Более того, в комедии Платона (жил в конце V в. ) «Эзоп» можно прочитать о том, что Эзоп стоял во главе Семи мудрецов. Работал над ним Деметрий Фалерский, он же назвал сборник «Эзоповы басни». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В 1636г.
Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей». В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Но, несмотря на обилие рефлексов, в картине все цельно, не раздроблено: световоздушная среда интерьера служит объединяющим началом. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни.
После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами. Для художественного оформления помещений, Веласкес отбирает двенадцать произведений испанских художников изображающих военно-исторические события из недавнего прошлого страны. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант. Горячий породистый скакун, в жилах которого течёт арабская кровь, выписан с не меньшей тщательностью, чем сам король. до н. э. ). Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
К ним относятся «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Жук и муравей», «Лошадь и осел» и др. Литература по воспитанию принца и соответствующие правила предписывали правила верховой езде, так как считалось, если принц научится управлять конём, то в будущем он сможет умело править и своим народом. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада. Слева сидит древний, сгорбленный временем и заботами, бородатый старец. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Здесь особенно наглядно появляется гуманистическая позиция Веласкеса: включая в сцену молодую служанку, художник как бы хочет выразить мысль о том, что перед богом все люди равны, богатый или бедный, господин или слуга. Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному.
В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. Именно в этот период создаются наиболее зрелые работы, глубокие по содержанию и эстетическому воздействию, среди них: «Семья Филипа IV известная позднее под названием «Менины». Однако косвенные доказательства все же существуют. Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа.
Именно тогда и написал Веласкес его портрет, одновременно со знаменитым портретом Филиппа Ivв военном костюме. На огромную популярность этого портрета в Италии указывают десятки копий, сделанных с него, что для того времени представлялось делом абсолютно необычным. Благодаря такому композиционному приёму все люди, находяшеся в ателье сам художник и инфанта с карликом и придворные – буквально окружены со всех сторон картинами.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. Ничуть не бывало.
А Гераклид Понтийский утверждает: Эзоп родился во Фракии и его первым хозяином был Ксанф. Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика. От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
«Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. В последующие годы на него возлагаются обязанности казначеяи инспектора, т. е. До этого времени басня бытовала в устной традиции. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. С этой целью они украли из храма золотую чашу и подбросили ее в котомку Эзопа. Образ бога войны явно снижен.
вся ответственность за декоративную отделку Октогонального зала в мадридском дворце и все архитектурные перестройки. Много копий и интерпретаций полотен Веласкеса было сделано его учениками в мастерской, среди которых следует особо выделить его зятя Хуана Баутисту Мартинеса де Масо4. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Возможно, Веласкес этими чашами- кувшинами хотел создать аллегорию тщеты земных стараний. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности.
Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. К периоду учебы относится также небольшой этюдного характера Мужской портрет в профиль. Картина была выставлена для широкого показа в Пантеоне и получила большое признание римлян.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Гербы испанского королевства и провинций украшают свод зала, который был назван «Зал королевств». Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
И почти невероятным. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке дон. э. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. ЭЗОП (ок.
На приглушенном зелёном фоне ландшафта и излучающего голубизну неба в сказочно светящихся красках возникает фигура маленького всадника, на которой сконцентрировано всё внимание. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо, ), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Всадник и лошадь представлены почти в профиль на фоне пейзажа. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Менипп, всю жизнь работавший ростовщиком, «тщету» свою возит на колёсиках, а у Эзопа она подкинута и прикрыта барахлишком. Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. Это дало повод исследователям предполагать, что Веласкес писал не только себя, но все остальные фигуры «Менин» не прямо позирукюшими с натуры, а отраженными в большом зеркале. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Здесь у него родятся две дочери, младшая из которых вскоре умрёт.
Веласкес картины писал в особенной манере. Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. Веласкес был избран членом римской Академии св. Эта важная подробность подчеркивает, что в «Менинах» Веласкес изобразил себя пишущим именно данную картину-«Менины».
Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. Здесь же находится его картина «Марс», портреты греческих философов –«Эзоп» и «Менипп». В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. bodegon -- трактир, харчевня) изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. Во всяком случае пребывание у Эрреры было непродолжительным и своё дальнейшее образование Веласкес получает в мастерской Пачеко. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Сегодня большинство его картин находится в мадридском музее Прадо, они всемирно известны и получили широкое признание благодаря различным публикациям. Эпизод изображенный в «Менинах», происходит в одной из дворцовых комнат Алькасара, где было устроено ателье Веласкеса. Кстати, за право считаться родиной Эзопа до сих пор спорят Сарды, Месембрия, Самос и Котиэй (Фригия).
Рядом с ним противник- в полной достоинства позе, как и надлежит победителю. Спинола, слегка наклонившись в перед, жестом правой руки как бы подхватывает движение фон Насау, стремясь тем самым поддержать и ободрить побеждённого. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины». В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
На замечательном подгрудном портрете Парехи изображен в пол-оборота. Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах проводимой политики. Оно проявляется во многих его работах.
Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Может быть, он забыл о работе. Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами.
Рядом с ним любимая карлица инфанты Маргариты немка Мария Борбола. Обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, создал галерею ярко характерных народных типов бодегонес (от исп. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине. картину «Сдача Бреды», обратившись к событиям десятилетний давности из истории испанско-нидерландской войны. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. 1620, Национальная галерея, Лондон). Несколько лет спустя он создает картину «Миф об Арахне»- произведение, принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Наряду с двенадцатью крупными историческими полотнами «Зал королевств» в Буэн Ретиро украшают многочисленные изображения подвигов Геракла, работы Сурбарана и конные портреты родственников королевского дома. Филипп Ivприказал надстроить второй этаж. Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии -- так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Рубенс, этот «князь живописи и дворянин», бывший на дружеской ноге с сильными мира сего, принимаемый во всех европейских дворах с великими почестями, наиболее ярко воплощали собой тип художника, сложившийся в Италии в эпоху Возрождения. Эта группа персонажей, выстроенная с большим мастерством, делает более наглядным смысловое содержание произведения. 1632, Картинная галерея, Дрезден) итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон).
Между обоими художниками установились дружеские отношение. Менипп на картине саркастично усмехается. 1648, галерея Уоллес, Лондон). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
А о его жизни и смерти дал жителям СССР яркое представление артист Калягин в фильме «Эзоп», снятого по пьесе бразильца Г. Фигейредо в 1981 году, когда фальшь советской идеологии достигла критической массы. Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Сплошные аллегории жизни. 1637-39 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. Другая- это концепция парадного портрета членов королевской фамилии изгоняющая всякую непосредственность и требующая торжественной выправки портретируемых и почти обязательной алой портьеры, пышно драпирующий фон и верхний угол холста. Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Его одежда проста и не имела никаких украшений.
Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план интерес к точной передаче внешних особенностей натуры, плотность письма сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом. Это период, когда Испания правила миром. Их позы и жесты живые, естественные.
«Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста.
Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу. Первый же известный сборник басен Эзопа датируется рубежом IV-III в. до н. э.
И прекрасно. Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит». Один из живописцев, современников Веласкеса, рассказывает, «что художник разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью, и лишь он один самой истиной». Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Отныне Веласкес прочно обосновывается в родном городе. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке дон. э.
Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. ») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании в Риме его без конца копировали. Другими словами, Эрмитажу есть ради чего дружить с Прадо. Здесь он начинает работать у Веласкеса.
Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета». На задней стене комнаты висят две картины. Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы.
Только в третьей картине предстает зрелый Веласкес и то это скромный погрудный портрет министра двора графа-герцога де Оливареса (около 1638). Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
В этих текстах редко встретишь диалог, разве что прямая реплика обозначит собой развязку. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. Даже не так.
Сам художник написал в 163435гг. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
В цветовой взаимосвязи фигур друг с другом большую роль играют рефлексы. Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Но прежде всего Веласкес – художник. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном.
-- время самых высоких творческих свершений Веласкеса. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Его картины очень многоплановы. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Попавшее в полутень и чуть «смазанное» лицо маленького Николасито, толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения и ещё более усиливает неподвижность приземистой фигуры мужеподобной карлицы Марии Барболы и уродливость её массивного лица. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти). Филипп IV предпочел кандидатуру Веласкеса другим претендентам и в 1652 году он получает назначение.
Из высказываний Эзопа больше всего мы помним: «Выпей море, Ксанф. », очень актуальное сегодня, когда то или иное «море» то и дело пытаются выпить жадные олигархи и инвесторы. Наряду с бодегонами, большой любовью и популярностью в Испании пользовались плутовские романы, в которых показывалась жизнь низших слоёв общества. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс. Возможно, так смотрит сам бог, который наблюдает за человечеством, постоянно куролесившим. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». По законам того времени за святотатство он был забит камнями. Лица обеих групп реальны.
Тот человек, который был в самом низу общества, стал практически на высоте самого бога. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школыКараваджо, господствуют полные естественного достоинствазапоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. 1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. Это картина-бодегон (bodega – трактир по-испански в широком смысле бодегон означает натюрморт), где в персонажах можно увидеть как веселых посетителей кабачка, так и аллегорию трех возрастов человека с соответствующими каждому возрасту натюрмортными символами начала, середины и конца жизненного пути.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Веласкес скончался в возрасте 61 года.
Современник Платона – Лисипп – также поддерживает это мнение. Филипп IV неоднократно и настоятельно требует возвращения придворного художника домой. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Конная группа производит впечатление монументальности, что достигается изображением лошади в позе «песаде», той фигуры высшей школы верховой езды, когда она, оторвав передние копыто от земли, на короткое время застывает в воздухе. Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднакрктно портретировал графа-герцога. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Деметрий Фалерский стал зачинателем традиции басенных записей, которая особенно распространилась во времена поздней античности, а также средневековья. Тексты басен Эзопа кратки, просты по содержанию, сюжет не загроможден подробностями и также предельно прост и, что немаловажно, мораль декларируется отчетливо.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе.
1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. До 1623 работал в Севилье. 1617-18, «Старая кухарка», ок. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). И нет этому конца и нет покоя. Спустя некоторое время после первого краткого пребывания в Мадриде, весной 1623 года, художник снова отправляется из Сельвии в столицу. Каждый образ на редкость красноречив. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Существует легенда (ее поддерживает Плутарх), что Эзоп жил в Сардах и служил советником у царя Крёза – легендарного правителя Лидии. Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. Для Торре де ла Парада были написаны также портреты придворных шутов и карликов. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. При этом автопортретное изображение Веласкеса (он ведь мог исполнить только при помощи зеркала) и инфанты с окружающей её свитой, которою он мог писать прямо с натуры, трактованы единым «подчерком», так что в живописно пластической манере нет никакого разнобоя. Вероятно. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. Большую часть живописных работ представил Рубенс, который за сравнительно короткий срок написал значительное количество этюдов маслом, темой для которых служили «Метаморфозы» Овидия.
А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Эту суетливую работу он проводил в своей голове.
Египетский биограф Эзопа в 1 в. н. э. и включает в себя около 200-т текстов. В 1651 году, возвратившись в Мадрид, художник к прилагает усилия для упрочнения своей позиции в обществе, добиваясь поста гофмаршала. Самые популярные персонажи – это лиса, волк, змея, лев, осел, собака, крестьянин и т. п. Все они, впрочем, являются фигурами условными, носителями конкретных функций. Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др. Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо». Луки и общества виртуозов Пантеона.
В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В 1617 получил звание мастера. В 1617 получил звание мастера. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау.
1643-44 «Мальчик из Вальескаса», ок. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Но свет и воздух не растворяют определенности пластических форм, а выявляют их зримое богатство. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Ответить на этот вопрос непроста, так как в «Менинах», этом как будто бы групповом портрете, по существу, сопоставляются две абсолютно разные концепции портретного искусства.
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Здесь взгляд зрителя тотчас задерживается на юно офицере в светло-кремовом камзоле. В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. По-своему пышному великолепию, заново отстроенный дворец и перестроенные помещения отвечали барочному восприятия жизни господствующей феодальной верхушки.
1620, Национальная галерея, Лондон). «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. В марте 1617 года, после завершения обучения, Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа, в котором подтверждалось, что он выдержал экзамен и может «самостоятельно работать как художник- художник по собственным мотивам». Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Происходил из небогатой дворянской семьи. Здесь, якобы, баснописец принял участие в пире Семи мудрецов. Завтрак написан в пору учебы у Франсиско Пачеко, в 1617 году.
Ему подбросили золотую чашу, обвинили в воровстве и сбросили со скалы жрецы Аполлона. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка.
1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). Портрету Парехи Веласкес обязан своим избранием в члены академии святого Луки- свидетельство высокого признания, которое его творчество получило в Италии. Диего Веласкес (1599-1660) в течение 40 лет был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, а музей Прадо вырос из собрания испанского королевского дома, так что неудивительно, что там хранится лучшая в мире коллекция живописи Веласкеса – почти полсотни вещей или более трети всего наследия, великого мастера.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В качестве приданного он передает молодоженам в пользование несколько домов в Севильи. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. 1620, «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. На это первый указ К Юсти, написав о «Менинах»: «Это картина создания картины». Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений. Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо».
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. Также работы Веласкеса экспонируют в Национальной галерее и Музее Веллингтона в Лондоне, Галерее старых мастеров в Дрездене, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Музее изящных искусств в Бостоне. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. О том, как мог выглядеть этот баснописец, можно только предположить, об этом существует множество легенд.
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Она очень мила. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения. Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры.
По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
В портретах королевских карликов и шутов Веласкес с непредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38 «Эль Бобо дель Кориа», ок. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Здесь всего три работы из них две совсем ранние.
Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя. «Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. 1650-е гг. Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Здесь же, напротив, Веласкес выбирает ракурс снизу вверх и занижает горизонт, придавая персонажам величие и жизненную силу, достигая впечатления активного жеста и уверенности в себе.
Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. строился в близи Мадрида и получил название «Буэн Ретиро» («Дворец прекрасного уединения»).
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. 1620, Национальная галерея, Лондон). Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Легенда гласит, что несколько граждан Дельф возненавидели Эзопа за его злословие и вознамерились наказать баснописца.
Ему дорого их здоровье и самочувствие. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок.
1621). Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо. В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его картину «Продавец воды», созданную художником в возрасте двадцати лет. Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».
Великого баснописца древности Эзопа мы наилучшим образом знаем благодаря басням «дедушки Крылова», на русском языке популяризировавшем и развившем творчество древнегреческого предшественника. Хуан де Пареха родился в 1610 году в Севильи и был потомков мавров. в следующим году Пачеко отдаёт Веласкесу в жёны свою дочь Хуану.
Гордо вскинув голову, с чувством собственного достоинства смотрит он на зрителя. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Подобное толкование картины противоречит, однако, тому факту, что в действительности не существует не одного парного портрета Филипа IV и его второй жены Марианы, который принадлежал бы кисти Веласкеса и никаких указаний на его существование в источниках мы не находим. Вот таким образом более правдоподобной представляется интерпретация, согласно которой Веласкесу моделью для картины служит сама инфанта в окружении придворной четы, а художник изображает на большом холсте тот же самый сюжет и тех же самых персонажей, что мы видим перед собой. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Наиболее подробно рассказывает об этом Аристофан в комедии «Осы» и Геродот.
В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. «Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Недуг даровал здоровье художника, занятого исполнением служебных обязанностей, связанных с должностью королевского гофмаршала. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. Его заслуга в том, что он сумел наполнить характеры своих персонажей внутреннем величием и человеческим достоинством, придать избраненному им жанру новый, глубокий смысл и содержание. -- все Прадо). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину.