По-видимому, в это время появляется первый барочный портрет инфанты. Картину Диего Веласкеса «Портрет инфанты Марии Маргариты» можно увидеть в Лувре — известнейшем музее Европы и всего мира. Франсиско Игнасио де ла Иглесиа, зять Веласкеса, он же после смерти художника заканчивал портрет инфанты. По-видимому, в это время появляется первый барочный портрет инфанты.
Известно, что маскарад был в честь бракосочетания императора Леопольда I и инфанты Маргариты. Этот портрет был написан, как парный к портрету императора, тоже в маскарадном костюме. Портрет инфанты Маргариты. «портрет инфанты Маргариты в белом платье» – один из трех, что были отосланы к императорскому двору в Вену, где они сейчас и хранятся. И можно было бы сказать, что бывшая инфанта по-прежнему прекрасна, но болезнь и усталость на её лице просвечивают даже сквозь условность парадного портрета.
Именно в эту пору Веласкес и создал целую галерею портретов инфанты. Это портрет инфанты Маргариты, в театральном, т. е.
Вопросы брака королевских дочерей – дело государственной важности и за кого выйдет замуж Маргарита, когда подрастёт, было известно почти с самого начала – за Леопольда, будущего императора Священной Римской империи Леопольда I. Именно вот таким образом и писал придворный художник Диего Веласкес портреты инфанты каждые несколько лет: их отправляли в Вену, чтобы там могли судить, как подрастает невеста. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Когда Веласкес писал первый портрет Маргариты, ему было 54 года, а девочке – два. «Менины» вызывают горячие споры, так как у картины нет единого смыслового и зрительного центра. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе.
Перед нами снова – юная и прекрасная девушка, красоту которой портит разве чуть тяжёлый подбородок. Диего Веласкес не оставил никаких записей о методах своей работы. На этом полотне юной инфанте всего четыре года. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей. Исследователи определили, что он использовал в основном киноварь и органические лаки (для красных красок), жёлтый свинцовый цвет, окисленные глины (для охры), ляпис-лазурь, смальту и лазурит (для голубых), зеленую землю, чёрный уголь, чёрную сажу и, наконец, белый свинец иногда смешанный с кальцитом. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.
Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
По наиболее распространённой трактовке, на портрете — посмертный образ Клары Серены в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. Вдобавок ко всему у нее был зоб— изменение щитовидной железы. Центральное место в творчестве знаменитого испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660) принадлежит портретному жанру. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты.
По наиболее распространённой трактовке, на портрете Клара Серена— посмертный образ в свободной интерпретации художника изобразившего её уже сформировавшейся девушкой. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Работа не подписана автором.
Оба полотна попали в Вену благодаря династическому браку принцессы с кузеном, впоследствии императором Леопольдом Первым (1640-1705). В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса.
И опять Маргариту пишет новый художник – Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. Впрочем, Хуан Баутиста – зять Веласкеса, не совсем чужой.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Работа не подписана автором. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Она вышла за него замуж к пасхе 1666 года в возрасте четырнадцати лет.
Вот таким образом цветовое решение картин Веласкеса отличается чарующим великолепием. В живописной стихии Веласкеса – дыхание жизни, в котором оживают испанские инфанты. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые осели после изгнания в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Если верить воспоминаниям того времени, Марианна проплакала весь остаток пути, представляя как ей в Испании отрубят ноги.
Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Когда же появилась в Киеве уникальная картина. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Во-первых искусствоведы спорят о том, что изображено почти посередине полотна. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2.
Впрочем, даже столь некрепкое здоровье Маргариты было гораздо благополучнее состояния её родного брата (незадолго до смерти Филиппу IV всё-таки удалось оставить супруге наследника, к моменту смерти отца благополучно пережившего четырёхлетний рубеж). В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8.
Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12. Малютку нарядили во «взрослое» платье и дали в руки веер (а может, девочка сама захотела веер «как у настоящей дамы». ), ей тяжело долго стоять, она на что-то опирается.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Только в 1923 году картину обнаружили в одном из хранилищ Хофбурга.
Супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена.
Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». 21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Её ожидал союз ещё более кошмарный с точки зрения генетики, нежели брак её родителей. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства.
В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Портреты инфанты, написанные с 1653 по 1660 год, – это целая галерея, по которой можно проследить, как из хорошенькой девочки, похожей на куклу, она превратилась в прекрасную даму. Художник сделал две версии этого портрета, одну в 1653 г., другую в период 1653-1654 гг.
Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус).
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В соответствии с традицией парадного официального портрета мастер должен изобразить ее холодно-сдержанной особой, осознающей свое высокое положение и приученной вести себя в соответствии со строгим придворным этикетом. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Ей было 15 лет. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Она умерла в 22 года от простуды.
Картина несёт характерные черты рубенсовской манеры письма24, но её однозначная атрибуция является спорным вопросом. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Девочка ещё настолько мала, что её платье пока лишено кринолина. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве.
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемого – Бог весть. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Леопольду было двадцать шесть Он был ее дядей по материнской и кузеном по отцовской линии императора Священной Римской Империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он ее Гретль (дядя был австрийцем, видимо, это имя было ему привычнее).
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Девушка хотя и держится как придворная дама, но, кажется, готова поведать нам о своём сокровенном. В 24 года стал придворным живописцем короля Испании. В 1666 году состоялось бракосочетание Маргариты и Леопольда. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Одна из них Маргарита – дочь Филиппа Четвёртого (1606-1665) и Марии Анны Австрийской (1635-1696).
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Чего нельзя сказать о Маргарите. Вплоть до 80-х годов всеми советскими искусствоведами она признавалась подлинником, а Владимир Кеменов в своем монументальном труде «Картины Веласкеса» посвятил ей несколько страниц подробнейшего сравнительного анализа, пытаясь навсегда «закрыть тему». Филиппу – 42.
Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. В дальнейшем он писал ее портреты каждый год, а то и несколько раз в год. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Рубенс тяжело переживал эти утраты3.
Всех предыдущих картин как будто не было. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца.
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Большинство согласны, что это зеркало, но кто и что в нем в отражается. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом.
Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Почему Веласкес писал девочку, всеобщую любимицу чопорного испанского двора чаще всех остальных детей — шесть раз. Однако зарубежными искусствоведами его доказательства не показались убедительными и в самый полный на сегодняшний день двухтомник «Веласкес» немецкого издательства «Ташен» 1996 года, опубликовавшем все бесспорные работы мастера, киевская «Инфанта» не вошла.
Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Ей было 15 лет. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Согласитесь, двигаться в таком одеянии неудобно, но этикет был неумолим: «У испанских королев ног нет». К тому же с возрастом у инфанты развился зоб, доставлявший массу неприятных ощущений. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется. Филипп был сломлен и на женитьбу решился исключительно из династических соображений.
Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки1, заметное также невооружённым взглядом. Филиппу – 42. «Камеристка» не нуждается в них. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.
Долгое время местонахождение портрета Веласкеса оставалось неизвестным. Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). В 17 лет Диего Веласкес получил звание художника.
Безвестная камеристка вряд ли могла заказать дорогостоящий портрет у придворного живописца. Работа не подписана автором2. Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, вот таким образом испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Инфанта была определена в жёны Леопольду I, будущему императору Священной Римской империи, который приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской. Однако во многом именно благодаря договору об этом союзе мы и знаем сейчас о маленькой инфанте: каждые несколько лет жениху отправлялись «фотоотчёты» о том, как подрастает невеста автором большинства из них был Веласкес. На самом раннем портрете Маргарите три года. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Это характерно для всех изображений Маргариты кисти Веласкеса.
А вот выражение лица маленькой Маргариты Терезы здесь скорее недовольное: кажется, что девочка возмущена тем, что её оторвали от игр и зачем-то заставили так долго смирно стоять в одной позе. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Глядя на этот портрет, комментаторы иногда говорят о том, что Веласкес-де неизменно льстил модели, а вот дю Шато наконец правдиво отразил в лице инфанты черты вырождающихся Габсбургов.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Такой работой является «Портрет инфанты Марии Маргариты», написанной в 1655 году этот портрет занимает особое место в творчестве художника и относится к зрелому периоду его творчества. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Она датирована примерно 1616—1618 годами. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel».
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Богдан Иванович Ханенко в 1912 году в Берлине, на аукционе гамбургского собрания Вебера, приобрел это небольшое (80 на 62, 5 см) полотно, о котором было известно, что Вебер купил его в 1892 году у Колнаги, которому оно годом раньше досталось из собрания инфанта дона Себастьяна в По (Франция). Её должны были видеть в разном возрасте.
Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость.
Придворный королевский художник в галерее ее изображений, среди которых — и загадочные «Менины», попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита (впоследствии ставшего отличительной чертой работ Веласкеса) метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина). Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. В результате получился портрет одновременно и парадный и удивительно живой. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства.
На Маргарите – вновь пышный испанский костюм. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. И почему в зеркале не отражается сама девочка. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29.
Чего нельзя сказать о Маргарите. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. К тому же, он и сам теперь нуждался в супруге. Так возник союз, повергающий в ужас современных генетиков, когда сорокачетырёхлетний дядя женился на собственной пятнадцатилетней племяннице.
Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны. Ещё один набросок рубенсовской школы— девочка, очень похожая на Клару Серену, — хранится в музее Метрополитен. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Маргарита родилась в июле 1651 года, долго оставаясь очень маленькой (почти не росла), а в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды.
Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
Испанцы обожали принца и все надежды королевства связывали с ним. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов».
В 1916 году в журнале «Аполлон» была напечатана заметка искусствоведа Владимира Воинова, который атрибутировал картину как этюд к большому портрету инфанты 1660 года кисти Веласкеса, который хранится в Прадо. Маленькое солнышко Веласкеса. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).