Портрет супругов Арнольфини написал нидерландский живописец, профессионал портретной живописи – Ян ван Эйк (точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна, 1385 или 1390 -1441 гг. ) в 1434 году. Искусно и убедительно выписанный интерьер освещённый игрой света на различных поверхностях, таких как одежда, стекло и медь сделал парный портрет супругов Арнольфини одним из самых значительных произведений в истории натурализма. Если с мужчиной, которого изобразил ван Эйк («Портрет четы Арнольфини»), все ясно, то личность дамы находится под вопросом. Он добавляет множество скрытых смыслов благодаря реалистичному изображению в комнате объектов на картине Портрет четы Арнольфини.
Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. Теперь вам известно содержание картины ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Картина Яна Ван Эйка Портрет четы Арнольфини: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Главным символическим элементом изображенным на полотне «Портрет четы Арнольфини», является зеркало.
«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет. Купец Арнольфини изображённый ван Эйком на полотне, обладает портретным сходством с президентом РоссииПутиным, что дало пищу для различных шуток на эту тему в прессе. Вот почему последнее время там можно увидеть множество русских туристов, которые хотят убедиться в этом. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2.
Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен и она умерла при родах. «портрет четы Арнольфини» выставлен в Лондонской национальной галерее, которая приобрела его в 1842 году всего за 730 фунтов. Многие шутят по этому поводу о том, что изображен на картине Портрет четы Арнольфини Путин (внешнее сходство с ним у Арнольфини действительно есть). «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет1.
Портрет четы Арнольфини – весьма любопытное полотно. Вернемся теперь к картине Портрет четы Арнольфини, прославившей художника и до сих пор вызывающей споры.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. Однако она по-городскому узка. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе82.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)55.
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света.
Любой в обещаниях может стать богатым). Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Реализм подкреплен еще и техникой.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета68. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала81. Однако она по-городскому узка. Это особенно важно для церемонии без священника. Клапиш-Цубер отмечает, что в то время в Тоскане церемония обручения не требовала присутствия невесты, достаточно было мужчин из её семьи, а помолвка и бракосочетание не имели строго установленного протокола.
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Ян ван Эйк создал своё полотно с почти рефлектирующей поверхностью используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем). Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Эта формулировка как бы ставит печать на картину, превращая её в документ. А женщина.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины— результат использования художником новой техники— живописи маслом.
Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Но существует и другое мнение. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака— морганатический от слова морген (нем. morgen – утро). Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета77.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434». Далее. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы80. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене.
Любой в обещаниях может стать богатым). Картины Яна Ван Эйка отличаются тщательной выписанностью деталей и интенсивностью цвета. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь.
Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. По мнению исследователей, это не более чем ритуальный жест, в соответствии с современными отношениями к семье и браку, предназначавшийся для обозначения плодовитости, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк56. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
У окна лежат апельсины. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. А женщина.
Однако она по-городскому узка. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент37.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus79. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.
Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».
До сих пор вопрос остается открытым. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина72.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла3536. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Наоборот. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории.
Так кто же все-таки герой картины. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Его творчество способствовало становлению принципов Возрождения в Северной Европе. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Он клянется свое жене в супружеской верности. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. В конце работы художник выполнил также и надпись. Вот и портовый город Брюгге был полон огромными складами, на которых хранились и сукно и полотно и шерстяные ткани.
Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Взять хотя бы головные уборы. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Сторк совместно с Криминизи показал, что люстра на самом деле выполнена с ошибками в перспективном сокращении и что её можно нарисовать без специальных приспособлений.
В конце работы художник выполнил также и надпись. На женщине платье (т. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Правда и тут не обошлось без загадок. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене.
Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку6. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666.
На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей.
Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»6. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея.
Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная».
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Любой в обещаниях может стать богатым). Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя55. Получилось пространство, наполненное символами.
Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Кроме того, он занимался сделками купли/продажи драгоценностей, в том числе с европейскими монархами.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой52 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)53 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
А мог и сам подарить по дружбе. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом1. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге. 1434». ).
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»7071. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно.
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Для её написания он использовал тонкие прозрачные слои краски, которые накладывал один поверх другого. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Выпуклые зеркала были более доступны. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой по этичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы. Действительно, ранние европейские портреты часто снабжались створками или крышками, подобно складным алтарным образам.
Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.
Не исключено, что брачный контракт был необходим в случае Арнольфини, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент. В 1861 году историк искусства У. Вил предположил, что на портрете изображен Джованни ди Арриджо Арнольфини (ум. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.
Между тем смысловой центр картины, на который направляют взгляд зрителя изображённые в перспективном сокращении окно и кровать— соединённые руки персонажей. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». 1434». ). Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь.
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. На женщине платье (т. н. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Художник подписывает свою работу не как автор, а как свидетель.
По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Сейчас считается, что на картине изображены двоюродный брат Джованни ди Арриджо— Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой имя которой неизвестно. Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени78.
Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком.
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Однако она по-городскому узка. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала.
Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев74. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини.
Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени.
В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла. Что и говорить, красота – страшная сила. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем). Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Это особенно заметно по одежде. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Важный смысловой элемент картины— зеркало на стене.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Это особенно заметно по одежде. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук59. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений.
Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене13. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Это особенно заметно по одежде. Многому Ян Ван Эйк научился у своего старшего брата Хуберта: они оба работали над созданием знаменитого «Гентского алтаря». Количество материи, которое надето на этой женщине, также соответствует господствовавшей в то время моде.
Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
В конце работы художник выполнил также и надпись. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Вместо— «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, стоит— «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434). Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде.
Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка.
Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»65, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь6667.
Джеймс Хей, полковник-лейтенант 16-го полка лёгких драгун, был участником битвы при Витории. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». Брови тонкие, похожие по форме, крупный нос со своеобразным вырезом ноздрей, рот красивого рисунка с узкой верхней и широкой нижней губами, совпадает цвет глаз. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»74.
Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). На женщине платье (т. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 215. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.
Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Это особенно заметно по одежде. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь.
Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек — Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина — это портрет самого художника и его жены Маргариты. Особое значение для полотна имеет подпись художника, она стоит не как обычно— внизу, а на хорошо видном месте между люстрой и зеркалом. Около 90 трофейных полотен легли в основу коллекции лондонского Эпсли-хауса, резиденции Веллингтона.
Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Высказывалась гипотеза, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году.
А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати.
При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. На картине изображена супружеская чета – Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его8. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.
Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете4.
Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений5. Однако он продолжал пользоваться авторитетом среди негоциантов и богатых ремесленников города Брюгге и даже часто приглашался в качестве третейского судьи для разрешения экономических споров. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)8384, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей84. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
Cама формулировка необычна. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать его. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»7252. поясняющая, что художник выступал в качестве свидетеля при этом старом нидерландском обычае обручения дома, не в церкви. На двойном портрете, созданном Санчесом Коэльо, где изображены дочери Филиппа, Изабелла и Каталина Микаэла, позы моделей повторяют позы персонажей ван Эйка.
Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Ян Ван Эйк – нидерландский художник. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Будучи текучим и прозрачным, оно сохнет значительно дольше темперы и позволяет наносить тончайшие новые слои краски на ещё не высохшую поверхность.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина.
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты— сам художник (фигура в синем)16. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот».
Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.