Портреты бывают разные, но таких жанров как Мона Лиза нет потому-что это старый и неизученный вид творчества. Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, в следствии чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Аналогичным образом Сальвадор Дали в 1964 году написал «Автопортрет в образе Моны Лизы». Ученый считает, что одним из скрытых портретов является настоящий портрет Лизы де Джокондо, женщины с которой рисовали Мона Лизу. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному»2. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному».
В начале 16 века Леонардо да Винчи создал уникальный шедевр – портрет Моны Лизы. "мона Лиза" – одно из самых известных произведений искусства в истории скрывает под собой больше одного портрета. «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному». «мона Лиза» считается одним из лучших произведений в жанре портрета, повлиявших на произведения Высокого Возрождения и опосредованно через них— на все последующее развитие портретного жанра, которое было «должно всегда возвращаться к Джоконде как к образцу недосягаемому, но обязательному»1.
Мона Лиза (также известная как Джоконда) — портрет молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Мона Лиза была безгранично благовидна и Леонардо постоянно звал на сеансы кого-нибудь, кто имел возможность играться и напевать либо острить, чтоб ее личико никак не смотрелось усталым либо кислым, будто нередко посещает, как скоро позируют для портрета. Портрет Моны Лизы является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Существует версия, что портрет Мона Лизы на самом деле является автопортретом да Винчи в женской одежде. Ученый считает, что одним из скрытых портретов является настоящий портрет Лизы де Джокондо, женщины с которой рисовали "Мона Лизу". Сегодня я хочу исследовать часть аспектов о Моне Лизе и указать на некоторые детали, которые Леонардо сделал, в процессе написания картины и которые мы сможем использовать при фотографировании портретов.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
для картины такого уровня это много. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Скорее всего, он вообще не мог видеть «Мону Лизу». Оказалось, что его приятель, некий Пьере, украл для него из Лувра две древние каменные статуэтки. Довольно странно. да там толпа.
Никакой тайны тут как-то не видно. Анны.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными18. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Будем считать, что мне повезло. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. Но это уже другая история.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Автор более 90 научных статей, 60 изобретений и популярного учебника по датчикам.
() Джоконда— не портрет. В США (вторая жизнь) живёт с 1977 года. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
() Джоконда— не портрет. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Были допрошены сотни людей. Никогда ни один художник ни до, ни после не изображал взрослую Деву Марию на коленях у своей матери (40-45 лет, то есть пожилой женщины по меркам античности). Разразился страшный скандал. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. После этих событий картина набрала небывалую популярность. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы14. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». С ним соглашается Лазарев: «Вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, как это прославленное произведение леонардовской кисти. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
И кстати она у него очень хорошо вышла. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены. Отсутствие деталей дает зрителю возможность самостоятельно истолковывать картину. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»10. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Самое непонятное в ней это её композиция. 7.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»11.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Проблема состоит в том, что картины в шахтах были обнаружены 16 июня, а по документам Лувра картина в этот день уже была в Париже. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Вот уж более 500 лет самая знаменитая и загадочная картина в мире – это портрет Моны Лизы (Джоконды) работы Леонардо да Винчи. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Ее перевели в покои министров.
Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Назревала большая европейская война. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Где-то между 1503 и 1506-м.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Картину эту он написал и она сейчас, как и «Мона Лиза», находится в Лувре. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничегоо, кроме «Моны Лизы».
Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра). Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Оба этих случая не нанесли картине вреда. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
В ней говориться о факте написания портрета Констанции дАвалос талантливым да Винчи. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. А еще – техника. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». В итальянской провинции ее называли «веселая», а в переводе — «la gioconda». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза».
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. В 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Ничего странного в этом поступке мастера нет, если учесть, что любовником герцогини был сам Джулиано Медичи, способный заказать и оплатить такой подарок любимой женщине.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Если мы поместим их рядом и уровняем угол поворота и размеры, становится ясно, что на них изображена одна и та же женщина, хотя и в разных возрастах. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Автор книги (по-английски) «Приключения Изобретателя – Adventures of an Inventor». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. 21 августа 1911 года картина была похищена19 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)18. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Пабло Пикассо также находился под подозрением.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. История искусств очень сложная вещь. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Эту картину надо просто один раз увидеть.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Vincenzo Peruggia). Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах самого Леонардо, созданных им в первые годы пребывания в Милане.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Если я прав, то портрет Девы Марии это единственный дошедший до нас автопортрет Леонардо без бороды, хотя и несколько феминизированный. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Но затворницей Мона Лиза не была. Голова слегка повёрнута. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Но меня интересовало его мнение о Высоцком, на что он самоуверенно стал дословно говорить: "Мы поэты его поэтом не считаем. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Анны было лицо его матери Катерины. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Все детали её исполнены с величайшим усердием.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»12.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). То есть разобраться в этом механизме. И опять он писал свою мать, но уже в более зрелом возрасте и как «Мону Лизу», писал её по памяти. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Там у Св. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»11. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. 27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Что вы видите перед собой.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Она до такой степени не вписалась в моду на идеальных красавиц классицизма и фривольных пастушек рококо, что короли-коллекционеры к ней охладели. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». «Джокондомания» охватила Америку.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Анны. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Однако, тот же Вазари, рассказывая об этой картине, дал нам детальное описание: «Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью» Похоже, что он говорит о какой-то другой картине. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Так случилось, что его фанаты задержались на 2 часа и я мог с ним спокойно обсудить все интересующие меня вопросы. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Анне лицо Катерины.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Часто говорят о её «загадочной» улыбке. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Всем известны имена Рафаэля, Тициана, Беллини, Микеланджело — они лишь некоторые из достойных упоминания. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Только чувство утраты рождает любовь. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. В тот же год, когда он работал над Моной Лизой, ему заказали картину со Св. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». До него никто не видел в ней никакой тайны. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин.
Где любовь, там и ревность. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа11. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию2. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Тем не менее, визуальный язык столь мощен и так индивидуален, что не глядя на работы Дюшана, я не мог увидеть его как личность. Нам не известно.
Существует поэма, написанная, современником художника — Энео Ирпино. В его сознании всплывали воспоминания детства, когда любящая мать качала его на коленях. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Была уволена администрация музея. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Леонардо умер, когда Вазари был ребёнком, а когда он вырос, «Мона Лиза» была у французского короля, куда Вазари вряд ли имел доступ. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. 4.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Как Мерилин Монро или Микки-Маус.
Анной, её дочкой и внуком. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Таким образом, можно предположить, что на картине «Джоконда – Мона Лиза» Леонардо да Винчи нарисовал свою мать Катерину в молодом возрасте.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Так он и спал на картине больше двух лет.
раздел Техника). «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи2. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Яков Фрейдин (Jacob Fraden) в первой жизни жил в Свердловске, кандидат технических наук, работал в НИИ и одновременно кинокорреспондентом на ТВ.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. Голова слегка повёрнута10. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Слово «мона» это сокращение от слова «мадонна», а оно, в свою очередь, означает «моя дама» (mia donna).
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Я этого не понимаю – улыбка, как улыбка, ничего в ней особенного нет.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов.
Для портрета Леонардо мы возьмём сравнительно недавно найденный так называемый Lucan Portrait. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. В тот самый 1503 год, когда он писал «Мону Лизу» ему заказали картину для алтаря во флорентийской церкви. С тех пор, как художник и историк Джорджо Вазари в 1560 году подробно описал эту картину в своей книге «Жизнеописания», считается, что Мона Лиза это 24-летняя жена флорентийского торговца шёлком Франческо Джокондо.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Был исследователем в CWRU (университет в Кливленде) и ряде американских фирм, основал 4 компании и преподавал в Калифорнийском Университете. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. Таким образом возникает видимость загадочной улыбки прекрасной Моны Лизы. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. На ней изображена взрослая Дева Мария (ей должно быть лет 18-20, по тем временам средний возраст), сидящая на коленях (. ), как ребёнок, у своей мамы, Св.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Голова слегка повёрнута9. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Там, заваленную грязными рубашками и носками, ее и увидел потрясенный антиквар, когда пришел в номер гостиницы, где остановился грабитель. Только вот женщин там вы не найдете.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Прошло два года, Джулиано Медичи женился и портрет, как доказательство его любовной связи на стороне, оказался не востребованным, вот таким образом, он и остался у Леонардо. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Я не говорю, что я совершенно прав. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Это ей положительно нравилось, так почему бы и не улыбаться. 3. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»17. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция».
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. С моей точки зрения, эта картина куда более загадочна, чем «Мона Лиза». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
С некоторой долей воображения можно увидеть явное сходство, особенно в формах носа и губ. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. От по своему привязался к этой картине. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Немецкие газеты платили той же монетой.
Анна и младенец Иисус. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики21. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». На его стихи есть неплохие песни. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена20. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»12. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. На раме он заметил отпечаток пальца. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Леонард был арестован. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Знаменитая исчезающая улыбка «Джоконды» — это когда губы плотно сжаты, но появляется стойкое ощущение, что женщина улыбается, до сих пор потрясает всех зрителей. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. На ней должны были быть изображены Дева Мария, её мать Св. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Козлов пишет14, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»1. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»1. Если вглядеться в лицо «Моны Лизы», то можно заметить, что у неё абсолютно нет ни бровей, ни ресниц.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»1. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Как было с Малевичем.
Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать свое растущее могущество. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Для Леонардо в этом был какой-то пока нам непонятный смысл. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Это даёт нам возможность их сравнить.
Эта версия считается просто домыслом. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Таким образом Леонардо сделал два портрета своей матери – молодой и пожилой. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. И сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания»11. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Я имею ввиду его черный квадрат. Так и с данной статьей.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. У каждого остается свое индивидуальное впечатление. Зависит от личности смотрящего, в этом наверное и секрет и пусть он останется. Кому от этого вред, если тайна картины и художника никогда не будет раскрыта. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Потому, он решил на колени Св. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Публикует рассказы в русских журналах в Америке, Европе и России. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Так что для меня, как художника, моя работа – это я, но без моей работы, я никто» – Субодх Гупта. Бельгиец Пьере был его секретарем. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Кроме эротических фресок и скульптур ее украшали любимые картины Франциска, а он предпочитал все светлое и радостное.
От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»12. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы».
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Есть что-то таинственное и в этой картине (ее взгляд одновременно и очарователен и отчужден) и в способе, которым пользовался Леонардо при рисовании этого портрета (он использовал технику «размытия» вокруг краев субъекта, которая тогда была очередным новшеством и придавала картине некоторую таинственность). Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Цель этого похищения не выяснена одназначно. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Он решил использовать для неё свой старый эскиз, который он сделал ещё в Милане. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Время шло – картина не появлялась. Младенец Иисус пытается от неё уйти, чтобы поиграть с ягнёнком. Потом разошлись по всему миру. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина».
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Это ничего не означающее мимолётное движение уголков её рта, словно отдалённое, слившееся в один звук эхо, доносит до нас из беспредельной дали красочную полифонию духовной жизни человека».
Меня удивило, что он маленький. Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Король же поместил картину в баню не потому, что не понял, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. Опасно попасть под обаяние этого призрака. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Анны усадить её дочь Марию, символизируя тем тесную связь между матерью и дочерью.
Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Не было ее и у реставраторов. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»3. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. К тому же он доверял профессионалам. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
«Джоконда» впала в полное забвение. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. () Джоконда— не портрет. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
К сожалению, до нас дошли лишь несколько изображений самого Леонардо и все они с бородой. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Во время Второй мировой войны судьба картины не очень ясна, причем Лувр не стремится внести ясность в эту тайну.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.