Она не обладает светским изяществом Саскии. Дела шли все хуже. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Новэтот раз жизнь наострове незадалась: тотальная бедность привела его кдепрессии. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.
Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. И очень скоро Рембрандт Ван Рейн женится на девушке из очень состоятельного семейства по имени Саския.
Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали. Однако оннерассчитал дозу исуицид неудался. Для Рембрандта она и не была служанкой. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Смерть Рембрандта была очень печальной. Сюжет взят из Нового Завета. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства».
Художник не мог официально жениться на ней, т. к. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Стоило мне произнести имя Саския, как в классе раздавалось радостное ржание одухотворённых юношей.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
Это два поразительных произведения. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу.
Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Та же неуверенность в выражении лица: она слегка улыбается, но во взгляде сквозит нежная озабоченность, даже грусть. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Её дергали повестками еще и еще. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Картина была написана Гогеном наТаити, куда художник несколько раз сбегал отцивилизации. Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой.
Саския – с ударением на первом слоге. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Поцеловав живую модель, он поднимает ее портрет своими крепкими, властными руками, не зная, что для него в эту минуту дороже: жена, подарившая ему себя или картина, которая увековечила этот дар.
Здесь видны особенности обоих стилей. Здесь упор, похоже, делается на успехе. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. С Титусом молодой отец не мог справиться и вот таким образом нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей. По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Так что это не был брак по расчету.
Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. В 1635 – 1640 –х гг.
30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии). Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. По-видимому, это эскизная работа. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Ав1898 году его дела пошли вгору ивтворчестве начался более светлый период.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Но их усилия оказались тщетными. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя.
Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Рембрандт стал его последним протеже. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт.
Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Впрочем, если внимательно присмотреться, то предположения уступят место твёрдой уверенности – портретное сходство этих трёх женщин очевидно. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Повсюду зависть и злоба.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству.
Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Она отдалась ему и зачала. А что же случилось с Гертье Диркс. Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Заказов становилось все меньше. Освободившись, умерла через год. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Дела Рембрандта шли плохо.
Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году.
Господня». У родителей Саскии было восьмеро детей и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.