Царевна Анна Петровна (1708-1728), (на картине изображена слева) – старшая дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Вып. Постаринному обряду жених приезжал насмотрины ксвоей избраннице. Начало XVIIIвека ознаменовалось реформами петровского времени. Ребёнку приданы формы взрослой девушки11. Возможно, это Алексей Григорьевич Бобринский, внебрачный сын ЕкатериныII иГригория Орлова, аможет, первая жена Н. Е. Струйского (портрет происходит изРузаевки, пензенского имения Струйских).
Пенсионерство, т. е. И если первоначально «парадиз» Петра I был форпостом на боевых рубежах, то к 1720-м годам он уже был известен как главный морской торговый порт, а в 1712 году получил статус столицы. Среди петровских преобразований значительное место занимают реформы в области культуры, способствовавшие победе светского начала в просвещении, литературе и искусстве. Вобразе дородной, круглолицей, густо нарумяненной Измайловой отражается идеал красоты той эпохи– триумф «природного» начала, физического здоровья. Создавая его, художник выбирает модную для того времени форму «костюмированного портрета». Никто бы и возразить не посмел – все помнили, что сказал умирающий император: «Отдать все позовите Анну. » И вся жизнь – и ее самой и всей России – пошла бы поиному. На фоне сугубо делового, прагматического воспитания детей их изображения в живописи не составляют исключения.
Лишь вконце ХХ века было доказано, что эта работа принадлежит кисти Матвеева. инв. » наклейка с надписью синим карандашом: «КП3981, Э24» на средней — синим карандашом: «701/ Ф. И» кистью: «Елисав.
Она демонстрирует гравюру спортретом своей недавно умершей хозяйки Варвары Алексеевны. Петр» на правой вертикальной планке кистью: «IV» и печатная наклейка с надписью чёрным: «122» на нижней надписи — штамп: «Г. На обороте пастелью сделана надпись: «Кз 31413 Каравакъ». Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне.
Справа – Елизавета Петровна (1709–1761/1762) – российская императрица с 1741, дочь Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны (урожд. Говорят также о царском секретаре Макарове, да и царица тоже побаивается. Насмену старинным образам виконостасы помещали «благолепные» иконы нового письма. На верхней планке подрамника находится надпись карандашом: « 16 Елис.
Петр II был внуком Петра I (от сына – казненного царевича Алексея), то есть приходился Елизавете племянником. Строгий профиль сидящей наполу служанки напоминает античные барельефы. Многие из них были отправлены на учебу за границу для изучения строительства кораблей, мореходного дела и прочих «наук и художеств». Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером» исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации.
Знаем мы только, что пребывает там Бог слюдьми ислужба их лучше, чем вовсех странах». Портрет был создан после возвращения Никитина изИталии, где он обучался вофлорентийской Академии художеств. 7071 (номер зачеркнут)» кистью: «ГЭ 4308». В следующем, 1716 году (или даже в декабре 1715 года) художник приехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Издавая популярные сатирические журналы («Трутень» идр. ), он имел смелость обличать современные нравы идаже намекал напороки самой императрицы. Перед Академией Петром I ставилась задача, чтобы «ученые люди о совершенстве художеств и наук трудились».
Нежная ихрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Придворе Елизаветы Петровны царит роскошь необыкновенная, любовь ковсяческим излишествам, пышным идорогостоящим театральным затеям, маскарадам. После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) престол перешел к ее только что родившемуся внучатому племяннику Иоанну Антоновичу, регентом при котором стал Бирон. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне и при Елизавете Петровне.
Лучшие работы Рокотова созданы вовторой, московский, период его творчества. Был у нее и особый личный праздник: в ночь на 25 ноября каждого года она переодевалась в форму капитана Преображенского полка (которым, кстати, являлась в действительности) и вместе с остальными преображенцами напивалась к утру в стельку. Все «вспомощники» получили награды. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. Портрет упоминается в «Записках» Якоба Штелина: «При нем Каравак написал императорских принцесс Анну и Елизавету в юности» (Штелин, 1990, с. 45). С. 30). Витоге получился эффект «исторического прозрения»: кажется, что эта нелепая фигура случайно иненадолго попала винтерьер симператорскими регалиями.
Марты Скавронской с 1725 года императрицы Екатерины I), царевна (1712), цесаревна (1721). Треуголка надвинута налоб, рука стростью величаво отставлена всторону, правая нога выдвинута вперед. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. Картина отражает особую модель поведения— «куртуазность», в которой знатный человек ощущал себя участником маскарада играя в богов и героев античной мифологии или в средневековых рыцарей. Дело Монса все изменило.
Мать герцога Карла Петра Ульриха (в православии великий князь Петр Федорович, позднее правил под именем Петра III). И все они жаждали в первую очередь избавиться от Елизаветы Петровны. Церемония была парадной, пышной и чрезвычайно значимой для Романовых и всей России – Петр Первый венчался с Екатериной, а две их дочки становились «привенчанными» – законными детьми, а значит, наследницами престола.
«И крестьянки любить умеют», – писал Карамзин. Р. М. Его томные, мечтательные глаза устремлены назрителя.
Екатерина мечтала видеть себя вобразе «просвещенной императрицы», вот таким образом идеалы гражданской доблести иславы, отраженные впортретах эпохи классицизма, были ей близки. Он служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений4, его жалованье составляло 500 рублей в год. Очень редко виконах встречается черный цвет– символ ада исмерти.
Облаченные вмодные платья, они демонстрируют нежную привязанность друг кдругу иутонченную чувствительность, что было вдухе идеалов эпохи сентиментализма, которая уравняла всех вправах «на чувства». А тем временем ненависть общества ко всем этим правителям нарастала. Шедевры русской живописи XVIIIвека, пометкому замечанию барона Н. Врангеля, «словно старинные флаконы, еще пахнущие прежними благовониями, благоухают ушедшей красотой».
В следующем, 1716 году (или даже в декабре этого, 1715 года) художник приехал в Петербург, где прожил до конца жизни. Будь на ее месте другая, вышла бы из светелки, кликнула «ближний круг» да объявила себя, а не мать с Меншиковым, законной наследницей. Неужто Анне – ведь ее позвал. » Цесаревна заперлась, рыдая, в своей светелке.
Выдающимся мастером второй половины XVIIIвека был выходец сУкраины Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822), долгое время руководивший портретным классом вАкадемии художеств. Ученик Каравакка Иван Яковлевич Вишняков (1699–1761) первым стал изображать людей непримечательных: детей, представителей нестоличного дворянства. Сама же Елизавета каждый день проводила балы, гулянья, маскарады. 1885. Однако лицо царевны написано вполне объемно.
Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. Все общество напряженно ждет, что с ней будет». Только обелиск назаднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. Императрица представлена вобразе жрицы вхраме богини Правосудия– Минервы. Молодые обменивались кольцами идарили друг другу небольшие подарки. И Елизавета решила действовать.
Длятого чтобы воспринять эту радость иприблизиться кБогу, человек должен совершить духовный подвиг, борясь сискушениями жизни. Алексей Разумовский стал графом и кавалером главного ордена России – Андрея Первозванного. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. 12 декабря 1741 года Елизавета издала указ: «Правление всякого звания государственных дел иметь на основании, учиненном указами Петра Великаго» Впрочем, государственными делами Елизавета не заморачивалась. Имя изображенного человека неизвестно.
Граф Остерман предлагал Елизавету выдать замуж за Петра II. Тем не менее французский художник постоянно исполнял царские заказы. Холст, масло. Русь оказалась ввынужденной изоляции, многие иконописные центры пришли вразорение. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.
Они пленяют другим: аристократическим изяществом, великолепием живописи, нарядной прелестью красок иноткой «исторической пикантности» (А. Бенуа). Анастасия Михайловна Измайлова (1703–1761) была ближайшей подругой идальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Перед нами «блестящий кавалер», один изсамых желанных женихов своего времени, непременный участник ассамблей. Надпись наподрамнике гласит, что наследник княжеского рода Федор Николаевич Голицын (1751–1827) был написан «на девятом году своего возраста». х– 1730. Среди них были представители не только родовитых боярских фамилий, но также выходцы «из подлых», получившие чины благодаря личным способностям и заслугам перед отечеством. Необходимость выхода России в Балтийское море привела в 1703 году к основанию Петербурга.
Накануне Первой мировой войны реставраторы научились расчищать старинные, часто закопченные доски иизумленная публика увидела необыкновенную красоту ярких красок иизысканных линий древнерусской иконописи. Холст, масло.
Необыкновенной энергией веет отэтого образа. Всю жизнь оставаясь крепостным художником, Аргунов часто исполнял портреты своего хозяина– Петра Борисовича Шереметева (1713–1788), владельца усадьбы «Останкино». А. Бенуа восклицал: «Какая умная, тонкая, поэтичная эта вещь, полная живописной прелести, какудивительно смела порисунку (поабсолютно вермееровской перспективе) икакхарактерна. ». Первые иконы– священные изображения надосках– появились вВизантии вVIвеке.
Вместе с этим большое количество иностранных специалистов были приглашены на русскую службу. В этот период значительно увеличивается количество печатных изданий светского содержания: учебники («Арифметика» Л. Ф. Магницкого, букварь Ф. П. Поликарпова и др. ), различные пособия и руководства. ПриПетреI вРоссии вышла первая газета, открылся первый музей– Кунсткамера, был утвержден новый гражданский шрифт, открыта Академия наук.
Художник нескрывает физического недостатка модели– легкой косины его глаз, ноумело «отвлекает» внимание зрителя виртуозно, тонко написанными деталями его одежды: мерцанием золоченого шитья, мягкостью красновато-коричневого бархата кафтана, гармоничным колористическим сочетанием синей ленты ордена Андрея Первозванного икрасной ордена св. Повезло и тем, кто мечтал о продолжении политики Петра I и ненавидел всю «немчуру, оккупировавшую Расею». Впортретах Боровиковского очаровывает «фарфоровая» гамма холодноватых красок, плавная изысканность линий, мягкость ирасплывчатость мазка. Он непренебрегал костюмированными аллегорическими портретами («Портрет П. А. Демидова», большая серия «смолянок»), нопривсей условности композиции, непременных драгоценных «сословных» аксессуарах люди напортретах Левицкого выглядят поразительно живыми иправдивыми. С 1725 года была замужем за герцогом Голштейн-Готторпским Карлом Фридрихом.
Вотрешенном, застылом лице Измайловой есть нечто отсредневековой парсуны. Семьи договаривались обудущей свадьбе. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я. Портрет поражает явной «непарадностью» облика.
Она облачена во«взрослое» декольтированное платье ипышный высокий парик помоде этого времени итолько пухлое детское личико, которому художник попытался придать выражение серьезности изначительности, выдает юный возраст цесаревны– напортрете ей около восьми лет. Он изображен вбарочном легком полуповороте, снебрежно наброшенным плащом поверх «романтических» рыцарских лат.
Впортрете чувствуется особое, задушевное отношение художника кмодели. Сестрички были неразлучны. Художник, бережно взяв юную супругу заруку, словно выводит ее наассамблею, кгостям. Труды Е. Трубецкого, П. Флоренского идругих философов раскрыли сущностную взаимосвязь эстетического совершенства иконописи сее духовным, богословским смыслом. Напортрете изображена любимая воспитанница графов Шереметьевых. Портрет демонстрирует характерное дляживописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) свиртуозным идущим от«нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица ипревосходно передавать фактуру тканей. Кокоринов указывает напроект нового здания Академии художеств какодин изего авторов. При этой двоюродной сестрице молодая Елизавета жила как в изгнании.
С 1703 года стала издаваться первая русская газета «Ведомости», появились первые исторические труды, а 28 января 1724 года была основана Академия наук, объединившая научно-исследовательские и педагогические функции (при Академии был открыты университет и гимназия). Живописный язык обильно насыщен символами, вычурностью и многозначительными жестами10. Антропова, М. А. Размер — 97, 5 85, 5 см. На обороте пастелью сделана надпись: «Кз 31413 Каравакъ».
Преображенцам, не имеющим дворянства, оно было пожаловано, а офицеры приравнялись прямо к генеральским чинам. е годы врусской истории В. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. Вэту эпоху происходит подъем национальных художественных сил. Особенно удавались художнику тонкие ипроникновенные детские образы («Портрет Сары Элеоноры Фермор», «Портрет князя Ф. Н. Голицына вдетстве» идр. ).
Каравак Л. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. Все это совпало сподъемом русской религиозной философии вначале ХХ века. Часть 5—6.
Среди современников он прославился своими чудачествами, ЕкатеринаII называла его «дерзким болтуном». И царица добилась своего. Конец 1720. Начиная спетровского времени основная линия развития портрета вРоссии представлена художниками отечественной школы. Эти правила носят название «иконописный канон».
Петр. Возможно из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Цветы вэтом хороводе имеют символический смысл.
Как же, прямая дщерь Петра Великого – угроза для любого, кто бы ни взошел на престол. В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых. Маленьким размером иизяществом его портреты похожи надекоративные панно эпохи рококо («Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны сарапчонком»).
Фоном дляэтой сцены служит уголок парка сморскими просторами. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника. Сама хронология детства удлиняется. Французский художник Луи Каравак заключил трёхгодичный контракт о поступлении на российскую службу в Париже 13 ноября 1715 года. Их вели верные ей Разумовские, Шуваловы, Воронцов, БестужевРюмин. Многие качества его портретов роднят их спарсуной XVIIвека: застылость, торжественность предстояния, фронтальный разворот фигуры кзрителю, глухой фон («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой», «Портрет статс-дамы М. А. Румянцевой» идр. ). Под «художествами» тогда подразумевали различные виды искусств, технические и художественные ремесла.
Впортрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, прежде всего подчеркнута значительность социального статуса модели: полы ее накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить нагрудный бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Художник Иван Никитин. Петр. Первый— дети изображаюся изящными «куклами» взрослых.
1680– неранее 1742) был одним изпервых живописцев, кто обогатил русское искусство достижениями западноевропейского портрета. Пословам Трубецкого, главное виконе– «радость победы Богочеловека надзверочеловеком». Екатерина проиграла. Это прослеживается в отходе иконописцев от канонов композиционного решения икон и церковных росписей («бытовое решение» библейских и евангельских сюжетов в виде жанровых сцен из жизни), появление «парсун» в живописи, увеличение количества декоративных элементов в культовой и гражданской архитектуре. Чувство национальной гордости, вызванное крупными военными победами России идея служения государству, новое понимание роли личности в обществе, отдающее приоритеты человеку-созидателю независимо от его родословной – причины необычайного подъема отечественного искусства первой четверти XVIII века. Петр I хорошо понимал силу воздействия изобразительного искусства используя его возможности при решении важнейших практических задач государственного строительства и создания определенного настроя в обществе через оформление массовых праздников, театральных представлений, маскарадов, военных парадов и фейерверков. Портрет русского просветителя, журналиста, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова (1744–1818) непохож надругие камерные образы Левицкого.
Захарова и др. Она торжественно шествует нафоне эффектно развевающейся завесы, бросая цветы мака (символ забвения, покоя) нажертвенный алтарь взнак того, что она жертвует покоем ради интересов своих подданных. Нанем скромная повседневная одежда итолько голубая орденская лента напоминает оважности изображенного лица. Ювелир Позье, много работавший придворе Елизаветы Петровны, писал: «Все женщины вРоссии, какогобы они нибыли звания, начиная императрицей икончая крестьянкой, румянятся, полагая, что клицу иметь красныя щеки».
7071 (номер зачеркнут)» кистью: «ГЭ 4308». Но «Петрова Лизаветка» была тверда характером и решительна помужски. обучение за рубежом, приняло достаточно широкий характер. Портрет написан в 1717 году, а через два года царевен будут уже сватать. Тем более что, кроме ареста, ждать было нечего. /Ивсердце ее больше добродетели, / Чем красоты вее лице».
Художник виртуозно передает живой инепосредственный образ маленькой калмычки. Правда, дети и воспринимались в то время «маленькими взрослыми». 13 ноября 1715 года в Париже Каравак заключил контракт на три года о поступлении на российскую службу в качестве создателя «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде», художник обязывался взять себе в помощники русских учеников.
Белоснежные кружева красного платья эффектно оттеняют смуглую кожу ее детского лица исверкающие, устремленные назрителя карие глаза-«таракашки», какназывала их ее благодетельница. Как пишет о Елизавете историк В. О. Хотя, конечно, после смерти батюшки в 1725 году 15летняя Елизавета натерпелась лиха.
Другая линия, так называемая «россика», – это творчество иностранцев, которые трудились вРоссии напротяжении всего XVIIIвека. Сама хронология детства удлиняется. Марты Скавронской с 1725 года императрицы Екатерины I). С 1716 проживал и работал в Петербурге. Луи Каравак (1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург)Художник, портретист, декоратор, миниатюрист. Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Композиция картины построена поакадемическим принципам. Рогнеда стоически-пассивно принимает извинения.
Именно изНовгорода происходит большинство уникальных больших икон домонгольского периода («Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный» идр. ). В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых. Этот портрет можно отнести кполупарадным. Наобороте цинковой пластины (этот материал Боровиковский часто применял вкачестве основы длясвоих работ) есть надпись овозрасте девушек: «Лизынька на17году, Дашинька на16-м».
В XVIII веке продолжали детей изображать как взрослых. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. С. 601).
Авторство под вопросом, но, вероятно, эта картина — авторское повторение. У Петра, видно, были насчет преемства какие-то свои предположения, которых он не открывал. Новиков был незаурядной личностью. Его мировоззрение формировалось ватмосфере увлечения идеями Ж. Ж. Руссо, вкоторых превозносились мир чувств иединение свечно прекрасной, «безгрешной» природой.
Пословам летописца именно восторг послов киевского князя Владимира отвеличавой радости православного богослужения вглавном византийском храме Софии Константинопольской сыграл решающую роль ввыборе им православной веры. Исегодня среди специалистов ведутся споры, кто изображен наэтом портрете. Впервые века существования иконописи наРуси национальная школа еще небыла ярко выражена. Жесты и выражения лиц, костюмы и обстановка, аксессуары и фон в этом портрете, создают своеобразную и очень выразительную смесь наивности и серьезности, непринужденности и манерности.
Анна Петровна (1708–1728)– старшая дочь ПетраI иЕкатериныI. Посцене плавно движется нарядный конь спрекрасной всадницей. Впурпурном плаще всегда изображается Богоматерь.
Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. Через несколько лет он стал известным архитектором имолодые были прощены. Однако почемуто медлили.
В Москве и других городах были открыты многочисленные школы (навигацкие, цифирные, артиллерийские инженерные и т. д. ), где учились и дворянские недоросли и дети из других сословий. Портреты Левицкого поразительно разнообразны.
Конечно, она хорошо относилась к 10летнему царственному мальчику. Он умел «зажечь» вглазах женщин искорку лукавой иронии («Портрет В. Е. Новосильцевой»), легкой грусти ихрупкого обаяния («Портрет А. П. Струйской»). Размер — 97, 5 85, 5 см. Поглубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время. Вэтом прелестном детском портрете дочери начальника Канцелярии отстроений Фермора маленькая девочка, затянутая вкорсет декольтированного платья сфижмами, выглядит каквзрослая барышня. Поясная фигура императора превосходно вписана вовал. Но Петр был мальчик болезненный и резвые игры его утомляли.
Второй— как миниатюрная копия взрослого человека. Иконописные краски невсегда соответствуют краскам «видимого мира». Заколоннадой назаднем плане виднеется Московский воспитательный дом, насодержание которого Демидов жертвовал огромные деньги.
Это один изсамых необычных парадных портретов русских императоров. Детство начинает осознаваться обывателями и художниками как особый период в жизни человека в конце XVIII века в эпоху формирующегося сентиментализма и романтизма, само детство начинает разделяться на подэтапы: младенчество, детство, подростковый возраст, юность. Исследователи называют это «спрессованностью» развития русской культуры XVIIIвека. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет.
В следующем, 1716 году (или даже в декабре 1715 года) художник приехал в Санкт-Петербург, где прожил до конца жизни. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Иван Никитич Никитин (ок.
А то, что она – неугодна, Елизавета чувствовала очень остро. Его жалованье составляло всего 500 рублей в год. Боровиковский создал тип женского сентиментального портрета. Вмоделях подчеркивается сановитость, дородность втщательной выписанности художником роскошных аксессуаров чувствуется особая любовь этого времени квсевозможным «источникам убора икрасы»– цветам, лентам, кружевам, драгоценностям. После недолгого правления Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоановны, врезультате дворцового переворота напрестол взошла новая императрица– «дщерь Петрова» Елизавета Петровна. На верхней планке подрамника находится надпись карандашом: « 16 Елис.
C ее именем связано развитие русского театра. Мария Алексеевна Дьякова (1755–1807) словно улыбается своим тайным девичьим грезам. Составлял проекты придворных праздников. Вобразе канцлера Гавриила Ивановича Головкина (1660–1734) Никитин сумел передать обобщенный образ человека Петровской эпохи, когда достоинство человеческой личности определялось прежде всего государственной службой.
Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. Вэто время напрестоле сменяли друг друга правители, которые оказались увласти врезультате заговора илипридворной интриги. Но цесаревна к придворным не вышла – помнила волю отца, выраженную в брачном договоре, который Петр подписал с женихом Анны от ее имени. Художнику важен нестолько внутренний мир портретируемого, сколько то, какон служил государю иОтечеству. Россия поволе ПетраI стремительно шагнула изСредневековья вновое время.
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) был также выходцем сУкраины, дружил сЛевицким, работал вПетербурге, носАкадемией художеств связан небыл. В1716году он отправил учиться заграницу первых пенсионеров (т. е. » наклейка с надписью синим карандашом: «КП3981, Э24» на средней — синим карандашом: «701/ Ф. И» кистью: «Елисав. Боровиковский писал императрицу загод доее смерти. Вишнякова, А. П.
Справа– родственники невесты, оживленно наблюдающие запроисходящим, слева– группа сватов застолом, любезно ивесело обращающихся кневесте. Обе девушки славились уменьем танцевать их способности воспел Державин встихотворении «Другу».
Другой «пенсионер» петровского времени– Андрей Матвеевич Матвеев (1701/1704–1739) пользовался покровительством супруги Петра ЕкатериныI. Петровская эпоха считала обучение и воспитание детей задачей государственной политики. Эту «театрализацию жизни» прекрасно выразил стиль барокко– пышный, велеречивый, мажорно-красочный. Среди наиболее значительных можно выделить Георга Христофа Гроота (1716–1749). Первый— дети изображаются изящными «куклами» взрослых. Ничто впортрете ненапоминает оневысоком социальном статусе моделей.
Вся картина наполнена мягким сиянием, переливами жемчужно-розоватых тонов. Р. М. Вероятно, его концепция была подсказана иутверждена самим ПавломI, взошедшим напрестол 6ноября 1796года после смерти ЕкатериныII.
Пояркой индивидуальности дарования выпускник Академии художеств Федор Степанович Рокотов (1735 (. ) –1808) непохож нинакого изсвоих современников. Фон составляет нейтральная коричневая драпировка с правой стороны. Второй— как миниатюрная копия взрослого человека. Каравак не получил должности «гофмалера», на которую он рассчитывал и которую подразумевал договор, а служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям— в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений. Так и оказалось.
Пожилой мужчина безпарика, внебрежно расстегнутом кафтане погружен всвои затаенные переживания– его взор обращен неназрителя, а«вглубь себя». После длительного обучения художническому ремеслу вАмстердаме он возглавил все живописно-оформительские работы вПетербурге иего окрестностях, много занимался самостоятельным портретным творчеством.
Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Второй— как миниатюрная копия взрослого человека. Будущая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I изображена обнажённой в образе Флоры, богини цветов, цветения, весны и полевых плодов, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии (в ней видят знак принадлежности к императорской семье). Ребёнку приданы формы взрослой девушки. Художник старается «обелить» святого князя Владимира– его красноречивая «театральная» поза ижест прижатой кгруди руки полны раскаяния. — СПб., 1998.
Хозяйка дома пользовалась всеобщей любовью. Эта «ушедшая красота» редко настраивает зрителя напечаль имеланхолию. Будущая императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I и Екатерины I изображена обнажённой в образе Флоры, богини цветов, цветения, весны и полевых плодов, лежащей на синей, подбитой горностаем мантии (в ней видят знак принадлежности к императорской семье).
Одних платьев имела 3 тысячи, а туфель – без счета. Еще одна работа первого периода творчества Никитина – портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра. Фон составляет нейтральная коричневая драпировка с правой стороны. Но совсем плохо стало, когда в 1730 году на престол взошла курляндка Анна Иоанновна (та самая, что «разорвала кондиции»). Голубыми изеленоватыми тонами окрашиваются небесные сферы, где живут ангелы. Так они отмечали свой Великий день. Виконописном каноне сохранены «античные» основы иконы: тело человека иземной мир остаются узнаваемыми, часто присутствуют следы портретности воблике святых, складки их одежд своим пластическим великолепием иногда напоминают лучшие античные скульптуры. Портрет должен был быть выполнен не раньше этого времени.
Не сегодня завтра мог разразиться бунт. Зарождается русский национальный театр, поинициативе М. Ломоносова вМоскве открывается Университет, ав1757году– «Академия трех знатнейших художеств».
Эта работа стала последним произведением художника впортретном жанре. Людей стали ценить непородовитости, аполичным заслугам. Анны.
Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив. Вотличие отаскетичных, строгих, наполненных пафосом государственного служения портретов Никитина, работы Матвеева выглядят мягче ипоэтичнее («Автопортрет сженой»), пленяют живописной свободой вдухе лучших голландских мастеров («Портрет ПетраI»).
Среди лучших портретов Каравакка– двойной портрет царевича Петра Алексеевича (будущего императора ПетраII) ицаревны Натальи Алексеевны вдетском возрасте ввиде Аполлона иДианы, выполненный влучших традициях западноевропейского барокко. Правда иногда и веселой правительнице приходилось отвлекаться на дела. Первый— дети изображаются изящными «куклами» взрослых. В ту ночь, после смерти Петра, по дворцу носились пересуды: «Кому император велел «отдать все». Особенно ему удавались женские образы.
В качестве создателя «исторических картин, портретов, лесов, деревень, цветов и зверей в большом, малом и миниатюрном виде» художник обязывался взять себе в помощники русских учеников. Поза его выражает достоинство иважность, тело какбы распластано наплоскости холста. Ключевский: «Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко и ни одно царствование до 1762 года не оставляло по себе такого приятного воспоминания». Этот мастер, которому сам Петр даровал мастерскую наАдмиралтейской стороне, оставил нам превосходные поживописи, достоверные портреты первого русского императора иего ближайшего окружения («Портрет государственного канцлера графа Г. И. Головкина», «Портрет царевны Натальи Алексеевны» идр. ).
Вздымающиеся пышные складки рукавов ее платья подобны цветочным бутонам. Авторство под вопросом, но, вероятно, эта картина — авторское повторение. Так девятилетняя Анна и восьмилетняя Елизавета представлены в образе маленьких Флор. Напортрете изображен Сергей Григорьевич Строганов (1707–1756)– 19-летний юноша, будущий действительный камергер, генерал-лейтенант, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, владелец прекрасной картинной галереи.
Картина отражает особую модель поведения— «куртуазность», в которой знатный человек ощущал себя участником маскарада играя в богов и героев античной мифологии или в средневековых рыцарей. Впортрете архитектора, директора петербургской Императорской Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова (1726–1772) Левицкий отразил идеал просвещенного вельможи эпохи русского классицизма. Такой тип преобладал в официальных парадных портретах. Хотя вскоре после прибытия Каравак уже занимался написанием портретов семьи Петра I и самого императора, художник не получил должности «гофмалера» (придворного художника), на которую рассчитывал и которую подразумевал договор. Он служил в ведомстве Городовой канцелярии (по другим сведениям — в Петербургской Губернской канцелярии), затем в Канцелярии от строений, его жалованье составляло 500 рублей в год. Накануне ее коронации в Москве весной 1724 года Петр переписал завещание на своего «друга сердешненького». В этот небольшой период (конец XVII в. – первая четверть XVIII в. ) свершились преобразования, оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Свой вклад наряду с энергичной и целеустремленной деятельностью Петра I внесли в развитие русского государства, русской науки и культуры сподвижники молодого императора: первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга А. Д. Меншиков известные полководцы и адмиралы Б. П. Шереметев, Ф. А. Апраксин, М. М. Голицын дипломаты Б. И. Куракин, П. А. Толстой, П. П. Шафиров основоположник русской исторической науки В. Н. Татищев изобретатель А. К. Нартов.
Хотя вскоре после прибытия Каравак уже занимался написанием портретов семьи Петра I и самого императора, художник не получил должности «гофмалера» (придворного художника), на которую рассчитывал и которую подразумевал договор. Алексей Петрович Антропов (1716–1795) вышел изсреды мастеров Оружейной палаты. Эта картина имела длинное название вдухе эпохи классицизма: «Композиция, представляющая великого князя Владимира Святославовича пред Рогнедою, дочерью Рогнольда, князя Полоцкого, попобеждении сего князя запротивный отказ требованного Владимиром супружества соною». Одевалась напрогулки она действительно довольно просто.
Сэтого времени вРоссии начался бум собирательства икон. Данный портрет исполненный австрийцем Преннером, придворным художником, много работавшем прирусском дворе, называют «плакатом елизаветинской эпохи», внем выразилось все самое сущностное, что было свойственно этому времени: любовь квеселой театрализации жизни, барочная пышность ипростонародная простота. 64. Петр» на правой вертикальной планке кистью: «IV» и печатная наклейка с надписью чёрным: «122» на нижней надписи — штамп: «Г.
Живописный язык обильно насыщен символами, вычурностью и многозначительными жестами. Золотые нити-лучи (ассист) покрывают крылья ангелов, ризу Богоматери иБожественного Младенца. Юный художник неловко примостился замольбертом ивнимательно всматривается всвою модель– очаровательную девочку вбелом чепце, которую увещевает посидеть неподвижно ее строгая матушка (илислужанка).
В это время создается новая система образования. Долгое время считалось, что этот портрет написан голландским художником Карелом де Моором. Судьба устроила наперекор отказу, подписанному тогда цесаревною: именно ее потомству, а не потомству кого-либо другого, суждено было утвердиться на русском престоле, который Петр так странно предавал произволу всякой царствующей особы. Сама хронология детства удлиняется. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти.
Искусство этого времени обладало ярким, жизнеутверждающим характером. инв. Ребёнку приданы формы взрослой девушки. Какпишет выдающийся критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да инехочет смеяться надэтим слоем румян, который обязателен даже налицах знатных старух, надтяжеловесностью их нарядов иукрашений, он даже убежден, что барам так инадо рядиться, ноон неиспытывает нихолопьего трепета перед знатностью, ниуслужливой потребности льстить богатству». Именно Екатерина должна была стать его преемницей.
Новгород иПсков избежали завоевания.