Далее Сократ переходит к конкретной критике. Она – ничто с его точки зрения, но она есть. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. Однако, следует отметить, что в теории Платона есть определенные недостатки, которые усматривал и сам Платон.
он видит в устан-и правил получ-я достоверных выводов из опред. То есть идей. Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот. Вот таким образом идеей всех идей, высшей идеей выступает идея блага как такового. 6.
Кто же имелся в виду под теми, кто правильно думают. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Удел искусства, с позиции философа, – снимать маски с мертвых. Какая она.
Он признает четыре причины всякого факта: материя идея или форма, сила и конечная цель. Талант и величие поэта и философа в равной степени заключаются в особой восприимчивости. «Благо не есть существование, оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой». Гносеологическое понятие идея становится аксиологическим – идеал. словами, зло – это не сущ-ть, а лишь нечто, что утратило добро. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы.
Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит».
С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. итогом реализации двух друг. Я часто прошу студентов привести пример этого и после двух секунд размышления несколько из них тут же говорят: «Бог».
Предметы искусства создаются потому, что имеется идея прекрасного. является целью их существования. и есть умозрительные сущности: идея нерожденная и негибнущая, ничего невоспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая (Тимей 52а, т. 3, с. 493) (о неизменности см. Бытие у Платона есть вид идея, сущность. Это трудная проблема и я не считаю себя способным разрешить ее.
Аристотель создает первую в истории сист. Аристотель утверждает, что природа стремится всегда к одной цели. Мышление же, в свою очередь, явл. Муза держит поэта, поэт держит рапсода, а рапсод – зрителя. Но Платон оказал влияние не только на философов.
мира. Нет, не существует, говорим мы. Я могу сказать: «Сократ смертен», «Платон смертен» и т. д. Во всех этих суждениях можно допустить, что слово «смертен» имеет совершенно одинаковое значение. Иной взгляд на взаимодействие материального и идеального в учении Аристотеля обусловил и несколько отличное от платоновского понимание познания. Юноша является сформированным по отношению к ребенку, но он представляет бесформенную материю сравнительно с взрослым человеком. распред-л природы сущ-в по степеням. Но, несмотря на это, она представляет собой весьма важный шаг вперед в философии, поскольку является первой теорией, которая подчеркивает проблему универсалий, сохранившуюся в разных формах вплоть до настоящего времени.
Аристотель создает первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из определенных предпосылок. Не является искусство источником практической мудрости. Конечно, Аристотель написал и множество других работ, став основоположником практически всех наук: им создан комплекс работ по физике (собственно, Аристотель вот таким образом и считается основателем физики и на 2000 лет он будет самым крупным физиком – до Галилея и Декарта), биологии (его труды «О частях животных», «О движении животных» и др. ), экономике, политике, риторике, поэтике, этике. Для иллюстрации своего воззрения Платон предлагает следующую аллегорию. Это предполагает иной критерий, чем общее мнение. порожд. Теория познания Платона опирается на его учение и о душе. Но благодаря чему тогда творит Ион.
Ощущения носят субъективный характер и постоянно меняются. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Сразу заметим: знание творческое или по-гречески «поэтическое», – это не то, что наверняка нам всем первым делом приходит в голову.
Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. Платон и Аристотель как бы воплощают эту борьбу указанных направлений мысли. Эволюция термина отражает развитие эстетической деятельности и сознания.
задачу кот. Что он усматривает истинную причину мира в разуме идеях, божестве, — это стоит вне всякого сомнения но различение мироустроителя (демиурга) от идей (или точнее: от высшей идеи) принадлежит уже к мифическим чертам и если изображая возникновение «мира во времени, он, по-видимому, не отдаёт себе ясного отчёта, что то есть лишь конкретная форма для выражения мысли о зависимости всех вещей от идеальных оснований, то все же оно стоит в столь явном противоречии с иными сторонами его учения, главным образом, с вечностью человеческого духа, что необходимо допустить, что по существу ему важно было только доказать эту мысль нужно ли для этого возникновение мира во времени и мыслимо ли последнее само по себе — этого вопроса, надо полагать, он совсем не ставил. Самая известная работа Аристотеля из этого ряда получила название «Метафизика», но на самом деле философ это слово не использовал – оно возникло случайно. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей.
Он знает, как что-то создать. Ведь она – это выборность руководящих государством людей. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.
Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия. Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Язык не может обойтись без таких общих слов, как «кошка» и такие слова, очевидно, не являются бессмысленными. Учение Аристотеля об идеях – более простое, чем у Платона, т. к. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности.
составляют особый адкосмический мир и называются у Платона миром идей. Представления Платона о процессе познания наиболее развернуто изложены в мифе о «Пещере». Он же прекрасный рапсод – в этом Сократ ни минуты не сомневается.
Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. По сути дела, чистые формы есть ничто иное, как идеальные сущности. сотворил из ничего но бытие не высочайшее, а одним дал больше, другим меньше и так. Идеи, управляющие Вселенной, первичны.
Вот таким образом отдельные вещи нереальны. Несколько слов следует сказать о самом термине мимесис. Это и была постановка ее центральной проблемы – проблемы общих понятий. Если тело получит душу, хорошо видевшую идеи, – родится философ. отлич-ся от субстанции тем, что они зависят от внешн. причины.
От субстанции (необусловлен. бытие) Спиноза отлич. Стало быть, поэт и рапсод говорят о том, чего не знают и творят в состоянии одержимости.
В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Знаменитым учеником Сократа был философ Платон Афинский. По мнению Аристотеля, в реальн. Человек не полностью принадлежит миру вещей.
А вот теоретическое знание – это, собственно и есть наука. Он не пытается построить идеальное государство, он никого не учит, как жить, – он изучает.
Подобная идея является одной из вечных в философии. 8.
В природе яйцо – это птица в возможности. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Вся остальная разница заключается в словах.
В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Идеи, управляющие Вселенной, первичны. усомнится. 16. множ-во единичностей в одно нераздельн. Они обладают гражданскими правами в полном объеме.
Временно я приму его как в какойто степени действительный. Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе. Получится некое мировое месиво, в котором не будет ни конкретных предметов, ни их свойств. (материалистич.
Вверху слева от Платона – Сократ. Но во всем своем блеске гений его проявился в науке об органическом мире. Относился оп к процессу воспроизведения группой сакральной истории. Жизнь трагична.
Интересно сравнить и особенности литературного слога двух этих мыслителей. Нарисованная философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. А раз познать предмет невозможно, то надо принимать его таким, как он представляется. Опыт – непосредств.
Августин отожд-ет бытие и благо. Иногда он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им иногда как «причастные» идеям. Нет, нет, только в Гомере, – отвечает Ион. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. В диалоге Политик Платон выделил формы государства, основанные на законе. И Андроник положил их на полку после работ по физике, повесив надпись: «После физики» – по-гречески «Та мэта та фюсика».
Работы по логике были объединены в книгу «Органон» (Орудие), т. е. Два рода интеллекта называются соответственно «ум» и «рассудок». ИНТУИЦИЯ — действие души, с помощ. «Если ему свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия, думаешь ли ты, что для такого человека много значит человеческая жизнь. ».
Слова метафизика вообще не было во времена этого философа. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Не может же знаток живописи, например, видеть достоинства одного произведения и не видеть достоинств другого. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения.
е. нравственном) не в состоянии были представить ни определенных начал действования, ни твердо установленной точки зрения, для суждения о нравственном достоинстве действий человеческих иначе говоря, софисты будучи отрицателями по преимуществу, отрицали без исключения все определяющие начала общежития, принципиально отвергали саму возможность таких начал, т. е. каких бы то ни было устоев жизни и мысли. Технэ () – ремесло – вот тот род деятельности, к которому оно относилось. Будучи высочайш. Философия возникает как учение о бытие.
Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. Я не могу сказать, происходит ли с другими людьми так же, как со мной. Творца мира Платон называет божественным демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Душа организма—это его функция, работа.
С именем Платона связано имя другого великого философа – ученика Платона Аристотеля (385-322), который никогда не довольствовался ролью компилятора, но все что он излагал – вплоть до мельчайших деталей – было им продумано и приведено в связь с целым. «Форма» Аристотеля – почти то же самое, что «идея» Платона. нет деления на два мира, но при этом не менее трудное для понимания, т. к. Конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Все остальные – его ученики. представитель объектив.
К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи. Творчество античных философов Платона и Аристотеля представляет интерес еще и потому, что они имели редкую возможность практически реализовывать свои философские системы. Она отвечает на вопрос «что есть вещь. » и представляет собой субстанцию вещи. Ведь должна же быть причина того, что я человек, а не, скажем, собака.
сенсуалист и матер-зм и идеализм). Напротив, при распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Против правил будет задавать вопрос, действительно ли ABCесть прямоугольный треугольник, хотя если это та фигура, которую мы начертили, мы можем быть уверены, что она не является прямоугольной, так как мы не можем провести совершенно прямые линии. высш. Искусство явно подражает природе в этом отношении.
Так считаем мы. Он критикует учение Декарта о врожден. идеях и обоснов-ет принцип материалистич. Искусство же всегда изображает или подражает предметам. Единственное положительное, что можно сказать о нем, – это то, что оно есть подражание. Этим обстоятельством объясняют его неудачу. Эта теория является частично логической и частично метафизической.
Это сочетание в каждом случае не равномерное. Вселенную. Да, первоначально соглашается Ион. И это право римское становится основой, базой построения римской риторики.
также Федон 78D, т. 2, c. 42-43) Идеи тождественны сами себе (см. Филеб 15bc, т. 3, с. 16), к идее не может прилагаться какая-либо пространственная характеристика: Это то, что не находится ни на земле, ни на небесах, будто бы и не существует (Тимей 526, т. 3, с. 493). Форма, согласно Аристотелю, — это активное начало, начало жизни и деятельности. вызывает определенные недоумения. Жизнь трагична. обр., Аристотель сам не отрицал роли идей в осмысл-и матер.
Знание и истина, говорит он, подобны благу, но благо следует ставить выше. В следующем поколении возвышение Македонии сделало все малые государства устаревшими, а все политические эксперименты в миниатюре – абсолютно бесплодными. Эта мысль является одной из вечных в философии. Искусство не учит практической мудрости, это и не философия, далеко оно и от морали. Такая онтологизация (от греч.
Солон сделал это для Афин, а Протагор – для Фурии. Точно так же как отражение кровати в зеркале является лишь кажущимся, но не «реальным», так и разные отдельные кровати нереальны, являясь лишь копиями «идеи», которая представляет собой одну реальную кровать и создана Богом.
Какая она. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией. Августин противопост-ет бога (добро) как бытие и зло как небытие. Но мнение может быть ошибочным. То же самое мы видим и в сравнении их подходов к вопросу о сущности философии.
Здесь можно привести следующую аллегорию. противоположна никакая друга. сущ-ть, ей противостоит лишь небытие. они, будучи отвлеченными сущностями не могут являться причиной движения вещей или какого-либо их изменения (Метафизика XIII, 5 1079b, 14-15, т. 1, с. 380) они ничего не дают для познания бытия вещей, т. к. Что можно будет сказать об этой массе. логики – силлогистику, главн. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
При этом намечалась схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативной (она имеется и у растений), б) чувственно-двигательной (у животных и человека), в) разумной (присущая только человеку). Таким образом, теория познания Платона проникнута интеллектуальным аристократизмом. И еще несколько слов о нравственных функциях искусства.
И благодаря этой цепочке Бог движет душу человека, куда хочет. Так, в диалоге Гиппий Больший исследуется вопрос: что такое красота. Общие идеи, содержащиеся в сознании, приводят в систему факты, проясняют их. Что такое тривиум – это три дисциплины – грамматика, диалектика и риторика.
В путешествии своем между воплощениями душа видит подлинный мир. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». А раз так, то по существу Платон только удваивает мир уже существующих вещей, не раскрывая знания о них как будто большее число сущностей легче познать чем меньшее: как если бы кто, желая произвести подсчет, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему не по силам, а увеличив их количество, уверовал, что сосчитает (Метафизика XXIII, 5 1079b, 33-34, т. 1, с. 328).
Материя у Аристотеля, также как и у Платона, — это первичный материал, потенция вещей. Ответив на эти вопросы, мы выясним всё, что нас интересует. Существуют и иные точки зрения на происхождение термина.
Философ для них только один: Аристотель. что дух не может существовать вне материи (в противоположность Платону, который утверждал обратное). Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она абсолютно бесформенная, неопределенная («апейрон»), как бы только возможность, а не действительность. Точка отправления у Платона и у Аристотеля одинакова, но вопрос об отношениях идей к явлениям решается у Аристотеля абсолютно не так, как у Платона. Из всех античных мыслителей средневековая теистическая философия (христианская – на Западе и мусульманская – на Востоке) признала прежде всего Аристотеля. И будучи учеником Платона, Аристотель не мог не сформировать своего отношения к учению Платона об идеях.
(Его Аристотель также называет Богом). Их нет в природе – их придумали люди как некую абстракцию.
Единственно возможный ответ – никакая. Государство V, 477с, т. 3 с. 279-280). Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Его отец был придворным врачом царя Македонии Аминты III. В чем сведущ рапсод, да и сам поэт, чьи произведения исполняет рапсод.
Тем самым Ион признает, что не знаток он и искусства. Показания ощущения часто противоречивы и взаимоопровергают друг друга: если ты назовешь это большим, оно может показаться и малым, если назовешь тяжелым – легким (Теэтет 152d, т. 2, с. 239), т. е. все зависит от того, кто воспринимает предмет и при каких условиях.
Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от их порождающих идей. А политика (от слова «полис» – «город-государство») рассматривает поведение людей в больших группах. Аристотель, в отличие от Платона, не замыкается на построении какого-то наилучшего государственного устройства, а рассматривает основные принципы функционирования государства, описывая при этом несколько типов как положительных, так и отрицательных, по его мнению, государственных систем.
Нет, не существует, говорим мы. Однако, это не означает отрицания сверхчувственного мира. Однако в теории Платона содержится коечто имеющее большое значение, чего нельзя увидеть у его предшественников, – это его теория «идей» или «форм». Они характ-ся не только своей конечн-тью, но и измен-ем, движ-ем. Образ жизни третьего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда.
Приличная плата, надеется Платон, снизит интерес к истории и укрепит авторитет родителей. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропоцентризм. Так как движение есть сущность природы, то физика есть собственно теория движения, ее исследования относятся к неподвижному (к божественному), подвижному нетленному (к небу) и к подвижному тленному или к подлунной природе.
идеализм Платона -учение о самостоят. Ведь они познают их, а не только мнят». Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». При исполнении других поэтов он спит и не знает, что сказать. Таким образом идеалом совершенного знания является система строго определенных понятий. На путях художественного осмысления действительности Аристотелю пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко противопоставлены миру вещей. Поняли ее и христианские богословы, отцы Церкви, которые часто говорили: «Как сказал великий греческий богослов» имея в виду Платона, понятно, без упоминания имени или «Как сказал философ» – и тогда имелся в виду Аристотель.
Правитель этого города Гермий был страстным любителем философии, мечтал стать учеником Платона, но плохо знал математику (а тех, кто был не в ладах с математикой, Платон к себе просто не брал). Это привело к тому, что и оба мира Платон стал противопоставлять с точки зрения ценности. Абсолютно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал.
Вселенной, первичны. Почему пуритане возражали против музыки и живописи и пышного ритуала католической церкви. поним-ем Платона, что идеи резко противопоставлены миру вещей.
космос, собравш. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Это общее мы называем словом фрукт. Вещь у Платона «инобытие идеи, ее копия». Они опред-ют жизнь матер. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело).
Локк не отрицает предрасполож-ти разума к знанию, но самого знания в голове нет. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Бог есть благо как таковое, «простое благо». Чувственный мир – изменчив, множественен с отрицательными явлениями.
Мироздание Платон представляет себе как совершенный шар Землю — так же, как шар, покоящийся в середине мироздания звёзды укреплены на сферах или кольцах (последнее, по-видимому, относится к планетам), вращение которых увлекает их за собой. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). определяют жизнь материального мира. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно». Вот таким образом мнение должно быть одновременно о том, что есть и чего нет.
Всё многообразие вещественного мира основано на разных соотношениях эйдоса (формы или идеи) и материи в их причинно-целевом воплощении. Но поскольку – данное мнение только образец и мечта, его учение о абсолютном обществе называется утопией (в переводе с греческого – несуществующее место: у – не топос – место). В более позднее время он сам начал понимать это затруднение, как это видно из «Парменида», в котором содержится один из самых замечательных примеров в истории самокритики, осуществляемой философом.
Прав ли Платон. Сущность—это единичное, обладающее самостоятельностью бытие.
(Это напоминает Парменида. ) Таким образом, знание непогрешимо, поскольку логически невозможно, чтобы оно было ошибочным. Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Как это понимать. Они определяют жизнь материального мира. И соответствующим образом римский оратор ориентируется на систему римского права.
Например, хотя может быть много кроватей, существует лишь одна «идея» или «форма», кровати.
Встав на точку зрения Платона, с ним можно согласиться. обладая высочайш. бытием, бог дал бытие тем вещам, кот. В этих образах запечатлено различие в ориентациях двух великих мыслителей. Творчество античных философов Платона и Аристотеля представляет интерес ещё и потому, что они имели редкую возможность практически реализовывать свои философские системы.
4. Аристотель делит сущности на низшие, те, что состоят из материи и формы (таковы все существа чувственного мира) и высшие, чистые формы. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. только то, что имеет нечто, что невозможно утратить. Платон считает понятия (идеи) сущностями, отдельными от явлений (вещей) имеющими самобытную реальность Аристотель сводит идеи из их отдельной области в мир явлений, считает их формами, посредством которых образуются из материи чувственные, действительно существующие предметы.
Продолжил борьбу с софистической опасностью (т. Основное внимание здесь уделяется Проблемам воспитания и образа жизни граждан. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно.
В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности). И самая высшая идея идей – абстрактное благо, тождественное совершенной красоте. Отличаются они по предмету изучения. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к медицинской профессии. Ее принципом служит геометрическая пропорция – воздаяние по достоинству и заслугам.
Идеальный мир Платон называет Бытием, материю – Небытием. идеями, а знания берутся из опыта и ощущений (критика рационалистов). Отсюда – объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу.
Путем сочетания этого с тем, что говорит Парменид, мы приходим к выводу Платона. Ведь каждое из многих тоже есть нечто единое, а, значит, оно, тем самым причастно единому. Стало быть, красота – это не сама вещь, а то, благодаря чему она красива. По учению Платона, такой подход по силам только мудрецам—философам. Это и есть художественно-творческий первопринцип философии Аристотеля.
Было бы бессмысленно говорить «смертный смертен». Парменид. Абсолютный минимум того, что остается, даже в самой враждебной по отношению к Платону точки зрения, состоит в следующем: мы не можем выражать свои мысли на языке, целиком состоящем из имен собственных, но должны иметь также такие общие слова, как «человек», «собака», «кошка» или если не такие слова, то слова, выражающие отношение, как, например, «сходный», «прежде» и т. д. Такие слова не являются бессмысленными звуками, но трудно понять, как они могут иметь значение, если мир состоит целиком из отдельных вещей, таких, которые обозначаются собственными именами. сталкивается чел-к. Человек тем больше знает, чем яснее в его сознании идея. Это совершенно бесполезное отделение идей от вещей, т. к.
«Я» есть душа — сущ-ть бестелесная, т. е. духовная. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Получится некое мировое месиво, в котором не будет ни конкретных предметов, ни их свойств. Гермий так обрадовался, что даже выдал за Аристотеля свою племянницу.
Значит, не на основе наблюдений приходим мы к определению того, что есть красота, а наоборот: зная, что такое красота, мы оцениваем вещи, определяя степень их причастности ей. Тело не входит в состав «Я».
И в этом главный интерес Аристотеля. Другими словами идея у Платона является оригиналом и источником вещей, она – основание вещи, причина ее существования, постоянно поддерживающий ее принцип, т. е. идеи являются первообразами вещей их образцами (paraбб, deigma), а вещи их отобразами (eidwlon), у Платона вещи причастны идеям, а идеи в свою очередь, присущи вещам. Труды Аристотеля и по форме изложения абсолютно не таковы, как диалоги Платона.
Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля. Ничего. Очевидно, нечто отличное от каждой отдельной кошки.
Но осуществление таких умственных действий предполагает наперед знание предмета: если присоединить объяснение означает знать, а не иметь мнение об отличительном признаке (Теэтет 209е, т. 2 с. 316) т. е. получается, что знание есть правильное мнение, соединенное со знанием иначе говоря, правильное мнение только тогда становиться знанием, когда к нему это знание присоединяется. И самая высш. Движение Аристотель отождествляет с идеей изменения.
Во взгляде на материю как на Небытие Аристотель вполне сходится с Платоном. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос.
наполн-я. Модусы – процессы, кот. Идея блага сообщает философии Платона характер целесообразности (телеологичности) (Филеб, 53е-54d, т. 3, с. 61-62), т. к. осмысл-я действит-ти ему пришлось столк-ся с тем искажен.
Она бессмертна. Это, говорят, произошло, когда Парменид стал уже стариком (ему было около 65 лет), Зенон был средних лет (около 40), а Сократ был в то время совсем еще молодым человеком. Вот таким образом, считает Платон, необходима их серьезная ревизия. космос, лишенный индивид-ти и не отдельн. матер.
Он и его ученики предлагали законодательные системы для новых греческих городов и колоний. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. предпосылок. Вопроса о самой возможности познания для этого мышления не существует, она очевидна. Платон утверждает, что о чувственных вещах и явлениях может быть не знание, а «мнение». У него был абсолютно иной, чем у современного человека, подход к знанию.
Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. Философия для Платона – это некоторого рода созерцание, «созерцание истины». Наверное, в том, о чем так вдохновенно поет на поэтических ристалищах.
Аристотель, таким образом, открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. В конце недолговечного путешествия она снова падает в тело, но уже запасшись знанием. 7. Существовавшие же в древности традиционные (т.
Земля является собственностью государства. Об этом и спрашивает Сократ Иона. Низшие сущности состоят из материи и формы. По его изложению, мироустроитель (демиург), созерцая прообраз живого существа, создаёт мировую душу, смешивая её из её составных частей, затем придаёт её составу форму четырёх элементов и в заключение строит из них мир и населяет его органическими существами. Да. Душа человека состоит, говорит Платон из трех частей: разумной, аффективной (или эмоциональной) и вожделеющей.
th. n fusin). Ведь в существ-и тела мож. Она есть источник истины, соразмеренности, гармонии и красоты: чем благо будет в умопостигаемой области по отношению к уму и умопостигаемому, тем в области зримого будет солнце по отношению к зрению и зрительно постигаемым вещам (Государство 508с, т. 3, с. 315).
Мир – и не телесн. Идеи, управляющ. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др. ), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Гераклит сказал: «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Организмы, которые производит природа (растения, животные, люди), отличаются от тел неорганических тем, что они получают свои побуждения от внутреннего начала.
Оно не является чисто интеллектуальным это не просто мудрость, но любовь к мудрости. Ясность и отчетл-ть понятий есть критерий истины. Высшие сущности он называет чистыми формами.
Аристотель делит его на три группы: этика, экономика и политика. И самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное совершенной красоте. Предполагается, что «Парменида» пересказал Антифонт (сводный брат Платона), который один помнит эту беседу впоследствии он интересовался только лошадьми. Да, Аристотель называет философию «теологией».
Но если слово «кошка» означает чтолибо, то оно означает чтото, не являющееся той или этой кошкой, а представляющее собой нечто в роде универсальной кошачности (cattness). Он и его ученики предлагали законодательные системы для новых греческих городов и колоний. Философ – исследователь материального чувственного мира.
Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им менее заботятся они о том, что является общим. Но без его объясняющей силы невозможны и сами идеи ибо невозможна даже и множественность.
Но прирожденный государь мог бы быть философом и «достаточно появиться одному такому лицу имеющему в своем подчинении государство и человек этот совершит все то, чему теперь не верят». У Аристотеля нет ни сочетания мысли с мифическими образами фантазии, ни драматической живости разговора эти особенности, придающие такую неодолимую прелесть трактатам Платона, заменяются у Аристотеля сухостью строго логического исследования и собирания фактов. Этот подход к объяснению чувственного мира заимствовал у Платона Аристотель. Вот таким образом этика Платона органически сочетается с концепцией государства. В перечне его знаменитых произведений философско-политическое сочинение «Государство», в котором философ выражает свое видение идеального государства.
Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собственное учение об идеях пытался использовать исключительно ради жизненных целей и ради понимания всей действительности как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом. Она определяет как способ постановки проблем, так и форму их решения. целей и ради поним-я всей действит-ти как худож. произвед-я, пронизан. смыслом. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона.
«И так же, как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная ибо она одна существует ради самой себя». Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Они определяют жизнь материального мира. Как это понимать.
Объективный идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Например, в геометрии мы говорим: «Допустим, что ABC действительно является прямоугольным треугольником». Очевидно, что не натурфилософы, для которых душа—это тончайшее тело. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Царство идей, по Платону, – это мир благих сущностей. «Фрукт» – только понятие, термин имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Фрукт – это всего лишь понятие, термин имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей.
Варвар и раб по природе своей понятия тождественные. другое столкновение дает уже другую информацию. Он уверен, что существуют идеи подобия, справедливости, прекрасного и доброго.
В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. Соловьева, Платон вынес из глубокого душевного опыта, которым началась его жизнь. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего. Помимо ограничения размеров собственности в абсолютном государстве предусматриваются совместные трапезы и другие мероприятия, призванные обеспечить солидарность зажиточных граждан и свободной бедноты. «А что же мы скажем о тех, кто созерцает сами эти, вечно тождественные самим себе.
мира. Вне политического общения права не существует. Все мироздание – оформленное вещество. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. Фактически материальная причина противоположна сущностной. Итак, вполне может быть, что видим мы одно, а на самом деле существует совсем другое. Но также и системы воспитания, так как он был великим педагогом.
Все это является повторением того, что было сказано Парменидом. Искусство заражает эмоциями. Общие понятия (категории) предшествуют индивидуальному опыту – сделав это великое открытие, Платон стяжал себе философское бессмертие. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной 2) пылкой (волевой) 3) вожделеющей (чувственной).
явл. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения с гражданами государства. Т. к. В узком смысле мимесис – копирование копий, т. е. воспроизведение вещей чувственного мира. На многочисленных примерах Платон показывает, что, приступая к познанию, мы уже знаем. То есть мы выясним четыре причины: материальную (из чего. ), движущую (каким образом. ), сущностную (что это такое. ) и целевую (для чего. ).
И именно «такая наука могла бы быть или только или больше всего у бога». Платон создает учение об идеях, где истинный мир – царство идей, отличает от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Сущность—это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Платон подмечает существенную черту искусства. А чтобы изучать, надо четко всё упорядочить. И в данном смысле она ничто, Небытие.
Функции души располагались в виде лестницы форм, где из низшей (и на ее основе) возникает функция более высокого уровня. Аристотель сохраняет характерное для элементов и Платона понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.
Гносеологическая часть учения Платона об идеях в основе своей излагается в диалоге Теэтет. Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными.
После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Искусство подражает внешности вещей, копирует ее. Платон уподобляет одержимость воздействию гераклейского (магнитного) камня: Камень этот не только притягивает железные кольца, но и сообщает им такую силу, что они, в свою очередь, могут делать то же самое, что и камень, то есть притягивать другие кольца, так что иногда получается очень длинная цепь из кусочков железа и колец, висящих одно за другим и вся их сила зависит от того камня. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. Здесь можно привести следующую аллегорию.
необходимым орудием познания во всех философских направлениях. вещи, наполняющ.
В этом понимании разделения труда К. Маркс и усматривает гениальность Платона. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания. Это логическая часть теории. Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизма). Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. физич.
Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость. обр. Сначала красотой называют девушку. В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии – неимущим. Итак, поэт не сведущ в ремесле и сам не ремесленник.
Античного мыслителя волнует лишь метод мышления, средства познания (позже эта изначальная установка сознания получила название наивного реализма). е. релятивизмом в этике и гносеологии) ученик Сократа Платон (427-347). идея идей – это абстрактн. Мы скорее опознаем понятия уже присущими себе, т. к. живет и развив-ся весь космос.
Единое, по Платону, само по себе не есть бытие. Почему заставляют детей учить в школе арифметику. Она делится на равные по плодородию участки. Аристотель дает понятию сущности другое истолкование. Аристотель (ученик Платона) (О. И.
В этом Платон видел родовое (общее) отличие от животного. Как это сделать. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Это общее мы называем словом «фрукт». На этом принципе была построена работа созданной Платоном Академии.
Знание практическое – это знание, касающееся действия людей их поведения среди других. Идеальный мир Платон называет Бытием, материю – Небытием. Первым шагом к образованию мира было составление его основных веществ — четырёх элементов. Парменид 131b, т. 2, с. 409). Все вместе граждане образуют правящее сословие. Другими словами, это чистая возможность.
(Парменид 131b, т. 2, с. 400) Для доказательства своей правоты Платон использует аналогию дня, находящегося во многих местах одновременно, но тем не менее одного и того же (см. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Аристотель под конец своей жизни написал «Риторику». Вторая Аристотелева причина, на которой мы остановимся, – материальная причина. Глаз подобен душе, а солнце, как источник света, – истине или благу. Платон создает почти осязаемый образ этой одержимости. Платон – первый в Европе последовательн.
Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Удачнее были первые шаги Аристотеля в области метеорологии. Если видимость не есть действительно явление, зачем же нам тогда беспокоиться о ней. Лучше, чтобы собственность была частной, а пользование ею – общим, – утверждал Аристотель. Здесь Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего учителя.
Понятие у Аристотеля это продукт творческого действия человеческого ума. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, предпосылкой которого является рабский труд («Законы») Государством правят философы его охраняют «стражи» или «воины» Ниже этих разрядов свободных граждан – «ремесленники». Для настоящего времени будем довольны тем, что мы отметили ее. Платоновское отрицание есть созидательный фундамент всей последующей эстетики. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют отдельно друг от друга, по воззрению Аристотеля мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является окружающий нас мир.
Но как это возможно. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. Субстанция обладает двумя главн. атрибутами: мышлением и протяж-ем (сущ-ют при ней, но и растворены в ней). Это Ум – «перводвигатель» — причина и начало всего.
Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в абсолютно разных местах. Вопервых, Платон не имеет никакого представления о философском синтаксисе. Материя протяженна им мыслить. Аристотель выделяет три вида теоретического знания: философия, физика и математика. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске.
Вот такое случайное попадание «в десятку». Но если Сократ думал, что понятия образуются путем исследования частных предметов и выделения общих признаков и свойств предметов, то Платон считал, что понятия отличаются такими свойствами, какие не могут быть выделены при помощи метода Сократа: Мы необходимо должны знать равное прежде того времени, когда увидев в первый раз вещи равные, размышляем, что все они, хотя и стремятся быть равными, но им чего-то недостает (Федон 74е т. 2 с. 37). Она (а значит и человек) восприимчива к знанию.
Метод познания – диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратный путь нисхождения от самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. На первый план выдвигались идеи вещей, существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. Здесь Платон объясняет, что когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую «идею» или «форму».
та субъективная рассудочность, которую они развивали, неизбежно ведет к скептицизму. Но если имеется небесный треугольник, то Бог должен был сделать по крайней мере три прямые линии. Так. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет несколько. meta. Он считает, что красота прекрасна он считает, что универсалия «человек» – это название образцового человека, созданного Богом и что действительные люди являются его несовершенными и до некоторой степени нереальными копиями.
Платон, решая актуальнейший для него вопрос – знания и мнения, – ставит проблему искусства, его миметической природы, закладывает основы новой науки. В ряде высказываний он говорит, что идеи — это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Школу называли перипатетической – от слова «перипатео» – «прогуливаться», так как, говорят, обучение Аристотель вел, прогуливаясь с учениками по саду. Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот. Что мы подразумеваем под словом «кошка». У края фрески Рафаэль изобразил самого себя и живописца Содому, который до него начал работать в станце. Это портрет Микеланджело – знак глубокого уважения Рафаэля к своему сопернику, который в то же время расписывал Сикстинскую капеллу.
Однако, Платон не дал однозначного объяснения характера этой связи. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. совершенной красоте. Ведь управлять должен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и которого мы вот таким образом выбираем, чтобы он управлял нами. Естественное право стоит выше закона среди законов важнее неписаные, основанные на обычае. Итак, возможно, что видим мы одно, а в реальности существует совсем другое.
Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Эти вещи абсолютно различные и не похожие друг на друга (яблоко – это не груша, груша – не слива и т. д. ). На первый план выдвигались идеи вещей, существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения.
Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь. » и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволили ему слиться с другими. Вы найдете ответ на это в книге десятой «Государства» Платона. мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, свое собствен. идеализма, основатель этой фил-и. Аристотель – основоположник европейской (классической логики).
Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. Подобная мысль – главная в учении Платона. Увидеть их можно не физич. зрением, а умственным, мысленно. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от идей их порождающих. Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации. Отрицая какие бы то ни было объективные нормы и признавая человека мерой всех вещей (Теэтет 152а, т. 2, с. 238), т. е. субъективное мнение и произвол, софисты в отношении практическом (т.
Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т. п. Эта идея и лежит в основании «Риторики». К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму – богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических. Если бы глаз был живым существом—его душой было бы зрение, —говорил Аристотель.
И вот как это было. Сведущ ли Ион во всех поэтах. На перв. Платон совершает ошибку, аналогичную тому, как если бы он сказал «смертный смертен». Равенство исключает и зависть и страх и вражду.
У него существует душа – сущность вечная и идеальная, связывающая его с невидимым миром. план выдвиг-сь идеи вещей, существующ. Представьте себе, говорит он, что мы сидим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену.
Истинное знание дает только мышление. Аристотель говорил, что Платон ему друг, но истина для него дороже. На самом деле она не имеет места в пространстве или времени: она «вечна». Идеи вечны и неизменны, а вещи преходящи и изменчивы. В процессе познания душа философа как бы перевоплощается во все те объекты, которые он познает, точно так же как драматург, создавая пьесы, должен входить в роль всех действующих лиц. Как можно выбирать руководителя, недоумевает Платон.
Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего учителя. Платон даёт двоякое выведение последних.
Они сост-ют особый адкосмич. Философ выделяет знание теоретическое, практическое и творческое. А если это так, то идею блага можно отождествить с божественным разумом, с Богом. А на видовом (частном) уровне человек отличается от животного своими внешними особенностями. Прав Платон и в том, что одно только мастерство еще не делает художника художником.
Из всех античных мыслителей средневековая теистическая философия (христианская – на Западе и мусульманская – на Востоке) признала только Аристотеля. для чего она существует. Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. И, разумеется, у него были работы по философии (по метафизике, как мы часто называем). общего и частного. По мере проникновения частной собственности и рабовладельческих отношений в земледелие идеологи полисной знати последовательно перешли от традиционных воззрений к признанию экономической роли рабства, правовых методов регулирования общественной жизни (Законы Платона), к апологии частной собственности и равенства граждан перед законом в сфере имущественных отношений (в Этике Аристотеля). Чтобы объяснить мир из его последних оснований, Платон пользуется в «Тимее» традиционной формой космогонии.
По учению Аристотеля идея – только форма, охватывающая материю из которой образует она предмет. Аристотель, как и Платон, допускает вечность материи. И самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное совершенной красоте. Весьма сходное ощущение бывает, когда ходишь по горам в тумане до тех пор, пока не будешь хорошо знать каждую тропинку, каждый хребет и каждую долину в отдельности, а затем ясно увидишь все эти горы на расстоянии, освещенные ярким солнечным светом. Жить и питаться они должны сообща, как во время военных походов. Добродетелью третьего сословия должно быть благоразумие, т. е.
Ему принадлежат определения истины и лжи, разработка силлогистики (учения о правильных и неправильных видах умозаключения – силлогизмов). Возвращается в родной город он через 5 лет после смерти Сократа, где долгое время не занимается общественными делами, вскрывая пессимистическое настроение в своих диалогах: «Горгий», «Менон», «Федон», 2 книге «Государство» и т. п. Источник знания чувственных вещей – знание идей, а не наоборот. Если все равны, кому придет в голову позавидовать ближнему оттого, что у него чего–то больше и кому надо будет бояться соседа, который может что–либо отнять. По отношению к девушкам можно говорить и о степени красоты. Существует другой мир, где правда живет.
Ничего. Первый порождает второй. Она – ничто с его точки зрения, но она есть. Над вопросом мыслителя билась и бьется вся последующая философия.
Логика для Аристотеля была введением ко всем наукам. Познание на земле есть припоминание виденного. Мышление – способ самосозн-я природы, оно тем совершеннее, чем шире круг вещей, с кот.
В это время утвердилось знаменитая фраза: «Сам сказал. » («Ipse dixit. »). 130с, т. 2 с. 408). «Я мыслю, следоват-но, существую» (мы мож. сомнев-ся во всем, кроме того, что мы сейчас сомнев-ся (здесь проявл-ся О. И., но не в строгом смысле). где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказыв-сь брошенными в мир без всякого их идейн.
Онтология. «Смертен» представляет собой имя прилагательное. Если преобладает разумная часть души, то человек – философ, если эмоциональная, он – воин, а если вожделеющая, то – земледелец или ремесленник.
Сапожник, скульптор, кораблестроитель, художник – одинаково ремесленники. е. критическое) обоснование учения Сократа. Единственно возможный ответ – никакая. Диалектика обучает правильному рассуждению. Все мироздание – это оформленное вещество.
она находит в себе простые и ясные понятия. В Греции так, как он, не видели искусства. Стражам запрещается иметь семью, для них вводится общность жен и детей.
Денег у стражей нет. Кто лучше знает, как приготовить больному питье, – врач или рапсод. Следовательно, математика Аристотелю неинтересна, так как она не изучает реальность. (Ipse dixit. ). В области этики имеется коечто аналогичное этому у великих религиозных проповедников. Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание.
Но, возможно, ктонибудь скажет: «Видимость реально не есть явление, но кажется явлением». Это Ум – перводвигатель – причина и начало всего. Нам кажется, говорит он, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле мира два: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Вот таким образом необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в абсолютно разных местах.
Только мышление дает знание идей. То же происходит со зрителями.
Сейчас эти образы принято называть представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля — фантазии). Материя – это то, «из чего». После этого мне надо лишь записать то, что я увидел. глубочайшим идейн. Друг.
Но эта необходимая последовательность нарушается. Собственно, римляне учились по-гречески, греческому языку и у греческих учителей. Звёзды суть разумные, блаженные существа, «видимые божества» и точно так же космос есть воспринимаемое божество, объемлющее в себе все остальные существа, — отражение сверхчувственного божества, не преходящее и не стареющее, совершеннейшее и прекраснейшее из всех творений.
Таким образом, Аристотель заменяет понятие идеи на понятие формы. Люди не рождаются с готов. «Прежде всего, надо различать: что всегда, существует и никогда не становится и, что всегда становится, но никогда не существует», — пишет Платон в диалоге «Тимей». Эта мысль – главная в учении Платона.
и на Квинтилиана опирались все великие педагоги всех последующих времен. Сказать, что душа гневается—писал он, —равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома.
Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. благо, тождествен.
Однако Платон считает, что то, что может быть в любое время предметом мнения, никогда не может быть предметом знания. Он и его ученики предлагали законодательные системы для новых греческих городов и колоний. И там и здесь есть мера соотношения и каждый раз разная иначе бы мир предстал как скучное однообразие одинаково сконструированных предметов. сенсуализма, т. е. происхожд-я всех знаний из чувствен. восприятия внешн. Кто все же лучше разбирается во врачевании.
Душа же его бессмертна. Какое имеется различие между «знанием» и «мнением». Что она изучает. В это время утвердилось знаменитая фраза: Сам сказал.
Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Сотворен. – Знаю и очень хорошо, – отвечает Ион. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: «Это кошка».
Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Платон – один из учителей человечества.
Конечно интерес многократно усиливается, если этот человек – Платон. Против того и другого взгляда имеются возражения. Здесь целесообразность казалась ему очевиднее и это сильно его воодушевляло.
А если есть причина, значит, она выражается на языке идеи. Г. Коллер идентифицирует мима с актером культовой драмы.
Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Всякая попытка разделить мир на части из которых одна более «реальна», чем другая, обречена на неудачу.
Первым против софистов, усмотрев всю опасность для общества их учения, выступил гениальный философ Сократ (469-399). Вот как он говорит о двух своих наиболее талантливых учениках: «Аристотелю нужна узда, а Ксенократу – кнут». Допустим, перед нами лежат три предмета – яблоко, груша и слива. На путях худож.
Платон постоянно испытывает затруднения изза непонимания относительных понятий. субстанция. Этика. Здесь, ставя вопрос о том, что такое знание само по себе (Теэтет 146е, Т. 2, стр. 231), Платон выступает решительным противником того взгляда на знание, которое утверждалось Протагором, а именно, что знание есть ничто иное как ощущение (ai. Единствен. источником идей Локк объявил опыт. Им вручается верховная власть в государстве. Это не поможет, так как мы спросим снова: «Реально ли нам кажется, что она есть явление или лишь по видимости нам кажется, что она есть явление. » Раньше или позже, если даже кажется, что видимость есть явление, мы должны достичь чегото такого, что действительно есть явление и, следовательно, представляет собой часть реальности.
Так было в Древней Греции, так было в Риме. силами, но зато он управ-ся законами, находящимися вне его, за его пределами. Конечн. вещи – модусы, кот. Эти понятия играют очень выдающуюся роль в изложении всех воззрений Аристотеля.
Вот таким образом необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. То, что нам кажется очевидным, для того времени было, наоборот, сумасшедшим.
Тени, пробегающие перед ними — это жалкие проекции людей, вещей. По политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Дж.
добросовестное выполнение своих производственных функций. Так должно быть, но в действительности все иначе: каждый делает не свое дело руководители не умеют управлять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают его, а земледельцы не трудятся любой преследует личный интерес, раскалывая общественное единство все враждуют со всеми, а в результате на земле множатся бедствия и несчастья. Оно пытается в звуке, форме, краске удвоить, повторить реальный мир, характер, событие. Как можно выбирать руководителя, недоумевает Платон. Два рода чувственного восприятия нас не интересуют.
целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечн. Выше этого подняться они не могли. Кот.
сущ-тью, т. е. Но сам Аристотель называл это свое произведение Теология. Стараясь лучше понять теорию Платона, представим следующую картину. Так, не следует рассказывать юному слушателю, как Кронос отомстил своему отцу Урану.
Прекрасной может быть и мысль и любая вещь. Согласно Аристотелю, форма—это активное начало, начало жизни и деятельности. И хотя без знания правил искусства нельзя обойтись, художником надо родиться. Что касается явления прилива и отлива, то оно сильно занимало мысль Аристотеля. Но, говоря «мука», мы понимаем, что это не древесина – из древесины я пирог не испеку.
способ-тей: интуиции и дедукции. Представьте себе, говорит он, что мы сидим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену. Отделив его от ремесла, морали, философии, он положил начало осмыслению этого удивительного феномена. В умственном мире идея блага является причиной акта познания в котором ум становится познающим, а объекты ума, т. е. идеи – познаваемыми: познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу оно же дает им бытие, существование, хотя само благо не есть существующее, оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой (Государство 509b, т. 3, с. 317) Если же благо есть в умственном мире причина познающего и познаваемого, т. е. разума и идей, то оно есть причина и истины, т. е. соединения их в созерцании.
Познание по Платону это «припоминание душой тех идей, которые она уже когда-то видела». Величие гения мыслителя состоит в том, что он увидел искусство. Сверх того он вводит в свою философию два новых понятия возможности (потенциальности) и действительности (актуальности). Идеи, управляющие Вселенной, первичны.
Достаточный для стражей. Механизму осуществления власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге Государство особого значения. Он говорит, например, что всякий прекрасный предмет в какомто отношении является также безобразным то, что является двойным, является также половиной и т. д. Но когда мы говорим о какомлибо произведении искусства, что оно прекрасно в некоторых отношениях и безобразно в других, анализ всегда (по крайней мере теоретически) дает нам возможность сказать: «Эта часть или аспект, прекрасна, тогда как та часть или аспект, безобразна». Он был убежден, что небесные тела — это видимые боги, обладающие телом и душой.
с греч. Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Этот взгляд приводит к разным проблемам и противоречиям. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма», обозначающий идеальную сущность, вечную и неизменную.
За нами в солнечных лучах проходят какие-то животные, пролетают птицы, растут цветы. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. И, сравнивая предметы физики и математики, в одном случае самостоятельно существующие и подвижные, в другом – несамостоятельно существующие и неподвижные, Аристотель делает вывод: математика и физика – совершенно разные науки. Свой идеализм, по признанию В. С.
А риторика обсуждает речи публичной. В любой вещи есть и материя и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. В любой вещи есть и материя и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью.
Пифагор пытался осуществить правление философов, а во времена Платона пифагореец Архит пользовался политическим влиянием в Тарасе (современный Таранто), когда Платон посетил Сицилию и Южную Италию. Таково отношение Платона к искусству. бытием, а только причастны к нему, поскольку они не явл. Посредством блага диалектика способна обходиться без гипотез математика. Платон – один из учителей человечества. находятся вне причастных им вещей (Метафизика XIII, 5 1078b, 17-18, т. 1 с. 380). Он получил его то ли за крепость телосложения, то ли за широкий лоб, то ли широту мысли.
Но постольку поскольку сама римская риторика осуществлялась уже в римских условиях, она была обычно политической или судебной и ритор, то есть оратор обращался к римскому народу. Теория идей Платона содержит большое количество очевидных ошибок.
Ученик Платона Аристотель развил и критически переосмыслил философию своего учителя. Система политических взглядов изложена у Аристотеля более богато и развернуто, чем у Платона.
Таким образом, Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом (рассказывает Платон в «Тиме»). сущн-ть есть само бытие, ей не м. б. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей.
И собственно идеи Квинтилиана в области воспитания актуальны до сих пор., до тех пор государствам не избавиться от зол. Для него материя—это также первичный материал, потенция вещей. Так же, как пойэсис и катарсис, термин этот заимствуется формирующейся эстетической теорией из внеэстетического контекста (религиозной культовой практики, производства и т. д. ) и лишь затем, в результате развития самой теории, приобретает определенное собственно эстетическое значение. 514, т. 3, с. 321). Устройство этого целого и его работа (функция) нераздельны.
Его «идеи» являются в действительности именно другими отдельными предметами, превосходящими в этическом и эстетическом отношении обыкновенные отдельные предметы. Душа, согласно Декарту, обладает двумя способ-ями: мышлением и волей. Голова новорожд-го – чистая доска, на кот. жизнь пишет знания. («Душа есть чистая доска»). Единое выше всякого существования и всякой множественности. «Интеллектуальная любовь к Богу» Спинозы представляет собой почти тот же самый тесный союз мысли и чувства.
Ведь она – это выборность руководящих государством людей. Если вспомнить разграничение всех философов на материалистов и идеалистов, то можно сказать, что Аристотель фактически высказал основную мысль материализма, т. е. Вслед за вегетативной (растительной) функцией формируется способность ощущать, на ее основе развивается способность мыслить. простыми, т. к. простым с его т. з.
Данное сочетание в каждом случае не равномерное. что это такое. При этом в развитии каждого человека повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир (впоследствии это было названо биогенетическим законом).
Автором первой риторики, которая до нас дошла (не первой риторики, а первой риторики, которая до нас дошла) был ученик Платона – великий греческий философ Аристотель. Продовольственные запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Платон считает, что источник искусства не знание, а вдохновение, одержимость. И в этом именно смысле она ничто, Небытие. Ион не может не согласиться, что здесь более сведущ врачеватель.
Равенство исключает и зависть и страх и вражду. Следующий этап развития риторики – это римская риторика. Такие вопросы ставит Иону Сократ.
Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Он будет испытывать некоторое равнодушие к обыкновенным мирским делам. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни их удел – быть рабами у греков. Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике.
«. Это положение подвергается критическому анализу в диалоге Парменид (131-132, т. 2, с. 409-411). Однако Аристотель не отожествляет бытие с идеями. Во взгляде на материю как на Небытие Аристотель вполне сходится с Платоном. Как мы должны поступать перед лицом этой дилеммы.
Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. Так считаем мы. Вспомним, элейские философы говорят – мы видим вокруг себя движение и изменение, но на самом-то деле ничто не движется и не меняется Гераклит утверждал, что если нечто наблюдается нами неизменным, то это не означает, что оно действительно таково, просто никто не замечает всеобщее и непрекращающееся движение вы думаете, говорит нам милетский философ Анаксимен, что вокруг нас – разные вещи, ничего подобного – все, кажущееся различным, есть одно и то же вещество – воздух, только в разных своих состояниях мы видим горы и деревья, луга и озера, звезды и планеты, утверждает Демокрит и совсем не понимаем, что нет ни того, ни другого, ни третьего, а есть только набор невидимых нами атомов, которые движутся в пустоте. Как возможно познание идей до самого процесса познания.
Такое знание для Аристотеля – самое примитивное. Но что бы оно ни означало, оно означает нечто такое, что не является чемто тем же самым, что и Сократ, Платон и остальные индивиды, составляющие человеческий род.
С телеологической точки зрения огонь и земля необходимы как условия видимости и осязаемости тел и далее необходима связь между этими двумя элементами, которая должна состоять в двух пропорциональных величинах, так как дело идёт о телах и он обозначает вместе с Филолаем четыре из пяти правильных геометрических тел как основные формы огня, воздуха, воды и земли но затем идя уже дальше Филолая, конструирует сами эти тела, слагая их из мельчайших прямоугольных треугольников из которых составлены ограничивающие их поверхности при переходе одного элемента в другой (что возможно лишь в отношении трёх высших тел) они разлагаются на эти треугольники и вновь слагаются из них. Психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и неизбежного будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим сейчас). Социально-политические программы Платона зафиксировали изменения в политическом сознании наследственной знати, происходившие в процессе ее перерастания из родовой аристократии в землевладельческую. сущест-ии идей как общих и родовых понятий. Поэзия и искусство не могут быть кладезем и источником практической мудрости. Чувственный мир по Платону – порождение «идей» и «материи».
Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии. Мы должны говорить: «Если я думаю, что пойдет снег, – это мнение если позднее я вижу, что идет снег, – это знание но предмет рассмотрения в обоих случаях тот же самый». Жизнь трагична. Это самые общие закономер-ти, по кот. Физика, скорее, ближе к лирике, а не к математике.
Первый порождает второй. Критический же ум Аристотеля занимался по преимуществу эмпирическим (опытным) исследованием мира явлений изучал факты, представляемые природой, шел путем индукции от частного к общему и ставил целью философии знание истины, приобретаемое наукой. То же и в искусстве прорицания.
В своих диалогических сочинениях Аристотель не умел облекать мысли такою дивною поэзиею, таким художественным драматизмом, как Платон. Каждому сословию соответствует свой уровень образования. Белый рвется ввысь, черный тянет книзу. Жизнь трагична. Объектив.
Обоснование этому дано в книге седьмой «Государства». Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Для иллюстрации своего воззрения Платон предлагает следующую аллегорию. Кто же отождествляет знание с ai.
Сократ излагает теорию идей. Низменная материя – строительный материал, сущность вещей, форма из данной основы создает подлинное существование. учение об идеях пытался использ-ть исключит-но ради жизнен. Такие затруднения представляют собой детскую болезнь философии.
Душа содержит знание еще до рождения человека. Так же несостоятельна попытка представить знания, как истинное мнение, соединенное с объяснением (Теэтет 201d, т. 2, с. 305) (alhqhv dovxa metav lovgou). мир и назыв-ся у Платона миром идей. Таким образом, философия разделяется у Аристотеля на теоретическую и практическую.
Функции души становились уровнями ее развития. Только такое знание твердо, устойчиво и неизменно. Ход мысли Платона таков.
Идейный порыв, принципиальная настроенность, самоотверженное служение идеалу — все это на целые тысячелетия сделали философии Платона и Аристотеля необходимыми. Пока в государствах не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать. Такой юноша должен быть воспитан, чтобы стать философом и стражем. Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Например, форма лошади (или идея лошади – как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего из себя не представляющую частицу материи и делает из нее вполне материальный цветок имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства.
Это было: «Повсюду пахнет нефтью». вещи не явл.
Что касается «двойного» и «половины» – это относительные понятия нет противоречия в том факте, что 2 является удвоением единицы и половиной 4. Я растворяется в чужом Я. Человек перестает, по мнению Платона, нормально воспринимать происходящее. Но несмотря на свою трансцендентность мировому бытию (как быванию) идеи собой же его обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная связь – причины и следствия, основы и произведения. Он и его ученики предлагали законодательные системы для новых греческих городов и колоний. Например, форма лошади (или идея лошади – как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего из себя не представляющую частицу материи и делает из нее вполне материальный цветок имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства.
Противопоставляя идею (сущность) вещам (явлениям), Платон должен был как-то объяснить наличие связи между ними. Вопервых, мир интеллекта отличается от мира чувств затем интеллект и чувственное восприятие – каждое в свою очередь – делятся на два рода. На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах Политика и Никомахова этика. Асмус. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям – идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля).
Бестелесные идеи вечны и неизменны им присуще истинное бытие. Вот таким образом выходит, что ни ощущение, ни правильное мнение, ни объяснение в связи с правильным мнением, пожалуй, не есть знание (Теэтет 210а, т. 2 с. 317). Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. В восприятии совершенного блага диалектика ведет к концу интеллектуального мира.
На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: "Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях". каким образом эта вещь возникла. Этому взору доступно то, что скрыто от других. То есть это тоже некоторая сущность.
За нами в солнечных лучах проходят какие–то животные, пролетают птицы, растут цветы. Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной из первых психологических истин, открытых древними. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Так, корифей софистов Протагор (V в. ) учил о невозможности совершенного знания на том основании, что все меняется и сам человек и окружающая действительность. Когда все звезды возвращаются в своё первоначальное положение, тогда истекает великий мировой год (равный 10 000 лет) по-видимому, Платон ставил в связь с этим мировым годом допускаемые им опустошения Земли через наводнения и пожары.
Асмус. Материя, по Платону, телесна, вечна, но мертва, бесформенна и непознаваема. Чтобы лучше понять теорию Платона представим себе такую картину. Каким образом идеи предшествуют опыту.
Но «Я» чел-ка не есть его тело. Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Логическая часть ее имеет дело со значением общих слов. Что можно будет сказать об этой массе. Политическое право делится на естественное и условное (установленное).
Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра. Форма Аристотеля – это почти то же самое, что идея Платона. Прекрасный, матер. Первичным «истинно существующим» Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей—идей.
Только одно нельзя отделить от другого, так как они совпадают в рамках того мира, в котором мы живем, составляют неизбывное единство. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Допустим, перед нами лежат три предмета – яблоко, груша и слива. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т. п. ) предусматривается точное число граждан – 5040. знание предметов, чувственно данное субъекту.
Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. И разочарованный Аристотель уезжает в Малую Азию, в город Ассос. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, нам показаться. В результате Аристотель дает понятию бытия иное, чем Платон, толкование. Как правило, учение о абсолютном обществе называется утопией (в пер.
Космология. Здесь Платон вновь прибегает к мифу. Этика касается отношений человека к самому себе и к другому человеку экономика – отношений в малых группах, прежде всего в семье («ойкос» – это семья), ведения хозяйства (и богословское значение слова «домостроительство» или «икономия» и аристотелевское значение слова «экономика» означают одно и то же – «ведение домашнего хозяйства»). Помимо форм существует также материя, которая, будучи напрочь лишенной свойств, качеств или признаков, является никакой, представляет собой ничто. Аристотель высоко ценил своего учителя, никогда не отзывался о нем пренебрежительно, но вместе с тем, это его уважение к авторитету своего наставника не превращалось у него в слепое поддакивание: хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине (Никомахова Этика I, 4, т. 4, с. 59).
В её центре фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и чернокудрого вдохновенного Аристотеля. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. Таким образом, Платон создал первую в истории человечества развернутую социальную (общественную) утопию.
Но и не Платон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Но учителями то все равно были греки. Эти два вида знания – не самые важные для Аристотеля. Как же это возможно. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия.
Первой ступени обобщения в познании соответствует первая ступень комбинации в искусстве. Аристотель говорит, что это вторая, последняя материя. Значение блага в философии Платона своеобразно. В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. И наконец, о психологических аспектах воздействия искусства. Конечно интерес многократно усиливается, в случае если данный человек – Платон.
Они составляют особый адкосмический мир и называются у Платона миром идей.