В собрании Санкт-петербургского Эрмитажа есть несколько полотен Веласкеса: Трое мужчин за столом, Завтрак, Портрет графа Оливареса, Мальчик с собакой.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Именно так —«несколько». При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639).
Современники утверждали, что, увидев свой портрет, Папа воскликнул: «Troppo vero» («Слишком правдиво»). Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Даже орден почти незаметен на черной одежде. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Судить об этой едва ли не самой существенной черте Веласкеса мы можем в Эрмитаже по двум копиям (Maco или Парехи. ) портретов Веласкеса изображающих Филиппа IV и его любимца премьер-министра герцога Оливареса. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт. К сожалению, ни в одном московском музее картин Веласкеса нет. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльсским).
В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства.
Каждый образ на редкость красноречив. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Ранние работы Веласкеса, созданные до первого путешествия в Италию, – это несколько жанровых картин изображающих жизнь народа.
Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Разгром испано-австрийскими войсками шведской армии Густава Вазы под Нёрдлингеном (1634) привёл к вступлению поддерживавшей Швецию Франции в Тридцатилетнюю войну, с тяжёлыми последствиями для Испании. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. И почти невероятным. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Провал Оливареса в значительной мере дискредитировал само представление о реформах. Нашего большого Оливареса, вероятно и нужно считать за картину Maco (1615 — 1687), что же касается невольника, слуги Веласкеса Парехи (1606 — 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный. ) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В Италии была проиграна война за мантуанское наследство, завершившаяся присоединением Монферрато к Франции (1631), окончательно утрачена Вальтелина (1639). Пожилой художник организовал все приемы и торжества, сопровождал королевский кортеж и даже присутствовал на обручении на острове Фазанов, на реке, пограничной между Испанией и Францией.
Несколько работ Веласкеса хранится в Эрмитаже. Но эта дерзость искупалась удивительным даром мастера во всем находить красоту и величественность. Утверждение достоинства личности – основная черта портретной живописи Веласкеса. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.
Однако здесь нет тени иронии. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
И как убийственно несообразна эта хилая голова над блестящим стальным панцирем, прикрывающим королевскую грудь. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Оно проявляется во многих его работах.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Картина выдержана в строгом сдержанном колорите. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»).
Особенно поучителен последний. После присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Людовика XIV, Веласкес слег и через несколько часов умер. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Желая повысить образовательный и нравственный уровень испанской знати, он организовал придворную службу по надзору за моралью, создал мадридскую Королевскую коллегию— высшее учебное заведение под управлением иезуитов (1629год) по его просьбе указом Филиппа IV в Испании была запрещена проституция. 1625 год.
Это произошло 6 августа 1660 года. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. В целом для полотен Веласкеса последних лет характерно усиление серебристых тонов как и прежде его творчество главным образом посвящено портретам. И оберегермейстер Хуан Матеос, тот самый Хуан Матеос, что стоит теперь перед нами на пыльном чердаке башни замка Веезенштейн, умудренный, все понимающий, с печальным, тяжелым взглядом припухших глаз.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. Художник не польстил своему покровителю ни на каплю.
А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года.
Вообще же трудно себе вообразить менее придворного художника, нежели Веласкес. Испытав поначалу воздействие тематики голландских художников, живопись его затем ориентировалась скорее на караваджизм, все шире распространявшийся в Испании. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Их позы и жесты живые, естественные.
Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. За год до этого закончилась война между Францией и Испанией, длившаяся четверть века.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Резко ограничилась и тематика его картин, а основным жанром на многие годы становится портрет. Поначалу были одержана победа при Флёрюсе (1622), принуждена к сдаче Бреда (1625). В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Менин часто называют картиной создания картины.
С 1622 года он возглавил правительство. В 1660 Веласкесу была поручена организация празднеств по случаю бракосочетания Людовика XIV и инфанты Марии-Терезии в Ируне. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Портрет демонстрирует сложнейшее искусство Веласкеса-колориста. Впоследствии оно только увеличивалось. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Лица обеих групп реальны. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Сосредоточив власть в своих руках, Оливарес развернул бурную деятельность. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). Веласкес умер, выполняя дело государственной важности. Созданные им замечательные изображения Филиппа IV и членов королевской семьи не только восхищали самого испанского монарха, страстного почитателя таланта Веласкеса, но и оказали огромное влияние на других портретистов (эрмитажный портрет Филиппа IV, написанный художником Хуаном Массо и повторяющий композицию Веласкеса, – один из многих примеров). Он жил среди шедевров, а глаз у него был цепкий, острый. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Точное число назвать трудно Бесспорно принадлежат великому испанцу «Завтрак» и «Портрет графа Оливареса». В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. «Портрет Оливареса» отличается от других парадных портретов графа (среди них были и конные) большей сдержанностью и отсутствием атрибутов, напоминающих о высоком положении изображенного. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. За этим последовали военные поражения в Нидерландах, обострение отношений с Англией Стюартов (из-за расстройства помолвки инфанты Марии с принцем Уэльским).
Во внешней политике Оливарес стремился вернуть владения, утраченные Испанией в предшествующем столетии, главным образом в Германии и Нидерландах. По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии, приведший к расторжению унии и восстановлению независимости страны (1641).
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Далее. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Нашего большого Оливареса, вероятно и нужно считать за картину Maco (1615 – 1687), что же касается невольника, слуги Веласкеса Парехи (1606 – 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный. ) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла. человек, пропорционально распределённого между частями королевства (что было воспринято как посягательство на традиционные местные вольности). Сидящий в кресле Иннокентий Х остается как бы один на один со зрителем.
Основным жанром, в котором работал Веласкес, был портрет. Эти планы были воплощены в жизнь лишь частично. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
«Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. Крупнейшим испанским живописцем XVII века, творчество которого сыграло важную роль в утверждении реализма в искусстве Европы, был Диего де Сильва Веласкес (1599–1660). Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры.
А еще несколько картин —«Мужской портрет», «Голова смеющегося мальчика», «Мужская голова в профиль», два портрета Филиппа IV (один в полный рост, другой погрудный) —вышли «из мастерской Веласкеса». —Он стал мастером полутонов, мастером изящного мазка. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Вторжение французских войск в Руссильон вынудило Оливареса объявить о мобилизации, произведённой в соответствии с проектом, предполагавшим равное участие всех провинций. Все строго, величественно, торжественно и, глядя на портрет, веришь громадной силе очарования, которой обладал этот фатальный для Испании министр, за ошибки и грехи которого пришлось расплачиваться много лет после его падения. Без всякой идеализации (столь обычной в придворном искусстве) художник дает нам почувствовать за улыбкой, внешним спокойствием и мнимой мягкостью Оливареса проницательный ум и железную волю властного, смелого авантюриста. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Первым проявлением недовольства его политикой был соляной бунт в Бискайе (1630—1631). При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Все его титулы и имения в XVIII веке унаследовали герцоги Альба. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Две миловидные фрейлины развлекают ее.
По сходным причинам разгорелся мятеж в Португалии (см. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Власти Каталонии отказались подчиняться указу, сочтя его противоречащим местным вольностям и размещать у себя испанские войска, что вылилось в кровавые подавления бунтов и декларацию об отделении Каталонии от Испании (1640).
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. и о наличии вакансии на это место. Может их нарисовал он, а может, работали его ученики, а маэстро только поправлял.
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Такой возможности нет даже у сотрудников Эрмитажа —ведь это режимное учреждение. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. С неё было сразу же сделано несколько копий. Снова была развязана война с Соединёнными провинциями, ещё до истечения 12-летнего Антверпенского перемирия.
Правдивость изображения и глубина проникновения в истинную сущность модели с особой силой проявились в портрете Папы Иннокентия X, который Веласкес написал в Италии, куда приехал вторично в 1649 г. уже прославленным художником. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Против Оливареса созрел заговор придворных, приведший к утрате им доверия, лишению всех постов и изгнанию (1643). Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. В 1620 году Испания прислала на помощь императору 25 тысячное войско под командованием Амброзио Спинолы испанские солдаты участвовали в подавлении восстания в Чехии, вторжении в Пфальц, вошли в пограничную с Швейцарией североитальянскую область Вальтелина для оказания помощи местным католикам, восставшим против протестантской знати. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
25 мая 1651 года художник покинул Италию. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". война за независимость Португалии), приведший к расторжению иберийской унии и восстановлению независимости страны (1641). Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса.
Оливарес скончался в 1645 году и был похоронен в основанном им монастыре в Лоэчес. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). Чтобы посмотреть на его работы, не выезжая за пределы России, надо сесть на «Красную стрелу» или «Сапсан». На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. Тогда же появился и необычный для Испании двойной титул «граф-герцог»: получив от короля титул герцога Санлукар-ла-Майор, он, вопреки традиции, объединил графское и герцогское титулование. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
В 1618 году Испания поддержала австрийских Габсбургов в Тридцатилетней войне не вступая в войну прямо, Оливарес распоряжался отправлять деньги и подкрепления. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. Виртуозно, меняя каждый раз характер и направление красочных мазков, художник лепит форму лица, передает гладкую поверхность прилизанных волос, пушистые, торчащие в стороны усы, голубоватый отлив бритого, выступающего вперед подбородка, влажный блеск глаз, которые, кажется, нас внимательно разглядывают.
В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Монархи решили скрепить мир, поженив своих детей инфанту Марию Терезию и Людовика XIV. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Более смешной и странной физиономии трудно себе представить. Не раз позировал ему и главный министр двора.
Неоднократно Веласкесу позировал и всесильный фаворит короля, умный и коварный граф Оливарес, ставший при слабом и безвольном монархе фактическим правителем Испании. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Лесть ему была чужда совершенно. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.