Портрета Бальдассаре Кастильоне, возможно, была практическая и близкая цель.
Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий.
Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят. Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча. Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге абсолютно свободно. В 1508-1513 принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко.
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Здесь следует отметить книгу Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления» и его же работу «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности», а также книгу М. П. Алексеева, В. М. Жирмунского, С. С. Мокульского и А. А. Смирнова «История западноевропейской литературы. Картина имеет пирамидальную композицию. Среди других сочинений – эклога «Тирси» («Tirsi», 1506), «Письма» (опубликованы в 1561). Состав пирамидальный.
Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, – и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков. Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля. К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны. Римский стиль требует суровости и возвышенности.
С античным неоплатонизмом у него есть общее: он старается оправдать, возвысить и превознести материальный мир, увековечить его при помощи идеалистических категорий основных представителей античного неоплатонизма Плотина (III в. ) и Прокла (V в. ). С 1504 года – на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
Вот таким образом эстетика Ренессанса не космологична и не теологична, но антропоцентрична. Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля. Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата Придворный (Кортеджиано) и близким другом Рафаэля.
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями1. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). В 1521 году принял сан в 1524 назначен апостолическим нунцием в Мадриде. (Именно Людовик Сфорцо позвал к себе инженером Леонардо да Винчи, а в последствии да Винчи писал портрет его любовницы, к которой Леонардо сам испытывал неоднозначные чувства — Чечилии Галлерани — портрет «Дама с горностаем»).
Получил гуманистическое образование в Милане. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме5.
Родился 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. В конце концов Рафаэль превратился в какого-то интенданта над всеми археологическими и художественными памятниками Рима.
С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы. На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача. Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти). Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно.
Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны. В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее.
В каждый портрет Рафаэль непременно вносит энергию, активность, подчеркивает в человеке волевое или интеллектуальное начало. Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо). Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту.
В 1513 г. он занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим. Во-первых, контрастами ее чистого, ясного силуэта, слева очерченного непрерывным контуром, справа изгибающегося тремя взлетами плаща. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины. Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле. Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции).
Красота изливается как луч солнца на все сотворенные вещи. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме.
Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане). Он популяризировал термин sprezzatura, который переводит примерно к «беспечному мастерству» идеалу легкого изящества, приличествующего культурному человеку. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. Кастильоне родился близ Мантуи.
На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)4. Картина имеет пирамидальную композицию. В 1499 г. смерть отца вынуждает его вернуться в Мантую, где он начал участвовать в придворной жизни, – позднее она сыграет определяющую роль в его литературном творчестве. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне называли идеалом целой эпохи. Подобно его фрескам в ватиканских станцах и портреты Рафаэля представляют собой своего рода исторические картины.
Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же. В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности. Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины3. Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов.
Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке. Его взгляд не по-детски тверд и суров. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che gi s detto convenirsegli» (гл. VI), т. е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Таким образом, точка зрения зрителя, вопреки оконной нише, твердо зафиксирована перед самым центром фрески.
В 1508 – 1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены.
Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра». Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. Рафаэль как будто сам почувствовал некоторую жесткость портрета и попытался ее смягчить робким жестом руки, высовывающейся из-за покрывала. Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть.
Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. Но и со средневековым неоплатонизмом у него тоже есть нечто общее, а именно культ самостоятельной и универсальной личности, не сводимой ни на какие природные и материальные данности.
Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры1. В 1508—1513годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1639 году Рембрандт сделал эскиз картины во время аукциона в Амстердаме, где она была выставлена на торги и впоследствии использовал увиденную композицию в нескольких автопортретах. Его руки сложенны, а взгляд, видимо, направлен на художника.
Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко. Получил гуманистическое образование в Милане.
Ореол мадонны наполовину уже растворился в облаках, группы святых теснее связаны и формально и духовно, с видением мадонны, стоящие фигуры чередуются с коленопреклоненными. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче дЭсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле дЭсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. На нем и сосредоточена основное внимание художника. На портрете он изображен от талии, в три четверти.
Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий). Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т. е.
Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения. Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. «Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса.
В 1508-1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Главное произведение Кастильоне- книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения.
Портрет имел несомненное влияние на Тициана, который мог впервые увидеть его в доме самого Кастильоне в Мантуе23. И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне). Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы. Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер.
Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось). Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный» идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира.
Возрожденческий неоплатонизм не удовлетворяется ни античным политеизмом, ни средневековым монотеизмом. В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным.
Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне. Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю. Кастильоне (1478–1529) — выдающийся гуманист и писатель, был одним из корифеев итальянского Возрождения, а его работы воплощают многие взгляды и идеи эпохи. В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства.
С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. С 1519 на службе у Федериго Гонзага.
Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо. Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. Но для передачи этого мгновения в его распоряжении были только статические средства, только неподвижное пространство.
Как это впечатление достигнуто. Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля. Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим.
В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г. Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г. и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры. Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее.
Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие). С 1504 года- на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск.
И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. Шедевр создавался, когда Рафаэль был на пике славы, следовательно, появился благодарясовместным усилиям художника и его помощников, в том числе Джованни Франческо Пенни (1496–1536), Джулио Романо (1499–1546) и Перино дель Вага (1501–1547). Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов.
Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары. В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало. В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями.
Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины. «Книга о придворном» разделена на четыре части в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). С 1504года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
господина). Возможно, что Кэстиглайон позже служил «академическим советником» Рафаэля Школа Афин и что описание Zoroaster в той фреске может быть портретом придворного.
Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Издание основывалось на последней рукописи, которую Кастильоне из Испании передал Бембо И Рамузио. Кастильоне родился близ Мантуи. «Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо.
Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски). К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо.
Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость. Главное сочинение Кастильоне – построенный в диалогической форме трактат «Придворный» («Il Cortegiano», книги 1-4, около 1516, опубликован в 1528), в котором описан ренессансный идеал личности. Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым. Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах.
Круг собеседников – приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель Бернардо Довици, автор комедии «Каландрия» и будущий кардинал Биббьены сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). В мае 1523 в составе свиты Изабеллы дЭсте путешествует в Падую и Венецию. Зачем он это сделал. Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай».
Об остроте разочарования в классических идеалах свидетельствует последнее его произведение, прерванное смертью мастера. Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях.
И так же двоится духовное содержание картины: к волнению, вызванному чудесным исцелением, примешивается восторженное изумление перед тем, что происходит на горе. Классический стиль пришел к сознанию симультанного, одновременного восприятия, то есть другими словами — к сознанию быстротечности настоящего мгновения. Получил гуманистическое образование в Милане.
Отсюда понятна и жестокая, длительная реакция после короткого расцвета классического стиля и новое тяготение к готике, к эмоциям, к выражению, к сукцессивным представлениям. Это своеобразный синтез гуманистических представлений об идеале личности. Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). Круг собеседников — приближенные герцога Урбинского Гвидобальдо да Монтефельтро, сына Федериго да Монтефельтро: герцогиня Елизавета Гонзага, её придворная дама Эмилия Пиа (вдова Антонио Монтефельтро, незаконного сына Федериго), знаменитый писатель Пьетро Бембо ещё один писатель, автор комедии «Каландрия», будущий кардинал Биббиена сын Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи будущий архиепископ Салернский Федериго Фрегозо и его брат Оттавиано, будущий дож Генуи известный своими блестящими импровизациями поэт Бернардо Аккольти и другие лица, но не сам герцог (страдавший от подагры). Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса».
В первой книге Лудовико ди Каносса ведет речь о физических и моральных качествах идеального придворного, которые могут меняться под влиянием случая и превратностей судьбы. Бог — это дитя на ее руках. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Энгр говорил, что Рафаэль писал людей добрыми и честными. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто. Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов.
LXXIII). Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов. Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля. КАСТИЛЬОНЕ (Castiglione) Бальдассаре (6. 12. 1478, Казатико, близ Мантуи – 2 или 7. 2. 1529, Толедо) итальянский писатель. Писал на итальянском и латинском языках. Папа не смотрит на зрителя. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)4.
Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем. Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. В 1513 назначен Франческо Мариа Делла Ровере посланником в Риме.
Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества. Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм. Он мудрый советчик правителя, преследующий не свой личный, но государственный интерес. По философскому направлению трактат Кастильоне «О придворном» следует отнести к ренессансному индивидуализму и неоплатонизму. Здесь небесная сфера еще объединена с земной.
Получил гуманистическое образование в Милане. В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля. Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность.
Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. Мы видели, как Леонардо да Винчи в последние годы своей деятельности борется с каноном классического стиля, добивается его разложения. На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов. В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении.
Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии. С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Это было первоначально окрашено на деревянной панели и позже перешло к холсту. Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский- в 1561году.
Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло. Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю. Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах.
Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование. И, во-вторых, то, что саму тему преображения Рафаэль трактует не как объективное событие, а как субъективное преломление в чувствах зрителей. С 1501года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. Средние века и Возрождение». У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы. Находился на службе у Лодовико Сфорца в Милане (1499), у Франческо Гонзага в Мантуе (с 1500), с 1504 у Гвидобальдо да Монтефельтро в Урбино, важнейшем культурном центре позднего гуманизма.
Картина «Преображение» распадается на две части. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере. Происходит определенное перерождение классического силя в маньеризм — в эффектную позу, ложный пафос, в увлечение наготой, с движениями и силой как самоцелью, в ущерб духовной цельности концепции.
Искусствовед Лоуренс Гоуинг отмечает в портрете как абсолютное благородство контуров и спокойную чистоту классической живописи, так и явное предвосхищение стиля барокко. Она охватывает сначала всех рыбаков второй лодки, по их спинам поднимается до высшего пункта, до головы апостола Андрея и затем внезапно падает, чтобы от Петра опять подняться к Иисусу. Кастильоне родился близ Мантуи. Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году.
Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»6 идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира7. Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность.
Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «О придворном», воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Начало работы датируется 1514 г. первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 г. Последняя (третья) редакция датируется 1524 (без посвящения) она была напечатана в Венеции в 1528г. Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры. В 1515 году королём Франции становится Франциск I Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно.