Роспись плафона Сикстинской капеллы в Риме является одной из самых ярких и главных произведений Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы выполнялся Микеланджело в течение 26 месяцев на протяжении 1508-1512 годов. Ему поручают расписать плафон Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце.
Когда Иисус родился, о его рождении, стало известно богатому и бедному, могущественному и униженному, евреям и язычникам. Таким оригинальным образом Микеланджело освободил себя от всякой помощи. Карафа был патологически жесток. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Предсказала она и рождение Христа и Конец Света. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса — Джотто и Мазаччо. Микеланджело предполагал расчленить потолок плоской, орнаментальной декорацией : чередованием кругов в квадратных рамах и квадратов, поставленных на угол, тогда как паруса должны были заполняться апостолами на тронах мощные спинки тронов создавали переход к потолку.
Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Красота и величие фигур вполне отвечают их приобщенности к божественному, но в то же время они просты и естественны. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Капеллу покрывает почти плоский свод.
Эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993 году. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Эта изображенная Микеланджело «архитектура» организует роспись, отделяет одну композицию от другой.
В нише Аполлона находится одноименная статуя изготовленная из мрамора в 135 году до рождества христова. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Юлий II настаивал на золоте, не стесняясь того, что вновь потребуется возведение лесов.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). И именно родная земля принесла ей избавление от мучительной жизни. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Большие паруса поддерживают свод.
Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было.
Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Роспись стен Сикстинской капеллы — случай уникальный. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп, она так и осталась невосстановленной.
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. В 1508 году Микеланджело брал на себя обязанности написать Иисуса над парадным входом, его апостолов в двенадцати треугольниках по краям потолка, а центральную часть заполнить геометрическим орнаментом. Так прошло несколько дней. Книги стали играть важную роль в жизни римлян.
А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Начиная с 1492 года простое кирпичное здание собирает кардиналов, голосующих за нового Папу Римского. Однако внутри капелла, несмотря на относительно малые размеры имела величественный вид благодаря усилиям лучших художников и декораторов того времени. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Глаза ее устремлены в грядущее. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Официальные состязания художников к середине XVI столетия подготовили академический спор о том, какое искусство важнее: архитектура, скульптура, живопись или поэзия. Стены украшены фресками творцов эпохи Возрождения и разделены на три горизонтальных уровня. Стенные фрески часто игнорируются посетителями, очарованными потолком.
Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года.
Память об этом событии живет во мне до сих пор. Сооружение лесов было только началом целого ряда трудностей. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. От качества самой стены и штукатурки зависит количество воды в краске. Лука Синьорелли был также вовлечен в оформление.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Сикстинская Капелла имеет три этажа.
Искуствовед М. В. Алпатов подчеркивает, что в эпоху Возрождения плафонная живопись носила преимущественно декоративный характер, ограничиваясь несложной тематикой и потому «Сикстинский плафон Микеланджело, рожденный в творческих муках и ответно требующий от зрителя мучительного напряжения, – это исключение», знаменующее отступление от эстетики той эпохи. Микеланджело было около 60 лет, когда его снова позвали в часовню для создания картины Страшного суда (1535-1541) на стене алтаря. Фрески Сикстинской капеллы, находящиеся на алтарной стене изображавшие «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея» не сохранились и на их месте Микеланджело создает картину «Страшный суд».
На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. Объединяющим, своего рода «арт-директором» проекта, скорее всего, был Пьетро Перуджино имеющий опыт работы над масштабными проектами.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. В боковых стенах имеются по шесть окон, в торцевых по два.
Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело.
Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания. 2.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Деннис Джеронимус, специалист по искусству Возрождения из Нью-Йоркского Университета, говорит: «Проблема в том, что и это, несомненно, касается и искусствоведов, человек видит то, что он хочет видеть». На третьем этаже находится караульня с галерей вокруг здания.
Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. На одной стене капеллы были изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
Капелла является действующей. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Великий художник стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад.
«Если есть мозг, то должны быть и другие органы», – решил он. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. В средней части он изобразил 9 сцен библейской истории сотворения мира и жизни первых людей, по бокам пророков и прорицательниц – сивилл, предков Христа и т. д.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Второй этаж – основной.
На каждую фреску уходило в среднем 45–60 дней. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). Работа началась со стенных фресок 15-го века в 1965 году.
Но в 1508 Папа Римский Юлий II привлек Микеланджело к перекрашиванию потолка. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Население страны – около тысячи человек, включающее швейцарскую гвардию (охрана Папы), кардиналов, секретарей и мирян. Наконец одна картина была закончена и высохла благополучно, но спустя некоторое время на ней выступило огромное сырое пятно и, быстро разрастаясь, стало «пожирать» картину. Папа счел это дерзостью и в сердцах ударил Микеланджело посохом.
Но заказ есть заказ. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. Благодаря экстраординарным талантам Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Сикстинская капелла в Ватикане стала одной из самых известных картинных галерей в западном мире. Аполлон исполнил ее желание при условии, что она покинет родину. Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона».
Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая». Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Объяснение напрашивается само собой. Лучшая из них – «Передача ключей апостолу Петру» – принадлежит кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. Сикст IV хотел видеть такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
IV). Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45.
Микеланджело позвал их вСикстинскую капеллу и попросил за один рабочий день (фрески писались по сырой штукатурке и именно день был единицей измерения времени) изобразить то лучшее, на что они были способны. Уразумев, наконец, в чем дело, флорентинцы сами поспешили «исчезнуть» и вернулись во Флоренцию.
Микеланджело добился особого эффекта: взгляд Господа, по крайней мере, в сцене «Сотворение светил и планет», всегда устремлен на зрителя, в какую бы сторону он ни перемещался. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Юлий откровенно восхищался работой и торопил с окончанием. Микеланджело даже соревновался с Леонардо да Винчи: оба художника получили предложение расписать зал во флорентийском дворце Сеньории. Техника фресковой живописи заключалась в наложении красок на сырой грунт. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
История создания росписей. Эта титаническая работа заняла четыре года. И взгляд его невольно задержится на одной из самых выразительных фресок — «Сотворении Адама». Когда в 1540 году работы уже подходили к завершению, Микеланджело упал с лесов и ему потребовалось время на выздоровление. Впечатлившись пророками Микеланджело, Рафаэль вернулся к своей фреске с изображением Исайи в церкви Сант-Агостино и, согласно Вазари, хотя она была закончена, он написал её заново, в более сильной манере16.
Восстановление включало удаление нескольких так называемых штор «скромности», которые были добавлены некоторым голым фигурам. Пятнадцать лет назад, американский врач Френк Мешбергер обратил внимание, что фигура Бога и окружающих его ангелов в «Сотворении Адама» напоминает мозг человека в разрезе. Бразильский врач Джилсон Баррето случайно натолкнулся на выводы Френка Мешбергера и заинтересовался ими. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Скульптура Давид идеально пропорциональна однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18.
Он выделил по продольной оси среднюю, наиболее плоскую часть (так называемое зеркало), разместив в ней эпизоды библейского повествования о днях творения и жизни первых людей на земле. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. метра. Особенно впечатляющи по драматизму и силе человеческого духа образы сивилл и пророков. В первый этап работ Микеланджело использовал традиционный метод переноса рисунка припорошиванием углём через проколы в картоне. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Работали одновременно каждый над своей фреской слева направо снизу вверх. В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Новое предложение еще более заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии.
В труднейших условиях, на протяжении четырех лет (1508-1512), работал Микеланджело, выполнив всю роспись громадного свода собственноручно. Грандиозный ансамбль, включающий более трехсот фигур, представляется вдохновенным гимном красоте, мощи, разуму человека, прославлением его творческого гения и героических деяний. В Восьмигранном Дворе, являющийся частью Дворца Бельведере, в процессе реконструкции в период правления Папы Пия VI были устроены четыре ниши, в которых размещены всемирно известные статуи – в нише Гермеса – статуя Гермеса, римская копия Праксителя (IV веке до н. э. ). Но это не смутило Юлия II. Прямоугольный зал капеллы разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы.
Первоначально здесь было 28 портретов ранних Пап, погибших мученической смертью. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Их почти касающиеся пальцы — одно из самых распознаваемых и широко копируемых изображений в мире.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил. Со всей Италии в Рим приглашаются лучшие архитекторы, скульпторы и художники. Словосочетание «строительство загородных домов «под ключ»» способно вызывать массу позитивных эмоций, – не надо загружать мозг лишними заботами в области строительства, предоставив все решать специалистам. Так, во фресках «Грехопадение и изгнание из рая» и «Сотворение Евы» ствол дерева выглядит как бронхи, а одеяние Создателя напоминает вид легкого сбоку. В эти 12 фигур, 6 мужских и 6 женских, художник вложил изумительное богатство красоты и характера. Оскорбленный художник тут же отправился паковать вещи, чтобы уехать во Флоренцию.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Гирлянды из дубовых листьев и желудей намекают на заказчика – папу Юлия II из рода делла Ровере, на гербе которого было изображено ветвистое деревце в окружении венка из дубовых листьев. Длина изображения почти полтора метра.
Микеланджело расписывал плафон Сикстинской капеллы. Говорят, в одну реку не вступишь дважды.
Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Изготовив картоны для росписи потолка, он намеревался самое ее производство поручить другим и с этою целью вызвал из Флоренции нескольких своих прежних товарищей и друзей, но вскоре, сочтя их сотрудничество бесполезным, отослал их назад и принялся за труд один, без всякой посторонней помощи. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. В создании Сикстинской капеллы принимали участие многие великие творцы того времени. И вот тогда весь Рим сбегается в капеллу, чтобы посмотреть открывшиеся фрески.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Он периодически возвращался к монументальной могиле Юлия в последующие несколько десятилетий. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Он приказал другому мастеру осмотреть стену и помочь беде.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Дельфийская сивилла Жила до Троянской войны. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант.
Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Рим не прочувствовать до конца, не увидев небесной голубизны Сикстинской капеллы. Санти знал, что их работы будут сравниваться и он может проиграть в этом сравнении.
Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Никаких поправок по уже высохшей штукатурке Микеланджело не делал. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Белый дым над крышей капеллы является сигналом, что новый папа избран. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки.
Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Он создает на своде свою собственную нарисованную архитектуру: мощные столбы как бы поддерживают карниз и арки, «переброшенные» через пространство капеллы. Микеланджело задавил этих милых рассказчиков кватроченто могучими исполинскими героями своего плафона, как позднее он сам разрушил весь эффект потолка еще более громадной фреской «Страшного суда».
Апартаменты насчитывают три комнаты по 80 кв. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Однако она была утеряна и таким образом, сегодня цикл фресок иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет».
Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Ведь его работы могли просто уйти в тень на фоне грандиозного творения Буонаротти. Своей главной задачей он видит укрепление позиций римской католической церкви. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место.
Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы. Девять сцен, по три в каждой группе, раскрывают темы Бога-творца до создания человека, Бога и человека в раю, человека изгнанного из рая15. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно.
Снизу их не видно из-за выступов карниза. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. Так Микеланджело изображает момент творения. Они же являются авторами кафедры хоров.
Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Незадолго до смерти Сивилла посетила Рим. Художник не любил постороннего участия. Но Буонарроти – упрям, его не так просто сломить.
Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Микеланджело исполнил для нее сотни рисунков, многие из которых сами по себе шедевры. Вот что значит гений. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Сикстинская капелла была посвящена Успению Пресвятой Девы Марии 15 августа 1483. Так эти книги попали в Рим. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Художники были воодушевлены и полны решимости показать себя. В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II36.
В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру.
По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник. Особенно впечатляющи по драматизму и силе человеческого духа образы сивилл и пророков. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. А вот сам мастер оказался не очень довольным.
Многих неприятностей и трудов мог бы избегнуть Микеланджело, если бы его гордый, независимый нрав не создавал ему повсюду врагов вместо друзей. В период правления Папы Клемента XIV (1769 — 1774) и Папы Пио VI (1775 — 1799) все экспонаты были перенесены в специальные здания и упорядочены в коллекции, которые были открыты для посещений публики. Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19.
По удалении их он немедленно уничтожил все начатое ими. Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Но Сикстинская капелла — больше, чем просто комбинация чудес искусства. Итак, 1471 год.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Еще секунда их пальцы соприкоснутся и Адам начнет жить. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи. Варфоломея (На фреске Св. Чтобы расписывать потолок надо на чем-то стоять.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. В миру его называли кардиналом смерти. И в ответ услышал: «Когда смогу». Некоторые исследователи стремятся расширить границыэпохи Возрождения в Италии на весь XVIв. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
На этот раз победа осталась за ним. Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Считая скульптуру царицей всех видов искусства, он писал: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу».
Уходя, он строго запрещал пускать кого-нибудь в капеллу. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Он начинал снова, учась на своих ошибках. Во время мессы капеллу освятили и посвятили Деве Марии. Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Главным был второй ярус. И причина тому –интонако, слой штукатурки, на который наносятся краски, пока он не высох. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей».
Внешне совершенно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Эти девять сцен предстают как символические образы, причем не в узком понимании символики в смысле наличия некоего скрытого (зашифрованного) содержания, а как соотносимое по масштабу с библейским рассказом визуальное воплощение Божественного акта. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной.
Проект серьезно повредил зрение художника. Возблагодарим же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем». По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели.
Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. За четыре года до этого Микеланджело-скульптор прославился своим Давидом, но опыта в качестве живописца у него было мало и еще меньше в технике фрески. Микеланджело знал, что папа способен исполнить угрозу и к назначенному дню леса были убраны. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Он был очень расстроен всем этим, но продолжать работу не мог. Второпях Микеланджело не успел пройти фон золотом, как это было принято в то время. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере).
Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. В 1481 г. папой Сикстом IV, для росписи и украшения Сикстинской капеллы, в Рим был приглашен Сандро Боттичелли вместе с такими известными художники, как Козимо Росселли, Доменико Гирландайо, Бернардино Пинтуриккио, Пьетро Перуджино. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Сикстинская капелла была построена в 1473-1483 годах во время Папы Сикста IV делла Ровере. Все промежутки между этими столбами и арками заняты изображениями человеческих фигур. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Но начав работу Микеланджело задумал более великий проект и нарисовал более 300 фигур. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, мало заботясь о том, как они будут «смотреться» снизу, будь там внизу хоть простой зритель, хоть сам Папа.
И идут люди в римскую церковь Сан-Пьетро ин Виколи, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» – статуей на гробнице папы Юлия II. Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Капелла имеет прямоугольную форму (40, 93 м в длину и 13, 41 м в ширину), что соответствуют размерам Храма Соломона, как они даны в Ветхом Завете. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Началась «охота на ведьм». В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Среди них Браманте, Рафаэль и Микеланджело.
Более чем 300 фигур, 538 квадратных метров потолка плюс люнеты на стенах – великолепный цикл композиций на темы Ветхого завета. Место конклава. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»).
По преданию, в этих книгах Кумская сивилла предсказала великое будущее Риму. Однако результаты проведённых над фресками работ были восприняты неоднозначно: их критики утверждают, что Микеланджело прорабатывал детали росписи и тени по сухому и эта часть авторского письма была безвозвратно удалена вместе с грязью67. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного.
Но этот проект, одобренный папой, не удовлетворил самого мастера. Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Кусок потолочного гипса упал и разрушился после взрыва на соседнем складе пороха в 1797.
м. Четыре года изнурительного труда – это борьбы с собственным плохим здоровьем, с гнетом финансовых трудностей, с церковными проблемами, это недостаточное знание техники фресковой живописи (в какой-то момент фрески стали покрываться плесень и это приводило художника в отчаяние), это, наконец, назойливая нетерпеливость и вздорность папы. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Сам же Микеланджело говорил: ". При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет.
Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер и художник посчитал вопрос закрытым. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. На Флорентийском церковном соборе была принята уния западной и восточной церквей (ее отвергли православные патриархи).
Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов и от гнева римских прихожан. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Сивиллины книги были записаны на пальмовых листьях и хранились в строгой тайне. С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. На одной стене изображены сцены из жизни Христа, на другой – из жизни Моисея. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57.
Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Четыреста фигур (высотой до 2, 5 м) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда».
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Нижний ярус капеллы вмещает в себя 12 фресок, показывающих библейские истории. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. Весь средний пояс окантован карнизом с кубическими седалищами, на которых изображены обнаженные юноши (ньюди), обрамляющие наподобие статуй живописные сцены, причем эти сцены кажутся как бы отодвинутыми в глубину.
Вот таким образом подчиняясь приказу Папы Юлия II за работу берется неохотно. Гладкая стена покрывалась штукатуркой из смеси песка и извести. Она была построена между 1473 и 1481 на месте Cappella Maggiore (Великой капеллы) по проектуy Baccio Pontelli под надзором Джованнино де Дольчи (Giovannino de Dolci) для папы Сикста IV, чье имя она и получила.
Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации.
Уборка и восстановление охватили также потолок и Страшный суд. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Точно неизвестно когда престарелый Микеланджело получил контракт, но в Рим он прибыл в сентябре 1534 года, дабы заняться росписью алтарной стены.
Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро). Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Но, не тут-то было. И тот возвел деревянные платформы на консолях, закрепленных в стене над окнами.
Одно из поздних произведений Микеланжело — фреска » Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане (1536—1541) — не ренессансное и даже не барочное творение. А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг. Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы.
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Два ряда Пап Римских не следуют в хронологическом порядке — последовательность распределена между северной и южной стеной в зигзагообразном образце. В двух настенных фресках — «Вручение ключей апостолу Петру» Перуджино и «Наказание Корея» Боттичелли, на заднем плане может быть замечена Триумфальная арка императора Константина. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись.
Это — один из наиболее прекрасных женских образов, созданных Микеланджело. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а вот таким образом стал самым мощным. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена.
В капелле устанавливается печка с трубой, ведущей на крышу капеллы. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера. Если же выбор не состоялся (для чего требуется две трети голосов кардиналов) — из дымохода идет черный дым. Вот если бы он, прославленный художник, мог нарисовать картины собственноручно.
Картины, уже написанные Микеланджело на стене, вдруг начали исчезать, бледнели. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Но вместо этого в 1565 году, через год после смерти Микеланджело, художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу, это да Вольтерра получил кличку «исподнишник», с которой его имя и осталось связанным навсегда.
И сейчас самым известным изображением в мире является, пожалуй, Сотворение Адама. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Используя средства живописи, Микеланджело удалось продолжить и развить его архитектуру. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. Капелла трехэтажная. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах.
Видное место занимают Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Эти сцены окружают изображения пророков и сивилл — предсказателей будущего. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины.
(Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Создал его, согласно платежным документам, художник Пьер Маттео дАмелия. Cappella Sistina) самая известная капелла Папского дворца.
Так как Микеланджело работал в технике аффреско, каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Большие паруса поддерживают свод. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2.
Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. В соответствии с обычной практикой стены были расчленены на 3 яруса. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября. В 1483 году капелла была освящена, а начиная с 1492 года, она стала местом проведения одного из самых важнейших событий в жизни Католического мира – конклава (выбора нового Папы Римского). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.
Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Но и это ещё не всё. собирался сбить фреску.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Все это время с ним рядом находятся его помощники. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира.
Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. Царь рассмеялся. Именно это и толкает великого художника-скульптора на изменение стиля дальнейшей росписи. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Ни в Европе, ни в восточных странах. Тем не менее, это прекрасные наполненные смыслом шедевры, достойные внимания. Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Сикстинская капелла (итал. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Он тайно спрятался в капелле и подстерег непрошенного гостя. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Напротив. Микеланджело работал по подготовленным картонам, делал синопии (эскизы) кистью и сангиной по нижнему слою штукатурки (ариччо), нанося методом припороха (через отверстие в картоне) угольную пыль, а по оставленному ею следу прочерчивая контуры рисунка. По его мнению, это обедняло роспись.
Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко. Здесь после смерти папы собирается конклав кардиналов для избрания его преемника.
Ведь когда работы будут закончены и леса сняты, дыры так и останутся в потолке. В левой руке у нее свиток, но она не смотрит на него: не текст, а вдохновение раскрывает перед нею то, что еще только должно произойти.
Это "Сцены из жизни Моисея", "Исцеление прокаженного и искушение Христа" и "Наказание Корея, Дафана и Абирона". На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело.
Да, незадача.
Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Чтобы расписывать потолок нужно было установить леса.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Три из них выполнены Сандро Боттичелли. Правда, буквально через несколько дней Климент VII скончался и художник, считая себя свободным, покинул столицу.
Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов. IX, ст. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
По длинным сторонам прорублены шесть высоких окон. Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях. Сикстинский потолок был первоначально нарисован Пьеро Маттео дЭмилия и представлял из себя усеянное звездами небо.
Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли.
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Именно разнообразие пропорций создает необычную красоту и неисчерпаемое богатство росписи: рядом с огромными пророками и сивиллами – маленькие путти, а дальше опять новые пропорции – в люнетах, в фигурах юношей, в действующих лицах «историй». Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Флоренция XV века — центр искусств, кузница Возрождения. В межоконных промежутках художником были размещены фигуры двенадцати пророков и сивилл (прорицательниц), а в образовавшихся возле окон треугольных распалубках и полукруглых люнетах – изображения предков Христа.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54.
Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Он изобразил «обнаженных» прекрасными: согласно эстетике того времени, унаследованной от античной древности прекрасное тело не могло не быть носителем прекрасной духовной жизни. Лишь немногие из юношей в задумчивости, без усилий держат петлю щита. Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира.
Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Вероятно, при разработке иконографической программы было принято во внимание значение трансепта, который делит пространство на сакральное и мирское. Работа была уполномочена Папой Римским Клементом VII (1523-1534) незадолго до его смерти и преемник Клемента Папа Римский Павел III Фарнезе вынудил Микеланджело быстро закончить работу. Первое решение было предложено любимым архитектором папы – Браманте. Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом.
Когда папа Павел IV предложил ему привести картину «в порядок», то есть «прикрыть срамные части», мастер ответил: «Передайте папе, что это дело пустячное. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд». По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Цилиндрический свод капеллы в то время был декорирован под звёздное небо художником Пьерматтео дЭмилией. На тот момент – Павел III.
Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Однако она не подумала испросить у бога продления молодости и потому спустя многие годы могла лишь мечтать о смерти. Последний прибывает в Рим, желая заниматься скульптурой, предлагает грандиозный проект папской гробницы (подробнее читайте здесь), но в результате интриг, что плетет за его спиной Донато Браманте, после месяцев томительного ожидания слышит от Папы: «Ты распишешь для меня свод Сикстинской капеллы». Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
Их бережно хранили, называли их «книгами судеб» и обращались к ним в годы войн и смут. В соответствии с обычной практикой стены капеллы были расчленены на 3 яруса. И для того были веские причины. И тут, конечно, на сцену выходит любимый архитектор Юлия II – Браманте.
Заделать их будет невозможно. Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно.
Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора.
Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Часовня 20. 70 метра высотой увенчана крышей со сглаженным цилиндрическим сводом. Ее пронизывает сложнейший и прихотливый музыкальный ритм. Они не были гениями, но техника фрески была им знакома. Как то вопросы финансирования. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его и не стыдились этого». Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. И эти опасения не были беспочвенными. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. И тогда Браманте предлагает пробить отверстия в потолке для дополнительных веревок с целью закрепления конструкции. Вот таким образом со временем над галереей была возведена крыша. Вот таким образом Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла. Неоднократные призывы папы всё же вернули художника в столицу, но продолжение работ над гробницей даже не обсуждалось.
Считается, что это работа греческих скульпторов из острова Родос. Второй подготовительный рисунок с композициями, которыми предполагалось декорировать ниши, находится в музее Детройта.
Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок. Работы же велись под руководством архитектора Джордже де Дольчи и продолжались 8 лет. Тогда Микеланджело зовет своих друзей, флорентийских живописцев. Несколько окон были заложены. Однако свод был покрыт живописью изображающей звездное небо.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Высота капеллы— 20 метров. Большинство из этих фресок стоит на самом высоком уровне искусства кватроченто. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. В четвертой нише находится мраморная группа «Лоакоон и сыновья», найденная на месте Золотого дворца императора Нерона. Архитектурных украшений здание не имеет. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Потолок при кажущейся простоте был баснословно дорогим, потому как драгоценной лазури на него ушло безмерное количество. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Однако даже Папа Римский был потрясен величием созданного. Она была спроектирована, как часовня Папы Римского и место папских выборов. По вопросам размещения рекламы пишите Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. План здания создал архитектор Понтелли, а работами руководил Джованнино де Долчи. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников.
Лоренцо, тонкий политик, соглашается помочь Папе. Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда» и, несмотря на то, что Буонарротиотказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть. Двадцать с лишним лет спустя художник вновь призван к ватиканскому двору.
Некоторые считают, что слишком много воображения. Несмотря на очевидную выносливость потолка, эксперты волнуются, что пешеходный поток посещающих Сикстинскую капеллу миллионов людей представляет из себя серьезную угрозу. 5. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19.
Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. По мнению бразильцев, в «Кумской Сивилле», мешок, висящий рядом с Сивиллой, является изображением сердца.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Работа Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» является самым выдающимся творением эпохи Возрождения. Если набрал – то белого красителя.
Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Безукоризненное структурное единство достигнуто благодаря иллюзионистской архитектуре, чётко выверенным, с подчёркнутым ритмом, положением в пространстве персонажей, прежде всего тех, что не вовлечены в повествовательные сцены: Ignudi и пророков и сивилл. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Он начинает работу над гигантской фреской (около 200 кв. м) совсем один, без помощников. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка39.
На вопрос, когда же он закончит плафон, художник отвечал: «Когда окончу и буду доволен работой». Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно" (Суриков). По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины. Каждый из эпизодов центральной части плафона – это акт мировой и человеческой драмы.
Жрецы (более 10 человек), приставленные для наблюдения за книгами, были избираемы на всю жизнь, с освобождением от воинской повинности. В 1508 году, несмотря на сильное сопротивление противников и соперников Микеланджело, могущественный папа Юлий II призвал Микеланджело из Флоренции в Рим, чтобы тот расписал плафон (потолок) Сикстинской капеллы в Ватикане. Он успел присмотреться к технике приготовления и наложения красок и заперся в капелле с одним лишь работником, мешающим для него краску.
На самом деле сооружение выполняет важнейшую религиозную функцию. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Еще пыль не успела улечься, как уже Юлий II служил мессу в этой капелле и изумленные невиданным искусством римляне, стекаясь толпою, восторженно любовались чудным плафоном. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Петра, Сикстинская капелла не представляет особого архитектурного интереса. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен.
Внешней гармонии всей живописи отвечает т внутреннее содержание. Помилование мог даровать только Понтифик. При распределении фигур Микеланджело не стремится к единству перспективы. Разработанные Рафаэлем гобелены были сотканы в Брюсселе в 1515-19 годах. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций.
Это апартаменты Папы Юлия II, который избирается на престол в 1503 году. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти.
Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Сюжетные композиции «Парнас», «Диспут», «Афинская школа» и «Юстиция» поражают своей гармонией и ясностью. Первым изображением, созданным Микеланджело, является «Потоп», в котором главным действующим лицом представлен человек, а не стихия.
В то же время в росписи плафона определённо прослеживается приверженность ренессансным идеалам, возможно даже стремление примирить христианство с философией гуманизма. К моменту начала строительства старая капелла лежала в руинах из-за оседания почвы. Он продолжал жаловаться на тяжесть работы и проблемы со здоровьем и закончил утверждением, что не должен был менять свою работу: Я нахожусь не в том месте — я не художник. 4.
Кардиналы не могут покинуть капеллу, пока не изберут нового папу, вот таким образом им выделены места, где они могут слушать мессу, есть, спать и общаться со слугами. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Создание фресок заняло 11 месяцев с июля 1481 до мая 1482.
Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции.
Никто из художников прежде не достигал подобного эмоционального накала. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем».
Только ответить своим искусством. У Микеланджело такого опыта не было. В «Сотворении Адама» всего две основные фигуры: лежащего на земле Адама и стремительно летящего к нему бога. Пусть он тем временем наведет порядок в мире, а навести порядок в живописи можно быстро. » Тем не менее Тридентский собор постановил прикрыть наготу фигур драпировками. Персонажи не просматриваются на такой высоте.
Поза, мол, у них слишком неприличная. И вот тогда его взору предстает картина, слишком переполненная мелкими фигурками. И это можно понять по его последним фрескам. Таким образом, в капелле, посвящённой Деве Марии раскрывается конвергенция Ева— Мария— Церковь32. О блаженные мастера искусства. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды.
Позже (1535-1541), по заказу Папы Павла III Фарнезе Микеланджело написал над алтарем сцену Страшного Суда. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. По углам малых панно располагаются фигуры идеально сложенных нагих юношей, Ignudi, красота их тел— хвала созданного Творцом40. Об этом писал гораздо позднее, в 1523 году в послании Джан Франческо Фаттуччи сам Микеланджело. здесь).
Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Прим. Он всегда считал себя скульптором и был высокомерен по отношению к созданию фресок. Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы. Вот таким образом для очистки живописи от загрязнений применили растворители. Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру.
Он больше похож на Геракла или Аполлона. Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры. Нетерпеливый папа не только тайно являлся в капеллу.
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Для того, чтобы успеть в срок, знаменитые художники работали как одна команда.
Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». В углах пяти из библейских композиций Микеланджело разместил фигуры двадцати обнаженных юношей, сидящих на кубах и поддерживающих медальоны и гирлянды из дубовых листьев и желудей (папа Юлий II был из рода Ровере, что по-итальянски значит «дуб»). Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Изображение одного из юношей сильно повреждено взрывом в башне Sant39Angelo в 1797 году. Напрасно искать в их фигурах аллегорический смысл, его нет (еще Вазари назвал их просто «обнаженными»). Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487—1488 годов. Так, одно из течений в искусстве итальянского кватроченто — » археологическое» или » книжное», — граничит с именем северянина Андреа Мантеньи (1431—1506) из Падуи — города, где работал Джотто, где еще в 1222г. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Едва ли не на пороге его застал посланец папы с щедрым вознаграждением в качестве извинения и просьбой принять случившееся за «милостивую шутку». 31 октября 1512 года (спустя четыре года неутомимой работы), весь свод был закончен и капелла открыта. И как повествование первых глав книги Бытия – это, в сущности, рассказ о главнейших моментах, открытых Богом в особом видении (visio), так и образы Микеланджело – это идеальное воплощение этих «видений». Плафон выглядит слишком бедно, говорил папа. Нашлось немало критиков, объявивших творение Микеланджело непристойным.
В те же годы Рафаэль расписывал комнаты («станцы») Ватикана. У меня уже вырос зоб от этой пытки, написал он в стихотворении.
Подчиняясь воле пап, архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Огромный плафон капеллы был покрыт декоративной росписью в виде рассеянных по небесному полю звезд. В них художник изобразил многочисленных предков Христа.
По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. Высота капеллы— 20 метров.
На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». «Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата», – рассказывает Вазари. "Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. История Сикстинской капеллы Сикстинская капелла была по указу Папы Римского Сикста IV, откуда и получила свое имя в 1475.
(Я согласна с этим высказыванием, а вы. ) В самом деле, зачем Микеланджело было скрывать изображения человеческих органов в Сикстинской Капелле. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Что делать художнику, когда он дойдет до этих отверстий, а, Браманте.
Рассказывают, что однажды художник заподозрил чьи-то посещения. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Что мог Микеланджело. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах, увидевшая будущее. В нише Кановы расположена статуя Персея изготовленная по просьбе Папы Пия VII в 1800 году, для установки на месте разрушенного войсками Наполеона оригинала. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени.
После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Атлетические фигуры воплощают представление о человеческой красоте.
Размеры Капеллы (длина – 40, 93 м., ширина – 13, 41 м., высота – 20, 70 м. ) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Первый этаж – самый мощный и прочный. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако.