В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Какого мастерства мог достигать тогда Питер Пауль Рубенс в драматически-подвижных изображениях, показывают «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых многое напоминает Микеланджело и Караваджо. С 1589 года семья Рубенсов переезжает в Антверпен и Питер Пауль становится пажом инфанты Фландрии Изабеллы. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу.
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Значение творчестваПитера Пауля Рубенса в европейском искусстве велико. В мае 1600 года Питер Пауль отправился в обетованную страну художников. Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте).
30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Карлу Борромео). Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, но остался у Вениуса и не стал открывать собственную студию.
античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ).
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ).
Отпевание состоялось 2 июня. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков).
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40, Музей истории искусств, Вена).
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению.
В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Своеобразной особенностью Рубенса-личности и Рубенса-художника была его нелюбовь к портретам. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. 12 мая 1635 года был подписан нотариальный акт о приобретении Рубенсом поместья Стеен в Элевейте. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама.
Тематика произведений этого времени многообразна. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Рубенс заботился о своих авторских правах.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. В 1625г. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. В 1628г. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. человек (2004).
Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. В 1621г.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена.
В частности, были убраны бойницы. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). Обращаясь к темам античной и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой.
в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Соответствует вавилонскому Таммузу. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151.
А над ним сияющая богиня славы. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник.
О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. В 1629г. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи (История Марии Медичи, около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и др. ). СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ).
Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. монументальные религиозные композиции идущие стилистически в русле барокко (Водружение креста, около 1610-11 и Снятие со креста, около 1611-14, – обе в соборе Онзеливе-Врауэкерк, Антверпен), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. («Камеристка», около 1625).
Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.
Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Основной путь получения образования — обучение и самообразование. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные художники – А. ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально- декоративные композиции. Он никогда не работал на пленэре и не воссоздавал некий конкретный ландшафт, вот таким образом его работы рассматриваются как обобщённый образ сельской Фландрии с её природной стихией и простыми радостями поселян. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В них как бы возрождается вновь бунтарский демократический, свободолюбивый дух искусства эпохи Нидерландской буржуазной революции XVI в. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Персей и Андромеда, начало 1620-х гг., – обе в ГЭ Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен).
Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бургеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. В 1630-х гг. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Брак был заключён с большой поспешностью.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». В Европе возникла на рубеже 14-15 веков.
и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты.
Возможно, это труды Сенеки. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица122. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие6. относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград).
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Игнатия (ныне посвящённой св. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость (Елена Фаурмент с детьми, около 1636, Лувр Три грации, 1638-40, Прадо Вакх, около 1638-40, ГЭ). Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности.
Никулин. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. В 1620-е гг.
Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. По его поручению в 1603 посетил Испанию. Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Коллекционирование монет началось с 14 века. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В 1581 году Рубенсы смогли вернуться в Кёльн, сняв большой дом на Штернегассе, который впоследствии был резиденцией Марии Медичи. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-35, – оба в ГЭ).
Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Площадь 301 тысяч кв. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Губерта, Диану на охоте и подобное. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
В картинах этой серии представлена вся жизнь Марии Медичи, начиная от рождения и кончая примирением с сыном в 1625 году. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображениюИзображение — предмет, рисунок изображающий кого или что-либо зрительное воспроизведение чего-либо.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. В марте 1603 г. герцог направил его с посольством в Испанию. Тем не менее, Рубенс написал портреты короля и его брата кардинала Фердинанда, королеву инфанту Марию-Терезию и так далее185. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Эта же комната служила и личным кабинетом. Патрон признавал его высочайшее дарование и позволял ощущать себя мэтром: например, только он был допущен к чтению итальянских дневников Рубенса с описанием его впечатлений и технических находок. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Наряду с поэтическими пейзажами (Пейзаж с заходом солнца, 1635-40, Пейзаж с замком Стен, около 1636, – оба в Национальной галерее, Лондон) он писал сцены деревенских празднеств исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности (Кермесса, около 1635-36, Лувр), вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. с мантуанскими друзьями», ок. Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание. Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В глазах Рубенса и его окружения античность была эпохой наивысшего расцвета цивилизации, с которой надо соразмеряться и подражать ей. и художником королей.
Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. В них начисто отсутствует мистика. Рано обратившись к живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591-94), О. Вениуса (ван Вена около 1594-98). Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Оттиски также называют гравюрами. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Вскоре после этого он приобрел поместье с замком Стен и поселился в нем со своей молодой женой. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов. Картина была подписана обоими художниками104. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды изысканным сдержанным колоритом. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. В инвентарном списке учтено 314 картин, не считая незаконченных или почти законченных произведений самого Рубенса225. В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера.
национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ). Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Что касается внешнего сходства и внутреннего мира их Рубенс, в отличие от других великих мастеров, например Веласкеса, Гойи или Серова, показывал не так глубоко. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр).
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
После того, как в том же году умерла Анна Саксонская, род Нассау отказался от преследования семьи Рубенсов. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус.
В ноябре, совершив краткую поездку в Париж, Рубенс отправился вручать проданное Бэкингему художественное собрание. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. В переписке и документах упоминаются его картины, несколько работ было в доме его матери и она очень гордилась ими. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен.
Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой.
Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Все они без исключения были одобрены заказчиками и цензорами, несмотря на откровенно мирские художественные решения. Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. На заднем плане в окне виден пейзаж. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. галерея Медичи в Лувре). Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Рубенс не желал прослыть в амплуа придворного портретиста, его влекли более крупные, монументальные формы творчества. (А. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Рубенс Питер Пауль, точнее Рюбенс (Rubens) (1577-1640), фламандский художник.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Население 2, 1 млн. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 году. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.
Речь шла о «Воздвижении креста». Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника – Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-40, Музей истории искусств, Вена) иногда изображённой в виде мифологических персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Возникли в 15-16 веках. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч.
При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Художник увлекся новым жанром — портретом. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. В марте 1571 года Ян Рубенс был арестован за незаконную связь и провёл два года в заключении в Дилленбурге, а после суда был сослан в небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Пейреск тогда заметил, что картоны могут попасть в руки завистников, которые снимут с них копии.
Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона.
В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. В 1620-е гг.
Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). 1638), одной из трех граций (ок.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне.
Любимов). Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). Неизвестно, откуда у Питера оказались деньги на заграничную поездку— возможно, он выполнил некий заказ в Антверпене или продал некоторые свои работы.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. А ведь оно только одно из многих.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них.
В 1622г. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. В 1629 году он побывал в Англии. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Лекуре, «доходило до угодничества».
После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. км, население 58, 1 млн человек (2007). Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Это отвечало эстетическим потребностям самого Рубенса, который не хотел жертвовать разнообразием фигур и колористических сопоставлений. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Женитьба Рубенса в 1630 году на шестнадцатилетней Елене Фаурмент стала новым этапом его жизни исполненным безмятежного семейного счастьяСчастье — состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). К 1630-м гг. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В 1605году брат Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко.
Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.
Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину. его творчества. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид).
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Эта картина, с рельефной проработкой фигур, является у Рубенса одной из самых классицистских117.
Но Рубенс никогда не был педантом. Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. 1620, Эрмитаж). Вместе с тем в них пробиваются (главным образом в трактовке отдельных образов) черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». 1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок.
Доброклонский и Н. Н. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Середина 1610-х гг. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
В мастерской Рубенса были написаны 39 полотен, сделаны чертежи и модели фасада и внутреннего скульптурного убранства. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц106. Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык.
Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. 1594-1598). Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций. 1630-1640, Музей истории искусств, Вена). В 1620-е гг. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса). Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. писали картину на большом холсте, который он потом проходил кистью или сам исполнял наиболее важные места". «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. искусства).
Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Луки.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др. ). К ним он присовокупил и свои полотна.
1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Родился в семье юриста. В 1600-08 жил в Италии (Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Из Антверпена он вдоль Рейна последовал во Францию, посетил Париж, а далее направился в Венецию. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Нумизматика как наука возникла в 18 веке. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п. ). Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом в ознаменование въезда в Антверпен нового правителя Фландрии Фердинанда (1634-35, ГЭ, ГМИИ). В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте (Брабант). Современникам казалось неуместным помещение олимпийских богов там, где было бы достаточно авторитета церкви. Франс Снейдерс в течение 30 лет писал для полотен Рубенса животных, цветы и плоды в завещании великого фламандца Снейдерс был назначен распорядителем его имущества99. Луки214. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.