Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. «Нет человеческого образа, который бы так волновал воображение поэтов, писателей, художников, композиторов на протяжении сотен лет, как фигура Фауста. Фауст и Мефистофель – два антипода. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его. Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Его фрески оставались недооцененными, а панно и картины вызывали подчас негодование и глумление обывателей. Но «свет внутри меня ведь не погас.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск.
Тот страдает. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке).
Фауст – лицо реально существовавшее. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне.
Он уже ничего не ищет, ничего не хочет, живет зевая. луч ее случайный, Неуловим. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его.
Также эта картина принадлежит к модерну из-за стилистики, в которой проработал ее Врубель. Свобода для него дороже Эдема. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения.
Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях. Тот устал от вечности. Вера в Бога одна из основ ее жизни. Фауст скончался в 1540 году.
В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ). Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз.
Он ищет. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса.
Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». Меня и Серова поражало это. ». А слава. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту.
Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Мы бы сказали сейчас, что писатель избрал кинематографический принцип действия, если бы этот принцип не был заимствован кинематографом у литературы. Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью».
Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля. Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. Фауст и Мефистофель. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком.
В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». Н. Г.
Вечером, в саду Маргариты. «Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе». Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.
Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом». Мирская честь Бессмысленна, как сон.
Ад теряет над Фаустом свою силу. Не случайно на основе традиций позднейшее искусство рождает свои модификации этих образов, переосмысляя их, внося в них новое, вариативное содержание.
Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. Соч.
Надеемся, что современный зритель также не останется равнодушным к творчеству этого гениального художника. Это отнюдь не тип злодея. Частица силы я, Желавшей вечно зла, творившей лишь благое. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом. Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище».
Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Он — символ возможностей и судеб человечества. Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Чаще всего он мудро признает правоту и того и другого.
Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. В книге Шписа впервые отчетливо прозвучала основная идея легенды о докторе Фаусте – жажда познания, для удовлетворения которой ученый готов пожертвовать своей душой, отречься от Бога и предаться дьяволу. Автор книги пишет, что Фауст имел быстрый ум, склонный и приверженный науке и окрылился он, как орел, захотел постигнуть все глубины неба и земли. В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С.
В сущности, он тоже созидает через отрицание:. Последний по времени перевод Б. Пастернака, 1955 г. «Нет человеческого образа, который бы так волновал воображение поэтов, писателей, художников, композиторов на протяжении сотен лет, как фигура Фауста. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил.
Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона. Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Трагедия пронизана пафосом творчества. Фауст не включается в это веселье.
Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Тургенев в статье «Фауст, трагедия. Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду.
Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Он хочет любви простой, человеческой. И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения". Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Время неумолимо расставляет все по своим местам, воздавая должное тем ярким личностям, чье большое и неординарное творческое дарование при жизни далеко не всегда оказывалось по достоинству оцененным современниками. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки.
Ему холодно в просторах вселенной. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого».
В нем есть что-то от гетевского Мефистофеля. В его колких репликах много печальной правды. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению».
перевод 1567 и др. ). Он органично входит в общую концепцию Гёте. Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.
Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем. Бессонна мысль и жаждет исполненья». Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды.
Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Однако, несмотря на стремление автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом в его лице находит свое отражение вся эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев. Фауст – это жажда постижения, вулканическая энергия познания.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен».
Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Он не похож на Сатану Мильтона. перев. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова.
В его груди – пламень. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного. Это – Онегин, скучающий, рано познавший наслаждения и рано ощутивший оскомину. Фауст же Гете не скучает.
О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах. Страдания Фауста суть пытливое, придирчивое, страстное стремление к истине. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения об этом персонаже. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад. И он, лермонтовский Демон, печален. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев.
Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598.
Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется по-монтеневски аи-аа ("за пределы"), второй знает, что там нет ничего, там пустота и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы и весело им потакает – ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Итак. Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Главные герои картины – Мефистофель и Фауст.
«Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер.
Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля. Пушкин "В сцене из Фауста" вложил в него черты романтической пресыщенности. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции». И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать.