Попробуем рассмотреть эту точку зрения, сопоставив рисунок камеристки инфанты Изабеллы из венской коллекции Альбертина, эрмитажный портрет камеристки и портрет Клары Сирены из собрания князя Лихтенштейского в городе Вадуц. Картина «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», написанная на дереве маслом изображающая придворную даму, создана приблизительно в 1623 – 1626 годах. К середине 1620-х годов относится один из лучших портретов кисти Рубенса – «Портрет камеристки инфанты Изабеллы».
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Она смотрит на мир не по возрасту серьезно и с той долей печали, которая свойственна натурам тонко чувствующим, легко ранимым, хотя и не слабым. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89.
Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость.
Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию. Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус).
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Правда, только однажды. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей.
Не это ли первый и главный признак шедевра. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Светлые волоски, выбившиеся из прически, непокорно вьются у висков, образуя мягкий и светящийся ореол вокруг лица. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Работа не подписана автором2. И Рубенс писал эти портреты.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. 64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.
Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Перед придворным художником Рубенсом прошли все важнейшие политические фигуры Европы XVII века и многие из них были запечатлены кистью мастера. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. Рубенса интересовало другое.
В этом лице — впервые у Рубенса. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Валентин Янин высказал гипотезу о том, что на портрете идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Но при всем блеске и высокой барочной импозантности нельзя не заметить, что между художником и теми, кого он изображал, сохраняется дистанция, которая всегда существует между душами, чуждыми друг другу. На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67.
Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56.
Эскиз хранился вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны16. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов.
Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. Работа не подписана автором. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа».
Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. «Камеристка» не нуждается в них.
Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. Вместо надменных и блестящих герцогинь, вместо пышных, дышащих чувственной силой фламандок — нечто тонкое, скромное, робкое, почти нереальное.
Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете – идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости817. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Дерево, масло.
Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Но такого Рубенса мы увидим. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки. Портрет этот — единственный в своем роде.
Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком».
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души». Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Рубенс не был великим портретистом. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе».
Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. После смерти художника в 1640 году, предположительно, в числе прочих картин, портрет попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса. Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.