Жак Луи Давид написал портрет великолепной «Мадам Рекамье» по просьбе хозяйки. "портрет мадам Рекамье" – самый знаменитый портрет кисти Жака Луи Давида, даже несмотря на то, что работа над полотном так и не была завершена.
В законченной версии картины, возможно, присутствовали бы модные вещи того времени, однако из-за внезапной остановки работы над картиной в ней присутствуют только канделябр, выполненный Энгром (фр. Ingres), скамейка для ног и кушетка (фр. sofa), на которой покоится мадам Рекамье. В нем присуствует естественное очарование.
Этот аскетизм делает её внешний вид ещё более волнующим. После реставрации Бурбонов Давид окончил свои дни в ссылке в Брюсселе.
Он был членом Конвента, другом Робеспьера, голосовал за казнь короля.
Жюли Рекамье было 23 года, когда работа над картиной была прекращена. Контрапункт горизонтальных и вертикальных линий создаёт извилистую «арабеску» её тела на вибрирующем фоне, подобном фону картины «Смерть Марата». И это – всего несколько лет спустя после победы буржуазной революции. За благородными словами Свобода, Равенство и Братство скрывались менее красивые явления: террор, конфискация или национализация имущества.
Несмотря на эту внезапную остановку, а, возможно и благодаря ей, «Портрет мадам Рекамье» в своей мягкой жёлто-голубой гамме является прекрасным примером мастерства Давида. «Портрет мадам Рекамье» замечателен простотой композиции, которую Давид так ценил в греческом искусстве. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии».
Сразу же после свадьбы появляется вторая загадка Мадам Рекамье интриговавшая всех и ставшая в то время притчей во языцах – интимная жизнь «молодоженов». Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. А Давид взревновал и сказал, что раз так, то он не станет завершать портрет: «У женщин свои причуды, мадам, а у художников – свои». Последний недолго терпит этот очаг раздора: в 1803 г. он закрывает салон.
Друэ, А. Л. Это был самый тяжелый период в жизни Мадам Рекамье. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. В 1803 г. Наполеон объявил о закрытии салона и даже способствовал разорению мужа Жюли, но после свержения императора салон Рекамье вновь открылся. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр).
Среди таковых оказался, например и прусский принц Август. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Давид писал «Портрет Рекамье» перфекционистски медленно и долго: то свет падал не оттуда, то настроение было не то. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр).
1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Это чувство приносило ей радость новизны. В эту группу работ входит и «Портрет Альфонса Леруа», который был показан на академической выставке, Салоне 1783 года. Давид и Эжен Делакруа и многие- многие другие. В отместку мадам Рекамье отказывается от места фрейлины во дворце Тюильри, которое ей предлагает Император.
Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. Давид сожалел об этом всю оставшуюся жизнь. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
В 1780-е годы ведущее место в творчестве Давида занимала историческая картина. Торшер и лампу на картине дописывал уже ученик Давида, Энгр. Альфонс Леруа был известным парижским акушером.
Скорее всего, к его услугам прибегала госпожа Давид, чей первый сын родился в 1783 году. Обе семьи были согласны. Она влюбилась, страстно и надолго. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Ну а в её сердце господствует Шатобриан.
«Портрет мадам Рекамье» замечателен простотой композиции, которую Давид так ценил в греческом искусстве. Видно, что Леруа позирует художнику, его взгляд сосредоточен и направлен прямо на зрителя. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. С этого момента их отношения становятся весьма напряжёнными. Она родилась в 1777 году, в эпоху абсолютизма. Там же была представлена картина «Скорбь Андромахи у тела Гектора», эскиз которой хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Но неожиданным вызовом для него оказался плутовской взгляд, брошенный на него. Никакая деталь не отвлекает внимания от созерцания молодой мадам Рекамье. Молодость и резкость – основные ее качества, очень было трудно справиться с ними.
Идеи революции вдохновили живописца на создание знаменитого произведения «Клятва Горациев» (1785) из истории республиканского Рима. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами.
Её волосы обвязаны лентой из-за которой несколько локонов спадают на лоб. И наконец, получил письмо: ОНА ПЕРЕДУМАЛА. Именно здесь Бернадот и Моро плетут заговоры против Бонапарта. Она дала согласие. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Извилистые контуры художника качественно изображают женскую фигуру. Она не в силах бросить стареющего мужа (или отца. ), к тому же и разоренного то ли по ее вине, то ли в силу иных обстоятельств и не хочет быть просто любовницей человека, который боготворит её.
Жюли Рекамье было 23 года, когда работа над картиной была прекращена. В законченной версии картины, возможно, присутствовали бы модные вещи того времени, однако из-за внезапной остановки работы над картиной в ней присутствуют только канделябр, выполненный Энгром (фр. Ingres), скамейка для ног и кушетка (фр. sofa), на которой возлежит мадам Рекамье. С этого момента их отношения становятся весьма напряженными.
Контрапункт горизонтальных и вертикальных линий создаёт извилистую «арабеску» её тела на вибрирующем фоне, подобном фону картины «Смерть Марата». История в чисто французском духе. Что здесь правда, а что нет, трудно сказать. Этот аскетизм делает её внешний вид ещё более волнующим. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). Её первой загадкой стало таинственное замужество. Она была женщиной с характером и общественное мнение её особо не интересовало.
Те же историки утверждают, что в ту сложную эпоху такие фиктивные браки были не редкость. Именно минимализм и делает это полотно ценным и единым целым. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Её волосы обвязаны лентой из-за которой несколько локонов спадают на лоб.
Однако, вскоре он создает портреты людей, связанных с ним родственными узами. Её имя становится символом, олицетворяющем хороший вкус и образованность, она превращается в «звезду» европейского масштаба, о ней говорят в России и Англии, в Италии и Германии.
Начинается трогательная переписка между Мадам Рекамье и Принцем Августом, то с обнадеживающими «да», то с грустными «нет» и, наконец, несколько лет спустя она дает свой решительный отказ. Как ни странно, но все революции похожи друг на друга. Ее волосы украшены лентой.
Полотно «Коронование. Полотно с изображением женщины привлекает своей простотой и лёгкостью. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Жироде, Ж. Б. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр).
Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Это был первый мужчина в ее жизни, заставивший ее задуматься о любви, романтической и страстной.
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Это было духовное возрождение Мадам Рекамье и её салона, но одновременно она попала в эмоциональное «рабство» любви.
После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. За картину «Велизарий» (ее можно посмотреть внизу статьи) художник был принят в Академию. Здесь обмениваются идеями, обсуждают их и круг мадам Рекамье постепенно соскальзывает к полной оппозиции Консулату.
Выиграв Римскую премию, он работал в Риме с 1775 по 1780 год. Леруа изображен сидящим за письменным столом в модной домашней одежде. Август поспешил домой просить разрешения семьи на женитьбу.
Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Последний недолго терпит этот очаг раздора: в 1803 г. он закрывает салон. Позвольте мне удовлетворить мой каприз: я оставлю ваш портрет в его теперешнем состоянии». Это его дядя архитектор Ж. Демезон (1784), тесть и теща – смотритель королевских строений Шарль-Пьер Пекуль и госпожа Пекуль (1784).
Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Сколько политических переворотв и перепитий за двадцать пять лет. В 1802 году она совершает поездку в Англию – непримиримую соперницу Бонапарта, показывая этим свое неприятие политики нового правительства, а вернувшись, открывает свой салон, превращающийся постепенно в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр. Именно здесь Бернадот и Моро плетут заговоры против Бонапарта.
За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. В довольно темной комнате видны канапе, деревянная скамейка, светильник, специально изготовленные для написания картины. Те же скептично настроенные историки, на этот раз, более благосклонны к Мадам Рекамье. Мадам Рекамье изображена босиком в скромном белом платье, полы которого спадают на пол. В 1804 году он становится придворным художником императора Наполеона.
Винкельмана. Её дом и здесь привлекал к себе людей, независимо от возраста и положения. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве). Он забрасывал её любовными письмами, чувствовал, что сходит с ума.
Энергия таится в твердо сомкнутых губах, в напряженых мускулах лица.