Это портрет кардинала. Корин, П. Д. Продолжение статьи о реставрации «Портрета кардинала Антониотто Паллавичини», приписываемого Себастьяно дель Пьомбо. В этом портрете подпись художника можно видеть на листочке бумаги, лежащем в ногах кардинала. У Тициана есть портрет Папы и двух его внуков Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе, созданном в тоже время, что и индивидуальный портрет кардинала.
Картина Эль Греко Портрет кардинала Таверы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Корин, П. Д. Реставрация «Портрета кардинала Антониотто Паллавичини», приписываемого Себастьяно дель Пьомбо.
Анна, заподозрив викария в умышленном преувеличении, рассердилась. Города Прованса и Нормандии стали за парижан. Fischel 1904, S. 180 (здесь и далее – приписывается Тициану) Fischel 1906, S. 20, 206, 228 Fischel 1907, S. 196 Dacier 1909, вкладыш с. 148, 186 (воспр. da un manierista facilone e ignorante). Но поднялась новая Фронда.
Анна Австрийская принуждена была согласиться на эту меру принцы были освобождены. Вместе с тем началась война памфлетами и стихами, но в этих произведениях заметна большая разница с подобными же произведениями эпохи религиозной борьбы (лиги) тогда религиозное одушевление, с одной стороны, опасность от гибельной усобицы и вмешательства иностранцев – с другой, вообще сильно разгоревшиеся страсти высказались и в литературных произведениях серьезных и страстных но памфлеты и песенки Фронды своею легкостью соответствуют характеру движения, не имевшего серьезного политического исхода: в этих произведениях (мазаринадах) чаще говорится об итальянском произношении Мазарини, чем о народных бедствиях. Лукко (устно, 1997) высказался в пользу авторства Тициана и датировал около середины 1530-х годов. Дусслер (Dussler 1942) высказывал сомнение, а Паллуккини (Pallucchini 1944) категорически отвергал его авторство позже (устно, 1970-е) он говорил о принадлежности портрета школе Тициана. Конти был провозглашен генералиссимусом с зависимостью от парламента.
«Я видел не одного Конде, но больше двенадцати», – говорил Тюренн, умевший отдавать должное сопернику. Бенуа в путеводителе по Эрмитажу (1910 1997) называл его «хорошим портретом молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини», однако не исключал, что его автором мог быть подражатель Тициана. Таким образом для Мазарини очищено было место Ришелье. В хмуром бурозеленом тоне пейзажа появились синее небо и голубые дали. Он ясно различал границы между злом и худшим злом, между добром и лучшим добром, что является великим качеством для министра. Анна Австрийская – это было самое сильное чувство кардинала.
Самому Кон-де пришлось услыхать такие крики, которые заставляли его изменяться в лице. Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878), усматривая в картине черты сходства с работами Себастьяно дель Пьомбо, называли, однако, автором Тициана и отмечали влияние Микеланджело. Франции угрожала междоусобная война. Ermitage 1863, р. 26 Waagen 1864, S. 64, 102 Кат.
Франция находилась в самом печальном положении в 1649 году. Обычно он принимал правильные решения. Но, возможно, так же сильно, как Анну, Ришелье любил кошек.
Он исходил из добра или здравого смысла всякий раз, когда интересы приводили его ко злу, но, совершая зло, он прекрасно это осознавал. Crozat 1755, p. 48-49 Cat. Портрет кардинала Антония Паллавичини. ) Muller-Rostock 1922, S. 22 Fischel 1924, S. 290 (приписывается Тициану) Venturi 1932, IX/5, p. 32-33 ill. Остальные главные зачинщики бежали за границу. Король созвал министров и статс-секретарей и объявил им: «До сих пор правил моими делами покойный кардинал с этого времени я сам буду моим первым министром. Эрмитажа 1889, с. 50 Cat.
Бернсон (Berenson 1932 1936 1957) публиковал как работу Тициана раннего периода. ГМИИ 1961, с. 148 (здесь и след.
S. PRASSEDIS. Сочинение это доставило ему репутацию одного из самых выдающихся апологетов католицизма. Эрмитажа 1912, с. 178-179 Вентури 1912, с. 7 ил.
Ратные люди явились, как скоро было жалованье явились и генералы из недовольных вельмож: герцог Эльбёф, принц Конти (младший брат Конде) с зятем своим (мужем сестры), герцогом Лонгвилем, которого жена принимала деятельное участие в движении, герцог Бульон, маршал Ла-Мотт-Гуданкур, герцог Бофор предложили свои шпаги на службу «парламенту и публике», после перешел на сторону Фронды и брат герцога Бульонского, знаменитый маршал Тюренн. В парламенте опять заговорили против правительства, раздались голоса, что «монархия ниже законов».
– L. Venturi 1912). Раскрытая книга покоится на его коленях. во всех кат.
Крестьяне, обремененные налогами, начали волноваться. Бернсон (Berenson 1957) относил к раннему периоду творчества Тициана. Об истории Рафарэля и Форнарины можно прочесть здесь.
Но любимой была Мариам – ласковая белоснежная кошка. Ermitage 1899, p. 134 Кат. Из 124 миллионов 68 шли мимо контроля, так как помещались в секретные расходы.
Габриеля де Сент-Обена) Бенуа 1910, с. 59-60 (Тициан или один из его подражателей) Fischel 1911, S. 208 (приписывается Тициану) Альбом Эрмитажа 1912, с. 232 ил. Эрмитажа 1885, с. 43-44 Кат. Stuffmann 1968, р. 77, 158 (Тициан) Valcanover 1969, р. 139, 598 (среди произведений, приписываемых Тициану) Wethey 1971, р. 175-176, Х-79, pl. Этот день, а именно 12 ноября 1629 года, носит название journee de dupes (дня обманутых), так как многие тогда горько ошиблись в расчетах. Путеводитель ГМИИ 1994, с. 97 Guidebook 1995, р. 97 Кат. Когда все пробные расчистки дали положительные результаты и были сфотографированы, мы приступили к дальнейшей работе по удалению записей и грязного музейного лака».
В надписи рукой Ван Дейка на рисунке с картины ГМИИ, сделанном в альбоме сто Итальянских набросков 1622-1627 годов, автором портрета назван Тициан (Van Dyck 1622-1627 Adriani 1940). А ещё – был знаменитым на всю Францию гурманом. Несколько раз он привставал в ложе, чтоб показаться публике. Четыре года спустя враги кардинала чуть было не одержали над ним верх. Эрмитажа 1916, с. 13 (Себастьяно дель Пьомбо.
Эрмитажа по 1916) Cat. Фрондеры в парламенте, фрондеры-генералы и фрондеры из других слоев общества были очень недовольны тем, что депутаты парламента поспешили примирением но первый президент парламента, Матвей Молэ (Большая Борода, как его обыкновенно звали в народе), неустрашимо выдержал бурю, не смущаясь никакими криками и угрозами между криками слышалось слово «республика». Согласно тексту Жизнеописаний Вазари: Однажды, посетив Тициана в Бельведере, Микеланджело и Вазари увидали у него картину, над которой он работал: обнаженную женщину в образе Данаи, принимающей в свое лоно Зевса в виде золотого дождя и (как это принято в присутствии художника) очень ее расхвалили. Ссылаясь на Кампори (Campori 1870, р. 236), Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1877, р. 734) предприняли попытку отождествить картину из ГМИИ с портретом Тициана из собрания Фарнезе в Парме (1680 год), совпадающим с ней по описанию. Эрмитажа 1863, с. 31-32, 102 (номер сохр. Бенуа называл ее «хорошим портретом молодого кардинала, якобы Антонио Паллавичини».
Вельможи опять выступили с своими претензиями, но в чем состояли эти претензии. Людовик XIII не счел нужным предупредить первого своего министра об угрожавшей опасности. Гастона купили обещаниями провинции в управление. Она начала совершенно спокойно беседовать с ним о государственных делах.
Правительство действовало решительно, показало свою силу. Уизи (Wethey 1971) в своей трехтомной монографии о Тициане называл портрет работой римской школы около 1530 года. Эрмитажа 1888, с. 43-44 Кат. Анализируя состояние сохранности «Портрета», П. Д. Корин предлагает и новую атрибуцию: «Теперь, когда с портрета удалены искажавшие его позднейшие записи и грязный музейный лак, можно оспаривать атрибуцию Вентури.
В 1647 году подати достигли небывалой цифры. рис. Пробная расчистка подтвердила предположение П. Д.
Литература: Van Dyck 1622-1627, л. 83/109 (здесь и далее – Тициан) Manette 1720, ed. Так как у французов в это время продолжалась война с испанцами, то умирающий Людовик XIII поручил начальство над Фландрскою армиею герцогу Энгиенскому, который, как мы видели, начал свое военное поприще блистательною победою при Рокруа (май 1643 года) победителю было только 22 года. Авторская живопись в плохом состоянии сохранности. Ее домик до сих пор ютится рядом с роскошной Виллой Фарнезе. Обширная утрата авторской живописи справа от фигуры на фоне. Этот блестяще образованный капуцин два десятилетия выполнял самые деликатные его поручения и даже заслужил прозвище «серого преосвященства», хотя кардинальскую шапку получил лишь незадолго до кончины.
(Manette с. 1720). Эрмитажа 1869, с. 43-44 Cat. В завершении, после подписи и даты от 27 марта 1941 года, П. Д. Корин указывает, что «продолжение статьи будет по окончании реставрации». Когда отнялась сильная рука Ришелье, то сжатое при нем снова пришло в движение.
Он был робок, трепетал при виде приближающейся беды, но был тверд и стоек в самой беде. Наконец, при нем основана была еженедельная газета (Gazette de France). Конде надавали богатых владений и он обещал поддержать двор. Когда он возвратился во дворец и объявил, что Париж покорен в надежде на исполнение обещания, то королева отвечала ему с насмешкою: «Ступайте, отдохните после такой работы. » У ней было другое на уме, а не освобождение Брусселя.
Ermitage 1774, p. 71, 828 Hand 1827, p. 126 Livret 1838, p. 68, 24 Кат. Одержали победу, вытребовали уступки. И действительно, когда в Париже разнеслась весть, что эти три человека схвачены во дворце и отведены в крепость (Венсенн), то улицы были иллюминованы: город праздновал заточение своего героя как великую победу в парламенте не было речи о том, что захваченные принцы должны быть судимы по законам.
Ему дозволялось высказывать только мнения, согласные с воззрениями кардинала. Тогда Гонди перешел на сторону королевы, которая обвинила Конде в сношениях с Испаниею. Там, под покровительством кардинала Джованни Баттисты Чибо, также генуэзца по происхождению избранного папой под именем Иннокентия VIII, Антониотто Паллавичини быстро сделал церковную карьеру: в 1489 году был назначен кардиналом-пресвитером церкви Сант Анастазия в Риме, а несколько лет спустя – церкви Санта Прасседе (эта должность обозначена в надписи на портрете).
Конечные цели заговора держались в секрете даже от самой Анны Австрийской. Ришелье учреждением чрезвычайных судов сузил круг парламентской деятельности учреждением интендантов (областных управителей), зависевших от министров, сосредоточил власть в руках королевских, ослабив областную самостоятельность. Домовладельцы обратились к парламенту и парламент заступился за них. (Себастьяно дель Пьомбо) L Venturi 1912, р. 127 ill., 132 (предположительно, Себастьяно дель Пьомбо) Кат. 1858-1859, V, p. 328 Cat.
В ноябре 1659 года был подписан так называемый Пиренейский договор между Франциею и Испаниею: Франция получила им провинции Артуа и Руссильон и части трех других провинций (Фландрии, Эно и Люксембурга). (Moroni 1851, LI, p. 48-50).
Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Особенно пострадало изображение фигуры, где верхний лессировочный слой практически утрачен, а на лице заметна поздняя правка темной краской (брови, глаза, нос). Volpe, Lucco 1980, p. 135, 195 (предположительно копия Кариани с Тициана) Кнорре 1982, с. 185 (здесь и далее Себастьяно дель Пьомбо) Кат. Гонди потребовал у Мазарини, чтоб тот выхлопотал ему кардинальство Мазарини отказал, тогда Гонди соединился с партиею Конде, увлекая за собою и бесхарактерного герцога Орлеанского. Ermitage 1869, Р- 44 Crowe, Cavalcasene 1877, II, S. 702-703, 734 Crowe, Cavalcasene 1878, II, p. 427-428, 523 Bode 1882, Lief. В Путеводителе по Эрмитажу 1910 года А. Н.
С большим трудом викарию удалось исполнить это поручение. Угрозы, которыми королева встретила членов парламента, не произвели на них никакого действия: члены соединенных палат продолжали совещаться вместе и говорить зажигательные речи, в которых слышалось что-то «древнеримское», по свидетельству современников. Мазарини принял депутацию, лежа на постели, здоровье его уже было расстроено.
Корина, что портрет не смыт, а загрязнен, записан и искажен так называемым музейным лаком. Вдруг распространяется слух о кончине принцессы. Но в центр общего внимания он не попадает. Потом можно посещать его величество и пореже, например раз в неделю.
В начале 1648 года в Париже по ночам слышались выстрелы: горожане, раздраженные новым налогом, пробовали ружья чиновники, которым не выплачивалось жалованье, обратились к парламенту, который заступился за них и постановил, чтоб все судебные и финансовые палаты соединились для защиты общего дела. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо.
Эрмитажа 1895, с 38 Cat. В 2002 году данные физико-химических исследований явились для специалистов необходимой базой в расшифровке материалов живописи, а съемка в рентгеновских и инфракрасных лучах позволила выяснить особенности живописной манеры, композиции, авторского «почерка», а также степень сохранности живописи. Сначала все были довольны, только и слышалось при дворе: «Королева так добра. » Но когда просить и получать стало уже труднее и когда в то же время заметили, что дают не по одной доброте, а по болезни и слабости, то начали презрительно обращаться с человеком боязливым и слабым – с Мазарини начали показывать итальянцу, что он лишний во дворце, должен уступить место и влияние другим, познатнее его и когда увидели, что королева упрямится, хочет непременно удержать при себе Мазарини, то и она перестала быть «такою доброю». S. PRAXEDIS MORTEM PRAE OCULIS SEMPRE HABENS VIVENS SIBI POS. Город стал приготовляться к защите, начали собирать деньги и жалованье ратным людям.
На гробнице кардинала высечена эпитафия: ANTONIOTVS CARD. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2.
– Себастьяно дель Пьомбо) Tietze-Conrat 1950, р. 428, 433 Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл. Под именем Тициана портрет значился в собрании Кроза и именно к тому периоду относится сделанный с картины рисунок Габриеля де Сент-Обена (Dacier 1909).
Палец этот достался потом библиотекарю Раделю, который и пожертвовал его библиотеке. 743 Cat. Лучших учеников он хотел переводить из реальных школ в высшие учебные заведения. 7 Berenson 1957, I, p. 186 (ранний Тициан) Valcanover i960, I, p. 101 (стилистически близкий к Себастьяно дель Пьомбо) Кат.
Тогда в декабре 1652 года Рец был схвачен и заперт в Венсенском замке. Ermitage 1891, p. 163-164 Кат. За Конде вооружились герцог Бульон, маршал Тюренн и другие друзья принца энергическая красавица герцогиня Лонгвиль, сестра Конде, была душою движения. Авторство Тициана сохранялось вплоть до начала XX века – как в зарубежной литературе, так и в изданиях Эрмитажа, где картину относили к раннему периоду творчества художника. Лучшей сохранностью отличается изображение пейзажа.
Но надолго ли. Гонди и Бофор объявили, что они абсолютно примирились с двором и в народе говорили: «Значит, не нужно более ненавидеть кардинала, если он перестал быть Мазарином» (1650). При дворе всем заправляет итальянец Мазарини, человек, на которого ни в чем нельзя положиться, человек, который «не уважает никакой добродетели и не ненавидит никакого порока». Не успел Мазарини выехать за границу, как уже люди, его изгнавшие, начали ссориться.
По сведениям, сообщаемым Э. Липгартом (Эрмитаж) идея авторства Себастьяно дель Пьомбо впервые была высказана немецким ученым Отто Мюндлером и затем подхвачена итальянцем Лионелло Вентури. Прописка была сделана в XVIII или начале века и очень плохо. А еще у одной любимицы было имя Сумиз, что в переводе означало «особа легкого поведения». Ришелье указал королю на неуместность увлекаться чувством зависти к родному брату. Он не был либералом, но давал больше, чем обещал и оказывал благодеяния.
– Себастьяно дель Пьомбо. ) Кат. Памфлеты вышли из всяких пределов приличия. Положение фигуры портретируемого характерно для Тициана. 255 (Римская школа, около 1530) Демская 1979, с. 98, 100 (здесь и далее – Себастьяно дель Пьомбо) Путеводитель ГМИИ 1980, с. 23 ил.
«Нашей реставрацией, заключает Корин, выяснилась степень виновности реставрации 1915 года и бережное отношение к своим жертвам старых реставраторов XVIII века, являющихся виновниками потертости живописи (в указанных нами местах) по фактуре холста и положен конец той истории, которая была поднята в печати, с большим на то основанием, двадцать пять лет тому назад А. Н. Бенуа». Показания бесноватых были признаны имеющими силу законного доказательства. В марте 1661 года Мазарини умер.
Неповторимая индивидуальность каждого портретируемого гармонирует с возвышенным идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Лионелло Вентури (Вентури 1912) подхватил идею об авторстве Себастьяно дель Пьомбо, указав при этом, что «в плоской форме рук, лишенных костяка и объема и холодном колорите пейзажа отсутствуют характерные черты живописи Себастьяно» (. Наконец, следует признать, что все его пороки были прославляемы фортуной, поскольку они были пороками, служившими добродетели. Кардиналу наскучила зависимость от такого тяжелого человека, как Конде и он сблизился с враждебными последнему герцогами Вандомами, выдавши племянницу за одного из них (герцога Меркера). Эрмитажа 1892, с. 38 Кат. «Испанская партия», к которойпервоначально примкнул и Ришелье, умудрилась оттолкнуть от Франциивсех её старых союзников. Благодаряему во Франции в отличие от другихкатолических стран не зверствовалаинквизиция и не пылали костры«ведовских процессов».
(здесь и след. Конде, упрекая Мазарини в неблагодарности, удалился от двора. AN. 105 (Тициан как находящийся в Эрмитаже) Dussler 1942, S. 145, 67 (Себастьяно дель Пьомбо. ) Pallucchini 1944, р. 124 п. 49, 184 (отрицает авторство Себастьяно дель Пьомбо как находящийся в Эрмитаже) Бюллетень ГМИИ 1947, с. 34 (здесь и след. С этого момента и в течение почти ста лет картина публиковалась под новым именем.
Хёрст, автор исследования о творчестве Себастьяно дель Пьомбо (Hirst 1981), картину из ГМИИ не упоминает. Антониотто Паллавичини (1441-1507) родился в Генуе, принадлежал к древней и прославленной аристократической фамилии, чья история особенно тесно связана с городами Северной Италии – Пармой, Пьяченцей, Кремоной, Генуей, Турином. (здесь и далее – Себастьяно дель Пьомбо) Gombosiin Thieme-Becker 1933, XXVII, S. 74 Berenson 1936, p. 490 Adriani 1940, S. 67, Taf. Но эти принцы недолго могли рассчитывать на парижан: вожди партий высказали ясно своекорыстность своих стремлений, об общем благе, об облегчении народа не было более речи, нерешительное положение всего более тяготило жителей Парижа, которые все сильнее и сильнее высказывали свое неудовольствие на неспособность парламента, который не умел ни возвратить короля, ни прогнать Мазарини в мае 1652 года в народе раздавались крики: «Мир или война. В городе вспыхнуло сильное волнение, когда узнали, что «защитник народа» схвачен правительством. Такую датировку в прошлом уже предлагали Кроу и Кавальказелле, а также Титце-Конрат.
Действительно «смелое» утверждение П. Д. Корина, безусловно, свидетельствует о его проницательности и остроте восприятия истинного художника, но для подтверждения или опровержения авторства очевидна необходимость комплексного изучения полотна проведения химических, физических и историко-искусствоведческих исследований. Кроу и Кавальказелле (Crowe, Cavalcasene 1878) полагали, что портрет был исполнен Тицианом в 1545 году в Риме и повторял неизвестный нам портрет прелата. Все французские партии подчинились законному авторитету верховной власти. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены. Лукко (Volpe, Lucco 1980) высказал предположение, что картины из ГМИИ являются копией Кариани с работы Тициана 1530-х годов.
Не воспользуется ли двор первым случаем, чтоб «возвратить умерщвленную королевскую власть». Холст саржевого плетения, дублирован. Липгарт, также придерживавшийся этой атрибуции, в рукописном каталоге итальянской живописи (1928) сообщал, что авторство Себастьяно дель Пьомбо предложил Мюндлер (устно). «Вам бы хотелось, чтоб я возвратила свободу Брусселю, – закричала она с угрожающим жестом, – да я скорее задушу его собственными руками и всех тех, кто. » Мазарини поспешил остановить ее и успокоить, министр упросил Гонди пойти к народу и обещать освобождение Брусселя, если только положить оружие.
Можно сказать, что заключение о состоянии сохранности авторской живописи, данное Кориным, в целом совпадает с аналогичным описанием в каталоге собрания ГМИИ, однако проведенные в 2002 году технико-технологические исследования позволили оценивать сохранность произведения более критично. Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. MDI. Пожалуй, его самым известным питомцем был черный кот Люцифер, он появился у кардинала во время его борьбы с ведьмами.
635). В инвентарной описи собрания Ван Дейка 1644 года, озаглавленной «Collectione delli quadri et ritratti di Tiziano, et altri vecchi maestri, dil Cavallre van Dyck» под номером 5 упомянут портрет: Un Cardinale di Casa Pallavicina (Mller-Rostock 1922, S. 22). Раздраженный Конде подал жалобу в парламент. Республика оставалась на словах, но и Рюельское примирение не могло быть продолжительно. После переезда во Флоренцию в 1504 году художник подпадает под мощное влияние Леонардо да Винчи.
Тот вышел из себя, сделал такой жест рукою, как будто хотел задеть кардинала по носу и удалился, закричавши ему: «Прощай, Марс. » Фрондеры пришли в восторг при вести об этом разрыве и спешили предложить свои услуги Конде Мазарини был почти всеми оставлен, так как никто не считал возможным, чтоб кардинал восторжествовал в борьбе с Конде. Оскорбили двор, ждали мщения и тревожились. 79). Они ошиблись, однако, в расчете, так как Людовик XIII совершенно неожиданно выздоровел. Тогда вожди Фронды, преследуемые за покушение на жизнь принца, решились сблизиться с двором против общего врага. И только эти пушистые существа были по-настоящему к нему привязаны. Королева была склонна к энергическим мерам против этих «канальев», как она называла членов парламента и других палат, не могла выносить мысли, чтоб эти люди ограничивали королевскую власть но Мазарини боялся сил соединенной магистратуры.
Эрмитажа 1901, с. 40-41 Сомов 1901, с. 40, 102 ил. Двенадцатилетний король обнаружил в себе при этом случае будущего Людовика XIV: он сказал матери, что если бы он не боялся навлечь на себя ее неудовольствие, то заставил бы замолчать первого президента и выгнал бы его (начало 1651 года). Адольфо Вентури (Venturi 1932), а за ним Гомбози (Gombosi in Thieme-Becker 1933) сохранили атрибуцию Себастьяно дель Пьомбо.
ГМИИ 1986, с. 160-161 Маркова 1992, с. 135 ил. Казалось, дело кончилось благополучно. Вообще дворцы кардинала изобиловали произведениями искусств, так как Ришелье был усердным коллекционером картин, бюстов, медалей, бронзовых и фарфоровых вещиц, античной мебели, мозаики, драгоценных камей, редких книг и рукописей.
XII, S. 2 Penther 1883, S. 35 Кат. (Себастьяно дель Пьомбо. ) Бенуа 1997, с. 34, 239-240 (Тициан) Путеводитель ГМИИ 1998, с. 164, 166 (Себастьяно дель Пьомбо). Положение рук кардинала встречается и в Портрете Джулии Делла Ровере Тициана из Галереи Палатина (инв. Так, утверждали, будто он отравил кардинала Берюлла (занявшего его место в качестве интимного советника королевы-матери), замышлял истребить членов королевской фамилии и овладеть французским престолом, упрекали в равнодушии к интересам церкви и в готовности жертвовать ими ради благ мира сего.
Он был достаточно религиозен для этого мира. Взгляд Конде на Мазарини, этого человека, не умеющего владеть оружием и осмеливавшегося противоречить ему, принцу и герою, вполне выразился в презрительном восклицании: «Прощай, Марс. » Желая не управлять, а господствовать, желая, чтоб все безусловно подчинялось его прихотям, Конде явился для всех невыносимым деспотом, как для врагов, так и для друзей. Вместе с исключением всех иностранцев из королевского совета парламент потребовал исключения кардиналов духовенство подало королю жалобу на обиду, сделанную Церкви герцог Орлеанский стал на стороне духовенства имел в виду кардинальство Гон-ди. После кропотливой работы по удалению всех этих наслоений полотну была возвращена его первоначальная художественная ценность» (Бюллетень ГМИИ 1947).
Борьба эта велась с обеих сторон самым беспощадным образом. В то же самое время парламент поссорился с дворянством, которое, жалуясь на поспешное ограничение древних прав и вольностей дворянских, жалуясь, что люди меча должны подчиняться людям пера, людям низшего происхождения, требовало созвания генеральных чинов, чтоб прекратить злоупотребления министров и захват власти, какой позволяли себе парламенты. На сорок втором году Анна была еще хороша собою к приятной наружности присоединялось чрезвычайно приличное и привлекательное обращение сочувствие к королеве усиливалось еще печальною судьбою ее при жизни не любимого ею и не любившего ее мужа. – Себастьяно дель Пьомбо) Путеводитель ГМИИ 1964, с. 64-65 ил. Кардинал запечатлен спокойно сидящим в кресле.
Постройкой Пале-Кардиналя заведовал один из знаменитейших тогдашних архитекторов Лемерсье. ГМИИ 1995, с. 118 ил. Кардинал Ришелье имел благородное происхождение.
Во Франции между темпылают пожары восстаний. Ришелье чувствовал опасность и хотел умерить одну силу другою, поднявши в городах класс торговых и промышленных людей против наследственного чиновничества, но среди войн ему не достало досуга привести в исполнение свои планы и теперь его преемник должен был иметь дело с опасным сословием, которое поддерживалось множеством недовольных, ждавших зачина движения, чтоб броситься в него с «французским бешенством» – furia francese. Неизвестно, в какой степени убедительными казались эти доводы королеве. Конде выехал из Парижа и явно перешел на сторону Испании.
254). Он погружен в свои размышления, его поза свободна и естественна. Расчистка на изображении рук показала хорошую сохранность живописи. Время же, напротив, подтвердило его плохую сохранность.