Предполагали, что на портрете Ипполито Риминальди, юрист из Феррары. Чтобы представить Гамлета живым носителем губительных страстей эпохи, достаточно обратиться к портрету Ипполито Риминальди.
галерея, Лондон см. В этот период Т. осваивает ценности рим. Муратов). Дионис), ставшие первыми работами в новом для Т. жанре «поэзий» (poesie)– мифологич. Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы.
«Корабль дураков», часто встречающийся в литературе и искусстве образ, – аллегория стремления к достижению материальных целей в ущерб духовным. Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. Тициан говорил: «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, чем три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием».
В 1920-х незначительное полотно сослали из Эрмитажа в ГМИИ. Картина написана по заказу урбинского герцога, вероятно, по случаю его бракосочетания. Это несомненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.
На меня, например, он всегда действовал (и действует) гипнотически, как удав на кролика. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). Про работы Тициана во флорентийском Palazzo Pitti. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
1509, Лувр, Париж). Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле и Джованни Беллини. Завершая обзор венецианского Возрождения, нельзя не упомянуть величайшего архитектора, родившегося и работавшего в Виченце близ Венеции и оставившего там прекрасные примеры его знания и переосмысления античной архитектуры —Андреа Палладио (1508—1580, Вилла Корнаро в Пьомбино, Вилла Ротонда в Виченце, завершенная уже после его смерти учениками по его проекту, многие здания в Виченце).
1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
Имеются у него и образы тонко романтические, овеянные лирическим чувством («Спасение Арсинои», 1555), но и здесь настроение беспокойства передано колеблющимся зыбким светом, холодными зеленовато-сероватыми вспышками цвета. В последний период творчества Тинторетто работает для Дворца дожей (композиция «Рай», после 1588). мастеру («Сельский концерт», ок. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Выставка «Европа—Россия—Европа» откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Влияние Реформации с ее реализмом и прагматизмом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого иногда даже отталкивающе-безобразного, уродливого (что было совершенно неприемлемо для итальянского Возрождения) — это удивительно уживалось с чувством мистического ирреального, с динамичностью и атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной стороны, с готикой, а с другой — с будущим искусством барокко, может быть, даже более прочно, чем Италию. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), —прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения.
Таким понял и таким изобразил Тициан императора. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. А ведь именно в эти годы Тициан подвергается нападкам со стороны своих недругов и хулителей. Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция).
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. ГДЕ: ГМИИ им. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). По мнению всеведущего Вазари, было бы лучше, если бы Тициан более тщательно заботился о сохранении той репутации, которую он приобрел в свои ранние годы, «когда талант его еще не был на склоне». Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. Интересным приемом пользовался в некоторых своих этюдах А. Иванов.
Изысканная Мария с поразительной легкостью удерживает на коленях светоносное тело Младенца. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв.
Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Это один из последних шедевров Тициана. В поздний период Т. разрабатывает особую манеру письма, основанную на выразит.
В 1530—1540 гг. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510).
Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Нечто призрачное ирреальное ощущается в его поздних пейзажах для той же Скуоло ди сан Рокко («Бегство в Египет», «Св. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Мадонны Рафаэля наделены не только красотой духовной, но и физической. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. О различии взглядов протестантов (лютеран, а тем более кальвинистов как крайней радикальной ветви протестантизма) и католиков на церковь и веру мы здесь не говорим. Теперь автором полотна снова признали Тициана. Заканчивалась работа лессировками.
За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. А Европа ответит не менее достойно: например, римская Галерея Боргезе, которую называют «Елисейскими Полями» Рима, покажет картину Тициана «Венера, завязываюшая глаза Амуру». Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Тонкостью передачи индивидуального внутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди.
Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Адаме стали отходить от него во Франции его черты несет творчество Блонделей Ст. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни.
Своеобразную технику применял Эль Греко. художник Венецианской республики (осуществляет надзор над худож.
Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей. «Св. Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть.
Все эти настроения были глубоко чужды гуманистическому искусству Высокого Возрождения. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. 1512, Прадо, Мадрид).
Неёловы, Ч. Камерон и более всего —Дж. В картине «Венера Урбинская» (ок. Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510). В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой.
Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца.
Некоторые исследователи вообще отвергали эпоху Возрождения в Северной Европе, где готика лишь «плавно» перешла в барокко, считая Северный Ренессанс просто «осенью средневековья» (Й. В «Афинской школе» Рафаэль изображает философов и ученых разных эпох в процессе интеллектуальной работы. Марка»). КарлV) пишет также портреты короля ФилиппаII (1550–51, Прадо).
Мы все 13 штук сегодня вспомнили, перебрали, рассмотрели. Но такова была воля монарха. Творчество Тициана прошло сложную эволюцию. Внешне небогатая бурными событиями жизнь Тициана была долгой, блистательной и плодотворной. 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок.
музей, Вена), в которых обогащает формулы репрезентации модели. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Вплоть до начала XX века «Портрет» считали картиной Тициана, но затем немецкий ученый Отто Мюндлер, а позже итальянец Лионелло Вентури подвергли авторство сомнению. 1534–36, Худож. -историч. Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Мария Египетская»). В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
«Сикстинская Мадонна» принадлежит к числу высших достижений мирового искусства. В картины на религиозные и мифологические темы художник вводит конкретную среду, народные типы, точно наблюденные детали быта. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
И куда устремился он на красиво гарцующем коне. "Это есть факт, мсье Дюк". В Ферраре для студиоло А. дЭсте пишет 3 картины– «Поклонение Венере» (1518–19), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–26, обе– Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Нац.
Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Художники-маньеристы в пропорциях фигур отдавали предпочтение выразительности. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Чувствуется, как тщательно работал художник над этим образом, в котором нет ничего небрежного и незавершенного. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Другой современник Тициана не без тайного злорадства отмечает, «что он уже не видит, что делает и что его рука настолько дрожит, что он ничего не заканчивает, оставляя все помощникам».
Аллегория) «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, галерея Боргезе, Рим). галерея Шотландии, Эдинбург, см. Некоторые ученые видели в центральной картине иллюстрацию к знаменитому средневековому «Роману о Розе» – своеобразной «библии» эротической культуры этого времени, где вместо Райского сада воспевается Сад любви, а все оттенки человеческих чувств и состояний представлены с помощью аллегорий. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Света прописывались широко и пастозно, несколько светлее, чем в законченной картине.
Уже в ранних работах Тициана проявилось его удивительное колористическое мастерство. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Для решения столь сложной задачи Рафаэль находит гениальный прием: он размещает фигуры на лестнице, так что они не заслоняют друг друга и четко обозначены. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Магдалина», «Св. версий). Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Традиции итальянской живописи были заимствованы и русскими художниками XVIII-XIX веков.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Есть предположение, что на картине запечатлены Ипполито Риминальди юрист из Феррары, (другое название полотна «Портрет Ипполито Риминальди») или Пьетро Аретино, друг Тициана.
С 1516 Т. много работает за пределами Венеции. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Тициан создает теплый и жизненный образ безмятежного счастья. Полон жизненной народной сочности образ старухи — торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530-х гг., так же как и образ служанки, роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици).
«Тайна его колорита до сих пор остается почти необъяснимой. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Но как страшно одинок он в этом поле. Уже в XVI веке растущая популярность станковой живописи требовала более сжатых сроков исполнения заказов за счет упрощения техники письма. Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела.
Основоположником итальянского метода живописи можно считать Тициана. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Джорджоне предлагает свою трактовку популярного сюжета. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой.
Слава к Тициану приходит рано. Красочные одежды ангелов иллюстрируют церковную иерархию, цвет их чудесных крыльев варьируется от однотонного белого и голубого до сложных узоров, напоминающих перья павлинов и других экзотических птиц. исследования выявляют элементы и фигуры исчезнувшие из окончат. Иеронима. В поздний период, нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями ипальцами, Т. создаёт открытую и динамичную живописную поверхность.
Смысл изображения пытались объяснить с позиции астрологии, алхимии (центральную часть иногда называют «Алхимическим садом), а также с помощью пословиц и крылатых фраз. Тот, кто хорошо помнит знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне, выставлявшуюся у нас в числе других шедевров Дрезденской галереи, усмотрит в «Венере Урбинской» Тициана черты сходства с ней, а вместе с тем и различия. В верхней части подлинной рамы картины написаны слова «Als ich can», что в переводе с фламандского означает: «Как умею». Человек здесь предстает как явление природы, как ее часть, но в отличие от «Грозы» он увенчивает природу как самое абсолютное из ее творений. В чем причина.
Это собрание, где были также работы Джорджоне, Рубенса, Пуссена, Ватто, Шардена. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Немногие даже из великих людей оставили после себя столько собственных портретов, сколько Карл V. Не раз немецкие мастера воспроизводили его рыжую голову, выдающуюся вперед нижнюю губу и волчью челюсть. Анализ дал самые обыкновенные результаты и тайна его колорита так и осталась в гениальной недосягаемости» (Стендаль).
Сама Юдифь полна женственной мягкости и погружена в глубокую задумчивость. 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Хейзинга). живописи.
Так достигал великий мастер неповторимого звучания своего прославленного красочного хроматизма. У полотна есть и еще одно название – Портрет англичанина В Москву портрет неизвестного приехал из флорентийской Галереи Палатина. Дева Мария одновременно величественна и беззащитна она идет по облакам навстречу людям и стоит по-матерински нежно прижимает к себе сына и отдает его людям, зная о той судьбе, которая его ожидает. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. галерея, Лондон).
Завершалась картина прозрачными лессировками, придающими глубину цветам и теням. Но в ее руке холодно блестит обоюдоострый меч, а ее нежная нога опирается на мертвую голову Олоферна. мест в творчестве Т. Уже вранних произведениях Т., основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), стремится к разнообразию композиц. С 1516 Т. – офиц.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства». 1513, музей Гарднер, Бостон).
Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. С 1565 по 1587 г. Тинторетто работает над украшением Скуоло ди сан Рокко. Почти не используя подготовит. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. В ранних произведениях он воспевает радость бытия, красоту человека и природы с почти языческим чувственным преклонением перед окружающей действительностью. Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.
Увидев это творение император в восторге выразил пожелание, которое многим тогда показалось странным: «Когда я умру, произведение это повелеваю нести за моим гробом». «Кропоткинская», ул. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» (2002) пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, придворного Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Святого мученика, не пожелавшего отречься от Христа, сожгли живьем на железной жаровне. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. сюжеты, разворачивающиеся в пасторальном пейзаже и проникнутые духом античности. Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515—1520 Лувр). Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок.
Хорошую тему поднял Владислав Артёмов. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. мотивы, а также к более глубокой передаче внутр. и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорич.
Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св. илл. С самого начала портрет занимает одно из центр. До сих пор в каталогах музея ни одно полотно великого итальянца не значилось. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, ясность смысла живописного изображения, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением в наследии мастера и всей проторенессансной живописи Италии.
Образ богини цветов Флоры был популярен у художников для создания женского портрета. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок. Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты. Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает.
Во многих «поэзиях», созданных для ФилиппаII и др. к ст. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. с 1513 работает над сценой «Битва при Сполето», 1513–38, не сохр., эскиз в Лувре). -- время расцвета творчества Тициана-портретиста.
Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах. По сравнению с деревом он был легче, дешевле и давал возможность увеличить размеры произведения.
Правда искусствоведы точно о нем так ничего и не могут сказать. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Фраза вполне могла быть девизом Яна ван Эйка, так как она встречается еще на трех дошедших до нас работ художника (в том числе на портрете его жены) и трех копиях, сделанных с его утраченных произведений. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Волхонка, 12. Характеры переданы с шекспировской силой. 1520-40-е гг. Эта несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером. В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.
В пространстве фрески Рафаэль разместил 58 человек, но это не безликая толпа. На утлом суденышке люди предаются греховным развлеченияма. Необычна его композиция «Введение во храм» (1555), являющаяся нарушением всех принятых классических норм построения. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена). Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух.
Рисунок он выполнял на белом грунте энергичными твердыми линиями. Это один из величайших портретов всей мировой живописи. Его творчество оказалось невостребованным современниками. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. В одном из последних вариантов «Тайной вечери» Тинторетто уже представляет почти сложившуюся систему выразительных средств барокко.
Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения. КарлаV, по заказам которого Т. работал с 1530 (в 1533 получил звание герцога Палатинского): «Портрет КарлаV с собакой» (1533), «КарлV в сражении при Мюльберге» (1548 оба– Прадо), «Портрет КарлаV в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен см. Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Прекрасная Венера помещена в обстановку богатого венецианского палаццо.
Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Император Священной Римской империи, «повелитель полумира», Карл V любил похвалиться тем, что в его владениях «никогда не заходило солнце». Во время осады города ассирийцами молодая горожанка Юдифь пришла во вражеский стан. Эта картина изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин из которых одна берет воду из колодца, а другая играет на свирели, —наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне.
илл. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение.
Слава сопутствует ему всю жизнь. Сейчас портрет закрыт антиударным и антибликовым стеклом. Глубокие проницательно-серые глаза, чрезвычайно умный взгляд и благородство в фактуре. Гигантский цикл этих картин (несколько десятков полотен и несколько плафонов), занимающих два этажа помещения, проникнут пронзительной эмоциональностью, глубоким человеческим чувством иногда едким ощущением одиночества, поглощенности человека безграничным пространством, чувством ничтожности человека перед величием природы.
Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. От России покажут Феофана Грека, Андрея Рублева. «Спящая Венера», самое прославленное произведение Джорджоне (картину заканчивал его ученик Тициан), продолжает тему «Грозы», но является более совершенным по исполнению. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок. Как Пушкин, он есть сам своя норма» (П.
Кажется, что сама Клио — муза Истории — водила в те дни рукой художника. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
«Портрет человека в красном тюрбане» некоторые исследователи считают автопортретом художника. передачи освещения. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона»). Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Тициана охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев он создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» -- в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины – «Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», «Семья Вендрамин», «Карл V», «Карл V под Мюльбергом».
Справа, в почти метафизическом пространстве, образованном ничего не поддерживающей колонной, художник размещает несоразмерно маленькую фигурку св. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). В 1540-е гг.
Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Начало нового подхода к живописи относится ко времени появления цветных грунтов. Здесь нет живописного рассказа о событии, о произошедшем говорит лишь поза Юдифи – девушка поставила ногу на голову поверженного врага (эта поза победителя заимствована из искусства Древнего Рима). Ансания сиенского собора.
Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Огромное впечатление на короля произвел и тот факт, что находившаяся в Сен-Квентине церковь святого Лаврентия абсолютно не пострадала, несмотря на массированный обстрел города испанской артиллерией. С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи. 1512–1514, Нац.
Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. приобрела Екатерина II при активной поддержке философа Дидро. После смерти Джорджоне, в 1511 г., Тициан расписал в Падуе несколько помещений scuolo, филантропических братств, в которых несомненно ощущается влияние Джотто, работавшего некогда в Падуе и Мазаччо. В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам.
Говорят, что общий план Эскориала с воздуха напоминает ее очертания. Затем наносил прозрачный слой жженой умбры. Центр Ж. Помпиду, Дрезденская галерея, лондонская Тейт-галерея. течениями того времени: «Аллегория трёх возрастов» (ок. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок.
кст. к ст. В красноватом тумане весеннего утра, один на обширной равнине, простирающейся до холмов Эльбы император, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым забралом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Т. продолжает ренессансную традицию повествоват. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). Первоначально портрет датировался 1540-1545 годами, но сейчас (это мнение появилось после реставрации полотна) принято считать, что написан он раньше, примерно в 1520-м. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния».
Но это живое, естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным действием, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. В зависимости от поставленных задач он пользовался или нейтральным темно-серым или красным грунтом. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Именно этот портрет кисти великого живописца Возрождения Тициана называют гениальным. Тициан.
Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала — резиденции и усыпальницы испанских королей. «В их лице Возрождение и Реформация противопоставят себя друг другу и разойдутся в разные стороны» (П.
1534, Национальная галерея, Лондон). Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. Тициан Вечеллио (1477.
1510, Худож. -историч. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Характерным для него является небольшое число используемых красок.
Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха. Картина написана на сюжет из Ветхого Завета. Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548, Мюнхен). Но до встречи с Тицианом «германский Цезарь» не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. Всё это обогащает манеру Т., предлагающего радикально новые решения для традиц. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
музей, Вена «Noli me tangere», 1511–12, Нац. КОГДА: до 7 июня Цена билетов: от 50 руб. рисунок, Т. свободно импровизирует сразу на доске (холсте), композиции его картин находятся в постоянном становлении и могут быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и др. венецианского алтарного образа.
Сместив фигуру мадонны вправо, он таким образом противопоставил два центра: смысловой, олицетворяемый фигурой мадонны и пространственный, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамления, что создало эмоциональную напряженность произведения. Но не забудем, что Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о человеке как наиценнейшей из истин («выше всех истин сам человек»). Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл.
Результатом его изучения античности явились книги «Римские древности» (1554), «Четыре книги по архитектуре» (1570—1581), но античность была для него «живым организмом», по справедливому наблюдению исследователя. «Венера Урбинская» возвращает нас к образу «Спящей Венеры» Джорджоне, но в произведении Тициана эта тема переведена в более жизненный план – перед зрителем предстает портрет молодой женщины, лишь уподобленной мифологической богине. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Исследователи творчества Тициана разделяют его жизнь в искусстве на два этапа. В «Венере Урбинской» больше пространства, простора, воздуха, дыхания, несмотря на то, что джорджопевская «Спящая Венера» изображена под открытом небом, на фоне прекрасного сельского пейзажа, а тициановская Венера лежит в глубине спальни, отстраненная от окна бархатной портьерой. в России «палладианцами» были (уже в XVIII в. ) Н. Львов, бр.
1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. Василия Сурикова и Эрика Булатова. Сблизившись с венецианскими гуманистами, создаёт работы, отмеченные филос.
Каких только названий у этой работы не было за эти 500 лет: "Портрет Ипполито Риминальди", "Портрет Пьетро Аретино", "Портрет представителя семейства делла Ровере", "Портрет герцога Норфолкского" (или как он там зовётся. ) "Портрет неизвестного англичанина", "Портрет молодого англичанина", "Мужской портрет с серыми глазами", "Портрет дворянина", "Портрет знатного человека". Специально для поездки картине пришлось покинуть свою шикарную раму XVII века. В Мантуе (с 1523) Т. исполняет портреты (Ф. Гонзага, 1529, Прадо и Изабеллы дЭсте, ок.
работами во Дворце дожей, пишет портреты дожей и др. художник. Ни одно из произведений Босха не вызывало такое множество интерпретаций, как «Сад земных наслаждений». и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов также изучает возможности северного иск-ва (благодаря гравюрам А. Дюрера и др. ) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа. Кваренги.
Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. «Палладианское Возрождение» в Англии началось с Иниго Джонса, продолжалось все XVII столетие и только бр. сцены, «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–75, Нац. Алтарь поражает необыкновенным богатством красок и обилием световых эффектов.
Здесь каждый персонаж подчеркнуто индивидуален, ни одна поза и жест не повторяются. Сапронов). В результате сквозь них начинает проступать темный цвет грунта, картина начинает «чернеть» иногда на ней пропадают полутона. Марка. Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато».
1506–1508 «Портрет юноши», ок. Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для имп. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. и Мл. Как эффектно и величественно выглядит всадник.
состояния модели. Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Недостающие золотисто-охристые тона он наносил лессировками.
Это что-то. Многие фресковые образы Рафаэля являются своеобразными портретами церковных деятелей, современных мастеру или же умерших. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Главный из них – это не очень хорошая сохранность произведения. Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондакко деи-Тедески, 1508–09, фрагменты в галерее Дж. Франкетти в Ка-дОро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказываясь от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», ок. музей, Вена).
В 1520-40 гг. В отличие от знаменитого Дж. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Напрасно пытались подвергать краски химическому разложению, для чего пожертвовали даже несколькими его бесценными произведениями. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора, от всей классически развитой системы феодализма. илл.
он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой», гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, —все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Ян ван Эйк внес огромный вклад в создание жанра светского портрета в Нидерландах. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545—1546 Неаполь, музей Каподимонте). Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Далее живопись велась по просохшему подмалевку.
Обе мачты поросли листвой. В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. В то же время Т. отказывается от ясных пространственных построений, натуралистич.
Тициан поистине мыслил краской. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. А. С. Пушкина, ст. м. Она станет заключительной в череде празднований 150-летнего юбилея в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею». Картины свои писал гризалью очень пастозно, так как любил живописную фактуру.
Их корабль плывет неведомо куда. ТИЦИАН, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1477 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре– 27. 8. 1576, Венеция) итал. Тициан — величайший художник Венеции Высокого и позднего Возрождения.
возможностях мазка и живописной фактуры. Раньше считалось, что все известные алтари Босха предназначались для церквей. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.