// PL. Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни В. Один из древних текстов – «Книга сокровищ пещеры» (VI в. ) – сообщает, что за 2 года до рождения Иисуса В. в Персии видели звезду особой формы, к-рая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребенком во чреве. Таким образом, в ранней патристической литературе утверждение о царском достоинстве волхвов встречается только у Кесария, епископа Арелатского (VI в. ) в большинстве случаев о волхвах говорится как о мудрецах, астрологах ищущих истину. Там для них решили построить абсолютно уникальный «ковчег». И увидели там Младенца с Матерью Его Марией». S. 55-58). До сих пор загадка Вифлеемской звезды не разгадана и остаётся предметом споров среди астрономов.
Chrysost. Художник пришел вместе с толпой смотреть чудо и не смотрит, уединился». 5, 7, 11, 15) дворах) дважды в Деяниях апостолов (Деян. В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу. Итак, золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо. В 1164 году реликвия с триумфом была ввезена в Кёльн.
Это брат Лоренцо – Джулиано изображённый с закрытыми глазами. 673 — 735), хотя об определенном символическом значении даров волхвов говорил уже Тертуллиан: «И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос». Serm. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления (6 января).
экзегетам, В. поклонились Младенцу как Сыну Божию. Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян. на рожд. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам. Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.
Hom. Почему они про-делали такой долгий путь, чтобы поклониться новорождённому. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. Далее сказано о волхвах, что они пришли в дом и там, падши, поклонилисьНоворожденному.
И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея.
Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена. Двигаясь на запад, эта звезда остановилась над пещерой Рождества, указывая на святое место рождения Иисуса. Увидев в небе засиявшую над Вифлеемом звезду, волхвы узнали, что родился долгожданный Спаситель человечества и поспешили в Вифлеем по-клониться Сыну Божьему — Мессии. Быль и преданияВ пещере Рождества Христова сохранилось отверстие древнего колодца, на дно которого, согласно преданию и упала Вифлеемская звезда. Считается, что если долго смотреть вглубь этого колодца, можно увидеть мерцающий свет Вифлеемской звезды. В IV веке над пещерой был построен храм Рождества Христова — один из древнейших храмов на Святой Земле. Эти сокровища хранятся в монастыре святого Павла на горе Афон с особым тщанием.
На картине Боттичелли «Поклонение волхвов» художник показал сцену поклонения младенцу Иисусу Христу, рожденному святой девой Марией. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея.
Эти имена, в частности, приведены на Равеннской мозаике в в Сант-Аполлинаре-Нуово (см. ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Попытки экзегетов уточнить, откуда с востока (греч.
до Р. Х. и была хорошо заметна. глагола (поклоняться), что по греч. Если это действительно так (споры по поводу идентификации персонажей продолжаются), то программа этого цикла фресок связывается с Флорентийским собором 1439 года, посвященным унии восточной и западной церкви, на котором присутствовали византийские император и патриарх. Попытки экзегетов уточнить, откуда «с востока» ( ) пришли В., приводят с учетом возможных значений термина к 3 основным вариантам решения: многие утверждают персид.
3 7. Все эти черты известны и по памятникам фресковой живописи.
Обе картины выставлялись на выставке искусства, состоявшейся в Манчестере в 1857 году. мозаике, хранящейся теперь в неаполитанском музее и изображающей Арбельскую битву. T. 56. Несмотря на разнообразие поз и жестов, все они сосредоточены на главном событии. 1100). В ней, по-видимому, смешались два события.
Идеальный характер композиции ясен с первого раза. 20 2. иконографии: если до сих пор они изображались безбородыми, то здесь и в последующих памятниках Каспар представлен в виде старца с седой бородой, Валтасар – средовеком, Мельхиор – юношей. Впосл. Иногда волхвов изображают похожими на царей ибо в Псалтире написано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань.
Кто были эти люди. Росписи образуют единое целое с большой алтарной картиной "Поклонение Младенцу" и опять-таки этот сюжет трактован как звено в цепи рождественских событий. Таковы саркофаги: в церкви Маркелла в Риме, в Озимо и несколько саркофагов в латеранском музее. В образах В. можно отметить новые черты, характерные для визант. 1340 г. (ГРМ. Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16)».
Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Как и Беноццо Гоццоли, Боттичелли изобразил и самого себя. ) : в центре Богоматерь с Предвечным Младенцем — Еммануилом (.
они были помещены в храме Св.
В 1480 году он заключает с монахами монастыря San Donato a Scopeto договор на алтарный образ Поклонения волхвов. Спорным является и вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем. Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его. Обоснование также находят в особенностях употребления греч.
(музей Борджелло, Флоренция)Спорным является и вопрос о времени прихода В. в Вифлеем. Вершина конструируемого им треугольника совпадает с головой Марии, его ниспадающие катеты подчеркиваются фигурами коленопреклоненных волхвов. Скученная, несколько перегруженная композиция, распадающаяся на две замкнутых в себя пространственных зоны, также связана еще с кватрочентистскими традициями, на живучесть которых указывают очаровательная фантастическая архитектура и обладающие слишком большой самостоятельностью отдельные детали второго плана, явно рассчитанные на то, чтобы занять зрителя, перед которым художник блещет смелыми ракурсами (фигуры сражающихся всадников справа, группа женщин со стариком идущая на зрителя лошадь и сидящая на лестнице мужская фигура в центре, выезжающие из-под арки всадники с приближающейся к ним женщиной и склоняющимися к ним обнаженными юношами слева). Покупатели остались неизвестными.
Это был один из самых жестоких правителей. В Москве святыне поклонились более 400 тысяч человек. Неожиданно двери хлева отворились и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (их называют волхвами) с богатыми дарами в руках.
Hildesheim, 1962. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). 20, 20), например поклонение учеников (Мф 14, 33) Воскресшему Господу (Мф 28, 9, 17).
Здесь народная любовь к волхвам проявляется абсолютно по-особому. Мф. // ThWNT. Звезда волхвов). Оно находится на триумфальной арке с левой стороны.
Одежды Его: серая туника и иматий. Не менее символично и то, что волхвами двигало желание найти Бога. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. 9. Что это была за звезда. 9, 11) и вавилонском (Дан 1, 20 Дан.
145) для папы Григория I Великого (кон. 7). Восточные мудрецы принесли новорождённому дары: золото, ладан и смирну. То есть была символом смертности.
Das Ringen um die Astrologie.
Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. В Евангелии нет известий о времени поклонения волхвов (Мф. 16) (см. «Большая страна Персия.
Св. Col. Sp. исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение китайских астрономов о комете или сверхновой звезде (. ) в 5-4 гг.
до Р. Х. (Montefiore. Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие волхвов на конях и Акафист. Мощи волхвов были найдены византийской императрицей Еленой и положены сначала в Константинополе, а в 5-м веке перенесены оттуда в Медиолан (Милан).
P. 426-430). S. 120). Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Памятники эти изданы и описаны, а потому мы ограничимся уяснением общего типа изображения (рис. 55).
Влияние вост. VI в. ) – мудрость, молитва и умерщвление плоти (Greg. За троном стоят четыре ангела в серых туниках и среди них над головой Спасителя звезда. 3 В. поклонились Иисусу как Мессии, а по возвращении возвестили о Нем в своих странах. Откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии.
Итак, когда явились волхвы на поклон младенцу. астрологией и магией вообще (Stuckrad K. von. In Matth. И в 1239 году привёз его во Францию. В 1248 году на острове Сите была возведена Сен-Шапель (святая часовня) специально для хранения тернового венца, который находился здесь до Французской революции. В 1809 году терновый венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари. Вифлеемская звездаВифлеемская звезда упоминается в Евангелии как благая весть о рождении Иисуса ХристаСогласно Писанию, в момент рождения Иисуса Христа на востоке ярко воссияла восьмиконечная Вифлеемская звезда. Миниатюра из Сийского Евангелия. In Is.
Так как, согласно Евангелию, сами жители Иудеи не заметили никакого чудесного явления, существует мнение, что Вифлеемская звезда – это на самом деле парад планет (астрономическое явление, во время которого определенное количество планет Солнечной системы выстраивается в одну линию) – событие, для непосвящённых не особо примечательное, но имеющее большое значение для тех, кто способен его истолковать. Художественная практика нового времени опередила в этом отношении подлинник: позабыв древнее предание и позаимствовав кое-какие материалы из западных гравюр, она дала нам весьма интересный образчик богословско-символического истолкования поклонения волхвов в одной старинной гравюре музея С. -Петербургского археологического общества (без ). На иконах собрания С. -Петербургской духовной академии из св. 73). Но это разногласие не непримиримо.
Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках. Рождество Христово с поклонением волхвов. Греческий подлинник в описании сюжета поклонения волхвов представляет некоторые уклонения от старины. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря Св. Волхвы. Богоматерь сидит на троне одета в тунику и пенулу, Младенец — в одну тунику.
Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему. Bd. На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров.
Волхвы— славянское слово используемое в переводах на русский язык. Св.
Cels. 9 и 13. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу. 20, 6 2 Пар 33, 6 прорицатели при египетском (Быт 41, 8, 24 Исх 7, 11, 22 Исх. Первоначально это была картина фра Филиппе Липпи (ок. Но это значит доказывать одно неизвестное другим неизвестным.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, пав, поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Волсви персидстии приидоша поклонитися Христу на рождество: Авимелех принесе злато, яко царю, Иелисур принесе ливан, яко Богу, Аелиав принесе смирну, яко мертвецу и поклонишася ему и реша: тебе твоя принесохом небесных сил Иисусе». Eph.
Семейство Медичи фигурирует и на «Поклонении волхвов» Сандро Боттичелли (1476) — картине, во многих отношениях примечательной. Изображения В., основанные на евангельском повествовании (Мф 2. Густав Фридрих Вааген в 1850-е годы классифицировал её как некую картину «школы Ван Эйка», а Иоганн Пассаван причислял её к произведением раннего Рогира ван дер Вейдена младшего.
приидоша от персидския страны волсви поклонитися Христу. Ок. 6: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа».
В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары волхвов (золото, ливан (ладан), смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца. Turin. 6. Подтверждением персид.
Иоанна Хильдесхаймского «Historia trium regum», повествующей о 3 царях, Мельхиоре из Нубии, Валтасаре из Годолии и Каспаре из Фарса.
царие восточных стран: един от Персиды, другой от Аравии, а третий от Ефиопии. В начале XII века мощи святых были перевезены в Германию. Позади Богоматери стоит изумленный Иосиф. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. 4, 4 Дан.
Джентиле да Фабриано, наиболее известный мастер "интернациональной готики", написал "Поклонение волхвов" (1423) по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. Обе картины имеют розовый бумажный ярлык с надписью «King 157», наклеенный на их реверсе.
Как и Беноццо Гоццоли, Боттичелли изобразил и самого себя. Это значит, что Балтазар, Каспар и Мельхиор посетили дом и благословили его. De idolatr. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар— нергоид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка) Мельхиор— белый человек Европа Гаспар— с восточными (даже семитским, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде, Азия).
Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее. Мн. гр.
Библейские сюжеты всегда были полны аллегорий и иносказаний, вот таким образом во все времена они были излюбленной темой поэтов, художников, писателей, скульпторов — всех тех, кто так или иначе относился к искусству. Маркеллина и Петра) голова ее открыта: де Росси полагает, что этим последним признаком художники хотели выразить мысль о девственной чистоте Богоматери (девицы римские до вступления в брак не покрывали голову) но так как девам, посвященным Богу, по словам Тертуллиана, приличнее было покрывать голову, то и Богоматерь следовало бы изображать с покрытой головой, тем более что покрытие головы, как верно заметил Р. де Флери, приличествовало ей и по положению целомудренной супруги Иосифа. По углам картины: Иоанн Предтеча, ап. 39) золото подобает Иисусу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как человеку (Clem. Павла, Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители.
11) и вавилонском (Дан 1. По их утверждениям, все фигуры изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета – более живыми, а сама картина – яркой. То самое место казни Христа.
14 VII 5. Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». до Р. Х. и была хорошо заметна. При этом, однако, необходимо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им поклонение волхвов произошло непосредственно после рождения Иисуса), нежели к историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них.
Такое объяснение принимается мн. до Р. Х., но для традиц. "И пошли маги. Дары эти духовные, как и сами волхвы имеют духовное значение: они представлены в виде тресвечника каждый стержень его обвит особым свитком с неясными надписями, с короной внизу на среднем написано: «кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий» на правом: «сице возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго» на левом: «из тебе изыдет вождь иже упасет люди моя». S. 120). Вот таким образом, если допустить, что поклонение волхвов последовало еще в пещере, т. е.
e. ecclesia ex circumcisione. ), как старую матрону в пенуле. Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет. 78 Orig. (музей Борджелло, Флоренция)Поклонение волхвов. Павла (s.
In Matth. зороастрийским жрецам и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. Предания античного и древнехристианского искусства проходят в скульптуре вообще дальше, чем в мозаике и миниатюре в частности, то же явление замечается и в изображениях поклонения волхвов на памятниках скульптуры, каковы: солунский амвон, бляшка ватиканской библиотеки (Христос и Богоматерь без нимбов Младенец обнаженный, как в одной фреске из катакомб Каллиста), ларец флорентинский (в левой руке Христа четырехконечный крест), ларец, бывший на Парижской выставке 1867г., ларец из собрания Солтыкова, оклад миланского Евангелия (см.
По сторонам трона две женщины. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою. Евангелист не пишет о количестве волхвов.
происхождение В. (напр., в ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. Кондакова. Мн. – Но как характерен по-своему этот облик.
Кроме того, поклонение царю и дары могли быть просто способом выражения почтения (ср. Картины «Поклонение волхвов» и «Оплакивание Христа» впервые были проданы как часть коллекции разорившегося торговца сахаром Фредерика Бенджамина Кинга на аукционе Кристис в Лондоне в июне 1830 года. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. — A. M. ), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63).
Восход звезды в момент рождения правителя – знамение, чтившееся в античности. Христово). 2 4. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его и падши поклонились Ему». Впоследствии на этом месте иноки воздвигли часовню.
Для Евфимия Зигабена (XII в. ) – это добрые дела, молитва и умерщвление страстей (Euth. ст. 20.
Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Три мудреца-предсказателя (волхвы – так на Руси называли звездочётов) заметили на небе новую звезду и истолковали её как знак появления на свет необыкновенного младенца. Вот его описание:«Мельхиор был седокудрым старцем с большой бородой. В католицизме поклонение волхвов отмечается в день праздника Богоявления – 6 января (в Испании и многих испаноязычных странах подарки дарят именно в праздник Богоявления), а память волхвов чтится 23 июля. Поклоняются волхвы младенцу под навесом между двумя старыми зданиями (руины), что иллюстрируют конкретные слова «Золотой легенды»: «Навес между двумя жилищами». 16). св.
В руках волхвов дары: у переднего золотое кольцо (денежная единица), у остальных сосуды. Второй волхв с небольшой бородой, третий без бороды: они смотрят друг на друга и указывают на Христа. P. 15-39 Митякин. 1380–1390 гг. Anm. Что касается той звезды, которую все видели на востоке, многие полагают, что то была настоящая звезда, поскольку многие великие события в мире нравственном часто предварялись какими-нибудь знамениями и в видимой природе.
Створка из «Диптиха Борджелло». История поклонения волхвов Младенцу Христу показалась нам любопытной с профессиональной точки зрения, поскольку в работе с западными туристами часто приходится касаться темы евангельских сюжетов. семейство не успело еще переселиться из хлева в более удобное помещение. За исключением Мадонны и Иосифа остальные фигуры на картине представляют собой портреты современников. Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Paed.
74 Riedinger. Ок. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью. 3 Iust. Col.
5 Ioan. 1) часто такое толкование имеет антииудейскую направленность – следствием поклонения язычников Младенцу Иисусу становится «проклятие иудеев», к-рых в этом эпизоде представляют царь Ирод, его книжники и народ ибо В. шли за звездой, а иудеи не верили своим пророкам (Beda. Одиниз параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря. Geogr.
Поклонение волхвов подчёркивает величие Христа как Сына Давидова (Мф 1, 1), Сына Божия (ср. Л. 1)В обширной астрономической лит-ре, связанной с данным вопросом (Ferrari dOchieppo. Звезда (у древних звезда или комета часто была указанием на рождение великого человека) стала тем знаком, который побудил волхвов искать родившегося царя в Иерусалиме, самом известном городе иудеев. Дух в центре восьмиугольной звезды, к которой относится надпись: «и звезда, юже видеша на востоце, ста вверху идеже бе отроча».
Чудо появления в небе звезды Вифлеема при Рождении Христа имеет несколько астрономических гипотез. Первая из них связана с троекратным сближением Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб либо Юпитера с Венерой в созвездии Льва. Вторая гипотеза объясняет появление этого феномена тем, что произошла вспышка сверхновой в созвездии Знаменосца (звезда Кеплера). Как они выглядели. 1 Янв. ). Но постепенно возобладало мнение, что волхвы пришли из разных стран. Потом они попадают в город Никею и около шестидесяти лет находятся там.
Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. В XIV в. европ. Serm. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или – на языке того времени – очищению блаженной Девы Марии).
Chrysost. «Трудно сочетать представление об изящном искусстве Боттичелли с обликом этого крепко скроенного, грубоватого малого, который надменно смотрит на зрителя, -замечает Б. Виппер. Итак, волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему "в храмине", в комнате, в квартире, а не в вертепе и именно прежде упомянутого лунного затмения".
1), Сына Божия (ср. : Мф 1. 139), в большинстве случаев о В. говорится как о мудрецах, астрологах ищущих истину. Синода 16 изображено прибытие волхвов, поклонение Младенцу, сидящему с Богоматерью на троне, в палатах и возвращение домой сверх того на первой из этих икон — волхвы (двое) являются еще один раз перед Богоматерью в пещере.
После падения К-поля (1453) Мария (Мара) Бранкович, вдова тур. 1.
Но они абсолютно игнорировали вопрос времени, когда Поклонение волхвов как отдельный самостоятельный акт (уже с повзрослевшим ребенком) помещали в пещере. В память об этом монахи установили крест, который называется Царицыным, а в стоящей рядом часовне изобразили встречу великих святынь насельниками обители. Почитание волхвов в средневековье было граничит с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (1164). Семейство Медичи фигурирует и на "Поклонении волхвов" Сандро Боттичелли (1476) – картине, во многих отношениях примечательной. I 60) смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк 15.
После Пятидесятницы ап. Каллиста ка-так. Contr. На заднем плане зритель видит сражение.
Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством. 148-152). В западной традиции волхвов чаще именуют «маги» (лат. Так, на псковской иконе Собор Богоматери (Государственная Третьяковскоя галерея, нач.
Димитрий Ростовский, полагая, что поклонение волхвов последовало в пещере, в убогой обстановке, а не в пышных палатах. 6), (прорицатели при егип. Иногда ладан – указание на первосвященническое служение Иисуса (Maxim. 60, 3 и 6).
1:59 2:21) очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. 18 15. Художник пришел вместе с толпой смотреть чудо и не смотрит, уединился".
Super Evangelium S. Matthaei Lectura. В связи с этим особенно примечательным оказывается алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка). Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Русские подлинники XVIв. астрономов о комете или сверхновой звезде (. ) в 5-4 гг. S. 575).
8, 24 Исх 7. N 201 Erasmus Roterodamus.
B., 2000. Встречается также изображение их числом шесть и даже двенадцать. В сходных чертах поклонение волхвов представлено было на кафедре Максимиана (волхвы коленопреклоненные), как это видно из описания Тромбелли, на престоле Раткиса в Чивидале (три молодых волхва, три звезды, летящий ангел — путеводитель волхвов, за Богоматерью — женщина-служанка, в скульптуре венецианского собора Св.
Волхвы поднесли Христу дары. 1, 202. Следовательно, мозаист или совсем не знал или не считал вероятным распространенное в письменности и искусстве средних веков предание о трех волхвах, явившихся из разных стран. В Средние века была хорошая традиция — ради сохранения великой святыни строить великий собор, такой красивый, какого ещё не бывало в городе. (Быт 41. Двое коленопреклонённых волхвов в красной и белой одеждах – его сыновья – Пьетро и Джованни.
На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров. – A. M. ), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося" (Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). 15) и Мессии Еммануила (ср. : Luz. 961) и в проповеди блж. Sp.
Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). 1-2). Glossa Ordinaria // PL.
Матфей говорит, что волхвы пришли "с востока", но не уточняет, откуда именно. древних народов (ср. : 1 Цар 10. недель после рождения Младенца. Надо помнить, что Рубенс жил и творил в эпоху возрождения римско-католической церкви (контрреформация) и влияние последней было во всем.
XV 3. I 101 VII 43, 191 и мн. Волхвы изображаются в коротких туниках, штанах и фригийских шапках иногда одежды орнаментированы, что подчеркивает восточное происхождение волхвов (например, в церкви Успения Богородицы в Дафни, ок. Балтазар и Мельхиор преподнесли ладан (знак признания божественности Христа) и благовонную смолу – смирну (пророческий знак его смерти). Кровожадный Ирод, решивший уничтожить своего новорожденного, как он думал, соперника, созывает первосвященников и книжников и прямо задает им вопрос о месте рождения Царя Иудейского, Мессии: Где должно родиться Христу. Ориген и Иоанн Дамаскин считали, что это была комета.
И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, к-рая трижды происходила в 7-6 гг. Очень часто в картинах изображались сами их заказчики.
отец ин ирмос) Звезда показа Его верху вертепа (стих, на хвал. Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме. 8, 9 и Деян.
Как в византийском, так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождества иногда исчезает, а иногда остается. В евангельском подлиннике стоит «», что обычно означает людей искусных в чародействе. По-видимому, мастер бросил над ней работать из-за своего отъезда в 1482 году в Милан.
Bd. 24:17).
Особым пристрастием художников Возрождения было наделять волхвов или персонажей сопровождающей их свиты портретным сходством с современниками художника, естественно из высшего света (в противоположность традиции живописать представителей низшего класса в Поклонении пастухов). иллюстрацию). Когда из Константинополя были изгнаны латиняне, дары возвращаются в столицу. В настенной живописи римских катакомб, а также на византийских мозаиках волхвы предстают в типичном митраистском облачении и в характерных так называемых фригийских шапках.
Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2, 16). Августина (PL. 496). Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует.
И этим страдали все художники Средневековья, не только Веласкес. Справа находятся два всадника в поединке.
Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. султана Мурада II и дочь серб. Не каждого из них мы можем назвать, но имена некоторых нам известны точно. 6 2 Пар 33.
Примечательна в этом смысле последовательность событий, воспроизведенная Джентиле да Фабриано на приделе его знаменитого алтаря "Поклонение волхвов": рождение Иисуса Христа, бегство в Египет, представление младенца Христа в храме ("Золотая легенда" Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Святое семейство провело в Египте семь дней). экзегетов (Maldonat J. Commentarii in quatuor Evangelistas / Hrsg.
Разговор с Трифоном, 77). Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Col. Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни волхвов Один из древних текстов – Книга сокровищ пещеры (VI в. ) сообщает, что за два года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребёнком во чреве. Особым пристрастием художников Возрождения было наделять волхвов или персонажей сопровождающей их свиты портретным сходством с современниками художника, естественно из высшего света (в противоположность традиции живописать представителей низшего класса в Поклонении пастухов). Каллиста, сер.
Легенда прибавляет, что их мощи впоследствии были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кёльн, где, как утверждают их черепа, как святыня, хранятся и доселе. С. 158).
5:2). легендарных традиций на западные заметно уже в V в., напр. Рядом с этой сценой — ясли, вол и осел под навесом, т. е. Уж не Голгофа ли это.
8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели. 2) и Оригена (Contr. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. В Польше, например, этот религиозный праздник объявлен государственным выходным днём.
– На этот счет существуют различные мнения. S. 142-146). Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан. рис. 27 на стр. (из Константинополя). У евангелиста Матфея это слово употребляется в значении «поклонение» Иисусу со стороны тех, кто ожидают от Него помощи (Мф 8. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. 20), напр.
Императорская стража с копьями напоминает ангелов в мозаиках Марии Великой. В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты. Hist. Как там, так и здесь оно изображается то вместе с рождеством Христовым, то отдельно. Арелатского (VI в. Sermo. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
царями. Наибольшее распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2, 16). (В советское время восьмиконечная звезда была замена на пятиконечную. ) Что говорят астрономы. Но обе эти сцены связаны между собой не одним только единством места, но и времени.
Встречается также изображение их числом шесть и даже двенадцать. Алексей, митрополит московский и Алексей человек Божий. Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ».
В сцене поклонения В. с сосудами в руках представлены рядом с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем либо с одной стороны (напр., катакомбы св. Один из них (. Их внимание к небесным светилам позволяет предполагать, что они были также астрологами. Sp.
Каспар в знак уважения царству Христа преподнёс золотые дары. повлияли стихи мессианского Пс 71. Астрономы указывают, что парады планет в то время также были: соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э. ), соединение Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э. ), соединение Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э. ) и Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э. ). Существует мнение, что Вифлеемская звезда из-за странных особенностей своего поведения, вообще не может быть астрономическим объектом, а имеет сверхъественное происхождение.
В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары В. (золото, ладан, смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца (Iren. 9. XV в. ) волхвы изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях).
Dial. 25 ср. : 20. За картины было выручено 4 и 4, 12, соответственно. Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. «О прославлении трех святых царей, о том, как надлежит их хвалить» свидетельствует о значении их почитания для Церкви.
В аравийской точке зрения волхвы – не просто жрецы, но и цари. Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась неоконченной. Согласно же Беде Достопочтенному, символика даров такова (она принята и подтверждена в "Золотой легенде"): ладан – признание божественности Христа золото – знак уважения к царству Христову смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, – пророчество смерти Христа.
15, 25 ср. 8. Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. Мф 1, 20–21 Мф.
до Р. Х. И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, которая трижды происходила в 7- 6 гг. Иустин Мученик говорит: "Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле" (Разговор с Трифоном, 77).
T. 7. Там же на иконах из Чудова монастыря XVIIIв.
21). 3, 4). Створка из «Диптиха Борджелло». 2). 9 Tertull.
12:4) поклонение волхвов было, "когда Иисус родился в Вифлееме" (Мф. Vitae. Библейские сведения о волхвах, принёсших дары младенцу Христу, достаточно скудны. Иер 19, 1 Иер 42, 6), которое не выходит за рамки обычаев многих древних народов (ср. : 1 Цар 10, 27 Пс 71, 10). 5 Petr. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17).
VI в. ) – мудрость, молитва и умерщвление плоти. Злость Ирода не знала меры и дети вифлеемские были истреблены. 78. В отдельных (от рождества Христова) изображениях пещерная обстановка иногда исчезает иногда же остается неизменной Младенец является в таком случае в возрасте 2–3 лет иногда Он благословляет иногда держит в руках свиток. Ниже два ангела на облаках держат развернутый свиток, в котором написано: «днесь ангели Младенца боголепно славословят: слава в вышних Богу и на земли мир». Третья гипотеза держится на утверждении, что это была хвостатая комета. Особой роскошью одежд персонажей и многолюдностью свиты волхвов отличается «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли в капелле Медичи. P. 193) или вавилонское (Yamauchi.
и будут давать ему от золота Аравии (Пс. толкователями, поскольку Юпитер считался «царской звездой», а Сатурн, «субботнюю звезду» иногда называли «звездой евреев» (Tac. Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно к-рому В. прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2.
Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. 4). Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. 4 5. Авторство «Оплакивания Христа» на тот момент не было установлено, картина была просто приписана неизвестному фламандскому художнику.
Воплощая эту идею, художник помещает портрет Палы Строцци за спиной младшего волхва, во главе пышной процессии он смотрит прямо на зрителя. Ориген назвал волхвов Авимелех, Охозат, Фикол.
Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением святого Луки (2:22, 39) или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с "востока", для бегства в Египет и возвращения из него.
9, 17). Независимо от происхождения (вавилонское или персидское) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через несколько недель после рождения Младенца. Поклоняются волхвы младенцу под навесом между двумя старыми зданиями (руины), что иллюстрируют конкретные слова "Золотой легенды": "Навес между двумя жилищами". Матфей говорит, что волхвы пришли «с востока», но не уточняет, откуда именно. ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Перейдем к памятникам живописи, в ряду которых первое место принадлежит мозаикам Март Великой (рис. 59).
К V веку они находились в Медиолане (нынешнем Милане). В XII веке Фридрих Барбаросса перевёз мощи трёх волхвов из Медиолана в германский город Кёльн. Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. легенде (Хроника Зукнина, VIII в. ) о завете Адама, данном сыну и о чудесном явлении звезды, к-рая вела В. в пещеру сокровищ и в Иерусалим. В ц. Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие В. на конях и Акафист. Согласно эзотерической традиции, они пришли из земель пресвитера Иоанна. Natur. Evang.
Как отмечает известный итальянский искусствовед Джулио Карло Арган, «в обществе крупных банкиров Поклонение волхвов — это не только дань благодарности сильных мира сего Божественному Младенцу, родившемуся в нищете, но и символ благосклонности Бога к тем, кто, будучи наделен огромными богатствами, употребляет их на благую цель». А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи. Покорность, миловидность, некое предначертание судьбы А фон полотна. Hist. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. В подлинниках XVII–XIXвв. Проф.
Влияние восточных легендарных традиций на западные заметно уже в V в., напр. 13 Ioan. Luz. Для Евфимия Зигабена (XII в. ) – это добрые дела, молитва и умерщвление страстей для святителя Григория Великого (кон.
Златоуст и блаж. Иосиф так и поступил. De idolatr. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 17). Конечно же, Рубенс не мог отойти от традиций времени и реальности своей эпохи.
В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность. или халдейско-вавилонского происхождения В. может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться «родившемуся Царю Иудейскому»: «Мы видели звезду Его на востоке». Ответ очевиден – такова была воля заказчика. И почему их почитают до сих пор. Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним.
Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, вот таким образом волхвы в силу своего интереса к религиозным проблемам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и о пророчестве о мессианской звезде (Чис 24, 17). По возвращении в свою страну (на отдалённейшем Востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Софии. Общее расположение частей изображения, нимбы Еммануила (крестообразный) и Богоматери, присутствие ангелов отличают это изображение от катакомбного и ставят его в ряд памятников византийских.
5). «И пошли маги. Дух. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар-юноша, Мельхиор-зрелый мужчина и Каспар-старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар— мавр, Африка Мельхиор— белый человек, Европа Каспар— с восточными чертами или в восточной одежде, Азия). Здесь вся обстановка «модернизирована» под эпоху художника. Л. 1)Поклонение волхвов. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (церкви) над земной (монархией).
Однако на самом деле он боялся лишиться власти. царях окончательно сложилось в средневек. Вифлеемские младенцы). Волхвы, начиная с античности изображались в персидских костюмах.
На авторитет восточных писателей и Иеронима опирается в решении этого вопроса и св. 24:17). 1340 г. (ГРМ. In Evang.
Для уяснения этого типа нелишне будет сопоставить его с памятниками светской скульптуры и живописи древнехристианского периода — именно с египетским обелиском в Константинополе (рис. 58) миниатюрой ватиканского кодекса Виргилия Vв. 2, 15) и Мессии Эммануила (ср. P. 124-130 Hughes. – титул царь иудейский достаточно редко употребляется как мессианский). Матфей в своем Евангелии (2-1. 2-12) рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский.
Волхвы являются в числе двух, трех или четырех: они стоят в наклоненном положении перед Христом и Богоматерью все вместе (рис. 55) или по два с той и другой стороны (рис. 56) в руках их блюда или ящики с дарами. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою. Икона Изображения волхвов, основанные на евангельском повествовании (Мф 2, 1-12), а также на апокрифических текстах (Протоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея) известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов. стене перед вереницей мучениц, подходящих к Богоматери.
6). Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Пошли три царя в свою страну.
10). ) юноша держит трех лошадей под уздцы. Обоснование также находят в особенностях употребления греческого глагола (поклоняться), что по греческим представлениям подобает только богам, а по восточным – также облечённым высокой властью людям, прежде всего царям. 20 Дек) От светлыя звезды водими достигоша в Вифлеем и падше поклонишася видеша бо в вертепе Младенца лежаща безлетнаго (стих, на литии 25 Дек) Показа звезда прежде солнца слово пришедшее уставити грехи волхвов яве в убозем вертепе милостиваго тебе пеленами повита» (троп. Согласно многим экзегетам, волхвы поклонились Младенцу как Сыну Божию. Они, выслушав царя, пошли. К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение — звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели — «звезду Его».
Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или — на языке того времени — очищению блаженной Девы Марии). На иконе в отделении иконоведения в Москве при Обществе любителей духовного просвещения волхвы на богато убранных конях едут по указанию ангела, держащего в руке звезду, — мотив, навеянный словами 5-го кондака «яко светильник держащею» затем они, сошедши с коней и сняв шапки, поклоняются Владыке, держимому «на руку дев и чу» (икос 5), наконец, отходят в Вавилон (конд.
В пространном сказании о «Трех святых царях» Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории В. и повествованием об обретении и о перенесении мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Вдали на горе видны три волхва на конях: они возвращаются в свою страну перед ними ангел, показывающий путь. Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Serm.
143 Hughes. Чудесный смысл этого прихода волхвов из далекой страны прекрасно объясняет св. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу. 109), бронзовые медали — ватиканская (над головой Христа четырехконечный крест) и Пасквалини, плита латеранского музея, ларец венецианский XIв. Вне помещения (. Hist.
Представление о В. как о вост. В связи с этим особенно примечательным оказывается алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка).
2 9. «И пошли маги. 7. гр.
Их вопрос: Где родившийся Царь Иудейский. деспота Георгия Бранковича, привезла их на Афон. 501) и потому не может служить доказательством правомерности подобного подхода. Волхвы одеты в туники, плащи, анаксириды и колпаки, получившие условную иконописную форму. «И пошли маги. По свидетельствам паломников, когда подаренное В. золото подносят к уху, «чудесным образом слышится как бы шепот» (Таррагонский аноним. Начиная со священномученика Иринея Лионского и Оригена, смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк 15, 23 Ин 19, 39) золото подобает Иисусу как Царю, ладан – как Богу, смирна – как человеку.
Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 11, 22 9. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее.
Cels. 1-й песни 2-го кан. 1100 г. ) в церкви Успения монастыря Дафни, Греция. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет.
499). Maior 122a). Откуда родом. Ею украшали верхушки ёлок на Рождество.
Те с радостью открывают: ещё бы, ведь к ним пришли рождественские волхвы, мудрецы с Востока, которые последовали за Вифлеемской звездой и поклонились Христу. Джентиле да Фабриано, наиболее известный мастер «интернациональной готики», написал «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. Петр с ключами (поврежден), св.
200. 8. Theod. Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский. » – вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Где хранятся главные христианские реликвии. аристократа: «Один из них преподает магию () Зороастра, сына Ормузда суть ее в почитании богов» (Plat.
Exc. 57). Чему остался верен художник, так это облику Девы Марии и Младенца.
(Hughes. Предание сохранило их имена: одного звали Валтасар, другого Гаспар, третьего Мельхиор. Дары В. до IV в. хранились в Иерусалиме имп. ).
15 XII 3. 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань цари Аравии и Савы принесут дары и поклонятся ему все цари все народы будут служить ему», а также слова из Ис 60. XV в. ) В. изображены подносящими дары (в своих обычных одеждах) и поющими рождественскую стихиру (в диаконских стихарях). 158). Примером такого подхода служит картина «Поклонение волхвов (англ. )» Яна Госсарта.
Армяне и сирийцы считают, что волхвов было 12. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. По традиции, акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов (рождение Иисуса Христа, благовестие пастухам, поклонение пастухов, обрезание младенца и наречение его именем Иисус, представление Господа в храме). Геродот первый упоминает магов как особое персид. Фома отправился в те края, освятил часовню и поставил В. епископами.
19. В данном случае имеется в виду определённая профессия, суть которой в исполнении конкретных жреческих функций. Кроме того именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами.
Во-первых, явление т. н. кометы Галлея, к-рая была видна ок. Т. о., этот изначально этнический термин прочно связывается с вост. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что В. были вост.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путём отошли в страну свою (Мф. Перед ней три волхва, приносящие дары в золотых сосудах (. В Евангелии же употребляется греческое слово (маги), означающеее в то время персидских служителей зороастрийского культа Митры или же вавилонских жрецов-астрологов.
Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме. Итальянский художник 14-го века Джотто использовал комету Галлея, снова прошедшую над Землей в 1301 году, как образец для изображения Вифлеемской звезды. 20-21 2. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (церкви) над земной (монархией). Богословская сторона его описания также слаба. Moguntiae, 1874.
Внизу — вирши, составленные довольно безграмотно, но важные для изъяснения композиции. In Matth. 37 Xen. Примечательна в этом смысле последовательность событий, воспроизведенная Джентиле да Фабриано на приделе его знаменитого алтаря «Поклонение волхвов»: рождение Иисуса Христа, бегство в Египет, представление младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Святое семейство провело в Египте семь дней). 5, 1–2). 13, 8) словом названы, также в негативном смысле, астрологи и заклинатели.
Когда в нарушение древнего запрета она подымалась от пристани к мон-рю св. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». — Но как характерен по-своему этот облик. Балтазар — мавр (Африка), Мельхиор — белый человек (Европа), Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде (Азия). Кроме того, волхвам со временем стали приписывать разделение на три человеческих возраста: Балтазар — юноша, Каспар — зрелый мужчина и Мельхиор — старик. – ) пришли волхвы, приводят с учётом возможных значений термина (греч. ) к трём основным вариантам решения: многие утверждают персидское или вавилонское происхождение волхвов, реже их родиной называют Аравию.
In Evangelium Matthaei Paraphrasis // Opera omnia. Младенец принимает дары из рук переднего волхва. Но постепенно возобладало мнение, что волхвы пришли из разных стран. Значимость события изумление и восторг отражены на лицах почти всех персонажей. Росписи образуют единое целое с большой алтарной картиной «Поклонение Младенцу» и опять-таки этот сюжет трактован как звено в цепи рождественских событий. Кондаков видит здесь церковь языческую (т. отцы и учители Церкви осмысляют этот рассказ в контексте вопроса о христ.
Аутентичность слов о царском достоинстве В. в гомилии св. haer. Они, выслушав царя, пошли. ), держа Младенца Христа благословляющего. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность. Палаты (ОТко. ). 1-12), а также на апокрифических текстах («Протоевангелие Иакова», Евангелие Псевдо-Матфея) известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов.
О 12 волхвах говорится в сирийской легенде (Хроника Зукнина, VIII в. ) о завете Адама, данном сыну и о чудесном явлении звезды, которая вела волхвов в пещеру сокровищ и в Иерусалим. Существуют легенды о дальнейшей жизни волхвов: они были крещены апостолом Фомой, затем приняли мученичество в восточных странах. Заключительная 46-я гл. Sen.
In Matth. Ясли пусты Младенец спеленутый сейчас взят отсюда Богоматерью для встречи волхвов. Почитание В. в средневековье было граничит с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (1164). они называются по именам и указывается их происхождение, как будет видно ниже.
До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. Позади Богоматери стоит мужчина, с бородой, в тунике и паллиуме: де Росси видит в этой фигуре изображение Св. 2018) оспаривается (Gordini. и поклонятся ему все цари» (Псалт. 71:10— II).
Marcion. 23 Ин 19. Софии. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16). Преев.
Такое толкование вызвало полемику во время Реформации (Luther M. Predigt von 1524 // WA. После Пятидесятницы они были крещены ап. В живописи катакомб, относящейся к древнейшему периоду христианства изображение это повторяется около десяти раз: в катакомбах Домитиллы IIIв., в катакомбах Маркеллина и Петра IIIв., Фразона IIIв., Каллиста, Кириака IVв., Бальбины IVв., Каллиста (два поврежд. ), Прискиллы и Домитиллы. I 60 Hieron. Испытующе, немного задумчиво глядят на нас грустные глаза художника.
6. Здесь натура ощущается живым образом — через оригинальную пластику тел.
Герои полотна как всегда подчеркнуто телесны. Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана, однако в этом сочинении речь, по всей видимости идёт не о действительном царственном достоинстве волхвов, но подчёркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). По всей вероятности, на возникновение этой т. зр.
2.
Второе событие – изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским. поклонение учеников Воскресшему Господу (Мф 14. Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. 9, 18 Мф. И увидели там Младенца с Матерью Его Марией". Поклонение В. подчеркивает величие Христа как Сына Давида (Мф 1.
Картина обогащена обилием фигур, образов (с патетическим жестами) и различных аксессуаров. ). Поклонение волхвов. В подобном виде изображена в тех же мозаиках Богоматерь в благовещении и сретении.
Те же три момента на иконе Владимирской Богоматери в московском Даниловой монастыре. «Богу угодно было, — замечает Б. Гладков, автор трудов по истолкованию Евангелия, — призвать к поклонению Христу первыми: в лице пастухов — незараженных фарисейским лжеучением евреев и в лице волхвов — ученых язычников, как лиц, наиболее способных уверовать во Христа, Сына Божия». Миниатюра из Сийского Евангелия. Разговор с Трифоном, 77). 92.
Col. Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах. III 9. Chrys.
12 и в чет. Иными словами, ладан – дар Богу, золото – царю, смирна – человеку. Независимо от происхождения (вавилонского или персид. ) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через неск. Мн.
В некоторых странах праздник носит название праздника трёх царей. 1 Aug. 27 Пс 71. Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр.
Bd. Св. В дар новорожденному Христу они принесли золото, ладан и смирну. Др. Др. Этот поиск и привёл их в Иерусалим.
Михея (Мих 5. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину, шарики их около семидесяти. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения).
Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. Поклонение волхвов. др. ).
Мозаика (ок. Константинополь оказался под властью династии мелких провинциальных князьков, вечно нуждавшихся в деньгах. 1457).
Художественные произведения должны были демонстрировать влияние церкви на светскую жизнь. Мать, спеленав Младенца, положила Его в ясли и с любовью склонилась над новорожденным.
Дары волхвов оказались пророческими. 2, 2 Дан. 1380–1390 гг. Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом изготовителемседел. В них упоминается о самовластии царей, которых держал в уме составитель рисунка. Итак, когда явились волхвы на поклон младенцу.
Противники такой интерпретации ссылаются на то, что В., придя в Иерусалим искали именно царя («Где родившийся Царь Иудейский. » – титул «царь иудейский» достаточно редко употребляется как мессианский). XXX также: Plut. При этом про последнее говорит лишь чёткий подсвеченный уходящим солнцем горный пейзаж.
Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Каспар был моложе, но не носил бороды был краснощёкий. Это изображение можно рассматривать как заявление о лояльности по отношению ксемье.
2, 11–12). Восьмиконечную звезду Вифлеема ещё называют звездой России или Русской звездой.
Фигуры образуют тот классический треугольник, который целиком предвосхищает стиль Высокого Возрождения. Та же основная композиция в другом латеранском саркофаге из церкви Св. Так, у Рогира ван дер Вейдена на «Алтаре Колумба» младший волхв обнаруживает в чертах лица сходство с Карлом Смелым, герцогом Бургундским. II 63. Начиная с Иринея (Adv.
Особенно он пышен в испаноязычных странах (la festividad de los Reyes Magos). Согласно православной традиции, это событие случилось через 12 дней после рождества. III 9. 13 Walafrid Strabo.
Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее. на этом месте иноки воздвигли часовню. Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. мин. Это архитипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей.
Torino R., 19515. Самый ранний пример этого толкования находят у Тертуллиана (Adv. Волхвы— славянское слово используемое в переводах на русский язык. На Востоке этого не могло случиться не только в силу иератического характера православной иконографии, но также и потому, что поклонение волхвов, по отсутствию особого празднования специально в честь этого события, редко имело в иконографии самостоятельную постановку: оно обыкновенно соединялось с рождеством Христовым или входило как составная часть в композиции акафиста и «Что ти принесем». Так, на псковской иконе «Собор Богоматери» (ГТГ, нач.
V 4) (подробнее см. haer. Alcib. Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу ибо они «видели звезду Его на востоке».
Martyr. Col. При этом, однако, необходимо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им поклонение волхвов произошло непосредственно после рождения Иисуса), нежели к историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. В евангельском подлиннике стоит греческое слово.
О гробницах волхвов в персидском городе Сава (ныне Саве, к юго-западу от Тегерана) сообщал в XIII в. Марко Поло. Произведения были воссоединены в 1831 году. 38. Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме (ср. : Strabo. Св. В XV в. на языке символов это означало, что человека нет в живых.
Эта точка зрения является господствующей и поныне. 39. IV 5.
Позади волхвов — толпа народа в русских меховых шубах. 7 Clem.
S. 25), однако она существенно не повлияла на народное благочестие и праздник Богоявления оставался праздником «Трех царей». Но они абсолютно игнорировали вопрос времени, когда Поклонение волхвов как отдельный самостоятельный акт (уже с повзрослевшим ребенком) помещали в пещере. Если это действительно так (споры по поводу идентификации персонажей продолжаются), то программа этого цикла фресок связывается с Флорентийским собором 1439 года, посвященным унии восточной и западной церкви, на котором присутствовали византийские император и патриарх. миссии и понимают приход В. как призыв язычников к спасению: В. - «первые из язычников» (Aug. терминами, (заклинатели мертвых (Лев 20.
Согласно мн. Cyrop. Павла. 38-40). А после визита детей на косяках дверей хозяин обычно пишет инициалы волхвов «Б К M» с указанием года — например, 2014-го.
11-12). Один из них, как правило, темнокожий. 7, 11, 15) дворах) дважды словом в Деяниях святых апостолов (8. до Р. Х., но для понимания евангельского рассказа это событие произошло слишком рано. Только в 1920-х, в результате исследований Жоржа Юлена де Лоо, картину отнесли к школе Давида Герарда, хотя искусствовед и не считал, что картина была делом рук самого мастера. Восход звезды в момент рождения правителя — знамение, чтившееся в античности.
Иногда ладан – указание на первосвященническое служение Иисуса. Трофима в Арле, вде в сцене поклонения волхвов опущены ясли, но сохранены вол и осел. Увидевши этот сигнал, поданный звездой, «они возрадовались радостью весьма великой.
Dial. Позади Богоматери — Иосиф у ног их лежат вол и осел. Ночью, две тысячи лет назад, в пригороде небольшого городка Вифлеема, зимней ночью, в полутёмном холодном хлеву родился Младенец. В средневековье, особенно на Западе, считалось, что волхвы были восточными царями. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии (этой гипотезы придерживается и Иосиф Волоцкий) в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком. Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну.
Alex. В целом оно уже, чем объяснение Р. де Флери и проф. T. 114.
242 и св. Поклонение волхвов. Иустин Мученик говорит: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Разговор с Трифоном, 77). 10) (Gardini. Все эти обстоятельства позволили художникам показать собственное восприятие сюжета.
Точного выражения этого нескладного описания в вещественных памятниках нет. Предание гласит, что явившиеся к Христу волхвы стали-таки христианами. «Поклонение волхвов» причисляли к произведениям Мабюза (Яна Госсарта). Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу.
J. Raich. Афанасия (PG. Первоначально это была картина фра Филиппе Липпи (ок.
In quat. С. 15-17 Фивейский. С. 41) происхождение В., реже их родиной называют Аравию (Maalouf. обычные элементы изображения рождества Христова.
II, 11) с другой — в размещении евангельских событий. иконографию. В подтверждение своего мнения Р. де Флери ссылается на древних авторов, которые сравнивают Богоматерь с церковью а также на мозаики римской церкви Сабины, где под образами двух женщин представлены церкви иудеев и язычников но, во-первых, это не одно и то же, что церковь и синагога во-вторых, ни одно из олицетворений в мозаиках Сабины нельзя отождествлять с личностью Богоматери в-третьих, во внешних формах олицетворений в церквах Сабины и Марии Великой нет достаточного сходства в первой женщины представлены стоящими и возле них были апостолы Петр и Павел, представители христианских общин из иудеев и язычников. 1, гл. Alexander 3. 1100).
Magn. Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Перед мудрецами взошла звезда, которая двигалась, указывая путь и привела их в Вифлеем. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары.
И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и др. ). P. 10). в Opus imperfectum in Mattheum (PG. В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей. Существует разные точки зрения, что именно представляла собой Вифлеемская звезда.
III 3), однако в его сочинении речь, по всей видимости, не идет о действительном царственном достоинстве В., но подчеркивается то, что они обладали высочайшим авторитетом (fere reges). Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. Лондонская Национальная галерея каталогизировала картину, с оговорками, как произведение «фламандской школы». 12-11 гг.
S. 762. 5:2). 1457). Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). На трех отведенных для «Поклонения волхвов» стенах капеллы Беноццо Гоццоли изобразил по одному волхву. 2:1) и бегство в Египет немедленно по уходе их. Для автора толкования на Евангелие от Матфея (Opus imperfectum in Matthaeum), написанного в V в., дары символизируют веру, разум и добрые дела (Opus imperfectum in Matthaeum 2). Синода 120 (складень) и московского Вознесенского монастыря 5 поклонение волхвов в пещерной обстановке: Младенец в яслях спеленутый возле Него сидит Богоматерь три волхва с дарами стоят на коленях в стороне сидит задумчивый Иосиф, не обращая никакого внимания на торжественную сцену.
После падения Константинополя (1453) Мария (Мара) Бранкович, вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского деспота Георгия Бранковича, привезла их на Афон. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. 33 28. Adv.
Упоминание о волхвах как царях имеется в псалме 71: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань цари Аравии и Савы принесут дары и поклонятся ему все цари». Сказанное удивительным образом дополняют и фигуры животных. Аркадий перенес их в К-поль, впосл. Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором.
толкователей уже в самых ранних памятниках христ. Для примера приведем подробное описание подлинника критической редакции: «волсви т. е. magi)— это слово также исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Обзор памятников подтвердит это общее положение.
В этом описании смешаны разные сказания, непримиримые между собой. Вторый Гаспар, млад и без брады, лицем червлен, той принесе ливан Богу вочеловечшемуся. 12-11 гг.
В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. ст. Злость Ирода не знала меры и дети вифлеемские были истреблены. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою» (Мф 2.
Вернувшись на родину, они стали возвещать о Христе, построили часовню и храмы, в к-рых изображали Младенца с поднявшейся над крестом звездой. Рассказ следующий. el. О 12 В. говорится в сир. Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах.
А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи. S. 409), а также скептическое отношение у нек-рых католич. То же нужно сказать о саркофаге в церкви Св. Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, вот таким образом В. в силу своего интереса к религ. Иными словами, ладан — дар Богу, золото — царю, смирна — человеку.
Дева сидит на стуле (. 19. Марка на фляжках для иерусалимского елея в Монце (.
С XIV в., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. Согласно же Беде Достопочтенному, символика даров такова (она принята и подтверждена в «Золотой легенде»): ладан — признание божественности Христа золото — знак уважения к царству Христову смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, — пророчество смерти Христа.
Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Западное искусство, черпавшее свои образы, как еще не раз будет продемонстрировано из «Золотой легенды» Якова Воррагинского, усвоило взгляд на волхвов как на представителей разных национальностей.
со времен Евсевия хронологии евангельских событий эта дата оказывается слишком ранней. В настенной живописи римских катакомб, а также на византийских мозаиках волхвы предстают в типичном митраистском облачении и в характерных так называемых фригийских шапках. Важный момент в истории о волхвах – Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к младенцу Иисусу. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. В ватиканском кодексе Виргилия царь Латин, сидя на троне, принимает дары от послов Энея. Предание гласит, что явившиеся к Христу волхвы стали-таки христианами. P. 93-194), можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. 15.
140). Вверху картины — небо, в котором видны Бог Отец в треугольнике и Св. Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» В Евангелие говорится, что, когда волхвы пошли искать, где именно в Вифлееме находится Младенец, «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец.