Полотна Босха – это энциклопедия суеверий и страхов, терзавших средневекового человека.
В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством духовенства заметна во многих картинах Босха. Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Босх и реален и символичен. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Перед странником лежит ненадежный мостик. Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка).
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Иероним Босх – великий нидерландский художник. Эта суета не касается святого, который крепок в вере. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани.
И, по идее, должна не ведать стыда. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.
На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Вероятно и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом— в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Рядом сидит в кресле тучный монах.
На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. А дело было в избыточности и непонятности многих символов. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство.
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку.
«Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Бог видит «. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.
Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований.
Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов».
Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Когда смотришь на полотна Босха, то с трудом веришь, что он был современником Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала).
Знаменитая алтарная картина Босха «Воз сена» является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке «Мир — это воз сена и каждый старается урвать от него сколько может». В погоне за житейскими благами богатством, властью, славой, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза сена, все человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, смотрятся куда более реалистичными и материальными. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Безжалостность – вот что она значит для живописца.
И наиболее сложным. Став мастером-живописцем, в 1480 г. он вернулся на родину и благодаря своей популярности уже в 1481 г. женился на одной из самых богатых невест в городе.
Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. На мачте привязан жареный поросенок и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
«А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Пастыри и паства совместно беспутствуют. В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания.
Внизу под ним буйствует Жадность. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Спорна центральная часть. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями.
Его техника называетсяалла прима. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости.
Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Иероним Босх – это великий нидерландский художник, который работал преимущественно в Хертогенбосе (Северная Фландрия). Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков».
Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Кроме того, Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный интерес к различным областям знаний. То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей.
Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Ясно было, что это пародия на что-то из событий времён жизни Босха, но что именно зашифровано там— непонятно, в силу отдалённости от нас событий и иного менталитета, воспитания и культуры тогдашних зрителей, да и автора тоже. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Достоверные факты скупы. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. в Харлеме и потому возникает искушение представить картину Босха, вероятно, читавшего её, как пародию.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. Картина Босха – не иллюстрация к ней.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Перед вами – репродукция картины Босха.
В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Лишь 7 творений Босха подписаны. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.
Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Вот, собственно и всё.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Как воссоединится душа с телом. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Это – кощунственная для церкви мысль.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый «Корабль дураков», где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый.
Они подвешивают людей на крюки, как туши в мясной лавке, запекают в печах и поджаривают на сковородах убийц и скупых. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. И даже Игорь Фёдорович, да. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
вХертогенбосе (Брабант). Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.
Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Они отображают эту реальность как живое проявление, ее тайную жизнь, движущие силы, крайнюю степень упадка и разложения», – писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке.
«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году.
Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Другой объелся до рвоты. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.
Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек.
Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Его сравнивали с нечистым человеком, который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные перья. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.
Босх – был личностью весьма интересной. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. Они и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах.
Меня зовут Лубберт Дас». Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Это было последнее произведение Босха. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира.
Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. И одним из самых прочных мостов, связавших искусство авангарда с живописью Босха, стала магия алхимии— их общий неисчерпаемый источник образов.
Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. «Извлечение камня глупости»). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Именно промежуточное положение между аристократией и ремесленниками, между учеными докторами и необразованным, но исполненным вековой мудрости народом, чьи предания вошли в его плоть и кровь, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. В изображении рая и, особенно, преисподней на боковых створках алтарных триптихов проявилось богатство воображения Босха, а также — познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. По Писанию они все еще закрыты.
Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».
Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра. И все же лучше судить о Босхе по его работам.
К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное ибо это – черный Ад. Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов.
Творчество Босха загадочно. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия— фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой.
На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает.
Лишь семь творений Босха подписаны. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Три влюбленные пары, которые уединились в разных местах – на возу среди невидимых им ангелов и рядом в кустах и просто на земле, – предаются любовным утехам. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Это уже безнравственность и блуд. Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, совершенно современно. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна.
Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля.
Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Он – живое обличение глупости и безбожия. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Босх является одним из представителей мастеров раннего Северного Возрождения.
Картина Босха показывает корабль. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Что же мы видим у Босха. в боковом пределе) братства. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного.
Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. 5 По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Его техника называется алла прима.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.
Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». И немудрено: определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических сведений о нем. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Также есть версия не менее популярная, чем о секс – культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. Иероним Босх писал многофигурные картины на темы народных поговорок, притч, пословиц («Искушение святого Антония» триптихи «Сад наслаждений» и «Поклонение волхвов» «Корабль дураков») сочетая изощренную средневековую фантастику и рожденные его воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства той эпохи реалистическими новшествами.
Картина называется «Искушение святого Антония «. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть. Это увлечение длилось несколько десятилетий.
Ад изображен в правой части триптиха. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. В то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются частью традиционных церковных сюжетов, у Босха они обретают композиционную независимость в «Фокуснике» и «Операции глупости». На черном фоне расположен под ним Ад. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Ерун ван Акен родился около 1453г. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули.