Здесь выставлены произведения Антропова и работы Вишнякова, в том числе Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743), выполненный по заказу Сената, ставшего при Елизавете высшим органом управления страной.
Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы (Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны, 1717, ГРМ). Все в ней носит обворожительный отпечаток.
Как помнит читатель, формально у власти стоял (точнее – лежал в люльке) двухмесячный император Иван Антонович – сын правительницы Анны Леопольдовны и принца Антона Ульриха. В 1760 году русско-австрийский отряд занял Берлин. Это слово никогда не произносится в ее присутствии. Основным изменением стало то, что теперь скульптура и живопись будут выставляться вместе.
Однако ее платья почти не сохранились— драгоценные ткани перешивали на другие одежды, вплоть до церковных облачений. Сделаем небольшое отступление. Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста».
Благополучие незамужней девицы в тогдашнем обществе было непрочным, а будущее – тревожным. Мечтательность, томность, меланхоличность вовзгляде призваны подчеркнуть утонченность чувств пейзажный фон напоминает обидеальном «слиянии» сприродой, оестественности.
Письма Анны к сестре, Петру II полны тоски, слез и жалоб. Елизавета, узнав об этом, вышла из себя. Он подумал, что разоблачен и его неминуемо ждет Сибирь. А вот важнейшие рекомендации актеру, выходящему на сцену.
Кампредон, советуя в 1721 году своему правительству пригласить двенадцатилетнюю Елизавету во Францию как невесту Людовика XV, писал, что, конечно, ей недостает правильного воспитания, но в то же время выражал надежду, что со свойственной ей гибкостью характера, эта юная девушка применится к нравам и обычаям той страны, которая сделается вторым ее отечеством. То, что она в то время была здорова, мы знаем точно.
Интрига была раскрыта и канцлер с грохотом слетел со своего места. Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми.
Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. В феврале 1728 года герцогиня родила мальчика, которого назвали Карлом Петером Ульрихом. Он был плодовитым прожектером и всячески покровительствовал прожектерству в различных сферах жизни – от финансов до фейерверков. Ко всем прочим несчастьям львица утаскивает у нее сына-младенца. Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу». Впрочем, ее судьба еще долго была неопределенна. Современники рисуют на редкость симпатичный образ фаворита.
Вэтом самом прославленном портрете кисти Боровиковского отчетливо выразился женский идеал эпохи сентиментализма. Это нарядная портрет — картина, в которой сочетаются мягкие, теплые коричневые тона с нежными, прозрачно-голубыми. Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ).
Она вообще по ночам не спала. Изнадписи наобороте холста мы узнаем, что накартине изображены крестьяне изсела Татарова Суздальской провинции. Впрочем, это и неудивительно – «беспечность или умственная леность», о которых писали современники, характеризуя императрицу, властвовали над нею до конца и сам этот манифест придумал Шувалов, что видно из его набросков императрица же только подписала документ.
Никто никогда не страшился смерти более, чем она. Эти правила носят название «иконописный канон».
В начале 1718 года Елизавета получила от отца письмо: «Лизетка, друг мой, здравствуй. Большова мужика, своего братца (царевичу Петру Петровичу было чуть больше двух лет. Дошедшие до нас списки участников переворота показывают, что почти треть гвардейцев отряда Елизаветы начала службу при Петре Великом.
И вот фаворит пишет своей матери, чтобы управляющий его имениями Семен Пустота присмотрел за многочисленной родней и «чтоб он как зятьям, дядьям, так и всей родне именем моим приказал бы быть всем в одном собрании в деревне Лемешах и дожидаться бы тамо моего свидания, а наипаче запретить, чтоб отнюдь никто из них в то время именем моим не хвастал бы и не славился б тем, что он мне родня».
Взападноевропейской живописи, начиная сэпохи Возрождения, художники передавали вкартинах цвета, доступные земному зрению. Нет, это не так. Но добраться до царицы, чтобы получить ее подпись им было весьма нелегко. Осевшее здание раздавило шестнадцать слуг, спавших в нижнем этаже.
Фавье писал о нем: «Этот человек хороших нравов, трезвый, воздержанный, ласковый, приветливый, вежливый, гуманный, холодной наружности, но простой и скромный Когда он имеет точное понятие о деле, то судит о нем вполне здраво». Семьи договаривались обудущей свадьбе. Антропов, И. И. Художник нестремится скрыть красные, воспаленные веки портретируемого, его усталые глаза, глубокие морщины налице, он, напротив, выделяет их светом. Голицыным. Ее нещадно гнетет и тиранит злая, грузная, конопатая свекровь.
Одевалась напрогулки она действительно довольно просто. Сюда стекались преступники и проститутки и отсюда Каин, с приданными ему солдатами, совершал налеты на «малины» и дома честных москвичей. Со своего трона тяжелым взглядом следила императрица за Елизаветой – звездой бала.
Художник бережно воспроизводит все этнографические подробности, показывая красоту народного быта, вкрестьянах подчеркивает прежде всего человеческое достоинство. А потом был ярко освещенный дворец, шампанское, толпа льстивых царедворцев, павшая к ее ногам. Несомненно, Салтыкова была садисткой-маньяком, но ведь она убивала людей не в глухом, отдаленном поместье, а в доме посреди Москвы, чуть ли не на глазах полиции, которая была сверху донизу подкуплена Салтыковой и всякий раз послушно оформляла очередное дело о «нечаянной смерти» ее дворовых.
Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором. Заказ был выполнен так удачно, что иконографический «тип Каравака» был признан официальным изображением Елизаветы Петровны, многократно копировался другими художниками и гравировался. И наградой был шелест восхищения в толпе гостей и придворных. Она не раз выказывала по этому случаю чрезвычайную щекотливость. При удивлении «следует обе руки поднять и приложить несколько к верхней части груди, ладонями обратив к зрителю».
Согласно преданию, вбраке сним она «была очень несчастлива» ичерез два года умерла отчахотки. Впервые за десятилетия хранения в Музее архитектуры им. В1792году он был арестован ибезсуда заключен вШлиссельбургскую крепость, откуда освобожден только после смерти Екатерины. Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Екатерина II пишет в мемуарах, что одни, «вспомня табашной того Шувалова откуп, говорили, что табаком осыпают, другие говорили, что солью осыпают, приводя на память, что по его проекту накладка на соль последовала иные говорили, что его кладут в моржовое сало, понеже моржовое сало на откуп имел и ловлю трески. Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI.
Дщерь Петрова появилась на свет в царской вотчине Коломенское. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. При выражении отвращения нужно, «повернув лицо в левую сторону, протянуть руки, слегка подняв их в противоположную сторону, как бы отталкивая ненавистный предмет». Рассказывая о Елизавете, я не хочу создать образ этакой злодейки под маской ангела. По сравнению с этим все остальное – немилосердно чадившие дворцовые печи, страшные сквозняки, свистевшие по неуютным залам, обшарпанная мебель, которую каждый раз перевозили туда, куда переезжала императрица, наконец, отсутствие элементарных удобств, тараканы, клопы и крысы – казалось мелочами.
Вот таким образом виконе приглушено плотское начало: вытянутые фигуры святых почти прозрачны, бестелесны, неподвижны некасаясь земли, они словно парят, устремляясь кмиру небесному, пребывая ввечности, поскольку мир небесный вечен инеизменен всвоей сущности. Несомненно, у нее было немало добрых побуждений, желания показать народу «матернюю милость», но она не знала, как это сделать, да и некогда ей было – столько предстояло перемерить платьев, посетить спектаклей и празднеств. Ни одна женщина в империи не смеет причесываться так, как она». Вот, видно, с тех пор и платила Елизавета за свое желание властвовать пожизненным страхом ночного переворота. В эту глухую, темную, морозную ночь он сиял огнями.
И вскоре, действительно, младшая заслужила гостинец. Вначале власть прибрал к своим рукам фаворит покойной императрицы Бирон, через три недели его сверг фельдмаршал Миних, которого вскоре оттеснил от власти Остерман. Дичок не был вовремя привит и рос, как ему подсказывала его природа. Во-первых, он позволил втянуть Россию в «лишнюю» для нее Семилетнюю войну и страна надолго оказалась заложницей австрийских интересов, практически не работая на себя.
Тут вспомнили, что ту зиму трески ни за какие деньги получить нельзя было и начали Шувалова бранить». В 1755 году Михаил Воронцов подобострастнейше писал фавориту императрицы Елизаветы Ивану Шувалову: «Я ласкал себя надеждою, прежде отъезда двора в Царское Село получить чрез Ваше превосходительство высочайшее повеление по известному делу г. Дугласа, а ныне отнюдь не смею утруждать напоминанием, крайне опасаясь прогневить Ее Величество и тем приключить какое-либо препятствие в забавах в толь веселом и любимом месте, надеясь, однако же, что в свободный час вспамятовано будет». Несколько лет подряд русская армия воевала в центре Европы – на территории Пруссии. Но, как известно, ворон ворону глаз не выклюет.
«В сильном горе или печали можно и даже похвально и красиво, наклонясь, совсем закрыть на некоторое время лицо, прижав к нему обе руки и локоть и в таком положении бормотать какие-нибудь слова себе в локоть или в грудную перевязь, хотя бы публика их и не разбирала – сила горя будет понята по сему лепету, который красноречивей слов». Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека. Оно вскрыло ужасающую картину должностных преступлений, тесную связь преступного мира с чиновниками, полное пренебрежение законами государственными и Божескими.
Она действительно искренне верила в Бога. В Стокгольме решили действовать, не дожидаясь от Нолькена подписанных цесаревной бумаг. Французский посланник в России Ж. -Ж. «Эти юные оперные певцы, – писал Якоб Штелин, – поразили слушателей и знатоков своей точной фразировкой, чистотой исполнения трудных и длительных арий, художественной передачей каденций, своей декламацией и естественной мимикой». Присылал сватов и персидский шах Надир. Это было, как мы знаем, правдой, но не всей.
Нолькен настаивал на обратном варианте – сначала письменное обязательство, а потом деньги. Теперь он оказывался в золотой клетке.
Вся проблема состояла, как видим, в том, чтобы нужный документ «при удобном случае государыне к подписанию поднести». И хотя дамы понимали, что нужно одеваться поскромнее, чтобы дать императрице возможность блистать на их фоне, но в атмосфере «ухищрений кокетства» удержаться было невозможно и каждая старалась превзойти другую.
Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время. Именно он, глядя на трогательную дружбу Елизаветы и Шетарди, дал приказ вскрывать и расшифровывать (с помощью Академии наук) письма французского посланника, а потом летом 1744 года, когда набралось довольно много оскорбительных для Елизаветы цитат, улучил момент и подал выписки – плоды своего потайного труда – государыне. Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ). Мавра притворно сконфузилась и замолкла. В его обширном петербургском дворце была создана целая «фабрика прожектов» и там появилось немало идей, которые были им реализованы при поддержке Ивана Ивановича.
Шувалов добился ликвидации внутренних таможен – наследия средневековья. Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. Но это было непросто – достаточно посмотреть расписание занятий царицы. Несколько дней царица отдыхала, развлекалась верховой ездой, охотой, а потом вновь двигалась в той же компании дальше.
Конечно, при дворе, как я уже упоминал, господствовала итальянская музыка. Этого было достаточно, чтобы скучающая императрица обратила на дам внимание и решительно подошла к ним. Об этом доносили шпионы, писали дипломаты из разных стран. На триумфальных воротах в Москве по случаю коронации Елизаветы весной 1742 года была помещена аллегорическая картина с изображением солнца в короне и подписью: «Само себя венчает» – «Semet coronat».
Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П. В «Описании» триумфальных ворот дано такое пояснение: «Сие солнечное явление от самого солнца происходит не инако, как и Ее Императорское Величество имея абсолютное право, сама на себя корону наложить изволила». И Елизавета полностью отдавалась этому столь любезному для нее миру интриг и сплетен. Перед ними открывалась сверкающая в лучах солнца анфилада комнат и залов, уходящих в какую-то теплую зеркально-золотую бесконечность. Вот таким образом она тянула и тянула с замужеством Елизаветы, пока сама не умерла. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма.
Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Нетрудно представить, что испытывала в такие минуты императрица Анна Иоанновна. Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св.
Как пишет мать Екатерины II, княгиня Иоганна-Елизавета, свидания заговорщиков «происходили в темные ночи, во время гроз, ливней, снежных метелей, в местах, куда кидали падаль», то есть на помойках. Они готовили план ночного убийства Елизаветы и ее окружения.
На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века») и другие личные предметы императрицы. Кроме того, князь Иван, прослывший в обществе человеком разгульного нрава, большим любителем дамского пола, втянул своего царственного приятеля в развлечения «золотой молодежи». Елизавета посадила под арест управляющего своими имениями, заподозрив его в воровстве. Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства».
Это крупнейший историко-художественный проект года, приуроченный к 300-летию со дня рождения в Москве императрицы Елизаветы Петровны (1709–1761), продолжает и завершает выставочную трилогию, посвященную «московскому аспекту» деятельности российских правителей XVIII века («Екатерина Великая и Москва», 1997 «Петр Великий и Москва», 1998). Была проведена большая исследовательская работа. Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. На выставке представлены раритеты: золотой медальон с волосами молодой Елизаветы (конец XVIII, Московский Кремль), женский арбалет с инициалами императрицы (ГИМ), собственный фарфоровый сервиз (Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века) и другие личные предметы императрицы. Рассчитывать Елизавете приходилось только на себя. Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей.
Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница. Рекомендации докторов: покой, клизмы, кровопускания, лекарства – все это было отвратительно Елизавете, знавшей в жизни только приятное, шумное и веселое. Портреты Левицкого поразительно разнообразны. В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е.
Дипломатия тогда была «ремеслом королей», вся Европа была монархической (за исключением, пожалуй, Венеции), всюду сидели императоры, короли, князья, ландграфы, герцоги. Такие «случаи» уже происходили с молодыми людьми при дворе, но шли недели, месяцы – и Шувалов окончательно вытеснил из сердца императрицы и из придворных апартаментов самого графа Алексея Григорьевича. После церемонии венчания Анна и Елизавета некоторое время восседали за пиршественным столом во дворце в качестве «ближних девиц» матери-невесты, пока их, усталых и сонных, не унесли в постель. В сложной борьбе за власть Воронцов не был самым проворным и хитрым. Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты.
Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение.
Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира». В 1740 году получил чин надворного советника. Он создал несколько «малых портретов-картин», на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка («Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743, ГТГ), знатная дама на балу («Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке», 1748, ГТГ). Ларчик открывается просто: внешняя политика была интересна императрице.
Одни наблюдатели усматривали в этом какую-то особую тактику честолюбивой дочери Петра, ждавшей своего часа, другие шипели, что как раз в это время она была беременна. Может быть, некоторые из женихов и понравились бы привередливой цесаревне, да все они не нравились самой императрице, которая, вместе с Остерманом, мечтала выдать Елизавету «за такого принца от которого никогда никакого опасения быть не может». Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат.
Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Шувалов в свойственной ему мягкой манере отвечал приятелю, что в данный момент монополия на хлебный вывоз государству не нужна и «против пользы государственной я никаким образом на то поступить против моей чести не могу, что Ваше сиятельство, будучи столь одарены разумом, конечно, от меня требовать не станете». Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ).
Можно написать целую сагу о том, как русские посланники золотом устилали дорогу для угодных России ставленников в Польше, Швеции и других странах. Явно недолюбливала императрица и этот «развратный Версаль», хотя признавала его несомненное первенство в «галантереях». Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Но были и другие причины особой привязанности к нему императрицы.
Особенностью жизни царского двора в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, было непременное посещение служб Кремлевских соборов, многочисленных монастырей, древних святынь. Для Шувалова Ломоносов являлся живым воплощением успеха просвещенного знаниями русского народа. Жесткие рамки классицизма заставляли постановщиков оперы думать о том, чтобы сюжет был преимущественно из античности, чтобы зло всегда наказывалось, а добро торжествовало. Он стал осуществлять новую, революционную для русских финансов идею перехода от прямого (подушного) обложения к косвенному, за счет повышения цен на соль, вино. Ученик Ломоносова и протеже Шувалова Николай Поповский в речи, обращенной к юношам-гимназистам при открытии гимназии Московского университета в 1755 году, говорил: «Если будет ваша охота и прилежание, то вы скоро можете показать, что и вам от природы даны умы такие же, какими целые народы хвалятся уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела». Но по распоряжению Анны Иоанновны его неожиданно освободили.
Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл. Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. Именно такой была связь Шувалова и Ломоносова.
Ни принц, ни его супруга сопротивления не оказывали. После смерти императрицы Анны Иоанновны осенью 1740 года наступили смутные времена. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы.
В 1761 году он писал в Дворцовую канцелярию о зачислении в студенты Академии художеств дворцового истопника Федота Шубина, который «дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером». Процветала при Елизавете и коммерция. Он сразу же ввязался в интригу и начал действовать. Да и саму Елизавету мало привлекала жизнь двора Анны Иоанновны. Маскарады, как и все торжества и праздники, сопровождались музыкой. Клеймили ее и за пристрастие к английскому пиву.
В этом смысле судьба Анны могла вполне стать судьбой Елизаветы и наоборот. И. Я. Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи. К утру манифест о восшествии на престол и присяга подданных были готовы, войска и жители присягнули и под крики «Виват. » и пушечную пальбу императрица вступила в Зимний дворец. Вероятно, его концепция была подсказана иутверждена самим ПавломI, взошедшим напрестол 6ноября 1796года после смерти ЕкатериныII.
Разумовский попросту отошел в сторону, а Шувалов его не преследовал. Интерес императрицы к спектаклям во дворце цесаревны был явно нетеатрального свойства. Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Она, разумеется, боролась как могла.
Заколоннадой назаднем плане виднеется Московский воспитательный дом, насодержание которого Демидов жертвовал огромные деньги. Но этого не произошло. В создании научных и педагогических учреждений Шувалов видел свой долг. До самого конца Елизавета Петровна хотела, чтобы все были «китайским посольством» и восхищались ее красотой и грацией до бесконечности. Путь от Петербурга до Москвы (715 верст) она пролетала по тем временам необычайно быстро – за 48 часов. Но вначале поближе познакомимся с Иваном Ивановичем Шуваловым.
Как писал знаменитый Казанова, посетивший придворный бал в Петербурге (правда, уже при Екатерине II, в 1765 году), столы ломились от снеди и вся обстановка бала поражала «причудливой роскошью» как убранства комнат, так и нарядов гостей. Царские дочери в веселой компании с Сашей и Машей – дочерьми светлейшего князя, а также с его сыном Александром, должно быть, устраивали изрядные шум и беготню. Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. Эти два брата составляли семью фаворитов, самую любимую всеми». Было бы ошибкой видеть в ночных бдениях царицы причуду. Привычкам Елизаветы должны были следовать все дамы света.
Вскоре Елизавета уехала домой. В 1758 году в опере «Альцеста» семилетним мальчиком участвовал будущий русский композитор Дмитрий Бортнянский.
«Влияние старшего Разумовского на государыню до того усилилось после брака их, что, хотя он прямо и не вмешивается в государственные дела, к которым не имеет ни влечения, ни талантов, однако каждый может быть уверен в достижении того, что хочет, лишь бы Разумовский замолвил слово», – писал Пецольд. Благодарю вас за ваши письма, дай Боже вас в радости видеть. Петр узаконил свои отношения с Екатериной церковным браком и девочки, обойдя вслед за родителями вокруг аналоя, стали законными – «привенчанными» – детьми царской четы.
Родственники, придворные и слуги немало страдали от ее придирок и подозрений. На пути от Петербурга до Москвы их было двадцать пять – в среднем через каждые 25 верст. Без них невозможно представить русское искусство XVIII – начала XIX века.
Древняя столица для будущей императрицы стала той «малой родиной», где она провела детство и юность, где сформировался ее духовный мир. Голицына (1728) и Портрет княгини А. П. Действительно, сохранившиеся перлюстрации писем Шетарди подтверждают вышесказанное.
Кампредон писал в 1721 году о Елизавете как возможной невесте Людовика XV (ей тогда было двенадцать лет): «Она достойна того жребия, который ей предназначается, по красоте своей она будет служить украшением версальских собраний Франция усовершенствует прирожденные прелести Елизаветы. Проще всего решить «проблему Елизаветы» можно было, выдав ее замуж за какого-нибудь иностранного принца. Елизавета в полной мере осознавала себя членом этой семьи и явно симпатизировала некрасивой Марии-Терезии, с которой возмутительно вызывающе вел себя прусский король Фридрих II.
Но это, так если по репродукциям судить. Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. Кроме этого, экспозиция Третьяковки пополнилась несколькими выдающимися произведениями. Это был и упрек «верному другу» Михаилу Илларионовичу, который, подобно всем другим царедворцам, почуявшим приближающуюся смерть императрицы, уже начал вертеться возле ее наследника – великого князя Петра Федоровича.
Невероятная роскошь двора Елизаветы, непрерывные празднества требовали огромных расходов. Впрочем, ситуация никогда не становилась драматической или взрывоопасной. Она была вполне естественна во всех проявлениях этого каприза: чаще весела, реже мрачна, скорее добра, чем зла, почти всегда легкомысленна иногда гневна, но быстро отходчива. В Стокгольме были очень сильны реваншистские настроения.
Крепостное право развращало и рабов и господ. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. Он пинком ноги открывал двери всех полицейских начальников, подьячие сыскного ведомства почитали за честь испить с Ванькой чаю в трактире, все они были подкуплены, получали от него подарки и долю с «доходов» от его мастерства оборотня. Вот тут-то и спасал театр, седьмое чудо света. Это были какие-то глубокие обмороки, продолжавшиеся довольно долго.
А ежели утаит, моим словом, что он несчастлив будет,, кто не отдает. Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м». Это были те главные события в жизни Елизаветы, ради чего она, собственно и жила.
И этого было достаточно – имя цесаревны более не возникало. Французский посланник Ж. -Ж. Нередко бывало, что императрица с досадой бросала салфетку на стол и покидала компанию. Недовольство слабым режимом правительницы сочеталось у гвардейцев с идеализацией Петра Великого – (строгого, но справедливого, радевшего о благе подданных государя – не то что ничтожества, толпившиеся у трона Ивана Антоновича. ). Одно только царское слово – и ты уже пострижена в каком-нибудь дальнем монастыре и судьба строптивой княжны Юсуповой, сгинувшей в 1730-е годы в темной и холодной келье, может стать и твоей судьбой.
Особое место в придворной жизни, начинавшейся, как правило, вечером, занимали маскарады. За всем этим стояла не только данная природой красота, но и тяжелейшая работа портных, ювелиров, парикмахеров, да и самой царицы – самой строгой судьи своей красоты. А вот в 1717 году переписка уже шла вовсю. Все годы царствования Анны Иоанновны за Елизаветой постоянно следили.
Это был настоящий живой орган гигантских размеров. Важнейшими из мер, проведенных Петром Шуваловым, были реформы в экономике и финансах. Ей невыносима сама мысль о смерти.
Все это было, конечно, в европейском масштабе. Герцог был пьяница, распутник и гуляка. Еще больше слухов вызывала история неких князей Таракановых – якобы детей Разумовского и Елизаветы, которых вначале будто бы держали взаперти, а потом обучали и воспитывали за границей.
Незавидная судьба для государственного деятеля. Шувалов отказался подавать на подпись этот указ и ответил Воронцову: «Могу сказать, что рожден без самолюбия безмерного, без желания к богатству, почестям и знатности когда я, милостивый государь, ни в каких случаях к сим вещам моей алчбы не казал в таких летах, когда страсти и тщеславие владычествуют людьми, то ныне истинно и более притчину нет».
Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Думаю, что царица была серьезно напугана этим делом и руки ее дрожали, когда она читала то зловещее место из протокола допроса сообщника Турчанинова – прапорщика Преображенского полка П. Квашнина, где было сказано, что, после первой, неудачной попытки покушения, они рассуждали: «Что прошло, тому так и быть, а впредь то дело не уйдет и нами ль или не нами, только оное исполнится». Они были давно подготовлены к «революции» Елизаветы. Матвеева. Вдруг в самой глубине ее что-то вспыхивало и начинало двигаться.
Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754). Но изменить ничего уже было невозможно: Анна была беременна. Поясная фигура императора превосходно вписана вовал.
Искру в него бросила Елизавета, самолично явившись к гвардейцам – своим кумовьям. Выставка разнообразна по составу. А. В. Щусева экспонируется отреставрированный макет русского Вифлеема (А. П. Сумароков) – усадьбы Коломенское.
Это была победа Бестужева, которому Шетарди сильно вредил. Елизаветинские полководцы и дипломаты сумели внести необходимые коррективы в политику и тактику.
Леди Рондо описывает посещение придворного бала китайским послом: «Когда он начался, китайцев, вместе с переводчиком, ввели в залу: Ее Величество спросила первого из них (а их было трое), какую из присутствующих здесь дам он считает самой хорошенькой. Придумал это Бирон. Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам.
Демидов получил новое предписание: «Призови купца к себе и спроси, для чего он так обманывает, что сказал, что все тут лацканы и крагены, что я отобрала, а их не токмо всех, но и не единого нет, которые я видела, а именно алые. Это был сенатский экзекутор. Эта машина – в силу своих «вечных» бюрократических принципов – была жизнеспособна и плодовита, несмотря на то что ее создатель умер, а у власти, сменяя один другого, находились посредственности, если не сказать – ничтожества.
Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей. Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. Что касается ее личной жизни, то в этом отношении Елизавете в соответствии с общими тенденциями эпохи вовсе не была свойственна строгость нравов, при императрице сменилось несколько фаворитов, но больше всего разговоров о себе вызвал Алексей Разумовский. Вэтом портрете отражены черты мрачного величия итяжеловесной роскоши, свойственные культуре десятилетнего правления Анны Иоановны. Маскарады были сложными увеселениями: костюмы, маски, танцы и музыка являлись далеко не единственными их атрибутами.
Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Если сама императрица брала деньги из государственной казны, то ее придворным приходилось труднее.
В 1742 году был арестован ее камер-лакей А. Турчанинов и два его приятеля-гвардейца. Состоятельные люди, обнаружив в своем доме пропажу, могли не кручиниться. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти.
Конечно, этот театр мало был похож на современный. В германской прессе они превратились в таинственных Таракановых. Маркиз был по природе своей человеком пылким, романтичным, но легкомысленным и глупым.
У тетушки с племянником сложились тяжелые отношения. Ей, царице, – рябой, чрезмерно толстой, старой (Елизавета была на семнадцать лет моложе Анны. ) – не суждено было соперничать с цесаревной в бальном зале.
Зато императрица Елизавета вполне владеет искусством притворяться. Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и «гофмалер» Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. Неизвестный художник второй половины XVIII века. Главной целью и смыслом жизни Петра II стала охота. Особенно ему удавались женские образы.
Особенно часто переносили из комнаты в комнату ее постель. Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь. В мае 1745 года Бестужев поощрял русского посланника в Копенгагене Корфа и впредь в своих донесениях «свободно продолжать рассуждения и известия, а особливо из Швеции приходящие и касающиеся до Ее Императорского Величества высочайшего дома и интереса, также и княжеской Голштинской фамилии». Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого.
Лишь после 1757 года престарелый Бестужев-Рюмин допустил несколько серьезных ошибок. Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном». Первый официальный выход Елизаветы состоялся 9 января 1712 года. Воодушевляющая мысль о том, что благодаря реформам Петра I Россия разорвала «путы варварства» и вошла в единую дружную семью просвещенных народов, владела в равной степени и крестьянином Михаилом Ломоносовым и дворянином Иваном Шуваловым.
Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки». Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных. Жизнь двора цесаревны Елизаветы заметно отличалась от жизни «большого двора».
«И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Вего спокойном, благожелательном лице подчеркиваются ум, одухотворенность исозерцательность. Чтобы быть признанной Россией, Елизавета Петровна венчалась с властью в Кремле. Подготовка проекта длилась около трех лет. Не без иронии Екатерина II писала в мемуарах: «Нередко можно видеть, как из огромного двора, покрытого грязью и всякими нечистотами и прилегающего к плохой лачуге из прогнивших бревен, выезжает осыпанная драгоценностями и роскошно одетая дама в великолепном экипаже, который тащат шесть скверных кляч в грязной упряжи, с нечесаными лакеями на запятках в очень красивой ливрее, которую они безобразят своей неуклюжей внешностью».
Портрет князя М. Н. ВолконскогоТретьяковская галерея показывает и малознакомые широкой публике шедевры из своего собрания: уникальный портрет императрицы в цветочном обрамлении, созданный австрийским художником Г. Преннером (1754, ГТГ), камерные изображения работы мастерской П. Ротари и портрет, приписываемый Л. Токе. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой». Так начался «славный век императрицы Елизаветы». Слушать его можно было только на приличном расстоянии – за 300-500 метров, не ближе. Все они были взяты в гвардию в конце царствования Анны Иоанновны. Осенью 1727 года Мавра Шепелева писала Елизавете, что в кильском дворце шьют рубашонки и пеленки и что у Анны «в брюхе что-то ворошится».
Один из гостей Ивана Ивановича, вернувшись домой, записал в свой дневник: «Бешеная выходка бригадира Сумарокова за столом у камергера Ивана Ивановича. Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя.
Он прилепился к молодому фавориту и Елизавета стала благосклоннее, чем раньше, смотреть на старого, полузабытого приятеля. Придворные цесаревны не были отягощены ни титулами, ни орденами, ни государственными обязанностями. Можно предположить, что маркиз, стоя у окна в ночном колпаке и халате, видел сам «штурм Зимнего», который он так усиленно готовил на балах и помойках.
Можно сказать, что она совершенная красавица по талье, цвету лица, глазам и изящности рук». В погоне за модой императрица всегда была первой. От пылкого Шетарди тоже толку было мало. Последние годы правления Елизаветы были окрашены в зловещие цвета войны.
Василию Демидову: «Уведомилась я, что корабль французский пришел с разными уборами дамскими и шляпы шитые мужские и для дам мушки, золотые тафты разных сортов то вели с купцом сюда прислать немедленно». И главное – все они были молоды. Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). Держа в руках бреславское письмо, она попыталась приструнить Елизавету по-семейному. Екатерина, которая была с Петром за границей, просила Анну «для Бога потщиться: писать хорошенько, чтоб похвалить за оное можно и вам послать в презент прилежания вашего гостинцы, на что б смотря и маленькая сестричка также тщилась заслужить гостинцы». Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой.
Естественно, мысли об этом никогда не приходили к Елизавете. Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Императрица подарила Разумовскому Аничков дворец на Невском проспекте, сделала его генерал-фельдмаршалом и тот спокойно принял своеобразное отступное от бывшей супруги и зажил в свое удовольствие. На поляне стоял маленький дворец Екатерины I, некогда подаренный ей Петром, по наследству он перешел к их дочери Елизавете.
Остальные были выходцами из крестьян, церковников, однодворцев и даже холопов. А. В. Щусева экспонируется отреставрированный макет «русского Вифлеема» (А. П. Сумароков)— усадьбы Коломенское. Они видели, какой злой, нетерпимой, мелочной, грубой может быть Елизавета. Думаю, что Анне, так нежно относившейся к младшей сестричке, хотелось, чтобы та приехала на похороны – ведь все детство и юность они были неразлучны.
Современники замечали в нем редкостную для государственных деятелей той эпохи способность понимать и ценить новое, даже увлекаться им. Была проведена большая исследовательская работа. Голицыной (1728) кисти А. М.
Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»). Она знала, что представления проходят за закрытыми дверями и, как показал на допросе Петров, «посторонних, кроме придворных, никого на тех спектаклях не бывало». Анны. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены.
Имя изображенного человека неизвестно. Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния. Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице.
Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам. Французы отговаривались юностью короля, а когда Петр Великий в 1725 году умер, с мнением его преемницы Екатерины I уже и вовсе не считались, женили Людовика на дочери когда-то свергнутого русскими войсками польского экс-короля Станислава Лещинского – Марии и тем самым поставили точку в русско-французских брачных переговорах. В соответствии с «типом Каравака», его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743 ГТГ). Ювелир Позье писал в своих записках: «Она никогда не ложилась спать ранее шести часов утра и спала до полудня и позже, вследствие этого Елизавета ночью посылала за мною и задавала мне какую-нибудь работу, какую найдет ее фантазия. Александр Бенуа – великолепный знаток Царскосельского дворца – так описывает это «явление народу»: «Медленно превращалась она из еле видной, но сверкающей драгоценностями точки в явственно очерченную, шуршащую парчой и драгоценностями фигуру».
А. В. Щусева Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Государственного музея керамики «Усадьба Кусково XVIII века». Но что это были за «походы». х– 1730.
Крайне любопытное чтение для императрицы представляли зарубежные газеты. Елизавета стала для своих многочисленных племянников единственной опорой и надеждой в жизни.
Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Напротив того, дворянство, особенно родовитое и тогда и позже с пренебрежением относилось к Елизавете, чье «подлое» и незаконное происхождение (ведь Елизавета родилась до свадьбы Петра I и Екатерины) и «простонародное» поведение коробило светских дам и кавалеров. Еще в 1730-е годы, во времена Анны Иоанновны, Царское Село было довольно глухим местом. Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы.
Значительную роль в создании портретной галереи Елизаветы Петровны сыграл и гофмалер Георг Христоф Гроот (1719–1749), немецкий художник, также трудившийся при русском дворе. В ноябре 1759 года канцлер Михаил Воронцов писал подчиненным, что императрице стало известно о существовании в Париже «особой лавки» под названием «Au tres galant», в которой продаются «самые наилучшие вещи для употребления по каждым сезонам». Выбирать из хотя и бедных, но способных молодых людей – таков был его принцип. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения. Начался «случай» Шувалова. «Он вмешивается во все дела, не нося особых званий и не занимая особых должностей, – писал в 1761 году о Шувалове Фавье, – одним словом, он пользуется всеми преимуществами министра, не будучи им».
Конечно, в ходе войны в армии проявилось много недостатков, неразберихи. С годами деятельность Каина расширялась. Оба они были истинными сынами Отечества – так называли тогда патриотов. А это всегда приносит правителю популярность среди простых людей.
Впервые экспонируется поступивший в собрание Галереи в 1975 году и только что отреставрированный Портрет князя М. Н. Волконского (неизвестный художник 2-й половины XVIII века, ГТГ). В нем было много энергии, властности, воли, он ясно и широко мыслил. Любимым живописцем Елизаветы был работавший при русском дворе французский мастер Луи Каравак (1684–1754).
Но денег на это хватало не у всех. Соглядатаи регулярно сообщали начальству о том, как французский посланник тайно, по ночам, огородами пробирался во дворец Елизаветы, но явно «не для амуру». В 1759 году Воронцов, ходивший в приятелях Шувалова, попросил фаворита похлопотать перед Елизаветой о предоставлении ему, Воронцову исключительной монополии на вывоз за границу русского хлеба. Как и отец, Елизавета была легка на подъем и любила подолгу путешествовать.
«Дщерь Петрова» появилась на свет в царской вотчине Коломенское. В начале 1730-х годов И. Я. Она запросто, как некогда ее великий отец, водила с ними компанию. Как и всегда, царили воровство, злоупотребления и глупость.
«При окончании оперы, – писала газета, – Ее Императорское Величество соизволила свое удовольствие оказать ударением в ладони, что и от всех прочих смотрителей учинено было, причем чужестранные господа министры засвидетельствовали, что такой абсолютной и изрядной оперы, особливо в рассуждении украшений театра, проспектов и машин, нигде еще не видано». Фавориты – отставной и действующий – оказались выше всяких похвал: не было ни сцен, ни скандалов, ни кляуз. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Сегодня, 9декабря, в Третьяковской галерее (Лаврушинский, 12) открывается выставка «Елизавета Петровна и Москва». и А. И.
Потом обе девицы уверяли, что императрица вместе с волосами содрала и немного кожи. Князь Михаил Щербатов, описывая нравы двора Елизаветы Петровны и ее главных вельмож, называет Петра Ивановича Шувалова настоящим «чудовищем», отвратительным человеком, но вместе с тем пишет, что тот был человек не только «быстрый, честолюбивый», но и умный. Характер Елизаветы не был отшлифован воспитанием. Царских дочерей начали обучать грамоте довольно рано. Путь ее пролегал через родные места Разумовского.
– Е. А. ), пока разве отнимет». Никто не мог лучше ее ездить верхом, танцевать, петь, даже сочинять стихи и песни.
Все понимали, что наступают последние деньки жизни-праздника веселой дочери Петра. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. Фрейлинами двора были преимущественно ближайшие родственницы Елизаветы – графини Скавронские и Гендриковы. Традиционная технология написания икон требовала покрывать их олифой, которая темнела отвремени.
Девочка в пудреной, по-взрослому, прическе. Эти работы предоставлены музею на временное хранение нынешним владельцем, художником И. И. «Едва мы, – пишет Екатерина, – переступили порог, как дом начал рушиться и послышался шум, похожий на то, как когда спускают корабль на воду». Даже влитературе XVIIIвека, которая всвоем развитии опережала живопись, мы невстретим психологической глубины переживаний человеческой личности, сложных драматических противоречий эпохи.
Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. А крестное родство (по русским православным традициям – кумовство на «ты»), считалось весьма близким ибо шло от Бога. » Сам Шувалов с грустью сообщал своему другу Вольтеру 19 марта 1762 года: «Мне потребовалось собрать всю силу моей удрученной души, чтобы исполнять обязанности по должности, превышающей мое честолюбие» и далее зачеркнуто: «и входить в подробности, отнюдь не соответствующие той философии, которую мне бы хотелось иметь единственным предметом занятий». Спектаклям предшествовали аллегорические прологи, которые наивно агитировали зрителей, убеждая их, что лучшей самодержицы, чем Елизавета Петровна, в России еще не было. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»). Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Через Воронцова Иван Шувалов стал оказывать серьезное влияние на внешнюю политику России. Как вспоминает Екатерина II, все выглядели ужасно, неуклюже и жалко, вполне хороша была только сама императрица, которой мужское платье очень шло (для чего, собственно и устраивались такие маскарады).
Краткий «шуваловский» период истории Академии художеств оказался благодаря уму, предусмотрительности, заботливости ее основателя, не жалевшего денег на дорогостоящих иностранных учителей, картины, скульптуру, пособия и материалы, чрезвычайно плодотворным, дал мощнейший толчок развитию искусства в России, открыл миру новые таланты. Этот портрет можно отнести кполупарадным. Это было трагедией для Елизаветы, раньше никогда не считавшей денег. Эта милая красавица, всегда демонстрировавшая свое «природное матернее великодушие», не колеблясь отправляла на пытку беременную женщину и писала об этом начальнику Тайной канцелярии так отрывисто, сурово и по-деловому жестоко, как некогда писал ее отец своему шефу политического сыска. Образ государыни, любившей «смехи и забавы», трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо.
В этом письме упомянут Александр Борисович Бутурлин. Обзор «Камер-фурьерских журналов» и периодики тех лет помогли составить «Хронику московской жизни» Елизаветы Петровны. И вот в маленьком зале небольшая группа этих зрителей – только свои, доверенные люди – завороженно смотрела на сцену, где в неверном свете свечей разворачивалась перед ними драма о «преславной палестинских стран царице» Диане, жене царя Географа, красивой, доброй, милой – такой же, как цесаревна. Когда он вернулся домой, Поэта уже не было в живых – Ломоносов умер в 1765 году. Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями.
Ей удалось одержать две блестящие победы над прусскими войсками: под Гросс-Егерсдорфом в августе 1757 года и ровно через два года – под Кунерсдорфом. Он имел приоритетное право на изображения Петра I и его семейства, в том числе и маленькой Елизаветы («Портрет цесаревен Анны Петровны и Елизаветы Петровны», 1717, ГРМ).
Нолькен и Шетарди не были благородным исключением из этих грязных правил. Их было больше двадцати и при том такие же и на платье, которые я все отобрала и теперь их требую, то прикажи ему сыскать и никому в угодность не утаивать. Знакомство России с итальянской оперой не прошло напрасно для русского искусства. Еще больше потрясало гостей внутреннее убранство дворца. Жестко связанный догмами классицизма с его обязательными пятью актами, законами единства места и времени, возвышенным слогом, он мог бы показаться нам манерным, скучным и смешным. Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре.
Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Этот красавец исполинского роста был камергером двора Елизаветы и ее любовником.
У меня нет сомнений, что участие России в Семилетней войне было во многом обусловлено мстительным желанием Елизаветы «проучить» высокомерного зазнайку, атеиста и масона Фридриха, который с первых дней своего правления посмел вести себя в королевском обществе дерзко, нагло и бесцеремонно. Значение Разумовского при дворе Елизаветы было велико. Дипломатическая предыстория переворота Елизаветы весьма характерна для нравов тех времен.
С этой целью они потакали всем прихотям императора, всячески ублажали и развлекали его. Взятки от богатой помещицы брали даже руководители Сыскного приказа. Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки. Своими манерами, обликом и поведением Петр Федорович раздражал императрицу. Впервые за десятилетия хранения в МУАР им. Как и надлежит врачам ХVIII века, они выражались туманно и загадочно: «Несомненно, что по мере удаления от молодости жидкости в организме становятся более густыми и медленными в своей циркуляции, особенно потому, что они имеют цинготный характер».
В соответствии с типом Каравака, его ученик, русский мастер И. Я. Вишняков написал для Сената парадный Портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743 ГТГ). Это не подлежит никакому сомнению». Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною».
Впрочем, Шувалов был умен и тонок и знал истинную цену дружбе с ним – фаворитом царицы. 28 июля 1751 года она писала служащему Кабинета Е. И. В. Подготовка проекта длилась около трех лет.
Он создал несколько малых портретов-картин, на которых русская императрица предстает в различных образах: полковница Преображенского полка (Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком, 1743, ГТГ), знатная дама на балу (Портрет императрицы Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руке, 1748, ГТГ). Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко. Он не был воинствен, лих и даже особенно мужествен. Спали и родители императора, приближенные и слуги. Надежды на шведскую помощь с треском провалились. Но жить там было небезопасно – вокруг стояли нетронутые дремучие леса. Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию.
Со страниц воспоминаний он предстает добродушным лентяем, мало чем интересовавшимся, но не утратившим присущего его народу чувства юмора, в том числе – по отношению к своей персоне и «случаю», сделавшему его первым вельможей империи. Она отводила душу в другом – угнетала Елизавету экономически и морально. Действительно, Елизавета создала тесный, закрытый мирок, куда соглядатаям и шпионам «большого двора» проникнуть было невозможно.
В своих письмах к Петру и Екатерине Меншиков писал: «Дорогие детки ваши, слава Богу, здоровы». В чистом поле слышались фуги Иоганна Себастьяна Баха. Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели. Благодаря следованию «системе Петра» весьма долго держался на первых ролях канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Столичное дворянство украшало дома французской мебелью, картинами, великолепной посудой.
Выставка разнообразна по составу. Ворвавшись во дворец, Елизавета не мешкала: входы и выходы были перекрыты, караул сразу же перешел на сторону мятежников и затем в императорские апартаменты на втором этаже устремилась «группа захвата». Да императрица была влюблена исключительно в себя.
Взбешенная неблагодарностью своего «партикулярного друга» императрица приказала объявить Шетарди, чтобы он в течение суток выехал из столицы и больше никогда в России не появлялся. Обычными были и пожары в дворцовых помещениях, начинавшиеся, как правило из-за небрежности слуг или неисправности печей. И еще важное обстоятельство: дипломатия была всегда персонифицирована – и часто имея в виду Австрию, Пруссию или Францию, говорили «Мария-Терезия», «король Фридрих» или «Людовик».
И вот однажды в 1757 году императрица, совершавшая прогулку верхом по осенним полям Подмосковья, была поражена звуками величественной музыки, которая как будто лилась с небес. Они долго жили при дворе Елизаветы и потом были отправлены в Швейцарию – получать воспитание и образование. Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века.
Несомненно, Петр Шувалов был крупным деятелем елизаветинской эпохи, одним из центральных столпов ее режима. Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл. Но не будем спешить с оценками.
Судьба старшей дочери Петра Великого сложилась трагически. Она, вероятно, придает этому головному убору значение диадемы, так как присваивает себе исключительное право его носить. Вообще, портреты Тишининых слабоваты как-то, ИМХО. И в каждом из них все было приготовлено для приема привередливой хозяйки, которой было нужно все самое лучшее, вкусное и приятное.
Но еще более смелой оказалась реформа таможенного обложения. В деревне застали Елизавету и события начала 1730 года, когда заболел и умер Петр II. Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке. Заводилой всех празднеств, путешествий и развлечений была энергичная и неуемная Елизавета.
Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы.
Екатерина II подтверждает: «Никто никогда не знал часа, когда Ее Императорскому Величеству угодно будет обедать или ужинать и часто случалось, что придворные, проиграв в карты (единственное развлечение) до двух часов ночи, ложились спать и только что они успевали заснуть, как их будили для того, чтобы они присутствовали на ужине Ее Величества, они являлись туда и, так как она сидела за столом очень долго, а все они, усталые и полусонные, не говорили ни слова, то императрица сердилась». – Е. А. ) у самого Господа Бога, который мне дал смысл (разум. Маркиз был взбешен. Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. И после куртага 23 ноября 1741 года она решила действовать самостоятельно. Портрет поражает явной «непарадностью» облика.
В описанную красноречивым пастырем ночь неприятель этот блаженно спал в колыбели, с вечера насосавшись молока из груди кормилицы Катерины Ивановой и не подозревал, что против него «заводят шеренги». Признанная модница, русская императрица постоянно заказывала наряды в странах Европы. Вот таким образом актеры на сцене изображали сложные фигуры: «Благополучие России», «Радость верноподданных» и, наконец, «Обрадованную ревность».
Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. В манифесте указывалось на две причины, побудившие Елизавету въехать на плечах гвардейцев в Зимний дворец: во-первых, настойчивые просьбы всех «как духовного, так и светского чинов верноподданных», в особенности гвардейцев и, во-вторых, «близость по крови» Петру Великому и императрице Екатерине I. Три дня спустя еще в одном Манифесте уточнялось, что Елизавета заняла престол согласно Тестаменту – завещанию Екатерины I. Довольно скоро об этой причине постарались забыть: по Тестаменту выходило, что преимущественное право на престол имеет как раз не Елизавета, а ее племянник – герцог Голштинский 13-летний Карл Петер Ульрих. Ту же цель ставил перед собой и Нолькен. Суть идеологии властвования Елизаветы была предельно проста: она, дочь великого Петра, видя неимоверные страдания русского народа под властью ненавистных иноземных временщиков – всего «счастия российского губителей и похитителей», – восстала против них и с нею взошло солнце счастья. Как писал в своих «Записках» генерал Х. Г. Манштейн, «цесаревна прекрасно выдержала этот разговор, она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против нее или против ее сына, что она была слишком религиозна, чтобы нарушить данную ей присягу и что все эти известия сообщены ее врагами, желавшими сделать ее несчастливой, что», – одним словом, полились слезы, в потоках которых утонули все подозрения ибо вместе с Елизаветой разрыдался и ее простодушный следователь, который, действительно, к своему несчастью, поверил, что цесаревна ни в чем не виновата.
Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. Двор самой цесаревны был невелик – не больше ста человек вместе со служителями.
Воронцов, в отличие от Петра Шувалова, оставил у современников хорошее впечатление. Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка). Канцлер поручал нанять «надежную персону», чтобы покупать там наимоднейшие вещи и немедленно слать в Петербург.
Композиция картины построена поакадемическим принципам. Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Новиков был незаурядной личностью. Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет. В балетных номерах стали все чаще появляться русские балерины и танцовщики.
Как повествует дело Тайной канцелярии, стоял как-то солдат гвардии Поспелов на часах во дворце цесаревны и слышал, как хозяйка вышла на крыльцо и затянула песню: «Ох, житье мое, житье бедное. » В казарме Поспелов рассказал об этом своему другу солдату Ершову, а тот, не подумав и брякнул: «Баба бабье и поет. » Это было грубовато, но абсолютно точно. Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям. Наконец, Нолькен и Шетарди пришли к выводу, что Елизавета серьезно опасается подписывать какиелибо обязательства о будущих уступках земель, отвоеванных ее отцом – победителем тех же самых шведов ибо она рискует «сделаться ненавистной народу, если окажется, что она призвала шведов», чтобы взойти на престол такой ценой. Этот мир представлялся ей огромным дворцом, где можно было внезапно отворить дверь одной из комнат и застать там камер-юнкера, тискающего в потемках камер-фрейлину.
При Елизавете родился необычайный вид искусства – роговой оркестр. Власть Каина длилась почти десять лет. Ввозрасте 22лет Мария Толстая вышла замуж запожилого егермейстера двора С. А. Лопухина. В ноябре 1750 года императорский указ строго предписывал, что все дворянство, «кроме малолетних», должно явиться на публичный маскарад, но при этом «платья пилигримского и арлекинского, чтоб не было (такие костюмы можно было легко сделать и стоили они недорого. Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма.
Он был инфантилен, капризен, проявлял черты человека необузданного и взбалмошного.
Отец одной из его жертв сумел прорваться к московскому губернатору, началось следствие, всплыли другие преступления Ваньки, его посадили в тюрьму. Это уже давно был секрет Полишинеля. Неудивительно, что Елизавета стремилась укрыться в своем дворце возле Царицына луга (Марсова поля) или в загородном доме – в кругу близких ей людей, подальше от недоброжелательных глаз императрицы. Его изобрел чешский валторнист Иоганн Антон Мареш в 1748 году.
– Е. А. ) за меня поцелуй». Лишь в конце 1740-х годов, когда взошла звезда Ивана Шувалова, Воронцов вышел из тени. Но влияние Разумовского было огромным еще в 1730-е годы, когда Елизавета была цесаревной.
Конец 1720. Не все благополучно было и в императорской семье.
/Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице». Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца. Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя». Елизаветинское время стало временем национального подъема, оптимизма.
Это очень напугало цесаревну и она решила упредить возможный донос управляющего. В ее политическом поведении были видны пристрастия, симпатии, капризы, но не было поспешности и скоропалительности решений. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой. Хотя двор и блистал роскошью, живой и веселой девушке было там скучно – танцы и маскарады устраивались редко императрица и ее придворные предпочитали карточные игры и забавы с шутами.
Особенно важен был «выезд» – экипаж, лошади, сбруя, богато одетые кучера, стоявшие на запятках гайдуки – предпочтительно чернокожие и рослые. Опера была вершиной театрального и музыкального искусства.
Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. Так, в первом зале, посвященном эпохе Петра I, появилисьПортрет князя И. А. Прошение написано в традиционных уничижительных тонах и кончается подписью: «Вашего императорского величества послушная раба Елизавет».
Опасаясь дворянских вольнодумцев в гвардейских мундирах, временщик начал обновлять гвардию за счет рекрутов из крестьян и других «подлых». Программа дляэтого аллегорического портрета была предложена другом художника, архитектором Н. А. Львовым. Многие из них никогда не видели друг друга, но ощущали свое королевское родство. Финансисты опасались снижения доходов казны.
Заинтригованная Елизавета потребовала рассказать, о чем секретничают ее фрейлины. Но все же ее жизнь, действительно похожая на вечный праздник имела свои теневые стороны. Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева. Такие походы на богомолье могли продолжаться неделями и месяцами.
А на ком увижу – то те равную часть с ним примут». Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям. От нее усердно удаляют все, что может служить напоминанием о конце». Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Никогда женщина не примирялась труднее с потерей молодости и красоты.
Новгород иПсков избежали завоевания. Но нет. Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. Обсуждая этот вопрос, глава верховников князь Дмитрий Голицын – старый аристократ, предложивший кандидатуру этой «чисто русской» дочери царя Ивана V и царицы Прасковьи Федоровны, – походя помянул недобрым словом отродье лифляндской прачки. Особенно нравилась ей быстрая зимняя езда в удобном экипаже с подогревом и ночным горшком.
Ну а те, кто жил с императрицей рядом, никаких иллюзий себе не строили. Образ государыни, любившей смехи и забавы, трактовался Г. Х. Гроотом в духе рококо. Иван Никитич Никитин (ок. С боязнью покушения связана и подлинная страсть Елизаветы к перестановкам и перестройкам интерьеров.
Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). Прошу Бога только о том, верьте, что ни чести, ни богатства веселить меня не могут». Известно, что она панически боялась смерти.
Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей. «Воистину, братец, – задушевно говорит один из персонажей пьесы-агитки Разговоры, бывшие между двух российских солдат (1743 год), – ежели бы Елисавета Великая не воскресла и нам бы, русским людям, сидеть бы в темности адской и до смерти не видать света». Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских). Сольное и хоровое пение, балетные номера чередовались с декламацией. Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами.
Розыскное усердие Каина не знало удержу: в один прекрасный день он сдал полиции и своего ближайшего друга Камчатку, много раз спасавшего Каина от верной смерти на плахе. После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. Но это тщательно от нее скрывается и ею самой – больше всех.
О жестоком сердце, посредственном уме, упрямстве Петра, его склонности к безделью и развлечениям, нежелании учиться писали и многие другие иностранные наблюдатели. Мы его очень любили. Продолжая вековую традицию русских государей императрица совершала богомольные походы в Троице-Сергиеву Лавру и Ново-Иерусалимский монастырь. У нее действительно были основания опасаться за свою жизнь.
Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. У трона крошечного императора сразу же началась отчаянная борьба. Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота.
Гвардейским же солдатам эта милая, веселая, «любезная взором» красавица очень нравилась. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино».
Но, как часто бывает в жизни, его погубили женщины, точнее – безмерное любострастие. Этим и сумела воспользоваться цесаревна Елизавета Петровна. Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств». «Он очень высокий и крупный для своего возраста – писала леди Рондо, – у него белая кожа, но он очень загорел на охоте, черты его лица хороши, но взгляд тяжел и, хотя император юн и красив, в нем нет ничего привлекательного или приятного». Так начал свою карьеру выдающийся русский скульптор Федот Иванович Шубин.
Именно такую судьбу готовил средней дочери (к этому времени родилась еще Наталия) Петр. Бестужев далее пишет: «Ее Императорское Величество сама читать изволит и, будьте уверены, что оными всегда Ее Величество бывает довольна». Нельзя было засовывать руки в карманы, сжимать кулаки, конечно, кроме тех случаев, «когда на сцене выводится простонародье, которое только и может пользоваться таким жестом, так как он груб и некрасив». Накатывалась, нарастала волна света, шороха тканей, аромата – это шла императрица. Необыкновенной энергией веет отэтого образа. Уже в 1712 году Петр писал Елизавете и Анне записки, впрочем, без особой надежды на ответ. Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах».
Факты биографии императрицы и ее деяний в Москве обусловили хронологическо-тематическую последовательность построения экспозиции и состав ее разделов: «Младые лета», «Охотничьи забавы», «Коронация», «Государыня и церковь», «Двор и окружение», «Семейство Разумовских», «Малый двор», «Покровительница наук и художеств», «Елизаветинское барокко», «Женский мир императрицы». Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека. Вельские, И. И. С анатомией у художника явно нелады – руку в ракурсе изобразить не может.
Но нет.