Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника.
Это единство закономерно и естественно. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Бедняга уже прошел разваливающийся трактир, но приостановился в задумчивости, не повернуть ли назад. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом». Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже.
Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Его техника называется алла прима. В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня.
Достоверные факты скупы. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516г. Рядом сидит в кресле тучный монах. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Однако каждый человек стремился забрать себе всё. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам.
Босх сам присоединился кэтому братству вконце 1480-х годов. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. По Писанию они все еще закрыты.
Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха.
Лица людей свирепые. Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
О диагнозе его, естественно, можно говорить лишь предположительно. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. в боковом пределе) братства. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Никто из великих художников, близких по времени творчества (Дюрер, Микеланджело, Рафаэль) и близко не стоял к Босху по мрачному, мизантропическому восприятию человека. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках. Положительные образы его картин – это Христос, Богоматерь, Мария Магдалина искушаемые дьяволом святые: Иоанн Креститель, Иероним, Антоний, Христофор.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Это – кощунственная для церкви мысль. Ад изображен в правой части триптиха. И даже Игорь Фёдорович, да. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. К примеру, весь задний план на триптихе «Искушение святого Антония» занимают летящие на шабаш ведьмы, а полотно «Страшный суд» запечатлело несколько эпизодов черной мессы. В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз.
Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания).
Не был веселым Бросх. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати. Вот, собственно и всё.
Некоторые картины Босха напоминают онейроидное состояние: кульминационную точку острого фантастического бреда. Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше».
С симпатией он изображал только Иисуса Христа и Богоматерь, да еще святых. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Сюжет религиозный.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Меня зовут Лубберт Дас».
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу.
Лишь семь творений Босха подписаны. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Картина Босха – не иллюстрация к ней.
Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Говорят, что Босх оставил свой портрет на картине «Поклонение волхвов».
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Сюжет не нуждается в пояснениях. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.
Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Лишь семь творений Босха подписаны. Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Сколько его ни набери, богаче не будешь. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Иеронимус (Хиеронимус) Антонис Ван Акен (Эйкен) (1450/60-1516) – таково подлинное имя этого человека.
Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим.
Другая важная особенность картин Босха – отсутствие «воздуха». Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки).
У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Психиатры говорят даже о развитии манихейского бреда (борьба злых и добрых сил вокруг самого больного), который очень хорошо запоминается и может быть воспроизведен в виде картин. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Около 1450 года в Хертогенбосе в семье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх).
Пастыри и паства совместно беспутствуют. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.
Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. А сзади него жизнь, покидаемая им. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Его техника называется алла прима. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины Искушение святого Антония. Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного). Как бы то ни было, а чем то Босх привлекал, привлекает и будет привлекать.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.
На черном фоне расположен под ним Ад. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это особенно видно по изображению преисподней. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Средневековые мастера и прежде представляли в своих произведениях сочетания разнородных частей, животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер. Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. Сладострастники прикованы к постели, на которую карабкается страшное хвостатое чудище, напоминающее ящера». Мастерство Босха было оценено современниками, от отсутствия заказов он не бедствовал.
Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком. На два века о Босхе забыли. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516года. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи». При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.
Вот и Босх населял свои картины такими животными. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. Что-то хитрое ироническое неслышно посмеивается в этой картине и кажется вам – это посмеивается сам Иероним Босх, глядя, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Это уже безнравственность и блуд. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Врубель и Чюрленис – ярчайшие онейроидные художники. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов.
Единый ответ на него, как это часто случается, найти невозможно. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Впервые их можно видеть на картине «Воз сена».
В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.
«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять. Его техника называется алла прима. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Другой объелся до рвоты. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Психиатры считают, что П. Антокольский погорячился. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. – Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. В первое время наибольший интерес к его картинам проявился в насквозь католических Испании и Португалии.
«Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака.
Психиатры называют это состояние онейроидом. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Здесь количество «нечисти» еще ограничено.
Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. Скорее всего – нет. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. А последователь тоже велик – Питер Брейгель Старший. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
Что же мы видим у Босха. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. Вероятнее всего, Босх черпал свои образы из окружающего мира, народной культуры. – так писал о ней Р. Б. Климов.
И наиболее сложным. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными». Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания. «Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Все это как будто списано с картин Босха. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду.
1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины. Босх и реален и символичен.
Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Ерун ван Акен родился около 1453г.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Безжалостность – вот что она значит для живописца. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Множество деталей говорит о напряжении, мрачном настроении автора, его отвращении к неблаговидным человеческим страстям, раздумьях об отношениях между людьми их равнодушии друг к другу, неблагодарности, забвении той истины, что за грехи надо платить. Последователи тоже были: достаточно вспомнить раннее творчество и графику великого Питера Брейгеля Старшего. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Творчество Босха загадочно. Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле».
Он гадок и отвратителен. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Это и «Иоанн Креститель» и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Фантастические, деятельные и упоротые сцены на картинах были близки и интересны истовому религиозному зрителю в лице благородных идальго и королей.
Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Не знаю, как насчет остального, а вот оригинальности у Босха с избытком. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников. То, что Питер Брейгель Старший (ок. Тема расплаты за грехи, столь частая в работах Босха – как нельзя лучше пришлась ко двору в этих странах (Испания – подлинный центр европейской инквизиции). Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Лишь 7 творений Босха подписаны.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить.
В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).
Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена».
Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Это вполне традиционно и понятно. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Он – живое обличение глупости и безбожия.
Работы его широко не выставлялись, да и были они «на любителя». Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Если это абстракция – то болезненная, если плод мышления – то парадоксального. Внизу под ним буйствует Жадность. Но разве тут дело в св.
Это увлечение длилось несколько десятилетий. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно.
Как воссоединится душа с телом. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Здесь сказали свое веское слово и психиатры.
А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Перед вами – репродукция картины Босха. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника. В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь». Он напоминает гигантскую строительную площадку.
Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Очевидно их было крайне мало. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Босх – был личностью весьма интересной.
Больные называют это сном наяву. Иероним Босх, пожалуй, одна из самых загадочных личностей в истории мирового искусства. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Сюда же можно отнести картину «Блудный сын». Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями.
Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Спорна центральная часть. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
То появляются «гибриды» животных и деревьев, какие то огромные уши, проткнутые стрелой, кувшин на лошадиных ногах и горлышком в виде ануса» Веселенькая» компания. Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). Картина называется «Искушение святого Антония «.
Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного».
Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т. д. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. в Хертогенбосе (Брабант). История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Одно из доказательство тому – очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов».
Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных.
И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Картины— это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Бог видит «. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики.
Это было последнее произведение Босха. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Лишь семь творений Босха подписаны.
Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Это увлечение длилось несколько десятилетий. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Когда сюрреализм заявил о главенстве подсознания в искусстве, фантазии Босха были заново оценены.
При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла.
В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Ад Босха – это фантасмагоричные персонажи, (напомню, что фантасмагория – причудливая картина, рисующаяся человеку в его болезненно-расстроенном воображении. ), чаще отвратительные: головоногие монстры в шляпах и сапогах, рыбы с ногами, пожирающие деревья, какието ужасные утконосы. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Процветающий торговый городок оказался расположенным на пересечении различных культурных веяний. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Это был бы другой Босх, а может никакого Босха и не было бы».
Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Эта мерзость, эти исчадия зловонных болот, темных гниющих недр кажутся просто забавными, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником.
Все, что действительно точно известно оБосхе, можно описать буквально внескольких фразах. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом— художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.
В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVIIв. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха.
Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Иероним Босх – псевдоним. Его техника называется алла прима.
В середине XVIв., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. В стране распоряжалась, как дома, свирепая испанская инквизиция позже, при Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она.
На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т. д. Иллюстрация на тему таланта и «бионегативности». Тем не менее, глядя на некоторые картины Босха, можно предположить, что его предтечами были голландские мастера – братья Ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Дирк Боутс. Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Человек у него ужасен и ничтожен одновременно. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Ему счастливо удалось избежать преследований за свои произведения, которые могли трактоваться как еретические.
Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Картина Босха показывает корабль. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Это предтечи. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Одни психиатры начисто отрицают наличие патологии (относя все к творческому своеобразию), другие говорят о наличии шизофрении.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый.
И все они, как в «Вие» Гоголя истязают людей самыми невообразимыми способами. «Мир зрелого Босха – это мир уродливых людей и невообразимых чудищ, творящих непотребства на фоне разрухи и пожарищ». «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. Картина глубоко символична — в центре картины огромный воз с сеном и куча людей стремится на него залезть. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
«Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. Перед странником лежит ненадежный мостик. Часто их выражения не соответствуют смыслу картин.
«Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Легенда о мессе Св.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». Только природа остается чистой, бесконечной. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Ерун ван Акен родился около 1450года в Хертогенбосе (Брабант).