Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Анны было лицо его матери Катерины. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику.
Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Анны.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. Эта загадка практически решена. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Париж. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Никогда ни один художник ни до, ни после не изображал взрослую Деву Марию на коленях у своей матери (40-45 лет, то есть пожилой женщины по меркам античности). Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу».
Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю. Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Эта версия считается просто домыслом.
История искусств очень сложная вещь. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики21. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. К сожалению, до нас дошли лишь несколько изображений самого Леонардо и все они с бородой. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов.
«Джоконда» – не портрет. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
Также виден край парапета. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Будем считать, что мне повезло. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. () Джоконда— не портрет. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)18. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Мона Лиза» (1503-1519). От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
для картины такого уровня это много. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Размер ейо довольного большой 75, 650 см. () Джоконда— не портрет. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Слово «мона» это сокращение от слова «мадонна», а оно, в свою очередь, означает «моя дама» (mia donna). Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Анны. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Таким образом Леонардо сделал два портрета своей матери – молодой и пожилой. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Скорее всего, он вообще не мог видеть «Мону Лизу». Однако, тот же Вазари, рассказывая об этой картине, дал нам детальное описание: «Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью» Похоже, что он говорит о какой-то другой картине. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. да там толпа.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Часто говорят о её «загадочной» улыбке. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Самое непонятное в ней это её композиция. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Это даёт нам возможность их сравнить. Это ей положительно нравилось, так почему бы и не улыбаться. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну.
золотых экю. В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи дАваллос. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. 77 x 53 см. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. В тот самый 1503 год, когда он писал «Мону Лизу» ему заказали картину для алтаря во флорентийской церкви. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Но не надо заострятся на одной картине, так как существует огромное количество превосходных работ, которые действуют на вас еще сильнее. Меня удивило, что он маленький.
Vincenzo Peruggia). Джоконда стала персонажем криминальной и светской хроник вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Я не говорю, что я совершенно прав. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Возрождение. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Современные художники до её порчи всеже успели её оценить, но наверно художники следующего века врятли. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры.
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными18.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Но картину вернули в Лувр. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. С тех пор, как художник и историк Джорджо Вазари в 1560 году подробно описал эту картину в своей книге «Жизнеописания», считается, что Мона Лиза это 24-летняя жена флорентийского торговца шёлком Франческо Джокондо. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Цель этого похищения не выяснена однозначно. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо.
Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В его сознании всплывали воспоминания детства, когда любящая мать качала его на коленях.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Смерть матери в 1495 г. глубоко опечалила Леонардо и когда он задумал и стал делать эскизы к новой картине, где должен был быть изображён младенец Иисус, его двоюродный брат Иоан, дева Мария и бабушка Анна, он решил увековечить свою мать, дав Св. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Это ничего не означающее мимолетное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека». Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной". Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. На его стихи есть неплохие песни. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В ХХ ст. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Цель этого похищения не выяснена однозначно. А. С. Пушкина в Москве. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Объяснений множество. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
раздел Техника). С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Дерево, масло. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Доска (тополь), масло. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. раздел Техника). И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»12. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. () Джоконда— не портрет.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека»13. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. () Джоконда— не портрет.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Картина находилась при художнике до самой его смерти. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.
Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Но это уже другая история. Леонардо умер, когда Вазари был ребёнком, а когда он вырос, «Мона Лиза» была у французского короля, куда Вазари вряд ли имел доступ.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. И опять он писал свою мать, но уже в более зрелом возрасте и как «Мону Лизу», писал её по памяти.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Если вглядеться в лицо «Моны Лизы», то можно заметить, что у неё абсолютно нет ни бровей, ни ресниц. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Оба этих случая не нанесли картине вреда. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо – Лизой Герардини. Портрет Лизы Джоконды не был завершен.
Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Публикует рассказы в русских журналах в Америке, Европе и России. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Младенец Иисус пытается от неё уйти, чтобы поиграть с ягнёнком. Анна и младенец Иисус. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
76х53 см. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Голова слегка повёрнута. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. На ней должны были быть изображены Дева Мария, её мать Св. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство.
Никакой тайны тут как-то не видно. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Ни желтые рукава халата, ни ее плиссированное платье, ни шарф изящно задрапированный вокруг ее плеч, не являются признаками аристократического статуса. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы».
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.
Италия. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. В тот же год, когда он работал над Моной Лизой, ему заказали картину со Св.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Анны усадить её дочь Марию, символизируя тем тесную связь между матерью и дочерью. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Таким образом, можно предположить, что на картине «Джоконда – Мона Лиза» Леонардо да Винчи нарисовал свою мать Катерину в молодом возрасте. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Я этого не понимаю – улыбка, как улыбка, ничего в ней особенного нет.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Эта версия считается просто домыслом.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Была уволена администрация музея.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Vincenzo Peruggia). Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Под подозрением также находился Пабло Пикассо.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Ее одежда ничем не примечательна. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане.
Эту картину надо просто один раз увидеть. Флиртующая улыбка, хотя при этом соблазнитель и отводит глаза в сторону от объекта своего интереса, чтобы затем вновь бросить на него лукавый взгляд, который опять же мгновенно отводится, едва лишь будет замечен. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы». Леонардо писал картину несколько лет.
Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один — в её одухотворенности. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Анне лицо Катерины.
Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. Яков Фрейдин (Jacob Fraden) в первой жизни жил в Свердловске, кандидат технических наук, работал в НИИ и одновременно кинокорреспондентом на ТВ. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». После этих событий картина набрала небывалую популярность. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Голова слегка повёрнута10. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Цель этого похищения не выяснена однозначно. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Ротенбер пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Голова слегка повёрнута9. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
придумал загадочную улыбку Джоконды. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Для Леонардо в этом был какой-то пока нам непонятный смысл. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Автор книги (по-английски) «Приключения Изобретателя – Adventures of an Inventor». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Анной, её дочкой и внуком. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. В более раннем варианте картина была более крупных размеров.
Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. И кстати она у него очень хорошо вышла.
Там у Св. С некоторой долей воображения можно увидеть явное сходство, особенно в формах носа и губ. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Довольно странно. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными.
Как было с Малевичем. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Он решил использовать для неё свой старый эскиз, который он сделал ещё в Милане. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем.
Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Автор более 90 научных статей, 60 изобретений и популярного учебника по датчикам. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Картину эту он написал и она сейчас, как и «Мона Лиза», находится в Лувре.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Вот уж более 500 лет самая знаменитая и загадочная картина в мире – это портрет Моны Лизы (Джоконды) работы Леонардо да Винчи. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Потому, он решил на колени Св. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена20. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Так и с данной статьей. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
От по своему привязался к этой картине. В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Лувр. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В США (вторая жизнь) живёт с 1977 года.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Поиски полиции были безуспешными. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Леонардо увез ее с собой из Флоренции и работал над картиной в Риме и, возможно, во Франции до самой смерти. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
21 августа 1911 года картина была похищена19 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Был исследователем в CWRU (университет в Кливленде) и ряде американских фирм, основал 4 компании и преподавал в Калифорнийском Университете. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Я имею ввиду его черный квадрат. На ней изображена взрослая Дева Мария (ей должно быть лет 18-20, по тем временам средний возраст), сидящая на коленях (. ), как ребёнок, у своей мамы, Св. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
С моей точки зрения, эта картина куда более загадочна, чем «Мона Лиза». Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени.