Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Рубенс всегда заключал с заказчиком договор, в котором оговаривалась желаемая сумма, размер картины и её сюжет. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ). Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме.
Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
В 1620-е гг. Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
Рубенс, Питер Пауль – нидерландский художник, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж).
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»).
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Также Рубенс создал множество портретов.
Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображениюИзображение — предмет, рисунок изображающий кого или что-либо зрительное воспроизведение чего-либо. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Рубенс заботился о своих авторских правах. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Соперничество кончилось трагедией. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Коллекционирование монет началось с 14 века. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Слева на картине виден замок Стен, написанный так же любовно, как и последние портреты жены и детей художника, сделанные приблизительно в то же время.
В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Действительно, в женских изображениях Рубенса в круг вписаны линии живота, бёдер и ножных икр при этом данное правило не действует при изображении груди. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598.
В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». manierismo, от maniera — манера, стиль) — направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Соответствует вавилонскому Таммузу. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Собственно же переговоры начались абсолютно неудачно, поскольку король, несмотря на огромное расположение к художнику и уважение к его статусу, не желал идти на уступки даже в мелочах. По его поручению в 1603 посетил Испанию. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную.
Отпевание состоялось 2 июня. После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Слаженная команда выполняла множество заказов от аристократов, включая работу «История Марии Медичи» для королевского дворца Франции. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены, умершей в 1626 году.
Оттиски также называют гравюрами. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены.
«Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. 1594-1598). По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Художник выполнил множество копий с шедевров великих итальянских мастеров: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо и эта работа довольно сильно повлияла на формирование художественного вкуса и техники Рубенса. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Доброклонский и Н. Н. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. В Риме он общался почти исключительно с фламандцами, жил в нидерландском квартале, но никогда не принимал участия в буйных развлечениях и держался наособицу. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный.
Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Луки214. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Возможно, это труды Сенеки. Нумизматика как наука возникла в 18 веке.
Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Фигуры супругов изображены в одинаковом размере и рядом, что может означать равноправное их положение. Новаторство этого портретного изображения состоит в том, что до сих пор в портретном жанре не изображались фигуры в столь непринуждённой и свободной позе. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Подобно академистам и импрессионистам XIX века, они противопоставляли линию и рисунок цвету. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Большинство этих работ не свободно от некоторой нарочитости поз и жестов, пестроты колорита.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден).
С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. А над ним сияющая богиня славы.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Картина была подписана обоими художниками104. Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130.
В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
1620, Эрмитаж). Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». молодой жены становится лейтмотивомЛейтмотив доминирующее начало в деятельности человека, в цепи событий.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки.
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. искусства). В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. Речь шла о «Воздвижении креста». Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
1638), одной из трех граций (ок. Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. В них начисто отсутствует мистика.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Ян Рубенс продолжал исполнять обязанности юриста, не оставлял он и симпатий к кальвинизму, что выражалось, в частности, в том, что он не ходил к мессе. Тела не смуглые, как было принято в итальянском искусстве и не молочно-белые, как во фламандской традиции, а решены в розовой, янтарной и терракотовой гамме. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
Пробыв пажом чуть более года, Рубенс решительно заявил матери, что намерен учиться живописи. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни. Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». По Н. А. Дмитриевой, Рубенс— один из художников, которого следует воспринимать в оригинале, а не в репродукции. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Никулин.
В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Население 2, 1 млн.
Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. Художник увлекся новым жанром — портретом. А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии" (Л. Д.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Не гнушался он и заказами от скульпторов: в частности, Лукас Файдербе все свои статуи создал по эскизам и моделям Рубенса. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. создал свою мастерскую. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте.
Большую долю его творчества заняли и различные пейзажи. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. человек (2004). Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. В 1620-е гг. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам».
Но Рубенс никогда не был педантом. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные34. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. С наслаждением писал местные пейзажи.
Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино. Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
Лекуре, «доходило до угодничества». Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. К 19 мая 1622 года была готова концепция предстоящей работы, что вызвало сильное недовольство в художественном мире Парижа, был даже запущен слух о смерти Рубенса, который он опровергал лично156.
Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 году. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч. национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ). В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. км, население 58, 1 млн человек (2007).
Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». 1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Карлу Борромео). его творчества. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей.
В частности, были убраны бойницы. Это дает ему право работать самостоятельно, но еще два года Питер Пауль оставался в мастерской ван Веена, участвуя в подготовке к торжественному въезду в Антверпен новых испанских правителей – эрцгерцога Альберта и его супруги Изабеллы. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
В картинах этой серии представлена вся жизнь Марии Медичи, начиная от рождения и кончая примирением с сыном в 1625 году. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. с мантуанскими друзьями», ок.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал.
Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид).
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Брак был заключён с большой поспешностью.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).
В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). В 1589 году Питер Рубенс переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Уже в первые годы пребывания Питера Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник. Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
1630-1640, Музей истории искусств, Вена). Игнатия (ныне посвящённой св.
В числе его друзей, постоянно посещавших дом, был бургомистр Антверпена Николас Рококс, государственный секретарь Гевартс, Бальтазар Моретус— глава третьего поколения семьи издателей, а также бывавшие в городе учёные-иезуиты. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Питер Рубенс картины которого украшали множество дворцов знати. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – знаменитый фламандский художник, происходил из старинной семьи антверпенских граждан его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи».
15 сентября художник прибыл в Мадрид. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Рубенс прихватил с собой несколько картин, но очень спешил: не стал заезжать в Париж и в Прованс к Пейреску, единственным исключением стала его двухдневная поездка к осаждённой Ла-Рошели. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Луки. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Возникли в 15-16 веках. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Детальное изучение и самостоятельное копирование шедевров ренессанса и античности выработали его индивидуальную манеру и стиль творчества, помогли закрепить полученные знания. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. и художником королей.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской.
К 1630-м гг. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ). Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. А ведь оно только одно из многих.
Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Соответственно, философ был помещён в самый центр композиции, а на его последнюю научную работу намекал бюст Сенеки. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Площадь 301 тысяч кв. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Оба семейства были зажиточными, владели недвижимостью, но, судя по всему, абсолютно не интересовались культурой и искусством.
В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Среди них такие ученые-классики, как Никола Пейреск, Каспар Шиопиус и французский гуманист Пьер Дюпюи. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20. Рубенс спроектировал 5 триумфальных арок, 5 театров, несколько грандиозных портиков, включая 12-рядный, посвящённый 12 германским императорам. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. («Камеристка», около 1625).
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября.
На заднем плане в окне виден пейзаж. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Зиму 1606 года он провёл с братом в Риме, в квартире на виа делла Кроче, где тяжело заболел плевритом, но сумел оправиться благодаря попечению фламандского врача Фабера56. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Характерные для барокко приподнятость, патетикаПатетический — страстный, взволнованный исполненный пафоса., бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений.
Но Идас камнем сразил Полидевка. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Губерта, Диану на охоте и подобное. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Рубенс отказался от пёстрых, локальных красок тона теперь мягко перетекают один в другой, смягчаются контрасты светотени. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). После смерти отца в 1589 году мать Питера с детьми вернулась в Антверпен, где мальчик окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые.
За последнее десятилетие жизни, как считают, Рубенс написал несколько десятков пейзажей на открытом воздухе, большая часть из которых не сохранилась. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Любимов). По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Особой лиричностью и романтизмом обладали написанные им интимные портреты. В 1629 году он побывал в Англии. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.