) «Неверно и с «изображением поэта как он бывал чаще в домашнем халате». И вот в старости ему удалось вновь увидеть свою работу. Там он женился на вольной поселенке. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве.
На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. ч ЫЙТПЛП ТБУЛТЩФЩИ ЗПМХВЩИ ЗМБЪБИ РПЬФБ УЧЕФЙФУС РПДМЙООПЕ ЧДПИОПЧЕОЙЕ. Судьба портрета после его создания была полна приключений. С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. А. С. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. уИПДУФЧБ Ч РПТФТЕФЕ ОЕ НЕОШЫЕ, ЮЕН Ч ЬУЛЙЪЕ, ОП УБНП РПОЙНБОЙЕ ПВТБЪБ УФБМП ЙОЩН.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Здесь он занимался у С. С. Щукина. С особенной любовью Тропинин работал над портретами украинских крестьян (имение графа Моркова находилось на Подолье, неподалеку от Винницы), стариков нищих с изрезанными морщинами лицами, обаятельных в своей душевной чистоте девушек-мастериц: золотошвеек, прях, кружевниц. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.
Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Он лишь слегка почистил портрет Пушкина. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали. На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей.
Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Орест Кипренский признавался А. С. Но затем подлинник портрета Пушкина надолго пропал. В 1950 г. правнучка С. М. Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде.
Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Был ли в те годы знаком с самим поэтом. Романтический образ поэта окружен ореолом таинственности, в его глубоких глазах, будто зажглись и ярко горят искры вдохновения.
Далее живопись Тропинина несколько изменяется: усиливается значение линейного начала, формы понимаются более скульптурно, красочная поверхность и колорит становятся суше и однообразнее, особое внимание уделяется разработке деталей, подробностей. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. По описанию современников, Пушкин мало занимался своей внешностью На портретенаброске волосы действительно несколько растрепаны, тогда как на большом портрете они приглажены. Он одет в домашний халат поверх белой сорочки, подвязанной черным платком.
Портрет Пушкина является самым известным его творением. Портрет, написанный Кипренским, дает образ Пушкина — великого русского поэта. Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. Он слушал живостию необыкновенной. Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. Работа эта произвела чрезвычайно благоприятное впечатление на посетителей выставки.
Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. В 1804 году появляется на выставке его произведение «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М. То, что портрет А. С.
Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно. Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Он первым исполнил алябьевского «соловья».
«Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий». В картине этой впоследствии усматривали целый ряд недостатков. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824).
Леберехта», Тропинин получил звание академика. М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. Именно этот момент, как нам кажется, выясняет всю историю. Но знаем, что они встретились позднее. На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом.
В том же 1827 году Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф» писал: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог абсолютно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Н. Н.
Здесь надо сказать, что Тропинин прожил долгую жизнь, около 80 лет. Пушкина. В портрете Тропинина А. С.
рХЫЛЙО ЙЪПВТБЦЕО УЙДСЭЙН, Ч ЕУФЕУФЧЕООПК Й ОЕРТЙОХЦДЕООПК РПЪЕ. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно.
Но знаем, что они встретились позднее. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников. На страницах «Капитанской дочки» или «Станционного смотрителя» читатель встретится с людьми, показанными с той же теплотой И мягкостью, сердечностью и особенным добродушием, с какими писал их Тропинин.
Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин.
VIII, с. 6566). Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. К 1825 году относится восстание декабристов, подготовлявшееся в течение ряда лет. В. А Серов (1865-1911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния.
Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета. Здесь сошлись два больших человека эпохи. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». На первом плане – обломки какого-то античного сооружения.
Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена. Но высокий художественный уровень сохраняется Тропининым и в более поздних его работах для создаваемых им образов мастер продолжает находить убедительные средства художественного выражения.
Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского. Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30)марта1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху.
Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С.
Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского. Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В руке девушка держит коклюши. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. ч УТБЧОЕОЙЙ У ЙЪЧЕУФОЩН РПТФТЕФПН рХЫЛЙОБ ТБВПФЩ лЙРТЕОУЛПЗП ФТПРЙОЙОУЛЙК РПТФТЕФ ЛБЦЕФУС ВПМЕЕ УЛТПНОЩН Й, РПЦБМХК, ЙОФЙНОЩН, ОП ОЕ ХУФХРБЕФ ЕНХ ОЙ РП ЧЩТБЪЙФЕМШОПУФЙ, ОЙ РП ЦЙЧПРЙУОПК УЙМЕ. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского.
Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. А. С. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900).
В портрете Кипренского Пушкин изображён в светском обличии, с символическим контекстом, указывающим на ремесло героя портрета. Баратынскому. Один из которых – подарок Е. К. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета.
Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Автор сразу узнал вою работу, однако обновлять своё творение оказался, пояснив, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры».
Портрет А. С. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. В самом Брюллове художник сумел разглядеть черты душевной теплоты, увидел не тем горделивым и несколько надменным создателем «Последнего дня Помпеи», каким он обычно изображался на многочисленных портретах. В 1950 г. правнучка С. М. С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает.
Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень». Народный артист СССР В. С. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина. О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Пушкина имел успех, хотя и вызывал споры. В. А Серов (18651911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния.
Однако, расценивая явления искусства прошлого, мы должны подходить к ним исторически. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Здесь замечается та особо обостренная симпатия к «маленькому человеку», обездоленному и морально приниженному в условиях современной ему действительности, к «человеческому» в нем, которая так характерна для ранних произведений Достоевского. фБЛЙН, РП-ЧЙДЙНПНХ, Й ВЩМ РЕТЧПОБЮБМШОЩК ЪБНЩУЕМ РПТФТЕФБ.
Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно.
Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года. Киреевскому. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов.
Судьба портрета после его создания была полна приключений. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом.
физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. «Очевидно, он писал с натуры только лицо, а одежду придумывал сам», писала она в своем исследовании о художнике. Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде. Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета.
Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Обязательно нужно вспомнить тропининский «Автопортрет» 1846 года, художник показал себя здесь именно таким, каким мы представляем его воспоминаниям современников и, главное, по самому характеру его творчества. После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому.
В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое. Но и здесь перед нами образы, проникнутые глубокой человечностью. Шереметева – и писался этот знаменитый портрет. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем.
Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года. относятся к «портрету-типу». Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах.
Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900). Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев.
В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота.
Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. Композиция – поза. Долгое время судьба картины оставалась неизвестной.
Портреты сына, Булакова, Пушкина – великолепные достижения художника в этом направлении. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом. В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры.
Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». На деле же все получилось иначе. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (18311834) очень популярна.
На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Из живописцев это будут в первую очередь Кипренский, Сильвестр Щедрин, Венецианов и, конечно, Тропинин. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. Вскоре после окончания портрета Соболевский уезжает за границу и отдает портрет на хранение своему приятелю И. В. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.
Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг. С выбором художника определиться было легко, так как Василий Андреевич в то время уже был известен в качестве отличного портретиста. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. Наконец вызвали меня. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ.
Композиция – поза. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «минута -- и стихи свободно потекут». Великий поэт хотел подарить этот портрет своему другу С. А. Соболевскому. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии).
Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. ьФП ОЕ ЪОБЮЙФ, ЛПОЕЮОП, ЮФП ПО ПФПЫЕМ Ч ПФ РТБЧДЙЧПЗП ЧПУРТПЙЪЧЕДЕОЙС ОБФХТЩ. Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824).
Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. Весь склад дарования Тропинина как нельзя более подходил для решения поставленной перед ним задачи.
рТБЧДБ, ПДЙО ЙЪ ЛТЙФЙЛПЧ ПФНЕЮБМ, ЮФП ИХДПЦОЙЛХ ОЕ ХДБМПУШ РЕТЕДБФШ ВЩУФТЩК ЧЪЗМСД РПЬФБ. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. В нем действительно так много «детски кроткого, мягкого и нежного». Наконец вызвали меня.
Слишком романтично выглядит возвращение портрета Елагиным. Илья Ефимович Репин (18441930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. Мягкие коричневые и охровые цвета делают полотно, на первый взгляд, незатейливым и одновременно уютным. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями.
Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты. Был ли в те годы знаком с самим поэтом.
Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского. Её подлинность была подтверждена Тропининым. Тропинин стал известен и друзья барина поспешили сообщить: если он не хочет лишиться «своего человека» – нужно принять меры. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой.
В композиции и прописке образа героини проявился академический стиль письма, что никак не повлияло на художественную ценность произведения. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Получил золотую и серебряную медали.
Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. Считается, что именно этому предмету посвящено стихотворение Храни меня, мой талисман.
Соболевский, отдал портрет длякопирования Авдотье Петровне Елагиной. Оба произведения В. А. Серова обычно связываются с Болдином. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии). (Имеется в виду снятая с него гравюра). Портрет был заказан самим поэтом для своего приятеля С. А. Соболевского, которому, по свидетельству современника «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще».
Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин. На нем Пушкин изображен в халате с расстегнутым воротом белой рубашки и небрежно повязанным шарфом. Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь. В некоторых случаях к столь обычной для Тропинина доброжелательности характеристики модели прибавляется очень хорошая искренняя поэтизация ее (например портрет Шереметьевской, 1841).
Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами. Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате». Проведя семь лет в Италии и вернувшись на родину, Кипренский создал по заказу А. Дельвига портрет 28-летнего Пушкина. Особенно привлекателен и поэтичен портрет сына художника. Очень часто портретируемые представлены, как и Пушкин, «в халате, растрепанными».
физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень».
Портрет Пушкина является самым известным его творением. Вернувшись через пять лет, Соболевский обнаружил: «в великолепной рамке был уже не подлинный портрет, а скверная копия с оного, которую я и бросил в окно». Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. Но это не классик и романтик, как в портрете Кипренского, а скорее автор «Бориса Годунова» и «Арапа Петра Великого», «Графа Нулина» и деревенских глав «Евгения Онегина». Картина сильно пострадала. Оттого-то там так много халатов, венгерок, штатских панталон с лампасами и таких невиданных сюртуков со шнурами, которые, появившись на Невском проспекте, заставили бы смотреть на себя с ужасом Эта найденная Тропининым для своих моделей одежда была столь ограничена, что, несмотря на повторяемость, она ни в какой мере не воспринимается как штамп.
Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. Пушкину из Петрозаводска: «У меня есть Ваш портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью. Судьба портрета после его создания была полна приключений. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины.
Тропинин очень любил «жанровый портрет». В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др.
Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Более прозаический характер имеют такие работы, как «Старик-нищий» (1823) или «Старик с палкой» (1834). В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). В 1821 году он с семейством графа снова в Москве. Возможно, но точных доказательств тому нет.
Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества. По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. На портрете мальчику около десяти лет. В пределах данного жанра он обнаружил очень большую широту. Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года.
Мастера сразу высоко оценили работу Тропинина, с неё сделали несколько копий. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта. Правда, ни в живописи, ни в скульптуре не выдвинулось художника, по своему масштабу равного Пушкину. Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига.
С предельной правдивостью написан этот портрет и вместе с тем в нем столько поэтической прелести, столько подлинного изящества, что чувство нежной привязанности, которое, конечно, присуще было художнику по отношению к изображаемому Здесь лицу, целиком передается зрителю. Его картина «Портрет мальчика, тоскующего об умершей птичке» понравилась императрице. Пушкин. Когда же был организован музей А. С. Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. Искренняя задушевность присуща другой, более поздней работе — «Слуга со штофом».
Н. Н. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума» он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. «Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий».
Тропинин охотно взялся за работу. Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который «был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». В том же году Тропинин избирается академией в «назначенные а в следующем – академиком.
Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», – заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины.
Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)». Тут нельзя не вспомнить о пушкинской прозе.
Но наиболее ярким примером является «Кружевница» (1823). «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Великий поэт сидел перед Тропининым и художник не мог не передать этого в портрете. В этот период создаются предпосылки для изменения характера и русского изобразительного искусства.
О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате». В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками. Такие произведения, как портрет графини Зубовой (1834), показывают вместе с тем, что умение видеть в человеке в первую очередь положительное ничего общего не имело у Тропинина с какими-либо проявлениями лести художника по отношению к порой весьма влиятельным заказчикам и заказчицам портретов. Но здесь-то и следует припомнить одно 8 6 Русский архив", 1871 г., стр.
в нем было много детски кроткого, мягкого и нежного». Но тут опять стряслась беда. Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные «арапские» черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно.
Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. Н. Н. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.
Оба произведения В. А. Воронцовой. 1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Здесь Тропинин стал убегать к соседу – художнику, за что ему доставалось от кондитерши.
Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств. Здесь сошлись два больших человека эпохи. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года.
Второй сделан на обороте первого. Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село.
Тропининым написано огромное количество портретов. Серова обычно связываются с Болдином. минута -- и стихи свободно потекут».
Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Несмотря на домашний образ, Пушкин остаётся здесь поэтом романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Ужели это следствие печалей жизни. » (Имеется в виду снятая с него гравюра). Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное.
Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург, так как кондитерское дело тоже требовало способностей изображать фигуры людей и животных. Уменьшенная копия портрета была закончена вконце августа 1827 года, чтобы легче было возить оную ссобой заграницей. Пушкин по самой натуре своей был существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руку каждому, кто казался ему «человеком». И действительно, «истинное понятие» об облике Пушкина мы имеем не на основе одного портрета, а двух.
Колорит выполнен в сближенных тонах. 193. Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью. Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры.
Один из современников так отозвался об этом Произведении О. Кипренского: «Гений Поэта как будто бы воодушевил художника Пусть исследует художник движения собственной души в те минуты, когда он одушевлял полотно. Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг. К 1836 относится портрет Брюллова, написанный Тропининым. В ранних вещах художника красочная гамма построена на нежных переходах легчайших оттенков.
Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф.
Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена. Уже оба изображенных старика, по сути дела, могут быть отнесены к этому типу произведений. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит.
Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762). По законам того времени муж и жена должны были иметь равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные и его жену. Помещик вызвал Тропинина в деревню.
Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин». Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. жПО Й ПДЕЦДБ ПВЯЕДЙОЕОЩ ПВЭЙН ЪПМПФЙУФП-ЛПТЙЮОЕЧЩН ФПОПН, ОБ ЛПФПТПН ПУПВЕООП ЧЩДЕМСЕФУС МЙГП, ПФФЕОЕООПЕ ВЕМЙЪОПК ПФЧПТПФБ ТХВБЫЛЙ, – УБНПЕ ЙОФЕОУЙЧОПЕ ЛТБУПЮОПЕ РСФОП Ч ЛБТФЙОЕ СЧМСЕФУС ПДОПЧТЕНЕООП Й ЕЕ ЛПНРПЪЙГЙПООЩН ГЕОФТПН.
иХДПЦОЙЛ ОЕ УФТЕНЙМУС РТЙХЛТБУЙФШ МЙГП рХЫЛЙОБ Й УНСЗЮЙФШ ОЕРТБЧЙМШОПУФШ ЕЗП ЮЕТФ ОП, ДПВТПУПЧЕУФОП УМЕДХС ОБФХТЕ, ПО УХНЕМ ЧПУУПЪДБФШ Й ЪБРЕЮБФМЕФШ ЕЗП ЧЩУПЛХА ПДХИПФЧПТЕООПУФШ. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село. Он слушал живостию необыкновенной.
По заведенной привычке Тропинин после сеанса писал еще много без натуры ища задуманный им образ, но тем самым, быть может и отходя от подлинного облика поэта. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина.
Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое.
Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей.
Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского.
Происходят серьезнейшие сдвиги в идейной жизни передовых слоев русского общества. Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь. У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них – Н. Д. Внизу веден фрагмент тонких кружев.
Остальные прижизненные изображения Пушкина прежде всего несут на себе печать своей эпохи. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. ч ЛПОГЕ 1826 ЗПДБ у. б. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. Это очень скромные и правдивые изображения людей, лишенные каких-либо устремлений к внешним эффектам: таковы, например, портреты (1823) и К. Г. Равича (1825).
Казалось, судьба улыбнулась Тропинину. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности.
.