Справа: портрет Марии Андреевой, сделанный Репиным в 1905 году. Купить картину или постер "Портрет Леонида Андреева", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Случалось, что некоторые люди по многу раз обманывали его и так и этак.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). А ты. Многие.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Книппер – "до зарезу необходимая"». И тут неожиданно Желябужский получил назначение в Тифлис. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. И. Репин. Несмотря на то, что писатель сидит, чувствуется движение, энергия исходящая от картины.
«Роман с женатым не более греховен, чем замужество на родственнике», – говорила она имея в виду жену Саввы Тимофеевича, приходившуюся ему двоюродной племянницей. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов.
Я видел однажды в Тире осьминога, пойманного тамошними рыбаками и так испугался, что хотел бежать. История этого полиса, да и он сам до сих пор остаются камнем преткновения для историков. «Отношения Саввы Тимофеевича к Вам – исключительные, - писал Андреевой Станиславский. Там она и взяла себе сценический псевдоним Андреева.
После войны 1905 года в России появилась мода на парусные лодки, «яхты». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Белая стена уже не была белою теперь и не остался белым красный город на красной горе. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III.
В первую очередь на картине выделяется одежда человека. В его взгляде осуждение и тревога. Я думаю, что он теперь в восторге – ибо лучше того места и здоровей вряд ли он мог бы найти», - пишет Гавриил Никитич Горелов, бывший ученик профессора ИАХ Ильи Репина.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1905 году во время спектакля она сорвалась в люк под сценой и сильно ударилась. Они словно противопоставлены друг другу. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Он субсидировал Художественный театр лишь потому, что там блистала она. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В его глазах читается печаль, тоска. Когда Петр что-нибудь говорил, слова его звучали так твердо, как будто он прибивал их гвоздями.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Тифлисский театр искавший яркую актрису и стал для Марии началом артистической карьеры.
Тем более что после «кровавого воскресенья» Морозов отвернулся от большевиков, лишив их тем самым значительной материальной поддержки. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Перед нами портрет Леонида Андреева.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Красину и пришла в голову мысль ускорить получение денег по полису.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Вероятно, Андреева рассказала об этом своему другу Красину.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Писатель Андреев был известен, как человек дерзкий, неугомонный.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Андреевой киcти Ильи Ефимовича Репина. Настоящая роковая женщина. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Ревнивый муж с немалым трудом добился перевода в Москву. Он убил эту собаку, глубоко зарыл ее и даже заложил большим камнем, но кто знает. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. И громко захохотал, довольный своею шуткой. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Они были связаны с общим ходом развития искусства рубежа XIX – XX века.
Возможно этот факт повлиял на создание картины о пикнике под парусами. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. И. Репин. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Однако мало кто тогда знал, что Андреева по праву была и соучредителем театра. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Но и тут Иуда ему поверил, -- а он вдруг вернул украденное вельможе и опять обманул Иуду. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Переживала за оставленных в России детей, но оставить любимого человека не могла. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Л. Н. Толстого».
Мария Федоровна поехала вместе с ним. Автор намеренно использует алый цвет, чтобы передать душевное состояние портретируемого. -- обнял, облил, раздавил и высосал, ни разу не моргнувши огромными глазами. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Но знаете ли, до какого святотатства Вы доходите.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Но он в этот момент находился в тюрьме. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. А вот дальше есть предположение, что Л. Б. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Отношения обострились. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Но не послушал их советов Иисус, не коснулся его слуха их пророческий голос. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Как источник доходов. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Рассмотрим "ближний круг".
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: Портрет вам не понравился. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
И казалось, будто бы сохранил он в своей прозрачной глубине все то, что кричалось и пелось в эти дни людьми, животными и птицами, -- слезы, плач и веселую песню. Пропел петух, обиженно и громко, как днем, закричал где-то проснувшийся осел и неохотно, с перерывами умолк. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). 13 мая 1905 года в гостинице "Царский отель" каннской Ривьеры Савва Морозов застрелился. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Свои цели преследовал и другой директор – Немирович-Данченко. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. А Иуда все не спал и слушал, притаившись.
Отношения с мужем становились все прохладнее и Андреева оставалась в театре допоздна. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Но это было неверно. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. То, что Морозов тоже не свободен, не волновало Андрееву. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Портрет был исполнен летом 1905 года в Куоккале, где Репин жил постоянно с 1903 года в собственном имении, названном им «Пенаты».
Однако Горький вскоре устал и решил отдохнуть за рубежом. Произведения, написанные в это время, отличаются от его более ранних работ. И еще раз заходило солнце. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Современники называли портрет удачным и узнавали в нем скромного одухотворенного Третьякова — такого, каким он был в жизни.
Кроваво-красная рубаха – отражение его внутреннего мира. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову -- как раз такой, каким представляли его знающие. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он охотно катал своих гостей, вызывая восхищение не только у Юрия, но и у отца – Ильи Репина. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Слова Петра, видимо одобренные учителем, рассеяли тягостное состояние собравшихся. Бывал на каждой премьере. Почти весь столичный бомонд на лето перебирался на побережье Финского залива. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Помнишь, учитель, я рассказывал тебе об этом и ты тоже смеялся.
Морозов безвозмездно снабжал ее огромными суммами, не спрашивая, куда они идут. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Усадьба «Пенаты» в начале 20 века была своеобразным культурным центром Карельского перешейка, благодаря фигуре Ильи Ефимовича Репина и талантам Натальи Борисовны Нордман. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Именно к этому периоду и относится знаменитый портрет М. Ф.
Иуда, похож на осьминога -- только одною половиною. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Революция заслоняла все. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Зеленый и красный цвета заставляют друг друга звучать сильнее. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Красная рубаха, которая выглядит, как кровавое пятно на фоне зеленой травы. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Что это. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
М. Бунакову. Кто из мужчин не мечтал встретить такую. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Ведь после этих слов никто уже не посмеет пить из него», – пояснил он, дожевывая хрусталь. И все стихло в доме и вокруг него.
Он воплощал в себе мировой хаос. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Никто из учеников не заметил, когда впервые оказался около Христа этот рыжий и безобразный иудей, но уж давно неотступно шел он по ихнему пути, вмешивался в разговоры, оказывал маленькие услуги, кланялся, улыбался и заискивал. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Это произошло в 1904 году.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Но жизнь вдруг резко изменилась. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Оказалось, что все это время ее просто использовали.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Илья Репин возвышается над живописно расположившейся группой, как кормчий. Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Им вспомнились: огромные глаза, десятки жадных щупальцев, притворное спокойствие, -- и раз.
Музыку в этой семье любили и она всегда звучала в доме Репиных. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Постепенно к Иуде привыкли и перестали замечать его безобразие. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
И Иуда поверил ему, -- а он вдруг украл и обманул Иуду. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Уже почти все спали, когда Иуда услыхал тихий голос возвратившегося Христа.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В «Пенатах» Репин-старший в эти годы работал над очередной картиной из истории запорожского казачества – «Черноморская вольница» (1906-1918). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Внимание художника тяготит их. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Однако к семейной жизни она оказалась не готова.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). «Вы черт знает как великолепно играете», – сказал ей Горький после спектакля «Гедда Габлер», в котором она играла главную роль. На первый взгляд, они были совершено несовместимы.
Фома понимал это и снова упорно смотрел. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Даже в большом пруду «Пенатов» раскачивалась лодка. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Диагональная крестообразная композиция, сочетание контрастных и дополнительных цветов (красный и чёрный, красный и зелёный), поворот головы модели в три четверти создают внутреннюю динамику, эмоциональную напряжённость и глубокий психологизм в передаче образа портретируемого.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Глаза ясные и добрые.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Америка—Франция—Россия. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Сама она, полуживая, металась в бреду, умоляя, чтобы Горький был рядом. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Ребенка, которого она ждала от Горького, спасти не удалось. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
На сцене царила обворожительная Мария Андреева. Его основателями стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Так как встала полная луна, то многие пошли гулять.
В 1898 году открылся новый театр – Художественный. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Если бы Вы увидели себя со стороны в эту минуту, Вы бы согласились со мной». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Роман происходил на виду у всей Москвы. С писателем, чья слава вовсю гремела по России, Марию Федоровну познакомил Чехов.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Многие говорят, что именно он стал причиной преждевременной смерти Саввы Морозова. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Правда, на личную жизнь времени не оставалось, но и это ее устраивало. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». На одном из них Андреев в образе «морского волка» (1912, Государственная Тверская картинная галерея). Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. И. Репин. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Иуда.
Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Все побережье финского залива пестрело парусами. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В коллекции Омского музея находится одно полотно кисти Репина – портрет Леонида Андреева. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Цветкова.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. Существуют свидетельства, что Репин не только прекрасно пел, но и играл на гитаре. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Она ушла из жизни в 1931 году55.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Роковая женщина. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
на предъявителя, отдав полис мне». Этих слов она так и не простила Станиславскому. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Общение с прежними друзьями было только заочным. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Я согласен с вами — портрет неудачен». Третьяков»109. Станиславский стал отдавать первые роли Ольге Книппер. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Деньги по полису Андреева передала партии большевиков. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. – Это те отношения, ради которых ломают жизнь, приносят себя в жертву. Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19. Мужчины не давали прохода ей, по вечерам устраивая в театре овации.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Через 10 дней после этого композитор скончался. Отец и сын Репины напишут несколько портретов Леонида Андреева. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. молитву и проклятия и от этих стеклянных, застывших голосов был он такой тяжелый, тревожный, густо насыщенный незримой жизнью.
Вся центральная часть написана самим Репиным. Ранее он хранился в галерее известного коллекционера И. Е. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Но это впечатление обманчиво.