Плафон Сикстинской капеллы выполнялся Микеланджело в течение 26 месяцев на протяжении 1508-1512 годов. Роспись плафона Сикстинской капеллы в Риме является одной из самых ярких и главных произведений Микеланджело.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года.
Будучи кардиналом, он запомнился как мрачный вершитель правосудия, безжалостный и непреклонный в своих поступках и суждениях. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции.
Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу.
Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Юлий откровенно восхищался работой и торопил с окончанием. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом.
Вся композиция этого произведения состоит из шести распалубков по сторонам и по одному в каждой торцовой стене на них он написал сивилл и пророков в середине же – от сотворения мира до потопа и опьянения Ноя, а в люнетах – всю родословную Иисуса Христа. «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. в живописи В. ш. яркое художественное выражение.
Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом.
Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Об этой и других известных работах Микеланджело вы можете прочитать в специальной подборке на LifeGlobe. 2. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». По удалении их он немедленно уничтожил все начатое ими.
Место конклава. Но это не смутило Юлия II. 1537—1541 гг. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.
Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды:, Сотворение Адама,, Потоп. Это символ проявления папской власти и место, в котором по сей день проходят папские выборы. Заделать их будет невозможно.
Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. реформировал венецианскую школу. Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. Основной стержень художественной реформы Микеланджело заключалась в том, что весь потолок, со всеми сводами и люнетами, он берет как нечто целое, как воображаемый героический мир, стелющийся над головами зрителей. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Все это время с ним рядом находятся его помощники.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Однако Папа был непреклонен и художник не посмел отказаться. Именно разнообразие пропорций создает необычную красоту и неисчерпаемое богатство росписи: рядом с огромными пророками и сивиллами – маленькие путти, а дальше опять новые пропорции – в люнетах, в фигурах юношей, в действующих лицах «историй».
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году37. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда».
Он приказал другому мастеру осмотреть стену и помочь беде. Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо.
В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. На тот момент – Павел III. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского).
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще.
Художник не любил постороннего участия. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности.
По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд.
Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом.
Юлий II настаивал на золоте, не стесняясь того, что вновь потребуется возведение лесов. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Итак, 1471 год.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Объяснение напрашивается само собой. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Он выделил по продольной оси среднюю, наиболее плоскую часть (так называемое зеркало), разместив в ней эпизоды библейского повествования о днях творения и жизни первых людей на земле. Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке.
Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов и мелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. И в ответ услышал: «Когда смогу».
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). IV). Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями.
Микеланджело задавил этих милых рассказчиков кватроченто могучими исполинскими героями своего плафона, как позднее он сам разрушил весь эффект потолка еще более громадной фреской «Страшного суда». В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Через плечо Бога смотрит ангел, восхищенный человеческой красотой. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года.
Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
Но этот проект, одобренный папой, не удовлетворил самого мастера. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
Да, незадача. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40, 5м и шириной 14м.
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. 15-16 вв. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Плафон выглядит слишком бедно, говорил папа. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто.
Картон для фрески «», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Всю ночь, просматривая книги и картины, Баррето обнаружил еще шесть анатомических изображений. От качества самой стены и штукатурки зависит количество воды в краске. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Большинство из этих фресок стоит на самом высоком уровне искусства кватроченто. Уходя, он строго запрещал пускать кого-нибудь в капеллу. Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. И это можно понять по его последним фрескам. Поза, мол, у них слишком неприличная. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, абсолютное владение пластически-выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. При распределении фигур Микеланджело не стремится к единству перспективы. Уразумев, наконец, в чем дело, флорентинцы сами поспешили «исчезнуть» и вернулись во Флоренцию. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Франческо Гварди. Напротив.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Однако результаты проведённых над фресками работ были восприняты неоднозначно: их критики утверждают, что Микеланджело прорабатывал детали росписи и тени по сухому и эта часть авторского письма была безвозвратно удалена вместе с грязью. На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Вот что значит гений. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама.
часть фресок были вновь раздеты, когда убирали позднее наслоения и очищали фрески от копоти используя новейшие технологии. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Только ответить своим искусством. В первый этап работ Микеланджело использовал традиционный метод переноса рисунка припорошиванием углём через проколы в картоне.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград.
Они же являются авторами кафедры хоров. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Он тайно спрятался в капелле и подстерег непрошенного гостя.
План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Наконец одна картина была закончена и высохла благополучно, но спустя некоторое время на ней выступило огромное сырое пятно и, быстро разрастаясь, стало «пожирать» картину.
Паоло Веронезе. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса.
IX, ст. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря капеллы. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела.
(семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж.
Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Казалось бы, никакого отдыха для глаз, никаких архитектурных украшений, ни малейшего разнообразия, кроме полукруглых сводов над окнами вдоль стен, уходящих к потолку и образующих треугольники на стенах. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти.
В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего.
Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Сикст IV начинает не со строительства и отделки апартаментов, как многие его предшественники, а с благих дел: он передает в дар городу античные произведения искусства, в числе которых знаменитая Капитолийская волчица, открывает знаменитую Апостольскую библиотеку, госпиталь Санто-Спирито, по его приказу возводят мост Понте Систо, прокладывают знаменитые римские улицы: виа Лунгара и виа Джулия. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора.
Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры. И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II.
В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора. Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж.
Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Цикл фресок состоит из сцен Ветхого Завета на левой стене, которые соответствуют местам из Нового Завета на правой стене. По его мнению, это обедняло роспись. В миру его называли кардиналом смерти. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад16. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
«Вид площади с дворцом». В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь. «Поклонение волхвов».
Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Нетерпеливый папа не только тайно являлся в капеллу.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой. «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
Высота капеллы— 20 метров. В сикстинском плафоне Микеланджело пришел к полной зрелости своего мастерства. В межоконных промежутках художником были размещены фигуры двенадцати пророков и сивилл (прорицательниц), а в образовавшихся возле окон треугольных распалубках и полукруглых люнетах – изображения предков Христа.
Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Большие паруса поддерживают свод. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Отсутствуют сведения о том, полностью ли была доверена разработка программы росписи художнику, возможно, он получал консультации от теологов: францисканца Марко Виджеро и проповедника Эджидио да Витебро. Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях. IV).
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера.
И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Микеланджело создает как бы свой титанический мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. Он больше похож на Геракла или Аполлона.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Через три года Доменико Карневали восстановил повреждённый фрагмент фрески, этот участок с течением времени сильно потемнел.
По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца. По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
В росписи стен участвовали такие великие художники как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Что мог Микеланджело. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. В остальных частях росписи — в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире.
Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Впечатляют уже одни только физические параметры этого творения, которое художник создал фактически в одиночку: площадь росписей Микеланджело в капелле около 520 кв. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства.
Потолочная фреска Сикстинской капеллы подвергалась реконструкции. В период между 1980 и 1999 эксперты восстановили избранные произведения искусства в Сикстинской капелле, включая потолок Микеланджело и его знаменитую фреску Страшный суд, созданную в более поздних годах. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Картины, уже написанные Микеланджело на стене, вдруг начали исчезать, бледнели. Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом.
Неоднократные призывы папы всё же вернули художника в столицу, но продолжение работ над гробницей даже не обсуждалось. На вопрос, когда же он закончит плафон, художник отвечал: «Когда окончу и буду доволен работой». Портелло и канал Брента в Падуе. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Помилование мог даровать только Понтифик. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем». Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения.
Гладкая стена покрывалась штукатуркой из смеси песка и извести. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. В культуре эпохи Возрождения особое место принадлежит Микеланджело Буонарроти: скульптору, живописцу, архитектору и поэту. Внешней гармонии всей живописи отвечает т внутреннее содержание.
На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Лучшая из них – «Передача ключей апостолу Петру» – принадлежит кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. Он, мужественный и красивый, лежит на склоне холма, протянув руки к Богу. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
Б. Тьеполо). Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы».
Длина изображения почти полтора метра. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере.
Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году, в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. Пророки со священными книгами в руках и сивиллы с их таинственными письменами предвещают рождение Спасителя. живописи. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. Второпях Микеланджело не успел пройти фон золотом, как это было принято в то время. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими.
Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Три картины истории Ноя, символизируют длинный путь, проделанный от Божественного создания до грешного человека.
Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. здесь). Рассказывают, что однажды художник заподозрил чьи-то посещения.
Второй— создание первых мужчины и женщины, Адама и Евы их грехопадение и изгнание их из Рая. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди).
Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына.
Главным был второй ярус. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Габриель Барц и Эберхард Кёниг, говоря об Ignudi, отмечают: «Нет никакого другого изображения, которое имело бы столь длительный эффект воздействия на последующие поколения, чем это. Так прошло несколько дней.
И вот тут молодой художник, обласканный Папой, признанный обществом, этот баловень судьбы оказался в затруднительном положении. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж.
Снизу их не видно из-за выступов карниза.
В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу».
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. При этом мрачное лицо самого Микеланджело проглядывает из складок куска человеческой кожи в руках св. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд».
Там же обнаженная фигура св. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года.
Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует«Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого».
(Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте. Мастер вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. Вот, пожалуй и все, что я знаю об истории этого уникального места, которое мне посчастливилось лицезреть собственными глазами.
Восстановление также отменило изменения времен Папы Римского Пия IV, который заказал дорисовку фиговых листков и набедренных повязок на обнаженных фигурах Микеланджело в течение 1560-х. 6. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса.
И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Только в июне 1511 года папа возвратился в Рим и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть результат.
Капеллу покрывает почти плоский свод. Память об этом событии живет во мне до сих пор.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. Выделяясь очертаниями на фоне нарисованной Микеланджело архитектуры, эти фигуры дополняют и оживляют ее. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Чтобы расписывать потолок нужно было установить леса.
Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Как то вопросы финансирования. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея.
Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь. Несмотря на то, что изменения в почерке художника очевидны, в комплексе все сцены смотрятся гармонично. Высота капеллы— 20 метров.
Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Используя средства живописи, Микеланджело удалось продолжить и развить его архитектуру.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео дЭмилия и представлял из себя усеянное звездами небо. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме.
Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества.
Некоторые считают, что слишком много воображения. Под Христом св.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. На этот раз победа осталась за ним. Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные.
Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Микеланджело имел дело с помещением более внушительных размеров, что вынудило его идти по другому пути для решения поставленной задачи. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка39.
Так Микеланджело изображает момент творения. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
В произведениях Джорджоне (Юдифь, ). Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Но и это ещё не всё. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим.
Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама». Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда.
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. 2.
Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески. IX, ст.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта.
Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Это Харон, который гонит грешников в ад. Микеланджело неохотно принял новую работу, занявшую четыре года его жизни, которые он провел высоко на лесах с кистью в руке.
По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Карафа был патологически жесток. Он начинал снова, учась на своих ошибках. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Они протягивают друг к другу руки и между пальцами их остается совсем маленькое расстояние.
Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно:,, и. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. Северная стена была отдана под повествование жизни Христа.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. История создания росписей. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Известный Сикстинский потолок Микеланджело изображает сцены Творения в драматических и динамичных деталях, в то время как Страшный суд на алтаре не менее поразителен.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы. В некоторых образах скорбь переходит в трагическое отчаяние. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
О блаженные мастера искусства. Эпизоды и персонажи Ветхого Завета обычно символически связывались с жизнью Иисуса или важнейшими таинствами христианства: крещением, евхаристией. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта.
К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Прим. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Большие паруса поддерживают свод. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
(Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания.
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Сооружение лесов было только началом целого ряда трудностей. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта.
Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей.
Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору.
Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. Получает развитие жанровая живопись (Дж.
Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн.
Проект серьезно повредил зрение художника. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. По мнению, весь цикл был создан в три этапа. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея).
Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить. Техника фресковой живописи заключалась в наложении красок на сырой грунт. И для того были веские причины. В соответствии с обычной практикой стены капеллы были расчленены на 3 яруса. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Варфоломея (На фреске Св. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным.
м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы. Вероятно, Микеланджело помогали несколько человек, которые выполняли архитектурные имитации и фигурки путти. Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело.
Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного.
Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Эти две работы – свод Сикстинской капеллы и фрески Рафаэля – стали величайшими достижениями искусства эпохи Возрождения. Микеланджело предпочитал изображать человеческое тело обнаженным. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов.
Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. -1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Дольчи.
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете — 40, 9 метра в длину и 13, 4 метра в ширину. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря.
Эта титаническая работа заняла четыре года. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Но, не тут-то было.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Цилиндрический свод капеллы был декорирован по моде того времени под звёздное небо художником Пьерматтео дЭмилией. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого».
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. Таким оригинальным образом Микеланджело освободил себя от всякой помощи. Сам Микеланджело спроектировал уникальную систему платформ, которые присоединялись к стенам скобами.
Освящение капеллы и первая служба состоялась 14 августа 1483 года в день празднования Вознесения Богоматери. Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Но заказ есть заказ. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам.