Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии Романские церкви в Валь-де-Бой Церковь св. В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии – Пизанская башня. Шедевром романского стиля принято считать архитектурный ансамбль в Пизе, включающий в себя собор, баптистерий (крещальню) и кампанилу (колокольню) известную всему миру как падающая Пизанская башня (1174—1372).
Примером может служить Клюнийский монастырь. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. А такие провинциальные городки, как Сан-Джиминьяно с его средневековыми небоскребами и расположенный на скалах «маленький Иерусалим» Питильяно, заставят учащенно биться сердце любого путешественника. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Но пизанская колокольня стояла на песке.
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Роспись (религиозные мотивы). Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Рельефы на этой двери представляют сцены из жизни Христа. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века).
Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Германия.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Его конструкция несколько отличается от базилики. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Строительство было начато в 1063 году архитектором Бускето ди Джованни Джудиче (итал. )русск. Этот главный вход открыт для туристов только летом. Под влиянием практики литургии, требовавшей увеличения площади, возник трансепт и церковь обрела крестообразный план. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Возведение храма не хуже, чем у венецианцев, было поручено Бускето ди Джованни Джудиче. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Замок-крепость или храм-крепость. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Пол – мрамор, плитка с рисунком. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров играли роль арок – подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св.
притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Но кампанилла продолжала «падать». В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
13 в. ). Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. 13 в. ).
А все сооружение венчает полукруглый купол. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Над колоннами и фронтонами установлены скульптуры этого же мастера.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Поскольку какая-либо документация о первоначальной конструкции кафедры отсутствовала, некоторые фрагменты при этой сборке оказались «лишними», они хранятся теперь в нескольких музеях мира. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Строительство было остановлено и возобновлено только спустя 100 лет. Форма у башни была круглой или четырехугольной и служила главным убежищем феодала.
Пизанская башня. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.
Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.
Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Сейчас в портале находится ее копия, а оригинал – в музее собора (итал. )русск. производил свои известные опыты, связанные с законом свободно падающих тел, тем самым проверяя действие законов гравитации. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
Вместе с тем, были добавлены четыре новые колонны, подаренные Муссолини. Первая из них была проведена после опустошительного пожара 1595 года. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства.
За столом или у очага только синьор имел свое место. При сходной планировке оформление фасадов было различно. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Встречает посетителей баптистерий (крещальня). Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Пизанский собор с «падающей» башней и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль.
Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Результатом стало зарождение нового пизанского романского стиля.
Подвижный пюпитр держится на двух планках идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. В алтаре собора возвышается гигантская статуя Христа, а купол украшен изображением Пресвятой Девы, возносящейся на небеса. Италия. фото) наверху фронтона над апсидой на колонне стоит бронзовый гиппогриф (фантастическое существо с птичьими крыльями и клювом, лошадиными ногами и львиными лапами).
Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения.
В нижней части кафедры располагаются колонны, размещенные на львиных спинах. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.
Здание изначально было построено в виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в пересечении перекладин которого сооружён купол. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания.
Пиза, Флоренция, Венеция, контролировавшие торговлю всего Средиземноморья, стали активно конкурировать друг с другом. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой.
Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. В основе его планировки лежал практический расчет.
Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Но этот коллектив не был единым. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Люстру, висящую рядом с куполом собора, называют лампой Галилея (Lampada di Galileo). В X – XI вв. Результат исследований Терцаги показал чрезвычайно интересную картину. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Массивный портал украшает рельеф – картины на библейские сюжеты из жизни Спасителя. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ).
Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Пережила пожар и кафедра Джованни Пизано 1302-1310 годов.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Увенчать все сооружение колокольней Дж.
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Увенчать все сооружение колокольней Дж. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.
Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Наконец, окна образуют верхний ярус.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Фреска купола, представляющая вознесение Богородицы, была выполнена Риминальди.
Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. строительство собора продолжил мастер Райнальдо.
Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Церковь св. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Предположения австрийского профессора подтвердились. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Сами колонны происходят из мечети Палермо, завоёванной пизанцами в 1063 году.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Верхняя часть кафедры состоит из девяти новозаветных сцен (Благовещение, Избиение младенцев, Рождество, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие, две панели Страшного суда), вырезанных из белого мрамора и разделённых фигурами пророков. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В Пизу она попала, по-видимому, как военная добыча или дань.
Это один из самых нарядных романских храмов. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. От цепкого взгляда знатоков архитектуры не ускользнет несколько удивительных моментов.
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Готические аркады кладбища украшены фресками, на которых запечатлены преисподняя и Страшный суд. Отдельным штрихом является наличие камина. Для создания скульптур был использован белый мрамор. На облик собора также оказали влияние перестройки и восстановления различных времён. Также в замке находилась башня и бойница.
Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом».
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Так же как и окна, портал из — за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
Пожар разрушил три бронзовых портала XI века и их заменили двери. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, – правда, в схематичных и условных формах.
Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Строительство собора начал в 1063г.
Монастыри были сильнейшими феодалами. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. В нижней части кафедры располагаются колонны, размещенные на львиных спинах. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Мастер прекратил работу и исчез из города.
Его начал в 1153г. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Примером может служить всемирно известный архитектурный ансамбль (собор, баптистерий и кампанила или колокольня) в итальянском городе Пиза. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. На сегодняшний день, вершина Пизанской башни наклонена на 5, 3 м от центра.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Таким образом была обнаружена изохронность малых колебаний маятника. Но это означает, что 800 летняя башня останется "падающей".
Городской архиепископ лично контролировал работу, которая продолжалась несколько десятков лет. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Они придают устойчивость сооружению. Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей.
И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. По свидетельству Вивиани, первого биографа Галилео Галилея (достоверность данного свидетельства в настоящее время подвергается сомнениям), в 1583 г. 19-летний юноша Галилей, находясь в Пизанском соборе, обратил внимание на раскачивание люстры. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Только потом стало ясно видно, что Пизанская башня "падает" наклонившись к югу. Прогресс в конструкции каменных сводов и круговая аркада (сократившая толщину стены) открыли новые возможности в освещении и декоре храма, наиболее полно развившиеся позже, в архитектуре готики. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Первый камень в основание Пизанского собора был заложен в далёком 1063 году. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Итак, в XI-XII вв.
в Кампо-Санто. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.
Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет. Первоначальное ее назначение неизвестно. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. На восточной стороне собора (см.
В XVII и XVIII веках существенные изменения претерпел интерьер собора. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Именно в течение XI – XII вв. Оживление строительной деятельности началось лишь, когда миновал миллениум. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
фото), выполненная Джованни Пизано в 1302-1310 годах. Много раз предпринимались попытки спасти башню. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Пожар также пережила кафедра (итал. )русск. 3 (см.
Сейчас здесь установлена копия, а оригинал (см. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Здание в романском стиле, дополненное различными элементами, выглядело просто роскошно. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. После 1118г.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Обнаружено творение Пизано было лишь в 1926 году. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Интерьер собора подвергся существенным изменениям после пожара 1595 года. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Главной достопримечательностью баптистерия является мраморная готическая кафедра (амвон)– работы скульптора Никколо Пизано, законченная в 1260 году. Колоннада, опоясывающая второй этаж, состоит из колонн значительно меньшего размера. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Карлу Великому удалось поднять искусство и культуру в Западной Европе на новый уровень. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Во время одной из перестроек собора (предположительно, после пожара 1595 года) кафедра была разобрана и заново её обнаружили и собрали лишь в 1926 году. Пизанский гиппогриф (англ. )русск. ) перенесен в музей собора. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. Германия.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. В них хранилась церковная и монастырская утварь. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Она является самой большой металлической статуей, произведенной в мусульманском мире в Средние века и сохранившейся до настоящего времени. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Верхняя часть дверки скруглена. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. В настоящее время стены соборы отделаны белым и чёрным мрамором.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Естественно, он может быть более стройным. человек. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.
Внутреннее оформление и многочисленные мозаики соответствуют византийскому направлению. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Общая высота башни предполагалась 98 метров. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Просторные внутренние помещения отличаются роскошью и искусной отделкой. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. мастер Бускетто. Это статуя арабского производства X-XI века.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. И с тех пор оно занимает своё прежнее место в северной части храма.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Пизанский собор (Duomo di Santa Maria Assunta) является главным кафедральным собором города, возведен в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии в 11-13 веках. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Она представляет собой великолепный образец скульптуры средневекового периода.
Мозаика в апсиде (см. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору.
С того времени, как начались постоянные измерения башни в 1911 году, было зафиксировано, что вершина наклоняется на 1, 2 миллиметра в год. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а купол покрыт фресками.
К этому времени образовались почти все современные европейский государства. фото). Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Зеркала – шифоновая бронза.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Сейчас в куполе собора располагается другая люстра, а светильник, который мог видеть Галилей, перенесен в капеллу Аулла (итал. )русск.
Для создания скульптур был использован белый мрамор. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Cооружения романского стиля весьма разнообразны по типам, конструктивным особенностям и декору. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). Он явился образцом для многих других построек Тосканы. Но кампанилла продолжала «падать».
Единственная уцелевшая после пожара 1595 года средневековая бронзовая дверь собора изготовленная около 1180 года Бонанно Пизано (итал. )русск., располагалась позднее в портале Сан-Раньери (итал. )русск., в южном крыле трансепта (см. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Стены – венецианская штукатурка.
Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. Бускетто, вероятно, был выходцем из Греции.
Заключительной частью ансамбля является колокольня (кампанила) собора, знаменитая падающая башня, которая примыкает к его северо-восточному углу. Расположенный на Пьяцца дель Дуомо известной также как Площадь Чудес, комплекс из собора, колокольни (падающей башни) и баптистерия внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Из других достопримечательностей этого региона Италии также следует отметить Флоренцию, город уникальной архитектуры и удивительных культурных особенностей, таких, как «исторический футбол» кальчио также интересен находящийся на окраине города уникальный дворец в мавританском стиле Саммеццано. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). При сходной планировке оформление фасадов было различно. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля.
Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Вокруг самого замка были обычные жилища и служебные постройки.