Копия картины Жана Оноре Фрагонара «Поцелуй украдкой» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет. «поцелуй украдкой» — картина французского художника Жана-Оноре Фрагонара из собрания Государственного Эрмитажа.
Это была одна из первых картин нового «стиля трубадур» – французской исторической живописи, романтизировавшей Средневековье и Возрождение. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». Их становится невозможно отличить от картин Буше. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера.
Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). В возрасте 18 лет умерла его дочь. Заработки старого Фрагонара невелики.
Герои наги, но не потому, что Роден хотел изобразить эротическую сцену. Будучи художником, писавшим в стиле рококо, Фрагонар не принял новую эстетику, привнесенную во французское искусство идеями революции. К исторической живописи именно сейчас у Фрагонара возврата нет: он это сознает. Это период подъема в творчестве художника и создания ряда блестящих произведений. Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек.
81 x 65 см. Ее окружают цветы и младенцы, пухлые, как амуры у Буше. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Все изображение полно движения и непосредственного чувства. В тихой, полутёмной комнате юноша украдкой целует девушку.
Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779) является во всех отношениях противоположностью Буше. Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Он изображён в облачении испанского идальго.
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. О детстве художника известно очень мало. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Коллекция кабинета рисунков Лувра, видимо, собрана именно им.
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. В этом не было ничего из ряда вон выходящего по тем временам.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето — воздушных эффектов. Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов. Откровенно шаловлива и пикантна Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку (частное собрание). Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. На подобные произведения был большой спрос. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 1780-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности.
За свою жизнь художник создал большое число замечательных произведений (более 550 картин), однако среди них есть такие, которые заслуживают особого внимания, так как именно они являются теми самыми произведениями, которые делают лицо художника для ценителей прекрасного всех стран и даже всех времён. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Всё происходящее на полотне происходит в маленькой комнате. Фрагонар создает картину в необычной для себя манере.
Произведения художника исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Но не оно составляет главное в картине.
Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо.
Но только отбрасывает все лишнее, фокусируясь на главных героях. Картины Фрагонара в то время продать было невозможно. В произведении легендарного скульптора Родена «Поцелуй» мы опять встречаемся с персонажами Данте. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков затем лишается и этого места.
Никола Ланкре (1690 — 1743), французский художник, представитель искусства рококо. Теперь у него новая забота.
Но эти произведения искусства показались ему столь совершенными, что он впал в уныние, усомнившись в своих силах. В 1756 году Фрагонар отправился в Италию и путь его туда традиционно лежал через французские города Лион, Дижон, Ним, Марсель, Тулон, Антиб и далее через итальянские Геную, Парму, Модену, Верону, Венецию, Феррару, Болонью, Флоренцию и Сиену. Мари-Анна, видимо, презиравшая условности и предрассудки, согласилась. В 1800 году работы были закончены и Фрагонар был уволен.
В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов («Падение Симона-мага»). Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. Мягко и без прикрас вылеплено свежее, но слегка расплывшееся лицо тридцатипятилетней (или, скорее, сорокалетней) женщины. Искусство последнего гения французской живописи XVIII века Фрагонара (1732 — 1806) ведет свое начало от всех этих предшественников. Иллюстрируя Ариосто, Фрагонар относился очень легко к даваемым в тексте описаниям. Теперь его деятельность в новых, достаточно сложных условиях идет по двум руслам.
Пышно и буйно клубящиеся высокие деревья и кустарники парка заполняют площадь произведения.
Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. В эрмитажном полотне замысел художника прозвучал более отчетливо, хотя и здесь авторская позиция выражена недостаточно ясно. 1788 год стал очень тяжёлым для художника.
Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Эта картина, а также Похищение Психеи (тоже 1808 г. ) заставляют вспомнить живопись Фрагонара 80-х годов. В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. В представленной в Академии картине художник обращается к истории жертвоприношения, рассказанного греческим писателем II века Павзанием. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения.
Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. В это время в моду входит классицизм. Рекомендацию Фрагонару дает член Конвента Жак-Луи Давид: Фрагонар создал многочисленные произведения пыл и оригинальность – вот что его характеризует знаток искусства и в то же время большой художник, он на склоне лет посвятит свое время охране шедевров искусства, количество которых он в молодости увеличивал. Похожи героини обеих картин, похоже изображение комнаты. Статуя даже первоначально называлась «Франческа да Римини», но обобщенное имя, не привязанное к каким-либо личностям в истории, подошло, по мнению зрителей и критиков, к ней гораздо больше. Для Фрагонара несомненной трудностью являлся размер панно: 216 X 335 см.
А на том свете души одежд не носят, они все голы. Его творческий темперамент поистине огромен.
Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым). В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию.
К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской Его работы, написанные на излете эпохи рококо, отличалисьизяществом композиции, яркостью и праздничностью красок и тщательнойпрорисовкой деталей, предвосхищая творения мастеров нарождающегося классицизма. Одним из самых примечательных его произведений являетсякартина «Поцелуй украдкой», представляющая собой сценку в интерьере. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера.
Уж не ради нее ли Фрагонар в конце жизни принимает участие в создании нескольких картин, в которых нет ничего фрагонаровского (даже если принять за эталон Поцелуй украдкой и Контракт). Переехав в Париж, он в 1747 году поступил в мастерскую Шардена. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Возможно, что картины были парными.
Весь Париж встречается здесь. Историческая живопись (в широком понимании XVIII в. ) не была полностью чужда Фрагонару. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Холст, масло.
С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни.
Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве из собрания Станислава Августа Понятовского в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто «Полька».
Видимо, он получает несколько заказов на портреты, да в 1795 году выходит не полностью осуществленное издание сказок Лафонтена с иллюстрациями по его рисункам. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Переходы тона от светлого к густо-розовому завершаются красной полосочкой подушки на качелях.
Произведения художника исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Картина Фрагонара написана под влиянием поздних итальянских мастеров и в ней немало условной театральности, но сквозь риторику пробивается желание передать силу чувств, красоту самоотверженного подвига.
Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование».
Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. К характерным работам мастера относится его картина «Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком» (Государственный Эрмитаж). Хотя Дюбарри мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога дЭгильона и поддерживала его против парламента. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. Художник смог передать своё представление о любви.
Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить. Маргарита Жерар не была бездарна. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей. Например, в «Святом семействе» (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. Это позже будет восхищать импрессионистов.
Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая». На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
Красочное зрелище привлекает сюда художников. Рокайль (от фр. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Его кисти принадлежат такие произведения, как «Падение Симона-мага» (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), «Ахилл среди дочерей Ликомеда» (Флоренция, Уффици), «Возвращение блудного сына» (Турин), «Кающаяся Магдалина» (Дрезденская картинная галерея), «Святое семейство», «Геркулес на распутье», «Великодушие Сципиона Африканского» (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см.
Картина Счастливый брак (частная коллекция) изображает развалившегося на диване сытого господина, которого ласкает ребенок, а рядом стоит, склоняясь над ним, благополучная, полная, нарядная супруга. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Приложение 8). Его искусство оставалось весьма противоречивым. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры.
Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий. Один раз еще, в 1767 году, послал он в Салон несколько ранее исполненных вещей (Голова старика и Группы детей в небе – проект плафона для особняка Бержере) и затем навсегда отказался от Квадратного салона королевского дворца.
На четвертом десятке лет жизни Фрагонар наконец внутренне свободен. Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. В ее руках букет с вложенной в него запиской. Помимо бесчисленных копий с исторических картин, выполненных в годы учения, он самостоятельно разрабатывал сюжеты: Отдых на пути в Египет, Поклонение пастухов, Христос, омывающий ноги апостолам (четырехметровое полотно, заказанное ему перед поездкой в Италию и до сих тор являющееся алтарным образом в соборе его родного города Грасса) позже – Руфь и Вооз (исчезла), сюжеты из Освобожденного Иерусалима, Мир и Война, Отцелюбие римлянки (все три исчезли), Пожар Трои (существует великолепный эскиз в частном собрании), в дальнейшем – Генрих IV и др. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
Заказчик – барон Сен-Жюльен. Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Особое значение для Фрагонара приобрело пребывание в Венеции.
И все же в общем Фрагонар упадочник среди упадочников. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 1780-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. В гостиной собрались гости. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». Дело в том, что, как и обнаженный «Мыслитель», эта статуя должна была войти в композицию масштабных многосоставных «Врат Ада».
Фрагонар дебютировал в Салоне в 1793 году в возрасте 13 лет (. ). Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Главное, цель достигнута.
Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». «Портрет женщины, держащей собачку» (1765 – 1769).
В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». К сожалению, в издании Сказок (вышедшем с запозданием и в неблагоприятный для этого момент, после революции, в 1795 г. ) сохранилась далеко не вся прелесть первоначальных рисунков Фрагонара к Лафонтену: иллюстрации с сильными изменениями гравированы офортистом Мартиалем. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье.
Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Шардена, а потом Франсуа Буше. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Первый вариант картины, более подробный, он написал еще в 1814 году, после того, как на французском языке был опубликован новый перевод «Божественной комедии» и истории оттуда вошли в моду. Оставил большое наследие (более 500 картин и 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно.
На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Такими же набожными, мгновенными и безошибочными прикосновениями кисти написаны пальцы сжатых рук, глаза, розовый и зеленый сверкающий атлас. Это Пьер Прюдон (1758- 1823). Но Сен-Нон был артистичен изящен, аристократичен. История создания "Качелей" весьма занимательна.
Оп. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Портрет — обширная область творчества Фрагонара. Эти иллюстрации так и остались в набросках (карандаш, тушь, сепия).
Они высоко приподнимаются и открывают восхищённому взору прелестные ножки, которыми красавица с удовольствием даёт полюбоваться. Рококо.
Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии. И все-таки эта вещь рождает двойственное впечатление у тех, кто знает живопись Фрагонара.
Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. В портретах Фрагонара наметились тенденции, характерные для романтизма XIX века. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Несмотря на всю свою гибкость, неутомимость и трудолюбие, он все-таки не у дел. Одной из самых замечательных картин Жана-Оноре Фрагонара является «Поцелуй украдкой».
В самый момент торжественного жертвоприношения Корез в отчаянье закалывается сам. Франция. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». На этой должности он находился вплоть до самой смерти. И все-таки он справился с этой задачей. Вместе с тем она имеет печальный смысл: шедевры Фрагонар создавал только в молодости. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка. Значение Фрагонара для формирования таланта Прюдона очевидно.
И Фрагонар выбирает путь достоверного изображения реальности. Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Фрагонар умер 22 августа 1806 года. Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры.
В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Перед нами характерная для живописца картина. Деятельно и самоотверженно работал Фрагонар в Музейной комиссии с 1794 по 1797 год. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Компания в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола.
Особенно понятным становится этот новый поворот в самый канун революции. Так изменились критерии физической красоты.
Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. По-видимому, полным подобием Поцелуй украдкой была исчезнувшая известная лишь по гравюре картина Контракт, называемая также Обещание бракосочетания (объявление об этой гравюре появилось в газетах на два года раньше, чем о Поцелуе украдкой).
Картина «Поцелуй украдкой» поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве из собрания Станислава Августа Понятовского в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто «Полька». Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей изнеженной дворянской культурой XVIII века. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». После того как «Франческу да Римини» увидела и переименовала публика, скульптура стала пользоваться такой популярностью, что Роден сделал несколько копий для самостоятельного экспонирования в музеях и парках. Приложение 1).
Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Тут-то ее и подкараулил возлюбленный – чтобы чмокнуть в щечку, пока старухи не заметили. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Это без слов видно на представленной репродукции.
Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Тысяча семьсот восьмидесятые годы во Франции – время назревания революции. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства. Он смотрит на структурно организованную природу со стороны. Грозная воительница, вся покрытая броней, по замыслу поэта, неузнаваема в своих доспехах.
Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Фрагонар пишет еще около двенадцати подобных картин разных размеров. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». Это поцелуй невинный и торопливый. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Фрагонар, видимо, всюду его сопровождает. Этого одноглазого великана, сына бога Посейдона, мы помним по «Одиссее»: там главный герой оказывается в плену в пещере людоеда Полифема и сбежать Одиссею удается, только выколов тому глаз.
Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Около 1775 года герцог Пентьевр заказал ему декоративное панно для своего особняка Отель де Тулуз, который в 1808 году был приобретен Французским банком. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Бержере ничего не имел и против жанровых сцен.
К группе фантастических портретов кроме десюдепортов Сен-Нона относятся его же портрет в рост в испанском ярко-красном костюме с перекинутым через плечо золотым шарфом (Барселона, Музей нового искусства), Портрет дАркура, Портрет живописца с пурпурной папкой в руках, залитый сверху ярким светом и так называемый Портрет актера, где красный край взлетающего плаща намечен одним взмахом кисти, а скомканная перчатка как будто вырывается из сжимающей ее руки. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Картины тщательно выписаны изобилуют изящными деталями, но искусственность, холодность, подражательность, подчас какая-то фальшивая нота выдают в них усердное участие чужой руки. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар.
Последние годы жизни старого художника печальны. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк».
А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Это обессиленное искусство, это искусство все еще блестящей, но умиравшей культуры. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. Общее внимание было привлечено к Фрагонару. Академия теряет последние прерогативы, она безоговорочно подчинена королевской опеке и она же борется с малейшим проявлением независимости в художественной жизни Парижа.
Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции (Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы – в проекте праздника Федерации). Жан-Оноре учится, копируя работы учителя. Фрагонара готовы считать главой исторической живописи во Франции.
С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Говорят, что Фрагонар судился с Бержере документов, подтверждающих процесс, не оказалось. Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Но отец не хочет, чтобы юный художник был учеником старого Фрагонара. Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали.
Они кажутся написанными с молниеносной быстротой и это не обман чувств на двух из них существуют старые надписи на обороте: Портрет аббата де Сен-Нон, написанный Фрагонаром за один час и на другом (подписанном Frago 1769) Портрет ла Бретэша, написанный Фрагонаром, в 1769 году, за один час. Кроме созданных Фрагонаром в 70-х годах пейзажей в это десятилетие им были написаны еще пятьдесят-шестьдесят портретов. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь. Выигранный поцелуй – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
Контракт – вещь более сентиментальная, более спокойная, но абсолютно так же детально разработанная и того же размера, что Поцелуй украдкой. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Его отец шил перчатки, но разорился и семья в поисках лучшей доли переехала в Париж. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Но все под его кистью приобретало несколько утрированный, почти болезненный характер. Возможно, он теперь увидел Италию другими глазами, чем в молодости. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Таков известный рисунок Клоринда на коне (перо, бистр с размывкой Безансон, музей). Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Однако Буше счел его не достаточно подготовленным и рекомендовал сначала поработать в мастерской Ж. -Б. С. Теперь видимо, от художников ждут аллегорической живописи: в последние годы каталоги Салона запестрели такими названиями, как Борьба Любви и Целомудрия (Лагренэ-старший), Приношение Амуру (Теолон) и т. д. Эта тематика исключает революционную ориентацию, но картины пишутся в манере, далекой от фривольности и изысканности рококо, – это тот конец старой легковесной манеры французской школы, о котором писал в это время Гримм.
Посмотрим на несколько портретов. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке.
Иногда портреты актрис в гирляндах роз – что-то в них есть общее с наигранностью Грёза последних двадцати пяти лет его жизни. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). (Jean-Honore Fragonard) (1732-1806) известный французский художник. Это поверхностные, гладкие, зализанные, нарядные работы, в основном – заказные. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра.
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. Во всяком случае, позже старый Фрагонар был постоянным желанным гостем в доме Бержере-сына мальчиком тот путешествовал вместе с ним по Италии и учился у него рисованию.
Критики отметили не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю.
Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
Между 1797 и 1800 годами он был инспектором перевозок в Версале (там сосредоточивали тогда французские картины, а ценные произведения иностранных мастеров, обнаруженные в различных дворцах Франции, отправляли в Лувр). Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Шардена. Но не только реальные впечатления действительности решается теперь фиксировать Фрагонар.
В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. Подрастает сын – тоже будущий художник. После смерти Людовика XV Мари-Жанна Дюбарри была арестована и заключена в монастырь но скоро возвратилась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера.
Она успешно работала в течение своей долгой жизни, хорошо запомнив все, чему ее учил Фрагонар. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). Своеобразие ее в том, что она открывается зрителю как бы в два приема. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Идеи просветителей дают себя знать повсюду. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт». Собственно, по французскому праву все долги, происшедшие из игры и пари, считаются недействительными, за исключением тех, которые произошли из игр имеющих целью духовные и телесные упражнения, как то: литературный спор, философский диспут, музыкальное пари, фехтование, бега, скачки и т. п. но и здесь суд имеет право, при чрезмерности ставки, отказать в иске. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами.
Парижане, собственно, только недавно открыли очарование парижских окрестностей. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Если налет грубой прозы и испортил несколько воспоминание об этой поездке, Фрагонар все же в течение этого года открыл для себя что-то новое. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние.
Эти качества делают их частью окружающей природы. Юноша специально подстерегал её. К сожалению, пропали отчетные работы Фрагонара, посланные в свое время в Париж.
Он был в своей холостой квартире со своей возлюбленной. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
В представлении Давида, Фрагонар принадлежал прошлому. Фрагонар достигает богатства валеров, то идя от темного к светлому, размывая краску (лавис), то применяя противоположный метод и накладывая один слой бистра на другой, – это его, своеобразный, фрагонаровский прием.
Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики. Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. Ничего нового, самостоятельного она так никогда и не попыталась создать. Он остановил свой выбор на Фрагонаре, которого давно знал.
Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Синтез искусств обеспечивал им единый художественный эффект, максимальную впечатляющую выразительность, эстетически полноценную пластическую декоративность и привлекательность. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом.
Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Обычным посетителям музея эту коллекцию не показывали (хотя сегодня, конечно, она уже открыта для обозрения). Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника.
Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов их фактуры. Он обычно избирает в качестве сюжета иллюстрации самую суть, самую изюминку озорной лафонтеновской сказки. Картина принадлежит королю и с нее собираются выполнять гобелен (что, впрочем, так и осталось неосуществленным). Помимо избираемых им мотивов замечательно изменение самого стиля передачи пейзажа.
Через Геную и Флоренцию путешественники за два месяца добираются до Рима (в Генуе Фрагонар делает замечательный рисунок бистром изображающий нависшую над морем скалу она, словно туча, вздымается на туманном фоне неба). Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние.
"Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Но уже в марте 1791 года художник возвращается в столицу. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам».
Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Рядом с женами Давида, Вьена, Сюве были и Мари-Анна Фрагонар и Маргарита Жерар. И последнее, о чём необходимо сказать. В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. А данная версия, проданная на «Сотбис» за 264 тыс.
Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут. Это Луи-Леопольд Буальи и – создание рук Фрагонара – Маргарита Жерар. Этот шедевр тоже можно увидеть в России.
Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Теперь Фрагонар достиг вершины своего самостоятельного творческого развития.
Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались «старшие», чтобы взять забытый шарф и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши. Впрочем, потом, видимо, произошло примирение. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности.
В «Божественной комедии» души убитых влюбленных рассказывают, что как-то они вместе читали книгу о любви Ланселота и Гвиниверы, дошли до сладостного эпизода поцелуя королевы и рыцаря И тут их собственные губы внезапно встретились в поцелуе. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». История этого заказа очень колоритна. Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. Это объясняется тем, что художник написал «Поцелуй украдкой» в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности.
Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Маргарита Жерар пользуется прочным признанием и даже получает золотую медаль от Наполеона.
Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Техника офорта ему тоже была подвластна. Картина имела успех.
Художник в это время пишет мало, больше рисует и не каскады, аллеи, руины, очень модные в то время во Франции, а чаще уличные сцены, типы простых людей и пейзажи. Наконец появляется Пробуждение природы или Поклонение стихий природе. Для исполнения заказа Фрагонар использовал три сделанные раньше небольшие картины – Шарлатаны, Торговец игрушками и Театр марионеток (все три – в частных собраниях). Фрагонар довольствуется изображением Пегаса, достаточно знакомым по европейской живописи. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Он бывал поэтичен и романтичен, как Ватто (особенно в пейзажах), он любил передавать жизнь счастливых поселян, подобно Ланкре, он не брезгал самыми рискованными эротическими сюжетами, следуя в этом своему учителю Буше. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени.
Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Упразднены (как очаг анархии) Школа покровительствуемых учеников, Школа Академии св. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести Фонтану любви. Комната показана зрителю с непривычной точки зрения: мы видим не обычную плоскость стены в глубине, а угол и открытые двери оправа и слева.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Сын Фрагонара, Александр-Эварист, родился лишь через одиннадцать лет. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей).
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Другие предполагают, что он занят любовными похождениями (которые, впрочем, отрицать не приходится) и потому забросил работу. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру» (см. Через полуоткрытую дверь видна общая зала, где собрались гости. Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь.
Все изображение полно движения и непосредственного чувства. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Лондон. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
Подростком мальчика отдают на обучение нотариусу. Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Приложение 5). Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе «Поцелуй украдкой» и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, «Брачный контракт».
Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Художник работал и для театра, создавая костюмы, высоко оцененные Делакруа.
В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Сперва ученик Ж. -Б. С конца правления Людовика XV праздник в Сен-Клу (ярмарка, происходившая в течение трех последних воскресений сентября) делается популярным развлечением для людей разных сословий. Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием Посещение кормилицы. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Разумеется, Фрагонар видел в Салоне Велизария и Клятву Горациев Давида. Он не привык писать пейзаж на полотне такого масштаба. Много сил вложил он в создание Лувра. Имен у персонажей изображенных на картине «Поцелуй украдкой», нет, это просто галантная сценка, занимательная история, которую художник рассказывает зрителю.
Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. Похоже, что художник выкупил у финансиста свои рисунки. Он совсем юн и изящно манерен. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года).
Собрание Уоллеса. Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Это парные картины – Первые шаги и Любимое дитя, а также Молодая женщина, перебирающая струны гитары, стоя около колыбели спящего ребенка (все – в частных собраниях). Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме.
Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. свой, неповторимый образ. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара.
Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Дело в том, что автор тоже изучал художников XVII века, но не буйного Рубенса, а нежных «малых голландцев» Терборха и Метсю и, может быть, Вермеера. Поверите ли, – сказал мне Дуайен, – через несколько дней после появления в Салоне моей картины Святая Женевьева один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину.
Эта работа – исключение из правила. Жан-Оноре родился в солнечном Провансе, в городе Грассе. Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. Он сознательно делал контраст света и тени одним из главных носителей эмоционального начала в картине.
Умер Александр-Эварист Фрагонар в 1850 году в Париже в возрасте 70 лет. Ее линии прихотливы извилисты. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера.
Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. На конкурс в те времена непременно полагалось представить историческую картину.
Но это не лишает сцену правдивости. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Но динамика в картине как бы парализована точностью и тщательностью отработки деталей. Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье.
Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. Ее приближение сказывается на всех сторонах жизни страны. Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска).
Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). Последнюю версию подтверждает и прежнее название картины, которое звучит как «Тайная страсть».
Фрагонар действительно любил фантазировать. Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Холостой и одинокий художник пригласил ее жить к себе. В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты.
Он думает о своей карьере, о вступлении в Академию, для чего сначала надо завоевать звание причисленного (agree) с этого момента он уже получит право выставляться в Салоне – то есть на выставках в Квадратном салоне Лувра, устраивавшихся раз в два года в них могли участвовать только члены Академии и причисленные к ней. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. Она оказывается в его жарких объятиях.