Палачи с яростным усилием поднимают крест.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Мастер, словно пытаясь остановить мгновение, запечатлел многократно себя и свою молодую супругу. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Великая сила любви, способная преодолеть любые препятствия изображена Рубенсом в полотне «Персей и Андромеда» (1620-1621 годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Известно, что мастер задумал композицию «Воздвижения креста» ещё в Италии, но реализовать её смог только на родине. Лишь в 1609 году было заключено долгожданное перемирие между Испанией, Голландией и Фландрией, положившее начало возрождению страны, разрушенной многолетними войнами. Полотно отличают мощная пластика и светотень. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.
Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
С достоинством смотрит она на негритёнка, принесшего ей письмо от царя Давида. Великая сила любви на полотне «Персей и Андромеда» раскрыта цветом, динамикой линий, форм, ритмов. Рубенс, как и многие фламандские художники, включая Отто ван Веета, был совершенно уверен, что «подлинный свет искусства идет только из Италии». Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей28. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Эскиз был сохранён вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5.
Мазок художника волнистый, создается иллюзия вибрации поверхности. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4.
В Италии он не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники скульптуры и декоративно – прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи. Работа над картиной была надёжно отлажена. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Свет искрится в чуть грустных зеленых глазах, в золотистых волосах, в мерцании жемчугов. Пространство картины – часть окружающего мира, нет замкнутости. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Даже став уже самостоятельным художником, вступив в антверпенскую гильдию Святого Луки (в1598 году), Рубенс продолжал совершенствовать своё искусство, основываясь на принципах своего последнего учителя. Он наделял аристократов чувством собственного превосходства и некой высокомерной степенностью, которая при этом не лишала их жизненного обаяния.
В 10-е гг. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. 1625 – «Портрет камеристки» Эрмитаж. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. На тщательно загрунтованный холст Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому (на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна.
Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Именно та экспрессия, которую вложил мастер в изображение бесконечно трагичной фигуры Христа, расположенной в центре композиции, придает картине необычайную остроту. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль.
Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. В письме другу (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Работая над заказами для церкви, художник никогда не чувствовал себя стесненным четкими рамками канонов. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Все охвачено общим движением, человек сроднен с природой.
В человеческом теле художник видел полнокровную красоту с избытком жизненных сил. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем (en). К концу своего путешествия он прославился и стал признанным живописцем в Италии.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Рубенс понимал — чтобы стать «большим художником», недостаточно только лишь изучать искусство, надо погрузиться в культуру, обычаи, саму жизнь итальянского народа. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Все это я вычитала в аннотации к картине. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Работа не подписана автором2. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Вложив в произведение необычайную выразительность, художник добился абсолютного гармоничного контраста ярко освященного тела Иисуса и темного фона полотна, соединив, таким образом, эмоциональный накал с совершенными техническими приемами. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Любимов). Техника рисунка Рубенса использует все имеющиеся возможности.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. Важное место в композиционном строении парадного портрета играли детали, такие как поворот головы, эффектный взгляд, положение фигуры в пространстве, торжественная обстановка. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Никулин. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Общий, «нервный» силуэт группы, практически идеально вписывающейся в окружность, нарушается экспрессивными жестами. Рубенс чрезвычайно сдержан на автопортрете с Изабеллой Брандт. В первые учителя своего сына Мария выбрала своих дальних родственников – художников Тобиаса Верхахта (1561-1631) и Адама Ван Норта (1561-1641).
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Художника привлекали темы, рассказывающие о стойкости несгибаемого человеческого духа, его способности на подвиг, героическом начале, например работы «Отцелюбие римлянки» и «Христос в терновом венце», обе около 1612 года, Государственный Эрмитаж, Санкт — Петербург. Вскоре их сестра вышла замуж и мать отправила Филиппа в университет в Лувене, чтобы он смог пойти по стопам отца и стать уважаемым юристом. В числе «отвергнутых» оказывались даже близкие друзья и родственники мастера, что серьёзно осложняло ему жизнь. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу историки делали вывод о связи семейного или личного характера.
Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании. Он сочетает в своем цикле элементы подлинной исторической живописи со всевозможными мифологическими фигурами, аллегориями иносказательными намеками. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Великий художник Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года, волею судьбы, вдали от родины предков — в небольшом немецком городке Зигене (Вестфален). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Обладая способностью находить свой нетрадиционный подход к любому жанру, не зависимо от того, насколько он был ему интересен, Рубенс вдохнул новую жизнь в строгие «каноничные» рамки придворного портрета, освободив его от жесткости письма, отрешенности модели и застылой композиции.
Рубенс многими приёмами, особенностями колорита, сверкающим золотом своей живописи обязан урокам, полученным у картин Тициана. «Камеристка» не нуждается в них. «Камеристка» не нуждается в них. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Благодаря тонкому письму, картина не статична, она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке. «Портрет Камеристки инфанты Изабеллы»- шедевр Рубенса. Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию.
Он создал живой мир, где люди и звери сражались в стихийно возникшей схватке. Вокруг Андромеды спокойствие. КОНТИНЕНТЫ. Ярко-красный цвет плаща, холодное серебро лат контрастируют с нежным тоном тела Андромеды.
Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Во время сеансов портретирования художник проводил секретные переговоры от лица испанской короны.
В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. А над ним сияющая богиня славы.
Художник тяжело переживал её смерть. Их пышные, но легкие, местами прозрачные кроны, крепкие и стройные стволы окутаны этим сиянием, как фантастически прекрасным нарядом. Совершенно все герои великого фламандца переполнены жизнью. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Но мы не много знаем достоверного и о создании самой картины. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. И нет ничего выше и значительнее, чем совершенная красота женщины. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса21.
Надо отметить, что при всем при этом, художник никогда не копировал образы античных мастеров, а переосмыслял классические идеалы, переводя их на «фламандский язык». Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
По его поручению Рубенс копировал многие работы прославленных мастеров. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с Изабеллой Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). А вот и воплощенный герой в картине, несомненно одной из самых совершенных в его творчестве, – "Персей и Андромеда". Богоматерь сдерживает рыдания. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
А. С. Его бегство в Германию в 1586 году было вызвано сочувственным отношением к протестантству. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.
Рядом с Иисусом мы видим его мать и друзей, а также «самую любящую и самую слабую из женщин, в хрупкости, грации и раскаянии которой воплотились все земные грехи, прощенные, ощущенные и теперь уже искупленные», расположенную на первом плане полотна. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Большинство пейзажей были выполнены мастером «для себя», без привлечения учеников, вот таким образом все они отличаются особенным совершенством.
Абсолютно иное внутреннее звучание имеет «Снятие с креста». Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). В память о «лучшей из матерей», он установил на её могиле статую, которую изготавливал как запрестольную фигуру для Кьеза Нуова в Риме. Рубенс любовался национальной красотой здорового, цветущего, сильного человеческого тела. Сверкает металл доспехов. Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Проведя в Италии восемь лет, Рубенс написал множество портретов аристократов, например, «Маркиза Бриджида Спинола-Дорпа» (1606 год, Национальная галерея, Вашингтон), «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи» (около 1606 год, Музей Вальраф-Рихартц, Кельн), а так же портрет своего покровителя — герцога Мантуанского. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Рубенс сделал зрителя свидетелем казни. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Тела молящих о помощи молодых женщин, образуют сложнейший по цветовым ритмам и линейному строению узор.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Немецкий художник Иоахим фон Зандрарт так писал по этому поводу: «Юн (Рубенс) всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики.
Рубенс часто пишет сцены мирного труда крестьян и веселых сельских праздников. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. В поздний период своего творчества, художник более всего тяготел к жанру пейзажа.
Фигуры богини славы и амуров добавляют композиции пафосное звучание. Слишком скудно.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула () суверена. Дебютом художника в родном городе стал крупный заказ для зала антверпенской ратуши – полотно «Поклонение пастухов» (1608 год, Антверпен). Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Этому же способствует и колорит полотна. Нежный, теплый, жемчужно-серебристый тон тела Андромеды в ореоле, сверкании золотых волос.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Даже в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью, в них огромное жизнеутверждающее начало. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Пушкина) и «Похищение дочерей Левкиппа» (около 1618-1620 годов, Старая пинакотека, Мюнхен).
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. По наиболее распространенной трактовке, на портрете Клара Серена — посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего ее уже сформировавшейся девушкой. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. А наилучшие сюжеты для такой живописи можно было почерпнуть в богатой греческой мифологии. Рубенс и себя не раз писал в ней.
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. В 1б10-1611 гг. Не смотря на то, что художник изобразил счастливых, мирно отдыхающих людей, картину сложно назвать жизнерадостной, на лицах – печать некоторого раздумья, размышления. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. В основе всего творчества Рубенса, а также и его портретного искусства, лежал рисунок. Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей, Минерва – самым храбрым героем, а Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты. Портрет необыкновенно проникновенный.
Обычно художники изображали распятие уже свершившимся. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Вскоре Рубенс поступил в мастерскую к Отто ван Веету (Вениусу) (1556-1629) — самому известному антверпенскому живописцу. Ян Рубенс был представителем старинного антверпенского рода. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Именно после этого пополнения художественная коллекция Эрмитажа стала одной из богатейших и известнейших в мире. По наиболее распространённой трактовке, на портрете Клара Серена— посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой.
Крест идет по диагонали. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. «Вирсавия» Рубенса – женщина гордая, уверенная в своей красоте. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Его центральная часть – "Водружение креста" – посвящена распятию Христа. Самые же лучшие свои произведения художник писал самостоятельно. Для исполнения многих своих заказов Рубенс был вынужден привлекать своих учеников.
Но что-то дрогнуло во мне. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. В своем трактате, посвященном мастеру, он отмечал, что тот всегда «тщательно обучал» всех своих подопечных и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями».
1750). В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
Именно эти слои высшего общества выступали основными заказчиками произведений искусства. Изабелла Клара Евгения могла быть крестной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула суверена. В них начисто отсутствует мистика. Необычайно разнообразна тематика его рисунков.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Художник сделал все возможное, чтобы у верующих, смотрящих на это произведение, не осталось ни малейшего сомнения в той величайшей жертве, которую ради них принес сын Божий.
Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «» и «». Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Зандрарт лестно отзывался о Рубенсе, как о педагоге. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
На лице Изабеллы Брант читается искренняя радость и счастье, подчеркнутое нежной, практически незаметной улыбкой. Луки. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Рубенс уподобляет Его прекрасному цветку, срезанному безжалостной рукой. Исполнение двух триптихов для местной церкви: «Воздвижение креста» (около 1610-1611, Собор Антверпена) и «Снятие с креста» (1611-1614, Собор Антверпена) принесли Рубенсу успех и славу лучшего живописца не только Антверпена, но и всей Фландрии. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (). В композиционном построении доминируют резкие диагонали, уходящие вверх.
Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Доброклонский и Н. Н. Художник всегда старался развивать индивидуальный дар в каждом из своих учеников. Пластичное, грациозное, почти изящное тело Иисуса невесомо. Композиционным и колористическим построением «Поклонение пастухов» практически точно повторяет полотно Корреджо «Ночь» имея лишь некоторые дополнения. Полотно отличается особым великолепием, виртуозностью и блеском. Цикл работ «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625 годы, Лувр, Париж) стал исключительным историческим рядом произведение художника.
За исполнением этого заказа застало его тревожное известие о тяжелой болезни матери. Цвет стал основным средством выражения эмоций. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Продолжение традиций высокого Возрождения. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Художник тщательно выписал все украшения и детали дорогих костюмов, щеголяя точным и тонким рисунком.
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Руки Иисуса, находящегося в центральной части полотна «Воздвижение креста», не раскинуты широко в стороны, а вытянуты над головой, Его лицо искажено нестерпимым приступом боли, пальцы плотно сжаты, мышцы всего тела напряжены. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Второй из них действительно был прекрасным живописцем, весьма уважаемым своими современниками, но слыл человеком своенравным, обходившимся достаточно грубо со своими учениками.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
Рубенс достиг их силы и живописного богатства в ликующем показе образа библейской красавицы, который был согрет его глубоким любовным чувством к своей жене. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Большие светло-зеленые глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции.
Учитель оказал серьёзное влияние на восприятие Питером художественной эстетики, привил ему навыки тщательного изучения и построения композиции, развил интерес к интеллектуальным аспектам живописи. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Рубенс увлёкся юным лицом, принадлежащим, вероятно, неродовитому кругу.
Искусство Рубенса прославило Фламандцев их трудолюбие, стремление к свободе, жизнерадостность исторический оптимизм, несокрушимое желание жить в согласии и пользоваться всеми дарами, отпущенными человеку благословенный и щедрой природой. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). По этому поводу однажды высказался французский художник Делакруа, заметив, что Рубенс «обладал уникальным даром вбирать в себя все чужое Он был переполнен величайшими образцами, переделывая их в соответствии с тем началом, которое он носил в самом себе».
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. В отличие от «Поклонения пастухов», в созданных триптихах раскрылась вся широта таланта Рубенса, отразившаяся в масштабности образов, силе обобщенности, глубоком жизненном содержании, соединенном с яркой зрелищностью — именно таковы будут характерные черты индивидуального стиля мастера, который прослеживается во всех его последующих работах.
Все полотна этой серии пронизаны огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные яростно и бесстрашно набрасываются друг на друга. Рубенс тяжело переживал эти утраты. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». 1608 – художник вернулся в Антверпен.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Самыми знаменитыми полотнами этого периода были «Вакханалия» (около 1615 года, Государственный музей изобразительных искусств им. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Художник не переставал восхищаться жизнью и красотой человеческого тела. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. С неимоверным усилием Его близкие стремятся удержать на весу безжизненное тело Христа.
Парис решил похитить Елену. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «», требуются комментарии. Себя художник изобразил спокойно смотрящим на зрителя.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Также неисполнимо велико было и количество заказов у живописца. Она решила воспользоваться этим и сделала Рубенса своим неофициальным посланником. Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, два крылатых гения, олицетворяющих любовь и супружество, держат перед восхищенным королем идеализированное изображение принцессы.
Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. В них раскрывается все обаяние живописного языка художника.
Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Работа не подписана автором. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами. В 1600 г. Рубенс поехал в Италию. В 1609 г. год Рубенс женится на Изабелле Брандт.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. А все недосказанные нюансы художник раскрывал с помощью костюма. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) также служит прекрасным примером портретного искусства мастера. Этому способствовало и приобретения сельского поместья Шато де Стен, расположенного в тридцати километрах к югу от Антверпена. Он жил и писал в Антверпене – крупнейшем художественном центре Фландрии. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Но количество желающих поступить в обучение к «Великому Рубенсу» было так велико, что многим приходилось давать отказ.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В полотне заметно возрастание личного отношения художника, необыкновенное обаяние модели. Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой. Самыми известными его учениками являются Франц Слайдере (1579-1657) и Антонис Ван Дейк (1599-1641). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Благодаря тонкому письму, картина не статична она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке31. Все они подчиняются основному серебристо-жемчужному, теплому оливковому тону. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и (fr). Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с об ликом рано умершей дочери Рубенса – Клары-Серены.
Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений—та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Так, в произведении «Похищение дочерей Левкиппа» и люди и кони изображены в момент предельного физического напряжения.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Однако, в отличие от них, автор достигает своей цели без жестокой моральной двусмысленности и гротескного изображения, срывающего покровы.