Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля.
Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)4. Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Декорация может расчленять эту плоскость, накладываться на нее, но не смеет ее пробивать, не смеет создавать иллюзию, что изображение находится позади плоскости потолка. Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути.
Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме5.
Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»6 идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира7. fornaro – пекарь). На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)4. Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. Шедевр создавался, когда Рафаэль был на пике славы, следовательно, появился благодарясовместным усилиям художника и его помощников, в том числе Джованни Франческо Пенни (1496–1536), Джулио Романо (1499–1546) и Перино дель Вага (1501–1547). В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало.
Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов. Реальность палки, на которой висит занавес, тиара папы, поставленная в угол на перила, своей чрезмерной несомненностью останавливают духовное излучение картины, точно так же как чересчур продуманный контраст папы и святой Варвары — он смотрит вверх и вглубь, она вниз и вперед. На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача.
Картина имеет пирамидальную композицию. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. золотых и снял для неё виллу.
Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры. Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля. Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко.
Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов.
Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции). В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы. Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть. Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями1. Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы. Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов.
Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
Это самый известный портрет Рафаэля. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры).
Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля. Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто. Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне). В 1515 году королём Франции становится Франциск I Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно.
Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры.
Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. На портрете он изображен от талии, в три четверти. Рафаэль как будто сам почувствовал некоторую жесткость портрета и попытался ее смягчить робким жестом руки, высовывающейся из-за покрывала. Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары.
Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту. Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями.
Его взгляд не по-детски тверд и суров. Его руки сложенны, а взгляд, видимо, направлен на художника. И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность. Здесь небесная сфера еще объединена с земной. Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов.
В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт.
Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти). Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения. И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы.
К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер.
К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Одежда подчёркивает её благородное происхождение. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины3. Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность.
В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями. Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. В этом образе придворного Кастильоне не только воплотил гуманистический идеал личности, он оказался в то же время и социально ограниченным средой и представлениями аристократической элиты, к которой принадлежит герой Кастильоне и в которой он живёт и действует.
В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее. В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне называли идеалом целой эпохи. Тицианов портрет Томмазо Мости общепринято считается написанным под влиянием картины Рафаэля и отражающим представление Кастильоне об идеалах личности придворного29.
Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане). Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость. В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства. Очень возможно вот таким образом, что и общая композиционная схема для лоджий была разработана его учениками, Джулио Романо, Франческо Пенни, Джованни да Удине, Пьерино дель Вага и самому Рафаэлю принадлежит только главная идея и административное руководство.
Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю. Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий. Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча. К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо.
С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах.
Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке.
В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности. Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым. В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги.
Кастильоне рассказывает о беседах, которые происходили при урбинском дворе в марте 1507 года и в которых он сам не принимал участие, находясь в Англии. Картина «Преображение» распадается на две части. Как это впечатление достигнуто. Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно.
К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме.
На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. «Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса. С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Получил гуманистическое образование в Милане. Более чем какой-либо другой декоративный цикл Рафаэля роспись ватиканских лоджий отражает воздействие античных образцов — как в орнаментальных мотивах, так и в сокращенной импрессионистической манере письма.
Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны. Кастильоне (1478–1529) — выдающийся гуманист и писатель, был одним из корифеев итальянского Возрождения, а его работы воплощают многие взгляды и идеи эпохи. Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506).
С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Нечего удивляться, что в результате этой непомерно разросшейся сферы деятельности не только творческие силы Рафаэля начинают иссякать, но и само здоровье его, от природы некрепкое, не в состоянии выдержать нагрузку. Бог — это дитя на ее руках. Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо.
Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят. На нем и сосредоточена основное внимание художника. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Ковры должны были изображать жизнь апостолов Петра и Павла и украшать нижнюю часть стен Сикстинской капеллы, под фресками кватрочентистов. Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. То обстоятельство, что ноги мадонны находятся в тени, тогда как облако, ее несущее, пронизано светом, еще более подчеркивает мягкость поступи. С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы. Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле.
И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине. Кастильоне родился близ Мантуи. Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим. Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю. Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи. Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток.
Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). Картина имеет пирамидальную композицию.
Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра». Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие).
Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Нежнейшая не уловимая серебристая гамма тонов объединяет чёрные, коричневые, серые, зеленоватые и белые цвета одежды.
Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры1.
Для того чтобы придать портрету историческую значительность, Рафаэль использовал другие моменты. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Римский стиль требует суровости и возвышенности.
В январе 1491года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче дЭсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле дЭсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло. На нём и сосредоточена основное внимание художника. Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса». Зачем он это сделал.
Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира. «Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо. Возвышение Кастильоне в аристократических кругах шло параллельно с растущим признанием Рафаэля в качестве придворного живописца урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро.
Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски). Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов. Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс.
Наряду с широко разветвленной деятельностью декоратора Рафаэль сравнительно мало времени мог посвятить станковой картине. Художник отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на портретируемом.
Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии. Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата Придворный (Кортеджиано) и близким другом Рафаэля. Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля. Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году.
Папа не смотрит на зрителя. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. Папа сидит широко, занимая больше половины картины несмотря на то, что он сидит, а его спутники стоят, голова папы достигает почти такого же уровня один из свиты смотрит на зрителя, другой — на папу, как бы в ожидании приказаний, взор же папы блуждает в недосягаемых далях. Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо).
И, во-вторых, то, что саму тему преображения Рафаэль трактует не как объективное событие, а как субъективное преломление в чувствах зрителей. В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля. Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм.