Ренессансное восприятие Данте материализуется в портретных его изображениях. Открытие сразу трех портретов Данте на веронских фресках говорит нам о настоящем триумфе памяти Данте в Вероне в XIV веке. Перед нами Данте – почему-то не узнанный, несмотря на свой классический профиль и плащ с капюшоном (как на прижизненном портрете Леонардо кисти Джотто впрочем, такой же капюшон и на портретах АлександраVIБорджиа). Однако, позволив в 1840 году реставрировать фреску, правительство запретило снимать копии с портрета Данте.
4. Для Алигьери эта потеря была очень большой. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, так как представляет собой своеобразную «адову карту». Считается, что он умер от малярии. Для Данте Беатриче – воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе.
«Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И на каждом почтенный нотариус Сатурнино Малагола проставил печати и надписал ничтоже сумняшеся: «Это прах Данте Алигьери». Пепел запечатали в шесть конвертов. Егодеятельность связана сПадуанским иПарижским университетами, Регенсбургом (где он был епископом), Кельном, гдеумер.
Уже в ту пору он был лирическим поэтом среди тосканских поэтов «нового стиля»— Чино из Пистойи, Гвидо Кавальканти и др. Он затевает свой «Пир» («Convivio»), аллегорически-схоластический комментарий к четырнадцати канцонам. Данте никогда не упускает возможности посчитаться со своими идейными противниками и личными врагами он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», свой век как век наживы и сребролюбия. Идея эта будет унаследована Рафаэлем.
В канцоне и в сопровождающих ее рассуждениях Данте углубляет и демократизирует антисословные представления о благородстве как своего рода благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу его концепция «божественности» человека приобретает, безусловно, гуманистическую суть. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. Мог ли обойти вниманием великий Боттичелли своего величайшего современника, великого поэта, создателя итальянского литературного языка и автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. Данте-поэт отразился в произведениях «Новая жизнь», «Пир» и «Божественная комедия». Фреска замышлялась как живописный вариант памятника Данте.
Невсе ине всегда можно объяснить. 3. В идейной целостности росписей (которую трудно определить с точностью и из-за частичной утраты изображений) портреты знаменитых людей – uomini famosi – приобретают специфический акцент ренессансного осознания человеческого достоинства. 13 (по иным сведениям 14) сентября 1321 года Данте окончил свой скорбный путь в Равенне. Онродился всемье испанского идальго в1170году, аумер вИталии вБолонье в1221году.
Так что ковер сожгли. Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни – «Божественную комедию». Она стала для него любовью всей жизни, вдохновением и надеждой на лучшее будущее. Не окончен, обрываясь на 14-й главе второй книги и латинский трактат о народном языке или красноречии («De vulgari eloquentia»). В «Пире» между новыми идеями и поисками нового стиля и языка есть прочная связь.
Фома Аквинский свои труды объединил вдва фолианта: «Сумма философии» и«Сумма теологии». Вот и все. Невероятно, но просвещенный папа выбрал вторую версию. Впрочем, не смотря на то, что принадлежность этого портрета (как и некоторых других) кисти великого мастера подвергается сомнению, предположим, что вслед за рядом иллюстраций к «Раю» и «Аду» упомянутой поэмы, художник сам или с помощью своих учеников, создал образ автора бессмертного произведения.
Последователем Доминика был Альберт Великий (1193–1280), признанный Учителем Церкви. Ренессансные теории стиля у Данте предваряет идея о важности духовной опоры на «образцовых», «правильных поэтов». Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви – Беатриче. Его «La Vita Nuova (Новая жизнь)» уже была написана изгнание сделало его более серьёзным и строгим.
Место-символ, куда поэт мечтал вернуться признанным поэтом. И хотя, понятное дело, современные итальянские школьники изучающие путешествие Данте по кругам Ада и ступеням Чистилища в компании верного экскурсовода Вергилия, не могут читать «Божественную комедию» без поясняющих сносок, литературный авторитет Данте в Италии обсуждению не подлежит. Истинное, духовное благородство у Данте предполагает телесную красоту, благородство плоти (IV, XXV, 12—13). В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Когда Данте создает новый итальянский литературный язык и «прекрасный стиль», он заботится и об их соответствии с требованиями «благородной дамы» именуемой им (в начале третьей канцоны) «мадонной философией». Появились характеры страстные, лишенные чувства самосохранения, «пассионарии» впрямом определении, данном Львом Гумилевым. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас.
Об этом сказано в начале третьей канцоны идейно глубокой и стилистически новаторской. Вызванный тут же глава Итальянского общества Данте Франческо Маццони (интересно, что все приближенные к поэту оказываются своеобразными «францисканцами») пришел в ужас. Последняя часть – «Рай», была написана в Равенне.
8. А что может быть привлекательнее для поэта, чем фигура юной флорентийки, случайно встреченной на узкой улочке древнего города. Напомним, что Рафаэль создавал портрет Данте в 1509 году, спустя почти 200 лет с момента смерти поэта, на основании описания, составленного не менее знаменитым Джованни Боккаччо, автором «Декамерона».
Однако и после смерти папский престол не оставил поэта в покое. Образные описания добродетелей и достоинств Беатриче, проникновенный анализ экстатического обожания Данте своей возлюбленной придают яркость и одухотворенность его схематическим литературным приемам. 9. Так выглядит Ад. Однако когда гроб прибыл из Равенны во Флоренцию, оказалось, что он пуст. Он и прежде видел её, но впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя (в 1283 году) он увидел её снова уже замужней женщиной и на этот раз увлёкся ею.
Его философия— теология, его наука— схоластика, его поэзия— аллегория. В период кватроченто, когда концепция портрета Данте исходит из свойственной гуманизму высокой оценки цивилизующей роли разума, знания, нравственных усилий человека, образ поэта вводится в ренессансный «Пантеон» мыслителей. Портрет входил в цикл фресок, где тема человеческой деятельности в ее различных аспектах (портреты флорентийских писателей, государственных и военных деятелей, выдающихся женщин древности) переплеталась с религиозными мотивами. Убедительность этого предположения подтверждает надпись на обратной стороне листа.
Эллинист идоминиканец, мистик-схоласт исовременный мыслитель вXIIвеке. В 1315 году во Флоренции амнистировали Данте и разрешили вернуться. Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти.
Грамматически организованный народный язык, который в трактате «О народном красноречии» объявляется «исконным» и именуется «блистательной», осевой, правильной, придворной «итальянской народной речью», должен был сформироваться из многих диалектов Италии в результате деятельности писателей. Вот как описывает встречу с Данте другой великий итальянский поэт Джованни Боккаччо: «Когда творения Данте уже повсюду славились, особенно та часть его комедии, которую он озаглавил «Ад» и поэта по облику знали многие мужчины и женщины, он шел однажды по улице и одна из женщин сказала, понизив голос: «Посмотрите, вон идет человек, который опускается в ад и возвращается оттуда, когда ему вздумается, принося вести о тех, кто там томится. » На что другая бесхитростно ответила: «Ты говоришь истинную правду, взгляни, как у него курчавится борода и потемнело лицо от адского пламени и дыма. » Данте улыбнулся, довольный таким мнением о себе и прошел мимо». Святой Фома Аквинский четко понимал разницу между обучением иодаренностью.
Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Он проиграл и уехал в Равенну разочарованный. Видно и он уверовал в мистическую природу поэта Данте. Изображение благородного собрания героев духа восходит, собственно, к Данте. Эта часть «Комедии» была обнаружена лишь после того, как одному из сыновей Алигьери приснился сам поэт, который и поведал, где находились рукописи.
Трактовка Кастаньо образа Данте или других флорентийских поэтов преломила в себе то нравственное значение, которое придавали тогда гуманистическим занятиям, выражая отношение к ним, например, в таких словах: «Отсюда обыкновенно снискивается людьми честь и слава, которые мудрец ставит перед собою как первую награду после добродетели». Это— великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Данте был похоронен в Равенне великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут. Самые страшные преступники, по мнению Данте – это предатели. Стремление воздействовать на широкий круг читателей, знающих только народный язык и не привыкших к трафаретным книжным красотам, порождало рационалистическую ясность слога, которая при всей ее внешней суховатости отличалась от схоластического трактата в лучшую сторону.
Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта – Флоренция – в сонме других городов Апеннинского полуострова. «вернусь поэтом и в месте моего крещения в Крестильне мне наденут шапку» В Крестильне Флоренции есть изображение трехголового чудища на Страшном Суде, у Данте Люцифер тоже с тремя головами. Словом, жизнь его и его семьи была полна угроз и скитаний по Италии.
Здесь в атмосфере спокойного величия предстает семья античных мыслителей. Его первой и последней любовью стала флорентийская девушка Беатриче Портинари. Позже Данте очутился в водовороте партий, был даже завзятым муниципалистом но у него была потребность уяснить для себя основные принципы политической деятельности, вот таким образом он пишет свой латинский трактат «О монархии» («De Monarchia»).
«Комедия» проникнута политическими пристрастиями автора. Еще до создания «Божественной комедии» он был приговорен к изгнанию из Флоренции за участие в антигосударственной деятельности (Данте на тот момент состоял в Совете ста – органе управления городом, но поддержал партию изгнанников), потом заочно вообще к сожжению заживо. И смирение уже не безусловная добродетель. Предполагают, что возникли разногласия с окружением Скалиджеров из поэта Данте стал ученым, написал труд о Сферах Земли и участвовал в Вероне в конкурсе на преподавательскую кафедру в 1318 году.
Грамматически организованный народный язык новой литературы и культуры, который в трактате «О народном красноречии» провозглашается «исконным» и именуется «блистательной итальянской народной речью», должен был сформироваться из живой разговорной речи регионов Италии под влиянием культурной и литературной деятельности писателей. Стоял он на ковре. В сегодняшнем обзоре — главные дантовские места Италии.
В личной жизни Данте Алигьери было все далеко неьидеально. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти. Лицо изображенного на портрете излучает спокойствие, сильную волю и уверенность в себе. Его творения хоть и были признаны великими, но не приняты властью и церковью. Надо сказать, что и сам поэт поддерживал свою мистическую репутацию. В дальнейшем, когда Данте слагал свою «Комедию» в прославление Беатриче, Джемма в ней не была упомянута ни единым словом. Чистилище – гора, по чьим сияющим ступеням с усилием восходят к спасению души. К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте известно нам из его собственных воспоминаний изложенных в «Божественной комедии».
Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное – девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части – кантики. Словом, флорентийское перезахоронение Данте пришлось отложить. Культ людей мысли заключал в себе созвучие мотивам, характерным для «Триумфа славы» Петрарки, «Любовного видения» Боккаччо, в особенности же для неоплатонических идеалов. В их понимании это – некий рай знания или храм мудрости, который описан Фичино.
Сам Бокаччо утверждал, что все три кантика были написаны в разных городах. Поэт всю жизнь был застенчив. Простые итальянцы почитали его и боялись, считая, что Данте знался с нечистой силой. В глазах печаль и думы».
По неизвестным причинам Данте покинул Верону. В канцоне и сопровождающих ее рассуждениях Данте настолько углубляет и демократизирует антисословные представления «нового стиля» о благородстве как благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу, что его мысли о «божественности» человека начинают принимать почти гуманистический смысл. Онзанимался проблемами познания, психологии, атруды по«пассивному» и«активному» интеллекту интересны исегодня. Наконец, Данте – славный гражданин Флоренции, что символизировано изображением его города.
Тёмное настоящее у него противопоставлено светлому прошлому, Флоренция буржуазная— Флоренции феодальной, когда всеми ценились умеренность, простота нравов, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды). «Пир» продиктовало Данте нарождающееся итальянское национальное сознание.
Фома Аквинский создал комментарий к«Библии» и12 трактатов обАристотеле, книги оЦицероне, арабском ученом Авиценне, еврее Маймониде. В 1865 году, на 600-летие поэта, гроб с обретенными останками выставили на всеобщее обозрение. Своё видение Данте создавал из кусков реальной жизни. Портретный тип Данте опирается здесь на иконографическую традицию.
На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте. Перед нами незаурядная, независимая личность. Сыновья Данте обосновались в Вероне. Современная гробница (также называемая «мавзолеем») построена в 1780г. Иоанн Креститель — патрон Флоренции — родины поэта.
Но условия были унизительными и Данте отказался. Наиболее ранние и достоверные портреты, к которым в какой-то мере восходят последующие: 1) юный поэт – изображение в Барджелло, приписываемое кругу Джотто 2) суровый образ, созданный Таддео Гадди в Санта Кроче 3) скорбный, молящийся Данте из «Страшного суда» Нардо ди Чьоне в Санта Мария Новелла.
То необычное по остроте ощущение человека и пейзажа в «Комедии», которому мир учился у Данте, было возможно только в общественной обстановке Флоренции XIV века, стоявшей тогда в авангарде европейского прогресса. Признание запоздавшее, если вспомнить его жизнь и душевные метания в изгнании. Идея о людях знания и творчества как об особо почетной части человечества, собранной как бы в едином «пространстве мысли», проводится в схематической форме в портретах Урбинского Студиоло, портретной серии Синьорелли из собора в Орвьето. И откуда вообще появился конверт в библиотеке.
Но «Convivio» так и не закончен: написано было лишь введение и толкование к трём канцонам. Данте проповедует идею о необходимости подражать «образцовым», «правильным поэтам». Здесь был представлен «Парнас мысли» в лице величайших ее носителей, действовавших в различных сферах и на разных этапах исторического развития. В Студиоло Урбинского дворца портрет Данте можно было видеть в галерее древних, средневековых мудрецов, поэтов и гуманистов XIV–XV вв. – всего 28 полуфигурных изображений работы Юстуса ван Гент и других художников (1474–1475 гг. ).
В1234году канонизирован испанский монах Доминик де Гусман Гарсес. Платоническое понятие «поэт» многогранно: оно содержит мысли о вдохновенном творчестве, торжествующем над хаосом материального, о проникновении в структуру вселенной, о беспокойстве души, рвущейся из плена земной видимости к духовному созерцанию. «Богородичный культ», соединившийся скультом поклонения «прекрасной даме»– платонической царице воинов-паломников ипоэтов.
Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Его поэма «Новая жизнь» к этому времени уже была написана, а сам он усердно трудился над созданием «Пира». Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе, когда Беатриче уже умерла (в 1290 году), а сам он вступил в один из тех деловых браков, по политическому расчёту, какие в то время были приняты.
Трактат заканчивается пророчеством об общественной и культурной роли нового народного языка: «Он будет новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12). Но относительно цыган эдикт 1491 г. был первым. А как бы еще он создал свою бессмертную «Божественную комедию», если бы, поддерживаемый духами, сам не заглянул и в рай и в ад. Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, вот таким образом 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Рай показан линиями небесных сфер и знаками планет. Представлен поэт с томом «Комедии» в руках на фоне Флоренции, Ада, Чистилища и небес.
Своеобразный «психологизм» образа кажется родственным неоплатоническому. Канон «коронации Богородицы» изображение ангелоподобных блондинок салыми губками ирозой нагруди. 7). Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. После смерти поэта в местах, связанных с его жизнью (а Верона одно из таких мест), его стали представлять в церквях, как достойного Рая, признавая огромный вклад и заслуги Данте. Далее Данте восхваляет Константина и Юстиниана как величайших императоров, помещает их в рай (Рай, Песнь VI) эти самые значительные деятели Римской державы должны были послужить как бы примером для германских императоров той поры и в частности для Генриха VII Люксембургского, которого Данте призывал вторгнуться в Италию и объединить ее на феодальных началах.
Биография Данте Алигьери началась во Флоренции. В эпоху Данте Флоренция переживала эру напряжённого экономического и культурного расцвета.
Как и у поэтов той эпохи, поэма будто бы представляет собой аллегорическое здание. На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Тобурное время призывает радикалов различного толка, втом числе иновых святых. Традиционная историография описывает, что «похороны прошли торжественно», «с великими почестями».
К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками. Дух пытливости, стремление раздвинуть свой кругозор, открывать новое, соединяемое с «добродетелью», побуждающее к героическим дерзаниям, превозносится, как идеал. Благородство у Данте предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в всемирной и единодержавной империи ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4)10. Жизнь величайшего поэта была трагической.
Пьетро Алигиери стал Викарием Подесты города Вероны и был судьей Вероны с 1332 по 1362 годы. О «Божественной комедии» Данте до сих пор ходит множество легенд. Эта ледяная бездна носит название Коцит. За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом – звезды (stelle).
Изменения в самом поэте были очень заметны по дальнейшему его творчеству. Правда, ждать пришлось долго – еще полтора века. Но если вы думаете, что не настало время сенсации номер два, то вы ошибаетесь.
Ад – это темная пропасть, куда в отчаянии сходят навсегда погибшие. Роспись построена с четкой тек- тоничностью. Следовательно, образ Данте – поэта, теолога, гражданина – соотнесен еще со средневековой оценкой, но вместе с тем ориентирован и на ренессансную, предполагающую сочетание в его личности черт активной и созерцательной жизни. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. В 1311 году, уже через четыре года после написания «Ада», ему было «навеки отказано в амнистии», а в 1315-м, за год до начала работы над «Раем», ему повторили приговор «О предании смертной казни с сыновьями».
В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной. Объяснить, конечно, можновсе, нов тоже время инельзя. По его мнению, деньги— источник многих зол11.
Отом, чему можно ичему нельзя обучить. Помимо акварельных рисунков, сюрреалист создал ряд гравюр на дереве. Создавал Алигьери и политические трактаты. В трактате «О монархии» сказался Данте-политик. По форме «Божественная комедия»— загробное видение, распространенный жанр в средневековой литературе.
Учеником Альберта Великого был Фома Аквинский (1225–1274). Он создал своего рода топографию Ада.
Разрабатывая литературный язык и формируя «прекрасный стиль», Данте в «Пире» приводил их в соответствие с требованиями «благородной дамы» именуемой им теперь «мадонной философией». Семейная легенда, которая долгое время являлась основой семейства Алигьери, гласила, что Данте, как и все его родственники, был потомком великого римского рода, который заложил предпосылки к основанию самой Флоренции. Вот таким образом преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Кристаллизация этого типа в своих самых значительных памятниках такова: резкий до дисгармонии профиль в интарсии Франчьоне и Джулиано да Майано (Флоренция, Палаццо Веккио, 1478 г. ), бронзовый бюст с печатью скорбной сосредоточенности (Неаполь, Музей Каподимонте, конец XV в. ), сильная патетическая фигура у Синьорелли (Орвьето, Собор, капелла Сан Брицио, между 1499–1503 г. ) образ, созданный Рафаэлем, – просветленное лицо поэта в «Парнасе» и суровый облик мыслителя в «Диспута» (Ватикан, Станца делла Сеньятура, 1509–1511 гг. ).
В 1321 году, когда автор «Божественной комедии» скончался, Боккаччо исполнилось всего 8 лет, оставленный им словесный портрет Данте, вероятнее всего, был записан со слов людей, действительно встречавшихся со знаменитым итальянцем, но не может претендовать на объективность. Сходство тем более явственно, что пластическое напряжение уподобляет их объемы камню. Благородство, утверждает Данте в «Пире», предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в формах нового вселенского и единовластного Рима ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4). В ней Леонардо рассуждает о сути человеческой души: «О проклятая и счастливая душа, откуда ты. » В этом отрывке, опубликованном К. Педретти, речь идет о людях порочной души, об их лжи и фальши. Последовал заочный смертный приговор и ссылка детей. Его великое произведение «Пир» должно было стать ответом уже принятым в обществе 14-ти канцонам, однако оно так и не было окончено.
Святой знаменитой Крестильни Флоренции, которую Данте неоднократно упоминает в Божественной Коммедии — «в моем прекрасном Сан Джованни». Более чем возможно, что он заказал в главной церкви Скалиджеров (которым был обязан) в Сант Анастасии фреску с изображением своего отца Данте Алигьери. Онписал оразнице между научным познанием и«сверхъестественным откровением», тоесть отомже, очем пишем имы сейчас. Следовательно, можно предположить, что рисунок Леонардо являлся «мыслями вслух» по поводу постановления Миланского герцога, а также проявлением личного отношения художника к цыганскому гаданию и цыганам. И вот что он выяснил. Анализ этих идей убеждает, что они не только предвещали миропонимание итальянского Возрождения, но и являлись предпосылками для формирования ренессансного стиля.
Дом Пьетро Алигьери находился напротив церкви Святой Анастасии, на углу с улицей Сан Пьетро (теперь Дворец Бевильаква). Она«уже была» доэпохи Возрождения. Первый трактат «Пира» заканчивается мыслью о том, что этот язык станет «новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12)10.
Широкое поле ее (3, 25X2, 92 м) занимает строгая, несколько архаическая композиция. Поражает универсализм ученого всочетании систовостью католика-доминиканца. Кто такой этот Антонио, не был ли он в родстве с семейством живописца Рафаэля (ведь тот тоже был Санти, хоть и скончался еще в 1520 году), неизвестно, но находка стала международной сенсацией. Идеалы аскетизма в Данте ещё не мертвы и вот таким образом он почитает грехом свободную любовь (Ад, Песнь V, эпизод с Франческой да Римини и Паоло).
5 (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). Данте по-гуманистически верил в безграничность созидательных сил отдельной творческой личности, черпающей вдохновение в народной культуре и близкой народным нуждам и мировоззрению, воплощающей его истинные, «разумные» стремления в поэзии, ее стиле и языке. От зверей рассказчика спасает Вергилий— разумкомм. Годы изгнания были для Данте годами скитальчества.
Смотря на огромную галерею исторических деятелей и лиц изображенных Данте в «Комедии», заключаешь, что нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. Такого рода «психологизация» портретной характеристики Данте будет проводиться в искусстве второй половины XV–начала XVI в. Мастера этого времени отберут и будут акцентировать те черты иконографии, которые способны передать образ Данте–философа и поэта: энергичный и скорбный «орлиный» профиль. с ит. — благодатная) ведет к вечному блаженству. Изгнание и долгое скитальчество оставили на Алигьери неизгладимый отпечаток. Терцины «Чистилища», сопутствующие появлению Сорделло (Чистилище, Песнь VI)— это хвалебный гимн гибеллинизму.
В это время (13 апреля 1493 г. ) Миланский герцог Сфорца издает указ об изгнании цыган из Италии и запрете их возвращения под страхом смертной казни в район между реками По и Адда. Орден доминиканцев (псов Господа) занимал важное место вполитической икультурной жизни Европы. Масштабные фигуры портретируемых представлены в нишах, где имитированы архитектурные обрамления. Серия создавалась в период между 1951–1959 годами.
Их датируют периодом около 1370 годов. Да-да, в конверте размером 11, 5 на 7 сантиметров лежал пепел и бумага в черной рамке с печатями Равенны, подтверждающими: «Это прах Данте Алигьери». В его Лимбе («Ад» IV) возникает прекрасный символический пейзаж – луг, холм и замок с семью стенами, семью входами по числу добродетелей или ступеней постижения истины.
Культ «Нотр-Дам», какмы уже говорили, былсоздан святыми схоластами вроде тщедушного цистерцианца Бернара, ане чувственной художественной богемойXVвека.