Рубенс решает, окончив рисунок, написать картину «Портрет камеристки». В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки.
Первичный. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Но к чему эти воспоминания, терзающие душу. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Его жизнь. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Художник как бы сравнивает свою модель с призрачным, хрупким цветком. О мечты великих. Перед придворным художником Рубенсом прошли все важнейшие политические фигуры Европы XVII века и многие из них были запечатлены кистью мастера. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы.
Она повзрослела за эти короткие недели на годы. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Питер Пауль прилежно штудирует фрески великого Рафаэля в Ватикане. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Все это тайна велика есть.
Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Художник отходит от мольберта и долго-долго глядит на модель и холст. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4.
В них начисто отсутствует мистика. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Молодой художник проводит сотни часов в Сикстине, пораженный вихревыми ритмами «Страшного суда» и грандиозной пластикой плафона, где каждая пядь — неодолимая высота искусства. Каждый зритель может стать счастливым Колумбом или Васко да Гамой, открыв новую красоту. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16.
Бык. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Но не хватало самого малого — силы. Мастер-пророк. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Тысячи касаний. Гордое слово. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог.
Ах, этот полный тайн, удивительный, почти волшебный 1625 год. Ажурная колонна. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию.
Он на миг потерял внутренний контакт с моделью и женщина мгновенно почувствовала это. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Молодая дама никак не могла скрыть ту слегка вульгарную и горьковатую мину, которой обладали многие участницы дворцовой карусели, порою судорожно веселой, а иногда тоскливой и нудно-однообразной Ах, этот нектар пустейшей светской улыбки, скрывающий все и создающий лишь иллюзию радости общения. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Богоматерь с младенцем.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Но что-то дрогнуло во мне. И все же Рубенс пишет камеристку. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Не это ли первый и главный признак шедевра.
Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Художник вздрогнул. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Это вовсе не его любимый тип женщины. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Они немы. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Да, она много знает. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Главное — глаза, пристальные, остро внимательные, может, даже недоверчивые. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Этот Ришелье, дьявол в одеянии кардинала. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость».
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. «Камеристка» не нуждается в них.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
«Камеристка» не нуждается в них. Все это я вычитала в аннотации к картине. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Феерическая кипень. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. И Рубенс писал эти портреты.
Рубенс и себя не раз писал в ней. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Широкая шляпа элегантно заломлена. Большие светло-зеленые глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции.
Пожалуй, лишь яростный Тинторетто был способен на такой подвиг. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Картина несёт характерные черты рубенсовской манеры письма, но её однозначная атрибуция является спорным вопросом. И ни одного похожего.
Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Части света часто персонифицировались речными божествами и могут появляться в живописи вместе с характерными для этих мест животными или опираться на урны из которых струится вода голова под вуалью указывает, что источник реки неизвестен. КОНТИНЕНТЫ. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки1, заметное также невооружённым взглядом. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Великолепно ухожены закрученные усы.
Рубенс писал. Время. Остаться существовать в милости и довольстве Чуть-чуть шелестит подкрахмаленное жабо. Но истинным его кумиром был творец фресок Сикстинской капеллы — Микеланджело.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Отсчитывают минуты старые куранты.
Этот хрупкий цветок возрос в душных покоях дворца, где самим воздухом служили фальшь интрига, условность. Четыре с половиной метра высота полотна — шесть дней работы. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Потрясает нас, как вновь открытый материк. А ведь оно только одно из многих.
Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Поправила прическу. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Постигает тайны построения пространства, ритм и гармонию рисунка и цвета. Предтеча. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Иначе еще не бывало в истории. Время.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Микеланджело многим казался грубым, неуживчивым, почти неотесанным. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
Мастер взглянул на картину и модель. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Плотно сжаты искусно нарисованные губки.
Рубенс тяжело переживал эти утраты. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Будто другая женщина.
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Микеланджело и Боттичелли. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Не упасть.
Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Нет, не колоссальные картины остались в памяти. Восторгается шедеврами живописи, скульптуры, архитектуры. Два человека глядели на него. Мерно колышется грудь красавицы. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Шуршит карандаш по листу бумаги. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. Словом, начинающий художник сделал все, чтобы стать мастером. Рубенс не был великим портретистом.
распахивает врата в еще не виданную никем вселенную своего «я». Портрет этот — единственный в своем роде. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса.
Рубенса интересовало другое. Сколько бы вы ни называли имен мастеров, за каждым из них битва света и тьмы. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Мастер. Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах.
Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Питер Пауль — жизнелюб. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11.
На рисунке совсем юная придворная. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «». Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Боже, подумает читатель, как все это банально. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». 1750).
Но вздрагивающие тонкие ноздри острого, как клюв птицы, носика напряжены. Неужели она была настолько скромна. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей.
И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Сверкнули глаза.
Камеристка вздохнула. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Буонарроти отдал всего себя искусству.
Работа не подписана автором2. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Он. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Так в величайшем напряжении всех сил, всего умения родился этот шедевр.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Такова ирония судьбы. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67.
Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Вздернуты, будто в изумлении, брови. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть.
Не забывайте, что лишь один ложный шаг, порою всего лишь неосторожное слово могли стоить очень дорого в ту далекую от нас пору. Он написан маслом на небольшой дубовой доске и относится примерно к 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени, перенявшего у испанцев дух горделивой сдержанности. Странный, еле заметный румянец блуждал по скулам. Как оно летит. Ведь он дипломат.
Воздух времени, которым дышит художник. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Верблюды.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Ни единая морщинка не омрачает гладкое чело камеристки. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. Слишком много предательств видел он.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Умолкли колокола Флоренции.
В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Чтобы при похищении девушки никого не испугать своим появлением, он превратился в великолепного быка, у которого шерсть сияла как золото. Все до дна.
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия.
Именно портрет. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Так же напряжены расширенные зрачки, невольно выдающие взволнованность юной женщины.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки.
До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых. Но Рубенс, как никто, знал о своих слабостях. Кажущаяся бездонность силы, темперамента сменялась вялостью и недугами. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Бесконечное терзание духа и плоти.
Неповторимый. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). И снова я гляжу сегодня на «Камеристку» и словно ощущаю ее время.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Весьма импозантен этот зрелых лет мужчина. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Блеснули кольца на узкой бледной руке. Бородатые мудрецы. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Мастер пишет, как поет птица, вдохновенно, без нот. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Его муза не знала соперниц. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Кисть покорна гению Рубенса. Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Но мастер предельно осторожен. Порою проходят десятилетия, а иногда и века, прежде чем в той или иной стране появляется создатель, которому благодарные потомки присваивают короткое, но звонкое наименование — гений.
Рубенс был востребован не только как художник, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Может быть.
Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Почти подросток. Ведь он записал однажды: «Придворная жизнь стала ненавистна». Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты.
Их не счесть. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Как невероятно сложны, как поражающе неисповедимы пути к вершинам искусства, сколько препон, пропастей извилистых троп, оползней, лавин преграждают путь к этим высотам. Правда, все относительно ибо любой «плохой Рубенс» лучше во сто крат иного другого полотна, но разговор-то идет о вершинах мирового искусства и когда мы любуемся шедеврами, созданными волшебной кистью самого Леонардо или самого Рубенса, у нас невольно возникает горчайшая, но неотступная и простая до тривиальности мысль: сколько бы могли эти мастера создать неподражаемых полотен, таинственных и великолепных, если бы И тут мы мгновенно зрим Леонардо, запускающего шутихи-фейерверки при дворе Лодовико Моро или мастерящего диковинных чудовищ на потеху светлейшему папе Льву X или слышим топот коня, несущего Рубенса в очередную рискованную многомесячную поездку. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Но в том-то и сложность искусства, что за каждым истинно творящим стоит ему одному присущая судьба. Столкновения двуединых начал — человека житейского и человека-творца. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Буонарроти не нуждался во внешнем лоске, придворной обходительности. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц.
Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Жена, дочь или сын могли позировать для предварительного наброска, в котором художник мог отработать позу, положение складок платья. Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла.
Слишком скудно. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Правда, только однажды. Из них не вылетит ни одного лишнего слова. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей».
Тернист, нелегок был путь Рубенса к высотам творчества. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Ослепительные мавры.
Как изменилась она с того дня, когда он сделал свой первый рисунок. Хозяйка этой ангельской, еле заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Картина написана в поздний период творчества художника— состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Работа не подписана автором. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12.
Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Этой силе нет преград для исполнения самой заветной мечты. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Рубенс же посвятил себя дипломатии, тратил бесценное время на разъезды и путешествия для выполнения деликатных поручений, которые в конечном итоге не принесли ему особой славы. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии.
Однако, в отличие от них, автор достигает своей цели без жестокой моральной двусмысленности и гротескного изображения, срывающего покровы. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. У него не было святой, яростной цельности Микеланджело. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Создает портрет (о гримасы судьбы. ) Сусанны Фоурмен, сестры будущей его второй жены. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни.
До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Всего двенадцать месяцев Но сколько картин, портретов, эскизов сотворил мастер. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Художник дважды был женат. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Две сестры. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Перед ним была новая натура. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку.
Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Выхолена борода. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
Эпоха, в которой он творит, — все это обозначает силу притяжения, принадлежности каждого мастера своей земле, народу, стране, в которой он живет. В этом лице — впервые у Рубенса. Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Камеристка на этом рисунке Рубенса напоминает очаровательного птенца, внезапно высунувшегося из гнезда. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Вторая осталась с Рубенсом навсегда.
Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Куда-то убежала улыбка, ранее отраженная на рисунке. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Испытующе вглядывается в нас Рубенс. Но такого Рубенса мы увидим. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость.
Конечно, фантазия художника опирается на воспоминания об увиденном в самой жизни, на впечатления от реальной природы. Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний.
Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Он пишет супругу Изабеллу Брандт, не зная, что лишь год отделяет любимую от кончины. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Она не может показать своей заботы. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. За высокими окнами мастерской загорался закат. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Оно таит неохватную силу творения. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Единственный. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место.
Еще сильнее косят глаза, убегая от взора рисующего ее пожилого мужчины, этого столь великого живописца и столь малого по знатности придворного. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Художник вытер кисти.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Широко поставленные глаза глядели на Рубенса прямо, словно испытывая художника, без всякого стеснения.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин.
Уму непостижимо создание «Поклонения волхвов». Плоеный воротник, носивший в Нидерландах малопривлекательное название «мельничный жернов», уподобляется художником нежному венчику ромашки, окружающему сердцевину — личико. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Рубенс не был Гойей. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Лицо стало непроницаемо.
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Да, она успела узнать многое о нем, о Рубенсе и он чувствует это. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка. По наиболее распространённой трактовке, на портрете Клара Серена— посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Для понимания представленной здесь работы необходимо знать библейский рассказ, причем поражает изобретательность художника в передаче его деталей. Вечерело.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Но Рубенс никогда не был педантом. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Что случилось. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов».
В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Да, облик этого юного создания очень изменился. Не разбиться. По-лисьи, ласково и немного жутковато взирают на нас эти немигающие глазки. И снова погасли.
Он едет в Италию, на родину Ренессанса. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. Впрочем, нет необходимости высказывать беспочвенные предположения о её судьбе, сочинять по поводу картины занимательную новеллу. Парис решил похитить Елену.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Ведь Рубенс сам — придворный. Все, все, казалось, было у этого корифея барокко. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr).
«Портрет камеристки» — уникальнейшее в творчестве Рубенса явление. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Не раз глядел в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть: вся рубенсовская портретная галерея отчетливо делится на две категории — портреты официальные и портреты интимные.
Рубенс оставил в Париже законченный портрет Марии Медичи, величественный, державный. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского.