«поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) — последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Иероним Босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов». И. босх создал несколько триптихов на библейские темы, одним из последних является «Поклонение волхвов».
Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой. Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Таким образом, картина выражает негативное отношение к мессе, а не восхваляет ее.
Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна. Нидерландские мастера того времени обычно изображали его, как и все древние города, в тогдашнем североевропейском стиле – с готическими шпилями и черепичными двускатными крышами. Еще дальше – беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна.
Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель. также цв. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Мир Босха причудлив, но многие толкования, которые историки предлагают его работам, у него самого явно вызвали бы изумление. Возможно, такая трактовка позднее перешла к катарам.
В дверном проеме виден осел, традиционный голландский символ иудаизма и Ветхого Завета. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XV в. они часто появляются в качестве зрителей. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.
В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Они пьют вино. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Мы исходим из того, что человек в вертепе указывает на присутствие Антихриста, воплощенного в «папе римском» и окруженного духовенством. В качестве примера классической трактовки мифа приведем произведение неизвестного художника, отнесенного Панофским к ранним фламандцам («Ранняя голландская живопись». Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.
6). Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной.
Так, скульптура Исаака буквально стоит на рептилиях. Кроме того, Бранд Филип указывает, что колокольчик на подоле может быть напоминанием о еврейском первосвященнике Каиафе, предавшем суду Христа49. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. На языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения.
По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. они часто появляются в качестве зрителей.
Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. В этом заключается значение странных символов, которыми Босх окружил трех волхвов. Связь Босха с этой ересью будет исследована в следующей главе. «Поклонение волхвов» (Триптих Бронхорст-Боссюйсе) — последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.
Типологически оба сюжета относятся к Поклонению волхвов. И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. в Египте.
Ныне хранится в музее Прадо в Мадриде. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Ряд образов центральной части этого триптиха повторяются и в его правой части (цв. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. Их действия обличают в них приспешников дьявола. Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами.
Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Центральная часть «Рождение Христа» (цв. В этих известных работах художники изображают пшеницу (евхаристический хлеб) и ангелов в церковных одеяниях42.
Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.
Босх пошел еще дальше. Его ересь представляла собой средневековую форму древней дуалистической традиции, которая (как мы видели во введении) прослеживается от самых ранних мифов. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Ее символика далека от обычного благочестия.
Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Бык, представляющий христианство и Новый Завет, находится внутри.
Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». На символическом языке Босха он становится не столько ветхозаветной синагогой, сколько «синагогой Сатаны» — так катары называли Римскую церковь. Композиция картины необычна, но сама по себе не является еретической. Перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. А что именно Босх изображает как объект поклонения для верующих христиан.
«Папа римский» на картине Босха находится в окружении группы людей в фантастических одеяниях. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица.
Изображение Христа – подлинный центр картины. При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что триптих «Поклонение волхвов» в целом демонстрирует неканоническую интерпретацию этого библейского мифа.
ил. Вертеп — традиционный христианский символ еврейской синагоги. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс— пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока»— неиудеи— признали в младенце истинного Мессию.
Левая створка иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия. Манихеи и катары называли своих священников «агнец света», а их врагов — волками, собаками или дикими зверями57. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвящённых поклонению волхвов картинах XVв. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. 13:2 – 24.
В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Ересь в том, что у Босха волхвы поклоняются «культовым изваяниям».
Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Гибсон сравнил их фигуры с культовыми изваяниями41.
Легенда о мессе Св. Но почему они принесли именно такие подарки. Волхвы греховны, так как поклоняются ложным идолам ложной религии. Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь.
Позже, однако их репутация была восстановлена. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Такая типичная для Босха трактовка образа будет подробно рассмотрена в главе 5.
Алтарь Святого Антония (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв. нами и бесами. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).
Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. По мнению Балдасса, уже внешние створки на тему мессы святого Григория (цв. В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано.
Христианская живопись традиционно представляла положительные образы волхвов. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов. Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Он остается в пределах римской (языческой) веры так же, как его рана — в стеклянном ковчеге.
Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды. Он как бы говорит ему: Не бойся. Т. 2). Мастер неоднократно обращался к сюжетам из цикла страданий Христовых.
В композиции Босха (правая часть триптиха) изображен кабан, выходящий из леса (цв. 20:8. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»). корыстолюбия и зависти. Развеваются стяги германского императора и французского короля. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. – Тело Христово.
Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. 1) не соответствуют канону40.
Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. ил.
Еретики-бегины иногда называли папу римского «дикий кабан»56. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом. Третий, чернокожий Гаспар волхв держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду.
Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. В центре овца, оставленная без присмотра «нерадивыми пастухами», которые вскарабкались на крышу, чтобы поглазеть на Младенца (цв. Босх изображает человека с раной на правой ноге, то есть этот человек (по символике Данте) невежествен или не обращен в христианство. ил. Таким образом изображая первое пришествие Христа, Босх перебросил мост к последним временам, когда, по многим средневековым преданиям, случится финальная битва между христианской Церковью и силами тьмы под предводительством Антихриста. Это — страдающий Спаситель, охваченный силами зла.
Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. ил. Картина «Аллегория обжорства и сладострастия» хранится в Художественной галерее Йельского университета и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха «Семь смертных грехов». В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой. Она показывает младенца волхвам, облачённым в роскошные одежды.
За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Зритель видит трех королей, принесших дары Христу, но понимает, что они одновременно означают нечестивых царей на службе Антихриста. 2 и 4). Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Центральная часть триптиха изображает земной мир. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков.
Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. На среднем — херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Взгляд его насторожен.
Его дар, повествующий о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери. 9). Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Все это дает нам ключ к дальнейший разгадке образа.
Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Этот фрагмент иллюстрирует слова Иисуса: Истинно истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию.
ил. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага. Он появляется в окружении молодняка, как и «папа римский» в вертепе окружен своими приспешниками. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года.
Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи. Босх использует традиционные символы религиозных догм, но тонкие (или не очень тонкие) нюансы показывают его не совсем почтительное отношение к этим догмам. Раненая нога для еретиков (и даже в некоторых случаях для христиан) является символом греховности. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу. На мессу указывает жертвоприношение Исаака, а также звезда из соломы под кровлей вертепа (об этой «звезде» речь пойдет позже). Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. ил. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд.
Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций. На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. ил. На его тяжелом наплечнике Босх изобразил царицу Савскую, пришедшую с дарами к царю Соломону 3 Цар.
Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Три волхва – намек на этих трех царей.
Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне». На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.
Большинство картин Босха не имеет датировки сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его творчества. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. 2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом.
Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны.
Эта традиционная свита волхвов изображена Босхом как символ безрассудства и греховности. Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц. Иисус стоит на холме, словно заключенный в тюрьму. В нем изображение Христа, ожившее во время мессы, направляется к папе Григорию I, который проводит службу. Один из них, стоящий в профиль, явно монах.
Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр. Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей.
Напротив, станет очевидно, что он был еретиком. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. За ней мужчина и женщина, на которых напали волки. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде).
Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур придаются странным играм и любовным утехам. То есть христианство заключено в тюрьму — «синагогу Сатаны» — так же, как Христос ограничен в рамках алтаря мессой святого Григория. 4).
В манихейских псалмах четвертого столетия, обнаруженных в Фаюмском оазисе в Египте, встречаются метафоры «раны моих грехов», «тяжелая рана беззакония»44. Она лежит у подножия скалы из которой растет мертвое дерево. Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. High Quality Content by WIKIPEDIA articles. Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам, относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Идентификация мессы и Рождества также присутствует в алтаре Пор-тинари (1475) Хьюго ван дер Гуса и в «Рождестве» (1515) Жана де Бира (Бирмингем). И для святого волхва, видимо, казался неуместен. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар.
Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. Третий волхв, чернокожий Гаспар, держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображён Авенир, воздающий почести Давиду. Мы этого точно не знаем. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ.
Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придаёт поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии— маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака это— предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века.
Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черёд согрешить. Они приносят дары Мадонне и Младенцу, застывшим в безжизненных позах (цв. В следующих главах будут исследованы многочисленные тайные знаки, присутствующие в этой и других его работах. В композиции Босха ангелы отсутствуют, а в церковные одеяния облачены волхвы. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека). Справа в шатре сидят любовники.
Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Воз с сеном движется, словно триумфальная колесница мирской суеты. И так далее. 2, см. ил. 5).
Художник демонстрирует поистине неисчерпаемую фантазию в мотивах адских мук, свободно оперируя масштабными соотношениями предметов и сочетаниями функционально несоединимых вещей он использует, собственно, приём «отстранения», когда необычный, новый контекст и неожиданные смысловые пересечения заставляют человека иначе взглянуть на привычный мир. При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее. 19:19. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние».
На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд. Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Возможно, Босх изобразил, как Авенир явился к Давиду, чтобы заключить с ним союз и передать под его владычество все земли Израиля. То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна— о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног. Символы Страстей Христовых изображены над алтарем. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно.
Волхвы изображены на фоне находящегося на переднем плане вертепа.