Илья Репин Стрекоза жизнерадостный портрет дочери художника. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа. Картина Ильи Репина Портрет дочери: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. 1877Холст, масло, 125. 5 x 97. 5Государственная Третьяковская галерея». Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Большие карие глаза Наденьки раскрыты, но она еще во власти сна. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. 1892Холст, масло, 114 x 67Государственная Третьяковская галерея» (1892).
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В апреле 1901 года она выходит замуж за молодого военного, поручика Язева. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Он обаятельно передает реальный облик дочери и очарование безмятежного детства.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Работал весь день, не замечая времени. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Молодая семья запечатлена Репиным в 1905 году на полотне, которое названо «Семейный портрет». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки.
Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. повороте влево. Сразу после рождения дочери художник вместе с семьей отправляется в поездку по Европе. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
О ее пребывании в Полтавской губернии близ Гадяча, где она проходила практику, он писал Т. Л. Толстой: «Благодарю Вас за любезное отношение к Наде, она такая выносливая работница. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. О детстве Надежды Ильиничны нам почти ничего не известно.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Не доносчик ли. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
2015-2017 Э Вести. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Рассматриваемая работа относится к последней категории портретов-жанров. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. Беспомощно и трогательно опущены руки.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. После смерти жены Юрия Репина, Прасковьи, отношения отца и сына теплеют, они проводят много времени вместе.
Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Их мягкие очертания созвучны плавному ритму складок платья. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц.
Одним из таких портретов является портрет его дочери Веры под названием «Стрекоза». Портрет был написан на любимой даче художника в пенатах, где он отдыхал с семьёй. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Все это в целом придает натурному этюду характер картинной завершенности, что вполне соответствует законченности самого образа. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Жил он с женой Прасковьей и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием) в собственном доме в Куоккале, неподалеку от имения отца «Пенаты». Художник изобразил друга в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями, в любимой галерее. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива, где становится полноправной хозяйкой в доме своего пожилого отца, взяв при этом на себя все бытовые заботы. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин считал сам эту картину красивой.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин дважды подавал прошения об отставке. можно разделить на две категории: собственно портреты и портреты-жанры. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Дети имея озорной характер, весело играли на природе и Репин заметил, как его дочь Верочка сидит на перекладине и качает ножками, как стрекоза, сидящая на стебельке травы. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Илья Репин поддерживает сына в его потере, пытаясь возродить в нем утраченные таланты. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Она ушла из жизни в 1931 году55. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Первый факт. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта.
Репин встречал их по средам. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Иное дело – платье и фон. Свободная непринужденная поза ребенка очень удачно располагает фигуру в пространстве портрета. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. К сожалению, семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстаются.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Вегетарианцем стал и сам Репин. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
На международной выставке в Мюнхене в 1910 году он был награжден юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Петр в Полтавской баталии)», в 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой», в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Иногда же «состояние» портретируемого, его поза, жест, действие приобретают в той или иной мере самостоятельное значение и портрет в конце концов перерастает в жанровое изображение. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. В начале 1910-х гг. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Жил в Италии и Франции (1873–1876). На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка.
Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Это гиперактивный ребенок, робость и послушание для которого – сказочные персонажи. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. М. Бунакову. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Вот таким образом портрет полон жизни. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Берег Волги. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Л. Н. Толстого».
Третьяков»109. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Чаще всего он писал собственных детей. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Все заняты.
Среди его учеников, . После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Некий отход от реализма в мазках говорит лишь о том, что художник работал в спешке над этими полотнами. И вот уже перед нами не царь, а отец. Пятый факт. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Да и вообще это была любимица семьи. Само понятие «портрет» для «Стрекозы» уже не актуально, тут прослеживается индивидуальная душевная конкретика, причем состоянии девочки можно расценивать как «здесь и сейчас».
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». На первом плане – две Татьяны: Татьяна Ильинична и трехлетняя Тася (Тасенька) на втором, за столом, – Николай Геннадьевич Язев и его мать слева, ближе к двери, стоит няня, на руках у нее малышка – это вторая дочка в семье, Любочка, которая вскоре умерла. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Этот сиюминутный образ ребёнка связывает картину с нотками импрессионизма. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Так ли это – судить зрителям.
Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной. Стасов присылает ему все, что он просит. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. В этой школе преподает Татьяна Ильинична, при этом вместе с семьей занимая часть дома. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Художник восхищался трудоспособностью дочери.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Надежда Ильинична Репина заболевает тяжелым нервным расстройством, с тех пор она постоянно проживает вместе со своим отцом в «Пенатах». Через 10 дней после этого композитор скончался.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Публике картина понравилась. Девочка в розовом принадлежит к числу лучших детских портретов, написанных И. Е Репиным. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Он идет прямо к матери. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Портреты Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: Портрет вам не понравился. И отец ей не отказывал».
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Уже в юном возрасте Юрий знал, что пойдет по стопам отца. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Казалось, она спит. Илья Репин любил писать портреты не только именитых людей, но и своих близких. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Нам доподлинно известно, что Любицкие были друзьями семьи Репиных. За окном летний день. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Такое поведение для «стрекозы» в порядке вещей – ее не интересует спустились ли у нее чулки, не развязались ли туфельки, самое важное в данный момент – покачивать правой ножкой, словно дразня соседских товарищей по играм. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Этюд получился превосходный. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. При крещении младенца нарекли греческим именем Георгий. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Много учился на написании портретов близких и друзей. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. С 1903 года Юрий работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.
Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. Это придаёт фигуре некую возвышенность, но в то же время лёгкость. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Впоследствии мальчика будут называть в славянском стиле Юрием. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Ее внуки и правнуки проживают во Франции, разъехавшись по всей стране. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Изображение исполнено большого, естественного очарования. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Среди его учеников, . Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Я согласен с вами — портрет неудачен».
После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. Однако отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. Убийство свершилось. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. 1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея» (1882) или с портретом его дочери, В. И. Репиной, на фоне осеннего пейзажа – «Осенний букетОсенний букет. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Грабарь широко использует эту переписку. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. А. Куинджи. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. здесь привлекает та лирическая тема сна, об интересе к которой художника говорилось выше. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Сейчас этот портрет хранится в Харьковском художественном музее. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Очень долго пришлось Репину убеждать своего друга Павла Третьякова позировать ему для портрета – галерист был очень сдержанным и замкнутым человеком, он любил оставаться в тени и не хотел, чтобы его знали в лицо. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Лицо запечатлено в сложном ракурсе, в. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Крепость и ясность композиции подчеркивается плавным ритмом линий тела и складок подушки. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Америка—Франция—Россия.