Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Такой семейной работой и является портрет его жены Кустодиевой. Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. Для этого полотна Кустодиев написал 27 портретов.
Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции. Б. м. кустодиев создал новый стиль написания портрета. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью многих портретов Кустодиева.
Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Так случилось, что однажды и он стал героем портрета Кустодиева. Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Б. Кустодиев Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова.
С некоторыми портретами Кустодиева дети среднего школьного возраста обычно знакомятся в школе. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г. ), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада. Б. кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского).
27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерскойБориса Кустодиеваи спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника.
Кустодиева позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции. В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны.
Русский художник Борис Кустодиев несомненно обладал им. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Бегали в прятки.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему.
Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. А болезнь художника прогрессировала. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Увидеть ее – высший дар. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
М. Г. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Кустодиевой. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Для меня главное в картине — цвет. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Только одно рисовать.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Ему категорически запрещено работать. Возможно.
Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Я. Билибин, 1901).
Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой».
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан.
Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии.
Любовь к ней отражается в каждой работе. Сияет небо.
В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте.
Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковке из которых можно выделить отличный по мнению критиков рисунок головы Шаляпина. Она была рядом. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. К этому времени у них уже родился сын. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Какова шуба на нем. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Я. Билибин, 1901).
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
Возможно, художник предлагал живой фон и заказчикам портрета самодержца, но те по какой-то причине остановились на «пустом», безлюдном Кремле. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Некоторое время спустя певец приехал к художнику с дирижёром Мариинского театра Даниилом Похитоновым.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Вот кого рисовать-то. В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. А шуба. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Добужинского (1913), И. Я. Истинного зрения. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Вместе с тем всё это самозабвенно увлекло бескомпромиссного и требовательного Шаляпина, да так, что он свёл к минимуму гастрольные поездки по российским городам и стал лично заниматься проведением репетиций, в ходе которых сам показывал интонации для ролей участников массовых сцен. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах.
Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника.
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции используя аллегорию. Вместе с семьей отправляется в Париж. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Портрет И. Б. Кустодиевой. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Красный цвет стен половые в белом, с подносами видна какая-то абсолютно неуместная пальма в кадке — все вместе сурово, зловеще, хмуро. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната.
В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Кустодиев. 1915 У окна.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. М. и В. А. Кастальские), няня. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева. Как отмечал Шаляпин, Кустодиев «с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. К вечеру у художника поднялась температура.
Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Грабаря (1916). Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Как отмечал Шаляпин, Кустодиев «с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.
Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Кустодиевой с дочерью Ириной. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Неоднократно они вместе пели дуэтом, вспоминая песнями родную Волгу, рядом с которой оба выросли, благо, что у Кустодиева был неплохой тенор261428.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева. Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Однако для больного художника это была невероятно трудная работа, самый настоящий беспримерный творческий подвиг, хоть и привнёсший в его жизнь светлые и радостные моменты1440. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
И все в таком роде». Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. 1910 На террасе. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать.
На руках у Марины обезьянка. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. Рядом — церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана».
В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Будто впервые. После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед.
М. и В. А. Кастальские), няня. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен — он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Это от отсутствия зрения. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Картина вызывает страх и тревогу. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Так он и работал.
Рериха (1913), М. В. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». В этих словах чувствуется недоверие и осторожность живописца к государю.
И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Вероятно, так «имиджмейкеры» Николая хотели придать дополнительной «исконности» императору. – писал ей когда-то Кустодиев. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».
Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Портрет И. Б. Кустодиевой. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Зашел с мороза прямо в шубе. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости и в горе. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. И. Шаляпин».
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем.
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать. Яркие краски придают картине мажорное звучание.
Кустодиев создает ряд портретов. Гримаса судьбы – за десять дней до смерти Кустодиеву сообщили, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. В картинах Кустодиева невидимая для глазного нерва обратная перспектива – не мы праздно, критично лицезреем «нехитрые» сюжеты Бориса Михайловича, а, напротив, Кустодиевская Русь, скрытая Родина, взирает на нас, как на «объективную реальность» – суматошных, горделивых обладателей «собственного мнения». Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Но и она только чуть приглушила боль. Так оно и было.
Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Сам Кустодиев признавался, что эти заказы отвлекают его от неустанного поиска языка и стиля. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Чертовски трудно.
Высота комнат необычная. Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.
От отсутствия чувства Родины. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества». Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Парадокс. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
ДО КОНЦА. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. А может быть именно вот таким образом и стоило.
В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. 1910 На террасе. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
Однако московский «интерьер» выглядит слишком искусственно, как макет. А художник был почти беспомощным. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции -- сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. Искусство требует всей жизни. На руках у Марины обезьянка. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.
Позади государя Кремль, а не «родной» Санкт-Петербург. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Здесь семья проводила каждое лето и это время для нее было самым счастливым. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Последняя есть скрытая Родина, земля обетованная русского народа. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом».
Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Я терпелива. Отца своего он почти совсем не помнил. Как известно, Кустодиев очень любил обогощать портреты «живым» фоном. Главной темой творчества художника стала семья. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева — центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.
Лансере (1915), И. Э. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. 1915 У окна.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Кустодиевой. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Билибина (1914), Е. Е. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Мы жили на третьем этаже. Только щеки да нос краснеют». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны.
Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме.
Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). М. Г. Но еще – память, воображение.
Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль5362324445463339474849. Художник – без рук, он жить не сможет. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Без сложнейшей операции не обойтись. Что было в его силах в это смутное и голодное время. Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые, – его фраза. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента».