Однако в те трагические дни Микеланджело меньше всего думал о гробнице папы Юлия и черты лица молодого воина скорее схожи с чертами герцога Джулиано в капелле Медичи, а от самой фигуры юноши, одержавшего победу, веет той же осознанной безысходностью, как и от всех помещённых там изваяний.
е. уважением классической традиции). Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. Не говоря уже о том, что она растянулась почти на сорок лет, она была связана с тысячами трудностей и разочарований, которые нервировали художника и приносили ему множество неприятностей. 119, 111.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Обнаружив трещину в камне, он разбил скульптуру молотком. Илл. Вскоре Микеланджело обрел в Риме влиятельного покровителя – Якопо Галли, богатого банкира, получившего блестящее литературное образование и владевшего знаменитой коллекцией антиков.
Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Он даже не дотрагивается до нее.
1521-1534. 183. И здесь бог изображен в активном действии. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. По рисункам и указаниям мастера его ученик Тиберио Кальканьи сделал подробные чертежи и модель, которая воспроизведена на гравюре Мерсье от 1607 года. Это не мешает, однако, тому, что все фигуры размещены в одном плане, как бы образуя ниспадающую вниз плоскую завесу.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
Илл. 131, 132. По Кондиви именно в это время Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи заказал ему статую Молодого Иоанна Крестителя, а также статую Амур, что спит (утрачена), но с условием так обработать произведение, чтобы иметь возможность продать его дороже, как античный. Когда Микеланджело работал над росписью Сикстинского потолка, для Италии наступила тяжелая пора. По свидетельствам французского дипломата и криптографа Блеза где Виженер, который в 1550 году посетил Рим и видел семидесятипятилетнего Микеланджело за работой, скульптор не был слишком сильным, однако, за пятнадцать минут он отколол от очень тяжелой глыбы мрамора больше, чем трое молодых каменщиков могли бы сделать три или в четыре раза больше времени (. ) Одним ударом он отсекал куски в три-четыре пальца толщиной и так точно в намеченном месте, если бы он задел еще несколько мрамора, то рисковал бы уничтожить всю работу. Как никто другой он умел сопротивляться натиску жизни.
135, 139. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Выпрямится согнутая правая нога, резко повернутая в сторону голова примет нормальное положение, расправятся плечи, раб станет свободным человеком.
Микеланджело не был склонен к спокойной идеализма скульптуры Парфенона. Его рука сгибается к плечу. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
155, 156. Именно здесь следует искать объяснение тому, почему многие статуи Микеланджело, особенно в поздний период, кажутся замкнутыми в себе, вернее, замкнутыми в блоке камня. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. На смену средневековью Савонаролы, временно вернулся в город, пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свою первую большую статую во Флоренции, мраморного Давида (1501 – 1504, Флоренция, Академия).
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.
Жизнь Микеланджело была трудной. Давид абсолютно обнажен.
Невольно вспоминаются слова самого Микеланджело: Я так стар, что смерть часто хватает меня за плащ и зовет за собою настанет день и я упаду, как этот светильник и погаснет свет жизни. Илл. Эпоха Возрождения на редкость богата выдающимися мастерами, но она все же не выдвинула художника, равного Микеланджело. Его работа в саду скульптур Лоренцо Великолепного, привлекла внимание последнего и в 1490 году парень поселился во дворце Медичи, оставаясь там до смерти Лоренцо (1492). 48-55.
Ориентируясь на этот набросок, Микеланджело и начал высекать из мрамора свою группу, задуманную как Положение во гроб. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Это двухметровая скульптура, предназначенная для кругового обзора. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Таким представил его и Микеланджело. В своих наиболее зрелых произведениях Микеланджело уже не допускает таких просчетов, достигая органического перетекания одного аспекта в другой, не исключая и тех случаев, когда фронтальную точку зрения он считает главной и самой выигрышной. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. 171. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Тема эта истолкована с глубиной, недоступной мастерам 15 века. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Их он терпеть не мог и не щадил.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. И всюду Микеланджело выходил победителем. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей, – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. 177, 178.
2. Трудности и неудачи лишь вливали новую энергию в его творчество. Несоизмеримо более оригинально и абсолютно другое произведение первого римского периода – Пьета. Илл.
140, 141. Илл. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Jean de Bilhres). Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В 1517 году Микеланджело провел много времени в Карраре, разработал модель фасада церкви. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. 179-181. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сама потолок изображает начало истории человечества, Книгу Бытия.
Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима. Илл.
Илл. Илл. Среди его первых известных скульптурных работ – Председатель фавна (мрамор, не сохранилась), рельефы Битва кентавров и Мадонна у лестницы (мрамор, Каза Буонарроти, Флоренция). В этих стихотворениях отражены и его тревоги за судьбу родины и скорбь по поводу утраченной Флоренцией свободы и стыд за творимое людьми зло и преклонение перед земной красотой и тоска по красоте небесной и сознание неотвратимости смерти и заботы о спасении своей души.
Илл. 99, 101, 102. 109, 111. Возможно именно в это же время скульптор начал работу над статуями четырех рабов (Академия, Флоренция), так и остались незавершенными.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождение еще при жизни самого мастера. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Тем самым ей отводится центральное место. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Для всех архитектурных частей он выбрал холодного тона белый мрамор с серыми прожилками, для статуй – теплого тона желтоватый мрамор, близкий к цвету слоновой кости. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Вместо этого в1508г. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
Поручая Микеланджело исполнение своей гробницы, Юлий II мечтал о том, чтобы она превзошла своими размерами и богатством все гробницы мира. Илл. Атлант.
Высота скульптуры 261 см, мрамор. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Выполненная на рубеже 15 и 16 столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. А воля художника была поистине безмерна.
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Илл. В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В самой передней зоне, на постаментах саркофагов, должны были находиться оставшиеся невыполненными фигуры речных божеств в следующей пространственной зоне стоят саркофаги с фигурами Утра, Вечера, Дня и Ночи далее идет стена гробницы с нишами и, наконец, в нише размещены статуи умерших герцогов. Илл. Но с тлена вспыхнул огонь, который очищает все, – огонь гения.
Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. 155. Договор на выполнение этой работы было подписано 16 августа 1501 года. И это понимает только один человек – апостол Петр. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Заказ был сделан Пьеро Содерини, гонфалоньером Флоренции, в августе 1504 года. С конца 1540-х годов до 1555 году Микеланджело работал над скульптурной группой Пьета (Собор Санта Мария дель Фьори, Флоренция). Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу.
В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Илл. Илл.
Выделяются три триады.
Ради этого он не боялся жертвовать внешним изяществом формы, столь ценимым его современниками. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
Его привлекают высокие идеалы, обобщенная универсальная форма, ясный, лишенный второстепенных деталей композиционный строй. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
Илл. Это помогало ему сохранять чувство целого. Илл. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. 114, 115.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Giovan Francesco Aldovrandini).
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Давид Микеланджело – это, прежде всего герой. И когда, поднявшись по лестнице, посетитель входит в зал, то тут мгновенно наступает разрядка. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII). Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 23, 24.
Высота: 226 см. Vergine Madre, figlia del tuo figlio).
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). И здесь его постигает страшный удар.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. 21, 22.
Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатой одеждой Богоматери.
159. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Писать стихи Микеланджело начал не позднее 1502 года, к которому относится фрагмент самого раннего из дошедших до нас стихотворений художника. Рядом со столь необычным обрамлением проема ворот отступает на второй план как сама стена, так и украшающие ее окна.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Короткие, покатые крышки саркофагов – с трудом лежащие на них мощные фигуры меланхоличный, задумчивый Лоренцо – полный активности Джулиано сильно выдвинутые вперед саркофаги – отнесенные вглубь ниши со статуями умерших тонкое легкое архитектурное обрамление – перенасыщенное пластическими формами заполнение маленькие двери – давящие на них массивные ниши-табернакли тяжелый нижний ярус – предельно облегченные верхние части капеллы.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Гораздо больше сторонников теории о гомосексуальной природе художника – большинство сонетов написано о любви к мужчинам, когда его племянник издал первый сборник стихов, он изменил местоимения мужского рода на женский. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Ева послушно следует слову творца. 17, 18, 19, 20.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. 185, 186. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Кроме того, считается, что женщины Микеланджело очень мужские по своей форме. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. 162.
В 1538 на Капитолии была установлена копия римской конной бронзовой статуе императора Марка Аврелия. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Илл.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Илл. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Там парень жил в Джанфранческо Альдовранди (итал. Но как раз этого не произошло.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Пьета. Но роспись обладает и другим аспектом. Он побежден.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. 184. Здесь мотив Умирающего раба получает свое дальнейшее развитие, но уже на основе совсем иного понимания человеческого образа.
36. Три года скульптор работал над статуей. Бледно-лиловый хитон Марии в светах становится желтым, голубой плащ – почти белым, его зеленая подкладка – золотисто-желтой, желтое одеяние Иосифа – оранжевым. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Моисей восседает в торжественной позе.
Илл. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. 174. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча.
Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Вот таким образом по мнению Джона Саймондза, Микеланджело не любил, не восхищался и не желал женщин. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. 170. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Здесь он познакомился и имел шанс общаться с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и др. ).
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. ок. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные формы. Зато вид группы справа мало удачен.
Илл. Петра.
Илл. Она напоминает мощную лавину. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. 81-84. Это издание было неполным и содержало определенные неточности. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Образ Давида был традиционным во Флоренции. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
В рамках этой иконографической системы мастер настойчиво проводит одну руководящую мысль, которую он усвоил еще в молодые годы, когда вплотную соприкоснулся при дворе Лоренцо Великолепного с философией флорентийского платонизма. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Определенное представление о чувствах Микеланджело может дать его же поэзия. Илл.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. 106, 113. 46. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Возвращаясь к художественной деятельности Микеланджело в 30-х годах, следует прежде всего упомянуть одну его скульптурную работу, явившуюся откликом на убийство Лоренцино де Медичи герцога Алессандро. Все это придает его архитектуре величественный характер. Илл. Он трудился как каторжный. Р.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Последняя распадается на восемнадцать фигур, каждую из которых невольно хочется уподобить статуе, в такой мере подчеркнуто в ней пластическое начало.
Примерно в 1530 Микеланджело создал небольшую мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу Гений победы (Палаццо Веккьо, Флоренция). В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Илл. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Мрамор.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. 86-88. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Илл. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин.
Крупнейшей работой, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета». Эта архитектура настраивает на героический лад и при взгляде на нее ощущается не только прилив сил, но укрепляется также вера в непреходящее значение высоких интеллектуальных ценностей. Гением, чужеродным его натуре, вторгшимся в него, как завоеватель и державшим его в кабале. Илл.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Седьмое и восьмое десятилетия жизни Микеланджело были периодом, когда он писал особенно много стихов. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). А называется роман «Муки и радости». 25, 26. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело – грозная, устрашающая сила.
Петра. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Илл. Илл.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. 163. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. В 26 лет он берётся за невероятно трудную работу. Он стал уже высекать статую св.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению.
10 мая 1508 году Микеланджело начал роспись потолка. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Это были тяжелые годы. 1530. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. По словам Бернини, Микеланджело сказал на смертном одре, что он раскаивается в двух вещах: он не сделал для спасения своей души все то, что он обязан был сделать и во-вторых, он должен умереть тогда, когда он только начал читать по слогам в своей профессии.
Он действует только словом. Художник охотно принял это предложение. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится гроздью винограда.
Петра. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. 16.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) (итал. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. 134. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. 38.
Сохранилось около 300 его стихотворений. 116-119. Действительность не оправдала их надежд. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
Согласно проекту Микеланджело, ее обрамлением с трех сторон стали фасады дворцов. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. 149.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Когда всесильный император Карл V посетил в апреле 1536 года Рим и ему была оказана торжественная встреча, то триумфальное шествие не смогло подняться на Капитолийский холм, в такой мере он был запущен. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
Илл. 56-71). Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II.
Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. В 1515-1516 годах копировавшие картон молодые художники разрезали его на отдельные куски, которые в дальнейшем погибли. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении, - образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Высота: 410 см.
Особенно выразительна правая фигура. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Недаром они украшали пилястры. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью.
Илл. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Любимые поэтические формы – мадригал и сонет. Среди самых известных его скульптурных работ – Давид, Вакх, Пьета, статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Кроме Микеланджело.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. 126. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Последняя рассказывает историю Ноя, заканчивающейся его опьянением. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять.
Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека. Как отмечает В. Уоллес, сама тема оплакивания Христа была более распространена в северной Европе и византийском искусстве, чем в Италии эпохи Ренессанса. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Их подкупала динамика его художественных образов, а в архитектуре – пластичность формы, пронизанная движением масса, рельефность членений, монументальный размах. Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. Илл. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
Илл. Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня. У Микеланджело она является овальной водоворотом голых мускулистых тел (позднее художники дорисовали одежду на голых фигурах).
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Из-за опасности вторжения войск Карла VIII Микеланджело решает поехать сначала в Венеции, а затем в Болонье. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл.
Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. В люнетах и сферических треугольниках под росписью, также размещены сцены. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Как и его друзья, Микеланджело ненавидел Козимо, но одновременно и боялся его, поскольку брат и племянник художника жили во Флоренции, так что герцог мог в любой момент использовать их как заложников. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
Но все усилия напрасны. Давид. Илл. Петра (Музео Петриано).
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
160. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Саваофе огромным напряжением отталкивает наседающие на него со всех сторон облака, стремясь отделить свет от тьмы.
97, 98. Эта статуя осталась неоконченной, поскольку уже через два года Микеланджело уехал в Рим. Но как во времена Лоренцо Медичи творческие интересы юного Микеланджело далеко выходили за пределы узкого круга придворных гуманистов, так и теперь образные идеи великого мастера оказываются несравненно шире робких религиозно-реформаторских тенденций его друзей. Мрамор.
Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. 150. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Петра, с чем папа был полностью согласен. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Микеланджело Буонарроти.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Ученик Донателло, Бертольдо был страстным поклонником античного искусства и он привил эту любовь своему ученику. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Илл. Илл.
Микеланджело трактует тему весьма сдержанно. Илл. Илл. Любая архитектурная форма мыслилась им в расчете на движение зрителя и он никогда не отрывал ее от окружающей воздушной и световой среды. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.
Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. 89-91.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Вряд ли можно сомневаться в том, что столь необычный автопортрет имел глубокий символический смысл. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Контракт был подписан 7 августа того же года. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
Илл. В борьбу включился и Микеланджело. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Илл. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольный низкий конус.
Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея.
Подобных слов, – говорит Вазари, – ни прежде, ни после не исходило из уст его ибо он был человеком чрезвычайно скромным. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 167. Илл.
И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл. Высота скульптуры 174 см, мрамор. Это композиционное решение он использовал позже в статуе Гений победы. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Купол завершил Джакомо делла Порта, уже после смерти Микеланджело.
Иначе говоря, движение тела, включая и самый резкий контрапост, воспринимается как органическое выражение аффекта, причем конфликт между телом и душой раскрывается скульптором как борьба противоречивых тенденций в жизни самого тела. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 1498-1499. Илл. 175, 176.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. 173. Его гений искал более широкого поля деятельности. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. 145. На всем его искусстве лежит печать прозаизма, а это было как раз совершенно чуждо Микеланджело. В 1873 году статую перенесли в Академию изящных искусств. Мрамор.
Он должен думать о смерти. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью.
Но достаточно и этих двух, чтобы наглядно представить, в какой тяжелой обстановке протекали последние десятилетия жизни Микеланджело. 3, 4. 32. 47.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Илл. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. В этих юношах Микеланджело лишний раз показал сколь неисчерпаемой была его фантазия при изображении обнаженного тела.
Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. 174. Однако, по завершении произведения кардинал отказался от него и скульптуру для своего сада приобрел банкир Якопо Галли (сейчас статуя находится в музее Барджелло во Флоренции). В 1538 году Микеланджело посоветовал установить посередине площади античную конную статую Марка Аврелия и около этого же времени приступил к работе над проектом оформления всего ансамбля.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Илл.
Илл. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Диаметр: 69 см. Илл. Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. 1501-1504. Мрамор. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Giuntine). Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
Они утратили волю. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Существовал портрет парня, который, однако, потеряно.
Гробницы Лоренцо и Джулиано, в отличие от кваттрочентистских гробниц, обычно тяготеющих к плоскости стены, свободно развернуты в пространстве. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Папа Климент VII испугавшийся за судьбу своей семьи, спешно помирился с императором Карлом V и заключил с ним союз против Флоренции. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. При этом движение лишено всякой скованности. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). В этом отношении Рим Юлия II был как раз тем местом, где перед Микеланджело открывались широкие творческие перспективы.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. 5, 6.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Он избегает детализированной характеристики места. Недаром его любимым материалом была бронза. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. 146-148. Вероятно, картон пропал у 1516 года.
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. 122-125. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Илл.
Планам и разрезам, тщательно вычерченным при помощи циркуля и линейки, с точным обозначением числовых соотношений, он предпочитал свободные наброски пером с размывкой либо итальянским карандашом и сангиной, а также модели, вылепленные от руки из глины. 80. В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Высота: 277 см. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. И она простояла на флорентийской площади более трёх столетий. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Позже, в письме от 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу.
Петра.
1501-1504 гг. 107, 108.
Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Илл. 182, 187, 188, 189.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Этому его научила скульптура. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. 13, 14, 15.
Сигналы о неотвратимо надвигавшемся кризисе культуры Возрождения становились все более явственными, уже вырисовывались контуры грядущей феодальной реакции. Но какой ценой. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Илл. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Пейзаж пустынен и гол. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. 136. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Он победил.
В 1506 году Микеланджело начал работу над статуей Евангелиста Матфея (Флоренция, Академия). 130. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны.
Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. Три года напряженнейшей работы пропали даром. 92, 93, 94.
151. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием Стихи Микеланджело, собраны его племянником во флорентийском издательстве Джунтине (итал. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения.
Микеланджело противопоставляет здесь мир насилия и активного утверждения злой воли миру терпеливого страдания и пассивных мыслей и чувств. Илл. Так как все эти многофигурные сцены украшают вогнутые поверхности угловых распалубок, то Микеланджело придал своим композициям выгнутый характер: наиболее приближенные к зрителю фигуры располагаются в центре, наиболее удаленные – по сторонам.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. И результаты были самыми плачевными. Однако и здесь царит дух отчужденности. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия.
В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила. Слева мы видим райский сад. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Фигура погружается в сон. Илл. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). По мере приближения к пятидесятилетнему возрасту у Микеланджело все чаще стали проявляться признаки усталости.
Союз с французским королем Людовиком XII обеспечивал ему безопасность и независимость в раздираемой войнами и распрями Италии. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Его слуга Урбино так приставал к нему, чтобы он ее поскорее закончил, что в конце 1555 года Микеланджело в сердцах разбил незавершенную группу, мрамор которой имел к тому же изъяны. Контрреформация начинает свое наступление против традиций духовной культуры Возрождения.
Илл. 86-91.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. Смерть и скорбь словно содержатся в мраморе из которого создана скульптура.
Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Известно, что Микеланджело работал над картоном до ноября 1506 года. Ромен Роллан писал о нем: Пусть сам он был создан из этого праха земного.
79, 142. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Илл. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Тут столкнулись два сильных характера.
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).
Илл. Илл.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения. Илл. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой.
Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Художник имел свой собственный сложный и трагический мир и творил по его законам. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Илл.
В возвышавшемся в глубине площади дворце Сенаторов он, наоборот, мобилизовал все средства, чтобы выявить центральную ось. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Вазари прямо пишет:. Это, конечно, не так.
39. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Илл. Статуя осталась незаконченной.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Статую поставили под открытое небо, чтобы этой красотой могли любоваться все горожане. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Илл. Петра со стороны апсид. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Он создал гениальные, произведения. По-видимому, это была статуя Вакха. В 1519 году он начал работу над Христом с крестом (Санта Мария сопра Минерва, Рим), которую окончил 1520. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Известно, что, работая над росписью, Микеланджело лепил из глины фигурки и, поворачивая их в разные стороны, выбирал ту точку зрения, которая представлялась ему наиболее интересной для изображения на плоскости. Его искусство учило многому.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Илл.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 109-112, 116-119. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Победа». И этой же цели служит цвет.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Фрагмент. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Илл. Эта статуя – единственная из работ Микеланджело, подписанное им самим. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. В действительности оно так и получилось. Первое граничит с созданием мира.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Строго говоря этой работы он никогда не прерывал и обязательства по первому договору от 1505 года сохраняли свою силу. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Этот жест символизирует молчание. Художники XV века чаще всего украшали потолки и своды орнаментальными композициями, с небольшими фигурными вставками.
Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Высота: 174 см. При этом он закончил фигуру Магдалины, незавершенные же самим мастером части оставил нетронутыми. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Поначалу борьба со строптивым отцом.
Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. 110, 112. К этому же периоду относится его картина Муки Святого Антония (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Илл. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
166, 167. Здесь сказались убеждения не только флорентийского пополана, но и человека большого сердца. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» или «Оплакивание Христа». Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Известно много стихов написанных Микеланджело в юношу (Томаззо тогда было 23 года), а также рисунков, нарисованных и подаренных им Томаззо (Ганимед, Тите, Падение Фаэтона т. д. ). Основные темы – воспевание человека, горечь разочарования и одиночество художника. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Илл. К этому же времени относится единственная картина, безусловно нарисована Микеланджело, – тондо Мадонна Дони (Галерея Уффици, Флоренция).
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Фигуры обнаженных щитоносцев, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство. Камень стал казаться ему слишком материальным и весомым для воплощения его все более порывавших с ренесансным сенсуализмом идеалов. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены.
Илл. Илл.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. В 1488 году тринадцатилетний Микеланджело стал учеником в мастерской братьев Гирландайо. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 164.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Karl Frey) Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем (Берлин). Это человек действия (vir activus). В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Так, например, проживавший во Флоренции племянник Микеланджело писал ему около 1547 года, что Козимо крайне недоволен проживанием Микеланджело в 1544 году в римском Палаццо Строцци, принадлежавшем злейшему политическому врагу Медичи. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Илл. Храм имеет форму центрально-купольного сооружения, с четырьмя сложной конфигурации капеллами.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. ок. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Илл. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). На самом же деле между ними лежала бездна. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
К 25 годам он создал уже много скульптурных работ, лучшие из которых Вакх и Оплакивание Христа. Микеланджело Буонаротти, много размышлявший, как и все лучшие люди Возрождения, о свободной и гармоничной жизни, понимал, что право на эту свободу и всестороннее развитие человек должен отстаивать в борьбе. О чуждом злу, о чистом говорят, О абсолютном мире эти очи, -Небесных сил в них вижу средоточье, За человека гордостью объят. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. 158, 159. Илл.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Мрамор. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Во многих художественных центрах господствующее положение заняли художники-маньеристы. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Они называли Микеланджело divino (божественным). Эта скульптура Микеланджело является интерпретацией древнегреческой темы скульптурных работ, когда мужчина изображался обнаженным и с героическим видом.
Микеланджело же решил изобразить момент, предшествующий бою. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
161. Например, деревянная модель собора св. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь.
Мертвое тело Христа держит Святой Никодим, а с двух сторон поддерживают Богоматерь и Мария Магдалина (закончена фигура Христа и отчасти Святой Магдалины). Илл.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
169. Здесь все построено на контрастах. Как бы высоко ни расценивать Битву при Кашина, ее композиция все же далека от совершенства, что по-видимому, понимал сам мастер.
В 1534 году, завершив работу над аллегорической статуей «Победа», Микеланджело покидает Флоренцию, где он не мог чувствовать себя в безопасности и навсегда переселяется в Рим. 41. Вот человек поистине одержимый гением. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (голые) обрамляют сцены из Книги Бытия. Порою зубья троянки оставляют на поверхности камня едва приметные линии, порою – глубокие борозды. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело).
Последняя была предназначена для хора старого собора св. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. 75-78. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. 7, 8.
33, 34. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо.
Илл. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
37. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). 10, 11, 12.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Илл.
Илл. Тем самым движение внутри интерьера утрачивает четкий центростремительный характер, обычно свойственный планам центрально-купольных сооружений первой трети XVI века. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие.
Возможно с участием Никколо Макиавелли, в эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета (Синьории) в Палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангьяри и при Кашине. Ранее композиция Страшного суда состояла из нескольких отдельных частей.
Для достижения гармонии он должен был стремиться к точности, ясности и особой упорядоченности художественного языка. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. В его образе Микеланджело воплощает свой идеал художника, для которого нет никаких препон и преград.
В 1492-1493 гг Микеланджело работал над Распятием (дерево, церковь Санто Спирито, Флоренция). Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Вот почему человек и человеческая фигура являлись главной и основной темой микеланджеловского искусства.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.