Понтормо этой фреской зафиксировал мгновение, вслед за которым начнет клониться к закату Высокое Возрождение (также и Боттичелли предчувствовал в своих картинах завершение Раннего Возрождения).
Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. Возраст изображенного подсказывает единственную возможную кандидатуру: Франческо, сына Герардо, относящегося к ветви Гварди дель Монте (существовали и другие ветви семейства), родившегося в 1514 году Ничего, кроме даты рождения, сохранившейся в документах благодаря тому, что на него было записано все имущество (немалое) Герардо, мы о Франческо ди Герардо Гварди дель Монте не знаем. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. В 1523 г., спасаясь от эпидемии чумы, Понтормо со своим учеником Бронзино бежал из Флоренции, найдя приют в картезианской обители в Галлуццо.
Жил преимущественно во Флоренции. хЮЙМУС Ч ПУОПЧОПН Ч НБУФЕТУЛПК бОДТЕБ ДЕМШ уБТФП (У 1512) – ЧНЕУФЕ У тПУУП жШПТЕОФЙОП, У ЛПФПТЩН УПФТХДОЙЮБМ Ч ТБООЙК РЕТЙПД. Главные работы: герб папы Льва X с двумя аллегорическими фигурами на фасаде флорентинской церкви Сантиссима Аннунциата (плохо сохранившаяся работа 1513— 1514 гг. ) «Богоматерь со святыми» (того же времени, теперь в той же церкви) фреска «Посещение Марией Елизаветы» (1514—1516, в той же церкви) «Вероника» (1515) — люнета во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла «Св. Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным.
Этот портрет находится ныне в Ареццо у наследников Джованн Антонио. В частности, Понтормо получил заказ написать герб Льва X на фасаде церкви Сантиссима Аннунциата (частично сохранился), расписал временную деревянную триумфальную арку и выполнил ряд других работ. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (15191521). В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок.
фам. рПИПТПОЕО рПОФПТНП ЧП жМПТЕОГЙЙ 2 СОЧБТС 1557. Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо.
Вкусив же от этого образа жизни в покое, молчании и одиночестве (а все это отвечало гению и природе Якопо), он решил по этому случаю постараться еще больше и, углубив свои познания в искусстве, показать миру, что он достиг еще большего совершенства и изменил свою манеру по сравнению с тем, что он делал раньше. У подножия парапета на земле справа сидят немолодой отдыхающий крестьянин с завязанной в узелок нехитрой поклажей и босоногий юноша в крестьянской одежде между ними — настороженная чем-то собака. Дело в том, что когда одному из аббатов Чертозы, обители, построенной семейством Аччайуоли в трех милях от Флоренции, пришлось заказывать фресковые росписи по углам прекраснейшего и обширнейшего двора, расположенного вокруг лужайки, ему посоветовали обратиться к Якопо. На той стене капеллы, где окно, написаны им фреской две фигуры, а именно с одной стороны от окна — Богородица, с другой — Ангел благовещения, но обе они настолько вывороченные, что становится понятным, что странная исступленность этих мозгов никогда и ни в чем, как я уже говорил, не находила себе удовлетворения.
Однако впечатление никак не совпало с этим мнением. Но если кто-нибудь захочет увидеть лучшее, что Якопо сделал за всю свою жизнь, чтобы понять всю силу его дарования и его мастерства, которые проявились в живости голов, в расстановке фигур, в разнообразии поз и в красоте замыслов, тот пусть посмотрит в этой комнате флорентинского дворянина Боргерини, в углу, по левую руку от входа, на очень большую, но мелкофигурную историю, в которой изображено, как Иосиф в Египте, словно царь или князь, принимает своего отца Иакова со всеми своими братьями и сыновьями Иакова, осыпая их невероятными ласками (24). Анны у ворот Сан Фриано и изображающем Богородицу с младенцем на руках, а за ней св.
рПОФПТНП ВЩМ ФБЛЦЕ ЧЩДБАЭЙНУС РПТФТЕФЙУФПН, ХНЕАЭЙН ПУФТП ПЮЕТФЙФШ ДХЫЕЧОХА ЦЙЪОШ УЧПЙИ НПДЕМЕК, РТЕДУФБЧМЕООЩИ ПВЩЮОП ЪБНЛОХФП-ПДЙОПЛЙНЙ ОБ ОЕРТПОЙГБЕНП ФЕНОПН ЖПОЕ (лПЪЙНП уФБТЫЙК, ЛПОЕГ 1510-И ЗПДПЧ, хЖЖЙГЙ аОПЫБ, 1525, НХЪЕК чЙММЩ зЧЙОЙДЦЙ, мХЛЛБ аОПЫБ У БМЕВБТДПК, НХЪЕК р. зЕФФЙ, нБМЙВХ, лБМЙЖПТОЙС Й ДТ. ). Сейчас подавляющее большинство исследователей приписывают эту версию молодому Бронзино. Первым его учителем был Леонардо да Винчи, а около 1512 года юноша становится помощником Андреа дель Сарто.
Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. Там и св. Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль.
Жил и работал во Флоренции и окрестностях с 1507 г. в конце 30-х гг. Добиться же этого ему было нетрудно он получал за это ежемесячно по восьми скудо от его превосходительства, которого он сразу же там и изобразил, притом молодым, каким он в то время был, а также его матушку синьору донну Марию (51). В числе рельефных фигур особых похвал заслужили фигуры четырех главных Добродетелей. Изображая же на другой стороне Помону и Диану вместе с другими богинями, он, пожалуй, чересчур уж плотно их задрапировал, хотя вся вещь в целом прекрасна и всячески расхваливалась (26). Августина и св. чП ЖТЕУЛБИ УП уФТБУФСНЙ иТЙУФПЧЩНЙ Ч ЮЕТФПЪЕ (ЛБТФЕЪЙБОУЛПН НПОБУФЩТЕ) чБМШ ДьНБ Ч зБМХГГП (1523-1527) ПЮЕЧЙДОП ЧМЙСОЙЕ уЕЧЕТОПЗП чПЪТПЦДЕОЙС (ЗТБЧАТ б. дАТЕТБ).
Михаил» и «Иоанн Евангелист») в приходской церкви местечка Понтормо фрески виллы Медичи в Поджо а Кайано (1519—1521, люнеты с аллегориями сельской жиизни) фрески «Страсти Христовы» во дворе Чертозы дель Галуццо (1522—1524) «Посещение Марией Елизаветы» (1528—1530) в приходской церкви (там же) алтарный образ «Положение во гроб» и фреска «Благовещение» (1526—1528) во флорентинской церкви Санта Феличита «Св., увезшему ее с собой в Испанию (54). Вещь эта, написанная Якопо в столь короткий срок, заслужила ему большие похвалы (12). Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 15281530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 15261528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. Так в его работе «Положении во гроб» (церковь «Санта Феличита», Флоренция), многие идеи и задумки автора реализуются им в полной силе. В следующем своем значительном произведении — «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом.
жил в Риме в свою очередь, оказал воздействие на многих живописцев, таких, как Бронзино (в портретах) и Россо и менее значительных, как Лапполи. В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит новая книга Аркадия Ипполитова – «Якопо Понтормо: художник извне и изнутри». тПДЙМУС Ч рПОФПТНП (фПУЛБОБ) 24 НБС 1494 Ч УЕНШЕ ЦЙЧПРЙУГБ в. лБТХЮЮЙ. Лучией, а с другой — двумя другими коленопреклоненными святыми, в полутондо же этой капеллы — Бога Отца, окруженного несколькими серафимами (13).
Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь дЭма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера. чУЕГЕМП НБОШЕТЙУФЙЮОЩ БМФБТОЩЕ ПВТБЪЩ 1520-И ЗПДПЧ (иТЙУФПУ Ч ьННБХУЕ, 1525, хЖЖЙГЙ, жМПТЕОГЙС нБДПООБ УП УЧСФЩН йПУЙЖПН Й йПБООПН лТЕУФЙФЕМЕН, ьТНЙФБЦ, уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗ чУФТЕЮБ нБТЙЙ Й еМЙЪБЧЕФЩ, ГЕТЛПЧШ уБО нЙЛЕМЕ, лБТНЙОШСФП, 1528-1530 Ч ПУПВЕООПУФЙ ЪОБНЕОЙФПЕ, УФТБООПЕ Й ОПЧПЕ РП НБОЕТЕ (чБЪБТЙ) рПМПЦЕОЙЕ ЧП ЗТПВ, 1526-1528, ГЕТЛПЧШ уБОФБ жЕМЙЮЙФБ, жМПТЕОГЙС) – У ЙИ ОЕТЧОЩНЙ ЛПМПТЙУФЙЮЕУЛЙНЙ Й УЧЕФПЧЩНЙ ЧУРМЕУЛБНЙ Й ЛПОФТБУФБНЙ, РПТПА ОБТПЮЙФП ЙТТЕБМШОЩН УПЮЕФБОЙЕН ОБФХТОПК УТЕДЩ У ХНПЪТЙФЕМШОПК УЙНЧПМЙЛПК (ФТЕХЗПМШОПЕ чУЕЧЙДСЭЕЕ пЛП Ч ьННБХУЕ), ФТЕРЕЭХЭЙНЙ МЙОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ЛБЛ ВЩ ДЕНБФЕТЙБМЙЪХАФ ЖЙЗХТЩ Й ДТБРЙТПЧЛЙ.
Эта эмоциональная насыщенность образов, типичная и для других ранних произведений Понтормо, сближает молодого мастера — при всей разнице в масштабе их дарований — с Микеланджело. Все эти три картины, которые предприимчивый каменщик некогда выманил из рук Якопо, находятся ныне в доме мессера Алессандро деи Медичи, сына названного Оттавиано (48). Лаврентия на жаровне, настолько прекрасного, что в нем уже проглядывали кое-какие признаки того превосходства, которого он со временем достиг, как о том будет сказано в своем месте (31). И это бесконечно понравилось Понтормо, который уже тогда видел, куда этому таланту суждено пробиться.
Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера).
Бенедикта и других святых, а на пределле написана им мелкофигурная история, на которой представлено шествие флорентинской Синьории в сопровождении трубачей, флейтистов, жезлоносцев, комедиантов, приставов и остальных служителей а изобразил он это потому, что об-раз был ему заказан капитаном и служащими Синьории (34). Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. То же самое мы ви-дим в образе, написанном им на дереве для монахинь св. 1996).
Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок). Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (1546—15).
Филиппа, которые бесконечно нравились Якопо, как, впрочем и все другие произведения Андреа, его манера и его рисунок (5). И вот, приложив все свои усилия, чтобы ему подражать, он вскоре достиг очевидных и удивительных успехов в рисунке и в колорите, что же касалось до сноровки, можно было подумать, что он уже долгие годы занимается этим искусством. Очевидно, горизонт картины должен находиться на уровне глаз зрителя и на зрителя она должна была производить очень сильное впечатление. «Вертумн и Помона»фреска, 461x990 см. Сюжет картины разворачивается на легком, ровном фоне.
Между тем Андреа ди Козимо закончил позолоту герба и все обрамление. А так как, не говоря о свойственной ему медлительности в работе, Якопо очень нравилось одиночество в Чертозе, он на эти росписи потратил несколько лет (28). Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо.
Он написал Мадонну, которую герцог подарил синьору дон. Однако наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах "Положении во гроб" для церкви Санта Феличита во Флоренции все новые художественные идеи, которые мы заметили во фреске Поджо-а-Кайяно, достигают своего полного развития. Каждый пастух имел четырех стремянных в обличье подпасков, одетых в более простые шкуры и несущих факелы из сухих коряг и сосновых сучьев, которые были очень хороши на вид.
Когда же Андреа в это время закончил образ Благовещения для церкви братьев ордена Сан Галло, ныне разрушенной, как о том уже говорилось в его жизнеописании, он поручил написать маслом пределлу этого образа Якопо, который изобразил на ней мертвого Христа с двумя ангелочками, освещающими его факелами и его оплакивающими, а по сторонам в двух тондо — двух пророков, которые были выполнены им с такой сноровкой, что кажутся написанными не юношей, а опытным мастером (6).
При этом Медичи обеспечивают сытую и даже жирную жизнь, да и возможна ли эмиграция. Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной. Канцона начиналась словами: «Летят года». Итак, первая вещь, сделанная Якопо в указанное время, было крохотное Благовещение, написанное им для одного приятеля, который был портным (3). Анну, св.
Действительно, хотя в этой росписи много хорошего, все пропорции фигур кажутся очень нескладными, а некоторые резкие их повороты и позы — лишенными меры и странными. Таков Портрет юноши (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто (с 1512) – вместе с Россо Фьорентино, с которым сотрудничал в ранний период.
Во-вторых, картина мало имеет общего с манерой Понтормо около 1540 года, но очень близка к Понтормо около 1530-го, когда герцогу было десять. Иоанна Евангелиста. Искусство Понтормо трагично. Для Боргини, Веттори и других флорентинцев, сочувствующих республике, но примирившихся с Медичи, аллюзии на политическую ситуацию во Флоренции «Мучения одиннадцати тысяч» были ясны, как день. Однако, оставляя это в стороне, вернемся к произведениям Понтормо.
«Мучение одиннадцати тысяч мучеников» раньше называли «Мучением святого Маврикия», теперь же – «Мучением святого Акакия». Предполагаемый портрет Карло Нерони очень эффектен, но принадлежность портрета кисти Понтормо и идентификация персонажа (основанная на том, что он одет в черный кафтан, в этом видят отсылку к фамилии Нерони) более чем сомнительны.
(Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера. ) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений. В сообщении Вазари, что написал «тут же портрет и самого Карла» содержится двусмысленность: непонятно, написал ли он портрет тут же в картине, около ангела или создал отдельный параллельно написанию картины.
Правда, однако, заключается в том, что, состарившись и изнурив себя писанием портретов изготовлением глиняных моделей и таким количеством работы над фресками, он довел себя до водянки, которая в конце концов и убила его в возрасте шестидесяти пяти лет (56). Медичийская пропаганда устами придворных историков раздула значение победы при Монтемурло, в сущности эпизодической, как одной из важнейших в истории Флоренции (впрочем, республиканцы делали то же самое – достаточно вспомнить микеланджеловскую Кашину). В отрочестве и юности Понтормо прошел школу у ряда выдающихся живописцев Высокого Возрождения, среди которых были Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто.
Понтормо получал от Козимо I весьма масштабные заказы — он выполнил в 1537—1543 годах большой цикл фресок на мифологические и аллегорические сюжеты в вилле Карреджи, в течение одиннадцати лет (1546—1557) расписывал колоссальный хор (алтарную часть) церкви Сан Лоренцо — фамильной церкви Медичи. Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 15461556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Но достаточно того, что портреты эти написаны рукой Понтормо (19). Но, так как портной умер еще до окончания картины, она осталась на руках у Якопо, состоявшего в то время при Мариотто, который ею хвастался и как редкостную вещь показывал ее каждому, кто попадал к нему в мастерскую.
Анна со святыми» (ок. мХЮЫЙЕ ЙЪ ЕЗП РПЪДОЙИ ЖТЕУПЛ (Ч ЮБУФОПУФЙ, ИПТБ ГЕТЛЧЙ уБО мПТЕОГП, 1546-1556) ОЕ УПИТБОЙМЙУШ Й ЙЪЧЕУФОЩ МЙЫШ РП РПДЗПФПЧЙФЕМШОЩН ТЙУХОЛБН. В 1535 г. он поступил на службу к Медичи. Порой он был готов разрушить свои готовые прекрасные работы, стремясь улучшить созданное.
Художник выполнил здесь только одну фреску — украсившую один из люнетов композицию «Вертумн и Помона» (Аллегория Осени, 1520—1521, Флоренция, Поджо а Кайяно, вилла Медичи). А после этого для мессера Горо из Пистойи, тогдашнего секретаря дома Медичи, он написал на холсте поистине похвальный поколенный портрет Козимо Старшего деи Медичи, находящийся ныне в доме мессера Оттавиано деи Медичи и принадлежащий его сыну мессеру Алессандро, юноше, который помимо благородства и чистоты крови отличается благочестивейшими нравами и ученостью и является достойным сыном великолепного Оттавиано и госпожи Франчески, дочери Якопо Сальвиати и с материнской стороны тетки синьора герцога Козимо. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10. 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция). В самом деле, художников многое объединяет: оба учились у Андреа дель Сарто (Понтормо — безусловно, а Россо — более чем вероятно) оба в своей работе обращались к другим великим образцам (при этом не копируя их слепо) — картону Битва при Кашине Микеланджело, к шедеdрам Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, Якопо и Андреа Сансовино, Мазаччо и Донателло. Группа близких, поддерживающих тело Христа, превращенная в единое целое переплетением змеевидных линий, как бы парит на темном фоне написанные очень светлыми красками, почти без теней фигуры кажутся почти бестелесными, лишенными земной тяжести и живого тепла. Но и эта девица, не успев выйти замуж, последовала за остальными своими близкими и умерла в 1512 году.
Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера. Понтормо и Россо Фьорентино родились почти одновременно, с разницей в три месяца, беспокойной весной 1494 года. После 1530 года Понтормо остается чуждым складывающейся придворной культуре в уединении своей мастерской, окруженный непониманием современников, он продолжает одинокие поиски. Для монастырской же гостиницы он, нисколько не напрягая и не насилуя своей натуры, написал маслом на большом холсте и в натуральную величину Христа, сидящего за столом вместе с Клеофой и Лукой (30), а так как он в этой вещи следовал исключительно своему гению, она и получилась у него поистине чудесной, в особенности же потому, что среди прислужников при этой трапезе он написал портреты некоторых послушников, которых знавал и я из числа тамошних монахов и портреты эти таковы, что по своей непосредственности более живых и быть не может. И вот, после того как он ее по-своему дописал, так что никто из друзей ни в чем не смог ему посоветовать, роспись эта была наконец раскрыта и показана, повергнув в изумление всю Флоренцию. Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких.
Иоанн Евангелист, с другой — св. Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521). мЙЮОЩК УФЙМШ рПОФПТНП, У ЕЗП ХФПОЮЕООП-ЗТБГЙПЪОЩН ТЙУХОЛПН Й РТПИМБДОЩН ЛПМПТЙФПН, СТЛП РТПУФХРБЕФ Ч РБУФПТБМШОП-БММЕЗПТЙЮЕУЛЙИ ТПУРЙУСИ ЧЙММЩ нЕДЙЮЙ Ч рПДЦП-Б-лБКБОП (1519-1521).
В конце концов, желая соблазнить нимфу, Вертумн превращается в прекрасного юношу. Во главе второго шествия, шедшего под девизом и знаменем «Пня», значился синьор Лоренцо, сын Пьеро деи Медичи, чьей эмблемой был пень, вернее, сухой ствол лаврового дерева, на котором снова зеленеют листы, давая этим понять, что имя его деда всегда свежо и всегда обновляется. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата.
Я всегда считал, что после этого произведения, а не до него, были им для Бартоломео Ланфредини, на берегу Арно между мостами Санта Тринита и Ла Каррайа, в одном коридоре над дверью, написаны фреской два красивейших путта, поддерживающих изображение какого-то герба (18), однако после того как Бронзино, которому, надо полагать, хорошо известна правда об этих вещах, утверждает, что это одна из первых вещей, написанных Якопо, нельзя не верить, что дело обстоит именно так и тем более следует хвалить за это Понтормо, так как эти путты настолько прекрасны, что их ни с чем не сравнишь и так как они были чуть ли не первым его произведением. Маврикия» того же времени в галереях Питти и в Уффици (вариант). Иоанна Крестителя и два других обнаженных младенца, поддерживающих балдахин.
Картина прекрасна, но по сравнению с «Мучением одиннадцати тысяч» из Галереи Палатина она кажется вторичной и фрагментарной. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516 церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти.
1527—1528) в Лувре «Мадонна с младенцем и св. Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. Иоанном» того же времени — в Уффици «Мученичество св.
В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены.
местах. И вот, после того как Якопо довел эту картину до совершенства, она была признана благодаря величию рисунка Микеланджело и благодаря колориту Понтормо произведением из ряда вон выходящим неудивительно вот таким образом, что, увидев ее, синьор Алессандро Вителли, который в то время был во Флоренции начальником наемной гвардии, заказал Якопо также и для себя картину с этого же картона, которую он послал в Читта ди Кастелло и приказал повесить в принадлежащем ему там доме (44). Вся работа оказалась законченной в кратчайший срок к великому удовлетворению синьора герцога, который собирался заказать роспись также и второй лоджии, но не успел это-го сделать, так как работа в первой лоджии была сдана 13 декабря 1536 года, а уже 6 января следующего года светлейший герцог был убит своим родственником Лоренцино эта и другие работы остались незавершенными (49).
Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо.
В это время один из двух молодых людей, состоявших при Якопо, а именно Джованмария Пики из Борго Сан Сеполькро, который был у него на очень хорошем счету, сделался впоследствии сервитским монахом и выполнил кое-какие вещи в Борго, а также в приходской церкви Сан Стефано, — так вот он-то, говорю я, еще в бытность свою в мастерской Якопо написал для посылки в Борго к себе на родину на большом холсте обнаженного и замученного св. Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7 и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12. Вернемся, однако, к его текущим работам. Августин в епископском облачении, который, левой рукой опершись на посох, пребывает в состоянии поистине скорбном, погрузившись в созерцание смерти Искупителя (21).
В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 15291530, галерея Питти, Флоренция). «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» – это мост, перекинутый от «Битвы при Ангиари» и «Битвы при Кашине» к «Третьему мая 1808 года в Мадриде» Гойи, «Свободе на баррикадах» Делакруа, «Гернике» Пикассо и политически актуальному искусству Нового времени со всеми его достоинствами и недостатками. Иоанна Евангелиста, св. вМЕУФСЭЙК ТЙУПЧБМШЭЙЛ, рПОФПТНП ПУФБЧЙМ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ ЗТБЖЙЮЕУЛПЕ ОБУМЕДЙЕ.
В изобразительном искусстве это первым осознал Понтормо, явившийся основателем так называемого маньеристического или антиклассического направления. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера». Когда же немного спустя Мариотто, покинув Флоренцию, отправился в Витербо, чтобы дописать алтарный образ, который в этом городе был начат фра Бартоломео (4), Якопо, который был молод, угрюм и одинок, остался без учителя и примкнул по собственному почину к Андреа дель Сарто как раз в то время, когда Андреа закончил во дворе монастыря сервитов истории св. Якопо Каруччи (Понтормо ди Эмполи близ Флоренции 1494 – Флоренция 1557), прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника.
Другие работы: «Распятие» в Берлине фреска из больницы Сан Маттео во флорентинской Академии «Мадонны» во флорентинских палаццо Корсини и Каппони и в Уффици «Рождество Иоанна Крестителя» в Мрфици и флорентинском палаццо Даванцати «Св. Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника. Это оно не оставляет места для личного, для внимания к индивидуальному человеческому переживанию оно лишает фигуры почвы под ногами, заставляет их парить в изломанных позах и придает жуткий мертвенный оттенок сиянию красок.
Что делать художникам. Однако в последние годы жизни он взял к себе, как бы на воспитание, Баттисту Нальдини, юношу хорошей души, принявшего на себя те малые заботы о жизни Якопо, которые тот сам согласился от него получать и сделавшего под руководством Якопо немалые успехи в искусстве рисунка, успехи такие, что от него можно ожидать наилучших достижений (58). В следующем, 1513 году один из сыновей Лоренцо Великолепного — Джованни Медичи — был избран на папский престол под именем Льва X. Оба события были отмечены во Флоренции пышными празднествами, шествиями и рядом заказов для художников. Аллегория Осени — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо. Варфоломея высотой в два локтя. Возможно, однако, как говорил Бронзино, вспоминая слова самого Якопо Понтормо, что в работе над этой пределлой участвовал также и Россо.
Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса. Квинтина. Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. На портрете Ипполито он рядом с ним изобразил и самую любимую собаку этого синьора, которую звали Родон и сделал это настолько точно и натурально, что она кажется совсем живой (35).
На одном из этих картонов, большая часть которых ныне находится в доме у Лодовико Каппони изображен Геркулес, душащий Антея, на другом — Венера и Адонис, а еще на одном листе — история изображающая, как обнаженные фигуры играют в мяч (42). И вот Якопо, пригласив Бронзино, дал ему написать по одной фигуре под пятью пятами свода, а именно Фортуну, Правосудие, Победу, Мир и Славу, под последней же пятой (а было их всего шесть) Якопо собственноручно написал Любовь. Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру». Правда, после этого она, уж не знаю почему, оставалась в руках Понтормо. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».
На этом образе изображен Христос, усопший и снятый со креста, которого опускают во гроб. рЕТЧПЕ ЕЗП ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ, ЖТЕУЛЙ Ч ГЕТЛЧЙ уБОФЙУУЙНБ бООХОГЙБФБ ЧП жМПТЕОГЙЙ (1514-1516), ТЕЫЕОЩ ЕЭЕ Ч ЗБТНПОЙЮЕУЛЙ-РМБЧОПК НБОЕТЕ уБТФП, ИПФС Й ВПМЕЕ ЬНПГЙПОБМШОЩ.
Разница в том, что казнь легиона, перешедшего под руководством Маврикия в христианство, произошла в Галлии при императоре Диоклетиане, а казнь легиона Акакия – на горе Арарат при его соправителе Максимиане (в других источниках – при Адриане или Антонине Пие). Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией. Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Это же обозначал и сухой пень, выпускающий новые листья, хотя некоторые и говорили, что вся эта история с пнем была лишь намеком на Лоренцо деи Медичи., сторонником республики и открытым врагом Медичи. Фигуры апостолов, превращенных Понтормо в простолюдинов с грубыми обнаженными ногами и монахов-заказчиков, простонародные набожные лица которых выступают из мрака на заднем плане, вылеплены контрастами светотени с такой пластической осязаемостью и суровой правдивостью, что непосредственно предвосхищают картины Караваджо.
По этой истории можно судить о том, каково было качество и совершенство остальных произведений и фигур (11). Михаилом Архангелом и св. Помимо той пользы, которую он извлек из того, что им было сделано во время этих празднеств, Понтормо получил за это столько похвал, сколько, пожалуй, лишь немногие из его сверстников когда-либо получали в этом городе. Когда же после этого Франческо Пуччи, если только память мне не изменяет, заказал ему образ для сооруженной им капеллы в церкви Сан Микеле Бисдомини на Виа деСерви, Якопо довел эту вещь в такой прекрасной манере и в таком живом колорите, что кажется невозможным этому поверить (17).
Иоанн Евангелист — прекраснейший старец, а также коленопреклоненный св. Затем в один прекрасный день пригласил своего учителя Андреа дель Сарто на них взглянуть. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Антоний» в Мрфици «Изгнание из рая» (там же) «Венера с амуром» (по рисунку Микеланджело) во флорентинской Академии «Иосиф в Египте» в Лондонской Национальной галерее «Иосиф открывается братьям» и «Продажа Иосифа» — в английском собрании Десборо портреты в галереях Амьена, Амстердама, Балтиморы, Бергамо, Берлина, Вены, Вашингтона, Генуи, Готы, Кембриджа (США), Лукки, Милана, Парижа, Рима, Турина, Фаладельфии, Флоренции, Франкфурта-на-Майне рисунки в Париже (Лувре), Флоренции (Уффици и палаццо Корсини), Вене, Стокгольме и др. Как бы то ни было, но в комнату, где он спал и иногда и работал, он поднимался по стремянке, которую, войдя в комнату, втаскивал к себе на блоках, с тем чтобы никто не мог к нему проникнуть без его ведома и согласия. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.
Имя Понтормо – является вымышленным, настоящее имя автора Якопо Каруччи, родом он из Понторно, откуда и пошло его прозвище. Далее, он еще при жизни Бартоломео Джинори (20) сделал для будущих его похорон гирлянду из флажков, как это принято у флорентинцев и на верхней части каждого флажка написал на белой тафте Богоматерь с младенцем на руках, а под ней на цветной оборке, как полагается, — герб семейства. На рубеже 10—20-х годов 16 столетия Понтормо в поисках большей жизненной непосредственности обращается, подобно некоторым мастерам венецианской террафермы, к искусству северного Возрождения и Дюреру. Согласно новейшей интерпретации сюжета фрески (Фальчани. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528 – 1530.
Понтормо Якопо (Pontormo Jacopo) (1494-1557) Итальянский художник и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма. Яков, которого можно видеть рядом с остальными.
Вопрос о том, кто стал прообразом одинокого героя, которого до сих пор предпочитают именовать обобщенно символически, LAlabardiere, юный республиканец или юный герцог, окончательно не решен, но очевидно, что портрет изображает не триумф, а жертвенную самоотверженность и что по настроению он очень близок к «Мучению одиннадцати тысяч». ч РПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ ЧЕМ ЧУЕ ВПМЕЕ ПФЫЕМШОЙЮЕУЛЙК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, ХЕДЙОССУШ Ч УЧПЕК НБУФЕТУЛПК. С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из книги – историю двух картин Якопо Понтормо: «Мучения одиннадцати тысяч мучеников» и LAlabardiere, связанных, как показывает автор исследования, с ключевым политическим событием – подавлением флорентийской республики и установлением тирании Медичи. Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично – за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом». В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано).
Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Вазари указывает, что картина была написана для Карло Нерони.
Во-первых изображенный ни капли на Козимо не похож. На первой колеснице отчетливо было написано: «Еrimus», на второй — «Sumus», на третьей — «Fuimus», то есть «мы будем», «мы есть», «мы были». Иосифу, который смеется с такой живостью и непосредственностью, что поражаешься. В очередной раз молодой художник поражает силой своего таланта : сегодня, спустя почти 5 веков, эту работу ставят в один ряд с римскими фресками Микеланджело и Рафаэля. Другую картину, подобную вышеназванной, он написал для Карло Нерони изобразив только сражение мучеников и ангела, который их крестит и тут же и портрет самого Карла (39).
Женщина эта, заступаясь перед мужем за Христа, созерцает его лик с жалостливым удивлением. А так как работа у тебя всегда будет, прибереги эти рисунки для другого случая».
ЖБНЙМЙС лБТХЮЮЙ) (1494-1557), ЙФБМШСОУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, ПДЙО ЙЪ ПУОПЧПРПМПЦОЙЛПЧ НБОШЕТЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБРТБЧМЕОЙС Ч ЙУЛХУУФЧЕ чПЪТПЦДЕОЙС. 1515-1518 ЮБУФШ ЕЗП ИТБОЙФУС Ч МПОДПОУЛПК оБГЙПОБМШОПК ЗБМЕТЕЕ) РПМПО ФТЕЧПЦОП-УНСФЕООЩИ ЖЙЗХТ. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. Впоследствии с этого маленького холста, находящегося ныне в гардеробной герцога Козимо, он сделал копию на болыиом полотне изобразив этого герцога, рисующего с карандашом в руке женскую голову (47). Со временем же герцог Алессандро подарил этот большой портрет синьоре Таддее Малеспине, сестре маркизы ди Масса. Вот таким образом братья сервиты, желая со своей стороны как-нибудь проявить свою приверженность и преданность по отношению к этому роду и к этому первосвященнику, заказали каменный герб папы Льва, чтобы поместить его на средней арке портика церкви Нунциаты, что на площади и тут же распорядились, чтобы художник Андреа ди Козимо его позолотил и украсил гротесками, превосходным мастером которых он был, а также эмблемами дома Медичи, а кроме того, чтобы по обе стороны герба были изображены олицетворения Веры и Любви (8).
Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528—1530. В дальнейшем влияние гравюр Дюрера (20-е годы) и фресок Микеланджело (30-е годы) о самой поздней манере можно судить по наброскам и рисункам к несохранившимся росписям хора флорентинской церкви Сан Лоренцо. Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. И вот, получив этот картон, Якопо, как об этом будет сказано ниже, не спеша довел свою картину до совершенства и притом так, как об этом знает весь мир и без моих похвал (45). Сразу над парапетом видно небо.
Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких. В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (1528—1530 Карминьяно) — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма.
Умер Понтормо во Флоренции 2 января 1557. И вот Якопо, принявшись за это дело и работая не только из жажды славы и почестей, но и для заработка, написал Посещение Богоматери Елизаветой в манере несколько более воздушной и живой, чем он до этого обычно делал, что бесконечно повысило качество этой вещи, помимо прочих бесконечных ее красот (16). Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Возникает ощущение, что порой живописца больше затрагивал сам процесс творчества, чем результат работы, больше был интересен поиск новых решений.
Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (15141516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства.
Заметив это, Якопо очень рассердился, но не показал виду и стал вместо этого еще более тщательно все закупоривать (хотя некоторые и утверждают, что он всячески преследовал этих молодых людей и пытался с ними расправиться). Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 – 1512). Этого и не случилось бы, находись в этих краях Бронзино, который в это время работал в вилле Империале, поместье герцога Урбинского, неподалеку от Пезаро (41). Михаила Архангела и св. Понтормо Якопо (Pontormo) наст.
Сначала он был портретом неизвестного, потом его определили как портрет восемнадцатилетнего Козимо I Медичи изображенного после победы в битве при Монтемурло, случившейся в 1537 году. Столь же прекрасны мальчик изображающий св. А так как после вышеназванных произведений Якопо написал с натуры на холсте портрет Америго Антинори, юноши, пользовавшегося в то время большим успехом во Флоренции (46) и так как все в один голос хвалили этот портрет, герцог Алессандро дал понять Якопо, что ему хочется получить от него свой портрет на большом холсте и тот для начала изобразил его на холсте размером в лист бумаги, причем столь тщательно и искусно, что даже работы миниатюристов ничего общего с ним не имеют ибо помимо величайшего сходства в этом портрете наличествует все то, что только можно потребовать от живописного произведения из ряда вон выходящего. семейство со святыми» (1518) во флорентинской церкви Сан Микеле Висдомини «Поклонение волхвов» того же времени в галерее Питти две фрески того же времени («Св.
Между тем синьор Альфонсо Давалос, маркиз дель Гуасто, получив от Микеланджело Буонарроти через посредство брата Никколо делла Манья картон с изображением Христа, являющегося Магдалине в саду, сделал все возможное, добиваясь от Понтормо, чтобы тот по этому картону написал для него картину, посколько Буонарроти говорил ему, что никто лучше Понтормо не сможет ему в этом деле угодить (43). пДОБЛП БМФБТОЩК ГЙЛМ У ЙУФПТЙЕК йПУЙЖБ Ч еЗЙРФЕ (ПЛ. Собственно, такое сильное впечатление она произвела и на меня в Уффици.
Многие исследователи сейчас связывают упоминаемый Вазари портрет с картиной, находящейся в Музее Поля Гетти в Малибу. Увидев этот триумф, синьор Лоренцо, предводитель сообщества Пень, который хотел его превзойти, все поручил Якопо Нарди, знатному и ученейшему дворянину (которому за то, чем он стал впоследствии, его родина Флоренция бесконечно обязана (10), а Якопо, дабы удвоить число колесниц, сооруженных «Алмазом», устроил их целых шесть.
Вазари имени мученика не указывает, но императора именует Диоклетианом при этом установившееся с XVI века название «Мучение одиннадцати тысяч» соотносится с числом соратников именно Акакия – у Маврикия их количество не было определено и вообще Маврикия часто изображали негром на основании того, что он происходил из Египта. Когда же вскоре синьор герцог Козимо был возведен на престол и события в Монтемурло счастливо миновали (50), тотчас же, как уже говорилось в жизнеописании Триболо, приступили к строительству замка и его светлейшее превосходительство, дабы угодить своей матушке синьоре донне Марии приказал, чтобы Якопо расписал первую лоджию по левую руку от входа в палаты замка. Творчество двух мастеров составило единую главу итальянского искусства XVI века. Якопо Каруччи (1494 – 1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо, – одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века.
Вазари не пускается в подробности именно потому, что само упоминание семейства Гварди не лояльно по отношению к Медичи и является очередным свидетельством политических симпатий Понтормо. Даже когда кончилась чума и когда он переехал во Флорен-цию, он тем не менее не переставал часто бывать в тех местах и постоянно разъезжал туда и обратно между Чертозой и городом и продолжал в том же духе, всячески ублажая тамошнюю братию.
Один из этих триумфов назывался «Алмазом» и возглавлялся синьором Джулиано деи Медичи, который и выдумал это название, поскольку алмаз служил эмблемой Лоренцо Старшего, его отца. Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (15231527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера). И тогда, построив перегородку, замкнувшую эту капеллу на целых три года, Якопо приступил к работе (32).
Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне.
Итак, Якопо столько раз писал Бронзино и так этого добивался, что в конце концов вынудил его вернуться тем не менее этого человека так и не удалось заставить сделать для этой росписи что-нибудь кроме картонов, сколько его герцог Алессандро об этом ни просил. В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. В какой-то степени такое заключение основывается на том, что рисунки сохранились в большем количестве сравнительно с живописными произведениями и на особенной свободе проявления в рисунке фантазии и экспериментального духа его искусства. Равным образом написал он во время осады Флоренции портрет Франческо Гварди в солдатской одежде — прекраснейшую вещь, а на створке, которой закрывалась эта картина, Бронзино написал Пигмалиона, молящего Венеру о том, чтобы она, вдохнув душу в свое изваяние, его оживила и даровала ему (как она это сделала согласно басне, сочиненной поэтами) и плоть и кости (40). Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью.
Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ).
Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. Но после смерти отца в 1499 году, матери в 1504-м и деда в 1506-м он остался на руках у бабки, моны Бриджиды, которая, продержав его несколько лет в Понтормо и научив его читать и писать, а также началам латинской грамматики, наконец, когда ему исполнилось тринадцать лет, отвезла его во Флоренцию и приписала к Опекунскому совету с тем, чтобы этот магистрат, как полагается, охранял и берег его небольшое состояние. Франциск — как живой. цЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ЧП жМПТЕОГЙЙ.
В это произведение Якопо вложил много знаний и усердия и оно получилось у него разнообразным, прекрасным и в высшей степени достойным всяких похвал как в отношении голов, так и всего остального. Вслед за Вазари, воспринявшим картину очень формально, современное искусствоведение трактует «Мучение одиннадцати тысяч» как шаг к пустоватой маньеристичной виртуозности. Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе.
С торцовой стороны сада и виноградника братьев ордена св. Изысканно прост главный мотив этой композиции, заполняющей поверхность люнета, прорезанную в центре большим круглым окном. Не менее прекрасен и св. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06. На этом написанном на дереве образе сидящая Богоматерь протягивает младенца Христа св. Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б. Каруччи. Вертумн, бог времен года (возможно, этрусского происхождения), принимает обличие старухи, чтобы проникнуть в запретный сад, где обитает пленившая его нимфа Помона, покровительница садов и деревьев.
Примерно в это же время Джованмария Бенинтенди, который украсил одну из своих проходных комнат множеством картин, написанных разными опытными мастерами и которого после того, что Якопо Понтормо сделал для Боргерини, подзадоривали бесконечные восхваления, раздававшиеся в пользу этого художника, заказал ему для себя картину с изображением По-клонения волхвов, посетивших Христа в Вифлееме (25). Ситуация, схожая с сегодняшней. Якопо Понтормо одному выпало на долю расписать все три колесницы, на которых он в ряде историй, написанных светотенью изобразил многие превращения богов в разные формы все это ныне находится в руках отличнейшего золотых дел мастера Пьетро Паоло Галеотти (9).
Климента на Виа ди Сан Галло. Если бы эта история была написана (хотя она и небольшая) в должном размере, либо на больщой доске, либо на стене, я осмелился бы утверждать, что не увидишь другой картины, в которой было бы столько же грации, совершенства и добросовестности, сколько Якопо вложил в исполнение этой истории, почему все художники и считают ее самым пре-красным живописным произведением, когда-либо созданным Понтормо и неудивительно, что Боргерини ценил ее так, как он ее ценил, как неудивительно и то, что влиятельные люди уговаривали его продать ее с тем, чтобы они могли ее подарить самым великим синьорам и государям.
В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521). И вот, после того как он обсудил это дело с мессером Никколо Веспуччи, рыцарем родосского ордена, своим ближайшим другом, рыцарь, который со своей стороны был другом Якопо и которому были хорошо известны способности и мастерство этого талантливого человека, добился того, что Лодовико поручил эту работу Понтормо. Прародители или, попросту говоря, предки Бартоломео ди Якопо ди Мартино, отца Якопо из Понтормо, жизнеописание которого мы сейчас пишем, происходили, как зтверждают некоторые из Анчизы (1), местечка в верхнем Вальдарно, весьма прославившегося тем, что оно было родиной также и прародителей мессера Франческо Петрарки. Карруччи (Carrucci) (1494-1557).
Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано).
Кроме того, для кельи настоятеля он написал на холсте картину Рождества Христова изобразив на ней, как Иосиф во мраке этой ночи освещает младенца Христа фонарем, а изобразил он это так потому, что он все еще оставался в плену тех выдумок и фантазий, которые ему внушали немецкие эстампы (29). Однако первые два картона, которые сделал Якопо и из которых один изображал, как Иаков узнает о смерти Иосифа и видит его окровавленные одежды, а другой бегство Иосифа, оставляющего свой плащ в руках жены Пентефрия, не понравились ни самому герцогу, ни тем мастерам, которым надлежало их выткать, так как им показалось, что из таких странных рисунков едва ли что-нибудь получится в вытканных коврах, когда они будут готовы, после чего Якопо никаких картонов больше уж не делал (53). После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены).
Если же ты будешь продолжать вести себя так же нахально, ты об этом пожалеешь: я тебе покажу, как люди вроде тебя обязаны уважать дом дворянина». У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. А Микеланджело Буонарроти, увидав однажды эту вещь и принимая во внимание, что ее сделал девятнадцатилетний юноша, сказал: «Судя по тому, что я вижу, этот юнец, если только он выживет и будет продолжать в том же духе, вознесет искусство до небес».
Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Каруччи Якопо, прозванный Понтормо (1494—1556), — последний крупный художник флорентинского Ренессанса, родом из местечка Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи (работы которого неизвестны) учился у Леонардо да Винчи, Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо (короткое время), фра Бартоломео и, наконец, в 1512 г. у Андреа дель Сарто, с которым работал совместно и который оказал наибольшее влияние на ранний период его творчества. И вот от этого-то Бартоломео в 1493 году и родился Якопо (2). По значительности и загадочности LAlabardiere вполне сопоставим с образом Бамбергского всадника, амплитуда колебаний в идентификации которого также невероятно обширна – от императора Фридриха II Штауфена до «сидящего на белом коне» из Апокалипсиса, чье имя Верный и Истинный.
В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе. Желая во что бы то ни стало щедро вознаградить талант Якопо за все эти работы, герцог через своего слугу Никколо да Монтагуто велел сказать ему, что он может потребовать все, что только захочет и наверняка это получит.
Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера. Он поручил, то ли по собственному соизволению, то ли (как говорили) по совету своего дворецкого, мессера Пьерфранческо Риччи, эту работу Якопо, который весьма обрадовался этой оказанной ему милости ибо, хотя размеры заказа заставляли его, человека возраста уже весьма преклонного, над этим призадуматься и, пожалуй, даже пугали его, он, с другой стороны, отдавал себе отчет в том, насколько размах столь обширной работы открывал перед ним широкое поле деятельности, дающее ему возможность показать свое умение и свой талант (55).
рПОФПТНП сЛПРП ДБ (Pontormo, Iacopo da) (ОБУФ. Когда же после этого синьор герцог выписал во Флоренцию мастера Джованни Россо и мастера Никколо Фламандца (52), отличнейших мастеров шпалеры, чтобы флорентинцы занялись и овладели этим искусством, он приказал выткать из золота и шелка ковры на сумму в пятьдесят тысяч скудо для Залы Двухсот и заказать Якопо и Бронзино картоны с историями из жизни Иосифа. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици).
Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного. В частности, он на двух ларях собственноручно написал несколько поистине прекраснейших мелкофигурных историй из деяний Иосифа (23). Наверху же за пригорком стоят Богоматерь и Мария, в слезах ожидающие Христа, который на самой середине картины упал, окруженный толпой истязающих его иудеев, в то время как Вероника подносит ему плат, сопровождаемая престарелыми и молодыми женщинами, рыдающими при виде тех мук, каким подвергается Спаситель. Рядом с этой историей другая, в которой иудеи приводят Христа к Пилату и где он написал Спасителя, сообщив ему все то смирение, каковым, как это можно себе представить, действительно обладала сама невинность, преданная злыми людьми, а в образе жены Пилата передал жалость и страх, которые испытывают перед самими собою те, кто боится божьего суда.
ч ЬФПФ РЕТЙПД ИХДПЦОЙЛ ЧЩРПМОЙМ Й ОЕУЛПМШЛП ЛПНРПЪЙГЙК РП ЛБТФПОБН нЙЛЕМБОДЦЕМП (Л ЮЙУМХ ЬФЙИ ВПМШЫЕК ЮБУФША ОЕ УПИТБОЙЧЫЙИУС ТБВПФ ПФОПУЙФУС чЕОЕТБ Й лХРЙДПО, ЗБМЕТЕС бЛБДЕНЙЙ, жМПТЕОГЙС) ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЧЕМЙЛПЗП НБУФЕТБ УЛБЪБМПУШ Й Ч УБНПУФПСФЕМШОЩИ ЧЕЭБИ рПОФПТНП (10 000 НХЮЕОЙЛПЧ ЙМЙ нХЮЕОЙЮЕУФЧП УЧСФПЗП нБЧТЙЛЙС Й ЕЗП ЧПЙОПЧ, 1529-1530, ЗБМЕТЕС рЙФФЙ, жМПТЕОГЙС). Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Вот таким образом он потратил на это много усилий, так что ему в конце концов удалось получить от Якопо великолепнейшую написанную на холсте картину с Воскрешением Лазаря, одну из самых лучших когда-либо им написанных и когда-либо посланных Джовамбаттистой (а послал он их бесчисленное множество) названному Франциску, королю Франции (37). Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530 в особенности знаменитое, странное и новое по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. Для сестер приюта Инноченти он написал на холсте размером в полтора локтя и с бесчисленным множеством фигур историю одиннадцати тысяч мучеников, приговоренных к смерти и распятых в лесу по приказу Диоклетиана (38).
Между тем, после того как верховным первосвященником был избран кардинал Джованни деи Медичи под именем Льва X (7), друзья и приверженцы этого дома стали изготовлять по всей Флоренции множество гербов этого первосвященника из камня из мрамора, на холсте и фреской. Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино. Избавленные от тяжелой роли ренессансного. Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици). И в то же время Понтормо принадлежит к тем представителям итальянской интеллигенции, которые необычайно остро ощутили драматическую сложность коллизий современной им действительности. Сегодня исследователи стараются трактовать слова Вазари как сообщение о самостоятельном портрете (тем более, что фигурки в картине столь мелки, что там никакого Нерони не разглядишь) и пытаются связать с ним портрет из частной английской коллекции, недавно с помпой выставленный в Лондонской Национальной галерее. Понтормо написал сцену, лишенную всякой повествовательности.
И вот, взявшись за это дело, Якопо изобразил там Бога Отца со многими путтами и Веронику, запечатлевшую на плате изображение Иисуса Христа. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. Петра, св. В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Ведь, как говорят и добрый Гомер нет-нет да и вздремнет и того не может быть, чтобы во всех творениях Якопо (сколько бы он природы ни насиловал) не оказалось бы чего-нибудь хорошего и похвального.