Понтормо оказал большое влияние на современных ему флорентийских художников, в частности, на самого талантливого из своих учеников — Аньоло Бронзино. Ипполитов А. Якопо да Понтормо: Художник извне и изнутри. Якопо Понтормо – очень близкий мне по духу художник. Понтормо являлся одним из любимейших художников Медичи и Микеланджело. Понтормо — ученик Андреа дель Сарто, однако дель Сарто более «классичен»: зрелый Понтормо работал в манере куда более напряженно-страстной и в этом смысле умиротворенная тональность фрески «Вертумн и Помона» остается несколько «в стороне» от избранного молодым художником пути.
Якопо Каруччи, прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника.
Одиннадцать лет Понтормо был сосредоточен на этих фресках, «вообразив себе, что ему в этом произведении суждено превзойти всех живописцев, а может быть, как говорили, самого Микеланджело» – так пишет Вазари. Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530 в особенности знаменитое, странное и новое по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. Якопо Каруччи (Jacopo Carucci, 1494 – 1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо (da Pontormo), – одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок.
Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. Понтормо получал от Козимо I весьма масштабные заказы — он выполнил в 1537—1543 годах большой цикл фресок на мифологические и аллегорические сюжеты в вилле Карреджи, в течение одиннадцати лет (1546—1557) расписывал колоссальный хор (алтарную часть) церкви Сан Лоренцо — фамильной церкви Медичи. Учился в основном в мастерской Андреа дель Сарто (с 1512) – вместе с Россо Фьорентино, с которым сотрудничал в ранний период. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.
Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. И само время, время конца республики, установления диктатуры Медичи и угасания Ренессанса. Художник рисует мир, далекий от реальности.
Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици).
Легкие лиловатые тени, скользящие по хрупким телам, лишают их объемности и земной тяжести. В авторстве Бронзино сомневаться не приходится и его цензура показательна: молодой художник не хочет раздражать новую власть и берет на себя роль посредника между Медичи и Понтормо. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие.
Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным.
Уже в этой ранней работе Понтормо выступает и как мастер большой эмоциональной силы. Но ее драматизм становится более отвлеченным, что свидетельствует об усилении в творчестве Понтормо маньеристических тенденций. Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 15461556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам.
Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). «Вертумн и Помона»фреска, 461x990 см.
Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично, — за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом», — но художника вполне можно назвать авангардистом XVI века. Вертумн, бог времен года (возможно, этрусского происхождения), принимает обличие старухи, чтобы проникнуть в запретный сад, где обитает пленившая его нимфа Помона, покровительница садов и деревьев.
Трагическое мировосприятие художника отразилось и в его позднем произведении – одухотворенном «Портрете ремесленника» («Автопортрет»). Имя Понтормо – является вымышленным, настоящее имя автора Якопо Каруччи, родом он из Понторно, откуда и пошло его прозвище.
Такова аристократически надменная «Дама с собачкой» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и абсолютно противоположный ей по духу рисунок изображающий пожилого мужчину в одежде ремесленника (так называемый «Автопортрет» Уффици), напоминающий своей скорбной одухотворенностью и реалистической остротой ранние работы художника. Учеником и последователем Якопо Понтормо был Анджело Бронзино. Медичийская пропаганда устами придворных историков раздула значение победы при Монтемурло, в сущности эпизодической, как одной из важнейших в истории Флоренции (впрочем, республиканцы делали то же самое – достаточно вспомнить микеланджеловскую Кашину).
Формирование Понтормо-художника граничит с лучшими традициями флорентийского искусства. Он готов был уничтожить свои произведения, казавшиеся другим совершенными, чтобы вновь погрузиться в поиски и еще улучшить свой замысел. Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией.
Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной. Монументальная композиция показывает замечательное мастерство живописца, умело передавшего пластику движений человеческого тела. Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль.
Полный разрыв с традициями Высокого Возрождения отразился в цикле росписей Понтормо «Страсти Христа» (1523–1524, Чертоза Валь дЭма, Галуццо). В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10. 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция). Таков Портрет юноши (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь дЭма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера.
По значительности и загадочности LAlabardiere вполне сопоставим с образом Бамбергского всадника, амплитуда колебаний в идентификации которого также невероятно обширна – от императора Фридриха II Штауфена до «сидящего на белом коне» из Апокалипсиса, чье имя Верный и Истинный.
Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично, – за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом», – но художника вполне можно назвать авангардистом XVI века. Собственно, такое сильное впечатление она произвела и на меня в Уффици. Эти восемь фигур объединяет поражающий своей легкостью, музыкальностью, гармонией, ритмический рисунок столь же утонченна и красочная гамма, сочетания светлых розово-красных, сине-голубых, бледно-сиреневых, бледно-розовых, серо-голубых, белых тонов, свободен и изыскан очень легкий ритмический рисунок композиции.
Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья. Вы судите дерево по его плодам. Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти. О полном разрыве Понтормо с искусством Высокого Возрождения свидетельствует цикл росписей «Страсти Христа» (1523–1524, монастырь Чертоза Валь дЭма, Галуццо).
Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Понтормо очень точно передал жесты и позы персонажей их идеальные фигуры. Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе. Вазари указывает, что картина была написана для Карло Нерони. Искусство Понтормо трагично.
Порой он был готов разрушить свои готовые прекрасные работы, стремясь улучшить созданное. В «Положении во гроб» и «Встрече Марии и Елизаветы» (1528—1530 Карминьяно) — последних своих значительных произведениях — Понтормо выступает как один из основоположников маньеризма. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521). Что делать художникам. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников отозвался об этой последней работе Понтормо неодобрительно, подчеркнув, что, хотя Понтормо намеревался превзойти Микеланджело, в этих росписях на библейские темы «не соблюдены ни последовательность событий, ни соразмерность, ни время.
Сюжет картины разворачивается на легком, ровном фоне. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. nbsp nbsp Выражена стихия Земли.
Осовременено все. Вслед за Вазари, воспринявшим картину очень формально, современное искусствоведение трактует «Мучение одиннадцати тысяч» как шаг к пустоватой маньеристичной виртуозности.
Вазари имени мученика не указывает, но императора именует Диоклетианом при этом установившееся с XVI века название «Мучение одиннадцати тысяч» соотносится с числом соратников именно Акакия – у Маврикия их количество не было определено и вообще Маврикия часто изображали негром на основании того, что он происходил из Египта. 1996).
Произвольным и условным становится и изобразительный язык. Работы в Галуццо свидетельствуют о нарастающей творческой трагедии Понтормо.
Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера).
После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены). Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. В следующем своем значительном произведении — «Положении во гроб» в церкви Санта Феличита во Флоренции (1525—1528) — Понтормо уже целиком захвачен творческим кризисом.
Фигура художника кажется нам до боли знакомой. Якопо Каруччи (Jacopo Carucci, 1494–1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо (da Pontormo), — одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века.
Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса. Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного.
Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких. «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» – это мост, перекинутый от «Битвы при Ангиари» и «Битвы при Кашине» к «Третьему мая 1808 года в Мадриде» Гойи, «Свободе на баррикадах» Делакруа, «Гернике» Пикассо и политически актуальному искусству Нового времени со всеми его достоинствами и недостатками. Флорентийский художник Якопо Понтормо, ученик главы флорентийской школы периода Высокого Возрождения — Андреа дель Сарто, наряду с Пармиджанино, является одной из ведущих фигур сложившегося в Италии 1520—1530-х годов нового художественного направления, обозначенного в современной науке термином маньеризм.
Возраст изображенного подсказывает единственную возможную кандидатуру: Франческо, сына Герардо, относящегося к ветви Гварди дель Монте (существовали и другие ветви семейства), родившегося в 1514 году Ничего, кроме даты рождения, сохранившейся в документах благодаря тому, что на него было записано все имущество (немалое) Герардо, мы о Франческо ди Герардо Гварди дель Монте не знаем. «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» раньше называли «Мучением святого Маврикия», теперь же – «Мучением святого Акакия». Художник выполнил здесь только одну фреску — украсившую один из люнетов композицию «Вертумн и Помона» (Аллегория Осени, 1520—1521, Флоренция, Поджо а Кайяно, вилла Медичи). Якопо Каруччи (1494 – 1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо, – одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века. Понтормо написал сцену, лишенную всякой повествовательности. Так в его работе «Положении во гроб» (церковь «Санта Феличита», Флоренция), многие идеи и задумки автора реализуются им в полной силе.
Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. В сообщении Вазари, что написал «тут же портрет и самого Карла» содержится двусмысленность: непонятно, написал ли он портрет тут же в картине, около ангела или создал отдельный параллельно написанию картины. Искусство Понтормо трагично. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти., сторонником республики и открытым врагом Медичи. Для Боргини, Веттори и других флорентинцев, сочувствующих республике, но примирившихся с Медичи, аллюзии на политическую ситуацию во Флоренции «Мучения одиннадцати тысяч» были ясны, как день. В 1516 году появилась его первая значительная работа — фреска «Встреча Марии и Елизаветы» (церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция), над которой молодой художник трудился в течение двух лет.
Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Понтормо отказывается от глубинного пространства и создает плоскостную композицию, где все подчинено экспрессивному линейному ритму и резким красочным контрастам («Христос в Эммаусе», 1525, галерея Уффици, Флоренция «Положение во гроб», ок. Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Картина прекрасна, но по сравнению с «Мучением одиннадцати тысяч» из Галереи Палатина она кажется вторичной и фрагментарной. Таковы и композиции «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем» (1520-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Встреча Марии и Елизаветы» (1530–1532, церковь Пьеве ди Сан-Микеле, Карминьяно). Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок).
В самом деле, художников многое объединяет: оба учились у Андреа дель Сарто (Понтормо — безусловно, а Россо — более чем вероятно) оба в своей работе обращались к другим великим образцам (при этом не копируя их слепо) — картону Битва при Кашине Микеланджело, к шедеdрам Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, Якопо и Андреа Сансовино, Мазаччо и Донателло. Если в ранних портретах художнику важно было передать яркую индивидуальность своих моделей («Резчик драгоценных камней», 1510е «Двойной портрет», 1520е), то более поздние произведения этого жанра полны тревожного чувства. Как раз в 1530 году, которым примерно датируется картина, он женился на девушке из семейства Каппони, Катерине – бомонд Флоренции теперь заваливает Понтормо заказами. Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто. И сумерки свободы, сгущаясь, дарят зрению ослепительную ясность.
Умер Понтормо во Флоренции 2 января 1557. Сейчас подавляющее большинство исследователей приписывают эту версию молодому Бронзино.
Сегодня исследователи стараются трактовать слова Вазари как сообщение о самостоятельном портрете (тем более, что фигурки в картине столь мелки, что там никакого Нерони не разглядишь) и пытаются связать с ним портрет из частной английской коллекции, недавно с помпой выставленный в Лондонской Национальной галерее.
Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера. Ситуация, схожая с сегодняшней. «О том, как относился Понтормо к смене режима, мы можем только догадываться. В своей первой значительной работе — фреске «Встреча Марии и Елизаветы» (1514—1516 церковь Санта Аннунциата) — Понтормо выступает как типичный мастер флорентийского Высокого Возрождения.
Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Разница в том, что казнь легиона, перешедшего под руководством Маврикия в христианство, произошла в Галлии при императоре Диоклетиане, а казнь легиона Акакия – на горе Арарат при его соправителе Максимиане (в других источниках – при Адриане или Антонине Пие). Например, 1 января 1555 г. на ужине с Бронзино – 10 унций хлеба, а в понедельник вечером, 17 февраля 1556 г., – «немного говядины, которую мне купил Бастиано – такой даже собак не кормят».
В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520е, Эрмитаж, СанктПетербург). Творчество двух мастеров составило единую главу итальянского искусства XVI века. Вопрос о том, кто стал прообразом одинокого героя, которого до сих пор предпочитают именовать обобщенно символически, LAlabardiere, юный республиканец или юный герцог, окончательно не решен, но очевидно, что портрет изображает не триумф, а жертвенную самоотверженность и что по настроению он очень близок к «Мучению одиннадцати тысяч». Проверить его правоту невозможно, фрески утеряны, но трагедия великого художника, бросившего вызов «божественному» из этих записей отчетливо проступает. Якопо Каруччи (Понтормо ди Эмполи близ Флоренции 1494 – Флоренция 1557), прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Роспись выполнена в традициях Высокого Возрождения, разработанных такими флорентийскими мастерами, как Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто.
Мрачные настроения, пронизывающие «Страсти Христа», присутствуют и в картине «Положение во гроб» (около 1526–1528, церковь Санта-Феличита, Флоренция), созданной как часть декоративной композиции капеллы Каппони. Предполагаемый портрет Карло Нерони очень эффектен, но принадлежность портрета кисти Понтормо и идентификация персонажа (основанная на том, что он одет в черный кафтан, в этом видят отсылку к фамилии Нерони) более чем сомнительны. С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из книги – историю двух картин Якопо Понтормо: «Мучения одиннадцати тысяч мучеников» и LAlabardiere, связанных, как показывает автор исследования, с ключевым политическим событием – подавлением флорентийской республики и установлением тирании Медичи. Родился в Понтормо (Тоскана) 24 мая 1494 в семье живописца Б. Каруччи.
nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Хотя в каталогах Британского музея, где хранится рисунок, слово «автопортрет» взято в скобки и со знаком вопроса. Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру». Согласно новейшей интерпретации сюжета фрески (Фальчани.
Большей противоречивостью отмечена алтарная композиция «Христос в Эммаусе» (Уффици), написанная в 1525 году для того же монастыря в Галуццо. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521). В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 15281530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 15261528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. Но все равно его работы оказывались у власть имущих.
1525–1527, частное собрание, НьюЙорк «Женский портрет», 1530е, Штеделевский художественный институт, Франкфурт «Портрет Козимо Медичи», 1530е). «Аллегория осени» свидетельствует о тонкой наблюдательности мастера, его стремлении приблизиться к натуре. Понтормо не рассчитывал на публикацию «своей книги» – искусствоведу нечем в ней поживиться. В частности, Понтормо получил заказ написать герб Льва X на фасаде церкви Сантиссима Аннунциата (частично сохранился), расписал временную деревянную триумфальную арку и выполнил ряд других работ.
Во-первых изображенный ни капли на Козимо не похож. Это – флорентийский аристократ восемнадцати лет от роду, о котором мы лишь знаем, что он был одним из первых плейбоев Флоренции. В конце концов, желая соблазнить нимфу, Вертумн превращается в прекрасного юношу. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской. – Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06.
Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично – за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом». Искусство Понтормо трагично. Его виртуозное композиционное мастерство ярко проявляется во фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1520). Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами.
Две части книги – полные по всем статьям противоположности: первая представляет собой приятное и познавательное чтение с интересными замечаниями и уточнениями. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521). Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса.
Ему роспись не понравилась. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (15141516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. 1526–1528, церковь СантаФеличита, Флоренция «Мадонна со св. Жил преимущественно во Флоренции. Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата.
Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (15191521). В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».
Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7 и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12. Главу Художник изнутри составила Моя книга Понтормо в недавнем переводе Софьи Лурье.
Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. С 1512 года Понтормо работал в мастерской Андреа дель Сарто. Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».
В основном в «Моей книге» записано, что съел художник. Перед глазами зрителя предстает ирреальный мир, созданный фантазией художника. Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. Тут отображены отдыхающие крестьяне, расположенные в самых непринужденных позах приятным теплым днем, в тени древесных теней. Сохранившиеся наброски к ним поражают не только вымученной переусложненностыо замысла, подчинением человеческой фигуры абстрактному узору, но и странной для такого блестящего рисовальщика вялостью линий, говорят о полном творческом упадке мастера.
О любви не говорят, но внимательный читатель эссеистики Аркадия Ипполитова, писателя, критика, куратора и хранителя итальянских гравюр в Государственном Эрмитаже, вспомнит, что вздохи украдкой о Якопо да Понтормо (1494 – 1557), одиноком флорентийском гении, с кого начинается история маньеризма, в ней нет-нет да и проскальзывали. В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит новая книга Аркадия Ипполитова – «Якопо Понтормо: художник извне и изнутри». У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. Аллегория Осени — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано). В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини.
Их бледная, болезненная красота, хрупкие, почти невесомые фигуры, как будто парящие в воздухе, вызывают ощущение нереальности происходящего, что подчеркивается волнообразными ритмами изяществом линий, холодным колоритом, выдержанным в светлых тонах. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 15291530, галерея Питти, Флоренция). 1525, пинакотека, Лукка «Юноша с алебардой», ок.
Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея). При этом Медичи обеспечивают сытую и даже жирную жизнь, да и возможна ли эмиграция. Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). Понтормо Якопо (Pontormo Jacopo) (1494-1557) Итальянский художник и рисовальщик, представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным.
Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (15231527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера). В 1535 г. он поступил на службу к Медичи.
Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528 – 1530. Образы, представленные на портретах Понтормо, выполненных уже зрелым мастером, поражают своей нервной утонченностью («Портрет юноши», ок. Итогом этих поисков стала фреска «Аллегория осени» («Вертумн и Помона»), созданная в 1520–1521 годах для украшения виллы Медичи в Поджо-а-Кайяно. Центром композиции является объятие двух женщин, все излишние детали устранены. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 – 1512).
Справа, где ветви лавра пригибает сидящая на парапете дама, на земле полулежа расположились еще две нарядные дамы. Особенно неудачными, судя по свидетельству Вазари, были разрушенные в 18 веке фрески в церкви Сан Лоренцо, которым Понтормо посвятил последние десять лет жизни (1546—15).