Первая картина, о которой мы поговорим подробнее — работа Антонио ди Пуччио Пизано, прозванного Пизанелло (Пиза. Наличие на картине цветов водосбора (символ брака, но также символ смерти) привело к гипотезе, что Пизанелло написал портрет Джиневры после ее смерти, в 1440-х гг. Нанесён непоправимый ущерб мировой культуре, украдены 17 картин, среди них знаменитые шедевры работы Пизанелло, Андреа Мантенья, Беллини, Рубенса, Тинторетто, Джованни Франческо Карото.
Он много ездил (возможно, во Флоренцию как помощник Джентиле да Фабриано) и в Рим (где он заканчивал за ним фрески) и это расширило его кругозор. 1446) и Пьера Кандидо Дечембрио (1447-8)— не только государей, но и гуманистов. Профиль скомпонован более по-«медальерному», фон— не ковровый, а приглушённый. Но историческое место Пизанелло не столь однозначно. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов. Профиль и фон образуют единое декоративное целое, картина напоминает шпалеру. Но более поздние рисунки Пизанелло более глубоки, этому способствовало его непосредственное знакомство с идеями ренессансных гуманистов.
ginepro). Почти яростно утверждая реальность создаваемого им живописного образа, где сквозь призму традиционного сюжета, героев, ситуации отчетливо проступают очертания иного мира, более сложного и многопланового, Пизанелло в своем программном произведении приобщается к тому ренессансному «открытию мира», которое явилось определяющим признаком искусства новой эпохи. И доказательством тому в творчестве Пизанелло служат два портрета членов семьи Эсте и композиция «Мадонна со святыми Антонием и Георгием» из Национальной галереи в Лондоне – немногие дошедшие до нас живописные работы мастера, отразившие новые явления северо-итальянской художественной жизни.
А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло. В Риме он познакомился с памятниками античности и увидел портреты Джентиле и Мазолино. Ни в одном из них уже не встретить этого свежего порыва. К слову, медали составляют основную массу наследия Пизанелло. Георгий и принцесса» (14351438, Верона, церковь Санта Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Картины.
Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследовал от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто (например, Альтикьеро) и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. 1438– 1442) и «Явление Мадонны св. Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Это декорации надгробия Бренцони в церкви Сан-Фремо (самое раннее произведение Пизанелло), росписи церкви Сант-Анастазия в Вероне, где находится потрясающая фреска «Святой Георгий и принцесса» и, наконец, недавно открытый так называемый «Зал Пизанелло» в Мантуе.
Возможно, будучи в Павии и Мантуе в эти годы, он уже выступал как придворный портретист. В Верону он вернулся в 1433 году уже зрелым мастером с реалистичным пониманием портрета. этапом работы над живописным произведением.
Однако, равно возможно, что это был посмертно выполненный портрет наподобие «Баттисты Сфорца», написанной Пьеро делла Франческо (илл. В соответствии с традиционностью изобразительного решения и в образном строе «Видения св. Георгий и принцесса (1435–1438, Верона, церковь Санта Анастазиа) является прекрасным образцом стиля Пизанелло. Последний родился в 1393 году и, следовательно, был старше Пизанелло (если вообще допустить, что Пизанелло родился в 1397 году). Только красная краска со временем изменила цвет на мантии Марии и на одной из подушек.
В этой фреске Пизанелло изобразил (до 1422 года) сцену из жизни Оттона, сына Барбароссы. Виден в портрете и другой аспект личности модели— придворная рыцарская культура изысканная роскошь, турниры, строгий церемониал двора (типичные черты феодального общества).
В Верону он вернулся в 1433 году уже зрелым мастером с реалистичным пониманием портрета. В лондонском Святом Евстафии пейзаж поражает своим архаизмом: под самый верхний край картины, совсем как на миниатюрах XIV века, вздымаются заросли кустарника и травы и остается невыясненным, желал ли художник изобразить этим вертикальные стены нагромоздившихся мшистых скал или же горизонтальную поверхность поляны, видимую с птичьего полета. Георгий и принцесса» – это органичный сплав неисчерпаемой средневековой фантазии и ренессансной трезвости и объективизма, безграничного космоса средневековья и возрожденческой «энциклопедичности», поэзии рыцарского идеала и усложненного психологизма личности нового времени иррационального символизма и конкретизации извечных духовных ценностей. Отсутствие единого мнения в отношении хронологии «Видения св.
Пизанелло писал этот портрет, уже имя немалый опыт в медальерном искусстве и этот новый дух классически-героизированной интерпретации личности (который постепенно выступает в ранних медалях) отразился теперь и в живописном портрете. В период ок. Возможно, женщина, на рукаве которой вышита ваза, символ Эсте, — родная сестра Лионелло Джиневра, так как за отворот её платья заткнута ветка можжевельника (итал. Чтобы придать фантастическому рыцарскому представлению естественность и правдоподобие, он располагает предметы на изобразительном поле от натуральных по величине в нижней зоне до крошечных вверху. Его Мадонна в саду (Музей в Вероне) – очаровательный вариант темы, вошедшей в моду на севере в конце XIV века, поражающий, однако, своей технической отсталостью.
Близкую аналогию к этому портрету можно видеть в образе принцессы из «Святого Георгия и дракона» (1436-38, Санта Анастазия)— светлый профиль передан на фоне плотной зелени, с её рисунком перекликается узор платья и убора. В миниатюристической выписанности образов и деталей, в тщательном воспроизведении фактуры разных «материалов», в характере тончайшей позолоты сказывается органичная связь с традициями средневекового мастерства, когда художникам приходилось «превращаться в собственных. Этим Пизанелло и отличается от всех своих сверстников, в этом его одинокое величие. Орнаментированный символ ветки можжевельника (Juniperus vulgaris), вышитая на складчатом верхнем платье-безрукавке, кажется, укрепляет эту версию. джинепро), родная сестра Лионелла.
Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Вероятно, вырос и учился в Вероне, сформировался под влиянием североитальянских мастеров интернациональной готики Альтикьеро и Стефано да Верона («Мадонна с куропатками», около 1420 года, музей Кастельвеккьо, Верона роспись стены надгробия Н. Брендзони, 1426-1428 годы, церковь Сан-Фермо-Маджоре, Верона). галерея, Лондон). Антонио ди Пуччо ди Черрето, di Puccio di Cerreto) итал.
В очень плохом состоянии дошли незаконченные росписи изображающие воен. Первые сведения о нём как портретисте относятся к 1415-22 годам, когда он работал над росписью зала Большого совета в Палаццо Дожей в Венеции.
Евстафия», сохраненный в нем средневековый принцип «боязни пустоты», трактовка пространства, словно увиденного с высоты птичьего полета, геральдический характер некоторых мотивов (картуш, собака, преследующая зайца), столь непохожие на изобразительный строй фрески в Санта Анастазия, дают основание усомниться в правильности подобной датировки. Бенуа). Работая при дворе Лионелло дЭсте в Ферраре (1432, 1438, 1441–48), П. стал родоначальником медальерного искусства в Италии. А портрет Чечилии Гонзага (1447), наоборот, обнаруживает, связь с менее классической традицией женских портретов Пизанелло.
Евстафия» (ок. Герб и эмблемы модели убраны на реверс. В период около 1415-1422 годов сотрудничал с Джентиле да Фабриано, совместно с которым участвовал в создании росписей в Зале Большого Совета во Дворце дожей в Венеции (не сохранились). Будучи в Риме Пизанелло, подобно Джентиле да Фабриано, много зарисовывал антики.
Портрет Лионелло д39Эсте. Пизанелло вместе со своими нидерландскими сверстниками, братьями ван Эйк, первый настоящий реалист в полном смысле слова, на двадцать лет опередивший первого настоящего реалиста Флоренции, Пьеро деи Франчески, основной особенностью которого был также индифферентизм ко всему, что не есть простое воспроизведение видимости. Так, например, одним из символичных изображений служит группа льва, львицы и их детенышей в верхней правой части картины. Феррара по своей роскоши уподоблялась бургундскому двору периода «Осени Средневековья» и на протяжении всего Возрождения оставалась главным центром куртуазной культуры.
Девушка изображена будто в беседке. После его смерти вдова Изабета с сыном Антонио переехала в свой родной город — Верону. Наверняка он также встречался и с Леоном Баттиста Альберти и должен был знать его медальерный профильный автопортрет. Антонию Аббату и св.
с которым участвовал в создании росписей вЗале Большого Совета во Дворце дожей в Венеции (не сохр. ). Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы ещё с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследовал от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто (например, Альтикьеро) и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия.
В этот период созданы его наброски к портретам императора Сигизмунда и его приближенных (сам портрет императора написан неизвестным богемским мастером). Так, до сих пор, несмотря на все остроумные гипотезы и комбинирование найденных документов, совершенными загадками остаются две центральные фигуры раннего венецианского Ренессанса – Пизанелло и Якопо Беллини. Относительно Пизанелло мы даже не знаем, какое основание имел он носить прозвище Пизано (уроженец Пизы), назывался ли он Витторе или Антонио, когда и где он родился. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449).
Если в живописи он еще переходный мастер, то в медалях 1440-х годов— уже бесспорный портретист Возрождения. Причем маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках. С того момента, как в 1438 году он отлил свою 1-ю медаль (в честь императора Иоанна VIII Палеолога), пути развития живописного и медальерного портрета в его творчестве тесно переплетаются.
Ни в одном из них уже не встретить этого свежего порыва. Прелестны животные: припадающая к земле борзая, гордо выступающий верблюд, хорошо (и очень близко к Джентиле) нарисованные головы лошадей. Герб и эмблемы модели убраны на реверс3. С 1422 года регулярно выполнял заказы при дворе герцогов Гонзага в Мантуе (1424-1426, 1439, 1440-е годы). Этот новый антикизирующий идеал ляжет в основу всего медальерного стиля Пизанелло 1440-х годов. Одна в Вероне в церкви Санта Анастасия.
Виден в портрете и другой аспект личности модели— придворная рыцарская культура изысканная роскошь, турниры, строгий церемониал двора (типичные черты феодального общества). 1446) и Пьер Кандидо Дечембрио (1447-8)— не только государей, но и гуманистов. В Риме он познакомился с памятниками античности и увидел портреты Джентиле и Мазолино1. Будучи в Риме Пизанелло, подобно Джентиле да Фабриано, много зарисовывал антики. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур.
Ван Марле, Вентури и Колетти относят его к юношескому периоду Пизанелло. Из многих сделанных предположений здесь стоит упомянуть два. С того момента, как в 1438 году он отлил свою 1-ю медаль (в честь императора Иоанна VIII Палеолога), пути развития живописного и медальерного портрета в его творчестве тесно переплетаются.
Ощущению «выделения» фигур во многом способствует изобразительный язык фрески. Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло, но и в живописном портрете Лионелло можно уловить реминисценции классического идеала (трактованного образа Цезаря). Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло, но и в живописном портрете Лионелло можно уловить реминисценции классического идеала (трактованного образа Цезаря). В наследии Пизанелло важное место занимают рисунки.
Сант-Анастазия, Верона) широко использованы натурные штудии, сохранившиеся в составе т. н. Таким образом, да Дзевио можно считать скорее за отстающего подражателя. Меню. Конструктивность продуманных цветовых сопоставлений придают всем образам композиции особенную достоверность, предметность, осязательность – качества, свойственные только произведениям раннего Возрождения, где все окрашено пафосом открытия, уникально в своей первозданности и как бы заново «сотворено» кистью художника.
В Риме он познакомился с памятниками античности и увидел портреты Джентиле и Мазолино. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответи посвятил ему восторженную латинскую поэму. Декоративность живописи сочетается с непосредственными натурными наблюдениями в картинах «Видение святого Евстафия» (около 1438 – 1442 годы) и «Явление Мадонны святому Антонию Аббату и святому Георгию» (около 1435 – 1441 годы, обе – Национальная галерея, Лондон). Ему мало дела до героев, до событий, до идей.
Работал при дворах Гонзага, дЭсте, Висконти и Сфорца – от Милана до Неаполя. Пребывание в Риме и предполагаемое путешествие в Тоскану обогатило стиль Пизанелло ренессансными чертами, о чём свидетельствуют созданные в 1430-е годы портрет императора Сигизмунда I Люксембурга (Художественно-исторический музей, Вена) и «Мужской портрет» (Палаццо Россо, Генуя). Родился в семье суконщика Пуччо ди Джованни да Черетта.
Его медаль Джанфранческо I Гонзага (1439) по стилю ещё близка его живописи, но в последующих медалях (Никколо Пиччинино, Филиппо Мария Висконти, Франческа Сфорца 1441-42) намечается переход к новому пониманию портретного образа. Вероятно, вырос и учился в Вероне, сформировался под влиянием сев. -итал. В то же время его иск-во отмечено элементами нового худож. Этот тип, который закреплен в живописном портрете, прямо повторён мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447). Фреска «Св.
Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Из фресок, созданных Пизанелло сохранились лишь две. 1420, музей Кастельвеккьо, Верона роспись стены надгробия Н. Брендзони, 1426–28, ц. Сан-Фермо-Маджоре, Верона).
Георгию» (ок. После внезапной смерти Джентиле (1427) Пизанелло продолжил начатую им роспись базилики Сан Джованни ин Латерано (не сохранилась). Гуманистич. Можно говорить о том, что Пизанелло начал традицию заказного портрета Возрождения. Само существо его мировосприятия не меняется: он остается последовательным северо-итальянцем в стремлении «объять необъятное», вместив в одно произведение максимальную информацию об окружающем. Фресок и того меньше – всего три.
Затем Пизанелло работал в Вероне в 1420-х годах («Мадонна с куропаткой», фреска «Благовещение» из Сан-Фермо) и в этих работах видна его тесная связь с поздней готикой Милана (Микелино да Безоццо) и Вероны (Стефано да Верона). Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449). Евстафия» и фреской из Санта Анастазия.
Замкнутая небольшим пространством доски и одновременно лишенная пространственного единства, композиция рассыпается на отдельные элементы, объединенные по принципу «нанизывания» частей. Его медаль Джанфранческо I Гонзага (1439) по стилю еще близка его живописи, но в последующих медалях (Никколо Пиччинино, Филиппо Мария Висконти, Франческа Сфорца 1441-42) намечается переход к новому пониманию портретного образа. Антонио Пизанелло.
Ему мало дела до героев, до событий, до идей. Во фреске «Св. Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста. Из фресок, созданных Пизанелло сохранились лишь две. 1446) и Пьера Кандидо Дечембрио (1447-8)— не только государей, но и гуманистов.
Евстафия», обратившись к станковой живописи, он остается верен «неправдивой прелести условных схем» (А. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. После внезапной смерти Джентиле (1427) Пизанелло продолжил начатую им роспись базилики Сан Джованни ин Латерано (не сохранилась).
Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) – сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. Вместе с тем стилистические особенности «Видения св. Особенно проблематична ее датировка.
Феррара по своей роскоши уподоблялась бургундскому двору периода «Осени Средневековья» и на протяжении всего Возрождения оставалась главным центром куртуазной культуры. Он много ездил (возможно, во Флоренцию как помощник Джентиле да Фабриано) и в Рим (где он заканчивал за ним фрески) и это расширило его кругозор. Во всей фигуре его, в одних его крыльях, точно целиком списанных с натуры, с какой-то райской птицы, чувствуется нечто порывистое, рвущее, разрывающее – сила, которая должна невольно уничтожить все, до чего она ни прикоснется и взамен уничтоженного, следуя верховным законам, учредить новый порядок. Погибли и фрески исполненные знаменитым в свое время мастером в Неаполе и в Риме.
Профиль скомпонован более по-«медальерному», фон— не ковровый, а приглушённый2. В качестве свадебного подарка ещё в 1435 году художник послал Лионелло «Портрет Юлия Цезаря»— футляр в виде книги с крышкой, внутри которой находилась маленькая картина с изображением Цезаря на доске в золоченой рамке (не сохранился). С да Фабриано Пизанелло в 1409 — 1415 годах в Венеции работал над украшением Зала Большого совета во Дворце Дожей (оформление Зала погибло при пожаре в 1577 году).
Она была женой Лионелло дЭсте (см. Декоративность живописи сочетается с непосредственными натурными наблюдениями в картинах «Видение св. Пизанелло, также как и Джентиле, был выразителем уходящих в прошлое идеалов рыцарской жизни.
мастером натурной штудии, которая у него становится предварит. В качестве свадебного подарка ещё в 1435 году художник послал Лионелло «Портрет Юлия Цезаря»— футляр в виде книги с крышкой, внутри которой находилась маленькая картина с изображением Цезаря на доске в золоченой рамке (не сохранился). Вазон, вышитый на рукаве, является символом дома Эсте.
Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. Девушка изображена будто в беседке. В этот период созданы его наброски к портретам императора Сигизмунда и его приближенных (сам портрет императора написан неизвестным богемским мастером). В большинстве сведений указан неизвестный веронский художник начала XV века, а последние исследования говорят нам, что Мадонна с младенцем в Музее Рима — это работа веронца Джованни Бадиле (до живописи Пизанелло его мастерская не дотягивает). Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок.
Возможно, будучи в Павии и Мантуе в эти годы, он уже выступал как придворный портретист. После смерти Джентиле (1427 год), который завещал Пизанелло свои рабочие инструменты, Пизанелло закончил начатые им росписи в церкви Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме (1431-1432 годы, не сохранились). Сохранилась большая группа рисунков круга обоих художников, где классические мотивы римских саркофагов трактованы еще с заметной готической стилизацией интерес к ним был унаследовал от поверхностного «классицизма», который бытовал среди художников позднего треченто (например, Альтикьеро) и простодушного любопытства ломбардских готических рисовальщиков-собирателей. Профиль скомпонован более по-«медальерному», фон— не ковровый, а приглушенный. Вторая — незавершённая роспись так называемого «Зала Пизанелло» (одного из залов Палаццо Капитано в Мантуанском дворцовом корпусе) на тему средневековых легенд о короле Артуре и его рыцарях.
Однако и под этой сдержанностью всегда просвечивает страстное желание вырвать у природы секрет жизни. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответи посвятил ему восторженную латинскую поэму. В Милане еще в конце XIV века работал лучший художник своего времени, Микеле из Бизускио, возможный автор поразительных жанровых картин в палаццо Борромео здесь же протекала деятельность и скульптора-живописца Джованни ди Грасси (умер в 1398 году), от которого сохранился (в Берлине) поразительный альбом этюдов (преимущественно, животных), достойно предвещающий знаменитый альбом Валларди Пизанелло (в Лувре) наконец, в Милане же работало множество художников над колоссом собора – все подчиненные одному художественному порядку, одному стилю.
Гуманистические представления о человеке особенно полно раскрылись в портретах «Принцесса из дома дЭсте» (около 1435 – 1440 годы, Лувр, Париж) и Лионелло дЭсте (1441 год, Академия Каррара, Бергамо создан в состязании с Я. Беллини). После смерти Джентиле (1427), который завещал П. свои рабочие инструменты, П. закончил начатые им росписи в ц. Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме (1431–32, не сохр. ). С 1422 регулярно выполнял заказы при дворе герцогов Гонзага в Мантуе (1424–26, 1439, 1440-егг. ). Его живописное наследие состоит в основном из парадных портретов. художник, график, медальер. В Ферраре он сблизился с Гуарино да Верона, которому подарил «Святого Иеронима», а тот в ответи посвятил ему восторженную латинскую поэму. 1441.
Фреска Св. До нас дошло это изящное и ценное произведение начала XV века в хорошем состоянии. Авторство Пизанелло было определено лишь в середине 1960-х годов. Италии.
Георгий и принцесса» (1436–38, капелла Пеллегрини вц. Обычно с одной стороны медали (на аверсе) помещали профильное изображение головы заказчика в окружении девиза, а с другой (на реверсе) – сцену, прославляющую одну из добродетелей или демонстрирующую одно из его славных деяний. илл.
Работал также в Милане, Павии (росписи в замке Висконти, не сохранились), при дворе короля Альфонса V Арагонского в Неаполе (1448-1449 годы). Возможно, будучи в Павии и Мантуе в эти годы он уже выступал как придворный портретист. Евстафии» одно из позднейших произведений Пизанелло. Пьеро делла Франческа. 1435–1440, Лувр, Париж) и Лионелло дЭсте (1441, Академия Каррара, Бергамо создан в состязании с Я. Беллини).
Предполагают, что в 1440 году, когда ей было двадцать два года, он ее отравил. Причем маленькие медальерные портреты легко воспроизводились в крупных рисунках. Его живопись близка к изображениям с готических гобеленов. Именно в это время и создается большинство его работ. Те картины, которые принадлежат ему с наибольшей достоверностью (Мадонна в саду, Поклонение волхвов, Мадонна в римской галерее Колонна и, наконец, великолепные ангелы с бандеролями в веронском Сан-Фермо), относятся к тому времени, когда Джентиле уже закончил свои работы в Венеции и уехал во Флоренцию, а Пизанелло (даже если принять 1397 год) было лет тридцать. Восхитительные картины Стефано стоят, во всяком случае, очень близко к немецкому и французскому стилю.
Вторая— незавершённая роспись так называемого «Зала Пизанелло» (одного из залов Палаццо Капитано в Мантуанском дворцовом корпусе) на тему средневековых легенд о короле Артуре и его рыцарях. Герб и эмблемы модели убраны на реверс.
Пизанелло пишет принцессу в профиль, с лёгким поворотом плеч, взяв композицию франко-бургундского круга но не показывает, в отличие от них, рук и вместо нейтрального фона даёт сложный декоративно-пейзажный мотив. Соединенные вместе и нисколько не утратившие непосредственной остроты натурных зарисовок, они образуют подобие плоскостного ковра, лишенного того организующего стержня, который обобщил бы в едином органическом синтезе массу живо подмеченных мотивов реальности, явившихся завоеванием северо-итальянского «эмпирического реализма». В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трех медалях Альфонсо V Арагонского (1449).
Этим Пизанелло и отличается от всех своих сверстников, в этом его одинокое величие. этапом работы над живописным произведением. Евстафия» и связанные с ним другие спорные вопросы объясняются отчетливо сказывающейся в этой работе двойственностью. Стиль этот был северный, готический, основанный на непосредственном изучении натуры, вполне родственный тому искусству, что выработалось по ту сторону Альп и тем формулам живописи, с которыми мы познакомились в миниатюрах часослова Шантильи и в картинах братьев ван Эйк. Не зря его считают первооткрывателем этой техники. СигизмундаI Люксембурга (Худож. -историч. Пизанелло умер в Риме в 1455. Естественно им захотелось также иметь и собственное изображение на медали, ведь это бы подчеркивало их знатность и древность рода, вот таким образом многие художники выполняли такие заказы.
Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Близкую аналогию к этому портрету можно видеть в образе принцессы из «Святого Георгия и дракона» (1436-38, Санта Анастазия)— светлый профиль передан на фоне плотной зелени, с её рисунком перекликается узор платья и убора. 1415–22 сотрудничал с Джентиле да Фабриано, совм. В основе этих портретов лежат произведения древнеримского медальерного искусства. О тесной связи «Видения св. Можжевельник также рекомендовали как средство защиты от ранней смерти.
Затем Пизанелло работал в Вероне в 1420-х годах («Мадонна с куропаткой», фреска «Благовещение» из Сан-Фермо) и в этих работах видна его тесная связь с поздней готикой Милана (Микелино да Безоццо) и Вероны (Стефано да Верона). мастеров интернациональной готики Альтикьеро и Стефано да Верона («Мадонна с куропатками», ок. Он много ездил (возможно, во Флоренцию как помощник Джентиле да Фабриано) и в Рим (где он заканчивал за ним фрески) и это расширило его кругозор. После его смерти, вдова Изабета с сыном Антонио переехала в свой родной город — Верону. П. был преим. Мадонна с младенцем (в Музее Дворца Венеция в Риме) имет такие сходства с Мадонной Пизанелло, что до сих пор некоторые тоже считают её работой Пизанелло 1414-1424 гг. Пик активной творческой деятельности приходится на так называемый «феррарский период», когда он переехал после изгнания в Феррару.
Композиционное решение фрески «Св. Работая при дворе Лионелло дЭсте в Ферраре (1432, 1438, 1441-1448 годы), Пизанелло стал родоначальником медальерного искусства в Италии. И если в «Св. Во фреске «Святой Георгий и принцесса» (1436-1438 годы, капелла Пеллегрини в церкви Сант-Анастазия, Верона) широко использованы натурные штудии, сохранившиеся в составе так называемого Кодекса Валларди (Лувр, Париж).
и рыцарские сцены в Палаццо Дукале вМантуе (ок. Подобные собрания были в собственности у различных фамилий, например, одну из лучших коллекций столичный зритель мог увидеть этим летом на выставке Медичи в Кремле. В очень плохом состоянии дошли незаконченные росписи изображающие военные и рыцарские сцены в Палаццо Дукале в Мантуе (около 1447 года), тем не менее являющиеся самым масштабным из сохранившихся произведений Пизанелло. Именно вот таким образом столь напряженно активен во фреске первый план. Наконец, в фоне своих двух знаменитых профильных портретов мастер изображает густые садовые заросли, опять-таки не открывая никакого просвета.
Евстафия» с передовыми тенденциями в кватрочентистской живописи, в целом это удивительное «царство заколдованных животных» отграничено от нее рядом традиционных условностей. Пизанелло писал этот портрет, уже имя немалый опыт в медальерном искусстве и этот новый дух классически-героизированной интерпретации личности (который постепенно выступает в ранних медалях) отразился теперь и в живописном портрете. Одним их первых как раз и был Пизанелло. После внезапной смерти Джентиле (1427) Пизанелло продолжил начатую им роспись базилики Сан Джованни ин Латерано (не сохранилась).
музей, Вена) и«Мужской портрет» (Палаццо Россо, Генуя). Виден в портрете и другой аспект личности модели— придворная рыцарская культура изысканная роскошь, турниры, строгий церемониал двора (типичные черты феодального общества).
В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трех медалях Альфонсо V Арагонского (1449). Будучи в Риме Пизанелло, подобно Джентиле да Фабриано, много зарисовывал антики. Заказчик изображен в профиль и по плечи. В них сочетается индивидуализация портретной характеристики с растущей героической «антикизацией» образа, которая достигает кульминации в трех медалях Альфонсо V Арагонского (1449). После Пизанелло ни один другой мастер медальерного искусства не достигал такого мастерства в построении композиции и столь блестящей лаконичности и ясности (например, медаль в честь Лионелло дЭсте, 1444, бронза, литьё). Одни выводы можно сделать, если допустить, что Пизанелло был еще ребенком, когда в Венецию для росписи дворца дожей прибыл умбриец Джентиле да Фабриано и абсолютно другие – если он к этому (1314. ) году был уже двадцатилетним молодым человеком или даже зрелым художником.
В наследии П. важное место занимают рисунки. В качестве свадебного подарка еще в 1435 году художник послал Лионелло «Портрет Юлия Цезаря»— футляр в виде книги с крышкой, внутри которой находилась маленькая картина с изображением Цезаря на доске в золоченой рамке (не сохранился). 1435– 1441, обе– Нац.
представления о человеке особенно полно раскрылись в портретах «Принцесса из дома дЭсте» (ок. Феррара по своей роскоши уподоблялась бургундскому двору периода «Осени Средневековья» и на протяжении всего Возрождения оставалась главным центром куртуазной культуры.
Пизанелло. Мужской профильный портрет из Палаццо Россо в Генуе, скорее всего, его работы, дошел с большими утратами и смытостями, но сохранил общий декоративный эффект ранних профильных портретов. Несомненно, Пизанелло писал и другие живописные портреты, но ни одни из них не сохранился. Родился в семье суконщика Пуччо ди Джованни да Черетта.
Но его галерея медалей включает изображения Витторино да Фельтре (ок. В Милане еще в конце XIV века работал лучший художник своего времени, Микеле из Бизускио, возможный автор поразительных жанровых картин в палаццо Борромео здесь же протекала деятельность и скульптора-живописца Джованни ди Грасси (умер в 1398 году), от которого сохранился (в Берлине) поразительный альбом этюдов (преимущественно, животных), достойно предвещающий знаменитый альбом Валларди Пизанелло (в Лувре) наконец, в Милане же работало множество художников над колоссом собора – все подчиненные одному художественному порядку, одному стилю.
Наверняка он также встречался и с Леоном Баттиста Альберти и должен был знать его медальерный профильный автопортрет. Каждая деталь выписана столь же тщательно, как в натурных зарисовках Пизанелло с изображениями животных, птиц, голов и фигур. Евстафия» (Лондон, Национальная галерея), открывающая новые грани художественного опыта мастера.
С да Фабриано Пизанелло в 1409 — 1415 годах в Венеции работал над украшением Зала Большого совета во Дворце Дожей (оформление зала погибло при пожаре в 1577 году). Эволюция живописных портретов, вероятно, шла сходным образом. Ему подчинены формально разнообразные сюжетные мотивы, включенные в образную ткань композиции, а пейзажно-архитектурный фон, сам по себе столь привлекательный для каждого северо-итальянца, низведен до роли «задника», перед которым развертывается основное действие. Идейная и художественная специфика позднего портрета Пизанелло, по мнению Гращенкова, особенно непосредственно отразилась в его последней работе— портрете Иниго дАвалоса (1449).
В обобщённом рисунке чеканного профиля соединяется эстетика портрета, выработанная в республиканской Флоренции, с гуманизированной эстетикой придворного портрета. портрет имп. имя и фам. видения– интересом к человеку. В отличие от таких тосканских художников, как Мазаччо и Андреа дель Кастаньо, Пизанелло мало интересовался недавно изобретенными приемами перспективных построений, ценя точность в передаче деталей более, чем их согласованность в рамках единой композиции.
Между тем, вопрос о годе рождения Пизанелло далеко не праздный. «Св. 1447), тем не менее являющиеся самым масштабным из сохранившихся произведений П. Работал также в Милане, Павии (росписи в замке Висконти, не сохр. ), при дворе короля АльфонсаV Арагонского в Неаполе (1448–1449). Живописное творение Пизанелло сводится теперь к названной фреске в Сан-Фермо, к несколько более поздней фреске в веронской церкви Санта-Анастазии (фрагмент украшения над аркой одной из капелл алтарной стены изображающий святого Георгия, побеждающего дракона парная этой фреске часть изображала святого Евстафия), к портрету Лионелло дЭсте в Бергамском музее, к портрету Джиневры дЭсте в Лувре, к Святому Евстафию в Лондонском музее и, наконец, к ее рисункам в Лувре, в Вене и в других собраниях. Отказавшись от идеи расчленить живописную материю цикла на отдельные сцены, которая, по суьи дела, была попыткой придать структуре мантуанской декорации рационалистическую основу, родственную перспективной системе, Пизанелло оказался перед задачей создания единого панорамного окружения. Однако и о Дзевио мы имеем лишь самое приблизительное представление.
ПИЗАНЕЛЛО (Pisanello наст. Отдельное внимание стоит уделить и графическому наследию мастера. Просыпается художественная жизнь Венеции. Таким образом, контакты с гуманистами прямо сказались в медальерном искусстве Пизанелло, но и в живописном портрете Лионелло можно уловить реминисценции классического идеала (трактованного образа Цезаря).
В свою очередь, это явление способствует развитию чисто светского искусства. Затем Пизанелло работал в Вероне в 1420-х годах («Мадонна с куропаткой», фреска «Благовещение» из Сан-Фермо) и в этих работах видна его тесная связь с поздней готикой Милана (Микелино да Безоццо) и Вероны (Стефано да Верона). Этот тип, который закреплен в живописном портрете, прямо повторен мастером в свадебной медали Лионелло дЭсте (1444), затем развиваясь в медалях Сиджизмондо Малатеста (1445), Доменико Новелло Малатеста (1445), Лодовико Гонзага (1447).
Профиль и фон образовывают единое декоративное целое, картина напоминает шпалеру. Кодекса Валларди (Лувр, Париж). Причем виды животных у художника варьируются от домашних до абсолютно экзотичных.