Национальный банк Польши в октябре 2010 года выпустил в обращение 2 юбилейные монеты серии «Польские художники рубежа XX века», посвященные Артуру Гротгеру. В 2002 году Польский Национальный Банк начал выпускать серию «Польские художники 19-20 веков, целью которого является представление самых известных польских художников в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.
Ее основные признаки: благородство техники, необыкновенная старательность исполнения и придающий особое настроение метафорический язык. Один из самых популярных польских художников XX века Здзислав Бексиньский (Zdzislaw Beksinski) почти никогда не давал названий своим работам. Победивший на конкурсе (1958) архитектор 3. Он предложил опирающийся на фольклор района Подгале (Подхале) стиль "Закопане". Импрессионизм как целостная система художественного мировоззрения впервые проявляется в польском искусстве в творчестве Владислава Подковиньского (1866—1895) и Юзефа Панкевича (1866—1940), учившихся в Париже.
В новых обстоятельствах они оказались в несравненно более благоприятном положении, чем новые эмигранты из советской России, которые должны были снова бороться за престиж и оценку французской критики. дали ответ на этот спор, выдвинув несколько больших мастеров. Наибольшее впечатление производят ее работы из полиэстера, в которых художница использовала гипсовые слепки человеческого тела.
В течение 1920-х годов, когда на Монпарнас стали стекаться послереволюционные эмигранты, «старожилы», осевшие там до мировой войны, уже достигли известности, кто большей, кто меньшей, приобрели французское гражданство (некоторые прошли войну во французской армии) и обзавелись знакомствами среди французских критиков, художников, маршанов. Луч света, неровно осветивший первый план, вот-вот скроется за надвигающимися тучами.
В первые годы народной власти многое искупалось актуальностью самой темы. Здесь особенно значительным представляется творчество Антони Бродовского (1784—1832)—художника, родом из Варшавы, учившегося в Париже у Жерара.
Генрих Томашевский (1914–2005) — величайший художник-плакатист, многие произведения которого входят в мировой канон плаката, один из создателей польской школы плаката, «всю жизнь старавшийся найти выразительные средства, понятные каждому». 1963), награжденная специальной премией на Бьеннале в Венеции (1999) за видео-инсталляцию "Баня". Во время Второй мировой войны он был призван во французскую армию, попал в плен, бежал и в 1940–1945 годах жил в США. Бронзовым барельефом известного польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского представлено на выставке творчество Леопольда Cтейнманна (Штейнманъ) (1848 – 1897). За семь лет в пореволюционной России он успел сделать значительный и памятный вклад в раннесоветское искусство, а во Франции (вторично с 1923 года) очень быстро достиг положения одного из ведущих художников XX века.
Во французской (и примыкающей к ней европейской и американской) художественной критике концепт формировался параллельно фактическому развитию изучаемого феномена, поскольку во Франции к кругу «Парижской школы» относили обычно художников, творивших с конца XIX (или начала XX) века до начала Второй мировой войны или до 1960-х годов (иногда послевоенную часть художников называют «Второй Парижской школой»). Особенно большую дискуссию вызвала застройка одной из центральных частей города — Маршалковской улицы с прилегающим к ней районом (1950 — 1955 архитекторы Я. Кноте, С. Янковский, 3. Славу и признание в Польше и в мире ему принесли плакаты и мультипликационные фильмы (его считают пионером современной анимации). Врдзала (детский санаторий в Жегестове, 1938) и др. Дуниковский был прирожденным монументалистом и знаменательно, что последнее его произведение — это памятник Бойцу Первой польской армии (1963).
Разумеется, для системного изучения творческой группы, условно говоря, представляющей собой часть «Парижской школы» (что бы под этим ни понимать), есть объективные трудности. Фигура генерала, сидящего в грустной задумчивости под сенью полевого шатра, вырастаете образ «солдата-скитальца»—одного из самых типичных и драматических образов польской истории и польской поэзии.
Больше плакатов Генриха Томашевского. Остается также неисследованным под этим углом огромный массив русской эмигрантской периодики.
Художники из "Парижского комитета" поставили перед собой цель изменить вкус поляков. " – говорил Ян Матейко (1838 – 1893), выдающийся польский художник XIX в., автор работ на исторические темы. Также в старинные времена была распространенна живопись на стекле.
Особенно типичны работы Юзефа Шерментовского (1833—1876), крупного художника среди варшавских жанристов 60-х гг. Это подкреплялось созданием новых музеев (персональных и тематических) в Израиле, а также возникновением центров по изучению современной истории евреев и, в особенности, Холокоста. В зрелый период своего творчества Михаловский писал очень широко, свободно. Эугениуш Муха (р. Игнатович, Я. Романьский), комплекс сооружений вроцлавской выставки (архитектор Е. Гриневецкий) и др. В творчестве Шерментовского укрепилась своеобразная «жанрово-пейзажная» композиция, в которой главным является не действие, не сюжет, а общее настроение.
Спустя почти 30 лет по фильму была издана книга. Гегемония польской шляхты кончилась. Из-под резца Дуниковского вышли вырезанные в дереве и раскрашенные либо отлитые в бронзе портреты деятелей польского революционного движения — Ярослава Домбровского (1961) и Феликса Дзержинского (1961), польских просветителей 18 в. — Игнацы Красицкого (1961) и Енджея Снядецкого (1957 — 1958), писателей Марии Конопницкой (1956 — 1958), Болеслава Пруса (1961), ученыхИоахима Лелевеля (1958) и Марии Склодовской-Кюри (1955), актрисы Хелены Моджеевской (1955) и других (все — Варшава, музей Дуниковского). Е. Малиновский в последнем по времени фундаментальном исследовании (в соавторстве с Б. Брус-Малиновской) поставил вопрос совершенно ясно: «Начиная с конца семидесятых годов мы многократно высказывались о необходимости узкого и изначального понимания этого термина в том смысле, в каком его употребляли в публикациях конца двадцатых годов такие критики, как Ж. Шарансоль, Ф. Фельс, Вальдемар Жорж, Ж. Генн, А. Сальмон или Л. Вексель, относившие это название главным образом к еврейским художникам из Центральной и Восточной Европы, жившим на Монпарнасе.
Его варшавский цикл (в который входят картины «Тромбки», 1884, Краков, Национальный музей «На песочном карьере на Висле», 1887 «Еврейка с апельсинами», 1881, обе—в Национальном музее, Варшава) показал умение художника глубоко воспринимать самую незаметную, повседневную жизнь, находить в ней скрытую для поверхностного взгляда красоту и значительность. Одна из них, организованная под лозунгом «Человек», в которой приняли участие Б. Либерский, Е. Кравчик, В. Гарболиньский, Б. Шайдзинска-Кравчик, получила широкий резонанс. Никифора влекла также богатая греко-католическая литургия. Одной из специфических черт польского плаката является умелое использование надписей.
За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Первый из них, «Человек», был задуман как развернутая панорама тяжелой жизни старой Польши, когда крестьяне вынуждены были уходить с земли в поисках заработка (полотно «Странник», 1945).
Воробьева-Стебельская), воспитывавшаяся отцом-католиком (он был обрусевшим поляком), который и финансировал пребывание дочери в Париже. возникают художественные группировки, в том числе группировка «Формнсты», приверженцы которой отбросили традиционное понимание перспективы, отошли от передачи световоздушной среды, сосредоточив все свое внимание на вопросах формы, проблемах взаимоотношения плоскостей, объемов и масс, стремясь выявить конструктивность предметов окружающего их мира. Обретение страной независимости освободило творцов от патриотической миссии. «Пролета-риатчики» — лучшее, что пока создано современными польскими живописцами на историко-революционные темы. ХХ в., как и везде в Европе, расцвело авангардное искусство. Один из пионеров польского фотомонтажа.
Но, безусловно, самой яркой фигурой середины века был Петр Михаловский (1800—1855), один из лучших мастеров польского искусства. Российский взгляд. На практике почти каждый исследователь (или группа авторов) сами устанавливали временные, географические (региональные), национальные и художественные критерии, которые определяли объект исследования. У них не было необходимости голодать и ночевать под мостами (относительное благополучие обеспечивала финансовая помощь родителей, знакомых или какая-нибудь стипендия)– им было куда вернуться, причем по возвращении они бы оказались в привычной среде, где художественная жизнь к тому времени тоже была достаточно бурной. Его увлекали в живописи динамика, размах, напряженность художественной формы.
Сюжеты своих картин и гравюр Пиварский черпал из народной жизни, продолжая в какой-то мере на новом этапе традиции школы Норблина. Важны также и внешние его контакты. 1958), участник выставки "Документ" в Касселе (1992), Бьеннале в Венеции (1993).
За последнее двадцатилетие несколько новых памятников появилось в Варшаве. Одна из последних попыток выйти из заколдованного круга терминологической схемы, не находящей опоры в реальности, была сделана по случаю выставки, посвященной «Парижской школе» и прошедшей в Музее современного искусства в Париже 30 ноября – 11 марта 2001 года. Они украшают веер (театральный плакат «Тоска», 1953), маски (киноплакат «Ночь в Венеции», 1954). Его генеральный план (архитектор Т. Пташицкий и другие) имеет типичную для конца 40-х гг.
полотна А. Винницкого «Никогда больше», В. Гар-болиньского «Человек» и «Композиция» Ю. Млынарского, где запечатлен ужас концентрационных лагерей. Его техника опирается на основной для византийского искусства символике света и красок. В 1929 году Гроновский создал фирменный знак для польских авиалиний LOT (журавль, вписанный в букву О), который используется до сих пор.
Охотно сталкивал фотографию и графические символы, часто для организации пространства плаката ему было достаточно лишь одного элемента (как, например, в афише к Титанику). Мечислав Щука (1898–1927)— знаменитейший представитель польского авангарда 1920-х годов, для которого графический дизайн был делом жизни. Среди них особое место занимает здание сейма (1949 — 1952), построенное выдающимся польским зодчим старшего поколения академиком Богданом Пневским и широко известное своей сдержанной монументальной и выразительной композицией и превосходными интерьерами. Все действие группируется вокруг него. Большое внимание в послевоенные годы польские архитекторы обращали на восстановление и реставрацию исторических ансамблей и памятников прошлого. Крупные, казалось бы, беспомощные, хотя и смелые штрихи, детская (или народная) стилизация рисунка и яркая цветовая палитра— именно эти черты делают его стиль столь узнаваемым.
Само по себе это нормально, поскольку содержание многих концептов долго сохраняет неопределенность. Его картина «Рабочие, бастующие в 1905 году» (1910, Варшава, Общество поощрения художеств) является значительнейшим художественным произведением, посвященным классовой борьбе в польском искусстве 20 века. Умер в 1974 году в Париже. Эта «российскость» не была абстрактной. Это позволяет говорить о новом направлении развития польского промышленного зодчества, в котором прогрессивные технологические и конструктивные решения (концентрация производства, блокировка основных объемов, применение безбалочных перекрытий, больших пролетов и т. д. ) гармонически связаны с вниманием к человеку и его бытовым и эстетическим запросам.
После обретения независимости польская культура перестала быть баррикадой. Ленина, сооруженный неподалеку от Кракова. В 1824—1825 гг. 1938). «Кароль Сливка (1932) относится к тем графическим дизайнерам, творчество которых с начала 1960-х до конца 1980-х оказывало значительное влияние на будничный польский пейзаж», — пишет Михал Варда в книге «VeryGrafic».
Поэтичность в сочетании с легким юмором, полное отсутствие бытовизма, сентиментальности, этнографичности в изображении гураль-ских крестьян, мастерское владение линией, плавной, спокойной, почти классической (рисунок «Кася» Варшава, Национальный музей) — отличительные черты новой серии «Шлембарк» (1950 — 1954). Его полное горечи искусство – это метафора деградированной окружающей действительности. 1908), Т. Трепковский (1914 — 1954) (плакаты «СССР», 1954 «Нет. », 1952), Г. Томашевский (р. Естественно, что крупные градостроительные работы не ограничивались Варшавой, а одновременно велись и в других промышленных и административных центрах (включая города на воссоединенных западных землях), таких, как Гданьск, Щецин, Вроцлав, Лодзь, Познань, населенные пункты Верхнесилезского промышленного округа. Этот плакат пронизан дыханием современности.
Вместе со своей гражданской женой и коллегой Тересой Жарновер Щука издавал журнал «Blok» (в нескольких первых номерах участвовали художники Владислав Стржеминский и Генрик Стажевский). Однако следует отметить, что Матейко начал огромную работу над росписями Мариацкого костела в Кракове (где помещен алтарь Вита Ствоша). Здесь можно было рассчитывать на понимание и помощь, а в «Ля Рюш» в довоенное время они даже жили коммуной.
В керамическом портрете писателя Яна Парандовского (1954) Карны выразил силу интеллекта, а в бронзовом Владиславе Броневском (1954) он воплотил свои представления о гармоническом сочетании импульсивной мысли, бурного темперамента и физической мощи. Примыкает к ней по силе эмоционального воздействия серия «Солдаты мира и революции» (1950 — 1951), в которой обращает на себя внимание портрет пламенного «солдата революции», прозванного еще современниками «железным Феликсом», Ф. Э. Дзержинского. Как реакция на «культ темы» начинают возрождаться группировки, такие, как «Арсенал», провозгласившие отказ от натурализма, возврат к формальным задачам живописного мастерства. Хотя русская и польская эмиграция образовывали, как правило, отдельные объединения, художники обычно вращались в своей среде, общаясь чаще всего в монпарнасских кафе и мастерских (речь идет о начале XX века). Тереса Жарновер — автор обложки сборника избранных стихотворений Владимира Маяковского на польском языке (1927), которая остается классическим примером современного дизайна. Для завершения затронутой темы я попыталась представить в самом общем виде небольшой обзор тех углов зрения, под которыми Парижская школа (Ecole de Paris) изучалась.
В 10-е гг. Среди лучших крупнопанельных зданий — жилой дом в Варшаве (архитекторы Б. Пахерт, Л. Заборский) и дом во Вроцлаве (архитекторы И. Гавры-ляк, Е. Францкевич, М. и И. Тамрычевские). Крупнейшим графиком межвоенного двадцатилетия был Владислав Скочиляс (1883 — 1934). В более поздние годы, живя в Париже, А. Герымский создает много полотен, среди них «Парижская Опера ночью» (1891 Познань, Национальный музей) и лучшую, пожалуй, свою работу — «Вечер над Сеной» (1893). Михаловский стоит несколько особняком среди других художников аристократ но происхождению, связанный с правящей верхушкой Галиции, дилетант, не получивший систематического художественного образования, общественный деятель, входивший в Галицийский сейм до его роспуска Австрией (после 1848 г. ), — он занимался живописью лишь урывками, в отдельные периоды своей жизни. Знаменитый польский художник-самоучка Епифан Дровняк известный под псевдонимом Никифор (1895 – 1968) – неграмотный бедняк, обладал необычайным талантом и трудолюбием.
в Варшаве, Р. Сверчинский. Польское искусство 19 в. — яркая страница в истории польской культуры. За прошедшее время, несмотря на появление единичных статей и каталогов альбомного характера (как правило, на материале выставок, где объединялись произведения зарубежных и российских музеев), серьезных работ общего характера по рассматриваемой теме так и не появилось. Михаляк), крытый спортивный центр и лыжный трамплин «Белька Крокев» в Закопане (1959 — 1961 архитекторы А. Скочек, Б. Зауфаль, С. Карпель и другие), построенное по проекту архитектора Р. Гутта здание Главного статистического управления в Варшаве (1948 — 1954), Высшее сельскохозяйственное училище в Кракове (1963 архитектор С. Ющик) и целый ряд санаторно-курортных, туристических и зрелищных построек.
Ян Савка (1946–2012) — художник, широко известный в мире (работал в том числе для «New York Times»), относится к так называемому поколению иллюстраторов. Тема его последней картины «Спор о большом севе». В сентябре 1939 г. узнав о вторжении в Польшу Красной Армии, Виткаций покончил с собой.
Он покрывает краской стены, колонны, расписывает интерьеры. А после того как эти художники возвращались, то выступали как апостолы «хорошей живописи».
Как пишет Эва Гожондек в биографии художника, он «одним из первых в Польше стал использовать компьютерную графику». 1870 — 1960». По сравнению с живописью в графике сильнее ощущались реалистические тенденции.
Его работы отличаются замысловатой структурой и хищной экспрессией. Во Франции он воспринял типичные особенности французского портрета начала 19 в. Бродовский воплощает их с большой долей личного, взволнованного ощущения бытия человеческой души, мира человеческих чувств и страстей.
Работы Корацци— наиболее яркое проявление развитого польского классицизма. Нельзя без улыбки смотреть на маленький плакат, подымающий большую тему безопасности полета: «Я забыл выпустить шасси» (1960) или на плакат «Никогда в одиночестве» (1961), где тот же беззаботно-веселый герой, но только без шлема, сидя на скамейке, наслаждается музыкой, рекламируя транзисторный приемник. Интересна с этой точки зрения выставка «Человек и труд в народной Польше», открытая в конце 1964 г. в варшавско. м Доме крестьянина. наступило быстрое развитие капитализма. Постоянный приток свежих сил — одна из причин юности польского плаката.
Больше работ Яна Савки. 1975.
В 1924 году приехал в Париж, где дружил с И. Пуни, П. Кремнем и М. Ларионовым. Наряду с этим существовал вариант буффонадный: живопись "дикой" экспрессии (варшавская Gruppa), парахэппенинговое движение вроцлавского творческого объединения "Помаранчова альтернатива", лодзинский андерграунд, сосредоточившийся вокруг галереи "Стрых" и группа "Лодзь Калишская", художники которой определяли себя как анархисты-дадаисты. Он родился в Кременчуге (1894), учился в Вильно (где вне государственных учреждений большинство населения в то время говорило по-польски), приехал в Париж в 1913 году. Его искусство сформировало художественный вкус миллионов поляков. Это явственно видно на примере архитектуры, вступившей в полосу нового подъема.
В культуре каждого народа есть личности-символы. 1933 Загурские за плакат «Ленин. Война оказалась тяжелым потрясением и многие выжившие «парижане» уже не вернулись во Францию.
Дивовой» Ксаверия Яна Каневского. Поиски прославленного художника были продолжены его учеником Станиславом Выспянским.
Кислинг и Готтлиб были очень видными фигурами довоенного Монпарнаса. На выставке это «Портрет Урсулы Мнишек» Констанция Александровича и «Портрет Бенедикты Антонины Софии Барбары Оссолиньской» неизвестного живописца, а также «Портрет З. И. В его творчестве ярко выражено декоративное начало. были в известной мере периодом затишья, когда даже в самом польском обществе возник спор о «смысле существования национального искусства», то 40—50-е гг.
Важно отметить, что политические плакаты в Польше, тиражи которых достигают от сорока до ста тысяч и издаются порой в два-три дня, не продаются в книжных киосках и магазинах, а распространяются по всей стране через партийные органы воеводств и повятов (районов). Смерть помешала Коварскому воплотить свои замыслы. Художник всем сердцем принял установление народно-демократического строя в стране.
Этими чертами отличаются работы Б. Пневского (напризгер, гостиница в Крынице, 1935), Я. Багански и 3. Тереса Жарновер (1895–1950), связанная лично и профессионально с Мечиславом Щукой, входила в круг художников-авангардистов межвоенного периода, одна из первых в Польше художников этого направления.
Но со временем трагизм раннего «Шлембарка» и цикла «Варшава. Все это придает суровую мужественность образу солдата. 20 в. в творчестве Дуниковского появляются декоративность, стилизация, пришедшие на смену ранним импрессионистическим и символическим скульптурам и воплотившиеся в цикле «Вавельских голов» (1925 — 1929). Фотографический плакат таит в себе большие возможности: неожиданное сопоставление документальной фотографии с лаконичными символическими изображениями рождает яркий образ, будь то антивоенный плакат Р. Цеслевича «Забыли. » (1961) или посвященный мирному труду плакат Г. Хилыпера «1000 школ к тысячелетию Польши» (1958). Однако самым серьезным барьером, по-видимому, остается как отсутствие традиции изучения данной тематики (хотя интерес к ней понемногу возрастает), так и отсутствие масштабных академических проектов, связанных не только с иудаикой, но именно с изучением жизни художественной русско-еврейской эмиграции в контексте и в связи с русской культурой.
Это отчетливо видно на одной из лучших картин Герымского—«Повстанческий патруль» (ок. С именем 3.
В серии рисунков «Варшава. В 50-е гг. Они зацепились за Монпарнас потому, что здесь была возможность творить, осваивать новые течения в искусстве, общаться с друзьями и коллегами, сидя всю ночь в «Ротонде» за одной-единственной чашкой кофе. Коварский одним из первых среди польских художников 30-х гг.
Год 1960-й знаменует собой начало постепенного спада волны абстракционизма. Травма, нанесенная оккупацией, страшный опыт концлагерей, массовые вывозы, казни, трагедия холокоста до сегодняшнего дня отзываются эхом в польской живописи, скульптуре, литературе, кино, являясь постоянной точкой отсчета, вечно кровоточащей раной. В начале XXв.
Современный польский пейзаж достойно конкурирует с тематической картиной. В это время начинается строительство таких сооружений, как здание ЦК ПОРП (архитекторы Е. Вежбицкий, В. Клышев-ский, Е. Мокшиньский), здание варшавского Центрального универмага (архитекторы 3.
Таковы его произведения «Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле» (1862) и «Проповедь Скарги» (1864 обе — Варшава, Национальный музей). 1980 Национальной библиотеки (Biblioteka Narodowa), 1990 одеколона «Wars», ок. На тех же принципах основывались и другие реставрационные работы.
Их девизами стали эстетический функционализм, рационализм и современность. Постепенно проблемы формы становятся для художников «Арсенала» самоцелью. Трое детишек неподвижно стоят у кровати, еще не умея осознать свою беду.
В рисунках запечатлены сцены боев силезских повстанцев с немцами. Больше плакатов Вальдемара Свежего. Первый период (с 1945 по 1955 г. ) был временем подъема реалистического направления, для которого после установления народного строя возникли благоприятные условия, продиктованные самой жизнью, вовлечением в культурное строительство широких народных масс, впервые приобщившихся к искусству. Например, Морис Блонд (Blond), настоящая фамилия Блюменкранц, родился в 1899 году в Лодзи, учился там же в русской гимназии, потом изучал естественные науки в Варшавском университете, в 1923 году записался в Варшавскую Академию изобразительных искусств, но вскоре выехал в Берлин, где познакомился с З. Рыбаком, А. Минчиным и К. Терешковичем. Как в 1930-е годы, так и после Второй мировой войны издавались воспоминания интервью и общие работы по данной теме (не считая многочисленной беллетристики).
Участвовала в создании группы и журнала «Blok». Образы людей лишены индивидуальных портретных черт. Другим значительным архитектурным сооружением этого времени явился стадион Десятилетия в Варшаве (1954 — 1955 архитекторы Е. Гриневецкий, М. Лейкам, Ч. Раевский). Недаром в 1952 г. по указанию ЦК ПОРП было создано самое крупное в Польше издательство — ВАГ (Художественно-графическое издательство) — для выпуска политических плакатов.
1939 — 1945». Ближе к традициям 18 в. остается творчество Якоба Кубицкого (1758—1833), который создал в 1818—1822 гг. 1936), поэтические и эротические пейзажи Ежи Панека (1918 – 2001), сценки из человеческой комедии на гравюрах Яцека Гая (р.
Уцелели те, кто выехал из Парижа либо на юг Франции, либо в США. Сегодня "краковскую школу графики" ярко представляет Анна Соболь-Вейман (р.
Польский взгляд. Вместе с Генрихом Томашевским он был одним из предшественников современной иллюстрации в Польше (его работы печатали в «Шпильках» / «Szpilki» и «Речи Посполитой» / «Rzeczpospolitа»)— на смену типичному шуточному рисунку он принес образный мини-фельетон с признаками философского произведения.
Но поскольку в данном случае под одним и тем же названием понимались абсолютно разные группы творцов и их произведений, а применяемые критерии нередко отличались крайней неясностью и противоречивостью (иногда в пределах одной работы), то результаты исследований так и не сложились в какую-то общую картину – возможно, что при настоящем положении дел (отсутствии четкого и более или менее унифицированного определения содержания концепта) это в принципе невозможно. Особое место занимает творчество другого художника, тоже выходца из Галиции, Артура Гроттгера (1837—1867), отразившего в своих графических сериях «Варшава» (1862), «Польша» (1863) и др. Однако они ограничивались в основном использованием живописных приемов импрессионизма и не сопровождались отказом от постановки реалистических идейно-художественных задач. Это был путь, по которому шли объединения художников "Формисты польские", "Ритм", творчество которых было синтезом кубизма, фовизма, экспрессионизма и мотивов отечественного народного искусства.
За короткий период (1963 — 1964) в разных городах Польши было воздвигнуто несколько монументов. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейке» (1867 Варшава, Национальный музей), где он под видом воссоздания эпизода из жизни 16 в. изобразил самого себя осужденным на казнь. Были не только восстановлены такие старые улицы, как Новый Свят и Краковское предместье, Иерузалимские аллеи, но в соответствии с новым генеральным планом проложены две северо-южные продольные магистрали и поперечная трасса «Восток — Запад». Война — это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это — через сейм. "Искусство – это своего рода ручное оружие, отделять искусство от любви к родине нельзя. Алина Шапошников (1926 – 1973) была одной из первых европейских художниц, обратившихся к проблеме телесности с отчаянной смелостью, презрев все табу.
С наибольшей силой эти тенденции проявились в живописи. Рациональные и выразительные крупноблочные здания построены в варшавском микрорайоне Прага II архитекторами И. Гей-штором и И. Кумеловским (1960). Вальдемар Свежий (1931–2013) — один из отцов польской школы плаката. Считается, что само название было предложено (именно в качестве термина) критиком Андре Варно (Andre Warnod) на страницах журнала «Comaedia» в 1925 году, причем понимал он под ним парижский авангард – художников-новаторов как французских, так и иностранных. Многих художников этой группы трудно однозначно отнести к полякам или русским. Признавая, что «Парижская школа» не представляет собой целостного художественного явления и отличается пестротой стилей, манер, теоретических программ и практики отдельных художников, большинство западноевропейских историков искусства до сих пор указывает как критерий принадлежности к ней либо общность тематики произведений (оказывающуюся иллюзорной), либо чисто формальный отбор «по времени и месту жительства» (в качестве такового чаще всего выступает Монпарнас).
Очень характерной монпарнасской фигурой была Маревна (М. Вершиной критического реализма в польской живописи начала 20 века явилось творчество Станислава Ленца (1863—1920). Ленгрен, автор серий карикатур «Профессор Филютек» Я. Станны. коммунистические власти хотели превратить искусство в инструмент агитации и пропаганды. На нем изображен карающий кулак рабочих, который с силой бьет по зданию тюрьмы. Долгожитель Генрик Стажевский (1894 – 1988) еще при жизни был провозглашен "классиком современности".
Случай М. Шагала показывает, что его двойственное положение – окраинного еврея, вынужденного различными ухищрениями бороться за место под солнцем и в то же время петербуржца, получившего возможность жить в Париже на стипендию (предоставленную М. Винавером), оказался в итоге необычайно выигрышным. Второй цикл, «Ужасы войны», был посвящен трагической судьбе Польши в период гитлеровской оккупации. И именно Леница — автор этого термина: так он назвал свою статью о польском плакате, опубликованную в швейцарском журнале «Graphis». В Польше разрабатывал графические проекты реклам для множества фирм, в том числе Wedel и Orbis, а самый известный его плакат — «Радион сам стирает» (1926). К сожалению, в отношении русских и польских художников (также и еврейского происхождения) неоднократно с тех пор переиздававшийся альбом страдает не вполне объяснимыми «белыми пятнами» (вплоть до неустановленности имен представленных на фотографиях достаточно известных художников).
На фоне передовой статьи газеты «Правда» со снимком оборотной стороны Луны крупным планом дана фотография Ленина — кадр из документального фильма. Ян Млодоженец (1929–2000) — один из ярчайших художников польской школы плаката, ученик самого Генриха Томашевского. Абрамович, Б. Анисфельд и др. ), но многие ехали именно в Париж, который им был уже знаком. Своеобразной террасной системой застройки, отвечающей условиям гористой местности, отличается санаторий в Истебне (1937 архитекторы Я. Добжинская, 3- Лобада), смелым применением новых конструктивных решений и форм — бассейн в Цехоцинке (1934: архитекторы Р. Гутт, А. Шиполис).
Художник развертывает на своих полотнах эпизоды ежедневного маскарада сытого и глупого мещанства, будь то «Фотография из бабушкиного альбома» (1963) или сценки «В парке» (1960), «Кельнер» (1962). Дуниковский создавал памятник тысячам неизвестных героев, памятник-символ. Второй пример подобного рода – биография Сони Терк-Делоне. В системе застройки прослеживаются различные градостроительные тенденции: от периметрального размещения зданий до свободной живописной планировочной композиции с тупиковыми подъездами к расположенным в глубине кварталов домам. В польском искусстве импрессионистические веяния появились в начале 1890-х годов.
В графических листах Давского, выполненных в различной технике (сухая игла, офорт, акватинта), своеобразно переплетаются гротеск ирония и классическая ясность линии, выдающая стремление автора к гармоническому идеалу. В Польше 20-х гг. Не случайно местом для организации этой международной выставки избран Краков. Большой силой эмоционального воздействия проникнута картина «Никогда больше». Он создает монументальные скульптуры: эскиз памятника Мицкевичу (бронза, 1948), «Маску Шопена» (бронза, 1949) и «Маску Ю. Словацкого» (гипс, 1949 все — Варшава, музей Дуниковского). В 1991 году вместе с художником Мареком Собчиком организовал объединение «Zafryki», занимавшееся проектированием плакатов иллюстрацией, графическим дизайном (существовало до 2004 года). Большинство русских евреев, уезжавших за границу с периферии империи, не оставляли за спиной ни своих работ, ни архивов (в столичных хранилищах могли появиться лишь случайные вещи). становится все более традиционно-официальным.
Этим-то и объясняется максимальная детализация, насыщение картины смысловыми элементами. И были наголову разбиты казаками. Эта идея впервые была высказана как программа Яном Матейкой.
На красную кирпичную стену падает тень подпольщика, пишущего на стене мелом ПНР (Польская рабочая партия). В широкой, но точной манере письма сказываются типичные для Родаковского черты. В 1930 году сотрудничал с журналом «Числа». Кроме того, художник, часто уезжавший во Францию, постоянно вступал в непосредственный контакт с передовыми художественными течениями, во многом совпадавшими с его собственными исканиями. Вверху плаката сквозь строчки типографского набора просвечивают пять красных букв: «Ленин». Среди самых прославленных варшавских памятников нужно назвать «Варшавскую Нику», сооруженную по проекту Марьяна Конечного и открытую 20 июля 1964 г. На высоком гранитном постаменте короткая надпись: «Героям Варшавы.
В центре — огромный красный мак и белая ромашка. Любопытны в этом плане неустанные поиски талантливейшего мастера Ежи Сроковского (р. Поэт, художник, драматург, режиссер — весь свой многогранный талант он отдал делу создания народного стиля. Ее мужественное лицо проникнуто болью, мукой, трагизмом. Еще в середине 19 в. в чисто классическом стиле Генрих Маркони (1792—1863) строит в Саксонском саду водонапорную башню (1854), напоминающую по форме римский храм в Тиволи.
Умер в Париже в 1934г. Третий цикл предназначался для украшения Дома ЦК ПОРП. Его лицо, затененное каской, застыло в напряженном раздумье. К слову, никакого художественного образования у поляка не было.
Роман Чеслевич (1930–1996) — один из главных художников польской школы плаката, для которой базовыми принципами были простота и четкость пластического образа использование синтетических символов и поэтической метафоры, богатство выразительных средств. Вид плаката, которым он занимался, художник называл «личностным» — он рисовал буквы вручную используя различные шрифты. Стем-пиньский). Тадеуш Гроновский (1894–1990) — один из самых известных польских графиков и иллюстраторов межвоенного двадцатилетия, большую часть жизни провел в Париже (был декоратором в эксклюзивных магазинах, в том числе в Галерее Лафайет).
Польская карикатура пользуется заслуженной любовью как у самих поляков, так и далеко за пределами Польши, куда она проникает на страницах «Шпилек», «Пшекруя» и других журналов. В визуальный пейзаж страны они хотели внести порядок, дисциплину и функционализм. В числе этих мастеров Яцек Пушет (р. Проблема была в организации. «Вавельские головы» 50 — 60-х гг.
Легенда Монпарнаса определяла тематику выставок, комплект установившихся звездных имен, подбор произведений в музеях и вообще угол зрения на явление в целом изученность которого именно в польско-русско-еврейской части оставляла желать много лучшего (иногда просто потому, что одного художника забыли включить в рассмотрение, другого относили почему-то к иному направлению и т. д. ). Больше работ Тересы Жарновер. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света. В послевоенный период израильские историки (и еврейские историки других стран) активно подключились к изучению искусства творцов еврейского происхождения, выделяя их в особую группу именно по национальному признаку.
Больше плакатов Яна Млодоженца. Интересен в этом отношении плакат Р. Шайбо (р. Герои ее — двое крестьян, потерявших близкого человека. Затем вернулся в Париж, однако регулярно ездил в Израиль, где с 1928 года в Хайфе у него была мастерская (после его смерти там был открыт музей). Самая известная его работа — плакат 1973 года к культовому фильму Боба Фосса «Кабаре» с Лайзой Минелли в главной роли. В Кракове продолжало развиваться творчество Михаила Стаховича (1768— 1825).
1930) в лучших музеях мира и на открытых площадках. У его колыбели стояли такие прославленные мастера, как Т. Гроновский (р. Стремление к занятиям живописью (или скульптурой) вело их поначалу в губернские центры (Минск, Вильно, Одессу), где можно было получить художественное образование, а потом – в Париж.
Понятно, что в кругу евреев-монпарнассцев к революции в России отнеслись в основном с благожелательной заинтересованностью, что выразилось в сотрудничестве с просоветскими художественными группировками ранних 1920-х годов («Удар», «Через») и с левыми французскими изданиями. В данном случае мы не ошибемся, если отнесем обоих художников к польским эмигрантам. 1910) и многие другие представители старшего поколения плакатистов. При восстановлении, например, Старого Города в Гданьске была воссоздана старая система планировки древнего центра, на основе архивных материалов осуществлена полная реставрация объектов, обладающих особой историко-художественной ценностью.
Его пейзажи, написанные очень пастозно, положили начало фактурным поискам. поток художников из России (как и из других стран) в Париж резко усилился. Догорало творчество польско-литовского художника Ф. Смуглевича (Смуглявичуса). Больше плакатов Романа Чеслевича. Образ рабочего запечатлен в картинах Ю. Млынарского, в портрете Е. Кравчика «Дядюшка Петр» (1964). Французский взгляд.
Есть случаи гораздо более сложные. После революции часть бывших «парижан» направилась в США (А. Карны создал портреты легендарного генерала Кароля Вальтера-Сверчевского (1961), юного Ф. Дзержинского (1955), Марии Склодовской-Кюри (1955), Эрнеста Хемингуэя и др. Так Стерн передал свое видение холокоста. И деньги на войну — тоже сейм.
В 1917 году вернулся в Кременчуг, затем преподавал в Харькове (1918–1919), после чего через Минск и Варшаву добрался до Берлина и в 1922 году снова оказался в Париже. К крестьянской теме Шерментовский обращался и позднее («Крепостные», 1873). Готтлиб был польским патриотом. Те же тенденции выразительности архитектурно-конструктивного замысла во многом способствуют большим успехам польской промышленной архитектуры.
В нацистских лагерях погибли художники Д. Брайнин, И. Бронштейн, Ж. Гордон, И. Гринман, М. Кодкин, И. Коган, И. Левин, Я. Милькин, А. Мордкин, Ф. Ройтман, А. Фазини (Файнзильберг, брат И. Ильфа), М. Финк, М. Шейшель и другие. Вряд ли в ее самосознании еврейство играло особую роль. Начало расцвета польского плаката относится к середине 50-х гг. Демковской связано возрождение медальерного искусства.
Еще более высоким мастерством в овладении системой реалистической живописи отличалось творчество его брата, Александра Герымского (1850—1901). Дебютировал в середине 1930-х, привнес в искусство польского плаката живописные техники. Самые талантливые из капистов, такие, как Ян Цибис (р. Виктор Гурка (1922–2004) — один из создателей польской школы плаката. Францишек Стрынкевич (р. В области культуры ведущая роль переходит к крупной и средней буржуазии и обуржуазившейся шляхте.
«Портрету неизвестной» кисти Болеслава Яна Чедековского (1885 – 1969) присуща некоторая рафинированность, характерная для искусства Ар Нуво. Не случайно историческая картина расцвела в 19 в. в Венгрии, Чехии, позже — в Сербии, Болгарии. В работах польских искусствоведов эта среда изучается с точки зрения организации и учреждений польской эмиграции (разнообразные творческие союзы и объединения, журналы, фонды взаимопомощи, библиотеки и т. д. ) и связей с Польшей. В своих работах использовал цветовые пятна и синтетический рисунок, что вызвало огромный интерес на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Из третьего цикла были созданы два полотна, в том числе «Пролетариатчики» (1948 собственность ЦК ПОРП), где изображены члены первой польской рабочей партии «Пролетариат», организованной в 1882 г. Варыньским. Кистью и пером он боролся за то, чтобы вывести польскую душу из состояния оцепенения. Там же, где позиции новаторского реализма были крепки: в плакате, графике, — там влияние абстракционизма и других формалистических направлений было менее ощутимо.
Однако уже и в то время многие авторы писали о «Парижской школе» как о группе художников традиционно-умеренного направления, с некоей «парижской» тематикой произведений. К этому поколению принадлежал и Ксаверий Дуниковский (1875 — 1964). Ярким примером может служить биография Мане-Каца. Среди других значительных общественных зданий следует упомянуть Дом культуры в Освенциме (1958 — 1962 архитектор Ю. Поляк), Универсальный магазин в Катовице (1961 архитекторы М. Круль, И. Ярецкий), спортивные комплексы и сооружения «Варшавянка» (1961 архитекторы 3. Когда я получу гонорар за эту статью в Литературных ведомостях (виньетка Тадеуша Гроновского), то куплю акции (дизайн Тадеуша Гроновского) и уплыву первым же лайнером Red Star Line (плакат рисовал Тадеуш Гроновский)», — так иронично подытожил творчество Гроновского Антоний Слонимский на страницах «Литературных ведомостей».
Насущные проблемы польской деревни издавна привлекают Ю. Краевского. Мальчевский был также выдающимся представителем "польской школы пейзажа". Среди художников старшего поколения, чье творчество влилось в художественную жизнь новой Польши, можно назвать Войцеха Вейса (1875 — 1950), автора картины «Манифест» (1950 Варшава, Национальный музей), посвященной историческим событиям 1944 г., когда 22 июля Польским комитетом национального освобождения был принят манифест, провозгласивший как очередную задачу создание демократического польского государства. Впоследствии жил и выставлялся в Париже, в Кракове, во Львове, в Женеве. Так это происходило в творчестве Станислава Подковиньского (1860—1895), в бытовых картинах из жизни польских и украинских крестьян Леона Вычулковского (1852—1936), в превосходных пейзажах Яна Станиславского (1860—1907). Наконец, когда идете в кино (афиша и световая реклама Тадеуша Гроновского) или в театр (декорации Тадеуша Гроновского) — эта фамилия повсюду.
В течение нескольких десятилетий XX века летописцы составляли хронику событий и устанавливали культовые места и события, ход которых все еще продолжался. Лютомирского.
Его плакат с Фернанделем, а также два других плаката того времени— к фильмам «Сансет бульвар» (1957) и «Улица стыда» (1956) сегодня считаются классикой жанра. Кроме того, даже в случае проживания на территории Царства Польского (с 1905 года эта территория называлась Привислянским краем) знание русского языка было почти неизбежно для любого минимально образованного человека, так как преподавание в большинстве польских учебных заведений велось на русском языке. Исторической достоверности художник достигает верным знанием внешнего облика героев, точностью бытовых деталей. 1947), мрачные архитектурные фантасмагории на акватинтах Тадеуша Яцковского (р. За это время было создано несколько десятков оригинальных шрифтов. Жертвами войны стали не только те, кто непосредственно погиб в лагерях.
Последний раздел Польши (1795) отдал различные ее части трем соседним монархиям: России, Австрии, Пруссии. Судьбы искусства все более прямо и непосредственно связывались с судьбой общества в целом. В Польше основоположником оригинальной отечественной разновидности поп-арта был Владислав Хасёр (1928 – 2000), член творческого объединения "Phases", автор поэтических инсталляций, памятников и монументальных скульптур.
Адам Пултавский (1881–1952) — один из самых известных графиков межвоенного периода. Яцек Мальчевский (1854 – 1929) – это enfant terrible польского символизма, ученик Матейко, который ввел в свою живопись мотивы народных сказок, греческой мифологии и трагических предчувствий конца века. Работы этого периода однообразны, отмечены печатью декаданса. Условен и сух А. Бродовский в своих мифологических композициях, таких, как «Эдип и Антигона» (1828 Варшава, Национальный музей). В графических листах «Конкарно» (1949) Кулисевич предстает перед зрителем как тонкий лирик, умеющий запечатлеть прелесть морского пейзажа.
Сильное впечатление производит его картина «Следы эпохи двадцатого века» из цикла «Война». По углам пилонов помещены головы шахтеров, металлургов. Польские архитекторы завоевали первую премию на международном конкурсе на проект монумента Победы на Плайя-Хирон (1963 — 1964 архитекторы Г. Бочевская, М. Будзинь-ский, А. Доманьский, А. Мровец). Шрифт в его плакатах очень своеобразен.
Но и работа с печатными материалами – будь то иностранные книги, альбомы или периодика последних 20 лет – затруднена их отсутствием в российских государственных библиотеках. Два портрета американского писателя из розового и серого гранита (1963) — вершина пластики Карны. Творчество Сони Делоне, необычайно интенсивное и разнообразное, вышло далеко за рамки «Парижской школы» (что бы под этим термином ни понималось) и оказало значительное влияние не только на искусство XX века, но и на визуальный образ эпохи. В основу картин некоторых художников легли тяжелые воспоминания трудных лет войны. стал разрабатывать проблему синтеза архитектуры и живописи. Кони, всадники, битвы долгое время были его излюбленными темами.
Преобладание в личности художника какой-то одной культуры, осознававшейся «своей» (или, скажем, двух-трех культур), определялось индивидуальными склонностями и кругом общения. Дополнительной сложностью при определении объекта изучения для современных исследователей является тот факт, что в Париже, кроме поляков и польских евреев из российских губерний, жили поляки из регионов, аннексированных Австрией (Краков и Галиция) и Пруссией. Это видно на примере «неявных» евреев, которые не осознавали или умышленно (и вполне успешно) скрывали от окружения свое происхождение. Выработанная ею живописная манера в западных странах стала знаком «эпохи джаза» и классикой Ар деко. У ног их бегают кролики. Таковы «Прусская дань» (1882 Краков, Национальный музей), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие. Его афиши к фильмам «Змеиное яйцо» Ингмара Бергмана, «Клют» Алана Пакулы и «Конформист» Бернардо Бертолуччи вошли в историю кино, как и печатавшиеся многие годы на страницах журналов «Film» и «Miesicznik Literacki» рисунки-комментарии к фильмам, которые часто воспринимались как мини-рецензии.
В 20-е гг. После реформы 60-х гг. Возрождение польского государства после 1918 г. совпало по времени с интенсивными поисками "польского пути к свободе творчества". Судьбы пореволюционных эмигрантов складывались по-разному. Куна, А. Замоский, Э. Виттиг, Я. Щепковский). Петр Млодоженец (1956) — сын выдающегося художника и графика Яна Млодоженца.
принцип колорита. Настоящей славой овеяно творчество графика и представителя "польской школы плаката" Романа Цесьлевича (1930 – 1996), с 1963 г. проживавшего в Париже. Огромное здание трактовано как единый, целостный архитектурный объем. Примером такого рода работ на выставке служат небольшой «Пейзаж» живописца Казимира Беньковского (1863 – 1918) и «Гололедица» Альфреда Веруша-Ковальского (1849 – 1915).
Они придают плакатам Мрощака живописность и поэтичность, вносят оттенок лиризма. Созданные им в конце 40-х — в 50-е гг. 1903). 1945) и Ян Савка (р. В кампанию за новую эстетику включился также критик и искусствовед Станислав Игнацы Виткевич (1851 – 1915), который разработал теоретические принципы нового национального стиля. Ту же роль играет творчество 3.
Лидеров польского конструктивизма стала художница и скульптор Катажина Кобро (1898 – 1951), чьи творческие эксперименты носили подлинно новаторский характер. Если 30-е гг. Этим объясняется и «театральность» поз, жестов героев. Одним из ярчайших представителей "польской школы плаката" является Ян Млодоженец. Старые темы, лозунги многолетней давности, например: «Да здравствует.
Искусство всегда привлекало внимание общественности. Польша обладает многими замечательными музейными коллекциями. Он возник как результат длительных поездок художника по Советскому Союзу и странам Европы.
Впрочем, в триаде «война, пьянка и понты» у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Но в целом последнее десятилетие отнюдь нельзя рассматривать как время упадка. 1893), Станислав Горно-Поплавский (р.
Дризо), А. Минчин, Г. Мишонц, Р. Пикельный, З. Рыбак, С. Сегал, Я. Шапиро и многие другие. В знаменитом «Улье» («Га Ruche») тогда можно было прожить без гроша в кармане, подрабатывая то натурщиком, то грузчиком. Конечно, не все биографии русско-еврейских монпарнассцев «первого призыва» укладываются в описанный выше образец. Выдающийся художник и православный теолог Ежи Новосельский (р.
Год спустя открылась «Выставка произведений 30 художников-реалистов», где было показано триста сорок пять работ живописи, скульптуры и графики. Идеи Дуниковского и Щелковского развивал в живописи Фелициан Коварский (1890 — 1948). Анны в Силезии.
Ее работы выставлены (р. К удаче художника относится и «Последнее добро» (1870 Варшава, Национальный музей). Ехали на войну как на свадьбу. Кариатиды органически связаны с пилонами, как бы вырастают из них. Там он стал членом «Союза польских художников» и вошел в круг компании, собиравшейся в кафе «Клозери де Лиля».
Особый интерес среди мастеров польской живописи представляет Вацлав Таранчевский (р. Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. Этот период уже характеризуется в целом развитием демократического реализма. Русско-еврейские эмигранты двух поколений (речь идет об эмигрантских «поколениях», которые отличались не по возрасту, а по времени эмиграции) по-разному относились в новой власти в России, которая к тому же ликвидировала все ограничения в отношении евреев. 1945 г. открывает новую страницу в творчестве Кулисевича. 1898). Уже тогда исследования отечественного наследия переплетались с эмигрантской его частью.
— период усиленного градостроительства. Проектировала обложки книг писателей левого направления. Самое известное произведение Анатоля Стерна и Мечислава Щуки, выполненное в духе разработанного ими нового дизайна, — графическое оформление поэмы «Европа» Анатоля Стерна (1929). Краски ложатся на полотно грубыми мазками, образуя шершавую, бугристую матовую фактуру.
Мир ужаса, отчаяния или чего-то еще, что вы усматриваете в этих картинах. Виткацию виделась вселенская катастрофа, он предрекал грядущий крах западной цивилизации. Характеры крестьян для него имеют такую же значительность и сложность, как портреты шляхтича, —они для него интересные, значительные люди, а не «униженные и оскорбленные», которым требуется сочувствие. Среди наиболее интересных градостроительных работ архитекторов этого направления можно назвать варшавский жилой район Коло (1948 — 1950 архитекторы Е. и Ш. Сыркус).
Он выделился еще в 70—80-х гг. В конце 40-х — начале 50-х гг. 1931). Своеобразным завершением столь типичной для польского искусства темы освободительного движения явилось творчество Яцека Мальчевского (1854—1929). Мрощак любит цветы (плакат «Мир», 1955). Она реализовала это намерение радикальным образом и очень рано прочно вошла во французскую среду благодаря первому (фиктивному), а затем второму (с Робером Делоне) замужеству, ставшему, кроме того, плодотворным творческим союзом.
Нарастают черты натурализма и иллюстративности. 20-е гг. Эта последняя работа (проект 1947 г. ) — значительное явление в послевоенной градостроительной практике. Эти работы знаменуют развитие академической, официальной живописи.
Первый период творчества Матейки (60—70-е гг. ) был полон патриотического одушевления. Рисовали художники свои великолепные картины на досках, бумаге, а также на полотне. На протяжении веков польская культура была магнитом для иностранных художников. Образное содержание плаката усилено красным цветом.
В портрете Ван-Гога (чугун, 1954) он показал творческую одержимость художника, автора прославленных арльских пейзажей, о колорите которых живо напоминает шероховатая коричневая фактура чугуна. Пролетариагчики изображены сидящими в ряд на фоне кирпичной стены тюрьмы. «Просыпаетесь утром, смотрите в календарь (нарисованный Тадеушем Гроновским) и закуриваете (на пачке — рисунок Гроновского).
1904), создавший в бронзе ряд портретов польской интеллигенции.
С началом войны он отправился в Петроград, где в 1916 году участвовал в выставке «Мира искусства». К лучшим работам Бродовского относится портрет брата художника (1815 Варшава, Национальный музей). Мальчевский все сильнее уходит в символику, создавая полотна, где реальное, взятое из повседневности, причудливо перемешивается с фантастикой. Это касается не только живописи — тема прошлого возникает в литературе, поэзии, музыке. Причем в это число входят также некоторые художники, причастные ближайшим образом и к русской культуре и кругу общения, не говоря о том, что значительная часть членов польской колонии были русскими подданными (до 1917 года) со всеми вытекающими из этого обстоятельства формальными и фактическими последствиями.
Творчество Яна Матейки (1838—1893) — целая эпоха в польской художественной и культурной жизни. Светло-желтый некрашеный гроб на запряженной волами телеге, кажется, также терпеливо и уныло ждет, когда его опустят в землю, где только и обретают покой бедняки. Героем его стал рядовой повстанец, польский патриот. 1902), автор бронзовой статуи «Мать Белоянниса» (1953) и гранитной скульптуры «Моряк» (1949 обе — Варшава, Национальный музей) и А. Карны (р.
Один из основателей «капизма» Я. Цибис возродил в середине 50-х гг. В австрийской Польше, где бытовой жанр был менее широко развит, сложилось, однако, своеобразное, полное большой искренности творчество Александра Котсиса (1836—1877). Признанньгм мастером книжной иллюстрации считается Ежи Сроковский, автор иллюстраций к книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый».
30—40-е гг. Пристальный интерес к предметному миру выражает одно из последних полотен Е. Кравчика «В мастерской» (1964). В плакатах Свежего отражена сложная гамма чувств современного человека — от веселого, подчас иронического смеха до драматизма. Скочиляс оказал огромное влияние на дальнейшее развитие польской графики. Гротеск и ирония придают неповторимый характер картинам А. Винницкого.
Наперы), фабрика мебели в Вышкове (1962 архитекторы А. Дзержавский, 3. 20—30-е гг. Это был период, когда уехали Я. Норблин и А. Орловский умерли М. Плоньский и К. Войняковский. Новые времена приносят новые угрозы, новые "горячие" темы.
Классическим примером служит жизнь и творчество С. И. Виткевича (Виткация) (1885 – 1939), незаурядного драматурга, философа искусствоведа, а также художника и фотографа. Она достойно представляет анималистический жанр в современной польской пластике. Вот один из плакатов: «Да здравствует и процветает Народная Польша. » (1960). В центре памятника горит вечный огонь во славу павших.
Броский термин «Парижская школа», подхваченный критиками 1920–1930 годов, в силу своей изначальной расплывчатости оказался удобным для популяризации серьезного явления, границы и художественная суть которого, однако, слишком долго оставались неопределенными и противоречивыми и вот таким образом без необходимых уточнений оно не поддается научной систематизации. Или, например, Леопольд Готтлиб (Gottlieb), уроженец Дрогобыча (ныне Украина, в прошлом территория Польши, вошедшая в состав Австрии), закончивший Академию Художеств в Кракове, затем учившийся в Мюнхене. В польской литературе, в архитектуре, живописи, графике и скульптуре основной лейтмотив — создание народного стиля.
Послушные прихотливой воле художника, строчки выстраиваются рядом, образуя шляпу и галстук-бабочку (киноплакат «День без лжи», 1954), ложатся затейливым кружевным узором на перчатку (киноплакат «Три мушкетера», 1955). Его работы часто имеют политическую окраску (художник был связан с профсоюзом «Солидарность»). В 40-х гг., когда центр тяжести естественно находился в сфере восстановительного жилищного строительства, был выполнен целый ряд конкурсных проектов общественных зданий, в которых противоборствовали различные направления — от последовательного функционализма до попыток использования традиционных архитектурных форм.
Рубеж 19 — 20 вв. своими картинами из быта ссыльных: «Смерть на этапе» (1891), «Воскресенье в шахте» (1882), «Политические ссыльные» (1883) (все — Варшава, Национальный музей), в которых показал себя мастером психологической характеристики. Тень подпольщика со сжатой в кулак рукой (интернациональный жест «Рот Фронт») — ассоциируется с героической гибелью коммунистов идущих на расстрел, когда потемневшие от пожарищ стены обагрялись кровью лучших сынов партии. Это в первую очередь Леон Вычулковский (1852—1936), Ян Станиславский (1860—1907).
Фогеля, принесшего в 19 в. навыки реалистического пейзажа и целого ряда других художников. Национализация земли на всей территории Варшавы открыла путь к осуществлению сазхых широких градостроительных замыслов. Среди тех, кто попал в те годы в Париж впервые, – братья Берманы (Евгений и Леонид, выбравший имя в качестве псевдонима), сделавшие яркую карьеру мирового масштаба в области сценографии, Л. Зак, И. Карская, С. Лиссим, карикатурист МАД (М.
В отличие от России, где посвященные ей книги и репродукции работ появились относительно недавно, в Польше ее творчество давно уже является предметом национальной гордости. Однако это скорее продолжатели традиции, чем зачинатели нового искусства. Вот почему в ее картинах из цикла «Кафе» (1963) так тесно сплетены лиризм, гротеск и ирония. и фольклорными мотивами.
Мастерская Ханы Орловой была разгромлена – погибло около ста ее работ. В портрете «Сенько» (ок. Начав как мастер психологических портретов, Дуниковский создает целый ряд символических скульптур, в том числе «Материнство» (позолоченное дерево, 1900), скульптуры «Дуновение» (кованая медь, 1901) и «Фатум» (1901). Таково было творчество А. Мицкевича, Ф. Шопена, Ю. Словацкого. Произведения трагически увязшего в политике Анджея Врублевского (1927 – 1957) служат ценнейшим свидетельством тех лет. 1897), Зигмунт Валишевский (1897 — 1936), Ганна Рудзка-Цибисова, работали над вопросами колорита, внеся своим красочным, словно пронизанным солнечным светом искусством вклад в художественную культуру Польши.
В конце 50-х – начале 60-х гг. Таковы написанные в начале 60-х гг. Еще в 20-е гг. В Париже евреи могли общаться между собой и на идиш (что, несомненно, укрепляло внутренние связи этой группы) и на французском языке, разговорной версией которого они быстро овладевали. Четверть века спустя К. Дуниковский вновь возвращается к «Вавельским головам». 1946), направляя острие сатиры уже не в коммунизм, а в негативные стороны современной цивилизации и в проявления извечной человеческой глупости.
Такие города, как Вышков, Новогруд, Шидлов, Ружан, перестали существовать вообще. В отличие от В. Вейса, обращавшегося к традициям 19 в., творчество таких мастеров, как 3. Будто солдат вспоминает о трудных годах войны. Многие промышленные комплексы, как, например, текстильная фабрика в Калише (1959 архитекторы Я. Глувчевский, С. Сикорский), холодильник в Скавине (1960 — 1961 инженеры-архитекторы В. Зембаты, 3. Искусство неоднократно оказывалось в условиях Польши той единственной областью, в которой могли открыто развиваться патриотические, общенародные идеи.
М. Герымский счастливо соединял в себе пристального реалиста и истинного поэта. В последнее время активизировалось индустриальное домостроение. Первые послевоенные годы до установления диктата соцреализма – это один из наиболее интересных периодов в истории польского искусства. Творчество Яна Леницы (1928–2001) представляет одно из важнейших направлений польского изобразительного искусства второй половины XX века.
В то время как некоторые мастера, как, например, талантливый Горно-Поплавский, отошли от реалистического отображения мира, растворяя в неясных очертаниях полуобработанных гранитных глыб весомость и крепость формы, Альфонс Карны остался верен принципам реализма. 1910). Политическая оттепель конца 50-х гг.
Дуниковский работал над ним в течение 1946 — 1952 гг. От сюрреализма Новосельский перенял двузначность и таинственность. Особая патриотическая направленность, пафос национального самоутверждения были неотделимой чертой польского искусства, создавая тот особый внутренний «климат» романтической героики, нервной одушевленности, стремления к борьбе и неприятия насилия, которые столь типичны и для национального характера и для всего лучшего, что было создано Польшей в искусстве на протяжении 19 в. Подобное положение могло сложиться лишь благодаря тому, что идея независимости идея единства нации жила в народе постоянно, пронизывала все слои населения и находила свое яркое выражение в национально-освободительном движении. Появившиеся на варшавских, а позже и на краковских выставках в 50—60-х гг. Создавал плакаты и рекламные материалы для Коммунистической партии. То, что Лемпицкая (в девичестве Гурвич-Горская) скрывала свое настоящее происхождение (она родилась в Москве, отец ее был русским евреем), вполне понятно: в своей творческой и жизненной стратегии художница делала ставку на аристократические круги.
Молодые плакатисты, дебютировавшие в 1970-х изменили направление польского плаката. Особенно удачен центральный отрезок магистрали, где сильная и стремительная лента дороги, проносясь над Вислой и набережной, с упругим изгибом ныряет в тоннель под древней Замковой площадью, затем вновь вылетает на поверхность и разделяется на два рукава, омывая с обеих сторон старинный дворец Радзивиллов. Одним из самых престижных цикличных мероприятий мирового уровня, организующихся с 1966 г., является Триеннале (ранее Бьеннале) графики. 1945» исчезает.
В этом отношении очень важную роль играла группа художников — по преимуществу жанристов, группировавшихся вокруг Феликса Пиварского (1795—1859). Но в порубежных областях Российской империи евреи, кроме идиш, нередко говорили на нескольких славянских языках (русский, украинский, белорусский) или на их смеси. 1914), Ю. Мрощак (р. Пиварский много сделал для развития в Польше литографии. Авангардист родом из Японии – Койи Камойи (р. Во время Второй мировой войны оккупационные порядки в Париже не были такими грозными, как, например, в Варшаве, где уничтожение еврейского населения было тотальным, однако война и оккупация стоили жизни многим художникам.
В 70-х и 80-х гг. Однако оно лишено всякой монотонности. Лишь 90-е гг. проводится застройка Банковской площади (архитектор А. Корацци, 1792—1877) с величественным зданием Государственной комиссии приходов и казны. Несмотря на все это, уже через пять лет после окончания войны народной Польше удалось восстановить свой экономический потенциал.
В начале 50-х гг. Он начал еще в 1937 г. Но подлинный расцвет его творчества — 50 — 60-е гг. Вальдемар Свежий — автор плакатов, рекламирующих Год Польши в Испании (2001–2002): афиши концертов «3 х Шопен» и «Хенрик Миколай Гурецкий», выполненных им по заказу Института Адама Мицкевича. Стажевский тесно сотрудничал со знаменитой парижской Галереей Дениз Рене.
Они являются неотъемлемой частью воссоздаваемой художественной картины современной жизни. Пользуясь мощными изобразительными средствами, эта группа выражала трагедию войны и послевоенную депрессию. В Париже нередко выставлялся вместе с русскими художниками и был одной из заметных фигур русской эмиграции, что не мешало ему быть членом «Союза еврейских художников» в Кракове и ездить туда на выставки. Такие картины, как «Люблинская уния» (1869 Варшава, Национальный музей), «Баторий под Псковом» (1871 там же), знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши.
Принципиально иные задачи ставили в своем творчестве художники «Комитета Парижского» — так называемые каписты, ученики и последователи Ю. Панкевича — крупнейшего представителя импрессионизма в польской живописи. Привлекала атмосфера мастерских, галерей, кафе, где собиралось много молодежи. В Париже писал в эти годы Мицкевич свою национальную эпопею — «Пан Тадеуш», здесь же в эти годы возникли наиболее совершенные и народные произведения Шопена, в которых он стал выразителем души своего народа. В 90-х и особенно в 900-х гг. В 1968 г. в местности Вилянув под Варшавой открылся первый в мире Музей плаката.
Самым большим достижением Тересы Жарновер в плакатном искусстве считается плакат для предвыборной кампании в Сейм (1928) «13-е Рабоче-крестьянское единство». Среди последних следует особенно отметить академика Яна Захватовича и проф. Небо нахмурилось, за оградой, около старого костела, темнеют деревья. Лучшее его полотно — «Мать умерла» (1867 Львов, Картинная галлерея). Классицизм в Королевстве Польском держится дольше, чем в других странах.
Мазок его очень точен, он одним движением кисти «ставит» фигуру, ощутимо, на глазах, лепит, строит форму. По временным границам договоренность так и не была достигнута. Атмосферу напряженной тишины пустынных варшавских улиц, «взорванную» короткой автоматной очередью эсэсовцев, расстреливающих польских патриотов. 1927) – мастер по церковной росписи, подвергает религиозные темы смелой, неординарной интерпретации. — начало новой волны строительства. Одним из основных мотивов современного искусства является человеческое тело, его хрупкость, незащищенность.
Поиски языка новых архитектурных форм ярко прослеживаются в таких сооружениях, как торговый центр «Супер-сам» в Варшаве (1959 — 1962 архитекторы М. Красиньский, Е. Гриневицкий, Е. Кра-синьская конструкторы В. Залевский, А. Журавский и другие). 1945» — потрясающий душу документ ужасов войны. Здесь работали художники Г. Родаковский, П. Михаловский, Л. Каплиньский. Важную роль в польском искусстве играл жанр портрета.
Тем не менее, остается обширное и почти нетронутое поле исследований иностранной периодики соответствующих периодов (с конца XIX века до, примерно, 1970-х годов), каталоги различных выставок, опубликованные на Западе мемуары и корреспонденция. 1871 Варшава, Национальный музей). Наибольшего мастерства он достиг в цветных сюррелистических фотомонтажах используя репродукции картин великих мастеров прошлого.
Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Пултавский известен прежде всего как автор проекта первого польского шрифта — так называемой антиквы Пултавского (1923–1928). Именно они в присутствии многих свидетелей дрались на дуэли (причиной было неясное до сих пор «дело чести») 12 июня 1914 года. То, что известный монпарнасец Серж Фотинский – тоже еврей (Абрам Саулович Айзеншер, эмигрировавший в 1903 году по политическим причинам, с чужим паспортом, который и дал ему фамилию на всю дальнейшую жизнь), было открыто недавно и абсолютно случайно. После «перестройки» выяснилось, что из эмигрантов в России знают в основном художников, ставших известными еще до отъезда и некоторых из достигших вершин успеха уже на Западе.
1957), представляющий поколение "дикой экспрессии". Возвеличивание прошлого, а в нем — шляхты и королей как вождей народа, что прямо граничит с влиянием реакционной историографии (очень развитой в то время в Кракове), привело к тому, что творчество Матейки в 80—90-х гг. 1905). В центре повествования всегда стоит герой, будь то Скарга или Костюшко. Когда берете в руки книгу (обложка Тадеуша Гроновского), листаете страницы журнала Пани (рисунки Тадеуша Гроновского), читаете любой журнал или газету (титульная виньетка Тадеуша Гроновского). Однако это не уберегло его от смерти от рук свихнувшихся подростков.
Глядя на плакат, невольно вспоминаешь Маяковского: «Землю всю охватывая разом, видел то, что временем сокрыто». Вина, пива, водки» (1964). Жизненные обстоятельства определили различные поведенческие образцы. С внутренней стороны пилонов стоят кариатиды: «Женщина с ребенком», «Крестьянин», «Горняк», «Шахтер». Заметными творческими явлениями для своего времени стали кооперативное строительство в Варшаве жилого района Жолибож (архитекторы И. Янковский, А. Яворницкий и другие), планировка промышленного города Сталевая Воля и др.
Творчество Магдалены Абаканович произвело революцию в подходе к художественной ткани. Родоначальник «формизма» 3. В 1976 году Королевское общество искусств в Лондоне (Royal Society of Arts) удостоило художника титула почетного королевского дизайнера (Honorary Royal Desinger).
Эго должны были быть монументальные портреты деятелей польского революционного движения. Шокирующий коллаж Эугениуша Гета-Станкевича (р. Он является своего рода импульсом, заставляющим «работать» воображение зрителя по заданной Янушевским программе, вызывая поток ассоциаций с красной кирпичной стеной, с красным заревом кровавых лет войны. Таким образом были созданы предпосылки для развития социалистического реализма. Памятник Монюшко (автор С. Горно-Поплавский) был открыт также во Влоцлавеке.
Вообще, многие польские евреи, приехавшие в Париж в начале века, происходили из ассимилированных семей (некоторые были католиками) и они чувствовали себя близко связанными именно с польской культурой. r. ", а также международных групп: "Cercle et Carrй", "Abstraction-Crйation". Игнатович, Е. Солтан и другие), «Висла» (1960 архитектор С. Ельницкий), Дом спорта в Люблине (1958 — 1959 архитекторы Б. и 3.
Но позже вид такой живописи практически исчез после того как начали распространятся печатные репродукции. В старинные времена народные художники, которые занимались рисованием образов, так называемые «obraznik» в основном рисовали масляными красками, а также клеевыми красками. — годов революции, крестьянских восстаний и бунтов городской бедноты. Персонажи и события польской истории воссоздаёт и Генрих Редлих (1838/1840 (. ) – 1884) в гравюре «Люблинская уния 1569 года (Сигизмунд Август в Люблине)», созданной по заказу Общества изящных искусств в Вене по оригиналу знаменитого живописца Яна Матейко (1838 – 1893).
Они положили начало широкому и очень интересному течению, принесшему в 900-х гг. Его подход к плакату можно назвать иллюстративным. сразу после окончания Варшавской Академии художеств. В этом направлении работали многие варшавские художники: Ф. Костшевский (1826—1911)—«Дробильщики камня» (1862, Познань, Национальный музей) В. Герсон (1831—1901) — «Прощание крестьянина с конем» (1856) — и ряд других. 1933) и Станислав (р. В 1927 году он получил французское гражданство.
Пожалуй, самым характерным из его произведений являются «Крестьянские похороны» (1862 Варшава, Национальный музей), тема, которая еще не раз прозвучит в польском искусстве. Написан портрет в спокойной и сдержанной оливково-серой темной гамме. тоже по проекту Корацци. Биографии многих художников из России, при несомненном индивидуальном «наполнении», настолько схожи по нескольким ключевым позициям, что эта неслучайность очевидна.
Так были восстановлены (а фактически почти полностью построены заново) исторические ансамбли Старе-Мяста и Нове-Мяста в Варшаве, Старый Город в Гданьске и Познани, Рыночные площади в Ополе, Вроцлаве, Возиславе, многие дворцы и замки в различных городах. Живя в Париже, он написал портрет генерала Г. Дембиньского (1852 Краков, Национальный музей), который только что вернулся из Венгрии, где предводительствовал революционными войсками поляков, присоединившихся к повстанцам-венграм. Лучшие картины Вычулковского связаны с крестьянской темой: «Пахота» (1903 Краков, Национальный музей) «Уборка свеклы» (1892 Варшава, Национальный музей) и другие. Цветы как поэтическая метафора — этот прием часто используется плакатистом. 1935), который вот уже более 40 лет живет в Варшаве, снискал славу как польский художник. Нередко под этим названием имелись в виду в основном художники еврейского происхождения, независимо от тем, жанров и стилистической направленности работ (до войны был в ходу термин «Еврейская школа», заменявший или вытеснявший название «Парижская школа»). Общественная роль искусства была для польских художников вызовом и трудным заданием. Современное искусство, как говорят многие критики – хаос.
На Международной биеннале плаката в Мексике в 2000 году он получил высшую награду за огромный вклад в развитие графического дизайна — Medal a la Excelencia Jos Guadalupe Posada (Медаль за совершенство имени Хосе Гуадалупе Посада). Наиболее значительным представителем польского символизма в изобразительном искусстве был Станислав Выспянский (1869—1907). радиально-лучевую композицию с системой кварталов, веером охватывающих городской центр. 1895), Э. Липинский Ср. ряд достижений, особенно в творчестве Ст.
Его критиковали, ругали, обсуждали им восхищались. Его автор Станислав Выспяньский (1869 – 1907), ученик Яна Матейко – это ярчайшая творческая личность рубежа веков, периода, который получил название "Млода Польска". Перечень может быть продолжен. Для современной Польши такой личностью является Юзеф Чапский (1896 – 1993), моральный авторитет и настоящий свидетель ХХ века.
«Варшава. Надписи появляются в самых неожиданных местах. Польская пресса подняла любопытную дискуссию, очень точно назвав абстракционизм «новым академизмом». "Первая декада свободы", как называют 90-е гг., – это нелегкий этап перемен в политической и социальной жизни страны, нацеленных на включение Польши в круг развитых демократических государств. Выспяньского. После 1945 г. начинается новый, яркий и плодотворный период в творчестве мастера.
1901). С его именем связано формирование современной польской скульптуры. Однако их работы оставались некоторое время одиноким явлением в польском искусстве. 1933), Анджей Дудзиньский (р. Еврейский взгляд (и примыкающие к нему издания).
Генрик Родаковский (1823—1894) проявил себя одаренным портретистом, создав «Портрет отца» (1850 Варшава, Национальный музей). Свежий — автор известного плаката для ансамбля песни и танца «Мазовше», 1954, выпущенного миллионным тиражом. Польский художник и иллюстратор Якуб Розальски (Jakub Rozalski) воплотил это в своем увлекательном проекте 1920. одно из своих лучших произведений — Бельведерский дворец в Варшаве, простой и ясный по своим формам.
Большую часть жизни художник прожил в Париже (в 1971 году он получил французское гражданство), работал арт-директором журнала «ELLE» (1965–1969), для которого предложил собственную концепцию дизайна (Чеслевич разработал также дизайн культового польского ежемесячного журнала «Ty i Ja»). Это определило, в частности, расцвет буржуазного портрета, широко развившегося в Польше. Таланту Максимильяна Герымского (1846—1874) свойственны иные черты — тонкий и точный рисунок изящество и музыкальность, слитые с исключительным ощущением жизни природы.
Детство они провели в местечках или городах черты оседлости. На плакате не изображены «люди труда всего мира» — это провозглашает лозунг. Рассматривая проблемы общего характера (и отмечая «белые пятна» в польской историографии вопроса), авторы монографии продолжают работу над персональными творческими биографиями, дают описание польской художественной колонии в Париже – за первую половину XX века она насчитывала около 600 художников из них не менее ста художников были еврейского происхождения. В центре внимания С. Рассальского — человек.
А наверху огромная взметнувшаяся, как пламя, Ника. В сатирических плакатах часто фигурирует острая выразительная гипербола, хлесткие и меткие сравнения, карикатура (плакат Р. Цеслевича «Лодыри и лентяи задерживают движение страны», 1961). ХХ в. Владислав Стшеминьский (1893 – 1952) с соратниками из авангардистской группы "а. История польского авангарда имеет своих героев, ставших легендами.
Именно война объединила многие судьбы, напомнив русским и польским евреям, что они не французы и «не арийцы». чел.
Эти традиции творчески переосмысливаются новой сменой. С другой стороны, можно понять ее упорное желание остаться в Париже. Близок к капистам по живописным поискам Эугениуш Эйбиш (р. Вождь обращается с пламенной речью к народу.
r. " начал собирать произведения мирового авангардизма. Первый номер журнала считается началом использования так называемого функционального шрифта (автором идеи — состоящей в отходе от прикладной графики, понимаемой как ремесло имеющее эстетическую ценность и обращении к экономичному, быстрому и универсальному визуальному сообщению— был Стржеминский). Больше работ Петра Млодоженца. Помимо формистов существовала группировка «Блок», объединявшая абстракционистов, таких, как В. Стшеминский, Г. Стажевский, Т. Кантор, М. Ярема, которые абсолютизировали принципы конструктивности н архитектоники и отошли от реализма.
Наконец, пристальное изучение творчества таких мастеров, как Гойя и Веласкес, сообщали произведениям Михаловского особую художественную культуру, снимая налет «доморощенности», делая его художественный язык гибким и свободным. 1946) – лауреат Гран-при Бьеннале графики 1995 г. в Гиёр (Венгрия).
Мыслями о его судьбе и о судьбе эпохи, раздумьями о цивилизации и роли человека в ней проникнуты серии гравюр «Дон-Кихот» и «Две эпохи». Автор внушительного и рекордного количества плакатов (более полутора тысяч) многие из которых отмечены самыми высокими наградами в области графического дизайна. Примером может служить Моисей (Моше) Кислинг (Kisling) из Кракова, часто бывавший в кругу русских эмигрантов и имевший среди них близких друзей. Плакат был в ПНР одним из островков творческой независимости. Демковская создает портреты (медали «Шопен», «Анна Франк»), а также бытовые сценки, натюрморты, окрашенные поэтическим видением мира («Деревенские дети»). Последние 10 лет жизни художница провела во Франции.
Там экспонировались произведения художников-реалистов, показывавших активную роль человека в современной жизни («Диспетчер» Б. Либерского, 1964 «Паровоз» Я. Качмарского, 1963 «Строительство азотного комбината» X. Краевской, 1964). Критические, переломные моменты истории — время правления Зигмунда Старого (16 в. ) и события недавнего сравнительно прошлого (конец 18 в. ) — сближались, становились звеньями одной цепи, одного повествования о своекорыстии шляхты, приводящей страну на грань катастрофы и вызывали у зрителя глубокие раздумья.
Широта архитектурного замысла, точная и богатая отделка деталей типичны для дворцов, воздвигнутых Корацци для частных лиц, — таков блестящий дворец Сташица (1820—1823) (в нем помещалось Общество друзей науки) или дворец Мостовских (1823). В 1960 г. в ознаменование 550-летней годовщины «Битвы народов» на Грюнвальдском поле был сооружен величественный памятник (архитекторы В. Ценцкевич, скульптор Е. Бандура), отразивший в сдержанных и символических формах это важное историческое событие. С 1906 года он преподавал живопись в школе «Бецалель» (Иерусалим), в 1908 году приехал в Париж. 1945» (Варшава, Национальный музей) на смену резким контрастам черно-белой гравюры приходит рисунок пером, размывка тушью, сепия. 1933) «Первое мая — праздник людей труда всего мира» (1961). борьбу польского народа за национальное освобождение.
Нет, поляки никогда не были трусами на войне. С 1966 г. в Варшаве организуется Бьеннале плаката – мероприятие международного масштаба. Их лица суровы и значительны. Это плакат «Ребенок, с которым мы встречаемся» (1959) — с изображением испуганного мальчугана, чье желтое лицо словно выхвачено из ночи светом фонаря и антиалкогольный плакат «Ни капли. Его творчество— превосходный пример стиля ар-деко. Кароль Сливка — автор логотипа широко известных брендов, таких, как банк PKO, 1968 (на плакате: копилка, куда падает монета), Института матери и ребенка (Instytut Matki i Dziecka), ок. Такой стиль себя оправдал, особенно в прикладном искусстве и архитектуре. Таков цикл «По Ленинским местам» (начат в 1954 г. ).