Эта боль в нем жила как в очень чувствительном ко времени человеке. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Но по-настоящему художественную школу он прошел в Италии. Стефан и на глазах у потрясенных присутствующих опустили тело в гробницу. Но Христос указывает ему рукой отрыть врата для души графа. Августин и св. Они, сквозь облака встречают душу, несомую Ангелом.
Он – венчает Собою всё. О содержании этой легенды повествуем надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества.
Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего.
Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем. Маньеризм. Они бережно держат его, дабы не нанести никакого повреждения телу праведника. Темой для картины послужила легенда начала XIV века.
«Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Нет. В настоящем издании в качестве иллюстрированных цитат к текстовому материалу используются фоторепродукции произведений искусства, находящихся в общественном достоянии, фотографии, распространяемые по лицензии Creative Commons, а также изображения по лицензии Shutterstock. Ребенок связывает два мира – написанной картины и внешний, реальный, земной.
Остальное пространство верхней части картины заполняют разнообразные группы порхающих ангелов и святых. У Него Одного нет темных тонов в образе и все Его Существо источает свет. Стефан. «Погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
Доменико Теотокопулос был потомственным византийским богомазом. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду.
И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. В этом смысле в творчестве Эль Греко можно видеть вершину маньеристической живописи.
Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе. В него также войдут неизданные лекции из личного архива. У него то же самое чувство порога. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной. Августин и св.
Испания. Кстати, одежда этого монаха светлее, чем у всей толпы (не включая святых и священнослужителей). Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе3. Автопортрет же – вопрос себе, рефлексия и следующий за ними ответ. Тем не менее они не стеснили его творческую свободу. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году.
Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. Августин и св. И вот то движение рук, которым он держит этот череп и то странное раздумье в его глазах Конечно, это не размышление по поводу «Бедный Йорик. », так как не мог святой Франциск с той же иронией обсуждать смерть шута Йорика, с которой обсуждает ее Шекспир. Одет граф Оргас в металлические латы, возможно, такие же холодные, как и кожа его. А своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Слева в углу стоит монах.
И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан Томе. Творчество Эль Греко было мистическим, вот таким образом кулисные планы, которые передавали бы глубину земной реальности, были для художника неинтересны, хотя в картине есть два «земных» пространственных плана: на первом изображены: тело графа Оргаса, святые, священник и мальчик на втором – аристократия города Толедо. У каких зеркал прихорашивались красавицы былого.
На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Встречает и душу Оргаса.
Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины Погребение графа Оргаса на сюжет старинной легенды (размер картины 480 x 360 см, холст, масло). Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Другие его работы были увезены за пределы города и Испании, а эта никогда не покидала скромной церкви, которую некогда перестроили из мечети после окончательного изгнания мавров. Эти две фигуры – ребенок и священник – ключевые в композиции.
Его семья позже получила графский титул, под которым дон Гонсало Руис стал известен посмертно. Августин и св.
Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев»3. И душа графа Оргаса предстает перед ними. И как великий инквизитор он хорошо понимал духовную неуловимость, внутренний бунт, очень глубокую прозорливость Эль Греко. И это очень важно было для Эль Греко. Его лицо вызывает ужас. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, — говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес».
Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Холст, масло. Пространство картины чётко разделено на две части — мир небесный и мир земной. Изображены они почти прозрачными. Великолепно передана Эль Греко торжественно траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черно, красного, оранжевого и желто-зеленого. Слева – святой Стефан.
Правда, на некоторое время картину снимали и она находилась в кладовых церкви. Церковь Сан Томе была приходской церковью Эль Греко. Графа Оргаса хоронят мистически, метафизически. Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной.
Необходимо сказать о том, что Гонсало Руис де Толедо, граф Оргас, был легендой Испании. Лица их настолько характерны, что среди них можно различить современников Эль Греко: Антонио, Каваррубиаса, Педро Бонавенте – эконома церкви Святого Фомы, графа Бонавенте и других. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Она находилась, как уже упоминалось, совсем недалеко от его дома.
Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Однако Гарольд Уити отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как эта картина скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Что появилось раньше – человек или зеркало. Глаза подчеркнуты огромными черепаховыми очками с петлями за ушами. С Ниньо де Гевара историки связывают приезд Эль Греко в Толедо.
Портрет самого Эль Греко легко найти: он располагается выше поднятой руки над головой святого Стефана2. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Его лицо прямо смотрит на зрителя.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Множество святых устремлены ко Христу, Который распростер руки и встречает их. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. На голове – капюшон.
Глаза графа закрыты, а кожа бледная, в отличие от остальных присутствующих здесь людей. И вот в конце XVI века хоронят человека, жившего в начале XIV века. Необычен сюжет заказанной работы. А запечатлевает эту картину Эль Греко, который вводит своего героя в будущее время.
«Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Он соединяет время реальное и время мистериальное, мифическое. У Эль Греко есть замечательная картина, посвященная Франциску Ассизскому. Особая духовная атмосфера, сложившаяся в городе инспирировала творчество Эль Греко как мастера мистического маньеризма.
Слева св. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. А если еще внимательней смотреть на живопись Эль Греко, то вы увидите, что образы его живут в каком-то странном промежуточном измерении. Картина «Погребение графа Оргаса» была настоящим госзаказом.
Это картина очень сложного содержания, картина-роман, единственная у Эль Греко. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином). Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». С. -Пб., 2001. Но тот же самый Ниньо де Гевара стал великим инквизитором, который говорил одно слово: «Сжечь. ».
В неоплатонизме я, конечно, не разобрался – для меня это немыслимо трудно. Эта картина изображает чудо, которое будто бы произошло в 1323 году в Толедо (Испания), когда в момент похорон графа явились св. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
«Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Были театры, такие как театр Мейерхольда. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду.
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Интуиция меня привела сперва к книге, где сталкивался (правда, слабо) катафатический и апофатический подходы внутри христианства (и это было заимствованием из неоплатонизма). Собственно говоря, границы между ними нет или эта граница очень-очень тонка. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса».
Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Он перенес событие старинной легенды в среду современной ему жизни. Церковь небольшая, незаметная, очень простая.
Ладонь его указывает на двух святых, держащих тело графа. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем. Именно вот таким образом его хоронит Блаженный Августин в облачении – справа от него.
В России была очень интенсивная духовная жизнь, огромное количество талантливых людей, невероятный расцвет театра, музыки. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Необычен сюжет заказанной работы. Когда смотришь на его портреты, на бесконечные изображения евангельских сюжетов, святых великомучеников, людей, страдавших за свои убеждения, живших на краю бытия и небытия, вспоминаются слова Ахматовой: «плоть, почти что ставшая духом».
И Эль Греко следовал этому описанию, следовал требованиям госзаказа. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. И невозможно перепутать картины Эль Греко с какими бы то ни было другими.
Взгляды их также заботливо устремлены на него. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Он даже собирал его работы именно он пригласил Эль Греко в Испанию. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело – он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Облака наполнены ими. Возле него стоит мальчик (сын) и указывает на сцену погребения умершего.
Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Так свершается погребение графа Оргаса в дольнем мире.
Взгляд устремлен вниз. Лицо источает спокойствие и мир. В 4 «Оси композиции» шла речь о вертикалях и горизонталях стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Настоящее издание представляет собой переработанный цикл «Мост через бездну» втой форме, в которой он был задуман самой Паолой Дмитриевной – в исторически-хронологическом порядке. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых. Нигде, у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа, с молитвенником). Вот какое было описание.
Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной10. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
Этим вопросом задается Паола Дмитриевна Волкова в четвертом томе цикла «Мост через бездну». Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Он был в ее зените. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Колорит картины необычайно богат: на фоне чёрных одеяний выделяются шитые золотом далматики святых. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества.
И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Погребение графа Оргаса, которому сопутствует чудо, охвачено единством, которое сдержанно переживают испанские дворяне. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». Вся нижняя часть картины – похороны графа Оргаса, который умер столетия тому назад (жил он в начале XIV века).
Казалось, что само расположение бывшей испанской столицы на высоком каменистом плато, окруженном обрывистыми берегами реки Тахо, архитектурный облик города с его наслоениями разных культурных эпох благоприятствовали возвышению души, располагали к философским раздумьям и религиозной сосредоточенности. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев».
Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Ангел уносит ввысь animula, душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака, — художник здесь следует византийской иконографии. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов.
Именно на него указывает поднятая вверх рука над головой св. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Франциск Ассизский стоит и держит в руках череп. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы — то любопытные, то озадаченные, то грустные. Стефана.
Справа на первом плане, держа в руках молитвенник, стоит священник Андрес Нуньес. И он желал, чтобы при этих похоронах присутствовали все его современники, все великие граждане города Толедо, он желал прославить их в этой картине. Разве что монах слева по бледности лица похож на покойника. Я знал, что Маньеризм это такое разочарование в Возрождении из гармонии высокого и низкого свалившемся в низкое. А с другой стороны, это серьезная и жестокая работа испанской инквизиции. Пространство картины чётко разделено на две части – мир небесный и мир земной.
Прошлое и будущее как бы соединяются между собой. Это лицо непреклонной фанатической жестокости. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью. Фома, св. А на облаках пребывают сонмы святых. Художник демонстрирует своё мастерство в передаче не только цвета, но и фактуры материала: блеска металла рыцарских доспехов графа, в которых отражается фигура святого Стефана, прозрачной ткани священнического стихаря.
Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых — небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело — он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Но свою художественную родину и свое художественное имя – Эль Греко – он обрел в Испании. Это картина в картине. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником).
Петр с двумя ключами не вписывается в этот овал. На фоне облаков имеется много маленьких Ангелов. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты. Стефан.
Мне известно и то, что было нечто в неоплатонизме, что христианство позаимствовало. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины.
Мир земной, в противовес небесному изображён предельно реалистично, без визионерского искажения – на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт.
И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Они, как указатели в горний мир. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан Томе (Эль Греко был её прихожанином). Так вот это то же самое. Колокольня является главной архитектурной достопримечательностью здания.
Его одежа темная. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Сейчас к ней сделана подсветка и ее загородили решеткой. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Мы его видим в профиль. Только в России это по-другому выражалось: в России был Платонов, замечательные художники, писатели, такие как Олеша, Замятин, Бабель.
Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином).
Они даже порой нечетко прорисованы. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином)1. Очень мало кто, если бы не Эль Греко. Почему так было, сказать очень трудно. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы.
Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Кружащиеся в водовороте формы и краски создают зримый и динамичный образ Небес. Огни на факелах перекликаются с двух сторон и с верхним уровнем. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле – наивысшей точке всей композиции произведения.
Фигура Христа в белых одеждах, венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов2. И в то же время образы святых — само воплощение высшей духовной красоты. Слева изображен царь Давид с арфой в руках, Моисей со скрижалями Завета и Ной. Более того – хоронят его святые.
Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Но потом она вновь была выставлена. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне. На переднем плане нижнего уровня картины, по центру, расположен сам граф Оргас.
Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо11. Церковь Сан Томе.
Справа эта линия проходит через двух святых, находящихся чуть выше Иоанна Крестителя и одетых в яркий оранжевый плащ (Иаков) и синий хитон (Павел). Теперь мы понимаем и смысл планов в стихотворении М. Ю. Лермонтова: «дорога», «кремнистый путь» – это горизонтальные (кулисные) планы, а «звезда с звездою говорит» – это вертикальные планы и получается не просто крест, а соединение двух миров – земного и горнего и человек, по Лермонтову, живет в одновременно в двух мирах, вот таким образом мы можем говорить о двоемирии, отраженном в произведении, это является признаком романтического мироощущения поэта, в отличие от реалистического – пушкинского. Он Один на всей композиции преисполнен света. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов.
Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Это полотно стало настоящим украшением Толедо.
Безусловно, «Погребение графа Оргаса» — самое гармоничное произведение Эль Греко. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. И только в конце XVI века это погребение было запечатлено художником.
История искусства как история духа. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан Томе (Эль Греко был её прихожанином).
С. 302). «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо.
Сам придумал. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскресение Лазаря», последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Более того, это был не просто госзаказ: заказчик очень подробно объяснил, что он желает видеть на картине и просил Эль Греко следовать этому описанию. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых— небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Старый Толедо с его древними аристократическими гнездами, устойчивыми традициями средневековой культуры, сам воздух древнего города — церковной столицы Испании — сотворили из Эль Греко своего певца. Ну кто бы знал графа Оргаса сейчас. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» – последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Может, я и попал в правду, но сделал это ненаучным способом – подогнал. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения.
Виден Апостол Петр – хранитель ключей от Рая. Мальчик-паж – это сын живописца. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Венера, вознесшаяся из вод, увидела в них свое отражение и осталась довольна собой, а Нарцисс – застыл навеки, потрясенный собственной красотой.
Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником)2. Картина была заказана Андресом Нуньесом, приходским священником Сан Томе для часовни Девы и была выполнена Эль Греко между 1586—1588 годами. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Его бездыханное тело поддерживают святые угодники. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне.
Это было то, что нужно. Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей изображенных портретно. Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. И мы очень точно видим эту картину побиения святого Стефана камнями.
Найти в ней картину Эль Греко не представляет труда, она ярко освещена и огорожена решеткой (так что к ней нельзя подойти близко), перед решеткой — ряды скамей. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником).
Это картина многосюжетная, многопространственная. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Призрачные изображения кардинала Таверы и короля Филиппа II находятся в волнах облаков. Но даже золотые одеяния святых не несут тепла.
Мир земной, в противовес небесному изображён предельно реалистично, без визионерского искажения, на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Он передал и это нервное напряжение, страдание, великую печаль его золотистых глаз. Происходящее в небесной сфере открывается взору лишь одного священника.
Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. 480 x 360 см. Толедо. В картине «Погребение графа Оргаса» это все сконцентрировано.
И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. Огромное сияющее полотно (4, 8X3, 6 м) кажется здесь диковинной драгоценностью. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Особая духовная атмосфера, сложившаяся в городе инспирировала творчество Эль Греко как мастера мистического маньеризма. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной.
Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Слава Эль Греко выросла неимоверно. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. происходит что-то, о чем большая часть участвующих и не подозревает. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами.
Великолепно передана Эль Греко торжественно траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черно, красного, оранжевого и желто-зеленого. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения — сын Эль Греко, Хорхе Мануэль, будущий помощник отца.
В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле3.